Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Невыполненная директива

Невыполненная директиваВо многих исследованиях, посвященных Великой Отечественной войне, смысл «выявленных» причин трагедии 22 июня сводится к тому, что советские войска на западной границе СССР не были своевременно приведены в полную боевую готовность и поэтому немцы их легко разгромили. Это очевидное на первый взгляд объяснение подкрепляется мифом, в соответствии с которым Сталин якобы за несколько дней до начала войны направил в войска директиву об их приведении в полную боевую готовность.

Можно предположить, что начальник Генерального штаба, а именно Георгий Жуков, и забыл упомянуть об этой директиве в своих «воспоминаниях и размышлениях», а также в ряде встреч и бесед с журналистами, однако в этом случае приходится признать, что его примеру по необъяснимой причине последовали все без исключения военные начальники той поры. Ни сам документ, ни его копии, ни черновики никто найти не может, и этот «парадокс» объясняют тем, что будто бы эту таинственную директиву в свое время чуть ли не лично уничтожил Никита Сергеевич Хрущев, чтобы замести какие-то следы.

Гипотеза об исключительной роли полной боевой готовности в той войне и о несуществующей директиве призвана насадить в сознании обывателей мысль о том, что своевременно отданные «мудрым» Сталиным распоряжения не были выполнены по вине «предателей» генералов, то есть командующих военными округами.


Таким образом, проблема соотношения боевой готовности советских войск и трагедии 22 июня остается актуальной, спорной и обсуждаемой по сей день.

В АТМОСФЕРЕ ПАРАНОЙИ

Роль и значение боевой готовности в общей проблематике вооруженной борьбы не вызывает никаких сомнений. Войска всегда находятся в некоторой степени боевой готовности, которая должна обеспечить успешное решение стоящих перед ними задач, например, переучивание, получение и освоение новой боевой техники. При этом каждая степень боевой готовности предусматривает определенные возможности по выполнению и боевых задач. Для примера, в Российской Федерации определено четыре степени боевой готовности: постоянная, повышенная, военная опасность и полная, каждая из которых соответствует своему уровню военной угрозы. Неважно, как назывались соответствующие степени боевой готовности в 1941 году и сколько их было, но принципиально важно то, что каждая из них характеризует готовность войск к отражению внезапного удара противника, возможность проводить боевую и оперативную подготовку и способность решать повседневные задачи.

Степени боевой готовности носят исключительно конкретный характер, как по содержанию, так и с точки зрения масштабов охвата. Они применяются не к войскам вообще, а к конкретным частям и соединениям. Очевидно, что в июне 1941 года для отражения агрессии фашистской Германии не имело смысла приводить в высокие степени боеготовности войска, находящиеся, например, в Забайкальском военном округе.

В силу исключительной политической, военной и экономической значимости деятельности по переводу войск в состояние непосредственной готовности к боевым действиям, ни содержание степеней боевой готовности, ни тем более предусмотренные для них действия не могут быть предметом произвольного толкования каким-либо должностным лицом, сколь бы высокую должность оно не занимало.

Судя по многочисленным публикациям на тему 22 июня, некоторые историки, имея смутное представление о системе степеней боевой готовности, достаточно легковесно или даже искаженно воспринимают и излагают в своих публикациях роль и назначение повышенных степеней боевой готовности, а также процедуру их реализации. Таким образом, в обществе формируется ложное представление о сути происходившего в стране в то время, о реальных возможностях советских вооруженных сил и о мерах, которые необходимо было предпринять для отражения агрессии фашистской Германии.

Для того чтобы понять глубину и сложность вопроса с боевой готовностью, можно, например, охарактеризовать основные вехи в комплексе традиционных мероприятий по приведению в полную боевую готовность частей ударной фронтовой авиации, которые сложились в ходе развития военного искусства.

По заранее определенному сигналу, состоящему буквально из одного слова (а не на основании многословной, двусмысленной и противоречивой телеграммы), по тревоге поднимается сама авиационная часть, а также части и подразделения обеспечения: аэродромно-технического, радиотехнического, хранения и доставки боеприпасов, противовоздушной обороны (ПВО). Далее все мероприятия разделяются на несколько параллельных, но тесно взаимоувязанных «потоков», определяющих действия:

– летного состава;

– группы руководства;

– инженерно-технического состава;

– аэродромных служб;

– сил и средств обеспечения.

В частности, летный состав прибывает на защищенный (запасной) командный пункт, где командир авиационной части проверяет состав экипажей и их готовность к выполнению боевого задания, уточняет задачу и распределяет экипажи по группам. Далее летный состав прибывает на стоянки самолетов, контролирует завершающий этап подвески первого боекомплекта и занимает места в кабинах самолетов, чтобы по первому сигналу запустить двигатели, вырулить на взлетно-посадочную полосу и взлететь.

Нетрудно догадаться и о действиях инженерно-технического состава, главная задача которого состоит в скорейшей подвеске первого боекомплекта, дозаправке самолетов топливом, кислородом, сжатым воздухом, азотом, маслом, гидравлической смесью, выставке навигационных и пилотажных приборов. За этими незатейливыми словами скрывается колоссальная работа и идеальная организация каждодневной деятельности авиационной части. В частности, для подвески первого боекомплекта в установленные нормативы каждый самолет в конце рабочего дня (летной смены) должен быть обязательно приведен в состояние, предусмотренное для его боевого применения. Наиболее ответственным компонентом этого состояния являются точки подвески оружия, подвесных топливных баков и специальных контейнеров. Так, если первый боекомплект какого-то самолета состоит из нескольких десятков бомб небольшого калибра, то на самолет предварительно должны быть подвешены многозамковые балочные держатели именно для этих бомб.

Имеется много других деталей, связанных, например, с взрывателями для авиационных бомб, пиропатронами для балочных держателей и предохранительными чеками, без описания которых можно обойтись для понимания сути вопроса. Главное состоит в том, что если по каким-то причинам все эти предварительные работы не будут выполнены, то любые усилия по приведению авиационной части в полную боевую готовность, включая своевременное доведение сигнала тревоги и великолепную организацию доставки личного состава на аэродром, не приведут к желаемому результату.

Даже неискушенный читатель догадается, что после приведения авиационной части в полную боевую готовность она в таком состоянии вряд ли может находиться более трех-четырех часов, но уж никак не несколько суток, как об этом фантазируют некоторые историки. Такая же ситуация складывается и в артиллерии, и в танковых войсках. Трудно себе представить, как экипаж может просидеть в танке в полной боевой готовности при температуре окружающей среды выше 30 градусов по Цельсию не то что несколько суток подряд, а всего два-три часа. К этому следует добавить, что по очевидным причинам двигатели и на танках, и на самолетах следует запускать непосредственно перед применением боевой техники, а не за несколько суток до этого. Из всех этих рассуждений следует, что выбор момента приведения войск в полную боевую готовность является очень ответственным и обязывающим делом.

Само по себе приведение войск в высокие степени боевой готовности выступает лишь техническим средством непосредственной подготовки частей и соединений к действиям. Последнее слово все же остается за командующим, который берет на себя ответственность за применение оружия. То есть даже своевременно приведенные в полную боевую готовность войска, оснащенные самым современным оружием и отлично подготовленные к боевым действиям, будут наголову разбиты, если не получат ясного, четкого, решительного и не вызывающего никаких сомнений приказа.

Это обстоятельство имело особое значение в той атмосфере паранойи сталинской диктатуры, когда любой вопрос, а тем более принципиальный, решался не на основе объективных фактов, очевидных, не вызывающих сомнений событий и нормативно (законодательно) предусмотренных мероприятий, а исключительно в соответствии с тем, что по этому поводу говорил «вождь народов». Решающее значение в то тяжелое время при принятии ответственных решений имело понимание военными начальниками того, чего от них ждал Сталин, а не то, что предписывали директивы, предусматривали боевые уставы, наставления и инструкции, а тем более требовал долг солдата (офицера, генерала) и защитника своей Родины.

ОДНОЙ СМЕЛОСТИ НА ВОЙНЕ МАЛО

Описанные выше действия по процедуре приведения авиационной части в полную боевую готовность очень важны, но они представляют собой лишь верхушку айсберга в этой сложной проблематике. Так, необходимым условием успешного и эффективного применения ударной авиации в случае своевременного приведения авиационной части в полную боевую готовность состоит в предварительной тщательной разработке оперативного плана, который должны заблаговременно хорошо изучить все его исполнители. Для каждого варианта экипажи должны знать характеристики целей, боевую загрузку своих самолетов и особенности применяемых средств поражения, район боевых действий, маршрут и профиль полета, порядок преодоления ПВО противника, направления, интервалы и последовательность захода на цели. Если вся эта предварительная подготовка отсутствует, то колоссальные усилия по приведению авиационной части в полную боевую готовность будут потрачены впустую: экипажи боевых машин окажутся в положении слепых котят, а авиационная часть будет боевой единицей лишь по названию и только на бумаге.

Любые сомнения по поводу исключительной серьезности и значимости приведенных утверждений и выводов можно развеять, например, материалами исследования Льва Лопуховского и Бориса Кавалерчика «Июнь 1941. Запрограммированное поражение». В частности, они пишут, что 24 июня 1941 года перед ВВС Северного фронта была поставлена задача уничтожить авиацию противника на южном побережье Финляндии. Для выполнения этой задачи было выделено 375 бомбардировщиков и 165 истребителей, то есть всего 540 самолетов. Правда, из-за низкой надежности советской авиационной техники в налетах смогли принять участие только 300 самолетов. Впечатляет уже первый показатель боеготовности в 56% исправных самолетов, не связанный с временем приведения авиационных частей в повышенные степени боевой готовности. И все же эта авиационная группировка в течение последующих шести дней смогла выполнить около тысячи самолетовылетов и нанести удары по 39 финским аэродромам.

В результате советские летчики смогли повредить 15 финских самолетов, при этом советские потери составили 20 истребителей и 51 бомбардировщик. Таким образом, второй показатель соотношения потерь сводит на нет усилия всех служб по приведению авиационной части в полную боевую готовность. Авторы исследования приводят ряд весомых причин крайне низкой эффективности ударов по финским аэродромам, в том числе слабую подготовку экипажей и отсутствие достоверных разведданных.

Невыполненная директиваВъедливый читатель может заявить, что финны исключительно сильные, умелые и дерзкие бойцы, боевые качества которых слишком далеко выходят за рамки обычных представлений о воинской доблести и смелости и поэтому приведенный пример нельзя считать типичным, объективно отражающим «мастерство» советских военных начальников и боевую выучку советских летчиков. Поэтому рассмотрим другой пример действий авиации Северного флота по аэродрому Хебуктен уже против немцев в районе норвежского административного центра Киркенес.

Как утверждают Александр Заблотский и Роман Ларинцев в своей уникальной научной работе «Советские ВВС против кригсмарине», самым результативным периодом для советской авиации в данном случае оказались первые шесть месяцев войны, в течение которых было выполнено не менее 43 самолетовылетов по указанной авиабазе, в результате которых было выведено из строя как минимум пять немецких самолетов. Однако на этом успехи советских асов закончились. Авторы этого поучительного исследования приводят несколько причин последующего снижения эффективности ударов советской авиации по авиабазе Хебуктен, в том числе и такую: «Ну и, в-третьих, следует признать, что иногда нашим летчикам просто не хватало военного счастья. Как следствие резко выросли потери. Очень показателен случай 26 апреля 1942 года, когда, перехватив ударную группу из семи Пе-3 95-го полка, немецкие истребители сбили пять машин».

Можно только вообразить результативность действий сталинских соколов в последующем, если за шесть успешных месяцев им благодаря военному счастью удалось вывести из строя целых пять немецких самолетов.

И все же нельзя сказать, что планирование, организация и подготовка действий советской авиации были такими же бездарными всю войну. Все изменилось в лучшую сторону весной 1942 года при проведении операции по прикрытию разгрузки очередного конвоя союзников в порту Мурманск. Важнейшим мероприятием этой операции стал налет на аэродром Лоустари, с которого действовали немецкие бомбардировщики. Вот что об этом пишут исследователи: «Его (налета. – Г.Л.) организацию можно признать практически образцовой. Была проведена предварительная воздушная разведка цели, участвовавшие в штурмовом ударе 24 истребителя были разделены на три группы: ударную, обеспечения и прикрытия. Поэтому когда в 13.05 «харрикейны» появились на Луостари, была достигнута полная внезапность: немецких истребителей в воздухе не было, а зенитный огонь был неорганизованным и неточным».

Хотелось обратить внимание читателей на ключевые классические элементы планирования и организации этого налета, которые можно найти в любом учебнике по боевому применению авиации: предварительная воздушная разведка цели; функциональное распределение выделенных сил; обеспечение внезапности.

Неясно только одно: а что же мешало применить эти фундаментальные научные принципы планирования и организации в июне 1941 года, и не только в июне? Однако, несмотря на все эти организационные усилия авиационных начальников, сталинские соколы «ухитрились» тем не менее не выполнить поставленную задачу: «К сожалению, эта весьма благоприятная обстановка не была до конца использована летчиками ударной группы. Ее самолеты выполнили только один заход на цель и, не израсходовав весь своей боекомплект, ушли на своей аэродром. Естественно, что такой результат не устроил вышестоящее командование. Было приказано повторить штурмовку».

Нужно отдать должное авторам упомянутого выше исследования за умение подобрать подходящий эвфемизм. Действительно, из приведенной выдержки следует, что «не летчики, а самолеты ушли на свой аэродром, не израсходовав весь свой боекомплект». Трудно обвинять советских летчиков в низкой квалификации, но вернуться домой, даже не попытавшись обрушить на цель весь имеющийся боекомплект, – это по большому счету трусость.

А теперь посмотрим, что в сходных условиях при хорошей организации могут сделать подготовленные, смелые и дерзкие, но не советские летчики. Случилось это в ночь с 11 на 12 ноября 1940 года в ключевой итальянской военно-морской базе Таранто, где в то время базировался основной состав военно-морских сил Италии, включая все шесть итальянских линкоров. В результате налета на эту базу британской палубной авиации с авианосца «Illustrious» три из шести итальянских линкоров, а также несколько крейсеров были потоплены на якорных стоянках. Кроме того, серьезные повреждения получили некоторые портовые сооружения базы Таранто. Королевская же авиация потеряла два самолета, двоих летчиков погибшими и двоих летчиков, попавших в плен к итальянцам. За этими сухими и конкретными фактами скрываются следующие весьма поучительные обстоятельства:

– при планировании налета Главнокомандующий Средиземноморским флотом Великобритании сэр Эндрю Каннигхэм потребовал провести тщательную разведку итальянской базы, что и было сделано с привлечением разных сил и средств;

– перед налетом экипажи самолетов подробно изучили материалы разведки и провели практические тренировки по отработке действий и взаимодействия при выполнении предстоящего задания;

– для организации налета британцы выделили всего 20 самолетов, а не 540, как это случилось при налете советской авиации на финские аэродромы;

– авиационная группировка была разделена на три функциональные группы: отвлекающую и подавления ПВО противника; освещения целей осветительными бомбами (налет осуществлялся ночью); ударную в составе 10 торпедоносцев, на каждом из которых была подвешена одна торпеда;

– итальянскую базу прикрывали множество зенитных батарей, аэростаты заграждения и противоторпедные сети, но британские пилоты в условиях сильного заградительного огня бесстрашно устремились на свои цели, хорошо понимая, что потери неизбежны.

Причем разгром итальянского флота учинили самолеты архаичной конструкции – бипланы «Swordfish», которые даже в ту пору трудно было назвать самолетами. Так грамотные, смелые и дерзкие британские летчики под руководством инициативных и талантливых командиров на 20 убогих самолетах буквально в течение двух часов покончили с притязаниями Муссолини на господство в Средиземном море. Как пишут сами британцы, успех был обеспечен сочетанием храбрости и расчета.

Действительно, решающим фактором успеха в этом сражении стала не совершенная или превосходная техника, а уровень оперативного мышления у командиров, их талант и опыт, подготовка экипажей, отвага, смелость и презрение к смерти у летчиков, то есть все те качества, которые Сталин заблаговременно и тщательно «выкорчевал» в советских вооруженных силах.

Таким образом, в общей проблематике боеспособности советской военной авиации боеготовность в то время играла не столь решающую роль. Нельзя сказать, что значительно проще в этом смысле обстоят дела с артиллерией и танковыми войсками. Для артиллерии также не менее важно предварительное планирование, предусматривающее в том числе распределение целей по подразделениям и батареям, определение последовательности и интервалов нанесения огневых ударов. Артиллеристы должны так же хорошо, как и летчики, знать местность, координаты и характеристики целей, ориентиры для наводки орудий.

Чтобы убедиться в том, что и стрелковым войскам для успешной обороны кроме своевременного приведения их в полную боевую готовность требуется тщательное планирование и подготовка, в частности хорошее знание местности, можно привести фрагмент из Приказа войскам Прибалтийского Особого военного округа № 0052 от 15 июня 1941 года:

«На двустороннем учении частей 125-й стрелковой дивизии выявлена слабая боевая подготовка 466-го стрелкового полка и других частей 125-й стрелковой дивизии. Взаимодействие родов войск и управление безобразно низкое. Командный состав не умеет ориентироваться на местности. Ночью блуждает, не умеет управлять, бегает по полю боя вместо посыльных. Командир полка майор Гарипов лично сам искал более двух часов заблудившийся авангардный батальон. Своевременно боевой приказ полку не отдал. Никто из командиров подразделений боевой задачи от командира полка не получал, поэтому полк не был готов своевременно начать выполнение боевой задачи».

Какое сопротивление противнику мог оказать 466-й стрелковый полк при таком уровне подготовки, даже будучи своевременно приведен в полную боевую готовность? Ведь указанные в приказе чудовищные недостатки планирования и подготовки проявились в мирное время, при отсутствии воздействия со стороны противника, совершенно в комфортных условиях. А что случилось с советскими войсками, когда началась война, демонстрирует эпизод, описание которого можно найти в докладе командира 15-го механизированного корпуса генерала И.И. Карпезо от 26 июня 1941 года командующему Юго-Западным фронтом: «Начало наступления задерживается до сосредоточения 8-й танковой дивизии. Меры по ее розыску принимал вчера и сегодня».

Итак, ситуация ровно такая же лишь с тем отличием, что речь в данном случае идет уже не о батальоне, а о танковой дивизии, а разыскивал ее генерал Карпезо не два часа, а двое суток.

ВОЮЮТ НЕ ТАНКИ И САМОЛЕТЫ, А ЛЮДИ

Если еще углубиться в поставленную проблему, то выяснится, что на боевую готовность непосредственно влияют даже технические характеристики оружия и боевой техники. Следующий малоизвестный пример демонстрирует, как некоторые «технические детали» могут свести на нет любые усилия по приведению войск в полную боевую готовность.

Считалось, что противотанковая пушка 53-К калибра 45 мм образца 1937 года поражает все немецкие танки того времени на приемлемых дистанциях боя, то есть пробивает броню толщиной 43 мм с удаления не менее 500 м. Однако неожиданно выяснилось, что бронебойный снаряд к этой пушке не может пробить броню танка Pz. III толщиной всего 30 мм даже с дистанции 400 м. Оказалось, что многие партии этих бронебойных снарядов не соответствовали техническим требованиям того времени: снаряды буквально раскалывались о цементированную броню немецких танков, не причиняя им никакого вреда.

Таким образом, можно своевременно привести истребительно-противотанковую часть в полную боевую готовность и даже вывести ее на выгодные рубежи и позиции, но судьба такой части незавидна. Скорее всего и пушки и расчеты будут раздавлены наступающими немецкими танками, что нередко и случалось.

К совершенно фантастическим последствиям, обесценивающим самые эффективные меры обеспечения боевой готовности, приводят даже незначительные ошибки в технических расчетах, о чем наглядно свидетельствуют результаты массированного воздушного налета авиации Краснознаменного Балтийского флота по кораблям противника в Нарвском заливе 16 мая 1944 года: «Процент попаданий при топмачтовом бомбометании оказался неожиданно высоким. Каждый топмачтовик нес четыре ФАБ-100, то есть всего по противнику было сброшено 36 бомб. По немецким данным, три бомбы попали в тральщик М-20, две – в корабль ПВО FJ-25. К сожалению, все попавшие бомбы не разорвались».

Все в этом налете было идеальным: и планирование, и организация, и даже действия экипажей. Но все эти колоссальные усилия и до деталей продуманные меры разбились вдребезги о мелкий, но острый «камешек» ошибки в расчетах времени сброса предохранительных колпачков с взрывателей бомб ФАБ-100. В результате этой «незначительной» ошибки бомбы не взорвались и корабли противника, несмотря на прямые попадания, остались в целости и сохранности. Более того, оставшиеся нетронутыми корабельные силы и средства ПВО противника открыли интенсивный огонь по отходящим советским штурмовикам. Самое печальное состоит в том, что в этом идеально организованном налете, в котором экипажи действовали смело, решительно и грамотно, советская авиация потеряла шесть самолетов (три штурмовика и три истребителя) вместе с экипажами, при этом не причинив никакого вреда немцам.

Безусловно, боевая готовность – это обязательное условие способности войск к успешному отражению агрессии, но не достаточное. В 1941 году большее значение имели такие составляющие, как подготовка линии обороны и ее инженерное оборудование, дислокация войск и их оперативная маскировка, четкий план обороны, организация взаимодействия частей, соединений и родов войск, устойчивое, непрерывное, гибкое и твердое управление войсками. Принципиально важны также оперативная подготовка командиров и штабов, боевая выучка войск, моральный и боевой дух личного состава, ясное, однозначное, а не двусмысленное понимание командирами и начальниками стоящих перед ними задач, их уверенность, что эти задачи соответствуют делу защиты своей Родины, взаимное доверие между солдатами и командирами.
Автор: Геннадий Лукьянов
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/concepts/2016-10-14/1_directive.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 46
  1. фа2998 15 октября 2016 06:33
    По моему идет перекладка вины за наши поражения в приграничных сражениях с больной головы на здоровую.Все ищут,роют-исполнялись те директивы и приказы(и самих директив по архивам ищут).Думаю причина в другом!Если страна готовится к обороне-то на границе стоят только погранцы.Затем идет предполье-местность пристрелянная,заминированная,важные точки защищены.Дальше идут позиции войск,а у них в тылу-авиация для их поддержки.Все логично!
    Сомневаюсь,что в такой сверхцентрализованной власти в стране какой то военачальник САМ раставляет войска.ВСЕ диктовалось из Москвы.Почему на виду у немцев строились укрепления,почему наши аэродромы,казармы,склады находились в радиусе стрельбы вражеской артиллерии,почему несколько АРМИЙ находились в" выступах" границе(будующих котлов)?Думаю с такими вопросами надо не к Павлову-а на самый верх.Давно у нас повелось царь хороший-а бояре плохие!А до сих под пословица сильна! hi
    1. Хищник 15 октября 2016 08:44
      Цитата: фа2998
      Думаю с такими вопросами надо не к Павлову-а на самый верх.Давно у нас повелось царь хороший-а бояре плохие!А до сих под пословица сильна! hi

      Да ни кто вины НКО и ГШ не отрицает,но командующие округов то же виноваты. А директива,что от 18.06.41,что от 21.06.41 уже ни чего не решала.Вообще ни чего.Ибо слишком поздно.Скажем так,директива от 21.06 была подписана 13.30,что мешало Тимошенко и Жукову по "Бодо" позвонить в округа и отдать прямой устный приказ о поднятии войск по тревоге,с указанием директива подписана выполняйте?! Тем более,что привести войска в боевую готовность приказано было еще 18.06.41?!Но чем бы это помогло тому же ЗапОВО?! В первом эшелоне прикрытия всего 10 дивизий, равномерно растянутых по границе от 30 до 40 км по фронту с некомплектом личного состава от 15 до 30%,против только 21 пехотной дивизии Вермахта полного состава с 10 км полосой наступления,а на главных направлениях в 3 км на дивизию (да еще усиленных корпусной артой)?!Много батальон против дивизии навоюет и сколько продержится находясь в полевой обороне (которую так и не создали)?!Тут ничего не поможет,ни выучка,ни героизм,ни талант командира.Остается или бежать,или погибнуть.
      1. Хищник 15 октября 2016 09:22
        А теперь это переведем на гражданский язык (для тех кто не в теме).Вы (стрелковый батальон) сидите дома в одних трусселях и общаетесь по скайпу с друзьями и тут вам звонит ваша девушка и говорит,что наглый сосед хочет ворваться к ней в дом,связь обрывается.Вы соскакиваете,натягиваете штаны и в тапочках на босые ноги несетесь ей на помощь,на ходу крикнув родителям - обзвоните друзей,пусть бегут на помогать! Устроив забег на пределе сил,не взяв с собой дубинки (приданную вам по штату арту), она в шкафу,искать нет времени,со сбитым дыханием и уже уставший прибываете на место и видите,что вас ждут 18 развеселых мужичков с дубинками одетых в камуфло с армейскими ботинками! Я вам не завидую,тут или реанимация,либо кладбище......
  2. avia12005 15 октября 2016 07:01
    Возникает ряд вопросов:
    1. Первейшей уставной обязанностью командира любого уровня является боевая готовность. Из этого следует, что за поражения и неудачные боевые действия несут ответственность все, начиная от командира взвода и заканчивая Верховным Главнокомандующим?
    2. Существует понятие "постоянной боевой готовности". В статье о не почему нет ни слова?
    3. Умение воевать не берётся из пустоты. Кто отвечал за боевую подготовку в предвоенный период?.
    4. Есть понятие "коэффициент технической готовности". Кто нёс ответственность за его состояние в предвоенный период? Перечень вопросов можно продолжить
  3. кволту 15 октября 2016 07:18
    Много написано в статье, за другие рода войск не скажу т к служил в ВВС техником самолета су-17 в 1994г. Вообще самолеты всегда стоят заправленные ( внутренние баки точно) .С момента объявления тревоги (сирена завыла в городке) л\с через 30 мин должен собраться на бетонке. Через 2 часа первый самолет должен оторваться от ввп с подвешенным бк конечно.Ну как-то так и спокойно успевали даже быстрее 2ч. еще стояли курили пока командир полка обойдет проверит подвеску 1 бк (борта конечно не взлетали все-таки тренировка).Притом что механиков ( сержантов-контрактников) в наличии не было)) приходили как-то девицы в форме к нач. расчета рапорта на отпуск подписывать оказалось они у нас механиками числятся)) . За авиацию автор тут явно нагрузил и пиропатроны всегда на месте и гироскопы в нормальном режиме раскручиваются 15 мин ( в боевом 5мин.) где-то так. Может в 1941г самолеты было более трудоемко готовить к вылету но в современных повторюсь менее 2 часов хватало ( ту-160 или ту-22 там наверно дольше) подвесить первый боекомплект и подготовить полк су-17 к вылету.
    1. jjj 15 октября 2016 08:00
      После каждого полета проводится послеполетное обслуживание. Поэтому самолеты, если нет повреждений или регламентного обслуживания, к вылету готовы всегда. Вопрос скорее к обеспечению боеприпасами. Летом поршневой двигатель с утра достаточно погонять минут десять-пятнадцать. Зимой, понятное дело, приходится греть полчаса-час. Иначе он и не проворачивается. У немцев стояли системы разжижения масла, это когда на послеполетном обслуживании при работающем двигателе через специальную систему в маслобак добавляется топливо. Утром в мороз самолет готов примерно в два раза быстрее. Наши потом это переняли.
      А в данной статье меня смущает, что выводы автором делаются на основании нескольких случаев, а не на основании журналов боевых действий. И вывод корябит - Сталин виноват тем, что уничтожил гордость армии. Скорее, это репрессии помогли победить
      jjj
  4. Yak28 15 октября 2016 08:18
    Напомню что немецкие солдаты в отличие от наших уже захватили несколько европейских стран,они уже знали вкус крови и вкус победы.И на момент вторжения фашистской германии на территорию СССР наши солдаты просто испугались,отсюда масса военнопленных и брошенной техники в первые дни войны,где у ребят нервы выдержали там сражались дольше и эффективнее.Испугаться,запаниковать это нормальная человеческая реакция и ничего страшного тут нет,главное потом собрались.Это как если здорового качка который никогда не дрался на улице ударит в челюсть дохлый хулиган,то качок который его сильнее может испугаться и убежать или впасть в ступор.Замечу,что на тот момент ни одна страна в мире не выдержала бы такого массированного вторжения немецкой военной машины yes
    1. Монархист 15 октября 2016 09:04
      Правильно говорите"на тот момент ни одна страна в мире не выдержала бы такого массированного вторжения не ецкой военной машины",а мы устояли.
  5. parusnik 15 октября 2016 08:22
    А можно рассказать про успехи итальянской авиации в годы Второй мировой войны..О уровне оперативного мышления у итальянских командиров, их талант и опыт, подготовку экипажей, отвагу, смелость и презрение к смерти у итальянских летчиков...О итальянских подводниках не надо..О летчиках хотелось услышать..
  6. blizart 15 октября 2016 09:00
    Симонов в "Живых и мертвых" тоже устами одного из персонажей объяснял различие между боеготовностью и боеспособностью. Красную Армию образца июня 41-го боеготовность бы не спасла, она была не боеспособна. В том числе и по причинам перечисленным в статье (ничего нового кстати для знающего читателя автор не открыл). Мнение его правда выбивается из модного ныне тренда - обожествления Сталина. Истина как водится посередине и поближе к фактам. Чрезмерная централизация власти имеет свои минусы и плюсы, а так же очень сильно зависит от готовности собственно ЦЕНТРА принятия решений. В 41-м он был не готов, но это не отменяет того факта что ему хватило всего двух сложнейших лет чтобы возглавить народную борьбу и довести её до победы.
    "Вы нынешние нутка?!"
    1. антивирус 15 октября 2016 16:21
      согласен.Сталин не был ГЛ КОМАНДУЮЩИМ.Лишь гражданским 1 секретарь, А Молотов Предс СовНарКома.А Военный верховный смотрел им в рот"что будем делать в создавшейся обстановке"
      1. Sergej1972 16 октября 2016 00:44
        Сталин сам с весны 1941 г. стал Предсовнаркома. Молотов с мая 1941 стал заместителем Председателя Совнаркома.
        1. антивирус 16 октября 2016 20:00
          спасибо. но видимо со времен Ленин -предсовнаркома, Троцкий -воен Главный система верх власти не изменилась? или да? Гражданский Сталин за 1-ю неделю ВОВ принял решение( коллективное) быть ГлавКомом.(концентрация власти ) только из-за денег-ресурсов-управление страной. а не армии двигать
    2. zenion 15 октября 2016 16:54
      Любой руководитель власти, избранный, или диктатор, знает ровно столько, сколько ему докладывают. Вот Англия с Францией, как промахнулись, но их никто не журит. Они всё сделали правильно. Англичан Гитлер выпустил, а Францию оккупировал. Всё, как было договорено. Точно так же, как близнецы упали в Нью-Йрке - как по заказу. И даже те, в которые ничего не попало упали по договорённости, не смогли выдержать виденное.
  7. ротмистр 15 октября 2016 09:24
    Статья интересная, мне понравилась. Если посмотреть начальный период большинства войн , которые вела Россия, у нас всегда начало было очень тяжелым. Видимо в нашем менталитете заложены шапкозакидательские настроения. В мирное время в армии России,практически всегда господствовали благодушные настроения. Начать можно с петровских времен. Как правило выдвигались по служебной лестнице офицеры, которые не утруждали начальство своим военным талантом и не заставляли покидать теплый кабинет, любящих уют начальников. Шагистика, показушность, умение встретить начальство в мирное время в России всегда были первоочередной задачей. Ну а как унас делают технику можно судить по нашему советскому автопрому.
  8. Монархист 15 октября 2016 09:24
    Статья оставляет двойственное впечатление:вроди как как попытка,в тысячу первый раз,разобраться в причинах и кто виноват (в автора виновник один-Сталин),а если внимательно вчитаться :Войну выиграли союзники,а мы случайно в компанию затесались.
    Насколько мне известно:в 1941Все военные округа никто в "ружьё"не собирался поднимать.
    И Жуков и Посыпкин и множество других авторов говорили,что в РККА 1941 была плохо отлаженный. Большинство командиров предпочитали телефон, а немцы как известно,загодя повреждали линии связи. Вот у автора генерал Карпезо и бегает ищет танковую дивизию.
  9. василий50 15 октября 2016 09:36
    У автора много буковок и все про то что никто не виноват, ну кроме И В СТАЛИНА конечно. То приказы про боеготовность неизвестны, то командующие округов занимаются чем угодно кроме прямых своих обязанностей по обучению и вооружению войск, вроде как это всё нормально и так и должно быть.
    Заговоры военных были и не видят их только те кто ничего знать не хочет и *отрабатывает* заказ, не иначе. 1941 год наглядно показал героизм красноармейцев и командиров и *некомпетентность* командующих.
    Никогда не поверю в *неумение* или *растерянность* генералов. Лучше чем у МАРТИРОСЯНА эти несоответствия не рассмотрены и не проанализированы. И данная статья одна из тех что пытаются *ненавязчиво* снять вину с непосредственных виновников и предателей.
    1. ротмистр 15 октября 2016 13:45
      Цитата: василий50
      У автора много буковок и все про то что никто не виноват, ну кроме И В СТАЛИНА конечно. То приказы про боеготовность неизвестны, то командующие округов занимаются чем угодно кроме прямых своих обязанностей по обучению и вооружению войск, вроде как это всё нормально и так и должно быть.
      Заговоры военных были и не видят их только те кто ничего знать не хочет и *отрабатывает* заказ, не иначе. 1941 год наглядно показал героизм красноармейцев и командиров и *некомпетентность* командующих.
      Никогда не поверю в *неумение* или *растерянность* генералов. Лучше чем у МАРТИРОСЯНА эти несоответствия не рассмотрены и не проанализированы. И данная статья одна из тех что пытаются *ненавязчиво* снять вину с непосредственных виновников и предателей.
      1. ротмистр 15 октября 2016 13:56
        Если я вас правильно понял, то в ВКП(б) было много предателей; генералы предатели и участники заговора, Горбачев предатель, Ельцин пьяница и предатель, Троцкий предатель, Зиновьев предатель, Берия предатель, Маленков предатель.... Господи, что же это за партия предателей, страшно становится. Правили предатели, воспитали предателей. Ведь Чубайс, Гайдар, дорогой и любимый Медведев и ряд друг их наших современных деятелей, внуки и дети идеологов марксизма-ленинизма.Дети и внуки наших всех генсеков КПСС ( кроме Черненко) живут в США или в ЕС. Несчастная наша страна.....
        1. василий50 16 октября 2016 01:04
          Коль вам что то непонятно, ну не дано, все равно уподобляться *петросянышам* не стоит. Острить тоже нужно уметь, как и понимать события по реальным событиям, а не по *фейковым* выступлениям заказанных статей.
  10. kitamo 15 октября 2016 09:53
    я правильно понял основные тезисы статьи:
    - Сталин - сволочь
    - военачальники - дЭбилы
    - личный состав - трусливое не обученное стадо
    - техника -дрянь
    - немцы сами убежали

    и тонкое выведение читателей данного опуса на мысль: если бы не союзники (Франция тоже немцев победила) был бы нам всем трындец... ну может еще бендеровцы немцев побеждали...
    1. Иван Тартугай 15 октября 2016 10:41
      Вы забыли, автор еще написал, что и бомбы, и снаряды - дерьмо.
      Удивительно, что автор на пожаловался на погоду, на жару, на пыль.
    2. Таня 15 октября 2016 10:46
      Цитата: kitamo
      я правильно понял основные тезисы статьи:
      - Сталин - сволочь
      - военачальники - дЭбилы
      - личный состав - трусливое не обученное стадо
      - техника -дрянь
      - немцы сами убежали

      и тонкое выведение читателей данного опуса на мысль: если бы не союзники (Франция тоже немцев победила) был бы нам всем трындец... ну может еще бендеровцы немцев побеждали...


      Правильно . sad Позволю себе еще дополнить Ваши выводы.
      Если бы не иностранная тушенка...
      Если бы не морозы минус 100...
      Если бы не распутица осенью-весной...
      Если бы у сверхчеловеков были инструкции по борьбе с холодом...
      Если б мухи были пчелами... request
      1. антивирус 15 октября 2016 16:14
        если б вражеские мухи не жужжали , мешая спать сверхчеловекам, то они отдохнув обязательно победили в 3 месяца. А так .. Во всем виноваты мухи
  11. vladim.gorbunow 15 октября 2016 11:10
    Директива от 18 06 была. Её подтверждает ряд свидетельств по развёртыванию Прибалтийского ВО, Ос. Киевского ВО, Одесского ВО соответственно в С-З Фронт, ЮЗФ и Юж.Ф. Прежде всего это воспоминания Маршалов М.В Захарова, И.Х.Баграмяна. Стрелковые дивизии создаваемого Южного Фронта своими частями и подразделениями сменяли пограничников, выводимых в глубь советской территории. Авиаполки перебазировались на полевые аэродромы, читайте А.И.Покрышкина. Фигичёв, комэск Покрышкина с эскадрильей находился 22 июня на площадке подскока. На основном аэродроме в Маяках самолётов было мало, их маскировали по правилам военного времени. А вот комиссар 8 МК Попель:"Может показаться странным: накануне я заезжал к Музыченко, чтобы подтвердить правильность наших с командиром предположений, Рябышев своей властью еще три дня назад вывел часть полков из казарм в район сосредоточения, и все-таки мы не предполагали, что война уже начинается.

    Нам хорошо было известно, что по всему округу идет напряженное формирование и переформирование частей, что штаб округа уже двое суток назад переехал из Киева в Тернополь". Не могу поверить, что 8 МК был выведен из-под удара немецкой авиации самодеятельностью комкора Рябышева. В статье нас поливают чем угодно от невозможности сидеть в кабине несколько часов до бездарности советского "нападения" на доблестную защищавшуюся Финляндию. Но не отвечают на вопрос чем отличаются войска мирного времени от войск в боевой готовности. Ответ очевиден - в первом случае служба регламентируется Уставом Внутренней Службы, во втором - Боевыми Наставлениями. " В мирное и военное время на занятиях и учениях по обучению военнослужащих действиям в бою, а также в ходе выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или вооруженных конфликтов внутренняя служба определяется боевыми уставами, наставлениями по обеспечению боевых действий, а также настоящим Уставом". УВС ВС РФ. Если войска выведены из казарм с оружием и боеприпасами, то командиров уже не заботит количество умывальников и проветривание казарм. Вместо дежурного по роте и дневальных назначают дежурных пулемётчиков, наблюдателей и подносчиков боеприпасов. Очевидно , что без приказа - директивы этого не сделаешь. Беда в том, что так же очевидно , что директива в ряде случаев саботировалась. Прежде всего это ЗОВО Павлова. Штаб округа сорвал выезд на ППУ в Обуз-Лесна, тем самым войска оказались без управления. Связь из из здания штаба округа в Минске была прервана с началом боевых действий. Гудериан был поражён разводом караулов в Брестской крепости 21 июня.
  12. Иван Тартугай 15 октября 2016 11:11
    Цитата из статьи:
    «Это очевидное на первый взгляд объяснение подкрепляется мифом, в соответствии с которым Сталин якобы за несколько дней до начала войны направил в войска директиву об их приведении в полную боевую готовность».

    Лично Сталин ИВ, от себя такой директивы направить в войска не мог. Это компетенция наркома обороны Тимошенко и начгенштаба Жукова.
    Но такая директива была и была доведена до войск. Об этом упоминают в своих мемуарах военные, которые служили в июне 1941 в приграничных округах. В частности об этом писал в своих воспоминаниях знаменитый генерал Петров ВС, он также ещё написал, что непосредственно перед нападением вермахта на Советский Союз боевая готовность была отменена, а именно с 18-00, 21 июня 1941 года, т.е. за несколько часов до нападения.
    А так как полная боевая готовность была отменена, то в войсках сняли с боевой техники и сдали, вернули на склады боеприпасы, слили топливо с самолетов, танков, автомашин и прочей техники. Офицеры сдали поднятые карты в спецчасти. Казарменное положение для командиров было отменено и они, за девять часов до нападения вермахта, отправились отдыхать, кто на гулянья в городских парках-садах, кто на концерты-спектакли-кино, как командующий ЗапОВО, Герой Советского Союза, генерал армии Павлов, а кто домой к семьям, а кто и в рестораны-кафе.
  13. Иван Тартугай 15 октября 2016 13:20
    Цитата из статьи:
    В результате советские летчики смогли повредить 15 финских самолетов, при этом советские потери составили 20 истребителей и 51 бомбардировщик.

    Результат угнетающий.
    В этом к сожалению ничего удивительного нет.
    В финскую зимнею войну авиацией ЛВО командовал жертва сталинских репрессий Герой Советского Союза генерал Птухин. Тогда тоже авиация ЛВО под командой генерала Птухина имела очень низкую результативность.
    За всю финскую войну она не разбомбила ни один дот, ни один стратегический объект. Зато весьма «удачно» отбомбилась по жилым кварталам Хельсинки и даже по дипломатическому кварталу нанесла бомбовые удары. Чем вызвала взрыв озлобления против Советского Союза со стороны простых граждан Финляндии и очередную антисоветскую истерию дипломатов и прессы на Западе.
    После Птухина авиацией стал командовать другая жертва сталинских репрессий генерал, а затем дважды Герой Советского Союза, Главный маршал авиации Новиков. Личность того же разлива, что и Птухин. Вот отсюда результат работы авиации. И самолеты есть, и боеприпасы есть, и топлива достаточно, и летчики умелые и отважные, но если командующий генерал - предатель, то все их усилия обращаются почти в ноль, да сами гибнут, т.е. результат отрицательный.
    1. shasherin_pavel 15 октября 2016 16:17
      Интереснее всего, что после войны командующего АДД сняли с должности именно потому, что Хельсинки совершенно целый стоял, а это после многочисленных бомбардировок. Бомбовые удары наносились по промышленным объектам, а не по городским кварталам.
  14. Иван Тартугай 15 октября 2016 14:37
    Цитата из статьи:
    А что случилось с советскими войсками, когда началась война, демонстрирует эпизод, описание которого можно найти в докладе командира 15-го механизированного корпуса генерала И.И. Карпезо от 26 июня 1941 года командующему Юго-Западным фронтом: «Начало наступления задерживается до сосредоточения 8-й танковой дивизии. Меры по ее розыску принимал вчера и сегодня».


    Генерал Карпезо личность легендарная.
    В этот же день 26 июня 1941 попал под авиаудар люфтваффе, получил ранение осколком авиабомбы. Врач осмотрел и констатировал, что генерал погиб. Генерала Карпезо похоронили, но через несколько часов приехал друг генерала политработник Лутай велел выкопать тело Карпезо, чтобы должным образом простится с другом. Генерала выкопали и оказался он живым. После лечения с 1942 года служил в САВО инспектором пехоты, помощником командующего по коннице, зам командующего округом по вузам и до завершения войны получил два ордена Ленина и два Красного Знамени. В ноябре 1945 года ещё один орден Красного Знамени, а 1946 году повышение и в звании, стал генерал-лейтенантом.
    Умер 1987 году, в возрасте 88-ти лет.
    Крепчайшего здоровья был генерал.
  15. антивирус 15 октября 2016 16:04
    – для организации налета британцы выделили всего 20 самолетов, а не 540, как это случилось при налете советской авиации на финские аэродромы;
    Всё имеет значение; в т ч и психология-менталитет крестьян.
    Гл -готовь сани летом( дров наколоть итп), а если чё не так в тактике , то лихой рукопашной все просчеты можно исправить(А это от Тухачевского :тысячи легких танков и бипланов, а не минимум профессионалов) По Тухачевскому страна могла лишь завалить противника массой своих войск.
    Только к 70-м гг 20 века мы перешли к городской жизни(психология"все знаю от учителя школы, а специализация моя такая..и в другие стороны не лезу, свое дело делаю".)Ликвидация безграмотности ( к 39 г)не решила всех проблем, менталитет меняется за 2-3 поколения
    Военные у нас только к 90 гг уступили пальму первенства финансистам и манагерам( структура экономики-народного хозяйства) , Но и без МО оказалось плохо
  16. Иван Тартугай 15 октября 2016 16:36
    Цитата из статьи:
    Можно предположить, что начальник Генерального штаба, а именно Георгий Жуков, и забыл упомянуть об этой директиве в своих «воспоминаниях и размышлениях», а также в ряде встреч и бесед с журналистами, однако в этом случае приходится признать, что его примеру по необъяснимой причине последовали все без исключения военные начальники той поры.


    Если бы четырежды Герой Советского Союза, маршал Советского Союза Жуков взял бы да упомянул в "своих воспоминаниях", что по настоянию Сталина ИВ войска были приведены в боевую готовность за несколько дней до нападения гитлеровской Германии, то это было бы практически однозначно, что самому себе подписать смертный приговор.
    Тогда население бывшего СССР спросило бы, почему же за несколько дней до 22 июня 1941 года войска Красной Армии были приведены в боевую готовность, а непосредственно, за девять часов перед нападением вермахта, т. е. с 18-00 21 июня 1941 года по войскам приграничных округов был дан отбой боевой тревоги?
    Почему, за несколько часов до начала войны, бомбы, снаряды, гранаты, патроны, полученные войсками на случай нападения Германии, были возвращены и сданы на склады?
    Почему артиллерия и полевая, и зенитная была изъята из корпусов и дивизий и отправлена на учебу, отстрелку в отдаленные полигоны и практически не участвовала в отражение первых ударов вермахта, и в большей части захвачена немцами?
    Почему авиация скученно дислоцировалась на основных аэродромах и практически была уничтожена в первый же день войны?
    И много, и много других почему.
    Поэтому как Хрущев с Жуковым стали у власти, то много документов, которые подтверждали их подлое предательство ( не меньшее, чем предательство Генерального секретаря ЦК КПСС Горбачева) были ими уничтожены.
  17. zenion 15 октября 2016 16:49
    В общем Победа была неправильная! Гитлера нужно воскресить и во всех городах России, если не поставить памятники, то хотя бы памятные доски. Что вот этот город Гитлер захватил назло Сталину, который этот город не удержал, (генералы не виноваты - виноват усатый)
  18. shasherin_pavel 15 октября 2016 17:37
    Начну с начала, не прочитав ещё статью до конца, потому что слишком много "бла-бла" не обдуманных и высосанным и обоссаных разными истериками- историками. Для начала войны совершенно не упоминается политическая обстановка в мире и в стране: СССР выгнали из Лиги наций из-за войны с Финляндией и что последовало за этим? Английская экспедиция высаживается в Норвегии, но при этом полностью проигрывает бои за Скандинавию! Проигрывает напрочь с полным разгромом! Почему? А потому, что корпус высадился не для защиты Норвежского побережья, а направлялся в Финляндию для участия в Зимней войне против СССР... Германский десант наносит удар Англичанам в спину в глубине страны, а не прорывает их фронт обороны на побережье. Ещё до 22 июня в СССР было известно, что англичане развернули сеть аэродромов для бомбардировки бакинского нефтяного промысла. Это всё в то момент когда Люфтваффе бомбит аэродромы самой Англии. Лига наций объявляет СССР торговые санкции и запрещает покупать что либо из СССР кроме пшеницы и меха. Единственный наш торговый партнёр на начало войны это Германия, которая так же облагается санкциями в Европе и имеет товарооборот только в Южной Америке и Азии, в странах не подчиняющихся Великобритании. Только из Германии могли мы получать пресс для отковки коленвалов для дизелей В-2, карусельные станки большого диаметра и другое промышленное оборудование. Отторгнуть такого партнёра в 1940 году это значит не получить дизеля для танков, не получить токарные станки, тяжёлые стотонные прессы. Когда я первый раз прочитал о том, что в Мурманске разгружались и грузились английские корабли в 1940 году, то сначала не поверил. Но на Военном обозрении прочитал, что в Англию были поставлены самолёты МиГ-3 для морской дальней разведки и мало кто знает, что именно на МиГ-3 был обнаружен "Бисмарк" после первого его повреждения.

    Войска всегда находятся в некоторой степени боевой готовности, которая должна обеспечить успешное решение стоящих перед ними задач, например, переучивание, получение и освоение новой боевой техники.
    Первый ляп. За что расстреляли Рычагова -невинную жертву Сталина? Да потому что первая же проверка в частях показала полную неготовность авиации к военным действиям: некоторые лётчики на практике, отслужив в авиации до 2 лет, не совершили ни одного вылета. При этом исправно на документах списывались в расходники бензин и масло и зачислялись вылеты.
    2) в той атмосфере паранойи сталинской диктатуры,
    При той диктатуре Сталина, он так и не смог заставить маршала Кулика заставить начать наступление навстречу Жукову, наступающему из Ленинграда. Он так и не смог заставить начать наступление Феодосийского десанта, когда Мехлис своими политическими собраниями парализовал работу штаба. Кроме приказа "Ни шагу назад" были и другие приказы до этого, но никто не выполнил их, и пришлось пригрозить расстрелами за отступление без приказа.
    3) Очень показателен случай 26 апреля 1942 года, когда, перехватив ударную группу из семи Пе-3 95-го полка, немецкие истребители сбили пять машин».
    Показателен или нет случай, когда выпускников истребительной школы посадили на Ил-2 и отправили на фронт из тыла без боекомплекта и 12 Ил-2 атаковали 20 Ме-109. Так вот все Ил-2 сели на аэродром россыпью с повреждениями, но ни один самолёт не был сбит. Именно в это время 7 истребителей сафоновского полка отразили налёт 53 германских самолётов, не потеряв ни одного своего.
    4) Причем разгром итальянского флота учинили самолеты архаичной конструкции – бипланы «Swordfish»,
    Это для нас сейчас это архаичная конструкция, только в советской авиации не было ни одного одномоторного самолёта, способного поднять торпеду. И это архаичный самолёт? При этом несколько по идиотски (извините) сравнивать подготовку налёта из 20 самолётов с работой фронта от Мурманска до Чёрного моря. Даже 570 самолётов и 20 это извините это уже д.... Это значит вместо 20 классных лётчиков собрать в одну группу 570 так же классных и ассов.
    5) Какое сопротивление противнику мог оказать 466-й стрелковый полк при таком уровне подготовки,
    Самый знаменитый торпедоносный полк Великобритании при своём формировании потерял в учебных полётах 40% своего состава и командование приняло решение, лучше путь погибают на фронте, чем во время учебных полётах! и бросили оставшиеся экипажи без полного обучения в бой. Чем подготовка советских лётчиков отличается от английских? Тем что наши лётчики освоили и летали на "Томагауках", которые считались у них очень трудными самолётами, на которых не всякий лётчик может летать. Сафонов сел в кабину самолёта, выслушал инструктаж через переводчика и взлетев совершил ряд фигур высшего пилотажа, чем привёл англичан в восторг. Вы слышали о том, чтобы кто-то из наших лётчиков критиковал "Томагаук" за сложность полёта? А вот английский ас взлетев на И-16 тут же сел и отказался летать на И-16. Так же не поверил американский лётчик испытатель, что Пе-2 является массовым самолётом СССР. У вас не может быть столько первоклассных лётчиков, способных летать на таком самолёте.
    Хватит, а то комментарий больше статьи будет. Статья дерьмо, основанная на частных случаях и написана двоечником.
    1. Таня 15 октября 2016 18:10
      "...Статья дерьмо, основанная на частных случаях и написана двоечником."

      Это не статья, это перепечатка отрывков из книжки г.в. лукьянова "Накануне 22 июня..." . Очередная псевдоисторическая мерзость.
      1. Авиатор_ 15 октября 2016 18:42
        Это не двоечник, это классический либераст, приверженец "европейских ценностей". И директивы от 18 06 1941, оказывается, не было, и вообще, всех культурных немцев русские своими трупами завалили, сиволапые. А что касается мемуаров Г.К. Жукова, то их первая часть очень напоминает вторую часть мемуаров Манштейна - общий смысл: что бы он сделал, если бы ему кто-нибудь дал войск побольше.
  19. vashe 15 октября 2016 20:07
    Геннадий Лукьянов, ты случайно не дочь офицера из Крыма? возможно не все так однозначно?
  20. стас57 15 октября 2016 21:45
    в принципе ничего нового-
    и слабая подготовка
    и проблемы в технике.
    но все же рвет у многих как в первый раз
    1. stalkerwalker 16 октября 2016 10:45
      Цитата: стас57
      но все же рвет у многих как в первый раз

      Во все времена не особо далёким персонам хотелось попасть на кадры кинохроники, крикнуть на камеру в студии "Можно привет передать?", показать голую пятую точку на людях....
      На просторах инета таким персонажам полное раздолье...
      wassat
  21. tomket 15 октября 2016 23:51
    Вообще не плохо было бы сравнить действия Сталина и Рузвельта в момент нападения. Естественно с поправкой на то , что к 42 году проклятые джапы не топтались перед Белым домом, а ферви не пришлось в спешке эвакуировать с одного побережья, на другое.
  22. atos_kin 16 октября 2016 09:09
    Жаль, что отменили "минусы" на ВО.
  23. Семенов 16 октября 2016 15:23
    Ссылки искать лень, но в мемуарах немецких танкистов в первые дни войны проскальзывало, что "боевые действия в СССР были затруднены действиями советской авиации. Мы были вынуждены передвигаться только ночью, а днем прятать и маскировать свои танки в канавах, стогах и крестьянских избах. В некоторых случаях приходилось даже рыть канавы ночью для передвижения танков днем". Ну и далее в том же духе. Так что не надо мазать все грязью - итог известен, Победа.
  24. Torins 16 октября 2016 16:00
    Мне не нравится, что автор использует метод зомбирования электората, а именно приводит пример не удачных действий наших летчиков и удачный чужих летчиков, потом еще раз так. У не подготовленных в данном вопросе личностей может возникнуть стойкое убеждение в полной бездарности наших ВВС периода великой отечественной войны. Отсюда начинается вера в мифы "трупами завалили" "Лаптями немытыми затоптали" и.т.п.
    Спасибо за труд конечно, но автору надо научится грамотно составлять по настоящему объективное мнение, которое не затрагивает его личные предпочтения и убеждения. Статье минус.
  25. andrewkor 16 октября 2016 17:45
    А вот флот 22 июля 1941г. был приведён в полную боевую готовность и потерь не понёс.Потом,правда,был разгромный переход из Таллина,отсиживание в Поти и в Кронштадте , прочие "победы".
    1. Molot1979 17 октября 2016 06:02
      Да и полный разгром постиг, как ни странно, только фронт Павлова. А на флангах у немцев как-то не покатило: оттесняли, но долгое время обходилось без офигенских котлов. Что-то автор забыл объяснить этот феномен.
  26. десантура6 17 октября 2016 13:15
    «…№ 549. ДИРЕКТИВА НАРКОМА ОБОРОНЫ СССР И НАЧАЛЬНИКА ГЕНШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ ВОЕННОМУ СОВЕТУ КОВО
    № 504205 13 июня 1941 г. Совершенно секретно Особой важности
    Для повышения боевой готовности войск округа к 1 июля 1941 г. все глубинные дивизии и управления корпусов с корпусными частями перевести ближе к госгранице в новые лагеря, согласно прилагаемой карты.
    1) 31 ск - походом; 2) 36 ск - походом; 3) 55 ск - походом; 4) 49 ск - по железной дороге и походом; 5) 37 ск - походом.
    Приграничные дивизии оставить на месте, имея в виду, что вывод их к госгранице, в случае необходимости, может быть произведен только по моему особому приказу. 164 сд для лагерной стоянки вывести к 17 июня 1941 г.:
    1) один сп - в Дунаевцы, 20 км. сев. Герца; 2) один сп - в район Ларга; 3) остальные части - в район Хотин.
    Передвижения войск сохранить в полной тайне.
    Марш совершать с тактическими учениями, по ночам.
    С войсками вывести полностью возимые запасы огнеприпасов и горюче-смазочных материалов. Для охраны зимних квартир оставить строго необходимое минимальное количество военнослужащих, преимущественно малопригодных к походу по состоянию здоровья. Семьи не брать.
    Исполнение донести нарочным к 1 июля 1941 г. ПРИЛОЖЕНИЕ: карта 500 000 - одна.
    Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С. Тимошенко
    Начальник Генерального штаба Красной Армии генерал армии Г. Жуков
  27. десантура6 17 октября 2016 13:27
    «…№ 3. Протокол допроса арестованного Павлова Дмитрия Григорьевича.
    Павлов Д. Г., 1897 года рождения, уроженец Горьковского края, Кологривского района, деревни Вонюх*. До ареста командующий Западным фронтом, генерал армии, член ВКП(б) с 1919 г.
    9июля 1941г. Допрос начат в 12 час. 00 мин.
    Ответ: … мною был дан приказ о выводе частей из Бреста в лагеря еще в начале июня текущего года, и было приказано к 15 июня все войска эвакуировать из Бреста.
    Я этого приказа не проверил, а командующий 4-й армией Коробков не выполнил его, и в результате 22-я танковая дивизия, 6-я и 42-я стрелковые дивизии были застигнуты огнем противника при выходе из города, понесли большие потери и более, по сути дела, как соединения не существовали. Я доверил Оборину — командир мехкорпуса — приведение в порядок мехкорпуса, сам лично не проверил его, и в результате даже патроны заранее в машины не были заложены.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня