Свой среди чужих – 2. «Арамис» в немецкой форме

24


В первой части данного цикла мы сообщали, что немцам после французской кампании мая-июня 1940 года досталось огромное количество трофейной техники, из них около 600 бронеавтомобилей.



Из которых примерно 190 единиц составили броневики «Панар» (Panhard) 178 (или AMD 35).

Несколько слов о том, что это за зверь и почему он так приглянулся немцам. В 1931 году в рамках программы командования французской кавалерии (как отдельного рода войск) был объявлен конкурс на создание трех видов разведывательных бронемашин: AMD, AMR и AMC.

Нас интересует первый вариант, а именно AMD (Auto-Mitrailleuse de Decouverte), или колесный разведывательный бронеавтомобиль.

Участие приняли несколько фирм: «Панар-Левассор», «Пежо» и «Рено». Идеи выдающегося инженера Луи Делагарда принесли победу фирме «Панар-Левассор». Именно Делагард первым пришел к выводу что машины подобного типа должны создаваться по индивидуальному проекту, а не на базе серийных автомобилей, как это было раньше (и как это, к слову, практиковалось у нас).

Используя опыт создания машины АМ 175, в достаточно сжатые сроки, к октябрю 1933 года новый бронеавтомобиль был готов. Несмотря на то, что он несколько выходил за рамки техзадания, сумел показать лучшие характеристики чем его конкуренты. Поэтому после проведения дополнительных войсковых испытаний было принято решение о принятии его на вооружение и запуск серийного производства.

Свой среди чужих – 2. «Арамис» в немецкой форме

Panhard 178



Бронеавтомобиль был полноприводным, имел колесную формулу 4х4. Примечательно и то, что машина имела два поста управления (передний и кормовой). Вооружение состояло из 25-мм пушки Hotchkiss S-34 и 7,5-мм пулемета Reibel Mle 31.



Про вооружение упомянуто специально. Многим может показаться, что 25-мм орудие было маломощным, но 320-граммовый бронебойно-трассирующий снаряд имел начальную скорость 880 м/с и на дальности 500 м пробивал 40-мм вертикальную броневую плиту.

При стрельбе с расстояния 200 м по бронеплите, установленной под углом 35°, бронепробиваемость составляла 32 мм.

Этого вполне хватало для борьбы фактически со всеми образцами немецкой бронетехники. И не только немецкой, как показали последующие события.

Помимо основной модификации, фирма «Panhard» получила заказ на штабной бронеавтомобиль с радиостанцией ER 27 (дальность связи до 150 км.), на момент нападения Германии все машины данного типа были переданы в войска.


Panhard 178 (бронированная подвижная радиостанция ER 27)

Боевой дебют состоялся в Голландии весной 1940 года в составе легких механизированных дивизий, которые понесли существенные потери. И французское командование было вынуждено использовать все имеющиеся машины, даже выпущенные без башен. Их дооборудовали бронированными рубками.


Трофейный Pz.Spah.204(f) из состава 1-й ТД СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер», Украина, зима 1942-1943 годов (на маленькой фотографии).

Но, несмотря на частные успехи, данный бронеавтомобиль не мог серьезно повлиять на ситуацию на фронте. И, как писалось выше, трофеями немцев стали примерно 190 (по другим данным 230) машин. Хотя французам оставили 64 “Панара”, а еще 45 машин без башен они просто утаили.

По имеющейся информации, в январе 1941 года было возобновлено производство бронеавтомобилей данной марки. Немецкий заказ составлял 300 единиц, еще примерно 170 машин французы построили для себя. Большая часть была отправлена в Тунис. В немецкой армии броневик получил наименование Pz.Spah.204(f).

До сих пор ведутся споры на тему того, были эти бронемашины построены в счет репараций, или немцы честно за них заплатили. Немецкие источники утверждают, что французы трудились за полновесные рейхсмарки, с французской стороны говорят, что работали, потому что была оккупация со всеми выходящими последствиями. И марок этих никто не видел.



Бронеавтомобили в большом количестве поступили в 7-ю (37-й разведбат/Panzeraufklarung) и 20-ю (92-й разведбат/Panzeraufklarung) танковые дивизии Вермахта. Состояли на вооружении разведывательных рот. В каждой роте было 17 линейных машин, 3 с радиостанциями FuG 11, 4 с рациями FuG 10 и бронеавтомобиль с бронерубкой в качестве радиомашины (рация FuG 11). Радированные машины оборудовались антенной рамочного типа.





В 1941 году в составе вышеуказанных подразделений было уже по 2 роты “Панаров”. Штат разведбата предполагал наличие 54 машины, из них 18 радированных, 37-й РБ имел в наличии 64 Pz.Spah.204(f), а 92-й — 54 ед.
7-я и 20-я ТД входили в состав 3-й танковой группы Г. Гота.

“Панары” данных частей прошли путь через Литву, захватывали мосты через Неман, прорывались через “Линию Сталина”, участвовали в Витебском сражении, вели тяжелые бои под Смоленском и с окруженными частями Красной Армии под Вязьмой. После чего 7-я ТД была выведена на отдых во Францию и получила еще 56 “Панаров” в качестве пополнения.

Следует отметить, что уже к середине августа 1941 года разведбатальоны указанных дивизий потеряли безвозвратно примерно половину машин.

“Панарами” также снабжались и части СC: дивизии “Totenkopf”(«Мертвая голова»), “Das Reich”(«Рейх») и “LSSAH” («Лейбштандарт «Адольф Гитлер»).

На 22 июня 1941 года в двух дивизиях («Рейх» и «Мертвая голова») числилось 72 “Панара”. “Мертвая голова” действовала в составе группы армий “Север” и в итоге погрязла в боях Демьянского котла. Где была основательно потрепана советскими войсками.

Разведывательные бронеавтомобили не слишком подходили для позиционных боёв и закономерно понесли чувствительные потери. “Рейх” участвовала в Смоленском сражении, в боях под Ржевом. Бронеавтомобили как частей Вермахта, так и СС, прошли путь от границы до Москвы и Ленинграда, и к концу года в безвозвратно утеряны были 109 “Панаров” и только 34 (из 178 машин нового заказа) пришли в качестве пополнения, остальные были выведены с передовой. 66 машин в качестве пополнения получила дивизия СС “Das Reich”(Рейх).

Как писалось выше, часть получила 7-я ТД, и еще часть 10-я ТД. А выведенным с первой линии машинам работы в тылу хватало с избытком. 43 бронеавтомобиля Р 204 (f) на фирмах «Gothaer Waggonfabrik» и «Bergische Stahlindustrie» были переделаны в бронедрезины (с установкой немецкой радиостанции и антенны рамочного типа) для бронепоездов BP 42.





Другие «Панары» были переданы охранным и полицейским частям, для обеспечения безопасности складов, аэродромов, гарнизонов, транспортных узлов и прочее.


P 204(f) из состава германских полицейских сил на территории СССР, Центральная Россия, август-сентябрь 1941 г.

В 1942 году ряд машин подвергся серьёзной модернизации. В открытой рубке с бронированным щитком были установлены орудия 7,5 cm KwK 37/L24 или 5 cm KwK 38/L42, а впоследствии 5 cm KwK 39/L60. Точных данных об использовании бронеавтомобилей данного типа на Восточном фронте у автора нет. Но не упомянуть о них мы не могли.


P 204(f) c орудием 5 cm KwK 38/L42


P 204(f) c орудием 5 cm KwK 39/L60 (Франция, ноябрь 1944 г.)

Дольше всех сохранили данные бронеавтомобили железнодорожные части Вермахта. По данным на июнь 1943 года, в вермахте еще оставалось 30 P204(f) на Восточном фронте и 33 — на Западном. Последние Р204 (f) достались Красной Армии после капитуляции немецкой группировки в Курляндии 12 мая 1945 года.

ТТХ
Боевой вес — 8,5 т.
Экипаж — 4 чел.

Длина — 4790 мм.
Ширина — 2010 мм.
Высота — 2290 мм.

Вооружение:
Пушка кал. 25-мм SA-34 или SA-35, боекомплект 150 выстрелов.
Пулемет кал. 7,5-мм, боекомплект 3750 патронов.

Бронирование:
Башня лоб — 26 мм.
Башня борт — 15 мм.
Корпус лоб — 20 мм.
Корпус корма/борт — 15 мм.
Крыша/днище — 7 мм.

Двигатель:
Panhard, 4-цилиндровый, карбюраторный, 105 л.с. при 2000 об./мин., объёмом 6333 см3.

Трансмиссия:
4-скоростная КПП c реверсом, механические тормоза.

Скорость — 72 км/ч
Запас хода — 300 км.

В целом очень удачная машина. Выпущено было по официальным данным 527 штук, но цифра может быть большей, так как «Панары» вполне себе собирали подпольно.

Машина обладала неплохой проходимостью и серьезным вооружением, позволявшим в первый год войны оказывать сопротивление советским легким танкам типа Т-26 и БТ-7. 15-мм броня советских танков была вполне по зубам снарядам французского орудия, а высокая скорость хода и проходимость позволяла тривиально смыться в случае чего.

Мы не зря назвали нашего персонажа «Арамисом». Просто по аналогии. Француз, легкий, небольшой, но зубастый. Мог и внешность попортить.

В целом «Панар-178» прожил весьма долгую жизнь. Последние экземпляры были списаны в 60-х годах в далеком Вьетнаме, где использовались французским экспедиционным корпусом и были захвачены вьетнамскими войсками.



Видимо, так на роду было написано — воевать за других…

Источники:
Военная летопись. Броеавтомобиль “Панар” 178
Squadron Signal 2004 Panzerspahwagen
Trackstory 2 Panhard 178
http://worldwartwozone.com/forums/index.php?/topic/13459-recycled-french-vehicles/
http://www.aviarmor.net/tww2/armored_cars/france/panhard_178.htm
http://fai.org.ru/forum/topic/15765-tankostroenie-frantsuzskogo-gosudarstva/?page=12
http://fai.org.ru/forum/topic/15765-tankostroenie-frantsuzskogo-gosudarstva/?page=13
http://zonwar.ru/bronetexnika/first_armored/Panhard_178.html
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    21 октября 2016 06:35
    Смотрю на эту машинку, 8 тонн, две оси. Как у нее с проходимостью было? Наши БА-10 съемные гусеницы использовали, для снижения давления на грунт.
    1. +6
      21 октября 2016 06:42
      Все же у Панара полный привод в отличии от БА -3-6-10........ по сему думается проходимость достаточной была - опять же не сдвоеные колеса сзади - все в одной колее - что то же в плюс к проходимости......Наши не от хорошей жизни увы - Оверроллы одевали на задние сдвоеные колеса.
      1. 0
        21 октября 2016 06:53
        И масса почти наполовину больше у француза.
        Дорого у нас было мало:))
    2. +1
      21 октября 2016 10:16
      Специальная резина для бездорожья очень много значит. У Ба-10 колеса от обычного грузовика.
      1. +1
        21 октября 2016 15:11
        На БА-10 использовались пулестойкие шины "ГК". Они являлись дальнейшим развитием шин-гусматиков, использовавшихся еще на броневиках русской армии в годы Первой мировой войны. Но если гусматики заполнялись особым составом, который при проколе затвердевал, вытекая на воздух, то в "ГК" (расшифровывалось как "губчатая камера") состояли из специальной эластичной пористой резины, которая не боялась никаких проколов или пробоин. Производство "ГК" развернули на заводе "Красный Треугольник", который стал головным предприятием по их изготовлению. Сначала для изготовления пористой резины использовали натуральный импортный каучук, а с 1938 года его искусственный отечественный аналог. "ГК" имели не очень большой ресурс: после 1000-1300 км пробега наполнитель терял пластичность, рассыпался и шины выходили из строя. Кроме того, максимальная скорость броневиков на пулестойких шинах была примерно на 8-10 км/ч меньше, чем на пневматиках.
    3. 0
      14 марта 2017 17:02
      У француза отличная развесовка, вдвое сильней двигатель при тех же практически размерах и хотя вдвое толще бронирование, всё это дало намного лучшие результаты чем БА10
  2. +5
    21 октября 2016 06:39
    Познавательная Статья - Спасибо ! Про службу у немцев этого бронеавтомобиля знал - но все что читал было сжато предельно - тут подробности - восполнил пробелы.....
  3. +4
    21 октября 2016 08:18
    Французы ... впрочем как и вся Европа работали на армию III Рейха ... в том числе и за рейхс-марки конечно ... и в рядах Вермахта воевало большое число французов (достаточно сказать ... что за Вермахт их погибло больше ... чем за "Свободную Францию") ... и только Де-Голль спас их совесть
    1. +4
      21 октября 2016 11:25
      Но, в отличии от всей Европы, записались в победители германии
      1. +2
        21 октября 2016 22:06
        да в победители ... а остальные поставщики дивизий СС и вооружения ... записались в жертвы оккупации ...
    2. +11
      21 октября 2016 13:02
      Цитата: silberwolf88
      Французы ... впрочем как и вся Европа работали на армию III Рейха ... в том числе и за рейхс-марки конечно ...

      Я просто оставлю это здесь: smile
      Размещение военных заказов Имперским управлением вооружений в европейских странах (на 1 октября 1942 года 3-х месячный план (октябрь, ноябрь, декабрь 1942 года)):
      Всего на сумму в 3 млрд 791 млн рейхсмарок. Причем:
      Франция – 1900 млн,
      Нидерланды – 634 млн,
      Бельгия – 484 млн,
      Дания – 134 млн,
      Норвегия – 86 млн,
      Сербия – 14 млн,
      Греция – 8 млн

      Несколько ранее, в период с 1 января 1942 года по 30 сентября 1942 года Рейх получил из Европы военной продукции на 3250 млн рейхсмарок:
      Оружие – 89 млн,
      Боеприпасы- 120 млн,
      Автомашины – 298 млн,
      Боевые и транспортные самолеты – 859 млн,
      Боевые и транспортные суда – 399 млн,
      Средства радиосвязи и телефоны – 146 млн,
      Оптические приборы управления огнем – 31 млн,
      Обмундирование и военная амуниция – 376 млн,
      Боевые машины пехоты – 196 млн,
      Другое военное имущество и техника – 133 млн,
      Саперное имущество и инструменты – 414 млн,
      Прочее имущество и инструменты – 190 млн.

      Мсье Рено изготовил для фюрера 25 тысяч 2,5-тонных грузовика моделей ANS и 4 тысячи 3,5-тонных ANN. Несколько меньшим оказался вклад мсье Пежо — всего 15 тысяч грузовичков. И наконец, третий автомобильный король Франции мсье Ситроен выпустил на радость вождю 6000 2-х тонных машин типа «23R» и 4700 4,5-тонных типа «45» . (...)
      Из примерно 500 тысяч грузовиков, автобусов и тягачей, выпущенных в Рейхе и на присоединенных территориях, австрийские заводы выпустили почти 56 тысяч, а чешские по неполным данным свыше 11 тысяч. Вместе с 54 700 французскими выходит почти четверть всего грузопассажирского автотранспорта гитлеровской евроармии. Если вспомнить о 40 067 поставленных за военные годы «Фордах» берлинской и кельнской сборки, доля негерманских машин доходит до трети.
      И это без трофейных грузовиков, выпущенных западными соседями Германии до 1940 года! Подавляющее большинство их, наряду с гражданскими машинами, а также бельгийскими, голландскими, датскими, норвежскими и польскими грузовиками, досталось немцам, сделав евроамериканский вклад в повышение мобильности вермахта куда большим отечественного. Достаточно сказать, что за 1940- 1942 гг. французский автопарк сократился в основном в пользу Гитлера с 2,3 миллионов до 400 тысяч машин, а из одной Бельгии немцы вывезли 350 тысяч автомобилей — почти столько же, сколько Советский Союз получил за четыре года из США!

      Причём французы умудрились подгадить даже союзникам - станцией РТР "Метокс" для ПЛ.
      1. 0
        21 октября 2016 22:07
        спасибо за подробности ... именно это я и имел ввиду
    3. +4
      27 октября 2016 13:21
      Кроме того, артиллерия с линии Мажино, трофейные автомобили, авиационные двигатели, коньяк, вино и фрукты, мясо, сыр и прочее - всё поставлялось в Рейх. На территории Франции солдаты вермахта отдыхали и готовились к боям на Восточном фронте.
      Кроме того, французы в Африке воевали с англичанами и американцами, причём дрались неплохо.
      Честь Франции была потеряна в 1938 (Мюнхенский сговор), 1939 ("Странная война" во время наступления вермахта в Польше), 1940 (капитуляция и утрата государственной самостоятельности) и участие в войне против антигитлеровской коалиции.
      Де Голль диктаторскими методами восстановил Францию, как буржуазную республику, победив фронт коммунистов и левых. Свой статус великой державы Франция получила благодаря странной прихоти Сталина.
  4. +1
    21 октября 2016 10:29
    Спасибо за статью! Очень интересно!!!
  5. 0
    21 октября 2016 13:49
    Для тех кто играл в старю добрую стрелялку Vietcong, в одной из операций можно найти ржавые силуэты "Панаров"
  6. +1
    21 октября 2016 14:49

    Трофейный бронеавтомобиль Panzerspähwagen P204 (f) с необычной самодельной башней, вооруженной турелью от He-111, либо Ju-88.
    1. 0
      21 октября 2016 19:45
      На просторах сети нашли, или в определённом издании?
      1. 0
        22 октября 2016 18:54
        Интернет и книга "Бронеавтомобиль "ПАНАР" 178".
        1. 0
          24 октября 2016 15:10
          Какая именно книга: издатель, автор,?
          1. +1
            25 октября 2016 09:08
            Название: Бронеавтомобиль «Панар» 178. Французские бронеавтомобили на службе Вермахта и СС:
            Автор: И. Мощанский:
            Издательство: ООО «БТВ–МН»:
            Серия: Бронетанковый музей №6:
            Год: 2005:
            Страниц: 76:
            1. 0
              8 ноября 2016 00:53
              Есть такое издание. Только фото я такое там не видел. Учитывая что все они в журнале пронуменовары, но мера на вашем фото я не вижу.
              1. 0
                8 ноября 2016 08:10
                Это фото из интернета!
  7. 0
    21 октября 2016 15:08





    Многоликий "ПАНАР" ! Германские поделки и предвоенная модификация с большой башней.
  8. +1
    21 октября 2016 19:46
    Для своего времени очень даже и очень хорошая машинка! Корпус клепанный, а так - все прилично)))

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»