Балаклава под грифом "Совершенно секретно, особой важности"

Балаклава под грифом "Совершенно секретно, особой важности"Еще до окончания Второй мировой войны в США разработали секретный план атомной бомбардировки 20 крупнейших городов СССР. В список вошли Москва, Ленинград, Горький, Куйбышев, Свердловск, Новосибирск, Омск, Саратов, Казань, Баку, Ташкент, Челябинск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Пермь, Тбилиси, Новокузнецк, Грозный, Иркутск, Ярославль.

В последующие годы планы ядерного нападения на СССР регулярно корректировались, менялись названия: «Меморандум № 7», «Директива № 20/4» (1948), планы «Браво», «Ромео», «Дельта» (1950), «Соляриум» (1953), «Дропшот» (1957), «Директива № 59» (1980) и «Директива № 32» (1982). Увеличивалось количество объектов поражения – с 20, 118, 299, 3261 и 8400 до 40 тыс. Назначались и переносились сроки военного нападения на СССР: 1 апреля 1949 года, 1 января 1950 года, 1 января 1957 года и др. А в конце 50-х годов разрабатывается концепция ограниченной ядерной войны. Третья мировая война объявляется «благом для человечества».

СПЯЩИЙ ДОЛЖЕН ПРОСНУТЬСЯ


Севастополь спал. Город-герой, город-труженик, главная база Черноморского флота. Казалось, спали и безлюдные улицы, и дома с темными окнами, и корабли в его темных бухтах. Была глубокая ночь, над городом было бездонное южное небо, с большими яркими звездами, сказочно красивое мирное небо. Но только военные осознавали, что этот спокойный мир может в одночасье взорваться и рухнуть, стать адом в любой момент. Мир, который вошел в историю под названием холодной войны, когда СССР и США, две ядерные сверхдержавы, в безудержной гонке наращивали количество ядерных боеголовок, используя весь свой научно-технический потенциал для того, чтобы сделать это оружие еще более разрушительным.

Весь мир, затаив дыхание, с тревогой следил за этой гонкой вооружений. А сохранить это хрупкое равновесие можно было только с позиции силы, противопоставляя «ядерному американскому кулаку» наш собственный «ядерный кулак». Или, как тогда говорилось, создать ракетно-ядерный щит.

За городом по пустынной ночной дороге двигалась колонна военных грузовиков. Все перевозки, погрузки-выгрузки ядерного оружия проводились только ночью. Соблюдался усиленный режим секретности и скрытности от американских спутников-шпионов. Часом раньше эта автоколонна стояла в безлюдной, глухой степи за городом, рядом с железнодорожными путями, на которых одиноко «скучал» обычный с виду вагон-рефрижератор. Необычным было только присутствие вооруженной охраны. Местность вокруг была оцеплена автоматчиками, между которыми прогуливались люди в штатском. Тяжелые машины по очереди подъезжали к темному проему вагона, раскрывая заднюю стенку кузова, и в них, по специальным аппарелям, загружали большие полукруглые контейнеры и какие-то ящики. После загрузки последней машины колонна двинулась в сторону Балаклавы. К вагону подошел тепловоз, стоящий в отдалении, и утащил его в темноту. Через минуту вокруг была только пустая темная степь. Змеилась лунным светом колея, уходящая вдаль, трещали цикады и остро пахло полынью. Все работы, связанные с ядерным оружием, проводились по плану и под руководством 6-го отдела Черноморского флота (в/ч 10520), сформированного 16 июля 1959 года приказом ГК ВМФ СССР № 0017 от 23 января 1959 года.

Начальником отдела был назначен капитан 1 ранга Михаил Николаевич Садовников, фронтовик, командир пулеметной роты, куда входил легендарный ДЗОТ №11. Он возглавлял отдел до 1967 года. Заместителем начальника 6-го отдела был капитан 2 ранга Константин Константинович Беспальчев, впоследствии начальник 6-го отдела Северного флота (СФ), начальник ВИС ЧФ, контр-адмирал. Офицерами отдела были Б.Е. Обревский, А.М. Фокин, Н.В. Неустроев, В.М. Калач, Ю.И. Пехов, Ю.Н. Антонов и Л.А. Калашников. В последующие годы начальниками 6-го отдела флота были капитаны 1 ранга О.В. Козлов (1967–1977), В.А. Саленко (1977–1983), А.З. Гуло (1983–1989) и Н.И. Морозов (1989–1996).

СЕКРЕТНОЕ МЕСТО

Военные грузовики, беспрепятственно миновав КПП, уже въезжали в Балаклаву. Автоколонна не подлежала остановке и досмотру в пути следования. У начальника колонны (в чине не ниже майора) имелось специальное удостоверение, подписанное первыми лицами советской и военной власти Крыма и Одесского ВО. В противном случае охрана была обязана применить оружие. Перевозка спецбоеприпасов являлась выполнением боевой задачи даже в мирное время.

Балаклава под грифом "Совершенно секретно, особой важности"В Балаклаве на перекрестке улицы Новикова и Мраморной тихо остановился военный микроавтобус («УАЗ-452»). Негромко стукнула дверца, и машина растворилась в темноте, мигнув на повороте красным огоньком. На дороге остался боец-автоматчик в полной боевой амуниции с флажками и полосатым жезлом. Проверил висящий на груди фонарик, блеснув белым, красным и зеленым светом, и замер, вслушиваясь в ночную тишину. Это был военный регулировщик, а «уазик» – специальная машина разведки пути (СМРП), которая движется впереди и держит постоянную связь с начальником автоколонны. СМРП укомплектована спецаппаратурой для разведки и оценки радиационной, химической и бактериологической обстановки на маршруте следования колонны.

Послышался низкий негромкий рокот двигателя, блеснули узкие полоски света из-под СМУ, и на перекресток мягко вкатился темный силуэт БРДМ. Машина головного прикрытия колонны. Слегка притормозив, качнув антеннами, броневичок плавно покатился в указанном регулировщиком направлении. А следом уже нарастал многоголосный мощный гул моторов. Это шли спецмашины повышенной проходимости, «Уралы» с герметичными изотермическими кузовами. Внутри было все необходимое не только для погрузки-выгрузки ЯБП, но и для полного комплекса работ с ядерными головками на полевой позиции, в лесу или в поле. В кабине каждой машины рядом с водителем – старший машины из числа специалистов и часовой-автоматчик из караула сопровождения. Это была автоколонна из специальной режимной части маневренного базирования.

Балаклава… Это было особое секретное место даже в «закрытом» тогда Севастополе. Въезд был через КПП, только по пропускам или по штампу в паспорте. Балаклавской бухты не было на картах и в путеводителях того времени. В Балаклаве располагались научно-исследовательские лаборатории почти всех ведомств ВМФ. Это был полигон для испытаний новейшего ракетного оружия, первых советских крылатых и баллистических ракет.

В мае 1953 года начались испытания беспилотных летательных аппаратов, разрабатываемых ОКБ-1 (главный конструктор – С.Л. Берия, сын Л.П. Берии). Там же находились центры по подготовке подводного спецназа и боевых животных – дельфинов. Наряду с военным СРЗ «Металлист» и морскими пограничниками, в Балаклаве также размещалась база подводников (14-я дивизия подводных лодок ЧФ) и база ядерного оружия. На западном берегу Балаклавской бухты находился совершенно секретный объект № 825 ГТС (гидротехническое сооружение). Первый в СССР подземный завод для укрытия и ремонта дизельных подводных лодок, подземная база для субмарин.

Создание целой серии подземных сооружений в Севастополе и Балаклаве было вызвано новой страшной угрозой – угрозой ядерного нападения. Поэтому, учитывая важность города Севастополя, как главной базы Черноморского флота, Совет министров СССР в 1952 году принял постановление № 2716-1013, по которому ряду министерств и ведомств и надлежало построить в 1953–1960 годах все эти объекты с целью укрытия под землей личного состава гарнизона и населения, а также перемещения в подземные сооружения заводов, предприятий, запасов продовольствия, воды, ГСМ, хлебозаводов, госпиталей и т.д. из расчета их длительного функционирования в защищенных подземных комплексах. Строительство подземного завода в Балаклаве продолжалось с 1954 года по 1961 год. На его строительство и оборудование было затрачено около 130 млн руб.

Объект № 825 ГТС представлял собой уникальный фортификационный защитный комплекс первой категории противоатомной защиты, вырубленный в сплошном скальном массиве Псилерахи, у подножия горы Таврос, в толще мраморных пород особой прочности. Только из главной штольни было вывезено 40 тыс. «КамАЗов» скальной породы. Работы велись непрерывно и днем, и ночью в три смены, в обстановке строгой секретности. Западный берег бухты был объявлен «запретной зоной». Порода вывозилась ночью на отвалы в карьер рудоуправления и баржами в открытое море.

Общая площадь подземного сооружения была около 15 тыс. кв. м. Высота внутренней полости достигала высоты трехэтажного дома. Комплекс имел сухой док и дугообразный канал длиной 602 м, глубиной 8 м и шириной от 6 до 22 м, в котором могли разместиться семь субмарин 613-го проекта. По каналу лодки могли пройти внутри скалы на выход из Балаклавской бухты. Зайдя в начало канала своим ходом, лодка перемещалась с помощью системы тросов и лебедок в сухой док или дальше по каналу на место для технического обслуживания, ремонта, загрузки торпед или для пополнения запасов. Сухой док, вырубленный в скале (длина 80 м, глубина 7,5 м, ширина 10 м), обеспечивал проведение всех видов доковых работ, которые занимали три-четыре недели. Вход в канал и выход из него перекрывался батопортами, весом 150 и 120 т соответственно. Снаружи вход в штольню закрывался маскировочной сетью под цвет скалы. Обнаружить вход (выход) из подземного комплекса даже с близкого расстояния было практически невозможно.

Внутреннее помещение завода, цеха, запасной КП дивизии подводников, узел связи закрывались изнутри специальными защитными противоударными воротами весом 20 т и герметичными дверями казематного типа. На входе были оборудованы пункты санобработки. В штольне также находились мастерские для подготовки торпед, склад ГСМ, склады продовольствия и боепитания, была подведена вода, имелись госпиталь на 50 коек, аптека, пекарни и столовая. Субмарины могли под землей пополнять запасы топлива, воды, продовольствия, сжатого воздуха, заряжать АБ и загружать торпеды с обычными и ядерными боеголовками. В подземном комплексе могли укрываться до 3 тыс., а находиться длительное время до 1 тыс. человек.

В мирное время подземный комплекс-штольню, или спеццех СРЗ «Металлист» (в/ч 72044) обслуживало более 200 человек. Из них 100 человек были промышленно-производственным персоналом, 38 доковых рабочих и 42 человека обслуживали инженерные сети. Охрану объекта обеспечивало подразделение ВОХР – 47 человек – на трех постах: на входе и выходе из канала и внутри, у дока.

«Арсенальная» штольня (объект № 820) – это был совершенно секретный государственный объект особой важности, база ядерного оружия ЧФ. Подземный ядерный арсенал размещался внутри скального массива, имея над собой сплошную скалу высотой более 130 м. Объект имел противоатомную защиту первой категории и мог выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью 100 кт. В случае нанесения ядерного удара по Балаклавской бухте, загрузка ядерного оружия на подлодки могла производиться в подземном комплексе завода, чем обеспечивалась возможность нанесения ответного ядерного удара. Ядерная база в Балаклаве обслуживалась двумя специальными войсковыми подразделениями ЧФ: в/ч 90989 и в/ч 20553, подчиненными непосредственно 6-му отделу флота.

Специальная режимная в/ч 90989 была сформирована в 1959 году. Первый командир – капитан 1 ранга Н.И. Недовесов (1959–1961). В последующие годы частью командовали капитаны 1 ранга В.М. Лукьянов (1961–1964), Н.Г. Григорьев (1964–1976), С.С. Савчик (1976–1982), А.Т. Ламзин (1982–1986), Н.Л. Григорович (1986–1993). Место постоянной дислокации – западный берег Балаклавской бухты.

Основное предназначение – хранение и обслуживание ядерных боеприпасов (ЯБП), обеспечение ядерным оружием кораблей и береговых ракетных частей Черноморского флота, а также охрана объекта № 820 (офицерский караул), осуществление пропускного режима на административно-хозяйственную, техническую и локальную территории, обслуживание инженерных сетей и систем жизнеобеспечения подземного комплекса.

ЧАСТЬ ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ

Специальная режимная автомобильная в/ч 20553 была сформирована в 1961 году. Первый командир – капитан 1 ранга В.И. Серов (1961–1965). В последующие годы частью командовали полковник А.Г. Карапетьян (1965–1980), капитан 1 ранга Ю.И. Пехов (1980–1985), полковники А.С. Кунин (1985–1992) и А.А. Попов (1992–1996). Основное предназначение части с местом постоянной дислокации восточная окраина Балаклавы – обслуживание ЯБП, обеспечение ядерным оружием береговых ракетных частей и кораблей Черноморского флота в местах постоянного и маневренного базирования, как с берега, так и в море, с привлечением специальных плавсредств. А также рассредоточение ядерных боеприпасов в границах Крымского полуострова при переводе флота в повышенные и полную степени боевой готовности. Помимо обычных транспортных средств часть имела мощный автопарк специальных машин, позволяющий сформировать одновременно четыре-пять автоколонн.

Это была часть постоянной боевой готовности. Норматив сбора по тревоге для офицерского и мичманского состава в ночное или нерабочее время был предельно минимальным. По тревоге все передвижения производились только бегом, невзирая на чины и ранги. Следует отметить, что при формировании частей 6-го отдела флота одновременно со строительством военных объектов поблизости строилось жилье для офицеров и мичманов, а в квартире устанавливался телефон. Каждый офицер или мичман имел удостоверения на право управления автомобилем. Специалисты сборочных бригад основного подразделения должны были состоять в КПСС.

По тревоге делалось все быстро, без суеты, действия были отработаны до автоматизма, по секундомеру. Каждый матрос, офицер или мичман четко представлял, что он должен делать в данную минуту. Все происходило в ночное время, в условиях полной светомаскировки. Начальник первой автоколонны докладывал командиру части о готовности, уточнял боевую задачу, отдавал приказ на марш, указывая маршрут, скорость, дистанцию при движении, сигналы и позывные для связи, свое место в колонне и место своего заместителя, особенности маршрута, порядок проезда перекрестков и погодные условия. Уже через 60 минут первая автоколонна покидала территорию части, а на ее месте незамедлительно строилась вторая.

Балаклава под грифом "Совершенно секретно, особой важности"…Следуя сигналу регулировщика, автоколонна «Уралов» свернула на западный берег Балаклавской бухты и вскоре остановилась у серого высокого забора. Захлопали дверцы машин, возникли темные фигуры часовых и бойцов оцепления. Людей в штатском уже не было видно. Начальник колонны подошел к неприметной, под цвет стены, калитке. Звякнуло железное окошко, блеснул свет. В торце забора с легким скрипом открылись створки больших высоких ворот в закрытый со всех сторон (сверху – маскировочной сеткой под цвет скалы) локальный дворик технической территории. Первый «Урал», тихо урча мощным двигателем, медленно вполз в темный прямоугольник ворот. За рулем уже был старший машины. Водитель и часовой остались за воротами. В локальную зону допускались только специалисты основного подразделения. Военнослужащие срочной службы, а также офицеры и мичманы обеспечивающих подразделений допуска в локальную зону не имели. Ворота медленно закрылись. Над бухтой повисла тишина. Было слышно, как хлюпала вода о сваи причальной стенки. Огни редких фонарей на другой стороне бухты, отраженные неровными полосками света, змеились на темной воде. Пахло гниющими водорослями, свежей рыбой и соляркой.

А за воротами «Урал» уже открыл свою заднюю стенку. Производилась выгрузка спецгруза. Слышались негромкие команды, четкие доклады и тихое жужжание привода подъемника. Ни одного лишнего слова, только команды руководителя работ. За исключением только одной команды – команды «Стоп», которую обязан был подать первый заметивший опасность или нарушение техники безопасности.

Вдруг рядом, в отвесной скале, возникла узкая вертикальная черная щель, которая, медленно расширяясь, превратилась в большой черный прямоугольник. Это открылся вход в подземный комплекс. Сам вход – уникальная инженерная конструкция, гермоворота в виде полусферы выпуклой стороной наружу, способной выдержать ударную волну ядерного взрыва 100 кт. Вес – более 20 т. Толщина – 0,6 м. Наружная сторона – толстая броня, внутренняя – стальная пластина. Между ними – специальный бетонный наполнитель, задерживающий проникающую радиацию. За воротами – небольшой тамбур, дальше – обычная бронированная дверь казематного типа. В тамбур, освещенный синим светом, по рельсам, вручную, закатывалась тележка со спецгрузом, и ворота медленно закрывались. Сверху настила тележки был лист алюминия, а рабочая, внутренняя часть обода колес была покрыта слоем латуни, чтобы исключить вероятность возникновения искры.

Внутреннюю дверь открыть было невозможно, пока наружные ворота не закроются полностью. Была предусмотрена система блокировки. Как только ворота закрывались, вспыхивал яркий свет, открывалась внутренняя дверь, и тележка с грузом закатывалась в штольню. За поворотом (закругление сделано для гашения ударной волны) был небольшой зал с поворотным кругом, разворачивая который можно было катить тележку в другие штольни, в сборочный зал или в хранилище ЯБП.

Допуск в хранилище был строго ограничен даже для специалистов основного подразделения. Допускались только начальники групп, начальники бригад, главные инженеры и командиры в/частей 90989 и 20553. По письменному допуску, в присутствии старшего офицера, ответственного за хранилище. На дверях было два замка и две печати. Вскрыть их могли только два офицера одновременно, указанные в письменном допуске на конкретное число и время.

СБОРОЧНЫЙ ЗАЛ

Помещение для сборки и регламентных работ с СБП имело площадь 300 кв. м и было самым большим в подземном комплексе. В зале размещались шесть рабочих мест, на которых одновременно могли работать шесть групп сборки. Полное отсутствие пыли, стерильная чистота. Небольшой шум от работы системы вентиляции. Поддерживался оптимальный для изделий микроклимат. Освещение строго соответствовало нормам. На полу, на стенах была соответствующая маркировка. Стеллажи для инструментов, стойки с КПА, стенды, пульты, жгуты проводов, шланги – все в жгутах, отмаркировано, подписано. Везде бирки с фамилиями ответственных и сроками очередных осмотров и поверок.

В ящиках, которые доставила колонна «Уралов», были узлы и комплектующие детали для специзделий. Их выпускали на различных предприятиях ВПК в разных городах Советского Союза, даже не догадываясь об их предназначении. Специалисты групп сборки собирали, монтировали их в корпус боеголовки, подсоединяли провода к блоку автоматики и шаровому заряду. Проверялась работоспособность изделия в целом, «гоняли» так называемый контрольный цикл, имитируя прохождение боеголовки по траектории в составе ракеты или торпеды. Контролировались параметры срабатывания различных датчиков.

Перед каждой работой с определенным типом ЯБП проводились теоретические, практические занятия и зачетное учение. Непосредственно перед началом работы проводился инструктаж по мерам безопасности, под роспись в специальном журнале. Расчет находился в строю на рабочем месте в спецодежде. В левом нагрудном кармане был индивидуальный дозиметр, «карандаш» (КИД-4). На левом рукаве – повязка с номером работающего в расчете, расположенная выше локтевого сгиба, на установленном инструкцией, с точностью до сантиметра, расстоянии.

Помимо занятий и тренировок каждые шесть месяцев специалистами групп сборки сдавался экзамен по специальности в присутствии представителя 12-го Главного управления МО. К работам допускались только специалисты, получившие оценки не ниже «хорошо». Неудачники могли пересдавать экзамен не ранее чем через месяц интенсивной подготовки.

Каждая операция выполнялась строго пунктуально по технической документации, с ведением протокола, только по команде и под контролем начальника расчета. При этом зачитывался порядок выполнения операции и назывался номер исполнителя. Услышав свой номер, исполнитель отвечал: «Я!», прослушав до конца команду, отвечал: «Есть!» Выходил из строя, повторял полученную команду, брал необходимый инструмент и, проговаривая вслух свои действия, выполнял операцию. Ход выполнения операции контролировал начальник расчета, а действия исполнителя и качество контроля со стороны начальника расчета контролировалось специально назначенным контролирующим лицом. Контроль за правильностью и порядком выполнения операции осуществлял ответственный руководитель работ. Соблюдение мер безопасности контролировалось старшим инженером по мерам безопасности.

Закончив выполнение операции, исполнитель возвращал инструмент на место, расписывался в журнале протоколов, докладывал о выполнении и становился в строй. Проверив правильность выполнения операции, ставил свою подпись начальник расчета. Убедившись, что операция выполнена и проконтролирована, расписывался в протоколе контролирующий.

Следует отметить, что инструмент для работ с изделиями, начиная от стандартных гаечных ключей, отверток и кончая специальными фонариками и приспособлениями, был высочайшего качества, изготовленный по спецзаказу МО на предприятиях ВПК. Комплекты инструментов на рабочих местах были на специальных платах или в чемоданчиках с гнездами (ячейками) под каждый ключ или приспособление. Причем дно каждой ячейки было окрашено в ярко- красный цвет, который не был заметен, когда инструмент лежал на своем месте, и сразу бросался в глаза, когда его там не было. Это упрощало проверку наличия инструмента на рабочем месте при герметизации полостей изделия и исключало случайное попадание инструмента внутрь корпуса. Завершалась подготовка изделия проверкой на герметичность. Внутри корпуса создавалось небольшое избыточное давление, и изделие полностью, «с головой», погружалось в большую ванну, наполненную спиртом. Спирт был этиловый, пищевой, высшего качества. О герметичности изделия судили по отсутствию пузырьков воздуха.

Но перед этим проводилась, пожалуй, самая ответственная операция по снаряжению заряда боеголовки электродетонаторами. Перед выполнением этой операции все покидали сборочный зал. На рабочем месте оставались только непосредственные исполнители, начальник расчета, контролирующий и ответственный руководитель работ. Обесточивались все пульты и стенды. Исполнителей было двое, снаряжающий и его помощник. Проверялось заземление рабочего места, корпуса изделия и шарового заряда. Снаряжающий надевал специальные тапочки из натуральной кожи с подошвой, насквозь прошитой медной проволокой, становился на металлический лист, соединенный с контуром заземления, и снимал статические заряды с кистей рук, касаясь контура заземления. Медленно, осторожно, двумя пальцами правой руки вынимал из кассеты электродетонатор, внимательно его осматривал, вносил в корпус изделия (левая рука все время была на подстраховке чуть ниже правой), нежно и точно вставлял его в гнездо на корпусе заряда. Затем брал следующий и т.д. Помощник находился рядом с другой стороны изделия, внимательно следил за каждым движением снаряжающего, подсвечивал ему фонариком и был готов в любое мгновение его подстраховать. Операция проводилась в полнейшей тишине, было слышно, как где-то в самой дальней штольне капала вода.

Существует печальная народная поговорка о том, что «минер ошибается только один раз». Трагично, но речь идет об обычной взрывчатке. Сложно представить последствия ошибки минера-атомщика. Совсем рядом, в другой штольне – ядерный арсенал флота, хранилище ядерных и термоядерных боеголовок к торпедам и ракетам, каждая из которых в сотни и тысячи раз мощнее сброшенной на Хиросиму.

В рамках в/ч 90989 и в/ч 20553 из состава основного подразделения формировались нештатные аварийные и подрывные команды. Первые были подготовлены к проведению первоочередных мероприятий по ликвидации аварий с ЯБП, а вторые должны были уничтожить ядерный арсенал путем подрыва ЯБП «в случае возникновения явной угрозы захвата объекта противником». Хорошо, что им не пришлось применить свои знания и навыки на практике. Безусловно, определенная степень риска существовала всегда, но были строжайшая технологическая дисциплина и высочайшая степень ответственности. И если девиз всех аварийных служб: «Не допустить возникновения аварийных ситуаций!», то вся работа сборочных бригад была построена по принципу «Не допускать ПРЕДПОСЫЛОК к возникновению аварийных ситуаций!».

БАЗА-МУЗЕЙ

Прошли годы. Распался Советский Союз, стала историей ядерная база в Балаклаве. Украина стала зоной, свободной от ядерного оружия (Лиссабонский протокол). Ядерное оружие было вывезено в Россию. В/части 90989 и 20553 были расформированы. Их командиры капитан 1 ранга Николай Леонтьевич Григорович и полковник Алексей Арефьевич Попов с честью выполнили свою последнюю боевую задачу. Все, что было положено, было вывезено в Россию. Подземный комплекс, здания и строения на территории войсковых частей были переданы местным властям, в здании штаба и казармы в/ч 20553 расположился райотдел милиции Балаклавского района.

Подземный комплекс завода по ремонту лодок постигла печальная участь. Последним командиром этого уникального сооружения был капитан 3 ранга А.В. Туницкий. После ухода военных охрана была снята, а городские власти не смогли обеспечить сохранность объектов. Токарные, сверлильные, фрезерные, строгальные станки и другое оборудование было вывезено, электрощиты, кабельные трассы, металлоконструкции – варварски вырезаны и растащены мародерами. И только после многократных обращений возмущенной общественности, ученых, историков, краеведов, писателей и журналистов 1 июня 2003 года приказом № 57 от 14 мая 2003 года начальника Центрального музея (ЦМ) ВС Украины на базе бывшего подземного комплекса был создан музей холодной войны ВММК «Балаклава», как филиал ЦМ ВСУ. С 1 апреля 2014 года подземный комплекс стал частью Военно-исторического музея фортификационных сооружений Российской Федерации.
Автор: Виктор Медведев
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/history/2016-10-07/12_balakla.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 57
  1. avt 9 октября 2016 15:10
    Да--а-а-а-а уж ! Как то в 90-е разок на ТВ озвучили о недостроенном на севере , под АПЛ с воротАми недоделанными ,способными удержать тактическое ЯО .А вообще в СССР много чего под землёй настроили , что по сию пору на инопланетян и гномов списывают . laughing Ещё со времён генерала Карбышева и легендарного ,,подземного крейсера".
    avt
    1. леликас 9 октября 2016 15:43
      Два на СФ - Гаджиево (с Лениным) и Ара-Губа около Видяево и одно на ТОФе - Бухта Павловского .
    2. Даос 9 октября 2016 16:16
      "Вы слыхали, под землёю город строят?
      Говорят на случай ядерной войны..." (с)
    3. Лелёк 9 октября 2016 17:22
      Цитата: avt
      А вообще в СССР много чего под землёй настроили , что по сию пору на инопланетян и гномов списывают .


      Много чего раздербанили после развала СССР и торжественного разъезда по отдельным "квартирам". В том же Крыму - это описан только один из сотен объектов, объектов уникальных и так бы пригодившихся сейчас своей настоящей Родине - России. Знаю не по наслышке, т.к. сам там был, мёд-пиво пил... .
      А Балаклава - вот она:
    4. fox21h 9 октября 2016 17:34
      Сейчас Балаклава это место паломничества туристов, сам был недавно. К сожалению часть комплекса в в 90 отдали под разграбление ( на металлолом), были срезано и уничтожено, что можно было отломать или срезать сваркой, но только в 2000 годах часть восстановили, что бы можно было водить туристов
      1. shturman032 10 октября 2016 21:02
        В 2007 году был с другом, там был хаос и запустение, но деньги за вход брали. Хотя клиентов особо не было видно. Было темно, холодно и сыро.
  2. Вождь краснокожих 9 октября 2016 15:26
    Я в этот музей не попадал, а знакомую из Москвы очень поразили выбитые в скале тоннели, штольни, залы. Даже при запущении поражали объемы произведенных работ.
    1. кеп 9 октября 2016 16:10
      Цитата: Вождь краснокожих
      Я в этот музей не попадал, а знакомую из Москвы очень поразили выбитые в скале тоннели, штольни, залы. Даже при запущении поражали объемы произведенных работ.


      Да...были люди в наше время,как говаривал классик.
      И не воровали.Поэтому получалось на века.
      1. Лелёк 9 октября 2016 17:35
        Цитата: кеп
        И не воровали.Поэтому получалось на века.

        А знаете какова была величина фонда зар. платы при строительстве этого объекта - 13% от стоимости выполненных по смете работ. Вот так-то, а работали как звери, не считаясь со временем. А после работы в общаге падали на табуреты и "...пили спирт неразведённый у разведённого моста..." все вместе и представители заказчика, и подрядчики, и субподрядчики, и работяги.
        Мдя, весёленькое было время. А "незалежники" всё это - в говно.
    2. art266 9 октября 2016 17:55
      Для тех кто не попал, можно посмотреть виртуальный тур:
      http://virtual-sevastopol.ru/balaklava-muzei.html
  3. Starik72 9 октября 2016 16:12
    Спасибо автору Виктору Медведеву за информацию о БАЛАКЛАВСКОМ чуде,построенным руками советских труженников и военных !!! С уважением.
  4. УВБ 9 октября 2016 16:18
    Только из главной штольни было вывезено 40 тыс. «КамАЗов» скальной породы.
    ??? Может быть КрАЗов? Первые КамАЗы сошли с конвейера только в 1976 году.
    1. леликас 9 октября 2016 18:49
      Цитата: УВБ
      Может быть КрАЗов? Первые КамАЗы сошли с конвейера только в 1976 году.

      Тогда уж ЯАЗов ,
      1. Штык 9 октября 2016 20:54
        Цитата: леликас
        Тогда уж ЯАЗов

        Похоже автор не технарь и ему без разницы Камаз или Маз-200 request
        1. Авиатор_ 9 октября 2016 21:51
          Автор - политрук, по стилю заметно.
  5. askort154 9 октября 2016 16:50
    Цитата: УВБ
    Только из главной штольни было вывезено 40 тыс. «КамАЗов» скальной породы.
    ??? Может быть КрАЗов? Первые КамАЗы сошли с конвейера только в 1976 году.


    Тоже резануло. До этого момента читал статью и восхищался. После такой "описки" ( с 1954г. по 1961г. 40 тысяч КАМазов) моё восхищение угасло. В правдивости статьи засомневался. А жаль.
    1. леликас 9 октября 2016 18:50
      Цитата: askort154
      40 тысяч КАМазов) моё восхищение угасло.

      Считайте , что это единица объема - как ксерокс единица копировального аппарата . ;)
      1. Manul 17 октября 2016 19:54
        Цитата: леликас
        Считайте , что это единица объема - как ксерокс единица копировального аппарата . ;)

        Ну вот точно. Автор для современного читателя пишет, у меня и сомнений не возникло, что КамАЗ использован просто , как современная единица объема. Но тут же блохоискатели найдутся.
    2. sandrmur76 9 октября 2016 20:10
      Передачу по телевизору смотрел,там и командный пункт показывали.То что с верху обычное здание,а вот в низу многоэтажка со всеми положенными удобствами.Там всё грандиозно! Автору спасибо good В программе много из прочитанного не было.
    3. Тимур 9 октября 2016 20:24
      Цитата: askort154
      Тоже резануло.

      Цитата: askort154
      После такой "описки"

      Таких "описок" - предостаточно! Такое ощущение, что статью писал человек, что то, где то видевший, но непосредственно в работах не участвовавший. Может быть, даже присутствующий при проведении технического обслуживания изделий в качестве экскурсанта. Другими словами, статью, скорее всего, писал бывший замполит, не знающий тонкостей и вынужденный додумывать что и как, ну и само собой приукрашивать. Особенно позабавил процесс "купания" изделия в "ванне" со спиртом, что является фантазией автора (герметичность проверяется немного иначе)...
      1. Авиатор_ 9 октября 2016 21:09
        Похоже, действительно замполит писал. Помимо "Камазов" ещё ляп в виде "Там же находились центры по подготовке подводного спецназа и боевых животных – дельфинов." - ну не там же, а в Казачьей бухте и с 1967 года. Режет глаз "12-го Главного управления МО" - ну нет такого, есть с иным названием. Замполит, одно слово.
        1. Пупсень 9 октября 2016 23:12
          Цитата: Авиатор_
          с иным названием

          Каким?
        2. ksanich 11 октября 2016 17:05
          "Режет глаз..." Вот, теперь узнал, что есть "12 ГУМО", а это что? Читай в инете.
      2. Manul 17 октября 2016 19:56
        Цитата: Тимур
        Такое ощущение, что статью писал человек, что то, где то видевший, но непосредственно в работах не участвовавший.

        То есть статьи должны писать только люди, которые участвовали в создании? В таком случае многим здесь и комментировать будет противопоказано.
  6. ПолканОВ 9 октября 2016 16:55
    ... мрамора в Крыму нет. Возможно - мраморовидный известняк. Да и КАМАЗЫ - отсебятина.
  7. почти дембель 9 октября 2016 17:45
    А может есть смысл в восстановлении этого объекта? Думаю, что наши адмиралы уже чешут репу. what
    1. art266 9 октября 2016 17:53
      Имеющиеся в наличии подводные лодки проекта 636.3 «Варшавянка» слишком жирные, канал придется расширять. Да и Балаклава уже превратилась в курортный городок.
      1. почти дембель 9 октября 2016 18:11
        Ну тогда какой нить КП, центр управления, узел связи и т.д. Ну нельзя такому объекту пропадать , такое можно только хохлам простить.
        1. art266 9 октября 2016 21:36
          Недалеко от Балаклавы есть другой объект еще круче - недостроенный Запасной командный пункт Черноморского флота ("Объект 221"). Вот его бы возродить.
    2. леликас 9 октября 2016 18:57
      Цитата: почти дембель
      А может есть смысл в восстановлении этого объекта? Думаю, что наши адмиралы уже чешут репу.

      При наличии высокоточного оружия - бесполезно и очень затратно .
      1. почти дембель 10 октября 2016 15:14
        130 метров скалы, держат любую сверхмощную бомбу.
        1. Manul 17 октября 2016 20:03
          Входы обрушить не проблема, лодки на входе и выходе поймать - тоже. Это раньше при абсолютной секретности объекта и отсутствии современных систем спутникового слежения бункер имел значение.Сейчас, даже если оставайся он на нашей территории все время, его бы вывели из разряда стратегических., но конечно бы оставили как базу.Поскольку там все разграблено, на восстановление объекта как военного потребуется столько средств, что лучше их в данный момент потратить на постройку новых кораблей.
  8. art266 9 октября 2016 17:48
    Виртуальный тур по Балаклавскому подземному музейному комплексу:
    http://virtual-sevastopol.ru/balaklava-muzei.html
  9. кедр 9 октября 2016 17:54
    В Гаджиево на СФ тоже "рыли" сопку и надо полагать нарыли.., но что и как? Статья Медведева даёт приблизительный ответ. Довелось пересечься с атомным подводным флотом и атомным ледокольным флотом СССР. Мощь ! И гордость за страну и её народ,способный создать такое. Великие дела великой страны. Автору благодарность за очень интересный материал.
    1. Авиатор_ 9 октября 2016 21:12
      В Гаджиево укрытие немного другое - здесь полностью всё закрыто естественными породами, а там нет.
  10. rudolff 9 октября 2016 18:15
    Сейчас если только под Амур 950 или сверхмалые от Малахита.
  11. Влад5307 9 октября 2016 18:29
    Цитата: Лелёк
    Мдя, весёленькое было время. А "незалежники" всё это - в говно.

    Да, что в России, что на Украине - все в г.а.в.н.о! Хорошо что хоть сейчас мал-мала вырвались из под опеки "партнеров", но вот вкраина вляпалась по самое не хочу ,и неизвестно сможет ли оттуда выбраться без посторонней помощи!? bully
  12. andrewkor 9 октября 2016 18:29
    Имея монополию на атомное оружие американцы так и не решились применить его против СССР.Они провели стратегические игры и пришли к выводу,что несмотря на потери в городах Советская Армия через неделю будет на берегах Ла-Манша.
  13. absaz 9 октября 2016 19:26
    И за все это разболдуйство(даже описать невозможно об ущербе страны) алкаш в великом почете,за что ему и им(дерьмократам и либерастам) по ныне благодарят за "спасение" России.Тьфу
  14. stonks 9 октября 2016 20:15
    Я очень много читал об этой балаклавской подземной базе.
    Но даже понятия не имел о работе хранилища ЯБП.
    Эта статья заполнила пробел в моих знаниях.
    Читал её с удовольствием и ЛЕГКО.
    Автору - спасибо.
  15. tenere1200 9 октября 2016 21:40
    Был этим летом в рамках мотопробега в Балаклаве. Грустно все это.... С одной стороны смотрю на былую мощь Русского государства. На силу мысли и размах строительства. С другой стороны, после развала СССР, жутко смотреть, с каким остервенением майданные прыгуны вынесли эту базу под ноль. Срезали на.х.ер все под чистую. Оставили только ворота. Не знали походу как их срезать, чтоб не пришлепнуло как крыс этими многотонными конструкциями. Да и вытаскивать непонятно каким краном. Обидно. Разбазарили за несколько лет то что строилось и культивировалось десятилетиями. Хотя на территории центральной Руси заводов и предприятий разорвано в разы больше. К вопросу о национальности воров- спич крайне праздный. Вор он как и нацист- пофиг какой нации. Сам поход в музей оставил тоже неприятный осадок. Билеты можно купить где то до обеда. Формируют группы человек по 30. Экскурсия идет так быстро, что например если слушаешь экскурсовода, который бакланит текст с такой скоростью, и без выражения, что о том , что бы прочитать плакаты и посмотреть экспонаты - вообще не вариант. Все бегом. В зале , где висят награды и эмблемы подразделений, нас вообще вытурили местные секьюрити на ломаном укропитекском . Типа валите, уже следующая группа идет. Короче отношение к приезжающим- негативное. Осадок неприятный. Но побывать нужно ребята. Размах впечатляет повторюсь. Мощь и уровень тестостерона наших отцов и дедов поражает. Это вам не мебельный кластер(с) В. Радаев. Мэр саратова. И просто свадебный генерал.... Да и просто, кто решит двинуть в Крым - там на побережье есть где отдохнуть. Поезжайте. Не пожалеете! Это не реклама. А рассказ о впечатлениях.
  16. gendir.grifon 9 октября 2016 22:02
    А интересно, можно ли этот объект реанимировать и приспособить не под музэй, а под реальные военные нужды ВС РФ?
  17. Al_lexx 10 октября 2016 09:03
    Не новость для меня, но спасибо за подробности и хороший литературный русский.
    Автору заслуженный плюс в карму.
  18. Партизанъ 10 октября 2016 10:20
    http://muzey-sevastopol.com/820
  19. Genry 10 октября 2016 12:15
    это был совершенно секретный государственный объект особой важности

    Ну автор намешал грифов.
    Непонятно теперь, "сов.секретно" или "особой важности"...
  20. ksanich 10 октября 2016 12:35
    Автор не политрук, а самый что ни на есть технарь, специальность - ЯЭУ, (СВВМИУ - 1968 г.), но пришлось доучиваться и около 30 лет работать с ЯБГ, непосредственно с "железом", как описано в рассказе. На базах ЯО ТОФ и ЧФ (Балаклава). Писалось простым, доступным языком, для старших школьников, домохозяек и простых гражданских обывателей (в хорошем смысле слова). Фактически, конечно, были "ЯАЗы", но кто сейчас представляет, что это такое? А КАМАЗ-ы нагляднее. Разве суть в этом? В статье нет специальных военных терминов, наименований, непонятных аббревиатур. Кто не знает что есть "12 ГУМО" - есть интернет. В статье только то, что есть в открытом доступе. И вообще статья - это только отрывок из "Записок ветерана спецподразделения". Действительно, герметичность сейчас проверяют иначе, но как - не скажу. Жаль, что теперь не купают в спирте. Сейчас такого уже нет. Был высшего качества двойная "Прима" , пшеничный. С нынешнем "Люксом" нельзя даже сравнивать. Говорить об каких-то "экскурсантах" в подземный комплекс, тем более при проведении РР с изделиями просто глупо. Помню, как возмущался зам. командующего ЧФ, он же начальник гарнизона, когда его не допустили на локальную территорию без письменного разрешения Командующего. А о спецназе и боевых дельфинах просто мало кто знает. Не путайте с военным дельфинарием в Казачьей бухте. Читайте статью внимательней. Это - эксклюзив. Ждал, когда закончится подписка (25 лет), до этого эта тема была закрыта. Всем, кому статья понравилась - большое спасибо!
    1. Тимур 10 октября 2016 15:27
      Что такое 12 ГУ МО РФ (ранее 12 ГУ МО СССР) знаю не понаслышке и не из интернета.
      За все годы, не слышал такого термина как "кассета" (в обиходе называли "это" по названию хлебо-булочного изделия).
      Вы жалеете, что сейчас ЯБП (у Вас, "технаря" - "ЯБГ") не купают в ЯТЖ (для старших школьников и домохозяек - ядовитой технической жидкости). А что же тогда могло произойти с ЛКП (лако-красочное покрытие) изделия после купания в спирте, по сути являющимся сильнейшим растворителем? (кстати, доводилось "видеть" изделия после "замачивания" в морской воде, которые происходили достаточно часто).
      По поводу экскурсантов. Представители "политических органов" всегда считали своим долгом, чуть ли не на уровне функциональных обязанностей, провести партийно-политическую работу с личным составом расчета, тем более "главный замполит" имел допуск на посещение и весьма общие сведения об устройстве техники. Вот их, я и назвал экскурсантами.
      Вы не могли участвовать в работах по сборке ЯБП, их собирали в в/ч 90989 (РТБ ЧФ) до 1962 года (информация из открытого источника), Вы же (по Вашим словам) закончили училище в 1968 году и, наверняка, излагаете чьи-то воспоминания.
      Есть еще неточности в организации перевозок, но это здесь обсуждать не стоит.
      В одном с Вами согласен: статья для домохозяек и старшеклассников.
  21. gorgo 10 октября 2016 12:46
    Спасибо автору за интереснейший материал. Большой и жирный плюс ))
  22. Кир1984 10 октября 2016 15:13
    У афтара талант. Написано как хороший триллер. Спасибо.
  23. alexgrig 10 октября 2016 22:39
    На словах про спирт высочайшего качества я заплакал.
  24. ksanich 11 октября 2016 17:33
    Цитата: askort154
    Цитата: УВБ
    Только из главной штольни было вывезено 40 тыс. «КамАЗов» скальной породы.
    ??? Может быть КрАЗов? Первые КамАЗы сошли с конвейера только в 1976 году.


    Тоже резануло. До этого момента читал статью и восхищался. После такой "описки" ( с 1954г. по 1961г. 40 тысяч КАМазов) моё восхищение угасло. В правдивости статьи засомневался. А жаль.

    Приятно, когда есть дотошные читатели. Конечно, тогда были ЯАЗ-ы, МАЗ-ы, но кто из молодёжи их видел и помнит? А КАМАЗ - наш современник. А чтобы донести масштаб гигантской стройки было просто количество вынутой породы поделено на грузоподъемность (среднюю) КАМАЗ-а. А данных, сколько и каких машин работало автор просто в архивах не нашёл. А информации по штольне сейчас великое множество, только ленивый не выкладывает, читайте, а когда писалась "Записки..." , информации практически не было.
  25. ksanich 11 октября 2016 19:53
    Цитата: Тимур
    Что такое 12 ГУ МО РФ (ранее 12 ГУ МО СССР) знаю не понаслышке и не из интернета.
    За все годы, не слышал такого термина как "кассета" (в обиходе называли "это" по названию хлебо-булочного изделия).
    Вы жалеете, что сейчас ЯБП (у Вас, "технаря" - "ЯБГ") не купают в ЯТЖ (для старших школьников и домохозяек - ядовитой технической жидкости). А что же тогда могло произойти с ЛКП (лако-красочное покрытие) изделия после купания в спирте, по сути являющимся сильнейшим растворителем? (кстати, доводилось "видеть" изделия после "замачивания" в морской воде, которые происходили достаточно часто).
    По поводу экскурсантов. Представители "политических органов" всегда считали своим долгом, чуть ли не на уровне функциональных обязанностей, провести партийно-политическую работу с личным составом расчета, тем более "главный замполит" имел допуск на посещение и весьма общие сведения об устройстве техники. Вот их, я и назвал экскурсантами.
    Вы не могли участвовать в работах по сборке ЯБП, их собирали в в/ч 90989 (РТБ ЧФ) до 1962 года (информация из открытого источника), Вы же (по Вашим словам) закончили училище в 1968 году и, наверняка, излагаете чьи-то воспоминания.
    Есть еще неточности в организации перевозок, но это здесь обсуждать не стоит.
    В одном с Вами согласен: статья для домохозяек и старшеклассников.

    За "кассеты" и х/б изделия не понял, это из какой оперы? ЯБП - ЯБГ. Не нужно "ходить строем" и "учить матчасть", просто "обратитесь к документу". Автор пишет, что УМЫШЛЕННО избегает спец.терминологии. ЯБП - это Ядерные Боеприпасы, общее понятие, а речь идёт о ЯБГ т.е. конкретно о Ядерных БоеГоловках. Так для всех понятнее. О ЯТЖ. Плохо быть двоечником по химии.Читайте перечень ЯТЖ. С какого перепугу чистый ЭТИЛОВЫЙ, питьевой, пищевой, медицинский, хлебный спирт вдруг обозвали ЯТЖ? Какой же это яд? На нём делается вся алкогольная продукция, медпрепараты и тд. и тп. Поэтому и дают на протирку электроники и др. техники не метиловый спитр (яд) а именно пищевой, т.к.руководство прекрасно понимает, что найдётся хоть один, кто не упустит шанс принять на "халяву" "7-мь капель". Помимо купания спирт прокачивают и через некоторые приборы внутри самого изделия, если Вы не знали. Никакого вреда, (только блеск и чистота) ЛКП он не наносит. Да и ЛКП на ЯБГ специальное, краска на эпоксидной, антикоррозийной основе. Для торпедных ЯБГ - устойчивое к воздействию морской воды. Насчёт замачивания изделий в морской воде "достаточно часто" - не верю. Каждый такой факт - это ЧП. С докладом в 12 ГУМО и с отправкой изделия на переаттестацию + суровые оргвыводы и назначение виноватых, вплоть до снятия с должностей. О замполитах: На ТОФ-е за 10 лет замполита видел в сборочном зале всего 1 раз - 5 минут, за 15 лет на ЧФ - в "штольне" - 2 раза, в сборочном зале - ни разу. О личном участии: Опять "читаем букварь". Где написано, что автор ЛИЧНО собирал ЯБП? Сборка ЯБП действительно была до 1962 г. но что это меняет? Кроме работ по сборке были регламентные и другие работы с ЯБП и проводились до последнего момента. Мне довелось и "купать" изделия и снаряжать (расснаряжать) сам "шарик", и заменять кое-какие узлы, пока не прошёл славный путь от младшего инженера до пом.нач. расчёта. А дальше уже были другие должностные обязанности, но в основном подразделении я дослужил до конца, уже в качестве начальника. И я не просто "излагаю чьи-то воспоминания".После почти 2-х лет работы с архивными материалами, интервью с ветеранами, с теми, кто создавал систему ядерного обеспечения ЧФ, кого ещё успел застать (остались единицы) и на основании личного опыта и родились "Записки ветерана спецподразделения", небольшой отрывок из которого и выложен на сайте. А ТОЧНОСТЕЙ "в организации перевозок" и быть не должно. Читайте УН-64. А в моём возрасте валить лес на Колыме уже как-то тяжеловато, хотя я и охотник.
  26. ksanich 11 октября 2016 20:25
    Цитата: askort154
    Цитата: УВБ
    Только из главной штольни было вывезено 40 тыс. «КамАЗов» скальной породы.
    ??? Может быть КрАЗов? Первые КамАЗы сошли с конвейера только в 1976 году.


    Тоже резануло. До этого момента читал статью и восхищался. После такой "описки" ( с 1954г. по 1961г. 40 тысяч КАМазов) моё восхищение угасло. В правдивости статьи засомневался. А жаль.

    Ищите в любом материале (статье) главное, основное, ради чего всё написано и будет вам счастье. По КрАЗам, ЯАЗам и КамАЗам. Это - второстепенные детали. Не удалось автору найти сколько и каких работало тогда машин. Да и для молодёжи знакомы и понятней КамАЗы.Зато было известно количество вывезенного грунта. Если тупо разделить на среднюю грузоподъёмность самосвала то и получится 40 тыс. КамАЗов.Наглядно и в доступной форме показан МАСШТАБ этой грандиозной стройки, что было для автора главным.
    1. AKuzenka 24 ноября 2016 16:26
      Точность - вежлтвость не только королей, но и военных. Тема военная - точность главное! А образность, оставьте для фантастики и художественных произведений.
  27. ksanich 11 октября 2016 20:41
    Цитата: ПолканОВ
    ... мрамора в Крыму нет. Возможно - мраморовидный известняк. Да и КАМАЗЫ - отсебятина.

    А где Вы прочитали про мрамор? Чёрным по белому написано: "В толще МРАМОРНЫХ ПОРОД...". А это может быть и доломит, и мраморный известняк и гранитные вкрапления, одним словом "порода". А о КамАЗах не "отсебятина", а авторская аллегория. Пояснения на этой странице.
    1. AKuzenka 24 ноября 2016 16:29
      Такие породы, называются - карбонатные. Они - осадочные. Мрамор - метаморфическая порода, возникшая при метафорфизме (сильное сжатие внутри земной коры и нагреве).Как геолог, говорю.
  28. AKuzenka 24 ноября 2016 16:25
    Похоже, что для красного словца, автор, допустил кучу , мягко говоря, неточностей. По фактическому материалу, сказать ничего не могу, не в теме, но глаз резануло: "Только из главной штольни было вывезено 40 тыс. «КамАЗов» скальной породы." Это 1953-1961 гг. Автор знает, когда из ворот КАМАЗа, вышел первый грузовик? Точность - вежливость не только королей, но и военных. Вы пишите на военную тему - пишите точно. Тех, кто пишет образно и без вас, хватает.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня