Союзники или союзнички?



Роль западных поставок в годы Великой Отечественной войны традиционно замалчивается в российском обществе. Так, в феерической книге Н. А. Вознесенского "Военная экономика СССР в период Отечественной войны" было сказано, что все западные поставки составляли 4% от советского производства, а главный союзник по антигитлеровской коалиции именовался: "Ожиревший на народной крови в период Второй мировой войны монополистический капитализм Соединенных Штатов Америки". В других источниках указывается, что вся военная техника, «купленная на золото СССР», была негодным хламом с выработанным ресурсом, дальше следуют обвинения США и Великобритании в отказе от поставок самых совершенных образцов техники.


Вообще, существуют полярные мнения по поводу роли военных поставок в победе над фашизмом. Объективных оценок мало. Предлагаем читателю ознакомиться с фактами из области авиации и самим сделать вывод о значении военных поставок по программе «Ленд-лиз» в годы Второй Мировой.

Кобры

Самым известным самолетом «Ленд-лиза» стала легендарная Bell P-39 Aircobra. Всего за годы войны ВВС РККА получили 5000 истребителей этого типа.


Эйркобра. Огонь из всех стволов


Эйркобрами оснащались только гвардейские иап, ввиду исключительно высоких летных характеристик самолета. Описание Эйркобры можно найти на любом тематическом сайте, отмечу лишь небольшую деталь – главный калибр 37 мм. Также одним из важных преимуществ самолета была оригинальная компоновка – двигатель расположен позади кабины пилота, тем самым защищая пилота с самого опасного направления. Маслорадиатор и коленвал служили дополнительной защитой снизу кабины.
Именно на истребителе Р-39 с бортовым номером 100 закончил войну Александр Иванович Покрышкин.

Союзники или союзнички?

P-63 готовятся к отправке в СССР


Помимо основной партии Bell P-39 Aircobra, СССР было поставлено 2400 Bell P-63 Kingcobra – еще более грозных машин.
По условиям Ленд-лиза вся боевая техника после окончания войны должна была быть возвращена США или уничтожена на месте. Советский Союз, естественно, пренебрег этим пунктом договора, и самые современные истребители Ленд-лиза отправились служить в ПВО вплоть до появления реактивных Мигов. Благодаря носовой стойке шасси, как на Миг-15, Кингкобры с успехом использовались для подготовки пилотов до конца 50-х годов.

Бостон

Штурмовик A-20 Havoс (Бостон). 3125 поставленных машин. Первые A-20 появились на советско-германском фронте летом 1943 г. «Бостон» стал в нашей авиации поистине многоцелевым самолетом, выполнявшим функции дневного и ночного бомбардировщика, разведчика, торпедоносца и минного заградителя, тяжелого истребителя и даже транспортного самолета. Мало применялся он лишь в качестве штурмовика — по своему основному назначению!


Советские летчики принимают американский средний бомбардировщик Douglas A-20 Boston, передаваемый по ленд-лизу




Американский бомбардировщик отличался хорошей маневренностью и большим практическим потолком. Ему легко давались глубокие виражи, он свободно летал на одном моторе. Учитывая слабую подготовку летчиков, ускоренно выпущенных из училищ в годы войны, становились важны пилотажные качества самолета. Здесь «Бостон» был превосходен: прост и легок в управлении, послушен и устойчив на виражах. Взлет и посадка на нем выполнялись куда проще, чем на отечественном Пе-2.

Боевая ценность данного самолета была настолько велика, что, даже с появлением реактивной авиации, Северный Флот до 1956 года имел законсервированный комплект Бостонов.

Бесполезный хлам

Осенью 1944 года по специальной заявке в СССР начал получать P-47 Thunderbolt. Один из самых тяжеловооруженных истребителей того времени – 8 крупнокалиберных Браунингов и 1000 кг подвесного вооружения. Тандерболты с успехом эскортировали Летающие крепостей в небе над Германией (дальность полета с ПТБ – 2000 км), дрались с Фокке-Вулфами на предельных высотах и гонялись за немецкими танками (есть мнение, что именно реактивный снаряд с Тандерболта прикончил танк Михаэля Виттмана).



Однако произошло паранормальное: СССР отказался от этого самолета! Советские летчики пожаловались, что Тандерболт слишком тяжел и неповоротлив. Поставки прекратили на 203 машине, уже принятые Тандерболты направили в штурмовые полки. После войны уцелевшие машины перевели в ПВО.

Морской патруль

Тяжелые амфибии Consolidated PBY Catalina стали основой морской патрульной авиации во многих странах мира, в том числе и в СССР. Оснащенные радарами, «Каталины» активно использовались для патрулирования, разведки, в поисково-спасательных и противолодочных операциях.



«Каталина» была хорошо знакома советским специалистам. Во-первых, до войны в СССР малой серией производился её лицензионный вариант - летающая лодка ГСТ. Во-вторых, английские «Каталины» с 1942 года регулярно появлялись на аэродромах Северного флота, решая разнообразные задачи, в том числе и в интересах советского командования. Так, например, в сентябре-октябре 1942 года девять «Каталин» из 210-й эскадрильи RAF действовали с наших северных аэродромов при проводке конвоя PQ-18.

После окончания войны ни одна машина не была возвращена в США. Так, на Северном флоте в сентябре 1945 г. сформировали 53-й отдельный разведывательный авиаполк, целиком укомплектованный «Каталинами», а на Балтийском годом позже — 69-й, вооруженный и чисто летающими лодками, и амфибиями. Разведывательные полки Черноморского и Тихоокеанского флотов также укомплектовывались, примерно в равной пропорции, самолетами PBN-1 и PBY-6A.

На несколько лет американская техника стала основой отечественной гидроавиации. Лишь с 1952 г. вначале на Северный, а затем и на другие флоты стали поступать новые отечественные летающие лодки Бе-6. Однако морские летчики с теплотой вспоминали о комфортабельности, надежности и высоком качестве изготовления американских гидросамолетов. Постепенно заменяемые на Бе-6, «Каталины» использовались морскими летчиками до конца 1955 г.

Укус Москита

Когда взошла звезда DeHavilland Mosquito, СССР проявил острый интерес к перспективному бомбардировщику. Английская сторона предоставила один экземпляр для ознакомления, Москит перегнали в Москву и разобрали до винтика. Вердикт экспертов был категоричен: производство Москита в СССР невозможно, а эксплуатация связана с большими техническими трудностями, ввиду отсутствия качественных расходных материалов и квалифицированных специалистов. Больше всего сомнений вызывали профессионально склеенная обшивка и высокое качество моторов Роллс-Ройс Мерлин.



Несмотря на подобные выводы, Советский Союз заказал аж 1500 Москитов. Заказ был аннулирован, взамен СССР получил Спитфайры – англичане решили, что Советскому Союзу истребитель нужнее бомбардировщика.

Яблоко раздора

Поставки истребителя Р-51 Mustang по «Ленд-лизу» явно не входили в американские планы. Выдающийся самолет своего времени составлял основу истребительного парка ВВС США. Естественно, Америка не хотела с кем-либо делиться этими машинами. Исключение составляли лишь Royal Air Force – самые верные союзники Америки, англосаксы по крови. Всего за годы массового производства с 1940 по 1950 год было произведено 8000 «Мустангов» – количество, достаточное только для обеспечения нужд ВВС США.

Объективно, у СССР не было потребности в Мустангах, для этого самолета не было подходящих задач на Восточном фронте. Бои велись на малых и средних высотах, где отлично справлялись Эйркобры. Тем не менее советской миссии удалось получить 10 машин для ознакомления. Все «Мустанги» отправились в ЦАГИ для подробного изучения.

Мелочь

Также поставки по Ленд-лизу включали:

- 4400 Томахоков, Киттихоков и Харрикейнов (суммарно)
- 1300 «Спитфайров»
- 870 фронтовых бомбардировщиков B-25 Mitchell
- 700 C-47 «Skytrain» (самый распространенный транспортный самолет антигитлеровской коалиции)
- учебно-боевые AT-6 «Texan», транспортные A.W.41 Albemarle, бомбардировщики Handley Page HP.52 Hampden в количествах, недостойных упоминания

Халява

Некоторое количество авиатехники было получено СССР в обход договора о Ленд-лизе. Согласно действовавшему в то время советско-японскому соглашению о нейтралитете, все поврежденные американские бомбардировщики, садившиеся на территории Дальнего Востока, были интернированы. Эта практика относилась ко всем американским самолетам, начиная с В-25 Э.Йорка из группы Дулиттла, севшего на аэродром Унаши в апреле 1942-го. Таким путем в руки советских летчиков впоследствии попало значительное количество В-25 и В-24 из которых была сформирована 128-я смешанная авиадивизия.

Экипажи самолетов помещали в специальный сборный лагерь в Средней Азии. Хотя за лагерем наблюдали представители японского посольства, американским летчикам периодически устраивали "побег" и они объявлялись на базах США в Иране.

Бензиновая арифметика

Одним из наиболее узких мест советской экономики перед войной было производство авиационного бензина. Так, в 1941 г. накануне войны потребность по авиационному бензину Б-78 была удовлетворена всего на 4%. В 1941 г. в СССР было произведено 1269 тыс. т, в 1942 — 912, в 1943 — 1007, в 1944 — 1334 и в 1945г. — 1017 тыс. т.

Всего за годы войны в США по Ленд-лизу было поставлено 628,4 тыс. т авиационного бензина и 732,3 тыс. т. бензинов светлых фракций. Помимо этого, с Абаданского нефтеперерабатывающего завода Великобритания поставила в СССР 14,7 тыс. т авиационного бензина и 902,1 тыс. т бензинов светлых фракций (эти поставки были компенсированы Великобритании США). К этому необходимо также добавить 573 тыс. т авиационного бензина, поставленного в СССР с нефтеперерабатывающих заводов Великобритании и Канады. В сумме все это дает 2850,5 тыс. коротких тонн авиабензина и светлых бензиновых фракций, полученных СССР из США, Великобритании и Канады, что равно 2586 тыс. метрических тонн.

Более 97% импортного бензина имело октановое число 99 и выше, тогда как в СССР в огромном дефиците, как мы уже видели, был даже бензин Б-78. В Советском Союзе импортный авиабензин и светлые бензиновые фракции использовались почти исключительно для смешивания с советскими авиабензинами с целью повышения их октанового числа. Поэтому фактически поставленный по ленд-лизу авиабензин был включен в советское производство авиабензина и составил, следовательно (вместе со светлыми бензиновыми фракциями), 51,5% от советского производства 1941-1945 гг. Если же вычесть из итога советское производство авиабензина за первую половину 1941 г., оценив его примерно в половину от годового производства, то доля поставок по ленд-лизу поднимется до 57,8% .
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

122 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти