«Анатомическая броня» (часть 2)

В первой части материала про «анатомические кирасы» был сделан вывод о том, что они появились вследствие античной моды на мужские торсы и нагую натуру, тогда как в христианскую эпоху каноны веры не позволяли делать намеки на то, что у рыцаря находится «под низом». Хотя в эпоху Возрождения некие попытки (но на парадных доспехах) сделаны были.

«Анатомическая броня» (часть 2)

Древние анатомические кирасы имели огромные проймы, обеспечивающие полную свободу для рук, что, безусловно, было важно для пехотинцев-гоплитов, сражающихся копьем, коротким мечом и щитом.


Но и утилитарностью в доспешном деле не пахло! Казалось бы, уж чего легче – выковать плоскую стальную плиту и приделать к ней плоские бока с проймами для рук и округлую талию и все – вот тебе кираса на все случаи жизни. За счет ее наклона от талии к шее наконечники копий с нее бы соскальзывали вверх, к нашейнику в форме острого угла и отклонялись бы им в стороны. Другой вариант – острое прямое ребро посредине кирасы, подобное носу корабля. Тогда наконечник отклонялся бы влево-вправо, а под кирасой имелось бы место для утеплителя-умягчителя, а то и добавочной брони! Но тоже нет. Причем, если у Лилианы и Фреда Функенов в их «Энциклопедии вооружения и военного костюма» все-таки изображена похожая плоская кираса, то с ярко выраженным ребром кирасы отсутствуют.


Доспехи сэра Джеймса Скудамора с ребром в нижней части кирасы. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Они либо глобулярные, либо с ребром, да, но выраженным не слишком впечатляюще. А ведь главная задача доспеха — это спасти жизнь своему хозяину, и в этом деле вроде бы уж все средства хороши! Интересен и еще один вариант доспеха – доспех из металлических полос. Ведь именно таким был древнейший металлический доспех из Дендры, а затем римские лорики.


Доспех из Дендры. Археологический музей Нафплиона. Оригинал.


Доспех из Дендры. Археологический музей Нафплиона. Реконструкция.

Но… было и прошло, памяти в Европе по себе практически не оставив, разве что в виде польских доспехов у «крылатых гусар». А так повсюду мы имеем кирасы формы, приближающейся к анатомической (т.е. удобные для ношения), и в тоже время «облагороженной» рукой мастера, а не примитивно «нагой».


Кираса, спинная часть, примерно 1505 – 1510 гг. Вероятно работы Франческо Негроли (ум. В декабре 1519 г.). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Так ведь даже и поверх таких кирас со временем стало модно носить одежды их ткани, так что в данном случае именно гражданская мода и, конечно, религиозные эстетические взгляды европейцев диктовали им их дизайн защитного вооружения.


Готические доспехи 1470 года. Баварский национальный музей, Мюнхен. Сами доспехи изготовлены в Нюрнберге, о чем говорит клеймо справа внизу.

Стоит, однако, рассмотреть генезис европейской кирасы в целом и плавно перейти от нее к азиатским образцам, на чем мы и завершим изучение кирас «анатомической формы». Начнем с того, что обращение к дошедшим до нас эффигиям однозначно доказывает – уже в 1410 году кирасы были и их носили, причем без какого-либо прикрытия тканью. В 1430 году сначала на закрылках налокотников и наколенников начинают появляться первые желобки (каннелюры), одновременно их и облегчавшие, и упрочнявшие.


Готические доспехи 1470 гг. (конский доспех ок. 1480 – 1490). Германский исторический музей, Берлин.

В 1450 году с определенной долей условности, разумеется, «белый» латный доспех приобрел свою классическую форму, но ни о какой «мускулинности» в очертаниях кирасы речи не шло. Считается, что это было время максимального совершенства таких доспехов.


Готические доспехи 1475 – 1485 гг. Коллекция Уоллеса, Лондон. Как видите, доспехи достаточно просты и очень функциональны. Ничего лишнего.

Около 1475 года каннелюрами начинают покрывать всю поверхность доспеха, причем особенно в Германии. Доспехи этого периода, как изготовленные в Германии, так и в Италии, как раз и получают название «готических». Башмаки (сабатоны) пока еще имеют острые носы.

Около 1500 года начинается очередной этап их совершенствования: на доспехах появляются частые бороздки, которые делали уже резцом, а не ковкой. При этом поножи остаются гладкими, а «перчатки» заменяются латными рукавицами и отдельным пальцем.


Доспехи из Нюрнберга 1470 -1480 гг. Германский национальный музей.


Германские доспехи 1515 – 1520 гг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Заостренная обувь, как видите, исчезает и заменяется на «башмаки» типа «медвежья лапа». На руках рукавицы. Желобки покрывают практически все детали доспехов.

В это же время появляются и так называемые «костюмные доспехи», отдельные детали которых представляют собой элементы тогдашней модной одежды, вот только выполнены они из металла. В 1520 году появляются максимилимановские доспехи, прозванные «невесомыми» из-за того, что весили они всего 18,790 кг.


Поздний готический доспех, относящийся к латам «костюмного типа» из Исторического музея в Вене. Хорошо видны «рукава» и имитация модных тогда разрезов на латах выше колен. «Юбка» использовалась для пеших поединков, но в этом случае к ней пристегивались дополнительные детали спереди и сзади. Ну, а для верховой езды, соответственно, они отстегивались, что позволяло рыцарю взгромоздиться в седло.


Доспех императора Фердинанда I (1503 – 1564), Германия, середина XVI в. Костюмные доспехи испанского типа. Бургонет с забралом из ребер, но старинные рондели, гравировка во всю грудь и… просто совершенно неприличного вида гульфик.

Тогда же, а именно в 1512 году появились и первые полудоспехи с соответствующими поножами. Вместо «юбки» на них были разрезные набедренники, а поножи не доходили до верхней части бедра, так как сверху на них спускались набедренники. В 1530 году появляются кирасы типа «птичья грудь» (или «гусиная грудь») с выступом в районе солнечного сплетения, при этом в Италии уже с 1520 года наблюдается отказ от рифленых доспехов.


Вот она, кираса с таким выступом на итальянском половинном пехотном доспехе 1571 года. Как видите, такая форма продержалась достаточно долго. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

В 1540 году рифленые латы исчезают в Германии. Затем в 1540 году нижняя часть кирасы вытягивается в «стручок». Появляются кирасы с прикрепленными к ним набедренниками до колен. В 1570 году «стручок» удлиняется и распухает в так называемое «гусиное брюхо». Спустя десять лет в моду входят набедренники округлые на бедрах, надевавшиеся на шарообразные короткие штаны. Набедренные щитки из пластинок доходят до колен. Наконец, в 1590 году исчезают вошедшие было в моду доспехи «под античность», отдельные образцы которых, как например, доспех короля Карла I 1546 года работы Филиппо Негроли (фотография приведена в предыдущем материале), имели «анатомическую кирасу».


Доспех с набедренниками до колен конца XVI в., принадлежавший семье Барберини. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Вид спереди.


Тот же доспех, вид сзади.

Наконец, в 1600 году в моду входят полукирасы только на грудь, закрепляющиеся на спине ремешками.


Полукираса гвардейца Папской гвардии, примерно с 1600 и вплоть до XVIII века. Окраска в синий цвет с золотой инкрустацией.

Ну, и наконец, наиболее распространенными доспехами начала XVII века стали так называемые доспехи в «три четверти», представлявшие собой кирасу и прикреплявшиеся к ней набедренники. Как, правило, так одевались кирасиры и пистольеры – наиболее тяжелые виды конницы этого периода. Такие доспехи могли весить до 40 кг, то есть были под стать полным рыцарским. Во всяком случае, именно столько весит итальянский кирасирский доспех начала XVI в. в Метрополитен-музее, в Нью-Йорке, причем к нему еще полагались дополнительные усиления и, в частности, нагрудник на кирасу!


Кирасирские доспехи «в три четверти» из Германии, ок. 1620 г. Музей Хиггинса в г. Вустер, штат Массачусетс, США.

Интересным элементом доспехов стали так называемые «осадные нагрудники», появившиеся также в конце XVI в. Вес такой «пластины» мог составлять 11 кг., причем устройство ее позволяло надеть поверх нее еще одну! Впрочем, и одной такой полукирасы было более чем достаточно.

(Продолжение следует)
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

22 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти