Создается универсальная платформа для эксплуатации подводных аппаратов

С целью дальнейшего развития военно-морского флота и повышения его боеспособности в настоящее время предлагается разрабатывать и строить не только корабли и подводные лодки, но и специализированные беспилотные комплексы. К настоящему времени отечественной промышленностью было предложено несколько подобных систем, часть которых даже дошла до практической эксплуатации. Дальнейшее совершенствование подобной техники и расширение круга решаемых задач требует соответствующих нововведений. Один из самых интересных проектов в этой области был представлен несколько недель назад.

В начале сентября в парке «Патриот» прошел международный военно-технический форум «Армия-2016». В ходе этого мероприятия отечественные и зарубежные предприятия оборонной промышленности представили новые разработки и концепции развития вооружений и техники. Один из вариантов дальнейшего улучшения существующих и перспективных комплексов предложило Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит». Молодые специалисты этой организации совместно со студентами высших учебных заведений предложили концепцию перспективной морской системы, которая сможет взаимодействовать с беспилотной техникой, расширяя ее возможности.

Создается универсальная платформа для эксплуатации подводных аппаратов



О появлении оригинальной идеи в ходе форума «Армия-2016» сообщил генеральный директор СПМБМ «Малахит» Владимир Дорофеев. По словам руководителя предприятия, суть оригинального концепта, предложенного студентами и молодыми специалистами, состоит в разработке специальной морской платформы, которая сможет обеспечить применение различных необитаемых подводных аппаратов. В настоящее время ведутся работы по созданию проекта. При этом разработчикам приходится создавать разные варианты платформы, отличающиеся друг от друга различными особенностями.

Перспективная морская платформа, согласно задумке авторов предложения, должна будет решать достаточно широкий спектр задач по обслуживанию и взаимодействию с беспилотными подводными аппаратами. Из-за этого сейчас специалистам приходится работать над несколькими вариантами проекта. Они отличаются различными чертами, в том числе типом силовой установки. Прорабатывается возможность оснащения платформы как ядерной, так и неатомной энергетической установки. Также могут использоваться существующие наработки по тематике воздухонезависимых энергоустановок для подводного флота.

Одной из главных причин появления оригинальной концепции стали ограниченные возможности существующей техники. Рассказывая о проекте платформы, В. Дорофеев отметил, что современные необитаемые подводные аппараты не отличаются большой энергетической автономностью. Недостаточная емкость топливных баков или аккумуляторов серьезно ограничивает радиус действия и время работы. Как следствие, технике нужно некое средство, позволяющее избавиться от имеющихся проблем.

Выходом из имеющейся ситуации может быть применение специальных платформ, предназначенных для взаимодействия с беспилотниками. Мобильная платформа, разработанная в соответствии с новыми предложениями, сможет доставлять специальную технику к месту работы, а также снабжать ее электроэнергией и обеспечивать связь с оператором. Использование таких идей, как следует полагать, поможет значительно повысить реальные возможности существующих и перспективных комплексов.

В ходе форума «Армия-2016» концепция многоцелевой платформы для взаимодействия с беспилотными аппаратами позиционировалась в качестве новейшей разработки, способной оказать положительное влияние на имеющуюся ситуацию. При этом какие-либо сведения о возможном строительстве подобной техники в интересах реальных заказчиков не оглашались. Более того, последующие события и сообщения позволяют считать, что ко времени проведения выставки военное ведомство и ВМФ еще не успели оценить предлагаемую новую разработку СПМБМ «Малахит».

21 сентября стало известно, что предложенная концепция смогла заинтересовать потенциальных заказчиков. Отечественные средства массовой информации опубликовали заявление заместителя главного конструктора СПМБМ «Малахит» по вооружению Андрея Курносова, который рассказал о текущем положении дел в рамках новейшего проекта.

Представитель конструкторской организации заявил, что министерство обороны проявило интерес к предложенной концепции универсальной платформы. Кроме того, к моменту раскрытия информации несколько научно-исследовательских организаций министерства обороны успели провести анализ предложения. По результатам изучения концепция получила положительные отзывы.

Успешное прохождение предварительных проверок может говорить о возможном продолжении работ уже в соответствии с заказом военного ведомства. В настоящее время по заказу Минобороны промышленность занимается созданием множества проектов необитаемой подводной и морской техники, из-за чего платформа для взаимодействия с такой техникой представляет достаточно большой интерес. Иные сообщения об оригинальной разработке пока не поступали.

В последние годы наблюдается активное развитие беспилотной техники в морской и подводной сферах. Создаются новые проекты различной техники того или иного назначения с отличающимися характеристиками и особенностями конструкции. Кроме того, к настоящему времени некоторые системы этого класса были доведены до практической эксплуатации. При помощи новой техники военно-морской флот и некоторые другие структуры решают различные задачи, связанные с патрулированием и изучением определенных районов, поиском тех или иных объектов и т.д. Согласно новейшему предложению отечественных конструкторов, имеющаяся и перспективная техника должна будет эксплуатироваться со специальной платформой.

По понятным причинам, технические подробности нового проекта пока неизвестны. Руководство СПМБМ «Малахит» к настоящему времени огласило только сам факт существования проекта, его предназначение и некоторые особенности облика техники, прорабатываемого инженерами. Прочие подробности и черты будущей морской платформы пока не уточнялись и, по-видимому, будут оставаться секретом в течение некоторого времени. Тем не менее, на основе имеющихся данных можно составить некоторые версии о возможном облике перспективной техники, а также попытаться определить ее будущее.

Сейчас для доставки необитаемых подводных аппаратов к месту работы используются надводные суда или катера с соответствующими характеристиками. Кроме того, некоторые изделия, в первую очередь специального назначения, должны транспортироваться подводными лодками. Оборудование для управления техникой, в свою очередь, помещается на борту носителя. Помимо аппаратуры управления на носителе размещаются средства для обслуживания беспилотной техники, такие как оборудование для зарядки аккумуляторов, проведения мелкого ремонта и регламентных работ и т.д.

Большая часть современных подводных аппаратов использует электродвигатели с гребными винтами для движения и маневрирования. Емкость аккумуляторов, снабжающих моторы энергией, позволяет решать поставленные задачи, однако накладывает определенные ограничения на продолжительность работы. Из-за этого оператору комплекса приходится в указанное время возвращать технику на носитель, что оказывает негативное влияние на проведение работ. Именно подобные проблемы предлагается решать при помощи перспективного проекта.

СПМБМ «Малахит» предлагает создать универсальную платформу, которая сможет работать с подводными аппаратами разных типов и классов. Какой именно она будет – пока не уточнялось. В то же время, сведения о возможном использовании энергетических установок некоторых типов могут говорить о разработке специализированной подводной лодки. В отличие от надводного судна, подлодка имеет возможность скрытно выходить в заданный район, где должно обеспечиваться выполнение поставленных задач. Применение атомной или воздухонезависимой энергоустановки даст такому носителю беспилотников достаточно высокие характеристики с точки зрения длительного пребывания в подводном положении и маскировки.

Основной задачей платформы является работа с подводными аппаратами, из-за чего она должна нести набор всей необходимой аппаратуры. Проектом должны предусматриваться средства транспортировки необитаемой техники, оборудование управления, средства связи, а также различные компоненты систем обслуживания. В первую очередь, требуется предусмотреть возможность подзарядки аккумуляторов для скорейшего возвращения беспилотника к дальнейшей работе. Также должны присутствовать разъемы для подключения к бортовым системам носителя с целью обмена информацией, диагностики и т.д.

Пока представителями организации-разработчика еще не был раскрыт один из важных вопросов. До сих пор не уточнялось, будет ли универсальная платформа нового типа автономной. Сейчас носителями беспилотных систем являются корабли и суда, управляемые экипажем. Существующие технологии позволяют передать часть операций по контролю судна автоматике или средствам дистанционного управления. В будущем, при дальнейшем развитии вооружений и техники, а также появлении новых и развитии существующих технологий ничто не мешает создать необитаемую платформу, предназначенную для взаимодействия с беспилотниками того или иного назначения.

Тем не менее, этот вопрос пока никак не комментировался официальными лицами, из-за чего остается только гадать, какими будут основные принципы управления перспективной техникой. Нельзя не отметить, что это касается и других аспектов нового проекта. По понятным причинам, большая часть сведений о нем еще не подлежит разглашению. Более того, часть особенностей окончательного облика платформы должна будет определиться только в будущем, после получения реального заказа военного ведомства на завершение работ.

Несмотря на отсутствие большей части сведений и каких-либо подробностей, информация о разработке универсальной платформы-носителя беспилотных подводных аппаратов представляет большой интерес. Она свидетельствует о том, что в нашей стране развитие необитаемой подводной техники показывает достаточно высокие темпы, благодаря чему появляются все новые и новые проекты. Кроме того, помимо создания новых образцов техник принимаются определенные меры, направленные на повышение эффективности применения беспилотных комплексов.

Согласно заявлениям представителей компании-разработчика, перспективная платформа позволит решить некоторые проблемы техники различных типов, связанные с недостаточной автономностью. Также в будущем могут быть получены новые преимущества. Тем не менее, сроки реализации имеющейся концепции пока остаются неизвестными. Проект уже получил одобрение специалистов военного ведомства, что приближает момент ожидаемого получения заказа на начало полноценной разработки. При успешном завершении всех работ военно-морской флот получит новую технику, дающую новые преимущества и расширяющую круг решаемых задач.


По материалам сайтов:
https://ria.ru/
http://vz.ru/
http://sudostroenie.info/
https://defendingrussia.ru/
http://korabel.ru/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Bastion-karpenko.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 20
  1. Thor 20 октября 2016 06:50
    Эээ-аааа... скуотищща какая...
    Концепции все эти -перцепции студиозов, которым чем дали, тем и играются...
    1. ССИ 20 октября 2016 08:10
      Как же Вы правы...
      1. sub307 20 октября 2016 08:48
        Вынужнен к сожалению согласиться с "верхними" комментами.... Слишком уж фантастично на текущий момент, на мой взгляд. Эт всё равно, что серъёзно сейчас обсуждать концепцию высадки "десантуры" на луну для захвата плацдарма под лунную базу. Насколько понимаю, сейчас только идёт отработка эксплуатании как пилотируемых так и непилотируемых ГА с носителей недавно вступивших в строй, как по линии ПСС, так и по тематике ГУГИ. Концепций, на уровне проекта "настрогать" то можно, вероятно и нужно..., но выдавать в "эфир" - "сырой кусочек теста" за "булочку" ..., ну не знаю зачем.
        1. gridasov 20 октября 2016 10:43
          Необходимо принять во внимание то , что из цепи выкинуты некоторые каитегории специалистов -практиков , которые знают такие нюансы , о которых не знают ни студенты ни чиновники финансирующие проекты. Создавать, от потолка ,новые амбициозные проекты не имея научной обоснованности новых физических процессов и взаимодействий , на основе которых могут совершить прорыв новые идеи -это смешно и грустно.
          1. Владимир Постников 20 октября 2016 13:33
            Цитата: gridasov
            Необходимо принять во внимание то , что из цепи выкинуты некоторые каитегории специалистов -практиков

            Кто Вам это сказал, что кто-то куда-то выкинул "специалистов-практиков"?
            Кто Вам сказал, что это идея молодых специалистов Малахита?
            Малахит последние пару лет начал этим заниматься вполне серьезно.
            Но, необитаемые аппараты - это новая архитектура, новые системы автоматизации, новые тактические схемы применения, поэтому неудивительно, что это доверили молодым, но можете быть уверены, эти молодые специалисты будут работать под руководством старших товарищей.
            Вы получили маленький "клочок" информации и на его основе делаете индуктивное умозаключение. Ваше заключение не имеет никакого отношения даже к неполной индукции. Оно есть пародия на нее.
            Могу предложить Вам еще один "клочок" информации, причем фактической. Это моя "История создания ударных подводных беспилотников в России с 1999 по 2015 г.г."
            И таких фактов нужно много, чтобы делать именно умозаключения, а не растопыривать пальцы, как это делали некоторые специалисты, упомянутые в моей "Истории".
            И смешно, и грустно.
            1. gridasov 20 октября 2016 14:21
              А что вы так занервничали? Я бы мог вам привести пример того , что отсутствие системных междисциплинарных знаний ставит в тупик и зрелых ученых , которых не принимают и не рассматривают их идеи и главное обоснование. Поэтому то,что кто-то и что-то создал это еще не причина праздновать победу . Или привести пример Курска или еще десяток примеров когда людей считают по количеству и не видят в них судьбы о которых стоило бы беспокоится именно создателям и лодок и всего прочего . Поэтому я отвечаю за свои слова потому , что вижу реальность , а вы только свой частный случай. И вообще что можного ворить если ваши суперсовременные пласредства плавают на винтах . Хвалитесь среди студентов .
              1. jjj 20 октября 2016 15:07
                Хочу добавить, что еще в советское время у нас строились лодки-носители, в Северодвинске их называли "матками", и транспортируемые ими малютки. Эта тема в открытой печати освещалась мало. Некоторые фотографии публиковались во времена т. н. гласности
                jjj
                1. Владимир Постников 20 октября 2016 15:39
                  Цитата: jjj
                  Хочу добавить, что еще в советское время у нас строились лодки-носители

                  "Матки", торпеды - это немного другое, нежели необитаемые автономные подводные аппараты. Необитаемые аппараты стали возможны с развитием спутниковых систем позиционирования и автоматизированных систем на основе микропроцессорной техники. Это стало возможным в девяностые годы прошлого века.
              2. Владимир Постников 20 октября 2016 15:30
                Цитата: gridasov
                А что вы так занервничали?

                Логика и нервы - две вещи несовместные. А потому позвольте мне воздержаться от продолжения.
  2. gridasov 20 октября 2016 10:48
    Стоит добавить , что только изменив подходы к анализу и в математике и ообще к процессам вокруг нас можно совершить отрыв от опонентов . Но главное совершить прорыв в сознании для себя. Чем заменить винты , чтобы пла средство перемещалось таким образом , что использовались бы силы противостоящие движению. Ведь это элементарно . Если есть вектор силы противостояния , то значит можно его всегда трансформировать таким образом , чтобы он наоборот способствовал движению. Это доказано и неопровержимо !!!
  3. gridasov 20 октября 2016 10:52
    Воздухонезависимые энергоустановки возможно будет создавать только тогда когда ученые поймут как извлекать потенциальную энергию из вещества того потока , которому придана кинетическая энергия.
    1. Удав КАА 20 октября 2016 12:56
      Гридасов! Тебя уже выпустили!?
      Опять за старое? засиживать мозги публике своими околонаучными размышлизмами о "потоках энергии и матрице бытия"!?
      Несколько опечалю тебя, неугомонный ты наш. Ученые уже нашли способ извлечения электрической энергии из прямой химической реакции восстановления О-Н. Установка прошла обкатку на Сарове, теперь мучают флотских...
      И где здесь " вещество того потока , которому придана кинетическая энергия." ???
      1. gridasov 20 октября 2016 14:08
        Глупца всегда можно отличить по тому читает он буквы или видит смысл содержимого и сказанного. О потоках энергии и матрице бытия это поговорите с болтунами. Кстати об этом я ни разу не произносил. Если же разгвор идет о гидрогазодинамических потоках то это потоки имеющие конкретные процессы со свойствами трансформации. Матрица бытия это вообще какой-то бред. То что вы вообще не понимаете сути физических процессов это так же факт. Все в этом мире основано на эл. магнитных взаимодействиях . Вопрос только в каком качестве и уровне этих процессов человек использует эту энергию. Поэтому разгвор о качестве энерги это вообще не с вами дискутировать . И в конце концов вы все такие русские хамовитые или это просто манера общения?
      2. gridasov 20 октября 2016 22:20
        Приходится дурочкам объяснять , что если водой можно резатьметал , то при гиперскорости воздух разрежет любой аппарат. Или объяснять . что вода это вещество . При этом при изменении скорости потока воды меняются свойства потенциальной энергии воды .При турбулентном истичении происходят эффекты кавитации , при еще более активном движении потока воды происходят эффекты сонолюминесценции . Полярное поведение воды как вещества трансфорирет ее в лед , но и другие состояния. О которых видимо вы не знаете. Точно так же и подводники сталкиваются под водой с различной степенью плотности воды и растворенной в ней минералов, что порой вызывает и удивление и страх, а порой и опасность для жизни.
        Извлечь эл энергию можно и из лимона . А вот получить достаточную плотность магнитных силовых потоков из того же лимона , чтобы получить импульс достаточный для активизации более серьезных процессов -это еще нужно уметь .
  4. Удав КАА 20 октября 2016 12:49
    Приходилось читать и ранее тягомутину...Но это верх пустословия! Информации -- кот наплакал, а "буков" -- на реферат! И что самое главное: все время фаберже только с другого угла зрения!
    Как в к/ф "В бой идут одни старики":
    - Ну, -- могЁшь!
    _ Не могёшь , а могишь!
  5. Aviagr 20 октября 2016 13:25
    Насколько можно понять, речь идет об использовании мини-реактора для движения миниПЛ и подзарядки ею АНПА на месте патрулирования.
    Аналогичную задачу американцы с норвегами уже решали: подводный док для подзарядки АНПА и снятия с них информации, полученной в процессе рейда. Для опытов использовали кабельный подвод к доку, но в Средиземке якобы уже с ПЛ и на ПЛ был осуществлен запуск/прием АНПА - технических проблем почти нет, кроме демаскировки гидроакустическими сигналами поиска, но их "прячут" под звуки дельфинов и др. морских животных.
    Но даже этой роботизированной ПЛ нужны будут навигационные уточняющие сигналы и передача команд из Центра, что проще и дешевле выполнять глайдерами. Как и часть работы выпускаемых ею АНПА - может и не так оперативно (глайдеры надо запускать заблаговременно на дежурство), но зато не так затратно и заметно - размеры такой ПЛ не будут меньше Протеуса (скорее всего, опять какой-нибудь Клавесин).
    Поэтому пока глайдеры по приоритетности перевешивают... Но при распиле бюджета на это внимание не обращают... hi
    1. alstr 21 октября 2016 11:15
      Скорее всего идет речь ореализации некого подводного авианосца для ПЛ. Т.е. на большой ПЛ есть неколько малых, котрые большая лодка может выпускать и принимать. А дальше полет фантазии.
  6. jayich 21 октября 2016 11:15
    А в чем проблема стала, две пл пр941, вполне живые, там по 16 шахт, и куча места, в каждую шахту при модернизации войдёт 90 тонный беспилотник. А у нас их режут. Вот вам два готовых носителя, и очень притом быстро можно получить и главное дешевле строительства новых, как раз одну на ТОФ вторую на сф.
  7. Nitarius 26 октября 2016 05:55
    ребята .. не паникуйте .. просто обратите внимание на стаи рыб .. и вы все поймете .. ведь мелкая стая - может по сути -закрутит любую лодку в водоворот .... вот и включите фантазию ))
  8. Бывший комбат 26 октября 2016 19:57
    Не статья, а сплошной туман и пурга ... Много бкофф и никакой конкретной информации. А вообще концепция автономных беспилотных подводных аппаратов для мирового океана очень спорна. И главная слабость этой концепции, что ЛЮБОЙ участник этого будет ПОСТОЯННО находиться в неуверенности о судьбе таких аппаратов. Тут целую обитаемую подводную лодку "Курск" кто-то утопил рядом с домом и до сих пор неизвестно что и как там было на самом деле. А тут беспилотник в океане фактически без связи автономно болтается - этож идеальная цель для уничтожения, и главное концов никто никогда не сыщет ... Ладно дешевый и неядерный, а если там ядерные бомбы? Беспилотники типа мины, закопанные в океанский грунт или замаскированные под "утонувшие" корабли еще могут иметь какую то защиту от повреждений и поиска, да и то при желании их найти не проблема. Нашли же "Титаник", и советскую подлодку утонувшую в Тихом океане ... А концепция описанная в статье "базовой станции" беспилотников тем более малоперспективна из-за именно наличия этой "базовой станции". Эту базу легко будет обнаруживать и соответственно иметь возможность парировать угрозы сопутствующих беспилотников. В общем и целом концепция СОМНИТЕЛЬНАЯ. Применять беспилотники безопасно и целесообразно ТОЛЬКО ВО ВНУТРЕННИХ водоемах.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня