Загадки Большого Кургана (часть 1)

В 2017 год в мире археологии является в какой-то степени знаменательным, ибо ровно 65 лет назад учёные впервые попытались раскрыть секрет Большого Кургана в Вергине, в Северной Греции. Необходимо отметить, что курган окружает обширное «кладбище» курганов меньших по размеру, раскопки в которых позволили установить, что находящиеся там захоронения относятся к 1000 году, а самые древние датируются окончанием эпохи эллинизма.

Загадки Большого Кургана (часть 1)

Вход в гробницу №2.

В 1962—1963 годах археологами было произведено несколько зондирований с целью обнаружить захоронения, которые по их расчетам лежали под самым крупных из холмов. К сожалению, попытки исследователей не возымели должного успеха. Тем не менее они нашли несколько могильных плит. Удача пришла к ним в 1976 году. Удалось доказать, что первая столица правителей Македонии, Эги, находились именно в районе сегодняшней Вергины, как это и предполагал несколькими годами ранее историк из Англии Никлас Хэммонд; отсюда вывод, что и захоронения правителей Македонии, которые были похоронены в Эгах, следуя родовым обычаями следовало искать здесь; что существует большая вероятность, что Большой Курган в Вергине является царской усыпальницей и хранит в себе гробницы царей или царя. Раз так, то раскопки здесь могли стать многообещающими, так как существовала вероятность отыскать захоронение царя, первое из захоронений, которое не пострадало бы от рук древних грабителей.


В конце августа 1977 года учёными были начаты новые раскопки. Результаты не заставили себя ждать. Уже к октябрю исследователями были найдены три помещения. Также археологам удалось приблизиться к абсолютно нетронутой царской усыпальнице. Размеры гробницы оказались приблизительно равны 10 м на 5,5 м, а высота около шести метров.

Загадки Большого Кургана (часть 1)

Дверь в царскую гробницу.

Одним из трех найденных помещений оказалось «Святилище Героев», которое, к сожалению, было разрушено. Первая гробница была прямоугольной формы размерами 3 на 2,09 метров, и высотой 3 метра. Как оказалась, умерших хоронили через отверстие, располагавшееся в потолке усыпальницы, так как в гробнице не было входа. Отверстие закрывалось продолговатым камнем огромных размеров. С сожалением учёные вынуждены были констатировать, что данную гробницу разграбили в древности искатели сокровищ. По оставшимся немногочисленным находкам её можно было отнести к середине IV в. до н. э., предположительно 340 г. до н. э. Стены гробницы оказались расписаны, изображалась знаменитая сцена похищения Персефоны Плутоном. Мастерство, с которым выполнено это произведение просто поражает. Это чудесная работа изображена на плоскости размерами 3,5 метра и высотой в 1 метр. Божество подземного мира изображается в колеснице. В его правой руке можно увидеть скипетр и уздечку, в то же время левой он обнимает талию молодой богини, которая в отчаянии заламывает руки. То как творец изобразил молодую девушку в минуту полного отчаяния просто поражает. Также изображён бог Гермес, который показывает колеснице дорогу в Аид. Позади изображена подруга Персифоны, возможно Киана. На земле можно заметить цветы, только сорванные девушками.

Как выяснилось позднее, до начала работ эскизы выполнялись на штукатурке. Из этого можно сделать, что мастер творил в свободной манере и прекрасно владел техникой рисунка. В глаза бросается то невероятное количество цветов, использовавшееся художником. Всё это создаёт изображение, которое надолго остаётся в памяти того, кто его увидел.

Благодаря кропотливой работе реставраторов этот рисунок дошёл до нас в прекрасном состоянии. На основе данных историков древности можно сделать вывод, что автором этого прекрасного произведения является живописец Никомах, живший в середине IV в. до н. э.


К сожалению, изображения на других стенах не дошли до нас в таком хорошем состоянии. На одной из стен изображалась богини, предположительно Диметра. Также были обнаружены на восточной стене три изображения в удовлетворительном состоянии. Возможно это три Парки.

К северо-западу от данной усыпальницы археологами была обнаружена так называемая «Македонская Гробница» (Гробница II), представляющей собой большую камеру со сводчатым перекрытием. Как известно, до этого все македонские захоронения, которые встречались археологам, оказались, к сожалению, расхищены искателями сокровищ. Поэтому существовала вероятность, что данное захоронение было также разграблено. С трепетом в сердце началась расчистка фасада усыпальнице. На стене был обнаружен рисунок огромных размеров 5,56 м в длину и 1,16 м в высоту занимал всю ширину фасада. Сюжетом для него послужила сцена охоты.

Загадки Большого Кургана (часть 1)

Разрез гробницы царя Филиппа.

Было понятно, что воры много раз пытались отворить дверь усыпальницы, и учёные, подумав, решили копать по центру фасада. После расчистки земли пред ними предстала большая двустворчатая дверь из мрамора, на которой следы взлома отсутствовали! По всем признакам эта усыпальница принадлежала знатному человеку. К тому же размер Большого Кургана наводил на мысль, что это место царского захоронения, а черепки, найденные перед фасадом, датировали его временем около 340 г. до н. э.

Поскольку было невозможно проникнуть через огромную мраморную дверь, и не повредить фасад, исследователи решили следовало убрать какую-нибудь плиту, и проникнуть в гробницу по методу «расхитителей гробниц». Гробница была вскрыта 8 ноября 1977 года. К радости археологов гробница оказалась не тронутой. В глаза сразу же бросались остатки мебели из дерева, в обеих сторонах усыпальнице были обнаружены прекрасно сохранившиеся предметы, сделанные из металла: слева — сосуды из серебра, справа — утварь и оружие, сделанное из бронзы и железа. Как оказалось, есть ещё и второе помещение, которое отделялось от центральной огромной двери, сделанной также из мрамора. После первичного осмотра оказалось, что её фасад также не тронут. У одной из стен стоял мраморный саркофаг четырёхугольной формы. Исследователи догадывались, что внутри может быть сосуд с прахом. Также в юго-западной части помещения были найдены: пара кубков из бронзы больших размеров, чаши, сосуд и треножник из бронзы. Особое внимание к себе привлекла емкость с проделанными в ней отверстиями. Этот предмет уже множество раз встречался исследователям, но никто не мог, определись — для чего же он был нужен? После того как внутренности этого сосуда были осмотрены оказалось, что это был всего-навсего светильник.

Загадки Большого Кургана (часть 1)

Реконструкция гробницы царя Филиппа.

У одной из стен был обнаружен по-настоящему уникальный предмет. Предмет, похожий на бронзовый щит, мирно покоился у стены. Неподалеку обнаружились железные наколенники и шлем — единственный железный шлем того времени, который археологи когда-либо держали в своих руках. Но вернёмся к щиту. Первоначально они считали, что данный предмет не мог быть щитом, так как не имел наручника или подобных ему атрибутов. Как позднее оказалось — это был… футляр от щита. Позднее команда греческих реставраторов восстановили сам щит. Оказалось, что его края были декорированы орнаментом из слоновой кости. Центральная часть оказалась покрыта позолотой с вырезанной на ней фигурами мужчины и женщины в высоту 0,35 м.

Загадки Большого Кургана (часть 1)

«Панцирь царя Филиппа».

Чуть поодаль лежал второй уникальный предмет вооружения македонян — железный панцирь. По своей форме он был похож на доспехи Александра Македонского, известные нам по фреске из Неаполя. Он был сделан из пяти пластин, наплечники — из четырех добавочных пластин. На передней стороне находились шесть львиных голов, сделанных из золота, которые использовались в качестве застежек для кожаного ремня, который соединял переднюю часть и наплечники панциря. Эта находка считается даже более уникальной, чем щит. Но самое главное, что по этим трём выдающимся находкам учёные сделали вывод, что в гробнице покоится не просто царь, а крайне могущественный правитель и высококультурный человек.

Остатки мебели, которые нашли перед саркофагом, возможно, принадлежали богато украшенной ложе. По мере восстановления ученые смогли составить внешний образ изделия. Как оказалось, ложе имело кайму, состоящую из персонажей мифов и скульптуры миниатюрных людей, сделанные из слоновой кости. Одной из таких фигурок изображала бородатого мужчину зрелых лет. Скорее всего это был сам царь Филипп — отец великого Александра Македонского. Величественные и в то же самое время немного утомлённые черты царя с незаметным, но недвусмысленным указанием на ослепший правый глаз удивительно точно было похоже на портретную зарисовку правителя, которая была обнаружена на медальоне сделанным из золота и относящимся к римскому периоду. Медальон был обнаружен в городе Тарса. Вторая головка изображала Александра Великого, а третья его мать Олимпиаду. Все эти изображения были созданы мастером с большой буквы. Каждая из них имеет свои индивидуальные черты, что ещё больше свидетельствуют о мастерстве того человека кто их изготовил. Каждая головка, изготовленная из слоновой кости — это уникальный предмет искусства. Отнести их можно к IV в. до н.э. и все они являются яркими примерами раннегреческого скульптурного портрета.

После реставрационных работ удалось получить информацию о том, как выглядели ножки ложа. Как оказалось, их украшали пальметты и орнаментом из вставок стекла и слоновой кости. Кроме художественной ценности находок из гробницы, историки и археологи смогли ознакомиться с техникой классического эллинизма, о которой мы имеем не очень полное представление. Самую большую загадку хранил в себе саркофаг из мрамора, в котором исследователи надеялись найти урну с остатками после кремации. После вскрытия археологи обнаружили квадратной формы золотой ларец больших размеров. На нем была изображена многолучевая звезда, которую также рисовали на македонских деньгах и щитах.

После того, как сосуд был вскрыт, на самом дне были найдены кости человека в идеальном состоянии. Они были окрашены в синий цвет, также был заметен след от ткани пурпурного цвета, в которую их завернули. Также был найден роскошный золотой венец из золота, листьев дуба и жёлудей. К сожалению, данное творение оказалось деформировано. Но теперь, когда он восстановлен во всём своём великолепии — это одна из самых ценных находок, которая подарила нам античность.

Сосуд из золота и найденные в нём останки буквально заставляют всплывать в памяти сцену похорон Гектора в одной из финальных песен “Иллиады”. Найденное захоронение в точь-в-точь похоже на эту сцену из поэмы. Археологи впервые держали нечто подобное в своих руках.

После того, как эти уникальные находки отправились в город Фессалоник в музей Археологии, учёным следовало решить, как открыть соседнюю камеру. Входную дверь, сделанную из мрамора, открыть не было возможности, так как существовала вероятность повредить лежащие там уникальные сокровища. Существовал всего единственный вариант — вынуть камень с левой стены и правой с правой стороны от двери. Сделать это было очень сложно. В тоже время, учёные не надеялись найти внутри какие — либо ценные вещи. По предположениям исследователей, там должны были находиться остатки керамики и настенная роспись, которая должна была помочь археологам установить точную датировку данной гробницы.

Загадки Большого Кургана (часть 1)

Диадема из листьев и желудей.

После того как стене было проделано отверстие археологов ожидали настоящие сюрпризы. У одной из стен стояла ещё одна мраморная усыпальница, размерами она была немного больше той, которую учёные обнаружили ранее. На полу усыпальнице лежал венок из золота. Его находка было настоящим маленьким чудом, так как его закрывал кусок штукатурки. Благодаря кропотливой работе реставратора Д. Матиоса, руки которого подарили новую жизнь не только это шедевру, но и множеству других находок из этой гробницы, сегодня мы можем посмотреть на этот прекрасный венок, доставшийся нам от античной эпохи.

Продолжение следует...
Автор: Дмитрий Гориславский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. V.ic 24 октября 2016 06:43
    В 2017 год в мире археологии является в какой-то степени знаменательным, Автор: Дмитрий Гориславский

    Вот уже и 2017 год явился! Ну, что же... С Новым 2017 годом, камрады!
    С моей точке зрения: археология весьма интересная наука, но только для специалистов. Большинству читателей ВО глубоко "параллельно" - какой фараон Аменхотеп третий или Номенхотеп четвёртый откопан из-под песка/камней/земли рядом с храмом Рененутет. Найденные при этом элементы защитного вооружения естественно отличаются от экипировки "Ратник", вот если бы было наоборот...
  2. parusnik 24 октября 2016 07:50
    Спасибо, интересно с нетерпением жду продолжения..с 2017 автор погорячился..Это было в 2007
    1. V.ic 24 октября 2016 08:10
      Цитата: parusnik
      интересно с нетерпением жду продолжения.

      Будем ожидать на данном ресурсе статьи про развитие свиноводства на Камчатке или цветоводства на Ямале?
  3. 2-0 24 октября 2016 09:08
    Темка уже бултыхалась на "ВО". Шпаковский-"kalibr" упоминал.
    Я тогда задал вопрос Шпаковскому про железный панцирь, как это панцирь из железа 2 тыщи лет пролежал и не сгнил. Тишина была мне ответом, понятное дело, что тут скажешь...
    Причём панцирь грубо говоря валялся на полу.
    Статья ничё, но есть более интересные материалы в сети, конкретно про эти раскопки.

    Да, добавлю. Автор, мать!!!, "ложе" по жизни было всегда среднего рода, не женского!!!
    2-0
    1. Reptiloid 24 октября 2016 11:15
      Очень рад, что нашли гробницу Филиппа Македонского!Автору---огромная благодарность, что сообщил об этом! Жду не дождусь, когда откопают захоронение Александра ---вот это будет сенсация из сенсаций!!!!!!!!!!!!!!!
    2. rasteer 24 октября 2016 20:59
      Молчание Шпаковского не удивительно. он ведь не археолог. В остальном все сильно зависит от многих факторов для данного захоронения в первую очередь количества осадков. В общем то с реализмом этой гробницы дела обстоят лучше, чем того же Тутанхомона. Там даже цветы только увяли, но не рассыпались.
      1. 2-0 24 октября 2016 22:02
        Да мне в принципе, ответ не спеца по металловедению, был и не нужен. Просто я, лично знаю, что ржавчина есть продукт коррозии железа и его сплавов.
        Панцирь был не в вакууме, были протечки воды. Следовательно панцирь за 2 тыщи лет должен был представлять собой труху, с золотыми бляшками, но не представляет.
        Возможно, возможно - чудо!!! Но маловероятное.

        Про Тутанхамона... Честно, х--з. Тёмное дело. Основной вопрос, где Карнарвон столько золотишка набрал, и где начеканил, если это туфта?????
        Вот Шлиман молодец! Обул весь мир, до сих пор хлопают...
        2-0
        1. voyaka uh 25 октября 2016 12:20
          "Обул весь мир, "/////

          Обул некоторых - очень капитально - Фоменко. К счастью, не весь мир.
        2. Weyland 9 ноября 2016 01:44
          Цитата: 2-0
          Да мне в принципе, ответ не спеца по металловедению, был и не нужен


          Вот Вам ответ спеца по металловедению, к.т.н., стаж работы по специальности 27 лет:
          главный коррозионный агент в железе - сера (почему - долго объяснять), но в древности от нее умели избавляться (эффективно, хотя и долго). Про метод вы наверняка слышали: разогреть железку докрасна, подержать подольше (при этом вся сера "вылезает" на границы кристаллов), закопать в болото (не обязательно лет на десять - года достаточно), все сернистые участки превратятся в ржавчину. То, что осталось - хранится веками, а то и тысячелетиями, делийская колонна и кинжал Тутанхамона тому доказательство. Серы там - на уровне стали, подвергнутой ЭШП, от 0,003 до 0,01%.
          Корродирует, конечно - но лишь с поверхности, а не "в труху".

          PS Эксперимент с современной сталью не проканает - в ней сера связана с марганцем (который добавляют как раскислитель практически всегда) и при отжиге на границы кристаллов вылезает намного хуже).
      2. voyaka uh 25 октября 2016 12:18
        "В остальном все сильно зависит от многих факторов для данного захоронения в первую
        очередь количества осадков"////

        Конечно. В Израиле в районе Мертвого моря очень низкая влажность.
        Около Иерихона была найден в пещере скелет римского легионера,
        выглядевший как мумия, со всеми причиндалами в полной сохранности.
        Найдены около Эйлата хорошо сохранившиеся шерстяные вязанные рубахи времен царя
        Соломона (около 3 тыс. лет назад).
  4. Minotavrik 24 октября 2016 17:15
    Эх... был я в той гробнице... там очень хороший музей сейчас.. и да - больше всего потрясает качество вещей.. очень красиво сделано..
  5. tomket 25 октября 2016 00:05
    Вот так вот, лежит царь две тысячи лет, приходят потом археологи и все растаскивают...
  6. Авиатор_ 29 октября 2016 20:18
    А что, фрески в статье разместить нельзя было? А то напоминает анекдот о сексуальной оргии по-советски.
  7. Romani 2 ноября 2016 17:25
    Для тех кто в курсе кто такой Филипп II Великий, это безусловно одно из величайших открытий мировой археологии и мировой истории. А для тех кто не в курсе, то это один из самых великих правителей древности, сделавший отсталую полуварварскую окраину Эллады сверхдержавой своего времени. Филипп отличался выдающимся умом, героической отвагой и потрясающей живучестью, которые перешли по-наследству к его сыну - Александру Македонскому.
    1. 2-0 3 ноября 2016 17:50
      Н-да, Romani, круто Вы про Филиппа... причём Великого...
      А не подскажете, вот в каких книгах-источниках мне, тёмному, прочитать, вот про всё, что Вы написали? Откуда и когда!!! эти источники появились, кто перевёл, когда перевёл.
      2-0
      1. Romani 3 ноября 2016 20:17
        Марк Юниан Юстин "Эпитомы сочинения Помпея Трога „История Филиппа“"; Диодор Сицилийский "Историческая библиотека"; Плутарх из Херонеи "Изречения царей и полководцев"; Демосфен Афинский "Филиппики"; Афиней Навкратийский "Пир Мудрецов"; Полибий из Мегалополя "Всеобщая история"; Полиэн "Стратигемы". Про переводы писать не буду, долго искать и перебирать литературу... не нравятся учите греческий.
        1. 2-0 3 ноября 2016 23:40
          Да, всё нормально, если не считать того, что начиная с Юстина - использовал не сохранившиеся работы в своих... и т.д. и т.п. Я сейчас не про Фоменко, я про достоверность сведений. Нет реальных античных работ. Всё - переводы, неизвестно как появившиеся.
          Причём половина из Вами перечисленных - вообще мифичны.Видите, вот Вам лень искать источник, проще написать Филипп Великий, а был ли Филипп это уже вопрос десятый...

          А по поводу разборок и версий, по гробнице, я могу написать, что учёные до сих пор не пришли к выводу - что за бабец была захоронена. Некоторые говорят - скифская принцесса, другие говорят - идите на, это обычная наложница.
          2-0
  8. мимыша 28 ноября 2016 03:33
    Очень интересные исторические статьи. Но коментарии читать просто невозможно из за обилия фоменковшины и разнообразных "немогликов". Плохо что минус убрали!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня