Катастрофа в Драконовых горах. Кто мог стоять за гибелью президента?

12
Тридцать лет назад, 19 октября 1986 года, произошла загадочная и получившая широкую известность в мире авиакатастрофа. В горах Лебомбо, что на территории Южно-Африканской Республики, разбился авиалайнер Ту-134 А-3 советского производства, принадлежавший Военно-воздушным силам Мозамбика. Самолет совершал рейс по маршруту Мбале — Касама — Ндола — Лусака — Хараре — Масвинго — Мапуту. В 35 километрах от Мбузини он врезался в скалу в горах Лебомбо. На борту самолета находились 44 человека, 34 из них погибли. Всемирную известность этому трагическому событию обеспечило то, что среди погибших был президент Мозамбика Самора Машел — одна из самых ярких фигур в африканской политике того времени. Это обстоятельство и позволило мировым средствам массовой информации, политикам и общественным деятелям многих стран мира строить собственные версии причин авиакатастрофы, часто различающиеся между собой очень сильно. Чаще всего авиакатастрофу рассматривают как подстроенную с целью устранения Саморы Машела. Однако, в том, кто именно мог стоять за авиакатастрофой, до сих пор нет уверенности ни у мозамбикских, ни у южноафриканских исследователей, занимающихся изучением событий тридцатилетней давности.

Катастрофа в Драконовых горах. Кто мог стоять за гибелью президента?
— Самора Машел



Самора Машел (1933-1986) был одним из основоположников мозамбикского национально-освободительного движения. В Африке его называли «Черный Сталин», а южноафриканские СМИ, подконтрольные режиму апартеида, утверждали, что Советский Союз готовит Машела на должность диктатора всей Южной Африки — Мозамбика, Анголы, Родезии. Самора Мойзеш Машел происходил из обычной крестьянской семьи одной из групп народа шангаан (тсонга). Его отец некоторое время работал в Южной Африке, а затем, вернувшись на родину в Португальский Мозамбик, стал религиозным лидером одной из местных христианско-африканских сект (христианско-африканские секты сочетают христианство с элементами традиционных африканских культов). Машел закончил четыре класса начальной школы, затем недолго учился в средней школе, потом четыре года проучился в католической семинарии.

Из народа шангаан происходил и основатель мозамбикского национально-освободительного движения, старший современник Машела Эдуарду Мондлане (1920-1969). Правда, Мондлане (на фото) был куда более образованным человеком — один из 16 сыновей вождя племени, он получил образование в Лиссабонском университете, затем защитил докторскую диссертацию по социологии в Северо-Западном университете в штате Иллинойс (США). Хотя руководство Португальской Восточной Африки предлагало образованному африканцу пост в административных структурах, Мондлане отказался — он выбрал для себя путь революционной борьбы за освобождение Мозамбика, стал одним из основателей ФРЕЛИМО — Фронта освобождения Мозамбика. Фронт поддерживал тесные связи с Алжиром и Танзанией. В Танзании находились лагеря мозамбикских беженцев.

Когда Фронт поставил задачу перейти к партизанской войне на территории Португальской Восточной Африки, тридцатилетний Самора Машел был направлен в Алжир — для изучения методов партизанской войны. Вернувшись из Алжира, он создал первый учебно-тренировочный лагерь партизан ФРЕЛИМО на территории Танзании. 25 сентября 1964 г. мозамбикские партизаны приступили к атакам португальских позиций с территории Танзании, где к этому времени базировались основные силы ФРЕЛИМО. Боевыми действиями партизан руководил Филиппе Самуэль Магайя, командовавший военным крылом Фронта освобождения Мозамбика. Однако 10 или 11 сентября 1966 года Магайя был убит одним из партизан — Лоренсу Маголой, который, как считается, был завербован для этой цели португальской тайной полицией ПИДЕ. На посту командующего вооруженными силами ФРЕЛИМО погибшего Магайю сменил молодой и перспективный Самора Машел. Он быстро сделал карьеру в мозамбикском национально-освободительном движении, превратившись в одного из ближайших сподвижников Эдуарду Мондлане. В 1966 году он стал секретарем ФРЕЛИМО по вопросам обороны, а в 1968 году — главнокомандующим вооруженными силами ФРЕЛИМО.

3 февраля 1969 г. в штаб-квартире ФРЕЛИМО в столице Танзании Дар-эс-Салам прогремел взрыв. Бомба была заложена в посылке с трехтомником известного русского марксиста Георгия Плеханова, которую прислали в подарок лидеру организации. Эдуарду Мондлане погиб. Остро встал вопрос о том, кто возглавит после смерти основателя и бессменного лидера Фронт освобождения Мозамбика. Пока же Фронт возглавил триумвират — Марселину душ Сантуш, Урия Симанго и Самора Машел. Разумеется, в организации активизировалась борьба за власть. Самора Машел и Марселину душ Сантуш смогли оттеснить от руководства Фронтом Урию Симанго. В 1970 году Самора Машел стал руководителем ФРЕЛИМО. Именно под его руководством Фронт добился максимального успеха, установив контроль над большей частью Северного Мозамбика к 1973 году. Когда в Португалии произошла «Революция гвоздик» и Лиссабон принял окончательное решение отказаться от продолжения колониальных войн в Африке, была провозглашена независимость бывших португальских колоний, в том числе и Мозамбика. 25 июня 1975 года Самора Машел официально был провозглашен президентом Мозамбика. Власть в Мозамбике перешла в руки ФРЕЛИМО, хотя с этим не были согласны другие мозамбикские вооруженные группировки.

Однако, провозглашение независимости Мозамбика не принесло мир на его землю. Сначала боевые действия на территории Мозамбика начали вести вооруженные силы соседней Южной Родезии, которые подавляли партизанское движение на своей территории и стремились пресечь возможность помощи родезийским партизанам от марксистского режима Мозамбика. Затем в Мозамбике Мозамбике началась кровопролитная гражданская война, в которой сражались друг против друга правящая партия ФРЕЛИМО и оппозиционное Мозамбикское национальное сопротивление (РЕНАМО). Его основала в 1977 году группа бывших участников национально-освободительной войны по инициативе политика Орланду Кристина и при прямой поддержке спецслужб Южной Родезии. Лидером РЕНАМО стал Андре Матаде Матсангаисса (1950-1979) — молодой офицер мозамбикской армии, служивший в интендантских подразделениях ФРЕЛИМО. Поскольку Матсангаисса вскоре стал оппозиционером, его арестовали мозамбикские власти и поместили в лагерь, откуда его и освободили родезийские спецназовцы во время очередного рейда в Мозамбик. После освобождения Матсангаиссе предложили возглавить антиправительственное партизанское движение в Мозамбике. Так и появилось РЕНАМО. Однако 17 октября 1979 года Матсангаисса погиб в одном из сражений с войсками ФРЕЛИМО, после чего лидером РЕНАМО и главным оппонентом Саморы Машела стал Афонсу Длакама (род.1953) — один из полевых командиров антиправительственных партизан.



Гражданская война в Мозамбике стала одним из локальных проявлений глобального противостояния между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки. Правительство ФРЕЛИМО получало поддержку от СССР, Кубы, других социалистических стран. В свою очередь, РЕНАМО поддерживали Южная Родезия, затем — ЮАР и Малави. Естественно, помощь РЕНАМО оказывали и американские спецслужбы, стремившиеся не допустить дальнейшего распространения советского влияния в Южной Африке. Поскольку Мозамбик оказывал открытую и всестороннюю поддержку силам Африканского национального конгресса, сражавшимся против режима апартеида, ЮАР стала главным врагом мозамбикского правительства в регионе. Естественно, особую ненависть у южноафриканских правящих кругов вызывал Самора Машел, пользовавшийся в странах Южной Африки большой популярностью и тесно связанный со странами социалистического блока.

Рейды поддерживаемых ЮАР вооруженных отрядов на мозамбикскую территорию продолжались даже после того, как в 1984 году Самора Машел подписал с южноафриканским премьер-министром Питером Бота соглашение о ненападении, в соответствии с которым Мозамбик выслал из страны несколько сотен представителей Африканского национального конгресса. Таким образом, обстановка в Мозамбике оставалась очень напряженной. За противостоянием сторон конфликта стояли куда более могущественные игроки, заложниками сложных отношений между которыми и оказались региональные политики, в том числе и Самора Машел.

Рано утром 19 октября 1986 года из столицы Мозамбика Мапуту вылетел самолет Ту-134, на котором находились 9 членов экипажа и 38 пассажиров на борту. Спустя 1 час 55 минут самолет прибыл в Лусаку — столицу Замбии, где полностью заправился топливом и в 7.46 вылетел в Мбале в Уганду. В Мбале самолет прибыл в 09.02. В Мбале в самолет сели президент Мозамбика Самора Машел и сопровождавшие его помощники и сотрудники президентской охраны. В 16.38 самолет Ту-134, на борту которого находились 9 членов экипажа и 35 пассажиров, взял курс на Мапуту.

Самолет Ту-134А (заводской номер 63457, серийный 59-09), выпущенный Харьковским авиазаводом 30 сентября 1980 года, был направлен в Мозамбик. То есть, на 1986 год это была достаточно новая машина. Последний ее ремонт производился в августе 1984 года в Минске — за два года до катастрофы. 1 августа 1986 года самолет прошел техобслуживание, в результате которого два двигателя Д-30-II были заменены на Д-30-III, после чего модель самолета поменяла название на Ту-134А3. Самолет обслуживал советский экипаж — квалифицированные летчики и технические специалисты. В последний рейс самолета отправились: командир воздушного судна 48-летний Юрий Новодран, второй пилот 29-летний Игорь Картамышев, штурман 48-летний Олег Кудряшов, бортмеханик Владимир Новоселов, бортрадист 39-летний Анатолий Шулипов, а также четыре бортпроводника.

Когда самолет уже подходил к воздушной зоне Мозамбика, бортрадист связался с диспетчерским центром авиации в столице страны Мапуту. С борта самолета сообщили о прохождении радиомаяка Курла. Сесть в Мапуту самолет планировал в 19:25 — менее, чем через час. В 19:02 бортрадист сообщил, что самолет готов к снижению. В 19:10 самолет изменил курс на 38° в сторону холмов. Между командиром и штурманом в 19:11:28 состоялся такой диалог:
— Командир воздушного судна: Е…ть, какие-то виражи делает? Не мог напрямую, б…я!
— Штурман VOR туда показывает.

После этого диалога отключились ILS и DME. В этой ситуации экипаж самолета оказался дезориентированным, но не предпринимал никаких действий, считая, что им дадут прямой заход на посадку на полосу 23 аэропорта Мапуту. В 19: 21:01 и 19:21:32 сработала система опасного сближения с землей, но самолет снижение не прекратил и на высоте 666,6 метров врезался в скалу и полностью разрушился. Это произошло на территории ЮАР, недалеко от южноафриканско-свазилендской границы. В авиакатастрофе, ставшей крупнейшей в истории Мозамбика, погибли 34 человека: 8 членов экипажа (выжить удалось только бортмеханику) и 26 пассажиров. Среди погибших был и президент Мозамбика Самора Машел.
На посту главы государства погибшего Самору Машела сменил секретарь по внешним связям ЦК ФРЕЛИМО генерал-майор Жоаким Чиссано (на фото). 3 ноября 1986 года он был утвержден председателем ФРЕЛИМО, а 6 ноября 1986 года избран президентом Мозамбика. Чиссано был известен как сторонник прагматической линии во внутренней и внешней политике мозамбикского государства, что было очень значимо в поворотный для мировой истории период начала перестройки в СССР.

Естественно, таинственная гибель президента Саморы Машела в авиакатастрофе породила множество версий относительно того, что авиакатастрофа была подстроена какими-либо внешними силами для ликвидации популярного и независимого африканского политика. Наиболее распространенной и для внутреннего, и для внешнего пользования остается версия о том, что к авиакатастрофе приложили руку южноафриканские спецслужбы. Так, в 2004 году некто господин Лоу, прежде служивший в южноафриканских спецслужбах, сообщил, что авиакатастрофа была организована по инициативе бывшего президента ЮАР Питера Боты и южноафриканских руководителей. Якобы Самора Машел после авиакатастрофы был еще жив, и прибывшие на место трагедии сотрудники южноафриканских спецслужб сделали ему смертельную инъекцию, в результате которой глава мозамбикского государства скончался.

Согласно версии о вине ЮАР, южноафриканским военным командованием был специально установлен ложный радиомаяк, который и привел к гибели самолета. Местные жители рассказывали журналистам, что незадолго до катастрофы в горах появилась странная военная палатка. После того, как произошла трагедия, эта палатка исчезла. Естественно, что такие сообщения способствовали все большему распространению самых разнообразных слухов о подлинных причинах гибели Саморы Машела. «Совокупность всех обстоятельств гибели самолета не оставляла сомнений, что это был результат диверсии», — сообщил тогда заместитель министра гражданской авиации СССР Иван Федотович Васин.

В то же время, влиятельный в то время мозамбикский политик Жансито Соареш Велозу, входивший в состав политбюро ЦК ФРЕЛИМО и занимавший в Мозамбике пост министра государственной безопасности, в своих мемуарах сообщил «советскую» версию гибели самолета с президентом Машелом. По мнению Велозу, советское руководство было недовольно поведением Саморы Машела, который в середине 1980-х гг. стал склоняться в пользу нормализации отношений со странами Запада и переходу страны на путь либерализации политической и экономической жизни.

Однако, следует отметить, что в 1986 году в СССР уже находился у власти Михаил Горбачев и советская страна сама постепенно начинала поворот в сторону отказа от коммунистической идеологии и нормализации отношений с Западом. Уже после гибели Машела, в 1992 году президент Мозамбика Жоаким Чиссано подписал мирный договор с повстанческим движением РЕНАМО. Гражданская война в Мозамбике закончилась. Интересно, что вдова Саморы Машела Граса Машел впоследствии вышла замуж за лидера ЮАР Нельсона Манделу, таким образом дважды побывав в роли первой леди двух разных государств Африки.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    19 октября 2016 06:44
    По мнению Велозу, советское руководство было недовольно поведением Саморы Машела, который в середине 1980-х гг. стал склоняться в пользу нормализации отношений со странами Запада и переходу страны на путь либерализации политической и экономической жизни.
    ...Ерунда..с приходом к власти М.С.Горбачёва..наметился новый курс.."политика национального примирения"..Режимы, которые поддерживал СССР, начали проводить переговоры с "повстанцами"..Это можно было наблюдать в Никарагуа, где сандинисты сели за стол переговоров с контрас, Наджибулла в Афганистане с душманами, в Анголе, в Сальвадоре, там несколько иная картина была к 1986 партизаны ФНО им Ф.Марти, контролируя 70% территории, начали переговоры с проамериканским правительством...Убийство Саморы Машела, это как у Б.Шоу:"Кто шляпку спёр, тот и тётку пришил!"
  2. +3
    19 октября 2016 09:22
    Интересная статья в историческом аспекте но выдать ошибку экипажа в горах за происки спецслужб уже конечно перебор хотя в советское время эта версия была официальной. Поверьте как специалисту в горах ночью при неусточивой работе радиосредств да если еще весь день на ногах легко убиться без всяких шпионов
    1. +3
      19 октября 2016 09:57
      Про неустойчивую работу р/средств никто и не говорил, ни американская сторона,ни советская.Наши утверждали,что был посторонний радиомаяк, американцы- что экипаж ввёл ошибочные данные в навигац.систему.
      Убиться легко и без всяких гор,с устойчивой работой р/средств.История очень мутная.
  3. 0
    19 октября 2016 10:12
    В принципе,возможна,диверсия, но кто организовал?
    Советский Союз - это перебор, а внутренние разборки?
  4. +1
    19 октября 2016 10:24
    В горах Лебомбо, что на территории Южно-Африканской Республики, разбился авиалайнер Ту-134 А-3 советского производства, принадлежавший Военно-воздушным силам Мозамбика.
    Да интересно там не какая "пальма" не росла по ходу...
    .... состоялся такой диалог:
    — Командир воздушного судна: Е…ть, какие-то виражи делает? Не мог напрямую, б…я!...

    Значить был наш. Жаль экипаж и пассажиров. Царство им небесное.
  5. +9
    19 октября 2016 11:05
    Мне пришлось участвовать в анализе катастрофы самолета президента. Это входило в компетенцию Минрадиопрома СССР. В горах (страна была установлена) был установлен маяк навигационной системы VOR/DME, который работал строго на несущей частоте национального маяка в районе аэродрома. Поэтому самолет отклонился от линии курса на аэродром, ушел в горы и врезался в одну из них. Это была диверсия. Честь имею.
    1. +2
      19 октября 2016 15:21
      Цитата: мичман
      В горах (страна была установлена) был установлен маяк навигационной системы VOR/DME, который работал строго на несущей частоте национального маяка в районе аэродрома.

      Интересно, а какая это была страна? Если по каким-то причинам название этой страны нельзя озвучить, я пойму.
  6. +7
    19 октября 2016 18:01
    Уважаемый "Юра", я в момент катастрофы президентского самолета находился в Конго. Там шли боевые действия, нам помогали кубинские летчики. Когда случилось событие меня срочно вызвали в Москву, но я сумел отправить экспертов в Мозамбик. А ложный маяк, работающий на канале национального маяка VOR/DME был установлен в Свазиленде. Честь имею.
    1. +2
      19 октября 2016 20:25
      Цитата: мичман
      я в момент катастрофы президентского самолета находился в Конго
      Вспомнилось это время, 1986год, у меня обычная жизнь обычных людей, работа, семья, дети, а в это время люди в том числе и вы, в разных частях планеты решают задачи, о которых многие из нас и не догадывались. О которых не писали в газетах не говорили в новостях по радио и телевидению, которые часто ходили по лезвию бритвы, рискуя жизнью и здоровьем, но о которых надо писать книги, уверен это были бы интереснейшие истории. Удачи вам Юрий Григорьевич, здоровья.
      1. +2
        20 октября 2016 23:56
        Вот и я о том же. Кроме VOR, есть компаса ГИК и ГПК, радиокомпас (нешто там приводных не было?). Верить, что удаление такое-то только одному прибору, тоже как-то лениво (зачем тогда штурман нужен?) Хотя, в гористой местности чего только не случалось. Так что расчет у диверсантов был правильным.
  7. +2
    19 октября 2016 18:45
    Профессиональная диверсия.
  8. +1
    20 октября 2016 23:39
    В те времена за границей да еще на "блатной" работе. У нас
    В общем, поставить маяк ЮАРовцы, конечно могли. Но, существует такое понятие "комплексное использование технических средств". Т.е. использовать ВСЕ! средства навигации для определения координат и положения воздушного судна. в пространстве. Они же доверились только пятью приборам из полутора десятков.
    В Харькове точно не было диверсии. Диспетчер круга записал карандашом на белом пластике давление аэродрома 737 мм. написал небрежно. Ушел в туалет, его подменили (РП или старший) и прочитал заходящему на посадку Ан-24 давление аэродрома 757. В результате самолет пошел на 220 метров ниже и столкнулся с деревьями где-то возле Люботина. Радиовысотомер сигнализировал: "Опасная высота!" Ноль реакции. В результате, как говорил наш преподаватель самолетовождения: "Штурман, где земля?" "Нет земли. Нет земли. Нет земли...Полный рот земли!"