Проект оперативно-тактического ракетного комплекса 9К711 «Уран»

В самом конце 1965 года на вооружение ракетных войск стратегического назначения был принят оперативно-тактический комплекс увеличенной дальности 9К76 «Темп-С». Вскоре руководство страны приняло решение о продолжении развития имеющихся проектов с целью создания перспективных ракетных комплексов. На основе наработок по проекту «Темп-С», а также с использованием некоторых новых идей предлагалось создать перспективный комплекс, получивший обозначение «Уран».

Завершив работы по проекту «Темп-С», советская промышленность не остановила работы в области оперативно-тактических ракетных комплексов. Велась проработка новых идей и решений, а также изучались перспективы дальнейшего развития подобных систем. К осени 1967 года были сформированы некоторые новые идеи, которые можно было использовать при создании перспективных проектов. 17 октября того же года вышло постановление Совмина СССР, в соответствии с которым промышленность должна была воплотить новые идеи в готовый проект. Перспективный армейский ракетный комплекс (оперативно-тактический ракетный комплекс в современной классификации) получил обозначение «Уран». В дальнейшем ему был присвоен индекс 9К711.

Разработка проекта «Уран» была поручена Московскому институту теплотехники. Главным конструктором был назначен А.К. Кузнецов. Также к проектным работам предлагалось привлечь конструкторское бюро Воткинского машиностроительного завода, а ОКБ-221 завода «Баррикады» должно было подготовить проект самоходной пусковой установки. После окончания разработки комплекса «Уран» к проекту могли быть привлечены различные предприятия, задачей которых стало бы изготовление требуемых изделий. Тем не менее, список изготовителей новой техники, по имеющимся данным, так и не был определен.


Проект оперативно-тактического ракетного комплекса 9К711 «Уран»
Макет самоходной пусковой установки комплекса 9К711 "Уран"


Проект оперативно-тактического ракетного комплекса 9К711 «Уран» следовало разрабатывать с учетом необычного технического задания. В состав комплекса предлагалось включить самоходную пусковую установку на основе специального колесного шасси. Эта машина должна была иметь возможность перевозки и запуска одной управляемой ракеты. Также в техническом задании имелись пункты об авиатранспортабельности пусковой установки и возможности самостоятельного преодоления водных преград вплавь.

Было предложено разработать сразу два варианта баллистических ракет, отличающихся друг от друга рядом основных особенностей и характеристик. Одно из этих изделий, получившее обозначение «Уран», должно было представлять собой твердотопливную управляемую ракету, запускаемую при помощи транспортно-пускового контейнера. Ракета «Уран-П» (в некоторых источниках обозначается как «Уран-II»), в свою очередь, должна была иметь жидкостный двигатель и не нуждалась в контейнере для старта, вместо которого требовался пусковой стол. Разработка жидкостной ракеты «Уран» осуществлялась Московским институтом теплотехники самостоятельно, а проект «Уран-П» планировалось создавать вместе с конструкторами Воткинского машиностроительного завода.

Изначально ракеты перспективного комплекса должны были строиться по двухступенчатой схеме. В 1970 году техническое задание пересмотрели. Теперь следовало разрабатывать два варианта управляемых ракет одноступенчатой конструкции. Подобные доработки оказали значительное влияние на проект, однако ряд готовых идей и решений должен был перейти из исходной версии проекта в новую.

По имеющимся данным, специально для ракетного комплекса «Уран» конструкторами завода «Баррикады» разрабатывался новый вариант самоходной пусковой установки. Проектирование такой машины стартовало в 1968 году. На одном из существующих (либо перспективных) специальных шасси с требуемыми характеристиками предлагалось монтировать набор всех необходимых агрегатов, от средств перевозки и запуска ракеты до аппаратуры управления. По-видимому, машины, предназначенные для использования ракет двух типов, должны были иметь некоторые отличия. Тем не менее, сведения о технических особенностях пусковой установки ракеты «Уран» отсутствуют. В случае с изделием, использующим жидкостный двигатель, известны фотографии макета пусковой установки, позволяющие рассмотреть ее конструкцию.

Предлагалось использовать шасси с колесной формулой 8х8, имеющее некоторое сходство с существующими изделиями. В частности, архитектура ходовой части макета пусковой установки напоминает конструкцию шасси специального автомобиля ЗИЛ-135, отличавшуюся уменьшенным промежутком между центральными осями и увеличенными расстояниями между другими мостами. В передней части шасси должна была помещаться сравнительно крупная кабина с рабочими местами всех членов экипажа. За кабиной имелось место для размещения двигателя и некоторых агрегатов трансмиссии. Вся центральная и кормовая часть корпуса отдавалась под размещение ракеты и связанных с ней агрегатов.

Для обеспечения требуемой подвижности на различных ландшафтах предлагалось четырехосное полноприводное шасси с колесами большого диаметра. Кроме того, в центральной части кормы машины предлагалось поместить водометный движитель или гребной винт для перемещений по воде. За счет герметичной конструкции корпуса и вспомогательного движителя самоходная пусковая установка могла бы плавать с достаточно высокой скоростью.

Ракета должна была помещаться в центральном отсеке корпуса. Для вывода изделия за пределы корпуса предлагалось использовать крупное окно в крыше. В транспортном положении, по имеющимся данным, оно должно было закрываться тентом-шторкой, сдвигаемым вперед при помощи механизма намотки. Проем в кормовой детали корпуса закрывался качающейся крышкой. Перед подъемом ракеты крышка и шторка должны были открывать доступ внутрь грузоотсека машины.

Для работы с ракетой «Уран-П» самоходную пусковую установку предлагалось оснащать качающимся пусковым столом. В транспортном положении он должен был помещаться вертикально и убираться вместе с ракетой внутрь грузоотсека. При развертывании комплекса на стартовой площадке гидравлические или иные приводы должны были выводить стол с ракетой наружу и устанавливать их в вертикальном положении. Любопытной особенностью такой пусковой установки было отсутствие «традиционной» стрелы или рампы для подъема ракеты. Весь вес ракеты при подъеме должен был передаваться на опорное кольцо стартового стола. Кроме того, конструкция пусковой установки позволяла осуществлять загрузку ракеты без применения отдельного подъемного крана.

В проекте 9К711 предлагалась раздельная перевозка ракеты и ее головной части. Для транспортировки последней в передней части грузоотсека предусматривались специальные крепления с амортизаторами, системами термостатирования и т.д. В ходе подготовки комплекса к стрельбе экипаж должен был осуществлять стыковку изделий, после чего ракета могла подниматься в вертикальное положение. Твердотопливная ракета в ТПК, по-видимому, не нуждалась в подобных средствах и могла перевозиться в собранном виде.

В случае с твердотопливной ракетой, самоходная машина должна была получать набор оборудования, необходимый для удержания транспортно-пускового контейнера в требуемом положении и подъема перед стрельбой. Соответственно, требовалась иная конструкция креплений и стартового устройства, учитывающая особенности строения контейнера.

В передней кабине пусковой установки должны были помещаться рабочие места экипажа из четырех человек, а также набор необходимой аппаратуры управления. Предусматривалось размещение поста управления с рабочим местом водителя, а также рабочих мест командира и двух операторов с необходимыми пультами, необходимыми для управления различной аппаратурой машины.

Общая длина самоходной пусковой установки должна была достигать 12,75 м. Ширина – 2,7 м, высота в транспортном положении – около 2,5 м. Боевая масса машины неизвестна. Исходя из требований о возможности переброски военно-транспортной авиацией и характеристик самолетов конца шестидесятых годов, можно сделать некоторые предположения.

Проект баллистической ракеты «Уран» подразумевал создание изделия, оснащенного твердотопливным двигателем. До 1970 года разрабатывалась двухступенчатая ракета, после чего было решено использовать архитектуру с одной ступенью. После такой доработки ракета должна была получить иные характеристики и изменить свой облик. Так, одноступенчатый вариант твердотопливной ракеты должен был иметь цилиндрический корпус большого удлинения с коническим головным обтекателем. Также могли использоваться аэродинамические стабилизаторы или рули.

Проект оперативно-тактического ракетного комплекса 9К711 «Уран»
Макет двигательной установки ракеты "Уран"


Перевозить и запускать твердотопливную ракету предлагалось при помощи транспортно-пускового контейнера. Это изделие должно было представлять собой цилиндрический агрегат с торцевыми крышками и набором внутренних устройств для удержания ракеты в требуемом положении. В конструкции ТПК предусматривались окна, предназначенные для отвода части газов во время запуска.

По имеющимся данным, изделие «Уран» должно было получать твердотопливный двигатель с управляемым соплом. Кроме того, на разных стадиях проектирования рассматривалась возможность использования газовых рулей. Известно, что конструкция двигателя с требуемыми характеристиками разрабатывалась в Московском институте теплотехники. Твердое топливо для такой силовой установки создавалось специалистами НИИ-125.

В приборном отсеке ракеты должна была располагаться автономная инерциальная система управления. При помощи набора гироскопов эта аппаратура должна была отслеживать перемещения ракеты и вырабатывать поправки для работы рулевых машинок. В окончательном варианте проекта ракету предлагалось оснащать только управляемым соплом маршевого двигателя, не используя какие-либо рули иной конструкции.

Проект «Уран» в версии 1969 года предлагал строительство ракеты длиной 2,8 м диаметром 880 мм. Стартовая масса изделия составляла 4,27 т. Расчетная дальность полета достигала 355 км. Круговое вероятное отклонение – не более 800 м.

Альтернативой твердотопливной ракете являлась жидкостная «Уран-П». Как и в случае с твердотопливной, изначально требовалось создать двухступенчатое изделие, однако в дальнейшем от этой идеи отказались. По-видимому, в новом варианте оба проекта должны были иметь схожую компоновку, отличающуюся типом использованного двигателя. Основная разница конструкции двух ракет при этом была связана с силовой установкой.

Центральная и хвостовая части ракеты «Уран-П» отводились под размещение баков для топлива и окислителя, а также двигателя. Двигатель предлагалось оснащать качающимся соплом с приводами для управления вектором тяги, используемыми системами управления. Кроме того, для управления предлагалось использовать дополнительное сопло на выхлопном патрубке турбонасосного агрегата. По некоторым данным, предусматривалась возможность длительного хранения ракеты в заправленном состоянии. Подобные сроки хранения могли достигать 10 лет.

Система управления изделия «Уран-П» должна была использовать те же принципы, что и аппаратура «Урана». Предлагалась автономная система управления на основе инерциальной навигации. Подобная техника уже была отработана и имела требуемые характеристики, что позволяло использовать ее в новом проекте.

Ракета с жидкостным двигателем отличалась немного меньшими размерами и некоторыми другими особенностями конструкции, а также рядом характеристик. В проекте 1969 года ракета «Уран-П» должна была иметь длину 8,3 м при диаметре 880 мм. Стартовый вес – 4 т. За счет меньшей стартовой массы и более мощного двигателя жидкостная ракета должна была доставлять боевую часть на дальность до 430 км. Параметры КВО, по расчетам авторов проекта, были на уровне ракеты «Уран».

Прорабатывались несколько вариантов боевых частей, предназначенных для использования на ракетах «Уран» и «Уран-П». Так, рассматривалась возможность создания ядерных боезарядов массой 425 и 700 кг, 700-кг осколочно-фугасной, а также зажигательной и управляемой головных частей. Помимо боезаряда необходимого типа ракеты могли нести средства прорыва обороны противника. Прежде всего, предлагалось использовать активные источники помех для радиолокационных средств противника, которые могли применяться как самостоятельно, так и в сочетании с пассивными помехами, ложными целями и т.д.

В 1969 году Московский институт теплотехники и КБ Воткинского машиностроительного завода завершили разработку эскизной версии проекта 9К711 «Уран». Вскоре состоялась защита проекта, после чего промышленность могла продолжить разработку ракетного комплекса, а также начать подготовку к строительству опытной техники. Уже после защиты эскизного проекта было решено отказаться от двухступенчатой архитектуры ракет, изменив и упростив их конструкцию. Новые версии ракет «Уран» и «Уран-П» разрабатывались с 1970 года.

Проектирование нового оперативно-тактического ракетного комплекса продолжалось до 1972 года. К этому времени работы столкнулись с некоторыми трудностями, прежде всего связанными с загрузкой проектных организаций. Головной разработчик проекта «Уран» в то время занимался созданием мобильного ракетного комплекса стратегического назначения 15П642 «Темп-2С», из-за чего другие перспективные разработки не получали должного внимания. В итоге министр оборонной промышленности С.А. Зверев, видя имеющуюся ситуацию, предложил отказаться от дальнейших работ по проекту «Уран».

В марте 1973 года предложение министра было закреплено соответствующим постановлением Совмина. Московский институт теплотехники теперь должен был сосредоточить усилия на новом проекте комплекса с межконтинентальной баллистической ракетой «Темп-2С». Проект 9К711 «Уран» следовало закрыть. При этом наработки по нему не должны были пропасть впустую. Имеющуюся документацию по этой теме приказали передать коломенскому Конструкторскому бюро машиностроения.

Проект оперативно-тактического ракетного комплекса 9К711 «Уран»
Комплекс 9К714 "Ока", созданный на основе наработок по "Урану"


На момент появления постановления Совета министров проект «Уран» все еще оставался на ранних стадиях разработках. На этом этапе работ создатели проекта не могли начинать испытания отдельных компонентов, не говоря уже о строительстве и проверке полноценных изделий. В итоге проект остался в виде большого объема чертежей и иных конструкторских документов. Кроме того, было изготовлено некоторое количество макетов техники, один из которых, по имеющимся данным, в настоящее время хранится в музее полигона Капустин Яр.

С конца 1972 года специалисты Московского института теплотехники совместно с коллегами из других организаций вели испытания комплекса «Темп-2С». Прекращение работ по «Урану» позволило окончательно высвободить силы, необходимые для доводки и развертывания производства нового комплекса для РВСН. К концу 1975 года МИТ, Воткинский машиностроительный завод и предприятие «Баррикады» завершили все необходимые работы, после чего комплекс 15П645 «Темп-2С» был принят на вооружение.

Документация по проекту «Уран» была передана в КБ машиностроения, которое в то время активно занималось тематикой оперативно-тактических ракетных комплексов. Конструкторы этой организации изучили полученные документы и благодаря этому ознакомились с некоторыми разработками своих коллег. Некоторые идеи и решения Московского института теплотехники и КБ Воткинского машиностроительного завода вскоре нашли применение в новых проектах ракетной техники. В частности, существует мнение, согласно которому некоторые идеи из проекта «Уран» уже в 1973 году были использованы при создании оперативно-тактического комплекса 9К714 «Ока».

Следует отметить, что версия о преемственности двух проектов пока не получила приемлемых подтверждений, однако некоторые особенности систем «Уран» и «Ока», а также конструкция самоходных пусковых установок явно говорят о том, что определенные наработки специалистов МИТ не пропали и нашли применение в новых разработках. Кроме того, они были доведены до серийного производства и эксплуатации в войсках, хотя и в составе другого ракетного комплекса.

Проект армейского ракетного комплекса / оперативно-тактического ракетного комплекса 9К711 «Уран» разрабатывался в течение нескольких лет, однако так и не вышел из стадии конструкторских работ. В рамках этого проекта предлагалась разработка сразу двух вариантов ракеты с требуемыми характеристиками, а также новой самоходной пусковой установки с рядом необычных особенностей. Тем не менее, несмотря на все положительные особенности, проект «Уран» столкнулся с некоторыми проблемами. Одновременно с «Ураном» Московский институт теплотехники проектировал другие ракетные комплексы, представлявшие больший интерес для заказчика. В итоге загрузка организации привела к тому, что проект «Темп-2С» получил развитие, а «Уран» был закрыт ввиду нехватки возможностей. Тем не менее, оригинальные идеи и решения все же поспособствовали дальнейшему развитию отечественной ракетной техники, но уже в рамках новых проектов.


По материалам:
http://dogswar.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://russianarms.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-181.html
Широкорад А.Б. Атомный таран ХХ века. – М., Вече, 2005.
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Wikimedia Commons, Militaryrussia.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. Авиатор_ 13 октября 2016 21:58
    Интересная информация, в 60-70 годах серьёзно прорабатывались несколько вариантов ОТР на конкурсной основе.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня