БТ-ИС: слишком хорош, чтобы его использовать

40
«Вы чувствуете, какая стройность, Уинстон? Идея, разумеется, принадлежит Старшему Брату, - спохватившись, добавил он».
Дж.Оруэлл «1984»


У каждого человека, который «увлекается броней», есть свой «любимый танк», либо бронемашина, на которые они любуются долго и упорно. У кого как, а вот для меня такой БА, подчеркиваю, именно БА, а не танком, был шведский бронеавтомобиль 30-х годов Pbil fm/29. Причем мне очень хотелось наладить его производство в виде сборной модели. Опять же потому, что весь его корпус можно было очень легко отливать из эпоксидной смолы в виде одной цельной болванки! Дело в том, что колеса у него были закрыты броней, так что и сами колеса к нему цельные были не нужны, а так – лишь виднеющиеся сверху «четвертинки», а еще маленькая башня и деталировка из «белого металла». Такая модель на Западе и в той же Швеции стоила бы долларов 40, не меньше, но у меня не было на нее чертежей. И вот тогда я взял и так прямо и написал в министерство обороны Швеции, в отдел по связям с общественностью, и мне… все, что я просил оттуда, прислали. Было это в 1995 году и, конечно, я был шведам очень благодарен за присланные проекции и материалы. Но тут я вспомнил, что если у них был БА с закрытыми колесами, то у нас был похожий на него танк!



БТ-ИС: слишком хорош, чтобы его использовать

Танк БТ-СВ-2.

Начал искать и вот так-то и вышел на танк Цыганова БТ-ИС, о котором сегодня и пойдет здесь рассказ. Наряду с ТГ и «танком Дыренкова» он вошел в число наших опытных машин, во многом определивших высокий уровень советского серийного танкостроения, хотя в серийное производство он все-таки так и не попал.


Вот он – «красавец» Pbil fm/29, ценой в 50000 шведских крон, показавшихся шведам в то время непосильной суммой. Ну и проходимость у него была ограниченная из-за нависающей над колесами брони, вот в серийное производство его и не взяли.

А было так, что когда танки У. Кристи у нас, что называется, «пошли» (о чем было рассказано даже в кинокомедии 1935 года «Горячие денечки»), их тактико-технические характеристики оказались намного ниже ожидаемых. В том же фильме «Горячие денечки» основная масса танков – Т-26, а БТ-2 там всего лишь один и тот постоянно ломается. Между тем А. Довженко на Всесоюзном творческом совещании работников советской кинематографии в январе 1935 года заявил: «Я не раскрою здесь никакой военной тайны, если буду утверждать, что через несколько лет у нас может быть война… Будет огромная мировая война, участниками которой мы обязательно должны быть. …Прежде всего, нужна заблаговременная подготовка…» Ну, он-то призывал, понятно, снимать соответствующее кино. Но нельзя же было участвовать в «огромной мировой войне» на… плохих танках?! Герои фильма, походя, поставили там какую-то «пластину» и двигатель ломаться перестал, и многие после просмотра этого «кино» также задумались над проблемой, а «как лучше сделать танк БТ?»


БТ-ИС. Хорошо видны откидные полки для хранения снятых гусениц.

Наверное, похожие проблемы с этой машиной донимали и молодого танкиста 4-го танкового полка из Украинского военного округа Николая Цыганова. Он, правда, не имел специального технического образования, но это ничуть не помешало ему в 1934 году сконструировать автоматическую сцепку для танков Т-26, Т-27 и БТ. Нарком обороны К. Ворошилов за это наградил его золотыми часами и вдобавок он получил повышение – был произведен из младшего командира в командиры взвода.


БТ-ИС – один из опытных образцов.

А тут К. Ворошилов зачем-то выступил перед танкистами 4-ого танкового полка, и сказал, что нужно «создать новый колесно-гусеничный движитель для танка БТ», чтобы он стал еще более могущественной боевой машиной. Ну хоть бы он это все сказал инженерам на каком-нибудь заводе. Но нет, сказал в рядовом танковом полку. А присутствовавший здесь же командующий войсками УВО И. Якир тут же поручил выполнить задание наркома Н. Цыганову и тем, кого он возьмет в свою группу. То есть за ним признали талант изобретателя и «дали зеленый свет». Укрепили группу инженерными кадрами, и работа началась, причем четыре месяца люди трудились по 16–18 часов в сутки. Уже к апрелю 1935 года были готовы и чертежи, и модель танка в 1/5 натуральной величины, на которой стоял новый движитель, имевший три пары колес ведущих и одну пару управляемых.


Вот так «вживую» выглядела трансмиссия нового танка.

Но вот кому точно пришла в голову идея создания такого танка, точно сегодня уже не скажешь. Сам Цыганов почему-то искренне считал, что идея эта принадлежит… Сталину, а что это его идея, Цыганову, мол, с товарищами поведал их «любимый полководец-большевик» товарищ Якир. И об этом он со своими товарищами так прямо Сталину и Ворошилову и написали: вы, товарищ Сталин, идею выдвинули, товарищ Якир ее нам разъяснил, а уж мы в кратчайший срок его сделали, исполняя наш партийный долг, вот. А название танку мы решили дать БТ-ИС (ИС – Иосиф Сталин). Правильные были ребята, что и говорить. Правильно понимали и политику партии, и время, и текущий момент. Все точно так, как описано было у Джорджа Оруэлла, только у него речь там шла не про танк.


Коллектив энтузиастов трудится над своим детищем. Они еще не знают, что очень скоро им придется давать объяснения, зачем они сделали «вредительский танк», а может быть, их спрашивали о том, почему они знали о вредительской работ Фирсова и его коллег, а доложить не доложили?

В ответ Ворошилов для постройки БТ-ИС приказал выделить нужные средства и рабочее место на танкоремонтном заводе №48 в Харькове. Дела там, правда, шли не гладко, так что Цыганов даже жаловался на местных инженеров в ЦК. Но, несмотря на все трудности, в июне 1935 года новый танк был уже готов, и начались его испытания, о ходе которых доклады шли лично Ворошилову. Тот потребовал, чтобы в 1936 году танков БТ-ИС на базе танка БТ-5 было сделано уже 10 штук. В июне-марте 1937 года танки отправили в пробег Харьков – Москва, после чего в конструкцию машины внесли еще ряд доработок.


Схема бортовой передачи танка БТ-ИС.

Новый танк представлял собой все тот же БТ-5, но отличался от прототипа тем, что на нем было три пары ведущих катков для движения на колесном ходу. Был предусмотрен и специальный синхронизатор, который уравнивал скорость на колесном и на гусеничном ходу, что давало танку возможность продолжения движения в случае потери одной из гусениц. Но самым главным, конечно, было наличие шести ведущих колес, что давало возможность задействовать более 75 % массы машины в качестве сцепного веса, что на колесном ходу должно было повысить его проходимость.

На БТ-5 была использованы шестеренчатая передача от ведущих колес гусеничного хода на задние катки хода на колесах. Теперь все три пары катков вращались от двух горизонтальных и шести вертикальных карданных валов, установленных над колесами в верхней части корпуса. Однако и свечная подвеска типа Кристи на танке сохранялась, хотя сами свечи с пружинами конструкторы расположили на танке по-другому. Впрочем, ничто хорошее не появляется просто так: на танк пришлось установить, помимо синхронизатора, еще и угловые распределительные коробки, верхние коробки передач, многочисленные карданные валы, привод переключения синхронизатора, и установить новый топливный бак на корме. Понадобилось и место для хранения снятых с колес гусеничных лент. Для них нашли место на откидных бортовых полках, которые при движении на гусеницах прижимались к бортам танка.


Вид сзади.


Тест на преодоление естественных препятствий.

В ходе испытаний танки БТ-ИС проделали на колесах от 1500 до 2500 км. При этом их движитель, несмотря на значительно большую сложность, чем у БТ-5, показали и улучшившуюся проходимость, и высокую живучесть. Танки могли двигаться и, потеряв одну гусеницу, и даже лишившись одного-двух опорных катков. Хотя у танков были отмечены недостатки, комиссия РККА посчитала, что танк следует принять на вооружение, как имеющий явные преимущества перед своим предшественником.


Танк БТ-СВ-2 в снегах.

Решили в 1937 году подготовить серию уже из пяти машин БТ-ИС. На них планировалось постановить наклонную броню на борта толщиной 6 мм, чтобы обеспечить защиту бортовых передач и также устранить проявившиеся на испытаниях недостатки. Ну, а через год изготовить 300 танков этого типа.


Четыре проекции танка БТ-СВ-2. Рис. А Шепса.

Между тем Цыганов, как это часто бывало и бывает с изобретателями, посчитал, что с танком БТ-ИС все уже решилось, и занялся новой машиной на базе БТ-7 с улучшенной броневой защитой. Закончили танк в конце 1937 года и назвали в лучших традициях того времени: БТ-СВ-2 «Черепаха» (СВ – «Сталин-Ворошилов»). Главной изюминкой конструкции стало размещение броневых листов корпуса с очень большими углами наклона: от 15 до 58°. Носовая часть была той же ширины, что и корпус танка, поэтому переднюю трубу для направляющих колес на этом танке убрали. Подвеска опорных катков при этом принципиально не менялась.


БТ-СВ-2 – вид сбоку.

Главное, что корпус БТ-СВ-2 практически совсем не имел выступавших деталей, кроме колпаков у пружин на свечах вертикальной подвески, оставшихся стоять вертикально. При этом броневые листы были съемными и на корпус прикреплялись на болтах. Для большей жесткости предусматривались внутренние крепления, делившие заброневое пространство на секции. Бензобак, находившийся на БТ-7 в корме, убрали, так что она тоже сделалась наклонной, а баки установили по бортам.


Синька с Т-20.

Башня танка приобрела коническую форму без кормовой ниши, из-за чего радиостанцию разместили в носовой части корпуса, куда кроме водителя посадили радиста, ставшего четвертым членом экипажа.

Опытный БТ-СВ-2 был изготовлен из обычной стали толщиной 10–12 мм, а вот реальная боевая машина планировалась сразу в двух вариантах. Первый с броней марки ФД и толщиной 40–55 мм, которая должна была бы защитить танк от 45-мм снарядов, выпущенных по нему с любого расстояния; второй вариант рассчитывался на более тонкую броню 20–25 мм марки «ИЗ», защищавшую танк только лишь от 12,7-мм пуль, правда, с любого расстояния.

Испытания танка БТ-СВ-2 проходили зимой 1937 – весной 1938 года, причем за этот срок танк проехал 2068 км. Отмечалось, что если вес БТ-СВ-2 будет составлять 24–25 т, то ходовая его часть будет для него слишком слабой. Планировалось построить танк с полноценным бронированием и обстрелять его из орудия. Но тут к добру ли к худу ли (сегодня сказать точно невозможно) в начале 1938 года Н. Цыганова и двух его сотрудников арестовало НКВД. К счастью, его не расстреляли, но помотали нервы изрядно, а главное, больше к изобретательству танков уже не допускали. Причем в марте 1937 года арестовали еще и большую группу инженеров с ХПЗ, и, в частности, А.Фирсова - начальника танкового КБ, вместо которого назначили М. Кошкина, будущего создателя танка Т-34. Сам Н. Цыганов потом воевал и скончался от ран весной 1945 года, немного не дожив до Победы, но уже то хорошо, что, по крайней мере, умер не в лагере.

Причем вопрос о доведении БТ-ИС до ума с повестки дня после ареста Цыганова снят не был, вот даже как, а Главное автобронетанковое управление РККА в октябре 1937 года выдало заказ ХПЗ на танк БТ-20 (по новому обозначению А-20), который в металле сдали в 1939 году. И на нем привод колесного хода тоже был на все шесть колес, как и у танка БТ-ИС, а у верхнего броневого листа был наклон в 53°.


Интересно, что модель БТ-СВ-2 сегодня выпускается в варианте набора для склеивания из бумаги.

Посмотрим теперь на минусы и плюсы данных разработок – танках БТ-ИС и БТ-СВ-2 применительно к их освоению промышленностью и войсками. При таком же вооружении, как у базового танка, БТ-ИС имел несколько более высокую скорость, значительно более высокую проходимость на бездорожье, но… конструктивно он был очень сложен. Все это обилие валов, муфт и косозубых шестеренок значительным образом и удорожало, и усложняло конструкцию танка, а также усложняло его техническое обслуживание. И ради чего? Чтобы танк лучше ездил по вспаханному полю и на снегу? Всего этого можно было добиться, поставив танк на более широкие гусеницы! То есть реально данная конструкция выгод сулила мало. Зато узлов, которые в ней могли бы поломаться по сравнению с БТ-5 и БТ-7, было значительно больше и можно было опасаться, что… они и будут ломаться, так как технологический уровень советской промышленности был тогда весьма невысоким.


Коллектив творцов БТ-ИС. Н. Цыганов крайний слева.

Еще интереснее БТ-СВ-2 – красавец танк, нечто для своего времени экстраординарное. Но… с таким же вооружением, как на БТ-7, и худшей проходимостью из-за своих узких гусениц! То есть надо было бы на него ставить более широкие гусеницы, делать шире верхний броневой лист под более широкий погон башни, ставить на него башню большего размера, с более крупнокалиберным орудием, пятое колесо, и в итоге мы бы получили тот же Т-34, только лишь в варианте с экранированным шасси. То есть нет, совсем не косными были у нас тогда военные специалисты, но и не фантазеры, что, подтянув штаны, готовы брести напрямик через море. Они трезво оценивали и уровень тогдашней нашей промышленности, и возможности армии по обслуживанию сложной техники, но при этом не чурались и новаторства – «а почему бы интересное предложение и не попробовать?» То есть они отдавали себе отчет в том, что БТ-СВ-2 хорош сейчас, сию минуту, может быть, даже слишком хорош. Но по мановению волшебной палочки сразу тысячи таких танков не появятся, вот почему от него в итоге, как и от БТ-ИС, они и отказались! Умные были люди и правильно тогда поступили!
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. jjj
    +8
    14 октября 2016 15:39
    Убираем гусеницы, ставим колеса. Предусматриваем отделение для десанта. БТР получается.
    Интересно было почитать
    1. +7
      14 октября 2016 19:43
      Цитата: jjj
      Убираем гусеницы, ставим колеса. Предусматриваем отделение для десанта. БТР получается.

      Не получается.
      Потому что "полезная" ширина корпуса у БТ-СВ ограничивается расстоянием между свечами подвески левого и правого бортов (то есть, мало отличается от БТ). Над колёсами и по бортам Вы десант не уложите. smile
      А в самом корпусе для десанта остаётся только боевое отделение, которое расширить нельзя (см. выше), и удлинить тоже нельзя - ибо движок стоит вдоль корпуса и развернуть его нельзя - "полезная ширина" не даст.
  2. +5
    14 октября 2016 16:14
    интересная статья . читал с интересом
  3. +1
    14 октября 2016 16:40
    То что гусеницы узкие не страшно , это же легкий танк.
    Но башня маловата.
    1. avt
      +5
      14 октября 2016 17:33
      Цитата: Хапфри
      То что гусеницы узкие не страшно , это же легкий танк.

      laughing Немцам расскажи . Особенно после первой осени в России в 1941-м . То то удивятся.
      То есть они отдавали себе отчет в том, что БТ-СВ-2 хорош сейчас, сию минуту, может быть, даже слишком хорош. Но по мановению волшебной палочки сразу тысячи таких танков не появятся, вот почему от него в итоге, как и от БТ-ИС, они и отказались! Умные были люди и правильно тогда поступили!
      Бред !Особенно в отношении ,черепахи"
      Цитата: Котище
      Объективно, танки Циганова в СССР получили наклонное бронирование корпуса и в дальнейшем определили силуэт наших машин на долгие десятилетия.

      Объективно , о чём собственно писал Гинсбург Бокису 01 01 1937 , это банальный макет , который ничего не даст кроме замера массы.Обсрелять же можно вполне себе наклонные бронелисты, что гораздо дешевле .А тут ещё конструкция трудноизготавливаема в производстве . Причём ВСЁ что прогнозировал Гинсбург по данному пепелацу, , этот пепелац подтвердил на испытаниях полигонных. Итог - выброшенные деньги и время потраченное на это чудо . Так что Цыганова сняли правильно . Конечно плющить то не надо было ,жестко . НО времена были крутые и он реально отделался средне.Тот же Сячинтов в лютый замес попал.
      1. +4
        14 октября 2016 19:13
        Но на танках в СССР наклонные бронелисты в массовом объеме появились у Цыганова. Пускай они были из обычного котельного железа, но начало было положено. Следующие харьковские модели А20, А32 и Т34 бронировались по указанному принципу. Например англичане пришли к этому толь-ко в 1943 году, когда проектировали Центурион. Что касается иноваций, Черепаха имела люк водителя и радиста-пулеметчика на верхнем листе корпуса, что было шагом вперед, который повторили на Т34. Ошибкой было устанавливать броню на болты, закрытие ходовой не давала особого преимущества, но в целом это был толчек который дал нам наш знменитый Т34.
        1. avt
          +2
          14 октября 2016 19:51
          Цитата: Котище
          Но на танках в СССР наклонные бронелисты в массовом объеме появились у Цыганова. Пускай они были из обычного котельного железа, но начало было положено. Следующие харьковские модели А20, А32 и Т34 бронировались по указанному принципу.

          laughing Учиться , учиться и ещё раз - учиться. ,,Прошу вас пересмотреть указанное решение ,так как оно приведёт только к бесцельной трате денежных средств.....Ожидаемые характеристики указанного типа танка можно получить расчётами БЕЗ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ.......Гинзбург".
        2. +2
          15 октября 2016 00:57
          Цитата: Котище
          Например англичане пришли к этому толь-ко в 1943

          А французы в середине 30-х создав R-35, H-35, FCM 36
          Цитата: Котище
          Ошибкой было устанавливать броню на болты,

          А что тогда умели массово сваривать броневую сталь?
          Цитата: Котище
          закрытие ходовой не давала особого преимущества

          Тут трудно судить, хорошо бы знать где у него размещались топливные баки?
          1. Комментарий был удален.
            1. 0
              15 февраля 2017 07:44
              Цитата: lubesky
              Так он FCM 36 и копировал. Никакой он не новатор был.

              Доказательства....
              1. 0
                15 февраля 2017 10:39
                Цитата: svp67
                Доказательства....

                Семена Гинзбурга письмо прочтите, гугл Вам в помощь. Ааа, хотя Вы же википедист... Тяжело Вам будет там это письмо найти ))
                1. 0
                  16 февраля 2017 13:42
                  Цитата: lubesky
                  Семена Гинзбурга письмо прочтите,

                  Если он Вам его писал, то как то с моей стороны не правильно будет его публиковать. Так что ждем доказательств, а не простого "надувания щек",по типу, "у меня есть эти приборы, но я вам их не покажу". Так, что "сдуйте щечки" и доказательства В СТУДИЮ.
                  Цитата: lubesky
                  гугл Вам в помощь. Ааа, хотя Вы же википедист... Тяжело Вам будет там это письмо найти ))

                  Конечно, особенно когда у оппонента детское мышление. Взрослые, когда ссылаются на документ то называют исходные данные, вроде даты письма, возможного номера, кому было написано. У Вас реально еще ДЕТСКОЕ сознание.
                  И если вообще брать историю вопроса, про усиление бронирования приданием бронелистам оптимальных углов и форм, то видимо стоит вспомнить русские бронепоезда "Хунхуз" и "Орлик"




                2. 0
                  16 февраля 2017 19:04
                  Цитата: lubesky
                  Семена Гинзбурга письмо прочтите, гугл Вам в помощь. Ааа, хотя Вы же википедист... Тяжело Вам будет там это письмо найти ))


                  "руководитель КБ завода № 185 им. С.М.Кирова С. Гинзбург подготовил начальнику АБТУ справку "о ходе танкостроения за рубежом", в которой, в частности, говорилось:

                  "В настоящее время лучшие иностранные танки по всем характеристикам, кроме калибра вооружения, обгоняют отечественные образцы, являющиеся развитием конструкций, разработанных шесть-семь лет назад…

                  Если в то время это были, несомненно, передовые образцы боевой техники, то сегодня наши танки устаревают, тогда как танкостроители других стран смело внедряют новое в серийное производство.

                  Наибольший интерес для отечественного танкостроения представляют танки "Шкода-2", имеющие чрезвычайно мягкий ход и простую конструкцию, франузские "Форж и Шантье обр. 1936 г.", как имеющие корпус из толстых броневых листов, соединенных сваркой, а также танки "Рено обр. 1935 г.", широко использующие броневое литье большой толщины…

                  Считаю, что мы должны не откладывая развернуть опытные работы по созданию корпусов танков с толщиной стен не менее 40-мм, а также провести разработку нового типа подвески для танков малого размера большой массы…"

                  Так какой танк кто копировал то? Если еще и учесть, что в то время Кошкин был в подчинении у Гинзбурга и успешно трудился над Т-111 или как его еще называют Т-46-5




                  И где на нем применено бронирование под оптимальными углами для рикошета?
                  К слову французский танк отмечен как наиболее толстобронный, вот что хотят у них позаимствовать...

                  Так, что Вы похоже "смотрите в книгу, а видите фигу"...
      2. +2
        14 октября 2016 19:28
        Мужики да вы что , он не средне отделался - он превосходно выкрутился! Молодец!!! И повоевать успел, а так лес бы валил в сибирских лагерях до середины 50х !...
    2. AUL
      +4
      14 октября 2016 17:44
      О конструкторе Циганове мало кто знает, а ведь заслуги его несомненны. Очень полезная и интересная статья, спасибо!
  4. +3
    14 октября 2016 16:51
    Вячеслав, спасибо за статью.
    В очередной раз порадовали.
    Объективно, танки Циганова в СССР получили наклонное бронирование корпуса и в дальнейшем определили силуэт наших машин на долгие десятилетия.
  5. +1
    14 октября 2016 16:55
    Увидев впервые БТ-СВ, не зная о нем, предположил, что это плавающий танк. Выступающие бронелисты принял за поплавки. И такие наклоны для лучшей "мореходности". smile
    1. +1
      14 октября 2016 21:07
      Плавающими были ПТ-1 и ПТ-2 - тоже очень необычные и интересные танки. Но по ним очень мало материала...
  6. 0
    14 октября 2016 18:45
    "Коллектив творцов БТ-ИС. Н. Цыганов крайний слева". Уважаемый автор! на переднем плане или за плечом товарища на переднем плане???? и спасибо за очень интересную статью...
    1. +2
      14 октября 2016 19:27
      На виду на самом, в первом ряду, конечно.
  7. +6
    14 октября 2016 18:58
    Странно, что в статье нет чудной цитаты из письма Цыганова в ЦК ВКП(б) от 26 октября 1937 г. о том, что выпуску БТ-ИС мешает когорта вредителей:
    "…вредителя Фирсова, бывшего начальника КБ на заводе ХПЗ, куда оно было передано вредителем Нейманом, бывшим начальником Спецмаштреста; на заводе № 48 (Харьков), где тех. директором был вредитель-фашист Симский, который перетащил на завод № 48 фашиста Гаккеля и поставил его во главе производства БТ-ИС".

    Нет безвинных жертв. ©
    1. +1
      14 октября 2016 19:28
      Я не стал об этом писать. Человек своего времени. Я же написал, что он "чувствовал эпоху". И цитата из Оруэлла поэтому же. А это письмо... уж очень оно... такое...
      1. +2
        14 октября 2016 20:26
        И не надо. Не дай Бог, кому то придёт в голову обнародовать доносы ... И не просто доносы рядовых граждан из-за улучшения бытовых условий, а доносы людей, которые сейчас входят во всякие энциклопедические списки и статьи....
        1. +2
          14 октября 2016 21:05
          Вы знаете, я некоторые доносы читал. По партийной линии, правда. Ох, такая грязь. Жена на мужа (известного ученого) - гладит студенток по руке, аморалка полная, партком должен принять меры... И все в таком роде. Люди, увы, очень недалекие и противные существа.
      2. +2
        14 октября 2016 20:41
        а как должны реагировать товарищи из органов прочитав такое?не прореагировать-обвинят в пособничестве,мало ли - вот они и работали - ударно сажая врагов ...
        1. +2
          14 октября 2016 21:01
          Один товарищ у нас в Пензе в 37-ом обвинил во вредительстве людей в колхозе "погубивших тлей на 5 га гороха" и это напечатали в газете "Трудовая Пенза". Я спрашивал потом: "это вредительство, губить тлей?" Да нет вроде... но так мне точно и не прояснили. А уж статей типа "Вредительский сев", "вредительская пахота" - не счесть было!
          1. 0
            14 октября 2016 21:17
            Если я не ошибаюсь Вячеслав это Вы вели определение "широкое творчество масс". По моему мнению Цыганов именно из тех "масс", которые за счет личной инициативы иногда даже "наивности и веры" выдвинулись вперед. Его коллектив и он сам по моему мнению не искал коньюктуру, а искренне и наивно верил в товарища Якира, товарища Сталина и др. Когда вера начала рушиться, это его подрубило он возможно сломался откуда и пошли доносы и жалобы на всех и все. Возможно Вы правы он человек своего времени, но в наличие в его таланте - искры, это очевидно.
            Возможно если не это мы могли получить своего Кристи.
            А похалимаж, как красиво его подхватил Котин, чистый плагиат - КВ, ИС. Но надо быть справедливым не он один, хотя бы например СМК.
            1. +1
              15 октября 2016 08:07
              Цитата: Котище
              охалимаж, как красиво его подхватил Котин, чистый плагиат - КВ, ИС. Но надо быть справедливым не он один, хотя бы например СМК.

              Забыли добавить Черчилль
              1. 0
                15 октября 2016 21:26
                Сам У.Черчиль говорил про танк названный его именем, что он (танк) имеет больше недостатков чем он сам.
      3. avt
        0
        15 октября 2016 09:50
        Цитата: Alexey RA
        Странно, что в статье нет чудной цитаты из письма Цыганова в ЦК ВКП(б) от 26 октября 1937 г. о том, что выпуску БТ-ИС мешает когорта вредителей:

        Цитата: kalibr
        Я не стал об этом писать. Человек своего времени.

        Предпочли засадить панегирик непризнанному таланту ?
        То есть они отдавали себе отчет в том, что БТ-СВ-2 хорош сейчас, сию минуту, может быть, даже слишком хорош. Но по мановению волшебной палочки сразу тысячи таких танков не появятся, вот почему от него в итоге, как и от БТ-ИС, они и отказались! Умные были люди и правильно тогда поступили!
        wassat Времена конечно и нравы были жесткие ....даже жестокие , но вот как себя люди и кто реально что стоил в данной ситуации , можно было бы дать самим своё мнение составить в сравнении письма Гинзбурга о конкретном образце Бокису и откровенному доносу , да просто требованию расправы по 58 статье Цыганова . Опять же , что удивительно в свете .......,,беспросветной тирании Сталина"- разобрались и воздали ....но уже самому Цыганову по реальным его делам в металле . Получил ха-а-арошего пинка под зад для ускорения убытия с завода.
  8. +2
    14 октября 2016 19:23
    Оригинальные конструкции, сейчас не актуальны, но в свое время очень даже ничего...
  9. +2
    14 октября 2016 21:23
    У каждого человека, который «увлекается броней», есть свой «любимый танк», либо бронемашина, на которые они любуются долго и упорно.
    И у меня такой есть. Вот он:
    1. +2
      14 октября 2016 22:55
      А это мой любимый танк.
  10. 0
    15 октября 2016 01:01
    Примечательно что в БТ-СВ-2, которым занимался кадровый танкист, отчётливо угадываются черты будущего танка Т-34. Та же наклонная броня и та же коническая башня, увеличивающие баллистическую стойкость. А-20 и А-32 - появились существенно позже.
  11. +1
    15 октября 2016 01:12
    Бортовые экраны, прикрывающие ходовую часть - тоже хорошая идея. Которая получила дальнейшее развитие в будущем. Так же как и такая схема трансмиссии, которая получила дальнейшее развитие в специальной автомобильной технике брянского автозавода.

  12. 0
    15 октября 2016 04:05
    Интересная машина. Прочел с удовольствием.
  13. +1
    15 октября 2016 12:44
    Я вижу в комментах много людей, приписывающих Цыганову величайшие инновации и считающих его чуть ли не предтечей Т-34.

    11 января 1938 года С.Гинзбург направил на имя начальника АБТУ РККА Г.Бокиса письмо, в котором сообщал:
    «В настоящее время мы закончили разработку обтекаемого броневого корпуса улучшенной защищенности клиновой формы, но макетная комиссия по танку Т-46 отклонила наше предложение об изготовлении в опытном порядке этого корпуса для его всесторонних испытаний...
    В то же самое время группа тов. Цыганова ПОЛУЧИЛА ЗАДАНИЕ ПО ИСПЫТАНИЯМ ОБТЕКАЕМОГО КОРПУСА НА ПРИМЕРЕ КОРПУСА ФРАНЦУЗСКОГО ТАНК «ФОРЖ И ШАНТЬЕ» ОБРАЗЦА 1936 ГОДА. (выделение мое)
    Как я Вам писал ранее, указанный корпус весьма сложен в изготовлении, особенно при массовом производстве. Забронированное пространство имеет сложную форму и неудобно для плотной компоновки...
    Тем не менее, группа Цыганова уже ведет переделку танка БТ в макет французского танка указанного типа, которая ничего не даст, кроме замера массы, так как корпус изготавливается из небронированной стали.
    Прошу Вас пересмотреть указанное решение, так как оно приведет только к бесцельной трате денежных средств.
    Ожидаемые характеристики указанного типа танка можно получить расчетами, без его изготовления».

    Проще говоря, Цыганов работал над заказом АБТУ. Заказ был получен после доклада все того же Гинзбурга об иностранных толстобронных танках. Т.е. у Цыганова была конкретная задача: сделать из БТ-7 подобие FCM-36. ИМХО: Цыганову надо было просто сесть и посчитать ЧТО получится, а не тратить народные деньги. Реально парень очень легко отделался.
  14. 0
    16 октября 2016 10:44
    Цитата: Котище
    Когда вера начала рушиться, это его подрубило он возможно сломался откуда и пошли доносы и жалобы на всех и все. Возможно Вы правы он человек своего времени, но в наличие в его таланте - искры, это очевидно.

    Очень может быть... Искры таланта есть во многих. Но мешает необразованность, лень, быт... Много чего мешает.
  15. 0
    21 октября 2016 15:26
    Интересно, кто-нибудь из хулителей колесного движителя в курсе, что потому и делали колесно-гусеничные машины, что траки не могли выходить и 500 км?
  16. 0
    26 января 2017 19:47
    Спасибо за интересную статью. Узнал много нового. Как много в России было и есть талантливых людей.
  17. 0
    31 июля 2017 13:48
    Мало понимаю в танкостроении, но помню воспоминания советских танкистов (Драбкин) воевавших на английской "Матильде" под Москвой в 1941 - 42 г. Все отмечали отвратительную особенность машины - грязь забивалась между фальшбортом и гусеницами, замерзала и все...... кирдык. Схожесть возможной проблемы напрашивается.