Китайские авианосцы: миф или реальность?

Споры о том, насколько далеко простираются военно-политические амбиции Китая — нарождающейся супердержавы, постоянно подогреваются как потоком реальных новостей, так и полуфантастическими «утечками» о военных мегапроектах Поднебесной. В последнее время на первый план вышла тема авианосного флота. Действительно ли Красный Дракон намерен побороться за господство над океанами с Америкой, или мы являемся свидетелями упражнений в искусстве блефа?

Китайские авианосцы: миф или реальность?

«Ляонин», единственный авианосец, находящийся сегодня на вооружении Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая, в прошлом носил имя «Варяг». Следующий авианосец китайцы намерены построить сами.

В январе этого года одна из гонконгских газет сообщила со ссылкой на Ван Мина, партийного руководителя китайской провинции Ляонин, что Китай приступил к постройке своего второго авианосца из четырех запланированных. Корабль будет строиться на верфи в городе Далянь, и на воду его спустят через шесть лет. Особая изюминка этой новости в том, что новый авианосец станет чисто доморощенным, китайским, в отличие от первого опыта КНР в данной области.


Все наверняка помнят историю с недостроенным тяжелым авианесущим крейсером проекта 1143.6, который назывался сначала «Рига», потом «Варяг», однако в связи с распадом СССР в строй так и не вступил. Оказавшись в собственности Украины, корабль в состоянии 67%-ной готовности был продан китайской компании якобы для создания плавучего парка развлечений. В версию о развлечениях не поверили США и сильно уговаривали Турцию не пропускать полуфабрикат через Босфор, однако к берегам Поднебесной едва ли не через два года после выхода из Николаева «Варяг» все-таки доплыл.

Китайские авианосцы: миф или реальность?

Индийский легкий авианосец
когда-то назывался тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Горшков», а еще ранее — «Баку». В Индию поступил после глубокой модернизации, проведенной на заводе в Северодвинске.

Вырваться за цепь

А дальше случилось предсказуемое: Китай достроил корабль, правда не в формате ТАКР, а в виде авианосца, и в сентябре 2012 года под названием «Ляонин» принял его на вооружение ВМС Народно-освободительной армии. Следом поступили сообщения об успешной посадке истребителя Shenyang J-15 на палубу «Ляонина», что стало знаком обретения Китаем палубной авиации с фиксированным крылом. В декабре прошлого года ВМС НОАК провели в Южно-Китайском море учения с участием «авианосной боевой группы» и даже ухитрились войти в близкое соприкосновение с кораблями ВМС США, что едва не вызвало конфликт.

Теперь заявляется, что Китай к 2020 году намерен иметь уже четыре авианосца для действий как в прибрежных морях, так и в открытом океане. Значит, вскоре можно ожидать сообщения о закладке новых авианосцев, которые, вероятно, в целом будут повторять конструкцию «Варяга-Ляонина».

Чтобы понять, зачем вообще Китаю нужны авианосцы, стоит немного остановиться на том, как военные стратеги КНР видят положение своей исторически сугубо континентальной страны по отношению к окружающему ее тихоокеанскому пространству. Это пространство, с их точки зрения, делится на две части. Первая — прибрежные моря, ограниченные «первой цепью островов», на которых сильно военное присутствие крупных государств, прежде всего США, но также России и Японии. Это цепь архипелагов, тянущаяся от оконечности Камчатки через Японские острова до Филиппин и Малайзии.

И конечно, в этой цепочке присутствует основная головная боль КНР — Тайвань, военный конфликт вокруг которого из сценариев исключить никак нельзя. В отношении этой прибрежной зоны у Китая есть доктрина, обозначаемая обычно как A2/AD: «противодействие вторжению/закрытие зоны». Имеется в виду, что при необходимости НОАК должна иметь возможность противодействовать враждебным действиям противника в пределах «первой цепи» и в проливах между архипелагами.

Китайские авианосцы: миф или реальность?

На будущий американский суперавианосец Gerald R. Ford
устанавливают надстройку-«остров». Этот корабль призван стать витриной новейших кораблестроительных технологий.


В том числе предполагается противодействие авианосным ударным группам ВМС США. Но, чтобы воевать у своих берегов, совсем не обязательно иметь авианосцы — зона отлично простреливается береговыми средствами. В частности, особые надежды Китай возлагает на баллистическую противокорабельную ракету Dong Feng-21D наземного базирования, которая представляется как «убийца авианосцев».

Другое дело, что Китаю с его нарастающими амбициями не хотелось бы сидеть взаперти, за «первой цепью островов», и китайские адмиралы мечтают заполучить себе свободу действий в открытом океане. Чтобы эти желания не выглядели голословными, в прошлом году группа из пяти китайских кораблей миновала пролив Лаперуза (между Хоккайдо и Сахалином), затем обогнула Японию с запада и вернулась к своим берегам, пройдя севернее Окинавы. Этот поход был представлен китайским руководством как прорыв блокады «первой цепи островов».

Утечки или фан-арт?

Пока китайцы осваивают советские технологии и осторожно высовывают нос за пределы «первой цепи островов», на сайтах и форумах, посвященных военно-технической тематике, обсуждаются загадочные картинки с иероглифами. На них якобы показаны грядущие мегапроекты КНР в области авианосного кораблестроения. Растущая военная и экономическая мощь Китая столь сильно интригует весь мир, что изображения, больше смахивающие на фан-арт любителей компьютерных игр, никого не оставляют равнодушными.

Особенно впечатляюще выглядит авианосец-катамаран с двумя палубами, с которого имеют возможность стартовать сразу два самолета. Кроме многоцелевых истребителей, напоминающих наши Су-27, на палубах нашлось место вертолетам и самолету системы дальнего радиолокационного обнаружения.

Другой концепт подобного рода — авианосная подводная лодка: гигантский, судя по всему, корабль с уплощенным корпусом, располагающий, помимо набора ракет с ядерными боеголовками и противокорабельных ракет, еще и водонепроницаемым ангаром на 40 самолетов. Когда лодка находится в надводном состоянии, ворота ангара раскрываются, и самолеты могут отправляться на задание. Кроме того, огромная субмарина якобы будет способна служить базой для подводных лодок стандартных размеров.

Китайские авианосцы: миф или реальность?

На авианосце «Ляонин» базируются
22 истребителя Shenyan J-15, которые считаются клоном российской разработки Су-33 (Су-27К), но с радаром, двигателем и вооружением местного производства.


Похоже, именно мечта о выходе за «цепь островов» породила также идею циклопической плавучей базы, которую и кораблем назвать сложно. Выглядит это как спущенный на воду вытянутый параллелепипед, на верхней грани которого расположена взлетно-посадочная полоса длиной 1000 м. Ширина полосы — 200 м, высота конструкции — 35. Помимо функции аэродрома, база могла бы выполнять роль морского причала, а также стать местом дислокации подразделений морской пехоты.

То есть в основе идеи — желание вытащить эту штуковину буксирами куда-нибудь подальше в море и устроить в окружении вод мощный опорный пункт, который превосходил бы своими масштабами и оснащением любой американский авианосец.

Все эти фантастические «проекты» производят очень странное впечатление и своим явным несоответствием уровню современных китайских технологий, и в целом их инженерной состоятельностью и военной целесообразностью. Поэтому трудно сказать, имеем ли мы дело с реальными утечками дизайн-проектов, «черным пиаром» правительства КНР или просто с возросшей компьютерной грамотностью китайского населения, освоившего программы 3D-моделирования.

Китайские авианосцы: миф или реальность?

А вот это один из примеров, вероятно, популярных у дальневосточных дизайнеров фантазий
на тему грозных боевых кораблей. Созданный китайскими художниками макет не существующего в природе авианосца был показан на выставке в 2009 году.


Трамплин против катапульты

Так кого и зачем пытается догнать Китай со своей авианосной программой? Первый мотив, который приходит в голову, — соперничество с США. Однако, развивая тему авианосцев на базе проектов с индексом 1143, КНР вряд ли добьется многого. «Ляонин» способен взять на борт всего 22 самолета, что, разумеется, очень мало по сравнению, например, с атомными гигантами класса Nimitz, позволяющими разместить на 50 самолетов больше.

Когда-то конструкторы советских ТАКР, не решив проблему создания паровой катапульты для разгона самолетов на старте, придумали своего рода трамплин. Прокатившись по нему, истребитель как бы подбрасывался вверх, что создавало запас высоты для набора нужной скорости. Однако такой взлет сопряжен с серьезными ограничениями по весу летательных аппаратов, а значит, и по их вооруженности.

Правда, военные аналитики не исключают, что в новых версиях китайских авианосцев катапульта все же будет применена, и место J-15 займет более легкий самолет, возможно на основе истребителя (предположительно) 5-го поколения J-31. Но пока произойдут все эти усовершенствования, американский ВПК тоже не будет стоять на месте.

Китайские авианосцы: миф или реальность?

Крупнейшие авианосцы мира

Прошлой осенью прошло «крещение» первого американского авианосца Gerald R. Ford из одноименного нового класса, который придет на смену классу Nimitz. Он сможет взять на борт уже до 90 самолетов, но даже это не главное. Gerald R. Ford вобрал в себя множество новейших технологий, значительно повышающих его энергоэффективность и боевые возможности.

Если китайцы, возможно, «дорастут» до паровой катапульты, то на новом американском корабле от нее отказались как от воплощения технологий вчерашнего дня. Теперь там применяются электромагнитные катапульты на основе линейного электродвигателя. Они позволяют разгонять боевые самолеты более плавно и избегать слишком сильных нагрузок на конструкцию летательного аппарата.

Прогулки налегке

Впрочем, даже если избегать прямых сравнений китайского авианосца устаревшей конструкции с новейшими американскими, невозможно не заметить разницы в тактике использования кораблей этого типа в Китае и США. Американские авианосцы всегда следуют в центре авианосной ударной группы (АУГ), в составе которой обязательно идут боевые корабли, обеспечивающие прикрытие авианосца с воздуха, ведущие противолодочную борьбу, располагающие мощными противокорабельными средствами.

Во время учений в Южно-Китайском море вокруг «Ляонина» тоже попытались создать нечто вроде АУГ, но от американской она заметно отличалась. И не только количеством и мощью боевых кораблей, но и полным отсутствием такой важной составляющей, как суда обеспечения — плавучие рембазы, танкеры с топливом, суда, перевозящие боеприпасы. Уже из этого понятно, что китайский авианосец, во всяком случае пока, не может служить инструментом «проецирования силы» на океанских дальностях, и выбираться за «первую цепь островов» ему просто нет смысла.

Есть еще одна держава, с которой у КНР издавна непростые отношения. Это Индия. Хотя Индия является соседом Китая на суше, а не на море, ее военно-морские планы наверняка тщательно отслеживаются в Поднебесной. На сегодня Индия уже располагает двумя авианосцами. Один из них носит название «Викрамадитья» — он, как и «Ляонин», является кораблем советской постройки. Изначально он носил имя «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (проект 1143.4) и был продан Индии Россией в 2004 году. Второй авианосец гораздо более старый: он был построен британской компанией Vickers-Armstrong в далеком 1959 году, а продан Индии в 1987-м. На 2017 год намечено его списание.

При этом Индия запустила программу строительства нового класса авианосцев, уже своими силами. Этот класс под названием Vikrant будет включать (по данным на сегодняшний день) два корабля — Vikrant и Vishai. Первый из них в прошлом году спущен на воду, хотя из-за финансовых трудностей принятие корабля на вооружение отложено до 2018 года. Корабль имеет характерный для советских конструкций «трамплин» в расчете на эксплуатацию 12 истребителей российского производства МиГ-29К. Также авианосец сможет взять на борт восемь легких истребителей местного производства HAL Tejas и десять вертолетов Ка-31 либо Westland Sea King.

Западные военные эксперты сходятся в том, что китайская авианосная программа — это скорее политическая декларация о намерениях, чем важный шаг в военном строительстве, и серьезную конкуренцию американским морским силам авианесущие корабли КНР составить не смогут. Вопросы безопасности в ближних водах Китай способен решать, опираясь на сухопутные базы, а заявить о себе всерьез в открытом океане ВМС НОАК пока не в состоянии. Однако если рассматривать авианосцы как непременный атрибут великой державы, то символический смысл планов Китая понять можно. Да и от Индии негоже отставать.
Автор: Олег Макаров
Первоисточник: http://www.popmech.ru/weapon/15537-kitayskie-avianostsy-mif-ili-realnost/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 48
  1. андрей юрьевич 16 октября 2016 06:31
    Действительно ли Красный Дракон намерен побороться за господство над океанами с Америкой, или мы являемся свидетелями упражнений в искусстве блефа?
    с помощью авианосцев,устанавливается "господство" над колониями, а не над океанами...что б "господствовать над океанами",нужно что то такое,чего пока нет ни у кого...
    1. Котище 16 октября 2016 08:02
      Незнаю, незнаю. Китай в текущем году уверенно вошел в "спор" за острова с Филипинами и Въетнамом. Даже позицию США просто оставил без ответа. Кроме того надо помнить, что есть великая китайская панацея "вернуть Тайвань".
      Цель есть, теперь формируются средства для достижения цели.
      1. Касым 16 октября 2016 08:31
        Родриго (президент Филиппин) недавно "красиво" зажигал по поводу Обамы wink . Похоже, что скоро в КНР визит будет. hi
      2. Асадулла 18 октября 2016 21:58
        что есть великая китайская панацея "вернуть Тайвань".


        А Тайвань возвращать и не надо, он как бы априори китайская территория, и даже сам Тайбэй это признает. Вопрос в подчинении. Пока США закачивает кредиты, вопрос о переподчинении не возникает. И Пекину хватает пятой колоны в виде гоминьдановцев. Более того, даже если бы встал вопрос о центральном подчинении Пекину, то националисты потребовали бы невыполнимых условий от КПК. На этих условиях вообще непонятно, поглотит Тайвань материковый Китай, или же наоборот. Сегодня националисты проиграли выборы, но во внешней политике ничего не поменялось, несмотря натут же возросшую активность дяди Сэма. Это китайцы блин. А Пекин, Пекин терпеливо ждет, когда персик созреет и сам упадет в корзину. Она уже подставлена.

        Кстати, не понимаю, с чего автор так недооценивает китайский научный и технический потенциал? Он собственно сегодня сильнее российского. Есть только одно ноу-хау, расового характера. В России существует культ ГК, который как гуру видит проблему, изделие и функцию в нескольких измерениях. В КНР работает коллективный разум, который с задачей справляется быстрее, но ошибки возникают в неспособности изометрического зрения. ГК там выполняет роль посредника между ЦК и предприятием, он как менеджер с административными функциями. Но если китайцы отшлифуют коллективное взаимодействие технарей с учеными, как и между собой, то это будет настоящий прыжок.
    2. Чёрный 16 октября 2016 08:24
      Применительно к Китаю; то что сегодня кажется мифом, завтра может стать реальностью.
      1. avt 16 октября 2016 09:48
        Цитата: Чёрный
        Применительно к Китаю; то что сегодня кажется мифом, завтра может стать реальностью.

        Тут давеча придворный стратег Сатановскго статью выдал , да собственно они ниже стоит, ну
        Внезапный выход из прибрежной зоны
        Походу новый автор из той же когорты выдающих собственный думки в отрыве от реальности данной в ощущение . Ну судя по
        Вопросы безопасности в ближних водах Китай способен решать, опираясь на сухопутные базы, а заявить о себе всерьез в открытом океане ВМС НОАК пока не в состоянии.
        Походу автор реально не в состоянии провести анализ походов и манёвров китайского флота , а так же строительство баз на других континентах , причём уже не просто в какой то завуалированной форме , ну типа под освоение Антарктики в Австралии, а напрямую для собственного ВМФ в той же Африке . Статья negative ни о чём.Вот ни про корабельную программу и авианосцы в частности , ни собственно об экспансии Китая в мировом океане , которая , выделяю для автора,УЖЕ ИДЕТ ПЛАНОМЕРНО И ПОСТУПАТЕЛЬНО ,с созданием реальной базы присутствия флота в обозначенных Китаем ,ПРИЧЁМ ДЛЯ СЕБЯ И НЕ ПУБЛМЧНО.регионах океанов , без эффектных ,но откровенно бестолковых ,,бросков на Приштину".
        avt
        1. rasteer 16 октября 2016 20:31
          Статья старая 14ого года из попмеха, собсна и ссылка на на сайт попмеха есть. Ну аналитика и Попмех, это весчи слабо связанные особенно в вопросах военных. Одно слово журнал для планктона.
    3. Mavrikiy 16 октября 2016 09:18
      Цитата: андрей юрьевич
      Действительно ли Красный Дракон намерен побороться за господство над океанами с Америкой, или мы являемся свидетелями упражнений в искусстве блефа?
      с помощью авианосцев,устанавливается "господство" над колониями, а не над океанами...что б "господствовать над океанами",нужно что то такое,чего пока нет ни у кого...


      Так вот и нет пока "универсальной плавучей базы" для ВМФ, ВВС, МП, и тд и тп. Длина судна 1000 м. Есть уже танкер 450 м. Если встанет посреди Тихого, или у Побережья США, со своим маскитным флотом и АРПЛ, вот и будет Господство. Время летит быстро. УПБ мы еще увидим.
      1. rasteer 16 октября 2016 20:37
        Ну для мАскитного флота километр взлетки не нужен, ну или китайские мАскиты размером с боинг 747. В прочем китайцев много, могут из пустых бутылок построить суперпупер авианосец и до толкать его в плавь до США вместе с мАскитами.
        1. Асадулла 18 октября 2016 22:09
          В прочем китайцев много, могут из пустых бутылок построить суперпупер авианосец и до толкать его в плавь до США вместе с мАскитами.


          А вы наверное тот самый Ваня Васильчиков, что гадкого крокодила сабелькой наказывал? Вы в Китае бывали? Прокатитесь по маршруту Гуанчжоу-Пекин, 2200 за семь часов. Билет первого класса триста баксов. После этого если кукушка из скворечника не вылетит, то заработает в другом режиме.
    4. Удав КАА 16 октября 2016 11:56
      Цитата: андрей юрьевич
      .что б "господствовать над океанами",нужно что то такое,чего пока нет ни у кого...

      Юрич, привет! Ну, ты брат даешь! Прям с утра и такую интригу загнуть...Аж мысля сама собой зачесалась: А что же нужно для "господствова над океанами"??? Слушай! А ведь это тема большого и серьезного разговора на сайте! Напиши свои думки, а мы покумекаем коллективно на досуге! Лады? good
      А по статье можно сказать следующее.

      1. Страна, имеющая 1/3 границы по морю -- не может быть "чисто сухопутной": потребности развития экономики заставят строить торговый/наливной/рыболовецкий флоты. Или вы полагаете что ради "морских прогулок" хунфузы построили 450-метровый танкер? А для того, чтобы охранять/защищать морские коммуникации, и нужен сильный надводный флот. Включая и авианосцы.
      2. Отсюда утверждение, что флот Китаю нужен для экспансии -- не совсем убедительно: флот нужен КНР, чтобы развиваться экономически, обеспечивая свободу судоходства своим судам. т.к. более 60% нефти идет морским путем. И объемы поставок будут расти. Чтобы Штаты не перекрыли "крантик", как они это сделали с Японией накануне ВМВ, тем самым вынудив ее начать войну против Штатов, -- и нужен Китаю мощный флот, в т.ч. и авианосный. Поэтому утверждение об *экспансии* верно на половину.
      3. Насчет трамплина на ТАКРах. Это не наше изобретение -- английское! Инвинсибл первым обзавелся *курносым* носом для подбрасывания Харриеров. Так что -- сори!
      4. Мне так и осталось непонятным: зачем индийскому Vikrant-у аж 10 вертолетов Ка-31? Это вообще-то вертолеты ДРЛО!!! Во всех ВМС КНР их 9 штук, у нас осталось всего два! А легкому авианосцу зачем столько?
      5. Насчет баз в Африке коллега Atv hi все доходчиво объяснил. Присоединяюсь к столь компетентному мнению.

      А так, очень свеженькая статья, заслуживающая одобрения ...Поставил "+".
      Но! Тема: "ЧТО НУЖНО ДЛЯ ЗАВОЕВАНИЯ ГОСПОДСТВА НА МОРЕ" проанонсированная Юричем -- крайне перспективная!
      И, если, уважаемый мной О.Капцов, снизойдет до неё, уверен -- на сайте будет еще та заруба! Вновь всколыхнется болото повседневности, и мы услышим много интересного!
      С уважением, hi
      1. spravochnik 17 октября 2016 09:35
        И, если, уважаемый мной О.Капцов, снизойдет до неё, уверен -- на сайте будет еще та заруба! Вновь всколыхнется болото повседневности, и мы услышим много интересного!
        А что, без "виагры" в лице Капцова никак не обойтись? winked
        1. Удав КАА 17 октября 2016 21:09
          Цитата: spravochnik
          А что, без "виагры" в лице Капцова никак не обойтись?

          Олег -- журналист. И, надо сказать, талантливый журналист.
          Умел бы так писать -- зарабатывал бы этим на жизнь. А так -- проза жизни: грязь, дождь, ветер на строительной площадке спецобъектов...
          А вы, любезный о виагре чушь мелите...Озабоченный вы наш! lol
          1. spravochnik 18 октября 2016 08:35
            У как вас, задело за живое?
    5. KaPToC 16 октября 2016 21:34
      Авианосцы как раз и нужны для господства на море, морская авиация проигрывает авиации сухопутного базирования очень сильно.
  2. svp67 16 октября 2016 06:33
    Китай будет строить авианосцы, так как он имеет такую возможность и самое главное, в нынешней ситуации он имеет концепцию выхода в Мировой Океан, для чего создает большой океанский флот.
    1. СТАРПЕР 16 октября 2016 13:38
      Да Китайцы и Индусы трусы....! И Японцы с корейцами тоже..
      У русских учитесь... drinks Думаете,что русских замочат и ваше время настанет..? После нас вас просто существовать не будет ,даже в истории..!
      1. Тибидох 18 октября 2016 10:06
        Так, СТАРПЕРу больше не наливать... lol
  3. Vyacheslav73 16 октября 2016 06:45
    Я тоже считаю,что строительство авианосцев Китаем "это скорее политическая декларация о намерениях".Но "хотеть" и "построить" это совсем разные понятия.Посмотрим ,что у них получится по факту, а уж потом и обсудим,- насколько Китайские АУГ стали "грозными".В настоящий момент они мерикосам лишь выражают озабоченность и решительные протесты lol , когда те проходят вдоль ,например, архипелага Спартли (ну или еще где-нибудь рядом с Китайскими водами...)
    1. donavi49 16 октября 2016 08:58
      Ну Китай сейчас занял позицию пусть Орел с Мишкой горшки бьют и цапаются. А китайский Тигр извлечет из этого выгоду и будет интенсивно развиваться, явно не вставая ни на чью сторону.

      Плюс они сейчас имеют фокус на Африку - где мытьем и катанием пропихнули своих людей в большую часть верхушек на восточном побережье.

      И в АТР ловят рыбку в мутной воде. Недавно еще с Филиппинами вполне рассматривалась маленькая победоносная за Риф. Сейчас новый президент послал к черту Обаму и согласен урегулировать вопрос со спорными территориями за крупный совместный контракт и перезагрузку отношений.
  4. Razvedka_Boem 16 октября 2016 06:47
    На их месте, лучше стоит развивать подводный флот. Авианосцы - дело дорогое, нужна инфракструктура, морские летчики, подготовка которых сильно отличается он сухопутных летчиков и по квалификации являющиеся асами, специальные самолеты и пр. И как было замечено в статье, создать полноценую АУГ Китай сможет еще не скоро.
    Для демонстрации силы, ну разве что Тайвань пугать.
    1. PSih2097 16 октября 2016 14:37
      Цитата: Razvedka_Boem
      Для демонстрации силы, ну разве что Тайвань пугать.

      так Тайвань и является на данный момент основной МишеньЮ № 1 для Китая, а все эти споры с Вьетнамом и Филиппинами для отвода глаз...ИМХО
  5. rotmistr60 16 октября 2016 07:18
    Не стоит забывать, что если китайцы поставили перед собой какую-то цель, то они из кожи вон вылезут, но выполнят задуманное. Последние 10 лет развития экономики и НОАК подтверждают это.
  6. blizart 16 октября 2016 07:43
    22 истребителя Shenyan J-15, которые считаются клоном российской разработки Су-33
    Да что там считаются?! Чисто он и есть! В общем то всем известный факт о китайском клонировании вызывает лично у меня самые противоречивые чувства. Самое первое и естественное: - Такие сякие, немазаные не сухие! Иногда: - Да уж если борьба с явлением бесполезна, хорошо хоть копируют наше. Значит ценят и понимают преимущества русской инженерной школы, проникаются её решениями. Зачастую после взгляда на такие знакомые силуэты чужих теперь самолетов и кораблей, просто грустно от сознания упущенных возможностей своей страны. Чему русским стоит поучиться у китайцев, так это способности невозмутимо продолжать делать что то, когда все вокруг с пеной у рта "гавкают" о недопустимости подобного. А Ванька слушает, да ест.
    1. Torkvat Torkvat 16 октября 2016 09:38
      Что ты фигню городишь??? Квас- ...????? " Владычица морей" - США.сравненин - жалкое,если не сказать большего..)))) у на,рф,и Китая, ничего НеТ
  7. a.s.zzz888 16 октября 2016 08:12
    Если ком.партия Китая скажет "ДА!", ни что и ни кто будет в состоянии изменить этот приказ. Надо 4 авианосца - сделают, надо 10 - сделают. В этом сомнений нет.
  8. igordok 16 октября 2016 08:44
    А вот это один из примеров, вероятно, популярных у дальневосточных дизайнеров фантазий
    на тему грозных боевых кораблей. Созданный китайскими художниками макет не существующего в природе авианосца был показан на выставке в 2009 году.

    Похоже, модель первого атомного авианосца - USS Enterprise (CVN-65).
  9. donavi49 16 октября 2016 08:51
    Статья не очень точная.

    После Ляолина - была принята программа 6 авианосцев.

    Сейчас строится Тип-001А - он будет иметь другой состав оборудования, увеличенный ангар, измененную надстройку под китайские посты. Вот его текущее состояние.

    Следом в 2018 году будет заложен авианосец 2 китайского поколения. Каким он будет? Кто знает, увидим. Судя по темпам уже к 19 году можно по форме судить. Состав 2 единицы.

    С 2024 начнутся работы над новым улучшенным 2 китайским поколением. Тоже 2 единицы.

    Это из более-менее документально подтвержденного.
    1. donavi49 16 октября 2016 08:52
      Вот общий план Тип 001 когда только ставили надстройку (конец сентября)
  10. Mavrikiy 16 октября 2016 09:07
    АВТОР
    "То есть в основе идеи — желание вытащить эту штуковину буксирами куда-нибудь подальше в море и устроить в окружении вод мощный опорный пункт, который превосходил бы своими масштабами и оснащением любой американский авианосец."

    Пожалуй Китай генерирует , да и воплощает гениальные идеи исходя из своих потребностей. Но подход!
    Не где закрепиться, а нужно поддержать свое присутствие - насыпные острава. А на глубинах - плавучая база. В любом районе мира. Не нужно согласований и через неделю не выставят, как некоторые. Да, это не авианосец, а новый шаг - плавучая база ВМС, ВВС, да и десанта.
    Самый большой карабль - 450 м, немного осталось.
  11. Torkvat Torkvat 16 октября 2016 09:34
    Короче,хлам как и у нас
  12. УВБ 16 октября 2016 09:43
    Когда-то конструкторы советских ТАКР, не решив проблему создания паровой катапульты для разгона самолетов на старте, придумали своего рода трамплин.
    Что за бред? Были и проекты полноценных авианосцев с четырьмя катапультами (шифр Орёл), а проживи министр обороны Гречко дольше- были бы и сами авианосцы. Была и действующая катапульта (на Нитке). А к трамплину пришли совсем по другим причинам. Подробнее об "Орле" можно прочитать здесь: http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:%D0%90%D0%B2%D0
    %B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%86_%D0%BF%D1
    %80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_1160_%D0%9E%D1%
    80%D0%B5%D0%BB
    1. Alexey RA 18 октября 2016 11:35
      Цитата: УВБ
      Подробнее об "Орле" можно прочитать здесь

      М-да... статья в Вике очень умело обходит все острые углы, связанные с отказом от 1160 и 1153, переводя всё в плоскость технических проблем.
      Но дело в том, что по этому же вопросу есть и другое мнение, высказанное небезызвестным А.Б. Мориным (Глав­ный конструктор аванпроекта атомного авианос­ца 1160, заместитель главного конструктора ряда про­ектов тяжелых авианесущих крейсеров):
      После рассмотрения на президиуме НТС Минсудпрома и объединенном НТС Минсудпрома, Минавиапрома, ВМФ и ВВС (с участием руководства всех оборонных отраслей промышленности, предприятия которых привлекались к созданию АВ, разработке аванпроектов корабля, самолетов, авиационного и другого вооружения для него) был рекомендован для дальнейшего проектирования вариант атомного многоцелевого АВ водоизмещением около 80 000 т, обладавшего оптимальными показателями боевой и экономической эффективности, с самолетами катапультного взлета (истребителями типа Су-27, противолодочными типа П-42) и вертолетами типа Ка-27 общим количеством корабельных летательных аппаратов (ЛАК) до 70 машин, противокорабельным ракетным комплексом (ПКРК) "Гранит", зенитными огневыми средствами и радиоэлектронным вооружением.

      Однако кроме подтверждения ВМФ и ВВС необходимости и целесообразности, а промышленностью - технической возможности создания АВ и корабельной авиации катапультного взлета для строительства таких кораблей требовалось принять политическое решение на высшем уровне, к чему руководство страны оказалось неготовым.

      Как отмечалось в моей статье о ТАКР "Новороссийск" (см. "Судостроение", 1997, № 3), по предложению Д. Ф. Устинова в качестве альтернативы предложению МСП, МАП, ВМФ и ВВС о строительстве до 1986 г. серии из трех АВ пр. 1160 осенью 1973 г. было принято решение создать вместо них модернизированные противолодочные крейсеры (ПКР) типа "Киев", начав в 1975 г. постройку третьего корабля этого типа (пр. П 43 М, затем - 11433), с базированием на нем сверхзвуковых СВВП - истребителей (Як-36 МФ, затем Як-41), проектирование следующих (с четвертого корабля) вести с учетом базирования на них легких самолетов катапультного взлета (типов МиГ-23К и Су-25К) при соответствующем увеличении их водоизмещения.

      Принятым весной 1976 г. по результатам рассмотрения выполненного НПКБ технического предложения по созданию такого корабля постановлением Правительства предусматривалось проектирование в 1976-1977 гг. и строительство до 1985 г. двух атомных "больших крейсеров с авиационным вооружением" пр. 1153. В отличие от АВ пр. 1160 на них предусматривалось базирование легких самолетов катапультного типа (указанных выше типов), а в перспективе - и Су-27К. Общее количество ЛАК (при размещении на корабле легких самолетов) составляло 50 ед. при увеличении состава ПКРК и снижении водоизмещения корабля до 70 000 т. В связи с отказом Министерства тяжелого машиностроения при согласовании проекта постановления от разработки и изготовления специальных авиационно-технических устройств для этих крейсеров, Б. Е. Бутома поручил их создание Пролетарскому заводу Минсудпрома (главный конструктор - А. А. Булгаков).

      Проектирование кораблей пр. 1153 (главный конструктор - В. Ф. Аникиев) явилось вторым приближением начатых в 1971 г. работ по АВ пр. 1160. Однако на дальнейшей судьбе разработанного НПКБ и утвержденного ВМФ и МСП эскизного проекта сказалась смерть (в апреле и июне 1976 г.) его основных сторонников - двух министров - А. А. Гречко и Б. Е. Бутомы, в результате чего Главком ВМФ С. Г. Горшков лишился столь необходимой ему поддержки в создании таких кораблей.

      По настоянию нового министра обороны Д.Ф.Устинова, в 1977-1978 гг. были приняты решения о прекращении начатых работ по техническому пр. 1153 и продолжении строительства ПКР (переклассифицированных затем в тяжелые авианесущие крейсера -ТАКР) типа "Киев". В 1978 г. вместо головного крейсера пр. 1153 был заложен четвертый корабль типа "Киев" (по пр. 1143 М, затем 1143 А,11434), предназначенный для базирования СВВП Як-41. Пятый ТАКР подлежал постройке по новому проекту 11435 с катапультными самолетами (типов МиГ-29К, Су-25К, Су-27К) и СВВП Як-41. Разработка самолета МиГ-23К также прекращалась, а развернутое в обеспечение создания кораблей пр. 1153 строительство наземного комплекса "Нитка" продолжалось в интересах создания нового ТАКР и самолетов для него.

      ЕМНИП, он же писал, что 11437, несмотря на номер проекта - это не развитие линейки 1143, а возврат к 1160 / 1153.
      1. bugagich 20 октября 2016 01:07
        точно так. и он же(Морин) утверждает, что и 1143.5 и есть урезанный 1153 - "третье удаление от него"(с)

        третьего корабля этого типа (пр. П 43 М, затем - 11433)

        я, так понимаю, пр.1143М, все же hi
  13. iz odessy 16 октября 2016 10:51
    Что прекрасно в развитии оружия и военной техники - это новые технологии и решения по их применению...а потом внедрение в "нархоз". Чего ,кстати, очень не хватало в СССР. Помню ,давно в 70х ,осваивал "систему автоматической разблокировки шасси " на Миг- 21. Все так секретно. ..в итоге это оказалось автомобильной системой АБС на западных моделях.А ведь сделана еще в конце 60х и на озеро с ней зимой садились. Второе же "непрекрасное" -это не угадал с переспективой нового оружия и...эти плавучие "полевые аэродромы" ценой в бюджет многих стран превращаются в металлом.
  14. Snakebyte 16 октября 2016 11:20
    "Созданный китайскими художниками макет не существующего в природе авианосца", это макет первого американского атомного авианосца CVN-65 Enterprise. Да у него на палубе явно видны F-14 и F-18. Налицо безграмотность авторов статьи.
    1. леликас 16 октября 2016 12:44
      Тут ошибка , только в слове "не существующего" , а в остальном - все верно - два китайца , замутили перформанс на выставке -
    2. igordok 16 октября 2016 13:37
      Цитата: Snakebyte
      Да у него на палубе явно видны F-14 и F-18. Налицо безграмотность авторов статьи.

  15. ВохаАхов 16 октября 2016 11:27
    Статья какая то неточная. Авианосцы в Китае- это не миф, а реальность. Китайцы постепенно ищут свой тип авианосца. Начали с "Ляонина"- "Варяга", достраивают ещё один по проекту 001А. Следующая пара будет без трамплина, но с электромагнитными катапультами и, скорее всего, с котлотурбинной ЭУ. А вот третья пара- уже с атомной.
  16. Горный стрелок 16 октября 2016 11:33
    Ну что можно сказать - Китайский дракон изо всех сил раздувает щеки, только нет у них "самурайского духа". Они его из своего народа две тысячи лет назад каленым железом ВЫЖГЛИ! Кто там будет воевать? Да ещё на море!
  17. Homo 16 октября 2016 16:16

    "На будущий американский суперавианосец Gerald R. Ford
    устанавливают надстройку-«остров». Этот корабль призван стать витриной новейших кораблестроительных технологий."

    Я не совсем понял, на надстройке флаги Сербии или Франции? И с какого боку это на американском авианосце?
    1. Alexey RA 18 октября 2016 13:28
      Цитата: Homo
      Я не совсем понял, на надстройке флаги Сербии или Франции? И с какого боку это на американском авианосце?

      Это стандартные ленты в цветах флага США. У них, знаете ли, национальные цвета - тоже белый, синий и красный.
      Вот ввод в строй "Буша":
  18. KaPToC 16 октября 2016 20:30
    Интересно, пусть автор конкретнее уточнит какими такими "мощными" противокорабельными средствами располагают корабли авианосного ордера?
  19. iouris 16 октября 2016 21:57
    Такие проекты имеют не только военное значение. Отработав технологии строительства военных объектов, следует переходить к внедрению этого всего в "народное хозяйство". Думаю, КНР не собирается в обозримой перспективе соперничать с США в военной сфере, это непродуктивно. На роль "старшего врага" назначена РФ.
  20. spravochnik 17 октября 2016 09:19
    Когда-то конструкторы советских ТАКР, не решив проблему создания паровой катапульты для разгона самолетов на старте, придумали своего рода трамплин.

    Да хватит повторять эту глупость. Проблема катапульт была решена, они были построены, испытаны и применялись на "Нитке" для испытания аэрофинишёров.
  21. spravochnik 17 октября 2016 09:23
    Если китайцы, возможно, «дорастут» до паровой катапульты, то на новом американском корабле от нее отказались как от воплощения технологий вчерашнего дня.
    Ещё одна глупость. Насколько известно из того же интернета, китайцы серьёзно занимаются электромагнитными катапультами. Но, что интересно, у них есть соответствующие технологии.
  22. spravochnik 17 октября 2016 09:28
    Во время учений в Южно-Китайском море вокруг «Ляонина» тоже попытались создать нечто вроде АУГ, но от американской она заметно отличалась. И не только количеством и мощью боевых кораблей, но и полным отсутствием такой важной составляющей, как суда обеспечения — плавучие рембазы, танкеры с топливом, суда, перевозящие боеприпасы. Уже из этого понятно, что китайский авианосец, во всяком случае пока, не может служить инструментом «проецирования силы» на океанских дальностях, и выбираться за «первую цепь островов» ему просто нет смысла.
    Автор вообще в теме? По интернету уже почти год кочуют фотографии достраиваемых в Китае двух громадных ( 50 000 т ) судов комплексного снабжения, предназначенных как раз для обеспечения АУГ, кроме того Китай уже давно имеет и продолжает строить судя-снабженцы. Что, автор и тут не в курсе?
  23. NGAURO 18 октября 2016 13:08
    Так у чисто китайского авианосца уже надстройку на палубу поставили, снимки есть в сети, а это что ха древняя статья?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня