Китайский металл в древней Японии (часть 7)

14
«...а кто странствовал, тот умножил знание...»
(Сирах 34:10)
«...золото, серебро, медь, железо, олово и свинец,…»
(Числа 31:22)


Уже не раз и не два в материалах серии статей о металлах бронзового века мы встречались с утверждениями ученых о том, что технологию обработки металла в тот или иной регион принесли переселенцы из других земель, то есть проблема древних мигрантов — это одновременно еще и проблема древней металлургии. И в целом с этим никто и не спорит. Однако, когда дело доходит до конкретных регионов, высказывается очень много как «да», так и «нет» в поддержку этой точки зрения.



Китайский металл в древней Японии (часть 7)

Ритуальное оружие из бронзы (период Яёй). Токийский национальный музей.

И вот тут нам на помощь приходит спектральный анализ, позволяющий с безукоризненной точностью ответить на вопрос о том, из какого металла и с какими примесями был сделан этот предмет. Более того, как раз добавляя в более или менее чистую медь различного рода присадки наши предки и получили первый в мире искусственный сплав — бронзу, от названия которой и произошел сам термин «бронзовый век».

Ну, а свойство того же олово и свинца таковы, что они снижают температуру плавления меди, повышают ее текучесть, намного облегчает процесс отливки и заключительной обработки предметов, а также изменяют цвет изделия. Если содержание олова в бронзовом сплаве выше 10%, то характерный красновато-медный цвет металла превращается в латунно-желтый, а при доведении содержания в нем олова до 30% и более, становится серебристо-белым. Если свинца в расплаве меньше 9%, то он сплавляется в нем в однородную массу, а вот при высоком его содержании свинец из него выделяется в процессе охлаждения и оседает на стенках плавильного тигля или формы.


«Сосуд с короной» (3000 — 2000 гг. до н.э.). Период Дзёмон. Токийский национальный музей.

Господство литья определяло и состав сплава, в который у древних китайцев состоял из трех основных компонентов — меди (тун), олова (си) и свинца (цянь), соотношение которых могло варьироваться в зависимости и от времени, и от места производства изделия. Так, меди в древнекитайских бронзах могло быть от 63,3 до 93,3%, олова — от 1,7 до 21,5% и свинца — от 0,007 до 26%. Кроме этих металлов, в иньских бронзовых сплавах обнаружен и внушительный набор самых различных компонентов, включая цинк (синь, 0,1-3,7%), железо (те, менее 1%), которое и в небольших дозах влияет на цвет изделия и придает ему желтоватый оттенок, никеля (не, ок. 0,04%), кобальта (гу, 0,013%), висмута (би, 0,04%), а также еще и сурьмы (ти), мышьяка (шэнь), золота (цзинь) и серебра (инь), правда, в микроскопических дозах. В качестве органических добавок использовался содержащий фосфор костный пепел, который служил раскислителем (т.е. нейтрализовал процесс окисления), и улучшал ковкость сплава. Бронзолитейный процесс состоял из трех последовательных технологических операций: изготовления модели вместе с формой, плавки и отливки. В качестве топлива применялся древесный уголь, способный обеспечить температуру плавления в 1000º. Освоенная во второй половине эпохи Шан-Инь технология позволяла отливать весьма замысловатые по конфигурации, и весом почти в тонну бронзовые вещи и выполнять на них самые сложные орнаментальные композиции.


Деревня Йодохара в Кагосиме, реконструкция деревни периода Дзёмон.

То есть состав металла, найденного в разных местах, это его своеобразный паспорт. Достаточно сравнить данные спектрального анализа двух внешне совершенно разных изделий, но сделанных из одного металла в одной мастерской, чтобы сказать, что «они родственники»!


Вся территория Японии покрыта большими или маленькими «замочными скважинами» (всего их более 161560!) — погребальными курганами кофун, эпохи Кофун, первого подпериода эпохи Ямато. Раскапывать их запрещено законом. А вот это самый большой кофун — дайсен-кофун, гробница императора Нинтоку в Осаке, вид с самолета.

То есть состав металла, найденного в разных местах, это его своеобразный паспорт. Достаточно сравнить данные спектрального анализа двух внешне совершенно разных изделий, но сделанных из одного металла в одной мастерской, чтобы сказать, что «они родственники»! Причем в прошлом часто случалось, что металлические, и в частности те же бронзовые изделия, оказывались за многие сотни, а то и за тысячи километров от мест своего изготовления и не просто оказывались, но и создавали новые цивилизации, как это случилось, например, в Японии.


Бронзовый колокол дотаку — один из самых популярных видов литья в Японии конца эпохи Яёй, III в. н.э. Токийский национальный музей.

Тут надо сказать, что история Японии содержит в себе много тайн. Причем по крайней мере одна из них связана с историей всего человечества и вдобавок опять-таки с историей древнейшего металла.

Начнем с того, что современная археология располагает достоверными данными о том, что люди там жили уже 40 тысяч лет назад, то есть в эпоху верхнего палеолита. В то время уровень Мирового океана был на 100-150 метров ниже современного и Японские острова были частью азиатского материка. 12 тысяч лет назад ледниковый период закончился, и он достиг своего современного уровня. Климат стал более теплым и японская флора, и фауна кардинально изменились. В северо-восточной части архипелага выросли дубовые и хвойные леса, а в юго-западной — буковые и субтропические. В них водились крупные кабаны, олени, дикие утки, и фазаны, а прибрежные районы были богаты моллюсками, лососем и форелью. Благодаря такому природному богатству жителям Японских островов не требовалось крупномасштабное сельское хозяйство, и они продолжали заниматься охотой и собирательством.


Каменные полированные топоры аборигенов японских островов. Токийский национальный музей.

Примерно в это же время, как считают историки, на Японские острова произошло первое переселение мигрантов из Юго-Восточной Азии. А уже около 10 тысяч тому лет назад древние обитатели Японских островов овладели секретами керамического производства, и начали изготавливать керамические изделия, которые считаются одними из старейших в мире. Среди них преобладала кухонная посуда в виде кувшинов для хранения продуктов, и приготовления пищи, а также ритуальные человекоподобные фигурки, называемые «догу». Поскольку главной особенностью этих керамических изделий был так называемый «шнуровой орнамент» (по-японски дзёмон), то археологи назвали данную культуру «культурой Дзёмон», а эпоху, когда она доминировала на Японских островах — периодом Дзёмон.


Статуэтка догу. Культура Дзёмон. Музей Гиме, Париж.

Затем в 1884 году в Японии нашли керамику нового стиля, и в честь первой стоянки, где были обнаружены артефакты нового стиля, этой новой археологической культуре дали название «культуры Яёй». Современная историография считает, что эпоха Яёй началась в III веке до нашей эры, а закончилась лишь в III веке нашей эры, хотя ряд современных японских исследователей относят ее начало на пять сотен лет раньше — в IX веке до нашей эры, основываясь на данных радиоуглеродного анализа и результатах спектрометрии.


Сосуд эпохи Яёй.

Ну, а причина была все та же — мигранты из Китая: массовый поток переселенцев, не пожелавших признать власть династии Хань. При этом эти переселенцы из Китая и Кореи принесли на Японские острова не только технику рисоводства, и более совершенные сельскохозяйственные орудия, но и изделия из бронзы и даже железа, до того времени здесь отсутствовавшие, а также технологии обработки этих металлов. Жизнь на островах при этом изменилась коренным образом, стало развиваться ремесло, земледелие, значительно вырос и общий уровень культуры.


Древняя каменная форма для отливок из бронзы.

Разумеется, в первую очередь это было оружие, которое в эпоху династии Инь было представлено бронзовыми секирами юэ, имевших форму трапеции с луновидным лезвием. Ударом такой секиры можно было легко отрубить голову человеку или разрубить его пополам. Поэтому их использовали и как боевое оружие, и как орудие казни, и даже… в качестве музыкального ударного инструмента. Среди царских регалий иньской эпохи тоже присутствовала такая секира, и есть даже версия, что иероглиф «царь» (ван) как раз и происходит от изображения секиры юэ. Показательно, что секиры часто находят в погребениях иньской знати и поэтому они имели богатое художественное оформление, рельефный и сквозной декор, включающий также изображениями людей и животных.


Китайские мечи: железный слева и два бронзовых справа.

Но в XI-VIII в. до н.э. секира полностью вышла из моды. И сменила ее главным образом алебарда-цзи с заостренным клювообразным наконечником на длинном деревянном древке.


Бронзовые удила эпохи Кофун, V — VI вв. н.э.

В VIII-VII вв. до н.э. в Китае появился меч-цзянь, причем сразу в двух конструктивных вариантах: «короткий» клинок длиной от 43 до 60 см, и «длинный» до одного метра. «Короткие мечи» были самым популярным видом как боевого, так и церемониального оружия. В погребениях V-III вв. до н.э. встречаются целые арсеналы, в которых находят до 30 таких мечей. Большинство известных находок имеют литые рукояти с декоративными вставками из перламутра и нефрита, а их лезвия часто украшает еще и золотая инкрустация. И вот тогда-то со всем этим познакомились и жители японской культуры Яёй и быстро все это переняли.


Китайский мечь цзянь.

Ну, а сами японцы очень скоро начали не только добывать медь и получать сплавы, близкие к бронзе, но и чаще всего… просто переплавлять старые китайские бронзовые изделия, что подтверждает их сравнительный химический анализ. Причем в Японии периода Яёй, также, как и в Китае, из бронзы делали оружие, предметы культа и украшения. Население стало увеличиваться, земли под поля уже не хватало в результате чего начались длительные и кровопролитные войны с аборигенным населением Японских островов — айнами, ставшие по сути дела основой и для становления японской государственности и всей последующей японской культуры. То есть в Японии не было меднокаменного века, а обрабатывать бронзу и железо здесь начали практически одновременно.


Монумент Йонагуни.

А теперь каким образом история древнего японского металла связана с историей всего человечества. Оказывается, самым непосредственным, хотя о самом металле тут и речи почти что и нет. Дело в том, что в 1985 году в водах японского острова Йонагуни был обнаружен подводный артефакт явно рукотворного происхождения, получивший название Монумента Йонагуни. Размеры артефакта 50 метров в длину, 20 метров в ширину, и 27 метров в высоту от основания. Любители громких сенсаций тут же окрестили его «пирамидой», определили, что это космодром пришельцев из космоса, «храм атлантов», но все дело в том, что это и не пирамида, и, скорее всего, и не храм, так как поверхность «монумента» такова, что больше всего напоминает… современную горную выработку по добыче камня! Тут есть и широкие ровные платформы, покрытые орнаментом из вырубленных вручную громадных прямоугольников и ромбов, и замысловатые террасы, сбегающие вниз большими ступенями и множество неестественно прямых кромок. Казалось, что элементы конструкции имеют четкую архитектурную композицию, однако она эта бессмысленна со всех точек зрения, кроме одной — когда-то давным-давно здесь брали камень и все эти «ступени» и «углы» есть последствия работы по его добыче. То есть это не что иное, как древний каменный карьер. Отсюда и вся замысловатость его архитектуры.

Насколько это утверждение соответствует истине сказать сложно, однако вывод о том, что мегалит Йонагуни есть след древней цивилизации, в 2001 году поддержало большинство японских ученых. Причем, в чем-то аналогичную Монументу Йонагуни гигантскую ступенчатую структуру нашли также у острова Чатан на Окинаве; был обнаружен необычный подводный лабиринт у острова Керама, а возле острова Агуни нашли явно сделанные руками человека цилиндрические углубления. В другую сторону от острова Йонагуни, в проливе между Тайванем и Китаем, нашли подводные структуры, похожие на стены и дороги… Причем, хотя все это уже найдено довольно давно, исследования всех этих подводных объектов по сути еще только начинаются. Хотя несмотря на явный дефицит информации, речь может уже идти о существовании в районе Японских островов древней и развитой мегалитической цивилизации, о которой ранее историкам ничего не было известно, и которая существовала еще до того, как все эти сооружения были затоплены морскими волнами, то есть более 12 тысяч лет тому назад. И вот еще что интересно: если мы допустим, что это древний каменный карьер, то какими орудиями труда на нем работали? Каменными, вроде тех, что использовались аборигенами острова Пасхи для изготовления их каменных истуканов моаи, или металлическими, из меди и бронзы, аналогичных инструментам древних египтян? В первом случае мы получаем впечатляющий пример допотопной культуры каменного века. А вот во втором — если только там будут найдены артефакты из меди или бронзы соответствующего времени, то сразу же станет очевидно, что самый первый металл появился совсем не в Чатал-Хююке, а где-то здесь, и еще до того, как все эти древние сооружения затопил Мировой океан! И тогда всю мировую историю придется переписывать! Неясно, правда, пока что одно обстоятельство: на строительство каких «объектов» был использован строительный материал, добытый здесь в столь огромном количестве…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    26 октября 2016 06:04
    Очевидно админам необходимо сделать ещё одну вкладку... laughing Что-нибудь вроде "Археология на TopWar". request
    1. +6
      26 октября 2016 07:08
      админам не надо было изначально настолько сокращать количество вкладок . А то сайт в помойку превратился найти интересующий материал, практически невозможно.
    2. +1
      26 октября 2016 07:35
      Вы не с той стороны заезжаете!
  2. +3
    26 октября 2016 08:00
    Неясно, правда, пока что одно обстоятельство: на строительство каких «объектов» был использован строительный материал, добытый здесь в столь огромном количестве…
    ...Возможно эти объекты тож под водой находятся..Или другом месте..
    1. +1
      26 октября 2016 08:21
      Скорее в другом, там рядом еще есть "стадион" и еще что-то. Но под водой искать сложнее в разы. На суше-то не могут все найти и раскопать, а уж под водой тем более.
  3. +2
    26 октября 2016 11:31
    Хорошая статья, заставляет задуматься. Мне была интересна история Японии до Минамото.
    Если следовать логике, то уже за 400 лет правления Хань японская культура, хоть и была основана своеобразными "эмигрантами", очень сильно обособились от китайской, и "на выходе" мы имеем своеобразную японскую нацию. Династия Хань прекратилась в 20-х г.г. 3-го века, а уже в середине этого же века японская императрица Дзингу, по преданию, вторгается в Корею - чем не самурайская женщина, в специально для нее, беременной, сделанных доспехах!
    1. +3
      26 октября 2016 11:47
      Да, это очень интересный момент истории Японии. Самураев нет, а самурайский дух есть. Недаром еще советский историк Спеваковский писал о том, что японцы (кем бы они ни были) очень многое взяли из военной культуры айнов, включая и обряд харакири. То есть симбеоз этих двух военных культур был очень мощным.
      1. +2
        26 октября 2016 12:04
        вот и я про то же, что "на выходе" мы видим протосамурая со всеми атрибутами и его "самурайскими" стремлениями! Как говорили раньше, "японский милитаризм". Про харакири не знал. Тернбулл пишет, что первые задокументированные случаи относятся к клану Минамото (Минамото Тамэтомо), а из Тайра никто харакири не делал, то есть, обряд самоубийства тогда поначалу варьировался от клана к клану.
        1. +2
          26 октября 2016 17:40
          Вам надо - если Вам интересно, прочитать книгу Спеваковского. Она такая... насквозь советская, там плохо описано оружие и доспехи самураев, но там много интересной информации этнографического характера. Вот она: Спеваковский А. Б.. Самураи — военное сословие Японии. М., Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука». 1981.
          1. +2
            26 октября 2016 17:42
            я сохранил название. Она есть в Инете. Спасибо!
        2. +3
          26 октября 2016 19:59
          Удивительно, но молодые японцы категорически отрицают саму возможность заимствования чего либо от айну в частности. Имел возможность разговаривать в Атриум палас отеле полгода примерно назад. Впечетление, что Япония "родина слонов". Признались "назлобу дня" только в нетрадиционных сексуальных ориентациях самураев. А остальное "самостоятельная, самобытная, во всем первая и т.д. в восклицательных междометиях". Порадоксально, но я сделал вывод, что свою историю они нетолько не знают, но не хотят знать. Причем от них я узнал, что на Хирасиму атомную бомбу скинул СССР, чтобы не отдавать Курилы и Сахалин. С другой стороны американцам, также досталось, за то - вдумайтесь, что не проиграли Вторую мировую войну.
      2. 0
        27 октября 2016 06:08
        Цитата: kalibr
        То есть симбеоз этих двух

        У Вас буква "е" и буква "и" одно и то же? Очепятка, однако... СимбЕотик...
      3. 0
        27 октября 2016 06:10
        [quote=kalibr "симбеоз этих двух"[/quote]
        Очепятка однако, следите за "базаром"...
  4. 2-0
    0
    25 декабря 2016 12:55
    Вячеслав! Про Йонагуни не надо так смело заявлять. Абсолютно!!! далеко не все японские и остального мира учёные принимают версию "рукотворности". Шоч и Кимура конечно могут говорить, что хотят, но это не есть истина.
    Так, что осторожнее в оценках, с учётом того, что Вы в Японии не были, и в море-окиян не ныряли. Это естественно не упрёк (про оценки), т.к. "фонтан для того и создан", но Вы же учёный.
    ЮНЕСКО тоже молчит.
    "Дорога Бимини" гораздо интереснее в вопросе рукотворности.

    Про меднокаменный век в Японии, тоже масса вопросов, и Ваше заявление не очень аргументированно. Можно канеШна завязаться по этому вопросу, но сильно долго получится.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»