Новости зенитных ракетных комплексов семейства «Тор»

Реализуемая в настоящее время Госпрограмма вооружений подразумевает производство и поставку большого числа различных образцов современных вооружений. Особое внимание в этой программе уделяется средствам противовоздушной обороны, в том числе зенитным ракетным комплексам семейства «Тор». В течение нескольких последних недель появился ряд сообщений, рассказывающих о текущих работах и перспективах этих систем.

Наиболее интересные заявления о перевооружении армии в целом и обновлении противовоздушной обороны в частности прозвучали в последний день сентября. В преддверии Дня сухопутных войск главком этого вида вооруженных сил генерал-полковник Олег Салюков раскрыл некоторую информацию о текущих работах и планах на ближайшее будущее. Вместе с другими темами военачальник затронул перевооружение ПВО с использованием военной техники новейших моделей. По словам генерала, в 2016 году сухопутные войска должны будут получить свыше 2 тыс. образцов современных вооружений и техники, в том числе 800 единиц ракетно-артиллерийских систем. Помимо поставок готовой техники ведется разработка перспективных образцов, которые поступят в серию в будущем.

Новости зенитных ракетных комплексов семейства «Тор»
ЗРК семейства "Тор" в ходе стрельб. Фото Defence.ru



Одной из главных новинок Гособоронзаказа на текущий год стал новейший зенитный ракетный комплекс «Тор-М2». В 2016 году подразделения ПВО сухопутных войск получили первые серийные машины этого типа. Генерал-полковник Салюков особо отметил, что на данный момент этот ЗРК является единственной в мире системой своего класса, способной вести разведку воздушных целей и использовать ракетное оружие в движении.

Согласно имеющимся данным, комплекс «Тор-М2», являясь дальнейшим развитием предыдущих систем своего семейства, отличается от них составом оборудования и некоторыми другими особенностями конструкции. Одним из главных нововведений проекта стало повышение производительности радиоэлектронных систем, благодаря которому боевая машина получает новые возможности. В отличие от предшественников, ЗРК «Тор-М2» может атаковать цели без остановки для проведения запуска ракет. Предполагается, что такая возможность позволит с большей эффективностью осуществлять противовоздушную оборону войсковых соединений на марше. Также за счет использованных доработок повышены некоторые другие характеристики.

По официальным данным, производство новейших зенитных комплексов ведется Ижевским электромеханическим заводом «Купол». Это предприятие производит часть комплектующих самостоятельно и принимает необходимые изделия от других производителей, в дальнейшем выполняя сборку боевых машин в требуемой заказчиком комплектации. Кроме того, в настоящее время специалистами завода выполняется разработка новых проектов модернизации существующей техники. В конце сентября руководство «Купола» рассказало о планах по созданию новых модификаций «Тора».

Генеральный директор ИЭМЗ «Купол» Фанил Зиятдинов в конце сентября сообщил прессе о путях дальнейшего развития существующих зенитных систем. По словам руководителя предприятия, в настоящее время проводится работа по подготовке необходимых контрактов. По ее результатам появятся соглашения о проведении опытно-конструкторских работ по проекту зенитного комплекса для кораблей военно-морского флота. Провести ОКР планируется в 2017-18 годах. Соответственно, серийное производство и поставки перспективных комплексов могут стартовать после 2018 года. Результатом планируемого к разработке проекта станет новый комплекс семейства «Тор», предназначенный для установки на корабли и катера флота. По словам Ф. Зиятдинова, корабельный «Тор» сможет заменить более старые комплексы «Кинжал» и «Кортик», используемые в настоящее время.

В ближайшее время должны начаться испытания, целью которых будет проверка работы систем зенитного комплекса в специфических условиях, свойственных эксплуатации на море. Предполагается определить особенности работы «Тора» на скоростях до 45 км/ч и при качке. Собранные в ходе таких испытаний данные будут использоваться при дальнейших работах по адаптации комплекса к установке на боевые корабли.

Ранее пресс-служба концерна ВКО «Алмаз-Антей», в состав которого входит ИЭМЗ «Купол», уже сообщала о возможных результатах разработки перспективной корабельной модификации комплекса «Тор». Тогда отмечалось, что новая система ПВО может быть создана в кратчайшие сроки и при минимальных затратах. Этому должно поспособствовать максимально широкое использование готовых идей и решений, а также узлов и агрегатов, боеприпасов и т.д. Примечательно, что в начале лета, как и в конце сентября, в качестве сроков возможного начала поставок серийных комплексов назывались 2018-19 годы. Это может говорить о том, что за прошедшее время у разработчиков проекта не было повода для пересмотра и корректировки графика работ.

Еще один перспективный проект, упоминавшийся официальными лицами в последнее время, предназначен для обеспечения противовоздушной обороны объектов вооруженных сил, размещенных в Арктике. В конце сентября главком сухопутных войск О. Салюков рассказал о проведении разработки полностью автономной версии зенитного комплекса под названием «Тор-М2ДТ». Главной целью этого проекта является создание модификации базового ЗРК, пригодной для эксплуатации в сложных условиях Крайнего Севера. В связи с этим к комплексу предъявляются особые требования в части повышенной проходимости на пересеченной местности и сложных ландшафтах, а также возможности работы при экстремально низких температурах.

Первые сведения о проекте «Тор-М2ДТ» появились в начале августа. Тогда Ижевский электромеханический завод «Купол» опубликовал информацию о будущей совместной работе с предприятием «Витязь» (г. Ишимбай). В соответствии с опубликованными данными, ИЭМЗ «Купол» и завод «Витязь» совместными усилиями должны создать новую модификацию комплекса «Тор-М2», отличающуюся от предшественников иным шасси. В качестве основы для «арктического» ЗРК было выбрано двухзвенное гусеничное шасси, выпускаемое предприятием «Витязь».

Новости зенитных ракетных комплексов семейства «Тор»
Двухзвенный транспортер ДТ-30. Фото Wikimedia Commons


Зенитный ракетный комплекс 9К331МДТ «Тор-М2ДТ» предлагается строить на базе гусеничного транспортера ДТ-30ПМ. На таких шасси будут собираться боевая машина 9А331МДТ или ДТ-30ПМ-Т1, несущая пусковую установку, набор радиоэлектронного оборудования и обитаемый отсек, а также машина технического обеспечения 9В887М2ДТ или ДТ-30ПМ-Т2. Оба звена последней будут оснащаться аппаратурой, необходимой для обслуживания боевых машин и ракет. В качестве срока завершения работ указывалось 30 октября 2016 года. Вскоре после этого планируется начать испытания, которые должны закончиться к началу лета следующего года. Цена контракта между «Куполом» и «Витязем» определялась в 122 486 749 рублей 40 копеек.

Уже определены некоторые планы по дальнейшему развитию зенитных систем «Тор». Так, гендиректор ИЭМЗ «Купол» в конце сентября отметил, что в следующих поколениях комплексов на базе существующих систем будет закладываться возможность борьбы с гиперзвуковыми целями. Ф. Зиятдинов заметил, что гиперзвуковые ударные средства пока находятся лишь на стадии разработки, а реальные образцы, пригодные к практическому применению, пока отсутствуют. Тем не менее, планируется принять соответствующие меры. Благодаря этому к моменту появления гиперзвуковых ударных систем могут появиться новые средства борьбы с ними.

Последние сообщения о текущем и планируемом развитии зенитных ракетных комплексов семейства «Тор» показывают, что подобные системы представляют большой интерес для заказчика в лице российских вооруженных сил, и поэтому должны постоянно обновляться и улучшаться. К настоящему времени было создано и поставлено в серию несколько сухопутных модификаций комплекса, предназначенных для использования армией. В ближайшем будущем список модификаций «Тора» должен пополниться двумя новыми комплексами. На основе существующих узлов и агрегатов предлагается создать две новые системы, предназначенные для использования в специфических условиях.

Уже начато создание новой сухопутной версии комплекса на базе двухзвенного гусеничного транспортера, которой в будущем придется служить в Арктике и обеспечивать противовоздушную оборону различных военных объектов. Второй новейший проект, разработка которого должна будет начаться немного позже, предназначается для перевооружения боевых кораблей и катеров, имеющееся вооружение которых уже не в полной мере соответствует современным требованиям. Одновременно с этим уже развернуто серийное производство ЗРК «Тор-М2», являющегося самой новой и совершенной машиной своего семейства. Техника этой модели с этого года поставляется в войска и становится одним из средств обновления парка зенитных комплексов.

ЗРК семейства «Тор» хорошо зарекомендовали себя, что позволяет продолжать их развитие. Уже определены планы на ближайшее время, а кроме того, постепенно формируются требования к комплексам будущего поколения. Все это позволяет предполагать, что зенитные системы ближнего действия линейки «Тор» будут оставаться на вооружении в течение длительного времени. При этом в течение нескольких следующих лет следует ожидать развертывание новых специализированных версий этих комплексов, которые позволят усилить противовоздушную оборону арктических объектов и корабельных соединений.


По материалам сайтов:
https://ria.ru/
http://vz.ru/
http://arms-expo.ru/
http://utro.ru/
http://tvzvezda.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. просто экспл 14 октября 2016 11:01
    ракеты к Тору М2 допилили ? а то про испытания я читал , а про серийное производство нет .
    буду надеяться что проблем с этим нет , и что новыми Торами насытят войска по полной . это реальный щит ПВО СВ против ВТО .
    1. Inok10 14 октября 2016 14:48
      Цитата: просто экспл
      ракеты к Тору М2 допилили ? а то про испытания я читал , а про серийное производство нет .

      ... там как помниться не было проблем ... три прямых попадания на госах, стреляли по "Саману" (ЗУР "Оса") ... Карпенко в марте писал:
      На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2013 в Жуковском корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) впервые представило зенитную управляемую ракету (ЗУР) малой дальности под обозначением «РЗВ-МД» вместе с транспортно-пусковым контейнером (ТПК). Эта ЗУР создана в ГосМКБ “Вымпел” им. И.И. Торопова. В то же время, на самом ТПК было написано «9М338К». Масс ракеты с ТПК составляет 163 кг. Общая длина контейнера 2,94 метра, диаметр – 0,24 м. Максимальная дальность поражения пилотируемых целей данной ракетой составляет 16 км, при высоте цели до 10 км. ЗУР имеет систему наведения с командным телеуправлением и осколочно-фугасную боевую часть. Ракета обладает высокой скоростью полета до 1000 м/с. Как стало известно позже, Концерн ПВО «Алмаз-Антей» и корпорация «Тактическое ракетное вооружение» создали новейшую ракету «земля-воздух» 9М338 с повышенными характеристиками для комплекса ПВО сухопутных войск малой дальности «Тор-М2″. Ракета 9М338 разрабатывалась машиностроительным КБ «Вымпел», входящим в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение», при финансовом участии концерна ПВО «Алмаз-Антей». В 2008 году были успешно завершены предварительные комплексные испытания изделия 9М338., затем государственные. На Вятском машиностроительном предприятие «АВИТЕК» развернуто серийное производство этих ракет. ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 28.03.2016
      Источник: http://nevskii-bastion.ru/9m338k-maks-2013/ ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН» A.V.Karpenko
      ... ТТХ приятно греют ... на фото ... hi
      ... если так же как Тихомировцы со своим "Штилем-1" подойдут к созданию новой морской версии ... злая штуковина получиться ... у Тхомировцев можно позаимствовать практически готовую УВП ... hi
      1. Alex777 14 октября 2016 15:35
        Только этим летом 338-ю допилили.
        По определению Тор-М2 должен быть с 9М338.
        Поэтому до этого года были разные буквы и цифры (У, 1-2 и др), указывающие, что комплекс новый, а ракета - старая.
        Про испытания в 2013г - это реклама производителя.
      2. bk0010 16 октября 2016 00:47
        Не греют: у США дальность ПТУР с вертолета -16 км, с самолета - 28. Дальность надо увеличивать раза в 2-2.5, но тогда есть нехилый шанс, что Тор раздуется до размеров Бука.
        1. Redfox3k 20 октября 2016 15:17
          16/28 - в идеальнейших лабораторных условиях, днем в ясную солнечную погоду в пустыне без противодействия в ИК/УФ-спектрах. В реальных условиях делим 16/28 на 3, и то это максимум, а фактически носители ПТУР либо не долетят, ссыкотно, либо их приземлят теми же Торами.
          1. oktaj 20 октября 2016 16:59
            А дальность ТОР-а в 16 км рассчитывалась в каких условиях?
            1. Parsec 20 октября 2016 17:31
              Цитата: oktaj
              А дальность ТОР-а в 16 км рассчитывалась в каких условиях?


              Дальности поражения целей ЗРК рассчитываются на этапе проектирования, потом подтверждаются стрельбами во время заводских испытаний, государственных испытаний, войсковых испытаний, и ежегодно при проведении частями тактических учений с боевой стрельбой во всех условиях целевой, помеховой, погодной обстановки.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня