Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Установка на отставание

Создается впечатление, что успех наших авиакосмических сил в Сирии подействовал как снотворное на тех, кто определяет стратегию развития авиадвигателестроения. ОДК находится в режиме «догонки» новых самолетов. О перспективных разработках мало что известно.

Виктор Чуйко правильно отмечает проблемы отечественного авиационного двигателестроения («Моторы с тягой к Украине»). Но чувствуется, что статус президента АССАД не дает возможности назвать ряд причин, мешающих отрасли вернуться на лидерские позиции в мире.

К примеру, как мы распоряжаемся поистине золотым фондом управленцев, прекрасно работающих как в мобилизационной, так и в рыночной экономике. Один из них – Юрий Елисеев. Он начал свою трудовую деятельность в ММПП «Салют» с 1975 года, пройдя путь от слесаря механосборочных работ до генерального директора. В настоящее время Юрий Елисеев – исполнительный директор и член совета директоров ПАО «Металлист-Самара». Представляется, что его потенциал востребован не в полной мере. Стоит напомнить, что он одним из первых начал консолидацию предприятий отрасли. При формировании НПЦ газотурбостроения «Салют» в его состав было включено ОМО им. П. И. Баранова, которое в то время находилось в незавидном положении. ММПП «Салют» оказало реальную помощь в восстановлении предприятия, в том числе передало станки, а также часть работ по выполнению своих заказов. Сегодня в цехах ОМО им. П. И. Баранова установлено оборудование, которого нет больше в России, что позволяет освоить технологии, используемые только «Роллс-Ройсом». Таким профессионалам, как Юрий Елисеев, можно доверять и более ответственные посты.


В этой связи интересно понять, какие люди управляют отраслью и какое в ней место Объединенной двигателестроительной корпорации?

ОДК – «дочка» Ростеха, входит в состав авиационного кластера. Его работой руководит Анатолий Сердюков, экс-министр обороны, а с 2015 года – индустриальный директор. Он входит в совет директоров ОДК и возглавляет два комитета: по кадрам и вознаграждениям, а также по стратегии. Кроме того, Сердюков включен в советы директоров всех крупных предприятий отрасли, в том числе «Авиадвигатель», «ОДК-Пермские моторы», НПЦ газотурбостроения «Салют», ММП им. В. В.Чернышева, УМПО, «Кузнецов» (а также Росвертола, «Вертолетов России», Казанского вертолетного завода).

Убытки и нехватки

Вклад ОДК в консолидированную выручку Ростеха составил в 2014 году 17 процентов, в 2015-м – 19 процентов. Доля в общей численности работников госкорпорации – около 20 процентов. То есть ОДК по темпам роста выручки опережает другие холдинги Ростеха, а по производительности труда чуть отстает от среднего значения.

Установка на отставание


Консолидированным финансовым результатом деятельности ОДК является чистый убыток, который в 2014 году составил 17,4 миллиарда рублей, а в 2015-м – 5,7 миллиарда. «ОДК производит убытки» – интересно звучит. К сожалению, данные для анализа причин убыточности в открытых материалах ОДК и Ростеха отсутствуют.

В связи с этим стоит привести пример из опыта работы украинских конкурентов. Так, КБ «Ивченко-Прогресс» в первой половине этого года увеличило объемы производства на 43 процента по сравнению с тем же периодом прошлого. И заработная плата там выросла на 43 процента. Нашей бы ОДК такие темпы!

Корпорация объединяет более 85 процентов активов российского двигателестроения. Но доля занимаемого ею рынка меньше. Из стратегии ОДК следует, что корпорация в долгосрочной перспективе стремится удержать не менее 70 процентов внутреннего рынка газотурбинной техники. То есть структура активов неудовлетворительна или они используются не в полную силу.

Интересно, что при корпоративном убытке деятельность головной компании ОДК прибыльна, хотя в 2015 году чистая прибыль уменьшилась на 30 процентов. В основном это связано с сокращением дивидендов, получаемых от дочерних и зависимых обществ, ростом собственных коммерческих расходов, увеличением численности работников головной компании, которая на 31 декабря составляла 356 человек (по штату), и ростом фонда оплаты труда.

ОДК выплачивает дивиденды. Их размер по итогам 2014 года составил 120 миллионов рублей (при чистой прибыли – 621,9 млн руб.). По результатам 2015-го совет директоров ОДК рекомендовал акционерам принять на годовом общем собрании решение дивиденды не выплачивать (при чистой прибыли – 434,8 млн).

Но предприятия, входящие в ОДК, в головную компанию дивиденды перечисляют. Например, «ОДК-Стар» (Пермь) на выплату дивидендов по итогам 2015 года направляет 233,3 миллиона рублей.

Согласно отчету ОДК за 2015 год загрузка мощностей составила 95 процентов. Поэтому необходимы новые. Так, на ОМО им. П. И. Баранова модернизированы мощности, позволяющие производить детали двигателя для ракетоносца Ту-160М2. Сообщалось, что это же предприятие будет производить двигатели для легкого военно-транспортного самолета Ил-112В и регионального Ил-114. Но не все получается. Например, с 2013 года прорабатывается вопрос по строительству производственного комплекса «ОДК-Пермские моторы». Ожидалось, что оно начнется в 2016-м. Но из-за нехватки финансирования сроки переносятся. Проект оценивается в 40 миллиардов рублей. Собственных средств не хватает, а из федерального бюджета деньги не выделяются, так как необходимо завершить ранее начатые стройки. А ведь проект затеяли под выпуск двигателя ПД-14 для самолета МС-21. Сроки, когда будет начато строительство, не называются.

Чувствительная сделка

Китай нацелен на статус мировой державы в области проектирования и производства авиадвигателей. Об этом говорится в письменном обращении председателя КНР Си Цзиньпина, которое было зачитано на торжественном собрании по случаю учреждения Китайской корпорации авиационного двигателестроения (Aero Engine Corporation of China). Очевидно, что наша страна активно способствует этому. Но не забываем ли мы при этом о своих интересах?

Установка на отставаниеМеморандум о создании нового авиалайнера (ШФДМС) был подписан ОАК и Comac в апреле 2014 года. Какой двигатель будет установлен на этом самолете, пока неизвестно.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин сказал: «Мы проинформировали китайскую сторону о начале работ над тяжелым российским авиационным двигателем в сегменте до 35 тонн, решение по созданию которого в мае было принято президентом России, выделены соответствующие средства. Это практически решает вопрос, связанный с созданием дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета». И еще: «До сих пор ни в Советском Союзе, ни в РФ не было такого рода производства, такого мощного двигателя. Их выпускают лишь General Electric и Rolls-Royce. Сейчас такого рода двигатель появится и для совместного российско-китайского проекта».
Но вопрос: кто будет производить этот двигатель, как, впрочем, и самолет?

Руководитель «Авиадвигателя» Александр Иноземцев полагает, что именно Пермское КБ будет проектировать новый двигатель тягой от 25 до 50 тонн на базе разработок ПД-14, а серийный выпуск должен быть организован на Пермском моторном заводе или «Кузнецове». Но при нынешней политике Пекина по развитию внутреннего рынка есть риски, что все будет не совсем так.

Китай создает конгломерат производителей двигателей для самолетов. По данным СМИ, в него войдут Sichuan Chengfa Aero Science & Technology Co., Avic Aviation Engine Corp. и Avic Aero-Engine Controls Co.

Этому конгломерату и может отойти производство ПД-35. Шанхайская консалтинговая Galleon Group сообщила, что в ближайшие 20 лет КНР инвестирует 300 миллиардов долларов в создание военных и гражданских авиадвигателей.

Китай заключил контракт на закупку 24 истребителей Су-35 и вроде ведет переговоры о совместной разработке военного авиадвигателя, но Пекин отказывается сообщать любые подробности о «состоянии обсуждения этой чувствительной темы».

У конкурентов дешевле

Чтобы быть конкурентными, надо постоянно снижать издержки. Такую цель ОДК продекларировала, но как она выполняется, неизвестно.

Зато есть следующая информация: Пентагон и Pratt & Whitney достигли соглашения по выпуску следующих двух партий двигателей для новейшего истребителя F-35. Оно предусматривает, что стоимость базового варианта силовой установки сокращается на 3,4 процента, а двигатель для вертикального взлета дешевеет на 6,4 процента.

На данный момент Pratt & Whitney поставила 262 силовые установки, новые партии пойдут уже в этом году.

Технологическая корпорация General Electric ожидает значительного роста прибыли благодаря рекордным продажам авиадвигателя нового поколения LEAP, на который поступило 11 тысяч заказов, что делает его самым продаваемым высокотехнологичным продуктом в истории авиации. GE имеет уникальные разработки в области авиационного двигателестроения и совместно с компанией Safran создала силовую установку для самолетов, которая использует топливо на 15 процентов эффективнее, чем самые современные аналоги конкурентов. Благодаря этому корпорация рассчитывает к 2020 году иметь в эксплуатации более 44 тысяч коммерческих авиадвигателей по всему миру по сравнению с 35 тысячами сегодня.

В мире уже разрабатываются гибридные электрические двигатели. Американская аэрокосмическая и оборонная компания Orbital ATK заявила об успешном испытании авиационной гиперзвуковой установки, созданной с помощью 3D-печати.
Автор: Сергей Матюшкин
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/32734


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 38
  1. Комментарий был удален.
    1. ФАНТОМ-АС 7 октября 2016 05:57
      У меня вопрос к руководству ОДК, почему у каклов производство увеличивается , а у нас нет?.
      И вопрос второй ,что в руководстве ОДК делает табуреткин, блин?
      1. Охотолюб 7 октября 2016 07:33
        Цитата: ФАНТОМ-АС
        У меня вопрос к руководству ОДК, почему у каклов производство увеличивается , а у нас нет?.
        И вопрос второй ,что в руководстве ОДК делает табуреткин, блин?

        Ну что вы злой то такой! Ну не может человек эффективно управлять без Васильевой! Но он будет стараться! recourse
      2. самый главный 8 октября 2016 18:46
        Цитата: ФАНТОМ-АС
        что в руководстве ОДК делает табуреткин, блин?

        формирует новый батальон...
    2. андрей юрьевич 7 октября 2016 06:51
      из статьи понял,что всё таки надо сердюкова на кол...надо! где он-там беда....
    3. андрей юрьевич 7 октября 2016 06:54
      Цитата: Миг-29
      Миг-29 Сегодня, 05:37
      Часть-1 -

      надоел уже енерал этот.второй день на каждой ветке,сколько можно? пиарите что ли?
      1. guzik007 7 октября 2016 07:01
        Вам тоже? Ну я ради уважения один раз просмотрел. В конце прикольно,как реагирует бойфренд генерала на слова о войне с Россией
  2. Ren 7 октября 2016 05:49
    Сегодня день рождение у нашего президента Владимир Владимировича Путина.
    Хочется его поздравить и пожелать долгих лет, крепкого здоровья, успехов в труде на благо России!
    Поздравляю Вас Владимир Владимирович!
    Ren
    1. андрей юрьевич 7 октября 2016 06:57
      Цитата: Ren
      Поздравляю Вас Владимир Владимирович!

      его сегодня нет на сайте...
      1. ФАНТОМ-АС 7 октября 2016 07:03
        Цитата: андрей юрьевич
        его сегодня нет на сайте...
        laughing laughing laughing
        Рассмешил от души.спасибо.
        а им это не важно, важно зализать wassat
        1. Удав КАА 7 октября 2016 19:14
          Цитата: ФАНТОМ-АС
          а им это не важно, важно зализать

          Вау! Это ж надо же так любить Темнейшего!!!

      2. rotmistr60 7 октября 2016 08:07
        его сегодня нет на сайте...

        Вы немного не правы. ВВП везде: цены поползли вверх к ВВП, чиновник обидел к ВВП, воды в квартире нет опять к ВВП и т.д. Поэтому для отдельной части населения решить все проблемы может только он. Тогда можно считать, что ВВП незримо присутствует на сайте.
      3. ССИ 7 октября 2016 08:26
        Цитата: андрей юрьевич
        Цитата: Ren
        Поздравляю Вас Владимир Владимирович!

        его сегодня нет на сайте...

        И завтра не будет....
        1. Ингвар 72 7 октября 2016 08:43
          Цитата: ССИ
          И завтра не будет....

          Запой? wassat
          1. андрей юрьевич 7 октября 2016 09:02
            Цитата: Ингвар 72
            Запой?

            ты чо!? belay тихо! stop настучат... fellow
            1. Ингвар 72 7 октября 2016 09:26
              Цитата: андрей юрьевич
              настучат...

              Я им настучу, так настучу! am Мехом наружу выверну! laughing
            2. Nick 7 октября 2016 18:16
              Цитата: андрей юрьевич
              Цитата: Ингвар 72
              Запой?

              ты чо!? belay тихо! stop настучат... fellow

              Да вы себе льстите.У вас избыток самомнения. Не первый год уж воду на мельницу льёте, и ничего с вами не происходит.
  3. Horst78 7 октября 2016 05:55
    Статья о чём? Начало "Как у нас все плохо". Середина "Китай молодец". В конце GE уникумы. Смысл статьи? В этом
    ОДК – «дочка» Ростеха, входит в состав авиационного кластера. Его работой руководит Анатолий Сердюков, экс-министр обороны, а с 2015 года – индустриальный директор. Он входит в совет директоров ОДК и возглавляет два комитета: по кадрам и вознаграждениям, а также по стратегии. Кроме того, Сердюков включен в советы директоров всех крупных предприятий отрасли, в том числе «Авиадвигатель», «ОДК-Пермские моторы», НПЦ газотурбостроения «Салют», ММП им. В. В.Чернышева, УМПО, «Кузнецов» (а также Росвертола, «Вертолетов России», Казанского вертолетного завода).
    ?
  4. volodya 7 октября 2016 06:37
    Такое впечатление, где Сердюков-там у нас зрада!
  5. Владимирец 7 октября 2016 06:53
    "У конкурентов дешевле

    Чтобы быть конкурентными, надо постоянно снижать издержки. Такую цель ОДК продекларировала, но как она выполняется, неизвестно.

    Зато есть следующая информация: Пентагон и Pratt & Whitney достигли соглашения по выпуску следующих двух партий двигателей для новейшего истребителя F-35. Оно предусматривает, что стоимость базового варианта силовой установки сокращается на 3,4 процента, а двигатель для вертикального взлета дешевеет на 6,4 процента."


    Блин, ну хотя бы с русским языком подружиться надо. request У конкурентов дешевле чего? Наших? Или просто подешевели? Даже если "Бентли" подешевеет на 10%, а "Лада" подорожает на 20%, то всё равно "Лада" не будет дороже "Бентли".
    1. костя андреев 7 октября 2016 08:11
      процентами можно объяснить что угодно, а по существу статья пустышка. Автор вначале пишет, что создается впечатление, а в процессе статьи, используя сплетни,выдает твердое убеждение.
      1. ССИ 7 октября 2016 08:30
        Понимаете, автор пишет, что все зависит от управленцев... Но ни одного слова о том, что у нас РАБОЧИХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ НЕТ! А, далее, можно все производить или ПОКУПАТЬ у китайцев!
        1. костя андреев 7 октября 2016 09:20
          Квалифицированные рабочие есть, только они за копейки йки работать не хотят. Кувалдой махать или сотые ловить за 20000(да еще и не официально) желающих мало. За эти деньги можно продавцомтили охранником работать
          1. андрей юрьевич 7 октября 2016 09:54
            Цитата: костя андреев
            Кувалдой махать или сотые ловить за 20000

            ха! да у нас за такую зарплату, могут из Байкала воду вычерпать ковшиками..."десятку" не везде платят.
            1. костя андреев 7 октября 2016 11:00
              конечно это Путин виноват, что они работают за такие деньги.
              Где я работал такая же ситуация была, все были недовольны, но никто начальству слова не сказал, а продолжали работать, и возмущение свое выкладывали между собой обвиняя Путина, а сами на мое предложение "не работать" и чтото сделать, отвечали, а что мы можем сделать,то есть даже желания что то сделать, не было.

              Кстати а где коммунисты (которых постоянно защищат на сайте), почему они не отстаивают интересы рабочих?
        2. Владимирец 7 октября 2016 09:27
          Цитата: ССИ
          Понимаете, автор пишет, что все зависит от управленцев... Но ни одного слова о том, что у нас РАБОЧИХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ НЕТ! А, далее, можно все производить или ПОКУПАТЬ у китайцев!

          Честно говоря, я основную мысль вообще не уловил. Логическое освещение отсутствует совсем. recourse
          1. ССИ 7 октября 2016 09:45
            Ну, я примерно о том же...
          2. СТАРПЕР 7 октября 2016 18:01
            Цитата: Владимирец
            Честно говоря, я основную мысль вообще не уловил. Логическое освещение отсутствует совсем

            А я уловил ее прекрасно...Вон нытье какое началось! На Россию поплевать и денег заработать... bully Продолжайте господа,интересно за вами наблюдать..
  6. Комментарий был удален.
  7. uskrabut 7 октября 2016 10:45
    "Он входит в совет директоров ОДК и возглавляет два комитета: по кадрам и вознаграждениям, а также по стратегии. Кроме того, Сердюков включен в советы директоров всех крупных предприятий отрасли, в том числе «Авиадвигатель», «ОДК-Пермские моторы», НПЦ газотурбостроения «Салют», ММП им. В. В.Чернышева, УМПО, «Кузнецов» (а также Росвертола, «Вертолетов России», Казанского вертолетного завода)."

    И кому же в правительстве помешала наша ОДК, что они туда Сердюкова рулить поставили? Хана теперь ОДК, однозначно ХАНА!
  8. akudr48 7 октября 2016 11:28
    Хорошая статья, побольше бы критических и конструктивных мыслей нам надо вместо "одобрямсов", особенно в военной сфере и в авиации в частности.

    И на ток шоу у многочисленных соловьев можно было бы разобрать проблемы авиации и двигателестроения, с приглашением действительных экспертов, специалистов и чиновников из правительства.

    Но куда интереснее, получается, поливать ветерана мальчика для битья Майкла Бома, это безопаснее, чем затрагивать бизнес больших дядей из ОСК, ОДК и прочив госмонстров, еле-еле ползущих по дороге прогресса.
  9. Вольнопёр 7 октября 2016 15:49
    uskrabut Сегодня, 10:45
    Хана теперь ОДК, однозначно ХАНА!

    Отставить панику! Докладываю.
    Не знаю, "благодаря или вопреки" Сердюкову, но на "Салют" за лето набрали реально много новых рабочих, правда и "сократили" немало "пенсионеров". "Начальство пугает" что будем рабоотать в три смены.
    Новые импортные станки, несмотря на санкции, продолжают поступать, хотя и в меньшем объёме.
    Освоили выпуск узлов вертолётного двигателя ВК-2500 (привет Украине).
    Выпускаем узлы для "нового турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ, предназначенного для перспективного российского лёгкого военно-транспортного самолета Ил-112В".
    Это что вижу по своему цеху и корпусу.
    1. stalkerwalker 7 октября 2016 15:54
      Цитата: Вольнопёр
      Это что вижу по своему цеху и корпусу.

      Из камеры следственного изолятора ФСБ взгляд ан жизнь в цеху резко поменяется...
      wassat
      1. Вольнопёр 7 октября 2016 20:08
        stalkerwalker ↑
        Сегодня, 15:54

        "уЗбагойтесь", приведенная мною информация по типам изделий публикуется в открытой печати и они выставляются на выставках. О том, "что я вижу" по другим цехам, я вам не скажу tongue
  10. VladimS 7 октября 2016 19:12
    Цитата: Олесь
    Виктор Чуйко правильно отмечает проблемы отечественного авиационного двигателестроения («Моторы с тягой к Украине»)
    Так надо было в 14-году забирать "Южмаш", "Мотор-Сич" и "Зарю-Машпроект" вместе с прилегающими территориями. И не мучились бы сейчас одни без заказов, вторые без двигателей. Все предпосылки были. Кроме воли политической.


    Скажите, вы правду настолько дурной или просто прикидываетесь?
    1. СТАРПЕР 7 октября 2016 20:33
      Ну все покричали и слезы полили господа ...Чубайс вас спасет от темнейшего Путина.))) bully
      Ждите!

      И наступит .то о чем вы мечтали..в Москве и т.д...
      Кириенко убрали из атомпромышленности...! Сидел там клоп и все сливал на запад...
  11. Ретвизан 7 октября 2016 22:49
    Так, КБ «Ивченко-Прогресс» в первой половине этого года увеличило объемы производства на 43 процента по сравнению с тем же периодом прошлого. И заработная плата там выросла на 43 процента. Нашей бы ОДК такие темпы!
    Ну так это флагман украинского двигателестроения.
    Нужно добавить было-
    ГП «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» имени академика А.Г.Ивченко увеличило объем производства в первом полугодии 2016 на 43% по сравнению с первым полугодием 2015 года.
    Право на проектирование, изготовление, ремонт и модернизацию двигателей подтверждают более 75 сертификатов Авиационного регистра Международного авиационного комитета (АР МАК) и Госавиаслужбы Украины, Бюро Веритас, Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA), Главного управления гражданской авиации Китая (CAAC).
    На сегодня предприятие обладает передовыми технологиями проектирования и производства. Экспериментально-исследовательский комплекс, один из самых мощных в Европе, насчитывает 17 стендов и 78 специальных установок для решения различных задач по проведению испытаний двигателей, их поузловой доводки, исследования с целью сертификации и дальнейшего совершенствования конструкции, повышения надежности и экономичности двигателей.
    ГП "Ивченко-Прогресс" имеет более 500 деловых партнеров из различных стран мира, большую часть которых составляют авиапредприятия СНГ, Европы и Азии. Газотурбинные двигатели, изготовленные по документации ГП "Ивченко-Прогресс", успешно эксплуатируют многочисленные авиакомпании мира.
    Прибыль от основной деятельности увеличился на 43%, отчисления в бюджеты - на 30%.
    Среднемесячная заработная плата работников бюро выросла на 83%, а фонд заработной платы - на 80%.(хотя уценка гривны 3 разовая к доллару)
    Экспериментально-исследовательский комплекс ГП “Ивченко-Прогресс” проводит поузловую доводку и испытания двигателей, исследования с целью дальнейшего совершенствования конструкции, повышения надежности и экономичности двигателей, разработку и изготовление систем автоматизации, токосъемных устройств, жаропрочных тензорезисторов. Для выполнения задач различного направления создано 78 установок.
    Так, например, сектор гидроиспытаний и систем автоматического регулирования предназначен для испытания электронных систем управления двигателей, топливных и маслоагрегатов; сектор прочности – для прочностных исследований, исследований дефектов усталостного характера, разгонных и малоцикловых испытаний колес роторов двигателей; сектор газодинамики – для опережающих газодинамических исследований осевых и центробежных компрессоров, турбин ГТД, всесторонних исследований камер сгорания.
    В климатической камере проводятся исследования пусковых характеристик двигателей в условиях высоких и низких температур.Измерение и обработка параметров на установках автоматизированы и производятся с применением современных измерительных комплексов НПП “Мера” и фирмы Bruel & Kjaer. Для выполнения специальных работ, тарировки и калибровки измерительной аппаратуры разрабатывается и изготавливается нестандартная аппаратура.
    При этой большой справки по ИП--объемы ОДК с ИП несравнимы
    1. iouris 8 октября 2016 11:41
      Интересно, не похоже, что на территории сепарированного СССР что-то должно сохраниться.
  12. pafegosoff 7 октября 2016 23:57
    Двигателестроение и станкостроение...
    А сколько заводов потеряно?
  13. Titsen 8 октября 2016 07:43
    Сердюкова-табуреткина на костёр!
  14. iouris 8 октября 2016 11:28
    РФ уже причислена к "развивающимся" странам, так что название статьи, скорее всего, не верно отражает ситуацию. Можно сказать, что существует внутри- и внешнеполитический запрос на неразвитие. При этом также есть вера в то, что произойдёт "чЮдо" и все проблемы "верхов" и "низов" решатся сами собой ("ведь всегда так было").
  15. VladimS 9 октября 2016 01:42
    Цитата: pafegosoff
    Двигателестроение и станкостроение...
    А сколько заводов потеряно?

    А сколько новых построено и модернизировано старых?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня