Подводная лодка с динамитным орудием USS Holland (США)

5
Динамитные пушки, появившиеся в конце XIX века, успели получить некоторое распространение и «освоить» несколько специальностей. Прежде всего, такое оружие было развернуто на береговых артиллерийских батареях. Кроме того, было построено два корабля с динамитными пушками. Наконец, была предпринята попытка оснастить таким вооружением подводную лодку. Результатом подобного оригинального предложения стала первая современная подлодка США USS Holland (SS-1), принятая в строй. Для атаки различных целей она должна была использовать как торпеды, так и динамитные артиллерийские снаряды.

Проект перспективной подлодки с торпедным и артиллерийским вооружением был разработан инженером Джоном Филипом Холландом, в течение длительного времени занимавшегося тематикой подводных судов. К середине девяностых годов XIX века он предложил очередной вариант перспективной субмарины, который можно было предложить заказчику в лице военно-морских сил США. Флот проявил интерес к новой разработке и одобрил строительство лодки. Вскоре Дж.Ф. Холланд совместно с другими специалистами судостроительной промышленности приступил к строительству субмарины.




Подлодка USS Holland и ее экипаж. Фото Insideannapolis.com


Закладка нового подводного корабля состоялась в ноябре 1896 года. Строительство предлагалось осуществлять на верфи Crescent Shipyard в г. Элизабет (шт. Нью-Джерси), принадлежавшей отставному офицеру ВМС Льюису Никсону. В строительстве нового образца должны были участвовать специалисты компании Holland Torpedo Boat Company, возглавляемой Дж.Ф. Холландом. Совместными усилиями представители двух организаций за несколько месяцев смогли построить подводную лодку с требуемыми характеристиками. Во время закладки новая подлодка получила имя Holland VI – по фамилии автора и порядковому номеру его разработки.

Проект Holland VI основывался на предыдущих разработках Дж.Ф. Холланда. К середине девяностых годов инженер успел построить и испытать несколько опытных субмарин, отличавшихся друг от друга различными особенностями. Проект за номером «VI» подразумевал строительство полноценной подводной лодки, способной перемещаться как по поверхности, так и на некоторой глубине, а также несущей различное вооружение для атаки противника, находящегося на море и на берегу.


Субмарина во время строительства. Фото Navsource.org


Проектом предлагалось строительство торпедообразного обтекаемого прочного корпуса с вытянутой обтекаемой легкой надстройкой на верхней его части. Корпус должен был состоять из внутреннего силового набора и внешней обшивки. Внутри прочного корпуса должны были помещаться все основные узлы и агрегаты, тогда как надстройка предназначалась для улучшения обтекания и для установки некоторых систем, в первую очередь вооружения. Основные особенности перспективной лодки были определены еще на ранних стадиях разработки проекта и в дальнейшем не претерпевали изменений. В то же время, по результатам испытаний была определена необходимость в некоторых доработках, которые были выполнены до передачи лодки заказчику.

Основным элементом подлодки «Холланд VI» являлся прочный корпус торпедообразной формы со скругленными внешними обводами, оживальной носовой частью и конической кормой. Сверху на нем монтировалась настройка с узкими носовой и кормовой частью, расширяющаяся в середине лодки. На надстройке имелась выступающая рубка-башенка цилиндрической формы с люком в крыше. В верхней части рубки имелся набор смотровых приборов простейшей конструкции. На кормовой оконечности корпуса предусматривались стабилизаторы сравнительно простой конструкции, внутри которых находился гребной винт. Позади винта устанавливалась система из двух Х-образных рулей для управления по курсу и глубине.

Длина подлодки Holland VI составляла 16,4 м, максимальная ширина – 3,15 м, осадка – 2,6 м. Надводное водоизмещение равнялось 65 т, полное – 75 т. Прочность корпуса позволяла погружаться на глубину до 75 футов (23 м).


Подготовка к спуску на воду. Фото Navsource.org


Внутри корпуса подлодки имелся один общий отсек, вмещавший все необходимые узлы и агрегаты, а также рабочие места экипажа. В нижней части корпуса, непосредственно над днищем, помещались несколько баков и цистерн различного назначения. Там же располагалась аккумуляторная батарея. В носовой и кормовой частях располагались дифферентные цистерны, необходимые для удержания лодки «на ровном киле». Позади носовой цистерны помещался топливный бак. Все прочее пространство над днищем корпуса отдавалось под установку основной балластной цистерны. Над последней, рядом с центром тяжести всей конструкции, находился блок аккумуляторов.

Рядом с кормовой частью аккумуляторного отсека находился электрический мотор с компрессором. Задачей этих устройств было создание давления в газовых баллонах. Сами баллоны помещались у бортов корпуса, выше цистерны и аккумуляторов. Баллоны и компрессор предназначались для продувки балластных цистерн. Кроме того, их предлагалось применять для стрельбы из артиллерийского вооружения.

Подводная лодка с динамитным орудием USS Holland (США)
Джон Филип Холланд в рубке подлодки USS Holland. Фото Wikimedia Commons


Кормовее блока аккумуляторов располагалась главная энергетическая установка. Ее основой являлся одноцилиндровый бензиновый двигатель системы Н. Отто мощностью 45 л.с. Задачей этого двигателя было обеспечение подвижности в надводном положении с одновременной подзарядкой аккумуляторов. Позади бензинового двигателя устанавливался электромотор мощностью 50 л.с. производства компании Electro Dynamic. Электродвигатель, получающий энергию от аккумуляторной батареи, должен был отвечать за подводное движение. Интересной особенностью энергетической установки было использование общего гребного вала, соединяемого с двигателем нужного типа. На валу устанавливался генератор для подзарядки аккумуляторов.

Использованная энергетическая установка позволяла субмарине в надводном положении развивать скорость до 6 узлов. В погруженном состоянии максимальная скорость была на 0,5 узла меньше. При максимально возможной скорости движения дальность плавания в надводном положении составлял 200 морских миль, под водой – 30 миль. Для своего времени такие характеристики были достаточно высоки и позволяли полноценно решать имеющиеся задачи.

Согласно первоначальному проекту, подлодка Holland VI должна была нести торпедное и артиллерийское вооружение. В носовой части лодки размещался один торпедный аппарат, расположенный с небольшим наклоном вперед. Его предлагалось использовать для стрельбы «самодвижущимися минами» фирмы Whitehead калибра 18 дюймов (460 мм). Непосредственно над аппаратом помещалась укладка для боеприпасов. Кроме того, выше заднего торца торпедного аппарата находилась казенная часть динамитной пушки.


Спуск на воду. Фото Navsource.org


Носовое динамитное орудие представляло собой систему калибра 8,4 дюйма (213 мм), основанную на разработках лейтенанта Эдмунда Залински. Гладкий ствол должен был жестко монтироваться в корпусе подлодки с фиксированным углом возвышения. Казенник ствола при этом оказывался внутри корпуса, а дульная часть выходила за его пределы и продолжалась до носовой части надстройки. Для защиты орудия от воды на надстройке предусматривалась откидная крышка, управляемая изнутри. Метание боеприпасов должно было осуществляться при помощи сжатого воздуха. При открытии боевого клапана сжатый воздух из баллонов должен был поступать в канал ствола и выбрасывать снаряд.

Для перспективной подлодки был разработан обновленный вариант динамитного снаряда, получивший название «воздушная торпеда». Это изделие должно было иметь обтекаемый торпедообразный корпус, внутри которого помещался заряд гремучего студня. Для стабилизации в полете снаряд имел несколько плоскостей в хвостовой части.


Общая схема подлодки. Рисунок Dawlishchronicles.com


Изначальный проект предусматривал использование еще одного ствольного оружия. В кормовой части лодки под углом к горизонтали должно было крепиться второе орудие. Согласно одним источникам, предлагалось использование второй динамитной пушке, тогда как другие говорят о применении малокалиберного торпедного аппарата для т.н. динамитных торпед. На имеющемся чертеже, описывающем конструкцию подлодки, в кормовой части корпуса располагается система с «динамитной торпедой».

Внутри прочного корпуса предусматривались стеллажи для перевозки боеприпасов. Имелась возможность взять на борт три 480-мм торпеды Уайтхеда, одна из которых перевозилась прямо в торпедном аппарате, а еще две находились в укладке над ним. Также экипаж располагал несколькими динамитными снарядами для пушки или пушек.

Подлодка Holland VI нуждалась в экипаже из шести человек. Их задачей было слежение за работой различных агрегатов, управление всеми бортовыми системами, навигация, поиск целей и стрельба из имеющегося оружия. Попадать внутрь корпуса предлагалось через люк на рубке. Перископ отсутствовал, из-за чего для поиска целей следовало использовать остекление рубки. Оно применялось как для слежения за обстановкой и поиска целей, так и для прицеливания при стрельбе.


Более подробная схема с тремя двумя проекциями и разрезом. Рисунок Laststandonzombieisland.com


Имеющийся комплекс вооружения позволял атаковать надводные и береговые цели при помощи оружия достаточно большой мощности, наиболее соответствующего типу атакуемого объекта. Так, корабли следовало обстреливать с использованием торпед, а динамитная пушка могла применяться против береговых целей. Насколько эффективным было такое вооружение – неизвестно. Сведения об испытаниях вооружения и их результатах не сохранились.

Первая американская боевая подлодка современного облика была спущена на воду 17 мая 1897 года. После завершения строительства лодку отправили на испытания, которые заняли несколько лет. В течение длительного времени специалисты фирмы-разработчика и верфи, построившей подлодку, проводили проверки различных систем, изучали поведение корабля на разных режимах, а также исправляли выявленные недостатки. По результатам тех или иных этапов испытаний удалось определить и ликвидировать различные недоработки, а также внести в конструкцию некоторые крупные изменения.


Компоновка USS Holland. Рисунок Navsource.org


На определенном этапе испытаний было установлено, что существующее выхлопное устройство бензинового двигателя не отличается высоким совершенством и поэтому нуждается в замене. Вскоре было разработано новое устройство подобного назначения, однако для его установки пришлось изменить конструкцию прочного корпуса и надстройки. Более того, возникла необходимость в отказе от некоторых имеющихся агрегатов. Трубы нового выхлопного устройства были проложены в кормовой части надстройки, из-за чего оттуда пришлось удалить второе орудие. После такой доработки комплекс вооружения «Холланда VI» сократился до одного торпедного аппарата и одного динамитного орудия, расположенных в носовой части. Кормовое оружие было убрано.

После завершения доводки и совершенствования конструкции перспективную подлодку предложили заказчику в лице военно-морских сил Соединенных Штатов. Специалисты флота изучили предложенный образец техники и рекомендовали его к принятию на вооружение. 11 апреля 1900 года подлодка Holland VI была выкуплена военными с целью последующего введения в боевой состав флота. В соответствии с договором между военным ведомством и компанией Holland Torpedo Boat Company, за подлодку было уплачено 150 тыс. долларов.


Экипаж подлодки. В рубке - первый командир Гарри Хэндли Колдуэлл. Фото Insideannapolis.com


После нескольких месяцев дополнительных проверок, подготовки базы и обучения экипажа субмарина была принята в состав флота. Служба первой современной подлодки США официально началась 12 октября 1900 года. Подлодка получила обозначение USS Holland (SS-1). Служить лодка должна была на базе Ньюпорт (шт. Род-Айленд), командиром назначили лейтенанта Гарри Хэндли Колдуэлла. Он стал первым в истории США командиром подводной лодки.

Подлодка USS Holland была принята в состав флота в середине осени, из-за чего вскоре ее пришлось перевести на новую базу. Во избежание возможного повреждения льдами после ожидаемого похолодания 16 октября лодку отправили на новое место службы. При помощи буксира Leyden ее перевели на базу Аннаполис (шт. Мэриленд). Там субмарина стала учебным пособием, используемым в ходе подготовки курсантов Военно-морской академии. Главной задачей при этом было обучение экипажей для новых подлодок, которые планировалось построить в самое ближайшее время.

8 января 1901 года субмарина «Холланд» вышла в свое первое автономное плавание. Конечной точкой маршрута был г. Норфолк, куда она прибыла 10 января. Поход продлился буквально пару дней, однако за это недолгое время экипаж получил ценный опыт самостоятельной работы на удалении от берега в условиях, максимально приближенных к реальной боевой эксплуатации. Кроме того, были собраны важнейшие данные, необходимые для дальнейшего развития подводного флота. Полученный опыт был реализован в самом ближайшем будущем: в 1900-1901 годах на нескольких американских верфях были заложены новые подлодки типа Plunger.


Подлодка у причала. Крышка носового динамитного орудия отсутствует. Фото Wikimedia Commons


После первой «автономки» подлодка вернулась в Аннаполис. Там она продолжила строевую службу, время от времени отправляясь в другие порты для помощи в обучении курсантов. Порт Аннаполиса оставался базой для USS Holland (SS-1) до 17 июля 1905 года. К этому времени военно-морские силы получили новые субмарины типа Plunger, из-за чего «Холланд» перевели в категорию учебных судов. В 1905 году подлодку перевели в Норфолк, где она продолжила работу в качестве средства подготовки экипажей. Эту роль первая американская подлодка играла до конца десятилетия.

21 ноября 1910 года подводная лодка USS Holland (SS-1) была исключена из состава военно-морских сил. В течение нескольких следующих лет уникальный образец военной техники простаивал без дела, после чего был продан на слом. 18 июня 1913 года военное ведомство заключило с компанией Henry A. Hitner & Sons договор о продаже. Первая строевая субмарина была продана всего за 100 долларов. В соответствии с договором, покупатель гарантировал неиспользование приобретенного образца в исходном качестве. В противном случае ему пришлось бы заплатить штраф в 5000 долларов.


Гребной винт и система рулей. Фото Navsource.org


После передачи новому хозяину подлодка лишилась некоторых внешних и внутренних агрегатов, после чего вновь отправилась на хранение. В 1915 году ее приобрел некий Питер Дж. Гиббонс, благодаря которому уникальный образец смогли увидеть все желающие. В конце 16-го лодка стала выставочным экспонатом в Филадельфии. В мае 1917 года USS Holland стала частью экспозиции Международной выставки науки искусства и промышленности в Бронксе (Нью-Йорк). После закрытия выставки субмарину отправили в парк г. Петерсон (шт. Нью-Джерси), где она в очередной раз стала памятником самой себе.

К началу тридцатых годов частично разобранная подлодка пришла в негодное состояние и уже не могла использоваться даже в качестве выставочного образца. В 1932 году был заключен очередной контракт на ее передачу другому хозяину. Теперь бывший подводный корабль отправлялся на утилизацию. В том же году на одном из заводов США первая современная подлодка военно-морских сил была разобрана на металл и отправилась в переплавку.


"Ни один боевой корабль не сможет защититься от этого разрушителя": рисунок из газеты The Salt Lake Herald, 27 марта 1898 г. / Navsource.org


USS Holland (SS-1) стала первой подводной лодкой современного облика, разработанной, построенной и принятой в состав флота Соединенных Штатов. На основе опыта, полученного при ее строительстве и испытаниях, в дальнейшем были разработаны новые проекты подлодок, доведенные до серийного строительства. Благодаря проекту Дж.Ф. Холланда, американские судостроители получили возможность испытать новую технику, а также определить требования к будущим разработкам подобного класса. В частности, были подтверждены большие перспективы торпедного вооружения и ограниченный потенциал артиллерии. При этом, однако, было решено отказаться от динамитных пушек в пользу пороховой артиллерии. В момент появления первой подлодки такое оружие представляло определенный интерес, но дальнейший прогресс в области артиллерийских систем привел к остановке развития динамитных орудий.

В итоге субмарина USS Holland (SS-1) оставила за собой не только почетное звание первого представителя своего класса в ВМС США. За ней также остался титул первой и последней подлодки, вооруженной динамитной пушкой. Тем не менее, преимущества связанные с таким вооружением, так и не были реализованы на практике. Большую часть времени своей службы «Холланд» фактически была учебным судном, а кроме того, в течение десяти лет ей так и не представилось возможности принять участие в реальных боевых действиях. Первая американская подлодка не показала никаких выдающихся качеств – как своих собственных, так и динамитной артиллерии – однако поспособствовала дальнейшему развитию перспективного направления.


По материалам сайтов:
http://ussholland.org/
http://dawlishchronicles.com/
http://navsource.org/
http://insideannapolis.com/
https://laststandonzombieisland.com/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    10 октября 2016 16:15
    Первая американская подлодка не показала никаких выдающихся качеств – как своих собственных, так и динамитной артиллерии – однако поспособствовала дальнейшему развитию перспективного направления.-все как обычно на старте нового:не участвовал,не воевал,учебный,разделали ввиду непригодности к дальнейшей службе...
  2. +1
    10 октября 2016 18:52
    Всё таки товарищи, в силу службы или бесшабашности, кои являлись экипажами таких лоханок, имели либо бочку смелости, либо полное отсутствие самосохранения what Хотя и им принадлежит своя порция уважения, потому что если бы они видели,во что трансформируются те "лоханки" со временем, то они бы были горды собой soldier ,ак первопроходцы( ну,каждый в своей стране, естественно winked )
    Хотя динамитная пушка скорее дань моде, чем что-либо полезное, сама концепция устройства ПЛ была заложена правильная hi
  3. 0
    10 октября 2016 22:41
    Почему пневмо-динамические орудия упорно называют динамитными? Сложности перевода или умышленное введение в заблуждение читателей, а динамитная пушка брутальный звучит?
    1. +1
      11 октября 2016 00:48
      Так в оригинале. Dynamite gun. Подозреваю, что на то время мощность ВВ была важнее принципа действия. Вот и подчеркнул автор, что его изобретение стреляет снарядом не с каким-то там слабеньким порохом, а с новейшим и мощнейшим динамитом.
      1. 0
        11 октября 2016 20:26
        Спасибо за разъяснение! Если с этой точки зрения, то тогда понятно, но почему то все орудия имют общую черту бросающуюся в глаза, это пневмопуск снаряда,. С таким успехом можно называть динамитной катапульту, только на основании того, что в неё заряжют динамитные снаряды. Хотя мысль что возможно орудия так назывались из-за начиненных модным тогда динамитом снарядов, тоже закрадывалась. В общем рекламный трюк тогдашних производителей пневмопушек.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»