Медь и бронза Эрлитоу-Эрлиган (часть 6)
что не проворным достается успешный бег,
не храбрым победа, не мудрым – хлеб,
и не у разумных богатство… но время и случай для всех их».
(Екклесиаст 8:11)
Итак, сегодня мы знаем, что центров, где наши пращуры научились обрабатывать медь, сегодня обнаружилось не один, и не два, а несколько. Ну, прежде всего, это Чатал-Хююк и, возможно, еще несколько подобных ему «городов», расположенных от него неподалеку. Затем это район Великих Озер в США, пусть даже там все ограничилось обработкой самородной меди и в лучшем случае ее горячей ковкой. Далее мы можем предполагать, что знание о том, что медь можно обрабатывать, распространилось по всему Ближнему Востоку, попало на Кипр, затем оттуда на Крит и Кикладские острова, и далее на территорию континентальной Греции, на Мальту, в Италию и Испанию, а также в Египет, к шумерам и на Кавказ, а оттуда уже в причерноморские степи.
Древнекитайский бронзовый кинжал с инкрустацией династии Джоу.
А вот как насчет таких регионов, как древняя Индия или Китай? Там люди сами додумались до обработки меди, как до того додумались до обработки камня, или им эту технологии тоже принесли некие мигранты-переселенцы? Но ведь одно дело плыть по такому морю, как Средиземное, можно сказать – от острова к острову или даже вообще ввиду берега, и совсем другое, непонятно ради чего пересекать высокие горы и пустыни.
Первые люди в Китае
О том же Китае нам известно, что в свое время, а именно 600 – 400 тыс. лет назад, в период оледенения, там обитал синантроп или «пекинский человек» (отсюда и его название) – подвид рода человеческого, близкий к питекантропу, однако несколько более поздний и развитый. Считается, что синантропы знали огонь, умели изготавливать каменные орудия труда и были… каннибалами, охотившимися на себе подобных. Многие ученые считают их тупиковой ветвью в развитии человечества, однако как бы там ни было, а люди на территории Китая жили уже очень давно. Впрочем, в Центральной и Юго-Восточной части азиатского материка люди всегда жили «очень давно», о чем свидетельствуют археологические находки и в Средней Азии, и в Индии, и на территории все того же Китая. Во всяком случае, в эпоху неолита и наступившего за ним энеолита они в этих районах уже обитали, доказательством чего являются оставленные ими следы.
Например, на территориях современной Южной Туркмении и Ферганы археологи обнаружены памятники, по своему виду очень близкие к энеолитическим памятникам Передней Азии. Это так называемые тепе – высокие холмы, состоящие из наслоений, от последовательно возникавших на них поселков конца IV– началу III тысячелетия до н. э. В них были найдены остатки домов из сырцового кирпича, стены которых были покрыты росписью из геометрических узоров. Жители этих поселков занимались земледелием, поскольку при раскопках были обнаружены каменные зернотерки.
Скотоводство в этих местах возникло далеко не сразу: так, кости овец, быков и свиней встречаются здесь впервые лишь на четвертом метре, если считать снизу; и только позднее костей этих животных становится все больше и больше.
Жилища ботайской культуры. Национальный музей истории Казахстана.
Ярким памятником эпохи энеолита стало поселение Ботай на севере Казахстана, относящееся к III – II тыс. до н.э. и занимающее площадь в 15 гектаров. Здесь нашли остатки 158 жилищ, стены которых покрывались шкурами животных, а в центре располагался очаг для приготовления пищи и обогрева жилища. Были найдены и каменные орудия труда (наконечники стрел, копий, ножи и топоры), костяные иглы, глиняная посуда и огромное количество лошадиных костей, что говорит о том, что лошадь ботайцами была уже приручена, и не только приручена, но и, как считается, использовалась ими для верховой езды и также для охоты на своих диких сородичей! В местечке Шебир были найдены изделия не только из камня, но также и из меди. Керамическая посуда шебирцев была яйцеобразной формы, причем горшки у них были покрыты характерным гребенчатым орнаментом. Удивительно, но они почему-то очень любили носить ожерелья из раковин морских моллюсков, хотя от моря жили очень далеко, и главным их занятием была охота! При этом украшения из них были не только весьма искусно обработаны, но и просверлены сверлом.
Кремневый нож из урочища Ботай. Национальный музей истории Казахстана.
В других энеолитических поселках Средней Азии встречается посуда, которая также в основном расписана геометрическими узорами. Причем ряд узоров похож на росписи Двуречья и Элама. Орудия труда и оружия местные жители делали из кремня, уже в нижних археологических слоях обнаруживаются медные изделия. Это – шильца, листовидные ножи и некоторые другие предметы. Данная культура получила название культуры Анау, и она представляет исключительный интерес, прежде всего, потому что позволяет установить факт того, что древнее населения на юге Средней Азии было связано со столь же древними южными центрами Шумера и Элама. Есть данные, позволяющие говорить о связи Анау и индийской культурой Хараппы (III – начало II тысячелетия до н. э.). Однако Анау вполне могла послужить связующим звеном не только между древнейшими цивилизациями Двуречья и Индии, но и цивилизациями древнего Китая. Дело в том, что китайские археологи нашли в древних энеолитических поселениях в Синьцзяне образцы расписной керамики, сходной своими узорами с культурой Анау. То есть можно предполагать, что эти памятники Синьцзяна и Северного Китая в определенной мере связаны и с древневосточными культурами как Индии, так и Передней Азии.
Каменные стены и первая медь
Ну, а в самой Индии, насколько об этом можно судить на основании имеющихся археологических находок, переход к эпохе металлов ранее всего произошел в горных районах Белуджистана (в западной части современного Пакистана), примыкающих с запада к долине реки Инд. Нижние слои обнаруженных здесь древнейших поселений относятся еще к эпохе неолита и датируются первой половиной и серединой IV тысячелетия до н. э. Но в последующих слоях, датируемых концом IV и первой половиной III тысячелетия до н. э., уже отчетливо виден переход к медному веку. Поселения этого времени становятся более благоустроенными и состоят из сырцовых кирпичных зданий, иногда имеющих каменный фундамент; причем некоторые из них окружены стенами поистине циклопической кладки. Жителям этих поселков явно известна медь. Посуду они выделывают при помощи гончарного круга и покрывают разнообразными разноцветными орнаментами. Удельный вес земледелия в их хозяйстве был, по-видимому, еще незначителен, а вот скотоводство, напротив, очень развито. Причем, в хозяйстве уже использовалась лошадь, вот только в каких целях, увы, не установлено.
Бронзовый скифский кинжал. Музей Санк-Петербургского горного университета.
Именно в эпоху энеолита племена, жившие в Индии, оказались достаточно технически вооруженными, чтобы начать освоение речной долины Инда, где в середине III тысячелетия до н. э. возникает «индская цивилизация» или культура Хараппы, которую по многим признакам уже можно считать классовым обществом.
Первая медь культуры Яншао
Да, но если древние китайцы могли обмениваться керамическими изделиями с жителями Средней Азии, то разве не могли они через них получить и знания о том, как обрабатывать металл? Над этим, безусловно, стоит подумать, но пока важно отметить тот факт, что древнейшая расписная посуда Китая очень похожа на расписную посуду энеолитических поселений Индии, Ближнего Востока и древней Европы, и встречается как на западе страны, так и в Манчжурии и также на юге. Одной их древнейших развитых культур Китая является культура Яншао, одно из поселений которой – «стоянка Яншао» находится на правом берегу Хуанхэ, несколько ниже впадения в нее реки Вэй. Яншаосцы жили в круглых или прямоугольных полуземлянках с конической крышей, которая поддерживалась столбами, стоявшими в центре жилища, и занимались земледелием. Но охота и рыболовство также играли в их жизни немалую роль. Применялись традиционные неолитические орудия, в то время как медь им очень долго была неизвестна. Только в позднейших слоях культуры Яншао, относящихся к концу IV тысячелетию до н.э., были найдены первые следы обработки меди.
Характерный керамический сосуд культуры Яншао. Британский музей, Лондон.
При этом антропологическое изучение человеческих останков из погребений Яншао показывает, что его население в этническом отношении в своем большинстве было очень близко… к современному населению этих местностей. Причем эту близость подтверждает и наличие трехногих сосудов, очень характерных для более поздней китайской керамики. Причем, судя по находкам, земледельцы древнейшего Китая, знавшие металл, не только соприкасались с охотниками-собирателями в степях и с рыболовами приморских территорий, металла еще не знавшими, но и имели с ними довольно тесные связи и… точно такие же связи существовали у них и с другими, родственными им культурами земледельцев.
И снова медь и стены…
Культура Яншао, по-видимому, просуществовала до конца III тысячелетия до н. э., когда в Северном Китае произошли большие изменения в экономике и культуре. В низовьях реки Хуанхэ, в Шаньдуне и Шаньси, а также в районах Шанхая и Ханчжоу было обнаружено большое количество поселений так называемой луншанской культуры, а в них были найдены изделия из меди и… бронзы! Считается, что культура Луншань возникла на базе культуры Яншао, но под влиянием извне мигрантов из Центральной Азии! Именно они принесли сюда с собой гончарный круг, новые сорта зерна (пшеница с Ближнего Востока) и породы скота (козу, овцу, корову). Довольно часто поселения луншанцев были обнесены земляными валами, на которых стоял частокол, причем вал одного из них имел в окружности 15 км. Хижины имели вид круглых мазанок с печью и в землю уже не заглублялись. Рядом с печами были устроены лежанки с проходившими через них рядами параллельных дымоходных труб, по своему устройству похожих на каны в позднейших китайских фанзах, так что данная система обогрева жилищ, как мы видим, имеет очень давнюю историю. Население этих поселков занималось земледелием, но развивалось и скотоводство – здесь разводили овец, свиней, быков и лошадей. Керамика от яншаоской сильно отличалась, прежде всего, тем, что на ней непонятно почему отсутствовали росписи, и она была серой либо целиком черной. А вот полюбившиеся древним китайцам трехногие сосуды, называющиеся ли и связывающие эпоху энеолита в Китае с последующей историей его материальной культуры вплоть до периода Хань (т. е. конца I тысячелетия до н. э.), археологам встретились и здесь.
Характерная трехногая посуда культуры Луншань. Британский музей, Лондон.
Ну, а само наличие укреплений вокруг поселков говорит о том, что их жителям было от кого защищаться и что защищать и, соответственно, об усложнении существовавших между ними общественных отношений. Очевидно, в это время как раз и происходило складывание фундамента нового общества, основой которого стали рабовладение и имущественное неравенство. Но поскольку речь у нас идет о металлургии меди, то опять-таки не очень понятно – сами ли древние китайцы додумались до того, как обрабатывать медь, или же все-таки заимствовали эту технологию у каких-то других народов, вместе с образцами расписной керамики.
Так что одни специалисты считают, что металлургия меди и бронзы возникла в Китае самостоятельно, то есть фактически это было также дело случая, и потому он тоже может быть причислен к одному из центров возникновения металлообработки. Другие настаивают, что это искусство пришло к китайцам с Запада. Причем, аргументы есть как у тех, так и у других, и остается лишь надеяться, что последующие находки смогут прояснить ситуацию.
«Загадка Эрлитоу-Эрлигана»
Суть же ее заключается в том, что самой ранней культурой эпохи бронзы на территории Северного Китая считается культура Эрлитоу, датируемой археологами 2100 – 1800 (1500) гг. до нашей эры. Однако специалисты констатируют, что характерная для нее техника бронзового литья это не самый ранний этап местной металлургии бронзы. А вот более ранней культуры, предшествующей Эрлитоу, в бассейне Хуанхэ не найдено, хотя там и были обнаружены единичные находки изделий из меди и бронзы на стоянках более древней культуры Луньшань. Эти находки позволили историкам сделать предположение о том, что местная металлургия бронзы как раз и возникла на основе ее достижений, вследствие чего она имеет самостоятельное происхождение.
Ареал культуры Эрлитоу.
Проблема, однако, заключается в том, что уже тогдашнюю китайскую металлургию отличала высочайшая техника бронзового литья. То есть мало того, что как-то уж очень внезапно китайцы Эрлитоу перешли от меди к бронзе. Они еще и технологиями пользовались такими, о которых другие народы даже и не подозревали. В то время металлурги Запада и Ближнего Востока изготавливали изделия из бронзы посредством ковки, литья в песчаные либо каменные открытые формы сверху формы, и применяли технологию «потерянной формы», здесь освоили гораздо более трудоемкий и оригинальный способ «кусковой формовки». А так как этот метод сочетает в себе и технику керамики, и технику металлургии, это указывает на общий высокий уровень тогдашних китайских литейных технологий.
Сосуды для вина культуры Эрлитоу. Городской музей Лоянг, Китай.
Суть данного способа заключалась в следующем. Модель для литья делали не из воска, а из глины, на поверхности которой и вырезался нужный рельеф. Затем с нее снимали форму из глины, налепливая кусок за куском, на заранее подготовленную модель. После этого на каждом из кусков изнутри проводили тонкую доводку рельефа, а затем эти куски глины обжигали, что также требовало немалого мастерства, ведь в процессе доводки и обжига рисунок не должен был нарушаться.
Каменные орудия труда культуры Эрлитоу. Ок. 1500 г. до н.э. Провинциальный музей Хеянь, Китай.
Первоначальную глиняную модель обтачивали снаружи на толщину стенок будущей отливки, и в итоге получали литейную форму, состоявшую из двух слоев, потому что снаружи ее обкладывали обожженными частями внешней формы. Швы и стыки между ними не заделывались наглухо специально, чтобы в них затекал металл. И делалось это не просто так, и не от неумения, а исключительно ради того, чтобы металлу, застывавшему в швах, можно было придать вид особой изящной кромки, вносившей в каждое такое изделие некий особый декоративный шарм. Причем использование вертикальных литейных швов для украшения отлитых изделий стало со временем даже традицией китайского металлургического искусства.
Древнекитайский бронзовый сосуд ритуального предназначения, выполненный в технологии «кусковой формовки». Династия Шан.
Ну, а после того, как форма была готова, в пустое пространство между внешней и внутренней стенками заливалась расплавленная бронза. И понятно, что извлечь отливку, не разбив форму, было просто физически невозможно, так что каждая такая отливка представляла собой совершенно уникальное изделие, ведь форма для ее изготовления больше употребляться не могла! Интересно, что такие детали изделия, как ручки или ножки сосуда, отливались отдельно и вставлялись в керамическую литейную форму так, чтобы во время литья их «приварил» бы к нему расплавленный металл. Иногда поступали по-другому: сначала отливали корпус, а детали «приваривались» к нему при повторном литье.
Ну, а что касается самих поселений культуры Эрлитоу и родственной ей культуры Эрлиган (именуемой иногда «фазой Эрлиган», существовавшей в 1600 – 1400 гг. до н. э.)), то это не что иное, как древние города, причем в них были обнаружены руины дворцов и мастерские по плавке бронзы. Причем, если в первой фазе своего развития город занимал площадь в 100 га, во второй фазе (каждая фаза длилась около 100 лет) уже 300 га, а в третьей там уже появился и обнесенный стеной дворец. Потом началась фаза упадка, но город продолжал оставаться городом и в нем по-прежнему строились здания, а в мастерских отливались изделия из бронзы.
Каменная форма для отливки топоров (Сардиния).
Эрлиган был более крупным и развитым, а по периметру его окружала стена протяженностью около семи километров. Там тоже обнаружился крупный дворцовый комплекс и несколько ремесленных мастерских (почему-то за пределами городских стен), включая и мастерскую литейщиков. Здесь были найдены металлические орудия труда и оружие: ножи, шильца, долота, наконечники для стрел и клевцы. Химический анализ этих и других металлических изделий показывает, что все они были сделаны из бронзы. Однако вместо олова в сплаве использовался цинк. В частности, химический состав металла, из которого было отлито найденное там долото, был следующим: Cu – 98%, Sn – 1%; а у сосуда: Cu – 92%, Sn – 7%.
В социальном плане Эрлитоу-эрлиганский комплекс (и вся «фаза Эрлиган») отличался от пришедшей ему на смену аньянской культуры тем, что неравенство еще не было столь заметным: вождь был скорее старейшиной общинного коллектива, нежели его полновластным правителем. Не было обнаружено ни каких-то властных регалий, ни аксессуаров высоких должностей, ни захоронений в виде гробниц с массовыми погребениями людей и вещей. Хотя дворцы уже и были. Не было обнаружено и сколько-нибудь заметных следов развитого культа и ритуалов, призванных обслуживать социальные верхи и символизировать их величие, хотя люди уже занимались гаданием, и отливали сосуды совершенно явно ритуального назначения.
Китайский бронзовый кинжал династии Джоу.
В любом случае удивителен необычайно высокий уровень технологии обработки металла, который вроде бы не был принесен ни откуда, а появился у эрлитоусцев-эрлиганцев непонятно как. Возможно «время и случай» были за них, или же столь высокие технологии стали следствием целенаправленных усилий древних мастеров или опять-таки внезапно вспыхнувшего у одного из них в голове озарения?! Конечно, можно сказать, что археологические раскопки в Китае ведутся сравнительно недавно и что это «недостающее звено» еще найдут. Однако на сегодня картина получается следующая: единичные изделия из меди и бронзы поступают в Китай из сопредельных западных земель и от обитающих там народов, а затем – бах, и сразу неожиданный взлет технологий высокого уровня.
(Продолжение следует)
- Вячеслав Шпаковский
- От камня до металла: древние города (часть 1)
Первые металлические изделия и древние города: Чатал-Хююк – «город под колпаком» (часть 2)
«Настоящий медный век» или от старой парадигмы к новой (часть 3)
Древний металл и корабли (часть 4)
Бронзовый век на острове Кипр или "во всем виноваты мигранты"! (часть 5)
Информация