«Кайтены». Провал проекта японских подводных камикадзе

Сегодня всем знакомы японские камикадзе, их образ сильно популяризирован, но одновременно и сильно искажен. Образ, который сформировался в головах людей, часто имеет мало общего с тем, кем они были на самом деле. Для абсолютного большинства камикадзе — это летчики, направляющие свои самолеты на вражеские корабли. Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой. В конце войны в Японии реализовывали разные, даже иррациональные проекты, одним из таких были торпеды-кайтены. Находясь внутри стальной капсулы, управляемой торпеды, камикадзе должны были уничтожать врагов императора и Японии и в море, отдавая за это свою жизнь.

О феномене и идеологии камикадзе

Перед рассказом о живых торпедах, которые не так давно были показаны в американском фильме «Крейсер», рассказывающем о последнем походе крейсера «Индианаполис» и судьбе его команды, необходимо обсудить сам феномен камикадзе и их идеологию, историю формирования их школ.


Система образования в Японии в первой половине XX века мало чем отличалась от диктаторских схем, направленных на формирование нужной идеологии. С самого раннего возраста японским детям внушали, что, умирая за своего императора, они поступают правильно, а их смерть будет благословенной. В результате такой обработки, начиная со школьной скамьи, молодые японцы вырастали с девизом «jusshi reisho» (пожертвуй жизнью).

Дополнительно государственная машина империи всячески пыталась скрыть любую информацию о поражениях японской армии и флота (даже самых незначительных). Машина пропаганды создавала фальшивое представление о возможностях страны и эффективно внушала малообразованным детям тот факт, что их смерть может стать шагом к тотальной победе Японии в войне. Уместно вспомнить и о знаменитом Кодексе Бусидо, который также сыграл важную роль в формировании идеалов камикадзе. Японские солдаты еще со времен самураев рассматривали смерть как часть жизни (в буквальном смысле). Они просто свыкались с мыслью о смерти, не испытывая страха перед ее приближением.

«Кайтены». Провал проекта японских подводных камикадзе


Камикадзе обычно набирались из малообразованных молодых парней, которые были вторыми или третьими мальчиками в своих семьях. Такой отбор был обусловлен тем, что первый (то есть старший) мальчик в японской семье обычно являлся наследником состояния, поэтому исключался из военной выборки. В то же время образованные и опытные пилоты наотрез отказывались записываться в отряды камикадзе, ссылаясь на то, что они просто обязаны сохранить свою жизнь, чтобы заниматься обучением новых бойцов, которым и суждено стать смертниками. Таким образом, чем больше было количество молодых людей, которые пожертвовали собой, тем моложе становились новобранцы, приходившие на их место. Многие из них были практически подростками, не достигшими даже 17 лет, но которым выпал шанс доказать свою преданность стране и императору, проявить себя, как «настоящие мужчины».

При этом некоторым летчикам-камикадзе повезло они остались живы, такие примеры действительно есть. Один из них Кеничиро Онуки позднее вспоминал, что остался жив волею случая. Во время боевого вылета его самолет просто не завелся и не взлетел. История подводных камикадзе таких примеров не знала. Человек, который садился в управляемую торпеду, не имел ни единого шанса остаться в живых после ее пуска. «Кайтены» были билетом в один конец.

Устройство «Кайтенов»

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии использовали специальные торпеды-кайтены, в переводе с японского это означало «воля небес». Для японцев в этом названии был скрыт глубокий смысл, кайтен — это нечто, что должно было внести кардинальные перемены в привычное течение дел. Идея о разработке управляемых людьми торпед появилась в 1942 году, после того как японский флот потерпел очень болезненное поражение в битве у атолла Мидуэй, которое определило весь исход кампании в Тихом океане. После этого сражения двум японским морякам-подводникам, лейтенанту Хироси Куроки и младшему лейтенанту Сэкио Нисине, пришла идея использовать против американского флота подводных камикадзе. Офицеры собрались скрестить малую подводную лодку с самой крупной на тот момент времени японской торпедой на базе Тип 93. Взявшись за создание чертежей, они быстро поняли, что не смогут реализовать свои замыслы самостоятельно.

«Кайтены». Провал проекта японских подводных камикадзе


Тогда они решили обратиться за помощью к Хироси Судзукаве, который был конструктором Военно-морского арсенала. Ему понравилась идея подводников, и к январю 1943 года проект нового оружия был готов. Вот только донести идею до вышестоящего руководства оказалось не так просто. До изобретателей в это тяжелое время просто никому не было дела. В таких условиях офицеры пошли по истинно самурайскому пути: они написали обращение к военно-морскому министру страны собственной кровью. Согласно традициям Японии, письмо, которое написано кровью автора, непременно будет прочитано. Так случилось и на этот раз. Письмо офицеров-подводников и их предложения прочитали, идея понравилась японским адмиралам, уже через год в Японии началось строительство первых образцов необычного оружия.

По своей сути кайтен представлял симбиоз торпеды и малой субмарины. Он работал на чистом кислороде, под водой такая торпеда могла разгоняться до 40 узлов, что гарантировало возможность поражения почти любых боевых кораблей того временного периода. Внутри торпеды находились очень мощный заряд, двигатель, и довольно компактное место для пилота-смертника. Рабочее место было очень узким даже по меркам не самых больших тел японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть управляющего торпедой человека была неизбежной.

Непосредственно перед лицом камикадзе располагался перископ, а также ручка переключения скорости, которая регулировала подачу кислорода в двигатель торпеды. В верхней части торпеды имелся другой рычаг, который отвечал за направление движения. Приборная панель была насыщена различными датчиками, показывающими расход кислорода, также здесь были глубиномер, часы, манометр и прочее. Непосредственно у ног камикадзе находился клапан для впуска в балластную цистерну забортной воды, это было необходимо для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было непросто, да и обучение пилотов-смертников оставляло желать лучшего. Школы подготовки кайтенов появлялись стихийно, но также стихийно они становились жертвами американских бомбардировок.

«Кайтены». Провал проекта японских подводных камикадзе


Человекоуправляемая торпеда модификации «Тип 1» была спроектирована на базе 610-мм торпеды «Тип 93» модель 3, с широким заимствованием элементов ее конструкции. Главным отличием были вертикальные и горизонтальные рули увеличенной площади. К кормовой, двигательной части, конструкторы пристыковали центральную часть несколько большего диаметра (0,99 метра), в которой и была размещена кабина пилота, а также две дифферентные цистерны. В носовой части управляемой торпеды были два отсека. В первом находился боевой заряд — 1550 кг взрывчатого вещества (по замыслу разработчиков, этого должно было хватить даже для того, чтобы потопить линкор), а во втором отсеке находились две носовые дифферентные цистерны, дополнительный топливный бак и баллоны со сжатым воздухом системы управления по глубине и курсу, также здесь был расположен «воздушный баллон», который взяли с торпеды «Тип 93». Совокупный запас кислорода на борту составлял 1550 литров. Расход кислорода на скорости 12 узлов — 1 кг/мин, на скорости 20 узлов — 3 кг/мин, на скорости 30 узлов — 7 кг/мин. Запас 9 баллонов со сжатым воздухом, который предназначался для управления рулями, составлял 160 литров.

Длина человеко-торпеды составляла 14,75 метра (длина торпеды «Тип 93» — 8,99 метра), наибольший диаметр — 1 метр (торпеда — 0,61 метра). Максимальная глубина погружения — 60 метров, рабочая глубина хода — до 35 метров, максимальная расчетная глубина погружения — 100 метров. Во время проведения испытаний именно на глубине 100 метров кайтен дал течь. Подводное водоизмещение составляло 8,3 тонны, масса боевого заряда — 1550 кг (у торпеды «Тип 93» — примерно 500 кг). Максимальная дальность хода на скорости 30 узлов должна была составить не менее 23 километров. Подрыв боевого заряда происходил либо при помощи электрического минного взрывателя (основной и запасной), который активировался вручную пилотом из своей кабины, либо при помощи торпедного взрывателя Тип 2. Также на торпеде был размещен «автоматический» взрыватель, который был установлен на определенную глубину и срабатывал по сигналу, поступающему от гидростата при погружении на глубину, которая была больше заданной.

При этом человеко-торпеды непрерывно модернизировались. Летом 1944 года в Японии были подготовлены новые типы, которые отличались более мощным зарядом, который почти в три раза превышал тот, что был установлен на «Kaiten 1». В качестве двигателей на них должны были использоваться турбины, работающие на перекиси водорода. Но с ними у японской промышленности возникли серьезные проблемы.

«Кайтены». Провал проекта японских подводных камикадзе


Провал проекта «Кайтенов»

Подводных камикадзе, которые должны были вести кайтены к цели, готовили в несколько этапов. На первом из них курсанты в течение трех месяцев проходили специальную подготовку на быстроходных катерах-брандерах. Основной целью этого этапа обучения было научить их управлять катером, пользуясь лишь магнитным компасом и перископом. Второй этап подготовки проходил на тренажерах, которые имитировали внутреннее устройство кайтенов. На тренажерах курсанты отрабатывали навыки и умения на ощупь находить любой из приборов и механизмов, расположенных в кабине, а также выполнять все действия по пути в заданный район и атаке на корабль, отрабатывая их до автоматизма. И лишь на третьем этапе обучения камикадзе выходили в море на настоящих кайтенах.

Первоначально японцы планировали использовать кайтены для атак на корабли противника, расположенные на стоянках в бухтах. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (обычно от 4 до 6 штук) обнаруживала суда противника, после чего выстраивала траекторию (лодка разворачивалась носом к цели), и капитан отдавала смертникам последний приказ. По узкой трубе они проникали в кабину управляемой торпеды, задраивали за собой люки и получали по рации последние распоряжения от капитана подлодки. После этого камикадзе запускали двигатель и самостоятельно двигались в сторону противника на глубине 4-6 метров. При этом они были практически абсолютно слепы, так как не видели, куда именно плывут. Пользоваться перископом им разрешалось не более 3-х секунд, так как это вело к риску обнаружения торпеды противником. После обнаружения торпеды она могла быть расстреляна из скорострельных автоматов или орудий противоминного калибра, имеющихся на атакуемой цели, даже не успев добраться до нее.

Впервые японцы использовали кайтены в ноябре 1944 года. Целью атаки была база американского флота на атолле Улити (Каролинские острова). В нападении должны были участвовать три японских подводных лодки, на которых находилось 12 кайтенов, но одна из них не дошла до места назначения. Лодка была обнаружена и атакована американскими эсминцами, которые потопили ее глубинными бомбами. В итоге ночью 20 ноября 1944 года базу атаковали лишь две подлодки. Из восьми оставшихся кайтенов удалось запустить только пять, остальные три пришлось утопить из-за возникших технических неполадок, предварительно сняв с них подготовленных камикадзе. Из пяти выпущенных кайтенов гарантировано поразил цель лишь один. Он врезался в эскадренный танкер «Миссиссинева» и потопил его. На борту танкера находился авиационный бензин. Взрыв был очень сильным, вместе с танкером погибли 50 американских матросов. С японских подлодок видели огромный столб огня и дыма, который поднялся в лагуне атолла, и слышали несколько мощных взрывов. Японское командование оценивало эту первую операцию с участием кайтенов, как успешную, японцы полагали, что им удалось потопить авианосец, хотя на самом деле цели достиг лишь один из пяти выпушенных кайтенов, а потопленным кораблем оказался танкер.

«Кайтены». Провал проекта японских подводных камикадзе


Более-менее успешно кайтены удавалось использовать только в начале. По итогам завершения морских сражений официальная японская пропаганда заявляла о 32 потопленных с их помощью американских кораблях, включая линкоры, авианосцы, эскадренные миноносцы и грузовые суда. Однако эти цифры были очень сильно преувеличены. Американский флот на Тихом океане к моменту завершения войны очень сильно нарастил боевую мощь, и камикадзе было все труднее поражать цели. К тому же крупные боевые корабли в бухтах надежно охранялись, подобраться к ним было трудно даже, находясь на глубине 6 метров. А атаковать разбросанные в море корабли кайтены были не в состоянии, долгих заплывов они просто не выдерживали.
Разработка кайтенов была отчаянным шагом, на который в Японии пошли после поражения у атолла Мидуэй. Управляемые торпеды были кризисным решением, на него императорский флот возлагал большие надежды, которые так и не оправдались. Со своей основной задачей — гарантированным уничтожением американских кораблей они не справились, эффективность кайтенов была низкой. Нелепая попытка иррационального использования имеющегося человеческого ресурса в итоге закончилась полным провалом проекта.

Стоит отметить, что созданные на скорую руку управляемые торпеды были очень несовершенной техникой. Очень часто они давали сбои и ломались. Многие камикадзе просто не доплывали до намеченных целей, задохнувшись от недостатка кислорода, а торпеды просто тонули. Даже установленные на кайтенах таймеры-взрыватели далеко не всегда приводили к гибели вражеских кораблей, так как часто кайтены взрывались, еще не доплыв до цели. Также долгие и частые походы японских подводных лодок с кайтенами на борту приводили к тому, что их тонкий корпус (толщина не более 6 мм) ржавел и становился непригодным для использования на глубине. Ржавчина могла стать причиной того, что давление просто расплющивало проржавевший корпус, и камикадзе погибал бесславно.

В самом конце войны в рамках оборонительных мероприятий против возможного вторжения американской армии в Японию было подготовлено 100 кайтенов и 400 сверхмалых субмарин, которые предназначались для действий с береговых баз против американского флота. С этой же целью в секретных местах вдоль побережья, а также в гаванях южной части страны японцы развернули 1000 небольших катеров, которые несли на себе заряд взрывчатки массой 550 кг. Все эти силы так и не были использованы, вторжения на Японские острова не произошло. Бомбардировка городов Хиросима и Нагасаки американскими атомными бомбами и разгром советскими войсками Квантунской армии привели к тотальному поражению Японии в войне. Изменить это не могли ни летчики-камикадзе, ни кайтены, которые оставили свой след в истории, никак не изменив ход конфликта.

«Кайтены». Провал проекта японских подводных камикадзе


Источники информации:
http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/166467-kayten
http://war-only.com/kajteny-yaponskie-podvodnye-kamikadze.html
http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Японская_человеко-торпеда_Кайтэн
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. амурец 20 октября 2016 07:54
    Автору спасибо! Есть интересная книга чудом выжившего Ютака Ёкота "Субмарины -самоубийцы" Он был водителем одного из кайтенов и хорошо описывает как готовили водителей " Кайтенов" и как они служили и воевали.
  2. Урфин 20 октября 2016 07:57
    Ущербна сама концепция. Ограничения использования перископа при отсутствия эхолота делает бессмысленным управление торпедой человека.

    Определение цели и направления на нее торпеда за 3-4 секунды требует все-таким серьезной подготовки, что делает камикадзе дорогим оружием либо при плохой подготовке - просто не эффективным оружием .
    1. Mister22408 20 октября 2016 09:14
      Расскажите об этом князю Боргезе. Сейчас это ИНС+ГАК, ранее МК и перископ.
      1. Урфин 20 октября 2016 12:24
        эм... Боргезе был камикадзе или готовил самоубийц? Он был высоко профессиональным бойцом. Если переносить это на кайтены - то ему действительно хватило бы всех возможностей этой торпеды для уничтожения высокозащищенных объектов. Вот только стоит "создание" такого специалиста дорого и использование его только один раз - экономически нецелесообразно, поэтому камикадзе-торпеды и камикадзе-самолеты не сработали.
        1. Mister22408 26 октября 2016 17:14
          Боргезе знал методику.....Эффективность которой в узких кругах не оспаривается. На некоторых его девайсах и перископа не было, только МК. Таки наувсякий случай laughing - на "Сиренах" перископа нет, а задний ход - есть bully
  3. Монархист 20 октября 2016 08:06
    Статья хорошая, но есть маленький минус:описана лишь одна атака,а сколько всего было успешных?
    Японцы конечно приукрашивали , а американцы наоборот принежали успехи камикадзе. В реальности камикадзе не могли существенно повлиять на ситуацию,но нервы американцам потрепали.
    В люфтваффе также были проекты своих камикадзе
    1. Magua-001 21 октября 2016 02:40
      Они не смогли существенно повлиять на ситуацию против СССР в Маньчжурии, потому что атака одного или пары камикадзе на танк или БА (в случае ее успеха) приводила к потере всего максимум половины отделения.
      С описанным танкером у кайтен был размен в живой силе 1 (или 5) на 50, с воздушными атаками у Окинавы не менее чем 1 на 12 + матчасть. Тактика даже одних кайтен без воздушных камикадзе (и прочей береговой авиации) делала океанскую высадку американцев в Японию невозможной в принципе.
      У окинавы американские ВМС от них понесли существенные потери и умылись кровью.
  4. петрович1952 20 октября 2016 10:55
    Если мне память не изменяет на эту тему есть фильм только там кажется были итальянские моряки
  5. BORMAN82 20 октября 2016 12:12
    На последнем фото запечатлены сверхмалые подводные лодки типа D «Koryu» стоящие в сухом доке.
  6. Aviagr 20 октября 2016 13:08
    При существующем уровне техники и электроники почти все аналогичные задачи могут решить боевые глайдеры. Причем, часть из них будут перемещать торпеды, а другая: ракеты разных калибров. Но будут и глайдеры целеуказатели, навигаторы и пр. Когда есть самый главный элемент - Носитель - уже не важно, какую полезную нагрузку ему доставлять...
    но вот Носителей у нас пока и нет в нужных (миллионных) количествах...
  7. Даос 20 октября 2016 14:18
    Ну с "кайтенами" японцы не могли не промахнуться... Чисто технически слишком много проблем нужно решить. В основном в том что человеческие органы чувств малоприспособлены для ориентирования под водой...
    1. Magua-001 21 октября 2016 02:42
      На кайтен был гироскоп (как и в любой торпеде) и счисление.
      1. Даос 21 октября 2016 13:27
        Перископ на высоких скоростях не работал а скорее демаскировал... а "счисление"? Ну чем тогда кайтен лучше обычной, неуправляемой торпеды? Решил торпедный треугольник и шмальнул по пеленгу... А в отличии от обычной ПЛ у водителя кайтена даже гидрофона не было... (про торпедный вычислитель уж вообще молчу.
  8. Олежек 20 октября 2016 21:12
    Разработка кайтенов была отчаянным шагом, на который в Японии пошли после поражения у атолла Мидуэй.


    Коллега, вы ничего не путаете?
  9. Олежек 20 октября 2016 21:14
    Нелепая попытка иррационального использования имеющегося человеческого ресурса в итоге закончилась полным провалом проекта.


    Хорошо. Гут. Вы "играете" за Японскую империю. Ваше решение?
  10. bbss 21 октября 2016 01:49
    Статья интересная. На эту тему материалов не так много написано. С автором не согласен в части его утверждений о комплектовании камикадзе. Туда была очередь (в том числе и среди подготовленных и имеющих опыт боевых летчиков). Другое дело, что не слишком их туда брали (до последнего этапа войны). Положение изменилось только к моменту утраты Японией производственных мощностей и истощения запасов топлива и сырья. Вот тогда в камикадзе стали брать всех желающих. Камикадзе оказались более эффективны (по сравнению с кайтен). Потерь они нанесли значительно больше, однако никоим образом не могли изменить ход военных действий и повлиять на результаты войны.
  11. DimerVladimer 21 октября 2016 15:15
    Изменить это не могли ни летчики-камикадзе, ни кайтены, которые оставили свой след в истории, никак не изменив ход конфликта.

    Тактика Камикадзе - пожалуй единственная угроза, которую серьезно воспринимал флот США - это есть во многих мемуарах как командующих США, так и офицеров ВМС.
    В битве за Окинаву - это особенно проявилось - какие чувства могли испытывать моряки ВМС США, видя как один за другим врезаются японские самолеты соседние корабли, огненным валом сметая с палубы все живое? Читаем Американский ВМФ во второй мировой войне - там есть и об самоубийственных атаках.

    Есть иные средства поражения, которые нанесли в то время больший урон ВМС США?

    Спорное суждение - что тактика камикадзе провалилась - она была опробована, усовершенствована. Ее вклад в битву за Окинаву - значителен.

    Есть такое понятие - как потенциальная угроза. С приближением ВМФ США к островам метрополии - потенциальная угроза от атак камикадзе - росла. При битве за Окинаву потери и повреждения американского флота значительно выросли (порядка 75 кораблей различных типов и классов).
    При атаке островов метрополии - угроза от катерников и кайтенов была весьма значима - так что назвать "провалом" это слишком пафосно - боюсь что японцы с этим не согласятся.

    подготовлено 100 кайтенов и 400 сверхмалых субмарин
    - Это весьма существенная потенциальная угроза в прибрежных водах (на вооружении СССР стояли субмарины сверхмалого класса).
    В несостоявшейся битве за метрополию, тактика камикадзе, проявилась бы в полную силу - короткое плечо доставки, сложные условия в прибрежных водах, удаленность от опорных баз, все это делало флот вторжения весьма уязвимым.

    Да - применение кайтенов на первоначальном этапе не принесло значимых результатов (либо их нельзя подтвердить с высокой достоверностью). Как потенциальная угроза, оно вносило свои коррективы в организацию боевого охранения флота и при массовом применении - могло достигнуть весьма существенного урона, но в итоге не могло предотвратить вторжения на острова метрополии.
  12. DimerVladimer 21 октября 2016 15:41
    В итоге ночью 20 ноября 1944 года базу атаковали лишь две подлодки. Из восьми оставшихся кайтенов удалось запустить только пять, остальные три пришлось утопить из-за возникших технических неполадок, предварительно сняв с них подготовленных камикадзе. Из пяти выпущенных кайтенов гарантировано поразил цель лишь один. Он врезался в эскадренный танкер «Миссиссинева» и потопил его.



    Назвать провалом уничтожение танкера в стоянке флота на атолле Уитли?
    Прорвать зону боевого охранения эсминцев и атаковать (пусть во временной базе) флот США - это весьма существенный успех.
    Сделать это могли только или свехмалые ПЛ или человекоторпеды - очень непросто ориентироваться ночью в сложной навигационной обстановке в охраняемых проливах атолла и это удалось! Это сопоставимо с легендарной атакой Прина в Скаппа Флоу.
    А если бы это был авианосец? Имя подводника прославилось и стало бы легендарным среди военных!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня