«Мистрали» ударили бумерангом

35
2016 год начинался для французского экспорта вооружений с позитива – под знаком рекордов 2015-го, когда французские экспортеры подписали контрактов на сумму 16 миллиардов евро, что почти в два раза превышает показатели года предшествующего. Это позволило бы французам претендовать на второе место в мировом рейтинге по оружейному экспорту, однако озвученные позже российские показатели (26 млрд долл. новых контрактов в 2015-м) сделали эти надежды необоснованными.

Отметим, что французскому оружейному рекорду не помешала история с продажей России двух универсальных десантных кораблей типа Mistral – скандал не только не повлиял на репутацию изготовителя, но в конечном счете оба корабля были проданы Египту с минимальными финансовыми потерями для французского бюджета.



При этом французские успехи на ниве оружейного экспорта продолжали множиться. Год начался с феноменальной победы в австралийском тендере на закупку 12 неатомных подводных лодок по программе SEA 1000. Стоимость контракта составляет 30 миллиардов евро, из которых на долю французских производителей придется, по разным оценкам, от 8 до 17 миллиардов. Другим крупным достижением стало подписание контракта с Кувейтом на 30 вертолетов Airbus Helicopters Н225М (ЕС725) Caracal суммой более миллиарда евро. Наконец, в сентябре был финализирован долгожданный контракт с Индией на поставку 36 истребителей Dassault Rafale. С учетом передачи вооружения, адаптации самолета под индийские требования, услуг логистики сделка стоит 7,8 миллиарда евро. То есть только три крупных контракта обеспечили французскому ВПК контрактацию в размере не менее 15 миллиардов евро, не считая более мелких заказов, что позволяет рассчитывать на новый рекорд. При этом французы планировали получить контракты от Египта и Саудовской Аравии на поставки спутников дистанционного зондирования Земли, а также от Польши на 30 вертолетов Н225М (ЕС725) Caracal. Несмотря на обычные для такого рода бизнеса сложности, ничего не предвещало серьезных трудностей.

Коварные саудиты

Первый удар пришел от Саудовской Аравии, которая в феврале объявила о приостановлении всех соглашений и контрактов в рамках ранее обещанного этой страной выделения четырех миллиардов долларов на военную помощь вооруженным силам и силам безопасности Ливана. Договоренность об этом была достигнута еще в конце 2014-го, и французы рассчитывали поставить 100 новых бронетранспортеров VAB Mk 3, более 100 легких бронированных машин Sherpa Light, 24 самоходные колесные 155-мм гаубицы Nexter CAESAR, шесть самоходных ЗРК Mistral 2 на шасси легких бронированных машин VBL, шесть учебно-боевых самолетов Embraer EMB-314 (A-29) Super Tucano, семь транспортных вертолетов Airbus Helicopters H225M Cougar, несколько легких Airbus Helicopters SA 342 Gazelle (из наличия с модернизацией) с ПТУР НОТ, три больших ракетных катера проекта Combattante FS 56, противотанковые средства, системы связи Airbus Defence & Space TETRA и ряд других. Впрочем, в качестве утешительного приза Эр-Рияд, как сообщалось, переоформил заказ на 100 БТР VAB Mk 3 на себя.

Одновременно приостановились переговоры и по поставкам французского вооружения собственно Саудовской Аравии. Власти королевства объявили о том, что переговоры по оружейным контрактам будут возобновлены только после президентских выборов во Франции, которые должны пройти в апреле 2017 года. Это решение, в частности, подвесило закупку крупной партии истребителей Rafale, притом что переговоры находились в весьма продвинутой стадии.

Следующим потрясением стала утечка в сентябре в австралийские СМИ технической информации о строящихся для индийского флота неатомных подводных лодках типа Scorpene. Скандал сам по себе пока не имел ярко выраженных последствий, но это сильный удар по репутации, который к тому же значительно уменьшает шансы французов на закрепление на индийском рынке военно-морской техники. А он рассматривается как важный: концерн DCNS предложил на индийский тендер по выбору УДК модифицированного проекта типа Mistral в количестве четырех единиц. В случае победы корабль будет строиться в Индии с французским содействием. Одновременно с проектом УДК DCNS продвигает на индийский рынок новый проект легкого авианосца DEAС (DCNS Evolved Air Craft).

Жадные поляки

«Мистрали» ударили бумерангомНо апофеозом череды неудач стал публичный отказ правительства Польши от закупки во Франции 50 вертолетов Airbus Helicopters Н225М (ЕС725) Caracal на общую сумму 10,8 миллиарда злотых (2,52 млрд евро), о чем было сообщено 4 октября. Причем в качестве мотива называлось несоответствие французского предложения национальным интересам Польши, хотя согласно заявлениям Airbus Helicopters офсетные обязательства в связи с данным контрактом привели бы к созданию в Польше 3800 рабочих мест, включая 1280 непосредственно связанных с производством вертолетов. Интересно, что буквально накануне, 3 октября Airbus заявил о готовности идти на новые уступки полякам.

Все это произошло весьма неожиданно для всех, кроме поляков. Буквально до последнего момента казалось, что вопрос о покупке решен в пользу французского производителя, еще в апреле 2015-го Министерство национальной обороны Польши опубликовало информацию о принятии решения относительно выбора Airbus Helicopters H225M Caracal (бывший ЕС725) в тендере по программе многоцелевого вертолета. Данный образец был предложен в тендере консорциумом Program EC-725 CARACAL-Polska во главе с Airbus Helicopters, конкурентами выступали предложения предприятия PZL-Swidnik (AgustaWestland AW149) и консорциумa Sikorsky International Operations Incorporation, Sikorsky Aircraft Corporations и польского PZL-Mielec (Sikorsky S-70i Black Hawk). Консорциум Program EC-725 CARACAL-Polska предлагал организовать сборку вертолетов Н225М на польском военном авиаремонтном заводе WZL-1 в Лодзи. Этот контракт вывел бы Польшу в число крупнейших импортеров французских вооружений, так как в период с 2011 по 2015 год общий объем заключенных контрактов на поставку оружия Польше составил всего 82,4 миллиона евро.

Однако за полтора года польская сторона так и не смогла согласовать с Airbus Helicopters условия контракта, а сам выбор Н225М неоднократно подвергался нападкам со стороны членов нового польского правительства, сформированного партией «Право и справедливость», усматривавших в нем то политическую, то коррупционную составляющую. Кроме того, поляки требовали офсет в размере 100 процентов от стоимости контракта плюс оплату НДС в 23 процента. То есть Airbus должен был заплатить больше, чем получить (сумма офсета плюс НДС достигала 3,13 млрд евро против 2,52 млрд евро), случай невиданный в практике торговли оружием. Все это привело к тому, что с конца 2015 года переговоры по Caracal велись крайне вяло, хотя французы не теряли надежды.

Характерно, что для победы в польском тендере французы пошли на многое. Так, еще в 2014 году на слушаниях относительно передачи России УДК типа Mistral после введения санкций в качестве одного из доводов назывался именно успех в польском вертолетном тендере, потому что Польша была весьма обеспокоена перспективами получения нашей страной обоих кораблей. Для того чтобы превратить историю в настоящий детектив, уже 10 октября министр национальной обороны Польши Антоний Мацеревич во время совместного с премьер-министром Беатой Шидло посещения авиастроительного предприятия Sikorsky PZL-Mielec в Мельце, принадлежащего американской компании Sikorsky Aircraft (которая сама теперь контролируется корпорацией Lockheed Martin), и авиаремонтного завода WZL-1 в Лодзи объявил о решении приобрести для польских сил специального назначения не менее 21 выпускаемого на PZL-Mielec cреднего многоцелевого вертолета Sikorsky S-70i International Black Hawk напрямую, без тендерных процедур. Министр обещал, что переговоры с PZL-Mielec по поставке этих машин «начнутся уже на этой неделе» (стартовали 11 октября) и первые две должны быть переданы в 2016 году, а остальные восемь – в 2017-м. Очевидно, что такое решение готовилось загодя и к моменту отказа от Caracal находилось в продвинутой стадии.

Обидчивые французы

Видимо, значительные авансы, выданные французской стороной Польше в ожидании контракта, а также форма отказа и открытое пренебрежение лицом французов вызвало беспрецедентную для оружейного рынка реакцию. Так, президент концерна Airbus Group Том Андерс заявил, что с компанией никто и никогда себя так не вел и она будет требовать компенсации своих потерь, нанесенных разрывом эксклюзивных переговоров. Среди обвинений также называлась противоречивая позиция польского правительства. Ранее с открытым письмом в адрес Беаты Шидло обратился президент Airbus Helicopters Гийом Фори, в котором перечислял все те преимущества, которые получила бы Польша, фактически раскрывая все подробности контракта и сопутствующего ему офсетного соглашения. Однако, как было показано выше, выбор в пользу американского производителя был сделан.

Скандал перешел с промышленного уровня на высший политический – Франсуа Олланд отменил свой визит в Польшу, намеченный на 13 октября. Как отмечают французские обозреватели, данная ситуация привела к наибольшему охлаждению между Парижем и Варшавой, хотя польское Министерство иностранных дел и выпустило официальное заявление о стратегическом характере двусторонних отношений. В свете всех этих треволнений почти издевкой выглядел контракт от Таиланда на закупку двух вертолетов Caracal, о котором объявлено тоже 4 октября.

Как представляется, данный конфликт будет иметь далеко идущие последствия. Скорее всего Франция значительно сократит свое присутствие на польском рынке вооружений в частности можно будет забыть об участии в тендере на закупку трех подводных лодок.

Польша проявила себя жестким переговорщиком, который может составить конкуренцию индийцам. Однако политические аспекты оказались сильнее военно-промышленных и даже в условиях готовности Airbus идти на уступки ориентация на Вашингтон перевесила. Впрочем, поляки, видимо, не ожидали такой реакции и уже 12 октября попытались сдать назад. Польша заявила о том, что ее вооруженным силам нужно от 50 до 70 вертолетов, произведенных как на ее территории, так и за границей. И в свете этого Польша планирует объявить новый тендер, в том числе в целях успокоить Airbus.

История с вертолетами ударила и по имиджу Франции как экспортера. Пойдя на потери в ходе реализации контракта с Россией в ожидании польского заказа, Франция в каком-то смысле оказалась у разбитого корыта. Это может быть красочной иллюстрацией того факта, что размены и уступки не всегда воспринимают должным образом и они не гарантируют лучший результат в будущем. Кроме того, польская история показала, что Франция с трудом держит удар и отказ поляков привел к явно истерическому поведению как поставщика, так и руководства страны. Все это явно не может рассматриваться как проявление силы.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +30
    22 октября 2016 15:10
    Надеюсь, их лягушачий оружейный престиж с каждым последующим годом будет не просто снижаться, а падать!
    1. +16
      22 октября 2016 16:35
      Конечно,ведь теперь и стрелковое вооружение у потомков Наполеона будет немецкое..Ещё одна победа бошей над лягушатниками..
      1. 0
        26 октября 2016 20:04
        Да и с танками, похоже, та же история намечается..
        1. +1
          27 октября 2016 19:06
          Отлились кошке мышиные слёзки!
  2. +14
    22 октября 2016 16:27
    Оружейный рынок — это еще тот колодец, в который не стоит плевать. А с такой "суверенностью" Франция вообще может оказаться на задворках не только оружейного рынка.
    1. +8
      22 октября 2016 20:35
      Пусть скажут спасибо Оланду:квакающему по подсказке Вашингтона
  3. +15
    22 октября 2016 16:32
    «Мистрали» ударили бумерангом

    Прям бальзам на душу. Пусть жабоеды понервничают, не все на коне быть.
    1. +4
      24 октября 2016 22:17
      И поделом! Заслужили, нечего кидать контрагентов. Короче говоря, как аукнули, так и откликнулось....
  4. +28
    22 октября 2016 16:33
    Поляки и остальные выполнили указание из Вашингтона "мочить французов". И правильно: военные заказы США нужнее, а ощипанный галльский петух должен теснее припасть к ноге - время такое, неспокойное.
    1. +2
      22 октября 2016 17:12
      Интересно,кого из своих прихлебателей Штаты ещё захотят замочить?Кто на очереди.Свой разводит своего.
      1. +7
        22 октября 2016 20:17
        У великой державы есть только вечные интересы. США - не СССР. Как только ты стал "своим" для США, ты превращаешься в ресурс, в колонию, лишённую самостоятельности по принципиальным вопросам. Могут убить (политически или физически) или оставить без твоих денег.
      2. +6
        2 декабря 2016 13:35
        А разве не понятно?
        Те статьи экспорта США, чьё производство у конкурентов сконцентрированы у отдельных "игроков", а не размазано по всему миру - это оружие и нефть.
        Следовательно, будут "сливать" саудитов и немцев.
  5. +5
    22 октября 2016 17:08
    Посмотрим как КБ МИГ будет в последующие годы конкурировать в тендерах с французскими Рафалями...а для микояновцев это вопрос очень острый.
  6. +6
    22 октября 2016 17:13
    Во всей этой истории с контрактами поражает, как ляхи нагло нагнули французов, для не традиционого ... , причём два раза, а они только со второго поняли. Союзнички !!! good
  7. +14
    22 октября 2016 17:39
    Контракт с Индией на рафаели в силе...Кувейт 30 вертолетов тоже купил....так в чем же ужасные потери? Саудиты не отказались полностью,а ждут кто в итоге придет к власти во Франции(я думаю с любой властью они договорятся) Египет Мистрали получил....а они нам ой как нужны были(Сирийский экспресс использует Б/У турецкие танкеры которым за 15+ лет).А теперь назовите у нас экспортный контракт на 30+единиц техники уровня Каракалов?....Ждем только подтверждения от Египта на Ка-52....а про уровень мистраля вообще молчу.
    1. +2
      22 октября 2016 20:48
      Конечно "индийский пирог "по слаще чем " польский", но назовите мне хоть одного торгаша,чтоб радовался не получено прибыли.
    2. +2
      28 ноября 2016 17:52
      Цитата: Xroft
      ....Египет Мистрали получил....а они нам ой как нужны были(Сирийский экспресс использует Б/У турецкие танкеры которым за 15+ лет)......

      И слава богу, что Мистрали до нашей страны не дошли . Корабль с никакой живучестью (выполненный по технологии изготовления гражданских судов) с загоризонтной высадкой десанта, под которую у нас техники (в отличии от наших, которые могли трап поставить прямо на сам берег и сгружать что угодно, вплоть до танков) и тд и тп. На эту тему была куча материалов, не буду повторяться..
  8. +7
    22 октября 2016 17:55
    даже в условиях готовности Airbus идти на уступки ориентация на Вашингтон перевесила.
    Пшеки показали себя во всей красе: преданно лизнули сапог хозяина и быстренько распластались на ложе для получения удовольствия...
    Ну кто бы еще сомневался в политпроституции нынешнего руководства Ржечипосполитой!
    А все очень просто: с помощью Штатов они пытаются стать лидерами Восточной Европы. При этом руководство РП свято верит, что англосакский вектор -- самый правильный в современных условиях. Наивные ляхи! Недаром вас так не любят дойчеры!
    1. +3
      22 октября 2016 22:40
      Цитата: Удав КАА
      Ну кто бы еще сомневался в политпроституции нынешнего руководства Ржечипосполитой!


      Никто. Тут они намедни затеяли тяжбу с ЕС по "Северному потоку 2" тоже поди не без приказа "исключительной":
  9. +4
    22 октября 2016 18:42
    Цитата: Удав КАА
    При этом руководство РП свято верит, что англосакский вектор -- самый правильный в современных условиях. Наивные ляхи! Недаром вас так не любят дойчеры!

    Так они этого вектора придерживались и во 2МВ - так что ничего нового в их политике нет, все ожидаемо. Их продажность конкурирует только с цеуропейцами - больше конкурентов в этом у них нет! laughing
  10. 0
    22 октября 2016 19:50
    Так им и нужно.Не плюй в колодец и не рой яму другому.
  11. +4
    22 октября 2016 23:49
    Франсуа Олланд отменил свой визит в Польшу, намеченный на 13 октября.

    Путин отменил свой визит в Париж, так вся Европа на уши встала. Оланд отменил свой визит в Польшу - вся Франция. Оно и понятно, Россия региональная страна, а Франция Великая европейская держава. (ВВП должен послать гуманитарную помощь во Францию - вагон пи-пифакса. Он добрый и незлопамятный)
  12. +2
    23 октября 2016 04:18
    Удар по имиджу. Слышали. Если после такого удара удваиваются суммы контрактов, то все эти удары полная хрень.
  13. +3
    23 октября 2016 07:12
    Не кидай,и не будешь кидаем....получи хранцуз по рылу
  14. +1
    24 октября 2016 15:25
    Вот только радоваться то нам все-равно нечего. Только у Локхид-Мартин экспорт за 30 млрд. долларов, а это всего 1 корпорация США получает прибыли больше чем весь ВПК РФ...
    1. +1
      25 октября 2016 08:44
      А Россия никогда и не была лидером по продаже вооружений. Поэтому не вижу повода посыпать голову пеплом. А радоваться... да можно и не радоваться. Но есть повод со скверной улыбкой сказать французам: "А вас предупреждали...". И ведь правда предупреждали. Но нас не слушали. Так что это был европейский выбор "свободной" европейской страны. Сам выбрали - пусть сами разгребают последствия.
      1. +3
        25 октября 2016 09:26
        Россия не была, а вот СССР был и сдали мы свой рынок на радость США и Европе за просто так, теперь вот отвоевывать приходиться. А французам своей головой думать надо.
  15. 0
    28 октября 2016 13:58
    Хоть тут пшеки достойны похвалы...
  16. 0
    5 декабря 2016 20:41
    Видимо,... форма отказа и открытое пренебрежение лицом французов вызвало беспрецедентную для оружейного рынка реакцию. Так, президент концерна Airbus Group Том Андерс заявил, что с компанией никто и никогда себя так не вел и она будет требовать компенсации своих потерь, нанесенных разрывом эксклюзивных переговоров.
    Да ладно... Это... Эмм... это что-то смутно мне напоминает
  17. 0
    8 декабря 2016 04:32
    "Вашим салом и вам-же по мусалам"- месть "Мистралей" , мир бизнеса и денег не терпит предательства.
  18. 0
    8 декабря 2016 17:14
    ...Не надо печалиться! Главное все забыть, чтоб приятно было наступить на старые грабли...
  19. 0
    18 декабря 2016 16:31
    Titsen. Надеюсь, их лягушачий оружейный престиж с каждым последующим годом будет не просто снижаться, а падать!

    ...одним словом, "раздайся море жаба лезет!"
    1. +1
      29 декабря 2016 17:52
      Во истину ,не рой яму другому,сам в ней окажешься......Не стареет международная истина-не стареет...
  20. 0
    30 декабря 2016 13:36
    "Отметим, что французскому оружейному рекорду не помешала история с продажей России двух универсальных десантных кораблей типа Mistral – скандал не только не повлиял на репутацию изготовителя, но в конечном счете оба корабля были проданы Египту с минимальными финансовыми потерями для французского бюджета."
    Соглашением между РФ и французской корабельностроительной компанией предусматривалось продажа УДК третьим странам только с согласия первоначального заказчика, что РФ и сделала, без ее согласия продажа УДК типа "Мистраль" Египту была невозможна, кроме того, в связи с тем, что при строительстве УДК учитывался тот момент, что все вооружение, некоторое оборудование и авиационные комплексы будут российскими, то можно говорить, о том что указанные корабли строились по специальным проектам.
    http://discussio.ru/military/rossiya-razreshila-f
    rancii-prodat-mistrali-egiptu-i-oae
    http://www.mk.ru/politics/2015/08/31/rossiya-razr
    eshila-francii-prodat-mistrali-egiptu-i-oae.html
    Кроме того, хочется отметить, что на момент подписания между РФ и французской судостроительной компании контракта на строительство УДК, судостроительная компания находилась в предбанкротном состоянии и указанный контракт ее финансово оживил
    https://www.1tv.ru/news/2014/09/08/32700-vo_frant
    sii_mitinguyut_rabotniki_sudoverfi_na_kotoroy_str
    oyatsya_mistrali_dlya_rossii
    http://sudostroenie.info/novosti/17993.html
  21. +1
    27 февраля 2017 10:23
    20 октября 2011 года примерно в 15:45 в районе деревни Вилейты Поставского района примерно в километре от белорусско-литовской границы разбился вертолет Госпогранкомитета Беларуси «Еврокоптер» (производства Франции), на борту которого находились два члена экипажа и три человека из съемочной группы ТРО «Союз».«Установлено, что вертолет прошел полное регламентное и предполетное обслуживание, летчики обладали высокой профессиональной подготовкой, метеорологические условия были благоприятными", - пояснили в Следственном комитете, добавив, что точную причину авиакатастрофы выяснить не удалось.
    Когда французские специалисты приехали на место и узнали, что для закупленных Беларусью французких вертолётов «Еврокоптер» не были построены специальные ангары сказали, что снимают с себя всю ответственность по поводу техсостояния всех закупленных (несколько штук) и разбившегося вертолёта (хоть вертолёты были новые и эксплуатации были от силы 1-2 года).
    Это всё к тому, что французкая техника нежна, как их любимые лягушачьи лапки. Очевидцы рассказывают, что нашим боевым вертолётам спецангары с кондиционерами не нужны, при эксплуатации в пустынной местности смели веником песок с лопастей и корпуса и в путь. С французкой нежной техникой так не получится, печальный пример выше, может и поэтому отказываются потенциальные покупатели. В боевых условиях не везде могут быть ангары с климат контролем.