Рекорды французского кораблестроения

Рекорды французского кораблестроения


Этой истории минуло уже триста лет. Как французский фрегат «Серпан» («Змея») с грузом пороха для гарнизона Бреста был перехвачен голландским военным кораблём? В разгар боя капитан заметил, как маленький юнга испуганно прячется за мачтой. «Поднимите его, — закричал капитан, — и привяжите к мачте. Кто не умеет смотреть смерти в глаза, тот недостоин жить».

Имя того ужасного капитана было Жан Бар. Самый дерзкий и успешный корсар европейских вод. А привязанным к мачте стоял его родной сын и будущий вице-адмирал французского флота, Франсуа-Корниль Бар.


У галлов славная морская история и столь же выдающаяся школа кораблестроения. Не будет преувеличением сказать, что французская военно-морская мысль идет впереди планеты всей. А её достижениями пользуется весь мир: от броненосца «Цесаревич» и орудийный систем Гюстава Канэ до современнейших фрегатов типа «Аль-Рияд» (La Fayette, ВМС Сауд. Аравии).

«Дюпюи-де-Лом» (1895)

Сильнейший, самый быстрый, вооруженный и защищенный крейсер своей эпохи. Как вообще смогли построить «де Лом» на примитивных технологиях 19-го века? Наверное, секрет французских корабелов утерян, так же, как секрет изготовления гономьей стали.

Рекорды французского кораблестроения

Замволт XIX-го века


Теперь пусть компетентные специалисты из XXI века объясняют, как франкам удалось разместить восемь башен с орудиями калибра 164—192 мм, две высоченные цитадели боевых рубок, сплошное 100-мм бронирование борта (от КВЛ до верхней палубы!), три паровые машины и экипаж из 500 человек в корпусе с водоизмещением современного фрегата.

С точки зрения корабелов 21-го столетия это кажется невозможным.

«Ле Террибль» (1935)

Лидер эскадренных миноносцев, пятый в серии «Ле Фантаск», которому принадлежит до сих пор не побитый военно-технический рекорд. Самая высокая скорость хода для крупных водоизмещающих кораблей (с в/и 3 и более тыс. тонн).

45,03 узла (свыше 80 км/ч)!

Рекорды французского кораблестроения


Только в наши дни, с появлением новых материалов и высокоэффективных газовых турбин, американским кораблям прибрежной зоны (LCS) удалось вплотную приблизиться к 70-летнему рекорду «Ле Террибля».

«Ришелье» (1940)

Самый совершенный тип линейного корабля в истории. По толщине вертикальной брони «Ришелье» не уступал легендарному «Бисмарку», а по толщине броневых палуб превосходил даже «Ямато»!

Его огневая мощь была сопоставима с любым линкором поздней эпохи, за исключением американских ЛК с длинноствольными орудиями 16”/50 и чудовищных 460 мм пушек японских суперлинкоров.

Ко всему, на момент своего появления, «кардинал» был самым быстрым в мире бэттлшипом. Позже его смогли превзойти в скорости только «Айовы».

Рекорды французского кораблестроения


Но самое важное, «Ришелье» получился самым маленьким из линкоров эпохи ВМВ, с полным водоизмещением всего около 45 тыс. тонн (для сравнения: «Бисмарк» оказался крупнее на 6 тыс. тонн, «Айова» на целых 13 тысяч).

Причиной парадокса была смелая компоновка «Ришелье»: с двумя четырехорудийными башнями ГК. Такое решение неиллюзорно сократило длину цитадели, а возможные минусы от размещения всей артиллерии в носу были компенсированы преимуществами в виде уменьшенных массогабаритов и резервов для улучшения остальных характеристик линкора.

Вообще, французы строили не только великолепные крейсеры и линкоры. Время шло вперед — их мастерство возрастало.

«Лафайет» (1996)

Французский многоцелевой фрегат; первый в мире корабль, построенный по технологии «стелс».

Рекорды французского кораблестроения

"Фомидэйбл" военно-морских сил Сингапура — миниатюрный, но вооруженный до зубов

Рекорды французского кораблестроения

"Сюркуф" ВМС Франции


Новинкой немедленно заинтересовались самые богатые и «капризные» покупатели: Саудовская Аравия, Таиланд, Сингапур. В итоге на французских верфях были построены двадцать (!) «Лафайетов»: пять единиц для Марин Насьональ, остальные — адаптированные версии для зарубежных заказчиков.

FREMM (2012 — строительство продолжается)

Совместный франко-итальянский проект многоцелевого фрегата. Качество, характеристики, эффективность — все, как обычно, на высоте. При том, несмотря на заявленную «бюджетность», проект FREMM объективно стал самым крупным и сильно вооруженным фрегатом в мире. Гибкость конструкции FREMM позволила создать на базе единой платформы специализированные корабли противолодочной (ASW) и противовоздушной (AAW) обороны.

Рекорды французского кораблестроения


Рекорды французского кораблестроения


FREMM снискал заслуженное признание на мировом рынке, потеснив всех существующих конкурентов. К настоящему времени, помимо трёх 6000-тонных фрегатов-переростков для французских ВМС, оборонная компания DCNS успела поставить на экспорт еще пару фрегатов — для ВМС Марокко и Египта. Также в списке подавших заявку на FREMM числятся Греция и Австралия.

«Шарль де Голль» (2001)

Флагман военно-морских сил Франции. Первый в мире атомный авианосец, построенный за пределами США. По водоизмещению он в 1,5 раза уступает российскому «Кузнецову» (хотя, в отличие от последнего, все же способен передвигаться самостоятельно и имеет целых две паровые катапульты).

Имеет скромные размеры и возможности, революционных решений не содержит. Несмотря на присущую французским кораблям традиционную самобытность, в конструкции «де Голля» и составе его авиакрыла активно применяются американские технологии, в т.ч. лицензионные катапульты С-13 и летающие радары «Хокай».

Рекорды французского кораблестроения


Рекорды французского кораблестроения


На сегодняшний день, несмотря на свою невысокую эффективность и бездарную историю боевой службы, плавучий аэродром ШДГ является наглядным примером возможностей французского кораблестроения. Что бы там ни говорили скептики, корабль сложный, большой и красивый.

«Триумфан» (1997-2010)

Тема, о которой вспоминают нечасто. У Франции имеются собственные морские ядерные силы в составе четырех подводных ракетоносцев типа «Триумфан». На бумаге французские ПЛАРБ отличаются скромными размерами и минимумом технических изысков. Однако при более близком знакомстве становится заметно внимание французов к инновациям и свежим тех. решениям.

На борту имеется единственный реактор, объединенный в одном корпусе с парогенератором, что, по мнению специалистов, делает «Триумфан» самой бесшумной ПЛАРБ в мире, которая превосходит по скрытности даже «Огайо».

В отличие от британского флота, который принял на вооружение американские БРПЛ «Трайдент-2», французы эксплуатируют твердотопливные ракеты собственной конструкции — М45 и перспективную М51.

Рекорды французского кораблестроения

Старое имя в новом обличье. "Ле Террибль"


Принятая на вооружение в 1996 году М45 является близким аналогом отечественной «Булавы». Новая ракета М51 по массогабаритам (52-56 тонн) приближается к американскому «Трезубцу-2».

«Барракуда» (2018 — ?)

Единственный проект, о котором будет сказано в будущем времени. Перспективный подводный атомоход четвертого поколения, обещающий стать лидером в классе многоцелевых АПЛ. Среди очевидных преимуществ «Барракуды»: это самая маленькая в мире боевая АПЛ, с надводным водоизмещением всего около 4700 тонн (для сравнения: американская «Вирджиния» — 7800, отечественный «Ясень» — 8500 т).

Малые размеры = меньшая потребная мощность ЭУ и площадь смачиваемой поверхности корпуса. Меньшая шумность, меньшие возмущения в магнитном поле Земли, повышенная скрытность лодки.

Рекорды французского кораблестроения


Малые габариты, Х-образные рули, ориентация на действия в прибрежной зоне, на мелководье. Система ПВО, позволяющая стрелять по воздушным целям из-под воды! Малочисленный экипаж (60 чел.), низкие эксплуатационные расходы. Реактор, в котором использующий уран с низкой степенью обогащения, предназначенный для гражданских АЭС.

«Барракуда» — настоящий технический шедевр. Верно оценив потенциал своей «малышки», компания DCNS разработала неатомную версию «Барракуды» для поставок на экспорт.

В апреле 2016 года Минобороны Австралии заключило контракт на постройку 12 неатомных «Барракуд» (Shortfin Barracuda 1A) стоимостью 37 млрд. долларов.

ВЫВОДЫ

Автор приносит извинения за несколько сумбурную ретроспективу достижений французского флота. Материал слишком объёмен, но очень хотелось «взять в прицел» каждый знаменитый корабль. По крайней мере, это удалось — у читателя должно сформироваться определенное мнение насчет французского кораблестроения. По-своему интересная и самобытная школа, занимающая одно из ведущих мест в мире.

Что касается изображенного на заглавном фото УДКВ «Мистраль», то это был отличный проект транспортно-боевого корабля, созданный для современных конфликтов низкой интенсивности. С умеренными возможностями и минимальной стоимостью среди мировых аналогов. Проблема была в неграмотном представлении «Мистраля» в отечественных СМИ в виде суперкорабля и флагмана российского флота. Хотя создатели «Западного ветра», наверное, даже не догадывались о подобном назначении УДКВ. В составе ВМС Франции имеются три подобных вертолетоносца, которые эффективно используются на второстепенных ролях, за спиной у грозных «Триумфанов» и «Горизонтов».
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 55
  1. Инжeнeр 13 октября 2016 15:15
    «Ришелье» - самый совершенный тип линейного корабля в истории.

    Мало кто с вами согласится в этом.
    FREMM объективно стал самым крупным и сильно вооруженным фрегатом в мире

    Большим да, но по вооружению нет...
    1. Улан 13 октября 2016 21:30
      Согласен, "Ришелье" неплохой линкор. Не самый супер, но вполне на уровне.
      И все же размещение башен ГК только в носовой части, вызывает вопросы. Если правильно помню, в проекте развития серии "Ришелье" все же вторая башня размещается в корме по классической схеме.
      1. 78bor1973 19 октября 2016 07:42
        "Ришелье" вообще-то линейный крейсер ,автор забыл ещё "Алжир" упомянуть !
    2. SWEET_SIXTEEN 13 октября 2016 22:31
      Цитата: Инжeнeр
      Мало кто с вами согласится в этом.

      Главное, что согласились спецы, чье мнение подтверждается простой логикой и анализом фактов об этом ЛК

      Французские линейные корабли типа «Ришелье» по праву считаются наиболее сбалансированными и совершенными линкорами предвоенного периода. У них было много достоинств и почти не было серьезных недостатков. Мелкие недочеты в их конструкции постепенно устранялись за долгие годы их службы.
      - из монографии С. Сулиги
      Цитата: Инжeнeр
      Большим да, но по вооружению нет...

      Да-нет
      это и все аргументы?
  2. dumpy15 13 октября 2016 15:30
    Статья из категории "На правах рекламы"?
    1. SWEET_SIXTEEN 13 октября 2016 22:35
      Хороший у вас аватар, dumpy15
      сразу все объясняет
    2. Zoldat_A 19 октября 2016 19:27
      Цитата: dumpy15
      Статья из категории "На правах рекламы"?

      Самое ценное, что я в ней прочитал
      Кто не умеет смотреть смерти в глаза, тот недостоин жить
      Жаль, что только на закате жизни прочитал такие ценные слова.....
  3. uskrabut 13 октября 2016 15:40
    "УДКВ «Мистраль», то это был отличный проект транспортно-боевого корабля, созданный для современных конфликтов низкой интенсивности"

    Ну зачем российскому ВМФ корабль с урезанными боевыми возможностями? Россия не собирается воевать с зулусами. Разрыв французами контракта - большая удача для России.
    1. Алексей М 13 октября 2016 16:29
      Россия не собирается воевать с зулусами.
      Ой ли?
      Египетский телеканал SIS TV в воскресенье, 9 октября сообщил сенсационную новость. Построенные на французских верфях вертолетоносцы, уже получившие названия «Владивосток» и «Севастополь», все же попадут первоначальному заказчику – то есть России.
      Может фейк, а может нет.
      1. Серый брат 13 октября 2016 18:18
        Цитата: Алексей М
        Может фейк, а может нет.

        Прошлогодний фейк, по новому кругу запустили.
    2. Улан 13 октября 2016 21:33
      Первоначально заказ этих кораблей во Франции был благодарностью Саркози ,за его позицию по конфликту в Ю.Осетии.
      Это позволило загрузить французские верфи.
      Отказ Олланда,это по русской пословице- баба с возу, кобыле легче.
      Думаю если подобные корабли понадобятся России, она их сама построит.
      1. Чёрный Полковник 14 октября 2016 16:51
        баба с возу, кобыле легче
        Мне больше по нраву другой вариант: Баба с возу - и волки сыты!
    3. SWEET_SIXTEEN 13 октября 2016 22:36
      Цитата: uskrabut
      Россия не собирается воевать с зулусами.

      Вообще-то воюет уже больше года

      И снаряжает военные караваны туда с 2012
  4. demiurg 13 октября 2016 16:03
    Олег.
    Плюсанул, за эмоции.
    Почему так мало о Ришелье? Почему не вспомнили о Клемансо, который заслужил внимания не меньше чем де Голль (это уже кроме шуток)?
    И вообще, почему не упомянуты броневые пояса на ФРЕММах? Почему не возник вопрос отсутствия 16 дюймов на ПЛАРБ? ))
    1. SWEET_SIXTEEN 13 октября 2016 22:37
      Цитата: demiurg
      Почему так мало о Ришелье? Почему не вспомнили о Клемансо, который заслужил внимания не меньше чем де Голль

      Объем статьи ограничен
  5. Sevastiec 13 октября 2016 16:39
    Интересно. Никогда не знал, что французская школа кораблестроения чем то особенна. Хотя это, по идее, должно было быть очевидно. Что ж, корабли у них может и отличные, жаль только, последние двести лет служащие и воюющие на этих кораблях, ни к черту как воины не годятся.
    1. 97110 13 октября 2016 17:04
      Цитата: Sevastiec
      Никогда не знал, что французская школа кораблестроения чем то особенна.

      Не могу удержаться от цитирования очень точного высказывания Автора касательно французского флота со всей его школой, в том числе кораблестроительной:
      На сегодняшний день, несмотря на свою невысокую эффективность и бездарную историю боевой службы
      И что тут удивляться по поводу "как удалось вместить в столь малый объём?". Чего по пьяни не бывает...
  6. DrVintorez 13 октября 2016 16:41
    интересная подборка фактов.

    про самый быстрый корабль:
    "Только в наши дни, с появлением новых материалов и высокоэффективных газовых турбин, американским кораблям прибрежной зоны (LCS) удалось вплотную приблизиться к 70-летнему рекорду «Ле Террибля»."
    забыли про к-222, она много раньше приблизилась к рекорду скорости.
    1. Sevastiec 13 октября 2016 17:00
      Видимо имелись ввиду надводные корабли. "Анчар" всё-таки подлодка. Хотя с точки зрения логики, это ещё даже и круче.
      1. DrVintorez 13 октября 2016 17:17
        Ну под характеристики подходит. Водоизмещающий корабль, более 3т тонн. Забыли рыбку золотую, абыдна!
        Хотя интересно, с каким водоизмещением француз сдавал экзамен на скорость. Однако факт скорости это не отменяет.
  7. topal-pasha 13 октября 2016 16:57
    Можно поспорить с некоторыми положениями статьи, особенно если стоит задача придраться. Но,в принципе, автор справился с популяризаторской задачей. А вот заплатили ли ему "лягушатники" за рекламу -пусть каждый решает для себя сам! :)
  8. металлика 13 октября 2016 17:10
    Неплохо бы объективности ради и недостатки указать :-) Обратные так сказать стороны полного бронирования, малого водоизмещения, запредельной скорости и прочих эксклюзивов.
    А то действительно, очень похоже на рекламную статью :-)
    1. SWEET_SIXTEEN 13 октября 2016 22:45
      Цитата: металлика
      Неплохо бы объективности ради и недостатки указать

      В том то и фишка, что каких-либо серьезных недостатков у них вы не найдете
      Цитата: металлика
      Обратные так сказать стороны полного бронирования

      Самый быстроходный, сильно вооруженный и защищенный крейсер того времени

      Свои неизбежные недостатки и слабости были, как и у любого другого корабля. А вот преимуществ была масса
      Цитата: металлика
      запредельной скорости

      Никаких проблем, один из лучших лидеров предвоенных лет, отличавшийся от остальных своими скоростными качествами
  9. Alexey RA 13 октября 2016 18:01
    «Барракуда» — настоящий технический шедевр. Верно оценив потенциал своей «малышки», компания DCNS разработала неатомную версию «Барракуды» для поставок на экспорт.

    В апреле 2016 года Минобороны Австралии заключило контракт на постройку 12 неатомных «Барракуд» (Shortfin Barracuda 1A) стоимостью 37 млрд. долларов.

    Хе-хе-хе... я так понимаю. что вчерашнюю статью по "Барракудам" на bmpd автор не читал. smile
    Как сообщает Michel Cabirol в статье «Le sous-marin Barracuda sera livré avec plus d'un an de retard», опубликованной французской газетой "La Tribune", французские ВМС получат головную атомную многоцелевую подводную лодку Suffren типа Barracuda в 2019 году, вместе ранее запланированного 2017 года. Согласно заявлению министерства экономики Франции, задержка происходит по вине промышленности. Более деталей не последовало.
    В DCNS считают, что в отставании от сроков нет ничего удивительного. Аудит, который был проведен DNCS в 2014 году отчетливо показал, что наблюдается рост стоимости работ по «незавершенке», особенно по программе Barracuda, по причине отставания от сроков поставок контрагентов. График строительства АПЛ весьма жесткий. Именно поэтому уже получается отставания почти в один год для головной лодки Suffren. И эта ситуация значительно ухудшит положение дел с французским атомным подводным флотом, так как в январе 2017 года из боевого состава будет выведена АПЛ Rubis.
    И недавнюю статью о стоимости австралийских неатомных "Барракуд" тоже. Если вкратце, то австралийцы умудрились купить неатомный вариант малой АПЛ по цене вдвое больше её же атомного варианта. laughing
    Что касается стоимости, то 4,6 млрд долл. выглядит слишком большой ценой за неатомную подводную лодку. Атомная подводная лодка типа Barracuda обходится Франции более чем в два раза дешевле. Крупная а томная подводная лодка типа Virginia стоит в США 3.6 млрд долл. Большинство же неатомных подводных лодок стоят менее 1 млрд долл.

    На сегодняшний день, несмотря на свою невысокую эффективность и бездарную историю боевой службы, плавучий аэродром ШДГ является наглядным примером возможностей французского кораблестроения.

    Это точно - наглядный пример. Французский "кузнецов" - из ремонта в ремонт.
    1. SWEET_SIXTEEN 13 октября 2016 22:48
      Не ожидал от Алексея RA
      Цитата: Alexey RA
      Если вкратце, то австралийцы умудрились купить неатомный вариант малой АПЛ по цене вдвое больше её же атомного варианта.

      Сами то верите в возможность такой ахинеи?

      В той статье содержится ошибка:
      1. стоимость контракта прописана не в американских, а в австраийских долл.
      2. Это все перспектива, с учетом инфляции. Выплачена эта сумма будет не сейчас, а лет через 10-15, когда инфляция сделает свое дело
      1. Alexey RA 13 октября 2016 23:36
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        В той статье содержится ошибка:
        1. стоимость контракта прописана не в американских, а в австраийских долл.

        Пересчитываем в американские - получаем 38 миллиардов "зелёных". На 12 ПЛ.
        "DCNS - только у нас Вы можете купить неатомную ПЛ по цене атомной!" smile
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Сами то верите в возможность такой ахинеи?

        Когда речь идёт о политических проектах правящей партии по созданию новых рабочих мест - поверить можно во всё.
        Mr Turnbull stressed the 12 submarines would be built in Adelaide and the project would create 2,800 Australian jobs.
        "Australian built, Australian jobs, Australian steel, here right where we stand."

        У нас тоже строили корабли на ДВ за полторы-две цены их постройки в Питере или Николаеве.
        1. SWEET_SIXTEEN 13 октября 2016 23:50
          Цитата: Alexey RA
          "DCNS - только у нас Вы можете купить неатомную ПЛ по цене атомной!

          Во, первых, вы благополучно забыли про инфляцию
          Во вторых, кто вам сказал что столь крупная НАПЛ с её топливными элементами должна стоить дешевле, чем АПЛ

          Барракуда-НАПЛ. Размеры, автономность, вооружение.
          Для примера - посмотрите во сколько обходятся гораздо более мелкие и простые Тип214
        2. mav1971 14 октября 2016 11:12
          Цитата: Alexey RA
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          В той статье содержится ошибка:
          1. стоимость контракта прописана не в американских, а в австраийских долл.

          Пересчитываем в американские - получаем 38 миллиардов "зелёных". На 12 ПЛ.
          "DCNS - только у нас Вы можете купить неатомную ПЛ по цене атомной!" smile


          Ну во первых контракт, как я понимаю, на строительство полного цикла именно на территории Австралии.
          Т.е. французы строят (вернее делятся технологиями) всю инфраструктуру прямо и косвенно связанную с кораблестроением в отношении именно этих подлодок. В том числе и станки для обработки, и цеха и обучение персонала. Строительство и оснащение обеспечивающего оборудования для ВМБ.
          Причем подавляющее большинство работ будет делаться силами населения Австралии.
          Обучение подплава.
          И понятно, что подавляющая часть огромной суммы контракта - останется в Австралии, а не уйдет во Францию.
          Конечно, дешевле было бы все построить в той же Франции, но для своей экономики в итоге выгоднее переплата в 2 раза.

          И это нормальная практика.
          Большинство стран мира, которые хоть как то с головой и имеют желание развивать технический потенциал своей экономики и населения - идут на заведомое удорожание в случае локализации.

          Та же Сорю, строящаяся в Японии обошлась бы казне 800-900 млн, но вот построенная в Австралии сразу становится ценой в 1.5-1.7 млрд.
  10. stonks 13 октября 2016 18:52
    Очень интересный, краткий, и, в то же время, информативный обзор.
    О многом узнал впервые.
    Автору - спасибо!
  11. Alexey RA 13 октября 2016 19:04
    Причиной парадокса была смелая компоновка «Ришелье»: с двумя четырехорудийными башнями ГК. Такое решение неиллюзорно сократило длину цитадели, а возможные минусы от размещения всей артиллерии в носу были компенсированы преимуществами в виде уменьшенных массогабаритов и резервов для улучшения остальных характеристик линкора.

    При этом на последнем ЛК серии ("Гасконь") французы вернулись к традиционной компоновке башен: одна - в носу. одна - в корме. Потому как:
    Уже в 1939 году исследования, проведенные на верфи Луар, показали, что при возрастании угрозы воздушных атак и, как следствие, увеличении числа стволов зениток на корабле, предпочтительнее ока­зывается традиционная схема расположения ГК в обоих оконечностях. Поэтому на проекте "Гаскони" для усиления ПВО башни ГК разместили по одной в носу и корме, а башни СК - над ними и также по ДП.

    Углы обстрела башен ГК сократились до 275°, зато при наличии большего пространства, свободного от воздействия дульных газов, удалось установить са­мую мощную зенитную батарею среди всех линкоров типа "Ришелье". Соответственно изменились контуры надстроек и расположение ЭУ. Возникавшее при этом увеличение весов уже никого не волновало - к этому времени все договорные ограничения по водоизме­щению не соблюдались и оставалась только пробле­ма расположения нижней бронепалубы относительно ватерлинии (ВЛ): для безопасности корабля эта палу­ба должна была находиться над водой при любой нагрузке.
    1. рюрикович 13 октября 2016 19:58
      Вот потому и вернулись к старой схеме, потому что отпала необходимость в каких-то ограничениях request Ограничения всегда рождают компромиссы. Потому и появлялись "Роднеи" с "Ришелье" и "Дюнкерками",появлялись "Дойчланды",про "вашингтонские" крейсера я вообще молчу winked ... Хотя тот же "Ришелье" в рамках отведенного водоизмещения получился действительно отличным кораблём. good Но опять же, критерий "цена-эффективность" тоже никто не отменял. Потому можно слегка увеличить водоизмещение(цену),но изменит ту же компоновку и добиться гораздо большей эффективности. Так родился проект "Гаскони" smile
      По статье. Насколько я помню, Олег Капцов в одно "битв за броню" уже упоминал "Дюпюи-де-Лом",как нечто идеальное wassat Ну и что, что впихнули максимум брони в отведенное водоизмещение? Про остальные характеристики господин Капцов как-то опять умалчивает request Не удивляюсь - его однобокий стиль. Как ходок данный экземпляр мягко выражаясь неважный,как орудийнай платформа - фуфло, мореходные качества неважны...Так что идеальный он только в мозгах у Капцова negative Повтиорюсь - если говоришь "а", то и говори "б",то есть объективно оценивай что либо, а не однобоко...
      Французские большие лидеры действительно замечательные корабли в своем классе..Вот только французф может тогда строить и умели, но уж ни как не умели воевать на них wassat Точно как и итальянцы laughing
      Современные фрегаты тоже,вроде,по западным меркам,по делу, спорить не буду. А вот приснопамятный "де Голь", если не фуфло, то полный отстой. Он больше ремонтируется, чем находится в походах. Результат тотальной экономии. Как и малые авианосцы типа "Принца Аустрийского", "Инвинсибла","Гарибальди" Но только атомный вариант бюджетного корабля со всеми вытекающими болячками от такой экономии. wassat Моё мнение - отстой negative Хотя с другой стороны лучше такое, чем никакое lol
      Про подводные лодки судить не берусь - на них не ходил,не знаю. Может хорошие для французов ,а может и нет request Учитывая, что французская школа специфическая, со своими химородами, то не удивлюсь если и они специфические. Но недооценивать не стоит soldier
      В итоге - статья в капцовском стиле - много патетики и эпитетов, много того, что выгодно для красочности. Лично мне данный "аналитический " материал не понравился. В итоге минусов нету,значит ничего не ставлю request Просто в силу недостатка самого материала и его объективности hi
    2. SWEET_SIXTEEN 13 октября 2016 22:53
      Цитата: Alexey RA
      При этом на последнем ЛК серии ("Гасконь") французы вернулись к традиционной компоновке башен: одна - в носу.

      Только они его не достроили. Если бы ввели в строй - бы бы разговор

      А так самым совершенным среди реальных кораблей остались Ришелье и Жан Бар
      Цитата: Alexey RA
      Уже в 1939 году исследования, проведенные на верфи Луар, показали, что при возрастании угрозы воздушных атак и, как следствие, увеличении числа стволов зениток на корабле, предпочтительнее ока­зывается традиционная схема расположения ГК в обоих оконечностях.


      С точки зрения боевых характеристик схема «all guns forward» также имела свои преимущества: возможность стрельбы полными залпами на носовых углах могла пригодиться при преследовании противника. Сгруппированные в носу орудия имели меньший разброс залпов и упрощенное управление огнем. За счет разгрузки кормовой оконечности и смещения весов к миделю улучшилась мореходность корабля, повысилась прочность корпуса. Размещенные в корме шлюпки и гидросамолеты более не подвергались риску воздействия дульных газов.

      Недостатком схемы была «мертвая зона» на кормовых углах. Проблему частично решали беспрецедентно большие углы обстрела башен главного калибра — от 300° до 312°.
  12. mav1971 13 октября 2016 19:11
    А мне АПЛ Рюби - казались фантастикой.
    Маленькие, на 2,5Ктонн.
    Уже в конце 70-х было реализовано полное электродвижение.
    Очень тихие.
    А когда узнал, что лодки спроектированы так. чтобы на 25 лет с гарантированным КОН в 0.7 - очень понравилась реализация.
  13. антивирус 13 октября 2016 19:20
    Не плавал, не ходил ; похоже на книгу рекордов гиннеса
  14. fzr1000 13 октября 2016 19:30
    Спасибо, интересный материал.
  15. Андрей из Челябинска 13 октября 2016 19:44
    Ну что же, как минимум в одном автор прав. Французская школа действительно:
    По-своему интересная и самобытная школа, занимающая одно из ведущих мест в мире.

    Это, безусловно, так.
  16. Сергей С. 13 октября 2016 20:34
    Удивлен.
    Такое впечатление, что автор и сам не верит в то, что написал.

    Рассматриваю эту публикацию в качетве "оживляшки".
    После последних изменений на форуме стало скучнее, прежде всего по непонятной причине самоторможения моего очень приличного компа...
    То тема не откроется, то материал не скопируется, то в режим коммегнтирования не войти....

    А тут не не удержался и все преодолел....

    Французское кораблестроение интересное. С этим полностью согласен.
    Но редко когда оно выдавало вершины кораблестроительных успехов.

    "Лом" не был сильнейшим крейсером....
    «Террибль» имел достаточно слабое оружие самообороны, и будь он кораблем советской постройки, сечас мы обсуждали бы бессмысленость постройки подобных рекордсменов....
    «Ришелье» - в определенной степени ослабленная копия "Нельсона" - уж никак не сольнейший и не самый совершенный линкор времени...
    «Лафайет» следует признать вполне современным кораблем с ходом 25 узлов.... Да строился этот проект, в основнгом, на экспорт в такие морские державы, как Сингапур, Тайвань и, особенно, Саудовская Аоравия...
    Остальные великие успехи французского кораблестроения комментировать нет никаких оснований. Время этому еще не пришло....

    Однако, не могу пройти мимо цитаты: "
    Не будет преувеличением сказать, что французская военно-морская мысль идет впереди планеты всей. А её достижениями пользуется весь мир: от броненосца «Цесаревич» и орудийный систем Гюстава Канэ до современнейших фрегатов типа «Аль-Рияд» (La Fayette, ВМС Сауд. Аравии)
    ".

    Наши беды в русско-японскую в значительной степени объясняются "верой" в боевые качества "Цесаревича".
    А по мне "Ретвизан" был много полезнее.
    Шестидюймовки Канэ вообще полный мрак.... при стрельбе на дальностях более 3 -4 км массово выходили из строя....

    Последний аргумент - заказ саудитов - это единственно неоспоримое доказательство.
    1. SWEET_SIXTEEN 13 октября 2016 23:02
      Цитата: Сергей С.
      Лом" не был сильнейшим крейсером....

      Еще как был

      Даже крупные первоклассные бронепалубные крейсера Великобритании — вроде 9000-тонных типа «Блейк» и 8000-тонных типа «Эдгар» — уступали по боевым качествам «Дюпюи-де-Лому», так как их надводный борт мог быть расстрелян скорострельными французскими орудиями на любой дистанции, что привело бы к резкому падению скорости британских кораблей и уменьшению их боеспособности ввиду слабой защищенности скорострельной артиллерии.
      Цитата: Сергей С.
      «Террибль» имел достаточно слабое оружие самообороны

      К сожалению, Сергей С. не уточнил, что он имел в виду

      У лидеров, как и у эсминцев , всегда был один универсальный калибр
      и мелкокалиберные зенитки - все, как у всех
      Цитата: Сергей С.
      «Ришелье» - в определенной степени ослабленная копия "Нельсона"

      Учитывая два ваших предыдущих глубокомысленных "вывода", что спорить с вами уже не имеет смысла
      Цитата: Сергей С.
      объясняются "верой" в боевые качества "Цесаревича"

      Создали бы свой собственный отечественный проект, еще лучше
      делов-то
    2. Alexey RA 14 октября 2016 00:19
      Цитата: Сергей С.
      Шестидюймовки Канэ вообще полный мрак.... при стрельбе на дальностях более 3 -4 км массово выходили из строя....

      Что заказали - то и получили. На доРЯВ дистанциях корабельные "канэ" работали нормально. А когда начали стрелять на сверхдальние (по меркам 1901 г.) дистанции - то тут и сами установки "играть" начали, и механизмы ВН начали выходить из строя.
      Береговая артиллерия сразу прописала в ТЗ 30 градусов УВН - и у неё те же самые орудия "канэ" работали нормально.

      Если пилить бензопилой рельс - то не стоит удивляться, что бензопила выйдет из строя. smile

      Кстати, проблемы при стрельбе на большие дистанции были не только у "канэ".
      На «Пересвете» башенные установки также оказались в состоянии, близком к критическому. Сильнейшие сотрясения корпуса при углах возвышения 25-30° заставляли бояться за прочность конструкций, а действие то и дело отказывавшейся из-за этих сотрясений электрической подачи удавалось восстанавливать лишь благодаря отличной квалификации и самоотверженной работе гальванёров, быстро устранявших происходившие множественные неполадки. Так приходилось расплачиваться за тот «щадящий» режим, в котором было принято испытывать корпус и установки стрельбой после постройки корабля. Исходя из опыта этой стрельбы командир «Пересвета» В.А.Бойсман полагал, что из-за риска поломок стрелять на расстояния больше 90 кб броненосец не должен.
      Неплохо, а? УВН есть - а стрелять на них нельзя.
  17. помидоркин 13 октября 2016 21:20
    О,французы денюжек завезли?Эх Олег,Олег...
    1. Magua-001 13 октября 2016 22:33
      "хотя, в отличие от последнего, все же способен передвигаться самостоятельно" - АДминистрация тоже сморит вообше что публикует?
  18. Ретвизан 13 октября 2016 22:46
    Не удивлен, что под статьей стоит Олег Капцов, но удивлен что при описываемой школе отсутвуют пару экспонатов
    «Лавэ», «Тоннант» и «Девастасьон»
    потом

    первая в мире серия французских батарейных броненосцев. Построены в 1858-1861 году. Состояла из трех броненосцев: La Gloire, Invincible и Normandie.
    ну и

    а вообще французы самобытны. Может не лучшие но они всегда хотели быть ими на суше и на море. И были и не отставали, и отставая догоняли.
    1. DrVintorez 14 октября 2016 13:49
      Сюркуф подводную лодку забыли, кстати.
  19. aleksklo 14 октября 2016 00:21
    Хороший материал. Узнал много нового. Автору спасибо.
  20. Сергей С. 14 октября 2016 01:46
    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    Даже крупные первоклассные бронепалубные крейсера Великобритании — вроде 9000-тонных типа «Блейк» и 8000-тонных типа «Эдгар» — уступали по боевым качествам «Дюпюи-де-Лому»

    Вы правильно определили альтернативу.
    Но... ваши рассуждения очень похожи на настольную игру в солдатики.
    Скорострельность.... Если бы это качество определяло исход боя!
    А точность стрельбы, имеется ввиду устойчивость корабля, как артиллерийской платформы?
    А дальность прицельной стрельбы?

    Эльсвикские крейсера опровергают Ваши заявления.
    А еще итоги действий японцев против китайцев - практически совремнники "Лома".
  21. Сергей С. 14 октября 2016 01:49
    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    К сожалению, Сергей С. не уточнил, что он имел в видуУ лидеров, как и у эсминцев , всегда был один универсальный калибри мелкокалиберные зенитки - все, как у всех

    Предполагал, что это очевидно - явная слабость противолодочного и противовоздушного вооружения француза.
    1. SWEET_SIXTEEN 14 октября 2016 10:46
      Цитата: Сергей С.
      явная слабость противолодочного и противовоздушного вооружения француза.

      По сравнению с чем?

      Кто из ровесников был вооружен лучше?
  22. Сергей С. 14 октября 2016 01:56
    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    Создали бы свой собственный отечественный проект, еще лучшеделов-то

    Проекты и даже вполне удачные корабли были.
    К примеру "Князь Потемкин Таврический",
    названный ранее "Ретвизан".

    "Цесаревич" был бы значительно лучше сбалансирован, если бы башни на третьем этаже заменили на казематы.
  23. Сергей С. 14 октября 2016 01:58
    Цитата: Alexey RA
    Что заказали - то и получили. На доРЯВ дистанциях корабельные "канэ" работали нормально. А когда начали стрелять на сверхдальние (по меркам 1901 г.) дистанции - то тут и сами установки "играть" начали, и механизмы ВН начали выходить из строя. Береговая артиллерия сразу прописала в ТЗ 30 градусов УВН - и у неё те же самые орудия "канэ" работали нормально.

    Сгласен на все 100%.
    Но, согласитесь, с такими слабыми механизмами корабельные пушки никак невозможно причислять к вершинам технического прогресса.
  24. jonht 14 октября 2016 08:26
    И как всегда Капцов.... Как только речь зашла о сплошном бронировании вопрос об авторстве отпал.....
    Много хвалебных эпитетов и не каких ТТХ.... и с чем сравнивали? А эксперты откуда и сколько их собралось и где для обсуждения?
    1. DrVintorez 14 октября 2016 13:50
      это просто статья в стиле популистики. никакого сравнения здесь нет и не надо его искать.
  25. yehat 15 октября 2016 12:41
    жаль, в статье нет пл Сюркуф. Вот уж необычная машина.
    еще Эльзасы в свое время заставили менять судостроительные планы много стран.
  26. Fast_mutant 16 октября 2016 14:18
    Цитата: Инжeнeр
    «Ришелье» - самый совершенный тип линейного корабля в истории.

    Мало кто с вами согласится в этом.


    Олег Капцов = "броня рулит" (при всем уважении к автору, причем всегда с унтересом читаю его статьи). А у этого линкора и габариты компактные и броня при этом прилична! )) Без обид!
  27. Zweihander 18 октября 2016 11:09
    "Этой истории минуло уже триста лет. Как французский фрегат «Серпан» («Змея») с грузом пороха для гарнизона Бреста был перехвачен голландским военным кораблём?" довольно странная словесная конструкция. Лучше наверное убрать слово "как" и вопросительный знак. Есть еще опечатка в слове "гномья" (гономья).
  28. Jack-B 30 ноября 2016 11:40
    По водоизмещению он в 1,5 раза уступает российскому «Кузнецову» (хотя, в отличие от последнего, все же способен передвигаться самостоятельно и имеет целых две паровые катапульты).

    Во первых учитывая всю историю службы "де Голя", утверждение более чем сомнительное. На портале уже писали о том что он большую часть службы провёл в доках (https://topwar.ru/27803-sharl-de-goll-korabl-kat
    astrofa.html)
    Во вторых статья вроде бы как о французском кораблестроении, при чем тут "Кузнецов"?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня