Новости проекта «Хищник»

Продолжается работа над перспективными видами вооружения и техники. По последним данным, развитие получает одно из самых интересных направлений – скоростные подводные ракеты. К настоящему времени на вооружении российского военно-морского флота состоит только одна система этого класса. В будущем арсеналы флота могут пополниться новым изделием такого класса, в настоящее время обозначаемым шифром «Хищник-М». Несколько дней назад стали известны новые подробности работ по этому проекту.

В настоящее время Союз авиастроителей России проводит очередной конкурс «Авиастроитель года», в ходе которого будут отмечены заслуги отечественных предприятий в 2015 году. Среди прочих предприятий авиационной промышленности и смежных отраслей свою заявку на конкурс подало АО «КБ «Электроприбор» (г. Саратов). В этом документе предприятие упоминает свои работы по двум проектам в разных областях, в том числе разработку перспективного боеприпаса для военно-морского флота. Второй проект, представляемый на конкурс, относится к сфере противоракетной обороны.

Новости проекта «Хищник»



В конкурсной заявке сообщается, что в настоящее время КБ «Электроприбор» занимается научно-исследовательской и опытно-конструкторской работой по созданию составных частей перспективной подводной техники. Эти работы ведутся в соответствии с государственным оборонным заказом. Саратовские специалисты ведут разработку новых изделий, а также изготовляют и испытывают опытные образцы. Все эти работы осуществляются в рамках проекта с шифром «Хищник».

С 2013 года ведется разработка отдельных агрегатов перспективной подводной ракеты, реализующих новые принципы управления пограничным слоем. Как сообщается, к настоящему времени эти работы дошли до испытания отдельных опытных образцов. Завершение требуемых проверок позволит продолжать работы по созданию перспективного боеприпаса в целом. Более того, уже определен график дальнейших работ.

К настоящему времени отдельные моменты проекта «Хищник» успели стать темой двух десятков научных работ. Из них четыре были опубликованы в 2015 году. Ведется работа над оформлением заявок на получение патентов, подтверждающих приоритет КБ «Электроприбор» в создании нескольких полезных моделей. В прошлом году также были построены первые два прототипа составной части перспективного аппарата. Также были завершены стыковочные испытания и проверка на лабораторном стенде. Осуществлялась наземная отработка различных узлов и агрегатов.

К настоящему времени проект «Хищник» доведен до готовности к новым испытаниям. В конце текущего года планируется провести предварительные испытания составной части аппарата, созданной КБ «Электроприбор». Также планируется провести ходовые испытания, по результатам которых конструкторская документация по разработанной составной части получит литеру «О».

Помимо отдельных узлов и агрегатов перспективной скоростной подводной ракеты «Хищник» создаются дополнительная аппаратура и программное обеспечение, предназначенные для обслуживания нового вооружения. В будущем такие приборы будут использоваться для обследования, проверок и регулировок ракет в целом и отдельных их частей.

Следует отметить, что проект «Хищник» / «Хищник-М» уже достаточно давно известен специалистам. Первые упоминания этой разработки появились еще несколько лет назад, однако до сих пор большая часть известных сведений о ней основывается на слухах и оценках. Технические подробности проекта пока не появлялись в официальных публикациях. Такая ситуация способствует появлению различных обсуждений, споров и спекуляций. По-видимому, в ближайшее время ситуация не изменится.

Первое официальное упоминание работы «Хищник» появилось в судебных документах. 7 марта 2013 года арбитражный суд г. Москвы вынес решение по иску, связанному с проблемами в области ценообразования на проведение некоторых научно-исследовательских и конструкторских работ. В соответствии с документами суда, 11 мая 2011 года СПМБМ «Малахит» и ГНПП «Регион» подписали договор о проведении работ по теме «Хищник-М». Впоследствии два предприятия не смогли достичь договоренности о трудоемкости и стоимости работ, из-за чего им пришлось обращаться в суд. Решением арбитражного суда указывались основные параметры работ, которые следовало использовать при дальнейшем определении трудозатрат и их стоимости.

Следующее упоминание о теме «Хищник» появилось в отчете КБ «Электроприбор» за 2013 год. В этом документе указывалось начало работ по перспективной системе вооружений. Также отмечалось, что разработка нового изделия будет продолжаться, как минимум, в 2014-16 годах. Кроме того указывалось, как новый проект повлиял на финансовую отчетность предприятия. Технические подробности, однако, не приводились.

Прочие данные о проекте «Хищник» пока официально не соглашались. Тем не менее, из неофициальных источников и различных оценок известно, что перспективное изделие должно будет заменить существующие скоростные подводные ракеты (СПР) ВА-111 «Шквал». Последние состоят на вооружении в течение нескольких последних десятилетий, и уже не в полной мере отвечают современным требованиям. По-видимому, целью нового проекта «Хищник» / «Хищник-М» является замена устаревшего вооружения более современной системой, отличающейся повышенными характеристиками.

Напомним, СПР «Шквал» представляет собой боеприпас, предлагаемый для использования подводными лодками и надводными кораблями, оснащенными торпедными аппаратами калибра 533 мм. В конструкции изделия используются несколько оригинальных технических решений, позволяющих получать весьма высокие характеристики. Основным преимуществом ракеты «Шквал» является возможность движения к цели со скоростью около 200 узлов (примерно 375 км/ч).

СПР комплекса «Шквал» оснащается обтекаемым корпусом цилиндрической формы с конической головной частью. Головной обтекатель оснащается специальным прибором-кавитатором. При помощи газогенератора и управляемого диска это устройство при движении образует газовую каверну вокруг корпуса ракеты. Именно образование полости, окружающей корпус изделия и резко сокращающей сопротивление среды, позволяет развивать высокую скорость. Непосредственно за достижение требуемых скоростей отвечает реактивный двигатель на твердом топливе. Для первоначального разгона используется сбрасываемый стартовый двигатель, после чего в работу включается маршевый. Основная силовая установка имеет заряд гидрореагирующего твердого топлива.

Ракета имеет автономную систему управления, отслеживающую перемещения изделия и компенсирующую отклонение от заданного курса. В качестве органов управления применяются треугольные рули, выдвигаемые из корпуса после выхода из торпедного аппарата. Возможность самонаведения отсутствует. По некоторым данным, в системах управления предусматривается режим доворота на цель после старта с носителя.

Изначально боеприпас комплектовался специальной боевой частью мощностью 150 кт, при помощи которой планировалось компенсировать возможный промах. Впоследствии была создана новая фугасная боевая часть, мощность которой эквивалентна 210 кг тротила.

СПР комплекса ВА-111 имеет длину 8,2 м т калибр 533 мм. Стартовая масса изделия – 2,7 т. Стрельба ракетой может осуществляться различными носителями торпедных аппаратов существующих типов. При использовании подлодкой глубина пуска не должна превышать 30 м. После старта ракета выходит на глубину 6 м и продолжает двигаться к цели, создавая газовую каверну. Двигатель большой тяги и газовая полость позволяет развивать скорость до 200 узлов. При этом большой расход твердого топлива серьезно ограничивает дальность хода. Эффективная дальность стрельбы «Шквала» не превышает 7-8 км, максимальная – до 10-11 км.

Скоростная подводная ракета «Шквал» имела как преимущества, так и недостатки. Главным плюсом этого изделия считалась высокая скорость, резко сокращающая шансы корабля-цели уйти от атаки. В ранних версиях преимуществом была специальная боевая часть, способная нанести серьезные повреждения не только цели, но и всему корабельному соединению. Одновременно с этим имелся целый ряд недостатков. Высочайшая скорость и работа двигателя ракеты приводила к образованию чрезмерного шума, демаскирующего носитель. Также на живучести корабля или подлодки-носителя негативным образом сказывалась сравнительно малая дальность стрельбы. Использованная компоновка ракеты с носовыми газогенератором и устройством для приема забортной воды не позволяла оснастить ракету системами самонаведения.

По разным данным, в течение последних десятилетий предпринимались попытки создать улучшенную версию «Шквала». В различных сообщениях упоминалась будущая разработка улучшенной СПР с повышенными характеристиками, но какие-либо данные о принятии перспективного оружия на вооружение пока не появлялись.

Согласно сообщениям последних лет, в настоящее время в качестве возможной замены для ВА-111 разрабатывается перспективная ракета с шифром «Хищник». Имеющиеся сведения не раскрывают технические подробности проекта, однако указывают на текущий прогресс и показывают имеющиеся планы разработчиков. Так, уже в конце текущего года отдельные агрегаты изделия «Хищник» должны выйти на очередные испытания. Кроме того, скоро начнутся ходовые испытания ракеты в целом. Проведение подобных работ явно говорит об определенных успехах и приближении начала проверок новых ракет в полной комплектации. Как следствие, разработка проекта может завершиться в течение нескольких следующих лет.


По материалам сайтов:
https://riafan.ru/
http://utro.ru/
http://aviationunion.ru/
http://docs.pravo.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Wikimedia Commons

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Titsen 13 октября 2016 06:46
    Главное, чтобы это был не очередной распил, а получилось достойное изделие на вооружении!
    1. vkl.47 13 октября 2016 08:25
      хорош уже про распилы.как какая новость так распил сразу
      1. AUL 13 октября 2016 17:34
        Зато первый отметился!
        AUL
  2. НЕКСУС 13 октября 2016 11:11
    Если проводится аналогия со Шквалом,то тогда возникает вопрос-способен ли будет Хищник менять траекторию движения ,если такие вводные последуют с ПЛ? А так же второй вопрос-это дальнобойность Хищника и его скоростные характеристики.
  3. Удав КАА 13 октября 2016 13:36
    Новости проекта «Хищник»!
    Кирилл, а что *нового-то* добавлено по сути в сравнении со вчерашней статьей " Саратовское КБ подготовило к испытаниям «составную часть перспективной подводной ракеты»"???
    Даже ошибки --- те же самые, что и в раннем варианте новости!
    Но за стремление постичь тему -- бесспорно "+" good
  4. Авиатор_ 16 октября 2016 15:31
    Впечатление, что статья ни о чём, можно было короче: делаются попытки улучшения характеристик старинного "Шквала". И всё.
    1. gridasov 19 октября 2016 22:34
      Лучше сказать и нельзя, что "попытки делаются". Про топливо всем давно известно . Кавитационная головка -очевидно , что это неправда ,поскольку механизмы создания кавитации воды известны , а значит и гидрореагирующий элемент был бы не нужен. Поэтому всем все известно и ничего нового . Знания о свойствах поведения воды это фундаментальные знания , а в данном случае хвалиться нечем . Просто идет рутинная работа по экспериментам
  5. dvaposto 19 октября 2016 23:36
    похоже это один из не многих секретов - как то мало комментаторов-"спецов".
    1. gridasov 20 октября 2016 00:33
      А в чем секрет -то ? Кавитацией как -таковой там и не пахнет. Гидро реагирующий элемент направляет образующийся от взаимодействия его с забортной водой газ в переднюю часть головки чтобы образовалась газовая каверна снижающая лобовое сопротивление . Маршевый двигатель толкает торпеду реактивной силой вперед . вот и концепция . Но еще Шаубергер предлагал вектор силы образующий лобовое сопротивление среды использовать для раскрутки ротора, который и создавал процессы деструкции воды с образованием смеси газа. И это был реальный процесс кавитации , а энергия "схлопывания "создавала и дополнительную силу для раскручивания этого ротора и одновременно создавала реактивную струю . Вот как устроен этот ротор и остается для многих секретом , чтобы он мог быть и кавитатором как реактором так и движителем . Были бы спецы -был бы и реальный продукт .

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня