«Анатомическая броня» (часть 2)

22
В первой части материала про «анатомические кирасы» был сделан вывод о том, что они появились вследствие античной моды на мужские торсы и нагую натуру, тогда как в христианскую эпоху каноны веры не позволяли делать намеки на то, что у рыцаря находится «под низом». Хотя в эпоху Возрождения некие попытки (но на парадных доспехах) сделаны были.

«Анатомическая броня» (часть 2)

Древние анатомические кирасы имели огромные проймы, обеспечивающие полную свободу для рук, что, безусловно, было важно для пехотинцев-гоплитов, сражающихся копьем, коротким мечом и щитом.



Но и утилитарностью в доспешном деле не пахло! Казалось бы, уж чего легче – выковать плоскую стальную плиту и приделать к ней плоские бока с проймами для рук и округлую талию и все – вот тебе кираса на все случаи жизни. За счет ее наклона от талии к шее наконечники копий с нее бы соскальзывали вверх, к нашейнику в форме острого угла и отклонялись бы им в стороны. Другой вариант – острое прямое ребро посредине кирасы, подобное носу корабля. Тогда наконечник отклонялся бы влево-вправо, а под кирасой имелось бы место для утеплителя-умягчителя, а то и добавочной брони! Но тоже нет. Причем, если у Лилианы и Фреда Функенов в их «Энциклопедии вооружения и военного костюма» все-таки изображена похожая плоская кираса, то с ярко выраженным ребром кирасы отсутствуют.


Доспехи сэра Джеймса Скудамора с ребром в нижней части кирасы. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Они либо глобулярные, либо с ребром, да, но выраженным не слишком впечатляюще. А ведь главная задача доспеха — это спасти жизнь своему хозяину, и в этом деле вроде бы уж все средства хороши! Интересен и еще один вариант доспеха – доспех из металлических полос. Ведь именно таким был древнейший металлический доспех из Дендры, а затем римские лорики.


Доспех из Дендры. Археологический музей Нафплиона. Оригинал.


Доспех из Дендры. Археологический музей Нафплиона. Реконструкция.

Но… было и прошло, памяти в Европе по себе практически не оставив, разве что в виде польских доспехов у «крылатых гусар». А так повсюду мы имеем кирасы формы, приближающейся к анатомической (т.е. удобные для ношения), и в тоже время «облагороженной» рукой мастера, а не примитивно «нагой».


Кираса, спинная часть, примерно 1505 – 1510 гг. Вероятно работы Франческо Негроли (ум. В декабре 1519 г.). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Так ведь даже и поверх таких кирас со временем стало модно носить одежды их ткани, так что в данном случае именно гражданская мода и, конечно, религиозные эстетические взгляды европейцев диктовали им их дизайн защитного вооружения.


Готические доспехи 1470 года. Баварский национальный музей, Мюнхен. Сами доспехи изготовлены в Нюрнберге, о чем говорит клеймо справа внизу.

Стоит, однако, рассмотреть генезис европейской кирасы в целом и плавно перейти от нее к азиатским образцам, на чем мы и завершим изучение кирас «анатомической формы». Начнем с того, что обращение к дошедшим до нас эффигиям однозначно доказывает – уже в 1410 году кирасы были и их носили, причем без какого-либо прикрытия тканью. В 1430 году сначала на закрылках налокотников и наколенников начинают появляться первые желобки (каннелюры), одновременно их и облегчавшие, и упрочнявшие.


Готические доспехи 1470 гг. (конский доспех ок. 1480 – 1490). Германский исторический музей, Берлин.

В 1450 году с определенной долей условности, разумеется, «белый» латный доспех приобрел свою классическую форму, но ни о какой «мускулинности» в очертаниях кирасы речи не шло. Считается, что это было время максимального совершенства таких доспехов.


Готические доспехи 1475 – 1485 гг. Коллекция Уоллеса, Лондон. Как видите, доспехи достаточно просты и очень функциональны. Ничего лишнего.

Около 1475 года каннелюрами начинают покрывать всю поверхность доспеха, причем особенно в Германии. Доспехи этого периода, как изготовленные в Германии, так и в Италии, как раз и получают название «готических». Башмаки (сабатоны) пока еще имеют острые носы.

Около 1500 года начинается очередной этап их совершенствования: на доспехах появляются частые бороздки, которые делали уже резцом, а не ковкой. При этом поножи остаются гладкими, а «перчатки» заменяются латными рукавицами и отдельным пальцем.


Доспехи из Нюрнберга 1470 -1480 гг. Германский национальный музей.


Германские доспехи 1515 – 1520 гг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Заостренная обувь, как видите, исчезает и заменяется на «башмаки» типа «медвежья лапа». На руках рукавицы. Желобки покрывают практически все детали доспехов.

В это же время появляются и так называемые «костюмные доспехи», отдельные детали которых представляют собой элементы тогдашней модной одежды, вот только выполнены они из металла. В 1520 году появляются максимилимановские доспехи, прозванные «невесомыми» из-за того, что весили они всего 18,790 кг.


Поздний готический доспех, относящийся к латам «костюмного типа» из Исторического музея в Вене. Хорошо видны «рукава» и имитация модных тогда разрезов на латах выше колен. «Юбка» использовалась для пеших поединков, но в этом случае к ней пристегивались дополнительные детали спереди и сзади. Ну, а для верховой езды, соответственно, они отстегивались, что позволяло рыцарю взгромоздиться в седло.


Доспех императора Фердинанда I (1503 – 1564), Германия, середина XVI в. Костюмные доспехи испанского типа. Бургонет с забралом из ребер, но старинные рондели, гравировка во всю грудь и… просто совершенно неприличного вида гульфик.

Тогда же, а именно в 1512 году появились и первые полудоспехи с соответствующими поножами. Вместо «юбки» на них были разрезные набедренники, а поножи не доходили до верхней части бедра, так как сверху на них спускались набедренники. В 1530 году появляются кирасы типа «птичья грудь» (или «гусиная грудь») с выступом в районе солнечного сплетения, при этом в Италии уже с 1520 года наблюдается отказ от рифленых доспехов.


Вот она, кираса с таким выступом на итальянском половинном пехотном доспехе 1571 года. Как видите, такая форма продержалась достаточно долго. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

В 1540 году рифленые латы исчезают в Германии. Затем в 1540 году нижняя часть кирасы вытягивается в «стручок». Появляются кирасы с прикрепленными к ним набедренниками до колен. В 1570 году «стручок» удлиняется и распухает в так называемое «гусиное брюхо». Спустя десять лет в моду входят набедренники округлые на бедрах, надевавшиеся на шарообразные короткие штаны. Набедренные щитки из пластинок доходят до колен. Наконец, в 1590 году исчезают вошедшие было в моду доспехи «под античность», отдельные образцы которых, как например, доспех короля Карла I 1546 года работы Филиппо Негроли (фотография приведена в предыдущем материале), имели «анатомическую кирасу».


Доспех с набедренниками до колен конца XVI в., принадлежавший семье Барберини. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Вид спереди.


Тот же доспех, вид сзади.

Наконец, в 1600 году в моду входят полукирасы только на грудь, закрепляющиеся на спине ремешками.


Полукираса гвардейца Папской гвардии, примерно с 1600 и вплоть до XVIII века. Окраска в синий цвет с золотой инкрустацией.

Ну, и наконец, наиболее распространенными доспехами начала XVII века стали так называемые доспехи в «три четверти», представлявшие собой кирасу и прикреплявшиеся к ней набедренники. Как, правило, так одевались кирасиры и пистольеры – наиболее тяжелые виды конницы этого периода. Такие доспехи могли весить до 40 кг, то есть были под стать полным рыцарским. Во всяком случае, именно столько весит итальянский кирасирский доспех начала XVI в. в Метрополитен-музее, в Нью-Йорке, причем к нему еще полагались дополнительные усиления и, в частности, нагрудник на кирасу!


Кирасирские доспехи «в три четверти» из Германии, ок. 1620 г. Музей Хиггинса в г. Вустер, штат Массачусетс, США.

Интересным элементом доспехов стали так называемые «осадные нагрудники», появившиеся также в конце XVI в. Вес такой «пластины» мог составлять 11 кг., причем устройство ее позволяло надеть поверх нее еще одну! Впрочем, и одной такой полукирасы было более чем достаточно.

(Продолжение следует)
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    18 октября 2016 07:50
    Спасибо. Интересно.
    Личный вопрос. Вячеслав, Вы кроме своих статей, чужие статьи комментируете? Как-то не заметно. Было бы интересно знать Ваше мнение по историческим и военно-техническим темам. К примеру сегодняшняя статья о ИванеIV. Или у Вас мало времени.
    1. +4
      18 октября 2016 08:14
      Конечно, комментирую,хотя времени и вправду мало. Например, сейчас на работе мы переходим на новый стандарт 3+, а это значит надо менять все рабочие программы. А самая малообъемная 30 стр. И это ПРОГРАММА обучения которая должна быть и строго научной и соответствовать множеству требований. Только что написал методическое пособие магистрам (не бакалаврам) и теперь пишу им же учебник по технологиям управления общественным мнением. Статьи на ВО это своего рода "отдушина". Ну и потом я считаю, что плох тот специалист, который не популяризирует свою науку. Свое мнение по статье про Ивана я высказал в комментарии к ней же. Вам здесь могу написать, что я вообще не приемлю того апломба с которым автор этих "статей" изрекает свои замшелые истины. Чтобы с такой безапелляционностью их изрекать, надо иметь за спиной кучу публикаций, причем в серьезных научных изданиях, иметь международный индекс цитирования, то есть авторитет не среди "токарей-пекарей", а в научной среде. Я что-то не встречал его статей ни в "Вопросах истории", ни в других серьезных изданиях. Поэтому мне лично такие материалы не интересны. Для меня это вообще не история. И обратите внимание, я своего мнения в своих материалах не навязываю, хотя и высказываю. Здесь мнение навязывается, да еще и с уничижением противников этого мнения, в форме "истины в последней инстанции", а это лично для меня неприемлемо.
      1. +1
        18 октября 2016 21:28
        Сочувствую, жена так же работает в образовательной сфере, количество бумажек, обязательных к написанию, - немыслимо!!!
    2. +1
      18 октября 2016 08:55
      Извиняюсь, беру свои слова обратно. feel
      1. +1
        18 октября 2016 09:02
        Да за что? Просто я не специалист по многим темам и молчу. А по каким-то смысла не вижу. По этому их мало.
  2. +5
    18 октября 2016 10:16
    1. Не совсем правильно оценивать эволюцию доспеха в отрыве от изменения тактики на поле боя. Да, мода очень влияла на внешний вид доспеха. Но конструкционную эволюцию задавала в первую очередь война.

    2. Канелюры (рифление) на готике не облегчают доспех сами по себе. Они просто очень существенно упрочняют доспех. Его сопротивление деформации. А это уже, в свою очередь, позволяет уменьшать толщину металла для снижения общего веса доспеха. В максимиллиановском типе доспеха данный принцип доведен до максимума. При этом, дополнительная стойкость к удару сообщается большим внутренним поддоспешным объемом за счет большей "пузатости" корпуса и боковых частей шлемов. Когда мало пробить металл, надо еще и проникнуть достаточно глубоко, преодолевая сопротивление очень жестких (из-за рифления и закалки) краев отверстия, чтобы добраться до тела.

    3. Защита голени не делалась рифленой (даже в максимиллиановском типе доспеха) за отсутствием необходимости. Вероятность сверхмощного удара ниже колена, т.е. в голень мала. Чего не скажешь о бедрах и выше.

    4. Все поздние доспехи изготавливались с учетом пулестойкости. Именно поэтому доспех в 3/4 или полудоспех мог весить 30-40 кг. Что для более раннего доспеха эпохи копейного тарана было типично только в турнирном исполнении. В бой же ходили с "нормальным весом" до 30 кг. Причем, это для полного бронирования от ступней до макушки. Типичный же вес полного доспеха времени самого расцвета - 1470-1520 гг. - 18-24 кг. Это достигалось: оптимальной формой для рикошета оружия, рифлением и закалкой доспеха. Поздний доспех не закаливался, чтобы от пуль и картечи закаленная сталь не лопалась вторичными осколками.
    1. 0
      18 октября 2016 10:28
      Это Вы хорошо написали!
      1. +2
        18 октября 2016 11:08
        Кстати, очень-сильно-древнегреческий доспех из Дендры, насколько известно, является доспехом колесничего. У него конструкционные проблемы с подвижностью плечевого пояса - крупные монолитные (нескладывающиеся) плечевые пластины при очень широкой жесткой горловине. Из-за этого даже просто вытянуть руку горизонтально вперед невозможно.
        1. 0
          18 октября 2016 15:11
          Есть фото, где в этом доспехе - точной копии, человек дерется на копьях с противником. Так что, наверное, это как-то решалось. В Греции есть общество реконструкторов, они их точно сделали и опробовали и так и сяк.
          1. 0
            18 октября 2016 23:31
            Драться вообще в нем возможно. Но подвижность плечевого пояса страдает чрезмерно. Я бы даже сказал что фатально.
  3. 0
    18 октября 2016 11:18
    всегда удивляло состояние железа , как будто только что из под рук мастера...странно.
    1. +1
      18 октября 2016 11:27
      Так не в хлеву хранилось. Регулярное обслуживание: вытирание грязи после носки, протирка маслом и т.д. не дают шанса появиться ржавчине. А значит нет необходимости абразивной затирки - считай стачивания металла/позолоты/гравировок. Тем более что большая часть таких доспехов - совсем не рядового состава бойцов. А значит есть и время, и деньги, и люди для очень качественного обслуживания.
      1. 0
        18 октября 2016 11:39
        вот именно это и напрягает, ржа вылезает через полчаса после контакта с водой, а на таких доспехах её нет нигде, такое впечатление что они на улице вообще не носились.
        1. 0
          18 октября 2016 12:44
          У полированного и натертого воском не через полчаса...
          1. 0
            18 октября 2016 20:44
            У меня есть непальский кукри, оттуда, кованый вручную. Так я особенно за ним и ухаживаю, но не ржавеет.
          2. +1
            19 октября 2016 10:21
            Монеты, находящиеся в обороте, тоже неплохо полируются. Плюс еще материал почти нержавеющий, думаю, доспешному материалу до них далеко. Тем не менее, достаточно в жару пару раз хорошо пропотеть, чтобы монеты в кармане потеряли товарный вид. На этом основании появляется подозрение, что доспехам как минимум в подмышечных областях ни воск, ни полировка не помогут. Разве что кожей как-то изолировать. В таком обвесе даже на морозе взмокнешь.
        2. 0
          20 октября 2016 07:16
          Современные реконструкторы делают доспехи тоже не из нержавейки, да сталь получше, но обычно что-то вроде "сталь 30" ее проще в ручную ковать. А сборы бывают и отвратительнейшую погоду. Так вот я вам скажу даже кольчуги не ржавеют пока их носят. Ржа появляется чаще в местах где вода не имеет возможности свободно скатываться и нет трения, то есть в районе контакта с мокрой, неподвижной тряпкой. ну и большинство музейных экспонатов одевались один-два раза, а могли и не надеваться. Просто банально пока делался доспех в Милане вельможная особа во Франции отъедалась и уже не лезла в доспех, а могла и просто скончаться. Какие-то безусловно переделывались, но часть оставалась в арсеналах.
          1. 0
            24 октября 2016 11:54
            Натирание воском очень даже хорошо помогает сильно замедлить ржавление для последующего обслуживания перед хранением. Ну а без обслуживания и покрытие маслом не спасет. Если забросить доспех в влажное помещение на 200-300 лет и забыть о нем.
  4. +1
    18 октября 2016 18:10
    Вячеслав , порадовали. благодарю..
    1. 0
      18 октября 2016 20:42
      А Вы меня, что нашли бредятину в материале про Ивана Грозного. Вот бы он удивился, узнав, царем какого образования его считают потомки. Хорошо, хоть не все!
  5. 0
    19 октября 2016 13:49
    Поражает мастерство, с которым изготовлены доспехи. А учитывая века, прошедшие с их создания, понимаешь, что не так просты были наши предки.
  6. 0
    20 октября 2016 07:28
    Вячеслав, а последний доспех точно немецкий? Подобное сочетание восточного шышака и европейской 3/4 скорее характерно для Польши. При том, что латунные наконечники плечевых ремней скорее восточного стиля.