Многобашенная независимость

К концу Первой мировой войны мировое лидерство в разработке тяжёлых танков захватили французы. Для боевого дебюта на фронтах Великой войны их машине FCM 2C не хватило совсем немного времени. Французам удалось создать первый в мире полноценный танк прорыва, сочетавший в себе мощное вооружение с бронированием, которое на тот момент вполне могло считаться противоснарядным. Помимо этого, французская машина стала первым в мире многобашенным танком, причём основную её башню конструкторы сделали трёхместной.

В Великобритании, втором законодателе танковой моды начала XX века, создание тяжёлых танков поначалу пошло по другому пути — совершенствованию проверенной конструкции привычных безбашенных «ромбов». Но вскоре стало понятно, что этот путь — тупиковый, и новый английский тяжёлый танк, A1E1 Independent, тоже обзавёлся башнями. Причём сразу пятью.

Пять голов


Какими могут быть боевые действия в будущей большой войне, стало понятно в ходе Гражданской войны, охватившей бывшую Российскую империю. Танки здесь использовались крайне ограниченно, но даже тех боёв, в которых они участвовали, оказалось достаточно для того, чтобы сделать определённые выводы.

В классическом виде, то есть как средство взлома полосы обороны, в ходе Гражданской войны танки использовались лишь при штурме Царицына (современного Волгограда). В остальном же танки явно уступали бронеавтомобилям, которые применялись враждующими сторонами гораздо шире. Боевые действия требовали высокой манёвренности, чего танки того периода обеспечить не могли
.
Имелись к некоторым танкам претензии и вопросе манёвренности огня. Размещение вооружения в спонсонах сильно ограничивало секторы обстрела. И если в условиях массированной атаки это было не столь критично, одиночные танки в ряде случаев оказывались захвачены пехотой.

Многобашенная независимость

A1E1 Independent на заводе Vickers, 1926 год

Неизвестно, насколько именно боевые действия в России повлияли на дальнейшее развитие событий, но одно можно сказать уверенно – к началу 20-х годов «ромбы» явно утратили доверие со стороны английских военных. Время атак сотен танков по «лунной поверхности» ушло, армии требовались совсем другие машины, значительно более манёвренные.

Впрочем, первая спецификация на новый тяжёлый танк, датированная 1922 годом, явно говорит о том, что на пути к новому тяжёлому танку англичане не искали лёгких путей. Согласно требованиям, военные хотели заполучить танк с пониженным силуэтом, но всё ещё без башен. Основное вооружение в виде 3-фунтовой (47-мм) пушки предполагалось установить в носовой части корпуса, а по бортам должны были располагаться спонсоны с парой пулемётов. Двигатель планировалось разместить в корме. Танк должен был без проблем преодолевать траншеи шириной до 2,8 метров. По большому счёту, это был всё тот же «ромб», но с пушкой спереди.

Единственным разработчиком нового танка оказалась фирма Vickers. Как раз в этот момент на испытания вышел её лёгкий Vickers Infantry Tank No.1, получивший ноу-хау в виде вращающейся башни. Этот танк имел чисто пулемётное вооружение, а вышедший на испытания немного позже Vickers Infantry Tank No.2 имел уже в башне и ту самую 3-фунтовую пушку.

Нетрудно догадаться, что манёвренность огня с появлением башни резко выросла. Понимали это и на Vickers, где параллельно с разработкой машины с вооружением в корпусе начали прорабатывать и альтернативную конструкцию. В марте 1923 года британскому Военному министерству был представлен эскизный проект тяжёлого танка, который полностью отличался от исходно полученного фирмой задания. Общими с первоначальной спецификацией остались только само вооружение и кормовое расположение моторного отделения. Кстати, танк Vickers Infantry был упомянут не случайно. Конструкция башни с основным вооружением для тяжёлого танка во многом копировала башню лёгкого танка. Количество пулемётов на проекте тяжёлой машины выросло до четырёх, причём разместили их уже не в спонсонах, а в небольших одноместных башнях.

Многобашенная независимость

Хорошо заметно, насколько сильно вытянут у танка корпус

Сэр Джордж Томас Бакхем, главный конструктор Vickers, «продавливал» именно эту многобашенную схему. У него нашлись сторонники и в Королевском танковом корпусе. В результате исходная концепция длинного низкого танка без башен ушла в небытие.

Между тем, Vickers Infantry Tank No.1 и 2 оказались неудачным опытом, и их сменили совсем другие машины. Ещё в конце 1922 года был изготовлен опытный образец Light Tank Mk.I, быстро сменившего название на Medium Tank Mk.I. А к 1925 году началось производство его более совершенной версии, Medium Tank Mk.II. Кроме того, в 1924 году был выпущен опытный образец самоходного орудия Birch Gun. Все эти машины так или иначе повлияли на конструкцию тяжёлого танка, получившего обозначение A1E1. К маю 1925 года, когда на Vickers закончили изготовление макета, машина довольно сильно изменилась.

Линкор поля боя

Окончательно концепция танка, который к индексу A1E1 получил приставку Independent, то есть «Независимый», сформировалась в 1926 году. В отличие от Medium Tank Mk.I и Mk.II, которые выпускались на Королевском арсенале в Вулвиче, постройку опытного образца нового тяжёлого танка руководство Vickers решило осуществлять у себя на заводе в Шеффилде. Изготовление первого танка закончилось в сентябре 1926 года. Обошёлся он Военному министерству в чудовищную по тем временам сумму – 77,5 тысяч фунтов стерлингов! Для сравнения, Medium Tank Mk.II обходился в 8,5 тысяч фунтов стерлингов.

Многобашенная независимость

Таким Independent был в исходной конфигурации

Стоит пояснить, зачем же английским военным понадобилось столь дорогая машина. Нередко по поводу целесообразности этого танка возникают целые дебаты. Утверждают даже, что якобы изначально в него собирались ставить более мощную 75-мм пушку, и так далее. Так вот, для понимания необходимости A1E1 стоит взглянуть на то, какими видели английские военные свои новые механизированные части.

Наиболее массовыми машинами должны были стать двухместные танкетки с вооружением в виде одного пулемёта. Их задачей была борьба с вражеской пехотой. На более высокой ступени стояли лёгкие (средние) танки, вооружённые пушками и пулемётами. Помимо борьбы с пехотой, на них возлагалась задача уничтожения вражеских танков. В то время 3-фунтовой пушки, особенно версии с удлинённым стволом, для такой задачи вполне хватало. А осколочно-фугасных боеприпасов для этой пушки даже не было предусмотрено.

Наконец, на вершине этой танковой пирамиды находились танки прорыва, или «боевые танки», к коим и относился A1E1. Эти машины также должны были иметь пушечное и пулемётное вооружение, а главное, более мощное бронирование, защищавшее не только от ружейно-пулемётного огня, но и от первых противотанковых пушек. Неслучайно толщина бронирования гиганта разработки Vickers достигала 28 мм – чуть больше, чем у Renault NC. В то время этой брони было вполне достаточно, чтобы обеспечить надёжную защиту от малокалиберной артиллерии.

Что касается неких слухов об установке в Independent 75-мм пушки, то здесь достаточно будет напомнить один широко известный факт: такого калибра в английской армии попросту не существовало. Как и в случае с лёгкими /средними танками, пушка английскому тяжёлому танку была нужна только для борьбы с вражескими боевыми машинами. Этот танк, обладая более толстой бронёй, должен был врываться в центр вражеской обороны, поливая траншеи пулемётным огнём малых башен. Благодаря вытянутому корпусу он мог легко преодолевать траншеи и противотанковые рвы, расчищая путь более лёгким танкам. При этом, несмотря на большую массу, танк прорыва должен был обладать манёвренностью, сопоставимой с машинами среднего класса.

Многобашенная независимость

Для того чтобы танкисты могли забираться наверх, сбоку были сделаны лесенки

Именно такой «сухопутный линкор» и был построен на Vickers. Ходовая часть танка во многом повторяла ходовую Medium Tank Mk.I/II. Впрочем, касалось это скорее общей концепции, а также подвески, конструкции ленивца и ведущего колеса. На каждый борт у Independent приходилось по 8 опорных катков, объединённых попарно в 4 тележки. Спереди и сзади находилось по одному опорному катку увеличенного диаметра. Располагались эти катки чуть выше уровня земли, их задачей было смягчение ударов при наезде на вертикальные препятствия.
Для защиты от вражеского огня элементы подвески, а также опорные катки были прикрыты съёмными экранами. Характерной деталью английского танка были бортовые люки, размещённые между деталями ходовой части. Пользовались танкисты ими не слишком часто, потому как излишней чистотой это место совсем не отличалось.

Многобашенная независимость

Рабочее место механика-водителя

С точки зрения условий работы механика-водителя A1E1 Independent принципиально отличался от предыдущих английских тяжёлых танков. После «ромбов» это был почти космический корабль. Конструкторы постарались максимально облегчить работу механика-водителя и сделать его рабочее место удобным. Во-первых, в новом танке этот член экипажа сидел один, ему никто не мешал. Для комфортного размещения механика-водителя в носовой части корпуса был сделан выступ. Благодаря наличию специальной смотровой башенки обеспечивался вполне сносный обзор.

Но на этом чудеса не заканчивались. В новом тяжёлом танке использовалось изобретение Уолтера Гордона Уилсона (Walter Gordon Wilson), одного из создателей первых танков. Речь идёт о трансмиссии с планетарной передачей, разработанной Уилсоном ещё в 1919 году. A1E1 стал первым танком, получившим подобную трансмиссию. Благодаря ей механик-водитель в дополнение к традиционным рычагам получил рулевое колесо, которое использовалось при прохождении плавных поворотов. Кроме того, работу мехвода облегчало и использование сервоприводов.

Собирался корпус танка при помощи клепки, что было вполне традиционным для того времени. Боевое отделение защищалось листами толщиной 28 мм, в остальных частях машины толщина брони составляла от 8 до 13 мм.

Моторно-трансмиссионное отделение занимало половину от общей длины корпуса. Специально для нового танка на Armstrong Siddeley был разработан V-образный 12-циллиндровый двигатель воздушного охлаждения, развивавший мощность в 350 лошадиных сил. Благодаря ему удельная мощность A1E1 Independent превышала 10 л.с. на тонну. Танк оборудовался коробкой передач швейцарской фирмы Winterthur (ныне RENK-MAAG).

Надо сказать, что очень длинным A1E1 кажется лишь со стороны. На деле общая длина танка составляла 7770 мм, что немало, но меньше, чем у знаменитого «ромба» Tank Mark V.

Многобашенная независимость

Интерьер башни

Главная башня A1E1, в отличие от корпуса, выглядела более консервативно. Как уже говорилось выше, за основу была взята башня от Vickers Infantry Tank No.2. Пулемет в башне отсутствовал, что несколько удивительно, особенно с учётом того, что 3-фунтовую пушку предполагалось использовать исключительно для борьбы с вражескими танками. Башню сделали трёхместной, причём для командира была предусмотрена командирская башенка, смещённая влево относительно продольной оси. Справа устанавливался мощный вентилятор, прикрытый бронеколпаком. Как и у Vickers Infantry Tank No.2, собиралась эта башня из шести «долек», к которым крепилась крыша округой формы. Изнутри башня, как и боевое отделение, обшивалась асбестовыми листами.

Дополнительным новшеством, которое было применено на английском тяжёлом танке, стало использование ларингофонов для внутренней связи экипажа.

Пожиратель денег

Окончательная сборка A1E1 Independent была завершена на Vickers в октябре 1926 года. 13 ноября того же года танк впервые попал в объективы фото и кинокамер. Машина участвовала в демонстрации последних достижений английской оружейной промышленности, устроенной для правительств доминионов. Увиденная картина однозначно произвела серьёзное впечатление. Тяжёлый многобашенный танк шёл в окружении танкеток, подобно линкору, окружённому эсминцами.

Между тем за устроенным в Камберли спектаклем с участием A1E1 Independent скрывались достаточно серьёзные проблемы этого танка. С одной стороны, танк боевой массой в 29 тонн показал вполне неплохие динамические характеристики. Его максимальная скорость достигала 32 км/ч, и даже средний Medium Tank Mk.II оказался менее проворным. С другой стороны, за подобные скорости пришлось заплатить очень высокую цену. Аппетиты 12-цилиндрового мотора оказались огромными: на километр пробега он пожирал почти 2,4 литра горючего. Не менее впечатляющим оказался и расход масла – более чем 10,5 литров на час работы двигателя! Обнаружилась в конструкции танка и масса мелких недоработок, которые предстояло устранять.

Для начала пришлось отказаться от поддерживающих катков с резиновыми бандажами. Вместо них были установлены катки цельнометаллической конструкции. Проблемы с тормозными лентами были решены путём установки лент с нанесённым на них фрикционным композитным материалом производства фирмы Ferodo, ltd, широко известного ныне как «феродо». В 1928 году Уилсон разработал и более совершенную трансмиссию, которую установили в танк. Постоянные переделки привели к тому, что к 1929 году боевая масса A1E1 достигла 32,5 тонн.

Многобашенная независимость

Как можно заметить, A1E1 Independent не был значительно больше среднего трёхбашенного танка A6E2

Между тем у танка имелась существенная проблема, которую решить было попросту невозможно. Дело в том, что вытянутый корпус создавал массу проблем. Впрочем, на обычных дорогах и ровных участках местности это не было существенным недостатком. Настоящие неприятности начинались, когда танку требовалось преодолеть уклоны или широкие рвы. В такие моменты мощности двигателя внезапно начинало «не хватать», хотя удельная мощность даже после всех переделок оставалась на уровне вполне удовлетворительных 10 л.с. на тонну. Помимо этого, командир не мог отдавать команды более чем одной башней, что заметно снижало эффективность танка в бою.

Несмотря на то что проблемы с движением по пересечённой местности были очевидны, Военное министерство не оставляло попыток довести танк до ума. Танк по своим характеристикам оставался вполне современным даже к началу 30-х годов. Кроме того, слишком много денег уже было вложено как в саму машину, так и в её модернизацию.

Продолжалось всё это аж до 1935 года, когда наконец стало ясно – дальше вкладывать средства в Independent нет смысла. К тому моменту A1E1 Independent «съел» дополнительно 150 тысяч фунтов стерлингов, то есть ещё две свои цены. Суммарно же этот танк обошёлся в сумму, равную стоимости нескольких десятков Medium Tank Mk.II, при том что его боевая эффективность примерно соответствовала одному такому среднему танку.

Многобашенная независимость

Лёгкий, средний и тяжёлый танки. Все три в серию так и не пошли

Отправлять на металл такое сокровище не стали – слишком дорого обошёлся этот стальной левиафан. A1E1 доставили в тренировочный центр,
находящийся в Бовингтоне. Некоторое время машина оставалась памятником самой себе, пока в 1940 году вновь не попала на военную службу. После того как англичане потеряли кучу танков во Франции, каждая боевая машина оказалась на счету. По этой причине A1E1 Independent вернули в строй. Танк был установлен на перекрёстке неподалёку от Бовингтона, выступая в качестве подвижной огневой точки. Впрочем, немцы так и не высадились в Англии, так что через некоторое время танк снова вернулся к роли экспоната.

Единственный опытный образец тяжёлого танка A1E1 Independent пережил войну, послевоенную сдачу экспонатов музея в металлолом и ныне является одной из звёзд в экспозиции Tank Museum. Машина находится в неплохом техническом состоянии. Впрочем, о постановке на ход речь не идёт, по крайней мере, пока.

Несмотря на столь печальный финал, полной неудачей работы над A1E1 Independent не были. В конце концов, эта машина оказалась единственным тяжёлым танком 20-х годов, который дошёл до стадии изготовления в металле. Кроме того, это был первый по-настоящему многобашенный танк, породивший целое направление в мировом танкостроении. Идеи, реализованные в A1E1, позже были использованы в других машинах, включая советский Т-35. Нередко можно услышать даже, что Т-35 был скопирован с A1E1, хотя это не так. Скопирована оказалась только общая концепция, да и то с массой оговорок.

Впрочем, и помимо многобашенности в ходе проектирования и модернизации A1E1 Independent впервые были использованы многие решения, позже применённые в большом числе танков самых разных стран. В частности, это касается трансмиссии с планетарной передачей, удачной организации рабочего места механика-водителя. Одним словом, пятибашенная машина оставила заметный след в мировом танкостроении.
Автор: Юрий Пашолок
Первоисточник: http://warspot.ru/7091-mnogobashennaya-nezavisimost


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 33
  1. arkgrz 15 октября 2016 15:29
    железный капут в общем..
    1. Котище 16 октября 2016 08:08
      Все таки единственным серийным тяжелым многобашенным танком стал наш Т-35.
  2. Крымский партизан 1974 15 октября 2016 15:50
    В конце концов, эта машина оказалась единственным тяжёлым танком 20-х годов, который дошёл до стадии изготовления в металле. Кроме того, это был первый по-настоящему многобашенный танк,

    а как же французкий РСМ? ведь планировалось строить их пару сотен начиная с1916-го года, построили 10-ть к 1922-му году, то есть это даже не воплощение в метал, а самая настоящая серия, так что пальма "первый" скорей всего это всёж РСМ
    1. avt 15 октября 2016 17:24
      Цитата: Крымский партизан 1974
      а как же французкий РСМ?

      Ну как то-да.
      Одним словом, пятибашенная машина оставила заметный след в мировом танкостроении.
      Скорее проторила дорогу в тупик.
      avt
      1. Крымский партизан 1974 15 октября 2016 21:19
        ну некоторым тогда в 30-е грезились вооще наземные линкоры( и воздушные тоже, именно воздушные линкоры а не бомберы) практика расставила всё по местам, таким образом грёзы и практика вещи диаметрально противоположные, ну а гигантизм-это тупиковая ветвь в эволюции, к стате как и лазеризм, плазмизм и магнитотрофизм, и судя по колебанию экономических колебаний нумезматизм
  3. Альф 15 октября 2016 15:56
    Что касается неких слухов об установке в Independent 75-мм пушки, то здесь достаточно будет напомнить один широко известный факт: такого калибра в английской армии попросту не существовало.

    Но такая пушка была на флоте. Что мешало поставить ее ? Насколько я знаю, на ''ромбах'' в спонсонах стояла 57-мм морская пушка.
    На танках-«самцах» основное вооружение составляли две нарезные 57-мм пушки модели Six Pounder, Single Tube. Являвшиеся разработанным в 1915 году сухопутным вариантом скорострельного морского орудия, принятого на вооружение в 1885 году, 57-мм орудия имели вертикальный клиновой затвор, гидравлический откатник и
    1. Крымский партизан 1974 15 октября 2016 21:22
      чёт вы запутали всех, 75мм и тут же 57мм, не понял, это игра цифр? или так какая то опечатка?
  4. Вождь краснокожих 15 октября 2016 17:34
    Спасибо за увлекательную статью. Про машину я знал и раньше,сегодня дополнил багаж знаний. hi
    1. Крымский партизан 1974 15 октября 2016 21:48
      да уж , танки прорыва и резерва ГК они такие, знаешь , знаешь, а в итоге чёт новое узнаёшь, я думаю что автор продолжит тему многобашенных-Т-35, СМК и даже средних Т-28 а так же его "босоногого" брата Т-29 (полноприводный колёсногусеничный), неплохо упомянуть об "маусе", интересная тема
      1. амурец 16 октября 2016 00:39
        Цитата: Крымский партизан 1974
        неплохо упомянуть об "маусе", интересная тема

        Ну тогда и о его "брате" Е-100
      2. Torkvat Torkvat 16 октября 2016 10:11
        СМК однобашенный
        1. Котище 16 октября 2016 19:31
          СМК в пректе был трехбашенным. В металле двухбашенным. Есть легенда, что в Кремле сталин рассматривая модель СМК сам лично предложил убрать заднюю башню, а с экономленный вес потратить на броню.
  5. Принц_Пенсии 15 октября 2016 18:47
    В wot такого танка нет.
    1. moskowit 15 октября 2016 18:54
      А в энциклопедии Холявского Г.Л. есть... Но данный материал более подробен и интересен. Спасибо Автору...
      1. andrewkor 16 октября 2016 06:11
        У меня есть такая!!
    2. Крымский партизан 1974 15 октября 2016 21:32
      а в ВоТ и "царя-танка" нет, так и чё? в игрушку не играть?а так бы как попёр бы на врага ...................держись супостат под синим(красным) флагом
      1. рюрикович 15 октября 2016 21:56
        Чё то похожее промелькнуло в "Атаке клонов" из цикла "Звёздных войн" fellow Знать, товарищи в Первую Мировую предчувствовали, что и будущем будут такие "агрегаты" wassat
        А если честно, то не будь таких "проектов", то и не родился бы в будущем Т-34, ибо сначала нужно отсеять то, что действительно похоже на фантастику request
      2. rasteer 15 октября 2016 22:13
        и главное гуслю не собъют wassat
      3. Лесной 17 октября 2016 09:56
        Цитата: Крымский партизан 1974
        а в ВоТ и "царя-танка" нет, так и чё? в игрушку не играть?а так бы как попёр бы на врага ...................держись супостат под синим(красным) флагом

        И где-нибудь застрял либо был расстрелян артиллерией, благо представлял собой идеальную мишень.
    3. rasteer 15 октября 2016 22:12
      И что, там и Т-35 нет. Зато есть TOG. И много на нем народа играет? Это игра и танки там появляются исходя из баланса, а не по потому что они были. Японские тяжи из школьной тетрадки вспомните, так что WOT тут не причем.
  6. rasteer 15 октября 2016 18:50
    Меня всегда восхищали ТГ и Independent своими сферическими башнями нехарактерными для того времени.
  7. Дамир 15 октября 2016 21:01
    Спасибо!!!!! очень познавательно..
  8. Крымский партизан 1974 15 октября 2016 21:40
    я думаю что Юрий Батьковичь (к сожалению не знаю отчества) продолжит тему многобашенных танков, материал отличный, извиняйте за излишний сарказм в постах, статья плюс, даже плюсяра, внешний вид техники это одно, внутри техники с подробным описанием узлов и детализации это почти как в музее побывать
  9. амурец 16 октября 2016 01:49
    Специально для нового танка на Armstrong Siddeley был разработан V-образный 12-циллиндровый двигатель воздушного охлаждения, развивавший мощность в 350 лошадиных сил. Благодаря ему удельная мощность A1E1 Independent превышала 10 л.с. на тонну. Танк оборудовался коробкой передач швейцарской фирмы Winterthur (ныне RENK-MAAG).

    С другой стороны, за подобные скорости пришлось заплатить очень высокую цену. Аппетиты 12-цилиндрового мотора оказались огромными: на километр пробега он пожирал почти 2,4 литра горючего. Не менее впечатляющим оказался и расход масла – более чем 10,5 литров на час работы двигателя!
    Ну аппетит по топливу я бы не назвал слишком большим, здесь скорее ошибка в передаточных числах трансмиссии, потому как если смотреть альбом "Авиационные моторы ВВС иностранных государств" 1939 год издания, то двигатель при его полной мощности должен расходовать 240-260 г/л.с.-час что составляет около 90 литров за час работы. Кто не верит этим цифрам, посмотрите нормы расхода топлива для Урал-375 и лёгких танков той поры.
    А вот расход по маслу я считаю слишком большим, складывается впечатление ,что двигатель состоит из одних дыр, в которые вытекает масло. Даже для изношенных двигателей, предельная норма составляет не более 6% от расхода топлива. Это я беру нормы той поры. Конкретно для моторов Армстронг- Сиддлей нормы расхода масла составляли 7-12 г/час. Ссылка та же. Кого заинтересует и альбом "Авиационные моторы ВВС зарубежных стран" и книга 2-х томник Зубов. "Двигатели танков" можно найти в сети. Это не реклама, а константация тех фактов, что авиадвигатели, особенно некондиция и после капремонта широко использовались в танкостроении.
    Настоящие неприятности начинались, когда танку требовалось преодолеть уклоны или широкие рвы. В такие моменты мощности двигателя внезапно начинало «не хватать», хотя удельная мощность даже после всех переделок оставалась на уровне вполне удовлетворительных 10 л.с. на тонну.

    Вот этот момент показывает то что передаточные числа трансмиссии выбраны неудачно.
    Автору поста большой плюс за интересный обзор, много интересного. Хочу ещё добавить,сейчас не могу дать ссылку, но комиссия Халепского,бывшая в Англии по поводу закупки танка Виккерс 6-ти тонный видела и этот танк.
  10. andrewkor 16 октября 2016 06:14
    Видел фото из книги Грабина:Т-28 с опытной 85мм пушкой- гармонично смотрится.Ещё бы броню усилить и вполне себе передовой,для того времени .танк.
  11. алпамыс 16 октября 2016 07:14
    Танк оборудовался коробкой передач швейцарской фирмы Winterthur (ныне RENK-MAAG).

    такой фирмы нет и не было, это название города.
    1. Штык 16 октября 2016 08:02
      Цитата: алпамыс
      RENK-MAAG

      Швейцарская компания «Макс Maag Zahnräderfabrik» - основана в 1913 году для производства коробок передач самого высокого качества.
      1. алпамыс 16 октября 2016 12:00
        MAAG есть, а фирмы Winterthur как указано в статье, нет.
  12. Razvedka_Boem 16 октября 2016 07:15
    За фото внутреннего объема танка - отдельный плюс.
  13. Torkvat Torkvat 16 октября 2016 10:05
    Английская армата 20-30 гг. )))
  14. demiurg 17 октября 2016 15:04
    Перечитывал статью в очередной раз. И подумалось.
    Сравнивают т-34 и пантеру или тигра. И соответственно уровень технологий.
    А ведь забывают, что германское танко-моторо-самолетостроение вобрало в себя технологии всей Европы, Франции, Чехословакии, ВСЕХ.
    То что СССР к концу 43 года превзошел технологически Германию, вернее всю Европу, буквально за 10-15 лет совершив рывок, который никто до сих пор превзойти не может, это яркий показатель эффективности строя.
  15. Юбиляр 19 октября 2016 19:38
    Единственный удачный многобашенный вариант - это Змей Горыныч, да и тот - сказка.
    1. Евдоким 20 октября 2016 09:42
      Согласен, он же и первый огнемётно-многобашенный, аэромобильный с вертикальным взлётом. wassat

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня