Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть 2

Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть 2

Художественное представление программы PCAS разработки DARPA. Только морская пехота на сегодня заинтересовалась этой новой технологией

НАП для морской пехоты

Параллельно с разработкой для ВВС средств НАП следующего поколения корпус морской пехоты приобретает технологию для уже имеющихся средств с целью повышения возможностей НАП. Корпус закупил для своих военно-транспортных самолетов KC-130J Hercules Harvest систему огневой поддержки HAWK (Hercules Airborne Weapons Kit) с целью удовлетворения неотложных оперативных потребностей в НАП в Афганистане. Первый комплект был развернут в этой стране в октябре 2010 года.


Представитель Корпуса морской пехоты (КМП) сказал, что они планируют увеличить флот самолетов Hercules с вооружением, которые благодаря комплекту Harvest HAWK способны длительное время вести видовую разведку и проводить НАП в районах с малой вероятностью действий противника. Десять самолетов KC-130J Корпуса из запланированных 79 уже были модернизированы за счет установки этой системы, которая включает выкатную панель управления огнем с двумя дисплеями в грузовом отсеке, прицельную систему Lockheed Martin AN/AAQ-30, установленную под левым внешним топливным баком, и канал передачи данных.

Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть 2
Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть 2
Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть 2

Компоненты системы огневой поддержки Harvest HAWK (сверху вниз): пусковое устройство «дверь Дерринджера», ракеты «воздух-земля» с лазерным наведением AGM-114P Hellfire II, прицельная система Lockheed Martin AN/AAQ-30

В комплект Harvest HAWK входит следующее вооружение: четыре ракеты «воздух-земля» с лазерным наведением AGM-114P Hellfire II, установленные под левым внешним топливным баком, ракеты «воздух-земля» GBU-44/E Viper Strike от MBDA и Griffin от Raytheon, запускаемые из установленного на рампе 10-трубного контейнера, плюс герметичное пусковое устройство, названное «дверь Дерринджера». Установка в левом дверном проеме 30-мм пушки Mk 44 была отложена на более позднюю модернизацию Block III.

Планами КМП по модернизации на 2016 год предусматривается переоборудование в конфигурацию Harvest HАWK всех его самолетов KC-130J и установка подобного комплекта вооружения на конвертопланы Bell-Boeing MV-22B Osprey. «Мы стремимся повысить возможности наших C-130J и MV-22B для того, чтобы получить многозадачные платформы, – сообщила представитель Корпуса Сара Бёрнс. – Поскольку морская пехота развивается, то авиация обеспечит ей более гибкую поддержку и продолжит разрабатывать технические средства и технологии для поддержки будущих боевых возможностей рот, батальонов, полков и всех экспедиционных сил в целом».

КМП пока не принял решение по комплекту дополнительного вооружения для своего конвертоплана Osprey, но уже рассматривает продвинутую гиростабилизированную станцию оптической видовой разведки для него как часть нового комплекта. По словам Бёрнс, три компании проводят для Корпуса демонстрацию своих систем, но при этом отказалась их назвать и предоставить какие-либо подробности об этой демонстрации.

Кроме того, Корпус, по словам Бёрнс, планирует установить оборудование радиоэлектронной борьбы на обе платформы. Контейнер AN/ALQ-231 Intrepid Tiger уже установлен на самолеты AV-8B Harrier II от McDonnell Douglas и F/A-18 Hornett от Boeing, также он будет установлен на транспортники KC-130J, конвертопланы V-22 и штурмовые вертолеты AH-1Z/UH-1Y. «Контейнер с оборудованием позволяет проводить глушение и вести радиоэлектронную борьбу, что может быть использовано для самозащиты, а открытая архитектура позволяет работать с ним операторам на земле».

Между тем, только КМП в настоящее время реализует программу непосредственной авиационной поддержки Persistent Close Air Support (PCAS), разработанную Управлением перспективных оборонных исследований DARPA и возглавляемую компанией Raytheon. Система авиаподдержки PCAS – это модульный комплект независимых от платформы технологий, который может устанавливаться на любое воздушное судно, а также пользовательский планшет, созданный для более быстрого обеспечения НАП войск на поле боя, позволяющий наземным подразделениям, передовым наводчикам и экипажам обмениваться данными в реальном времени.

PCAS включает в частности два основных компонента: PCAS-Air и PCAS-Ground. Первый состоит из систем управления вооружением, наблюдения, разведки и сбора информации, коммуникационных систем, которые интегрированы в модульном устройстве Smart Launcher Electronics (SLE), устанавливаемом на любое воздушное судно. Второй компонент – набор программного обеспечения информирования об обстановке и картографирования, работающего на обычном коммерческом планшете с ОС Android.

Центр боевого применения морской авиации и Исследовательская лаборатория военно-воздушных сил разработали свои программные приложения для компонента PCAS-Ground.

В Управлении DARPA признали, что на сегодняшний день система уже отлетала на двух летательных аппаратах. Первым стал конвертоплан MV-22 Osprey, задействованный в рамках совместных учений морской пехоты и авиации «Talon Reach», проведенных в марте 2016 года на юго-западе США, а вторым самолете Thunderbolt II в мае этого же года. Компания Raytheon также признала проведение демонстрации этой системы с использованием БПЛА.

Перед демонстрацией всей системы в начале 2015 года морская пехота в Афганистане и Ираке совместно со специальными группами боевого взаимодействия авиации и наземных сил и экспедиционными подразделениями задействовала наземный компонент PCAS-G. Он представляет собой планшет цифрового авианаведения для морской пехоты, который получил обозначение KILSWITCH (Kinetic Integrated Low-cost Software Integrated Tactical Combat Handheld). В 2013 году DARPA поставило более 750 систем KILSWITCH для тестирования в Афганистане, где они показали себя прекрасно.

Генерал Джон Дэвис, заместитель командующего КМП по авиации, сказал, что они хотят интегрировать этот цифровой комплект на все воздушные суда. «Я рад успешной демонстрации системы PCAS, которую мы провели во время учений «Talon Reach». Моя команда успешно интегрировала в общую сеть все наши воздушные суда».

Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть 2

Инструктор передовых наводчиков использует планшет системы НАП во время учебного курса на полигоне в Неваде. ВВС США создали в этом году на авиабазе Неллис группу по интеграции НАП

Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть 2

F-35 в настоящее время способен выполнять широкий круг задач, но оптимизирован для подавления ПВО противника

Avenger против Equaliser: пушечная дуэль

Полагаясь на умные боеприпасы, прицельные контейнеры и многие другие средства ведения высокоточных боевых действий, ВВС США входят в новую эпоху в НАП. Впрочем, традиционное часть вооружения штурмовика A-10 – пушка – до сих пор является основным компонентом его арсенала.

Пушка концептуально разводит самолеты A-10 и F-35 по разным углам ринга. Если A-10 был специально построен вокруг семиствольной 30-мм пушки GAU-8/A Avenger схемы Гатлинга от компании General Electric с гидравлическим приводом, то пушка GAU-22/A самолета F-35 представляет собой четырехствольную модификацию 25-мм пушки GAU-12 Equaliser. При этом ее боекомплект составляет 182 снаряда, что существенно меньше боекомплекта 500 снарядов типичного истребителя F-16 Fighting Falcon производства Lockheed Martin.

Командир 447-й экспедиционной группы полковник ВВС Шон Маккарти в своем заявлении для прессы положительно отозвался о точности 30-мм пушки GAU-8/A Avenger штурмовика A-10. «GAU-8/A – единственное оружие у A-10, которое не наводится по GPS или лазерному целеуказателю. Но вам это и не нужно, поскольку она чертовски точна. Пилоты стремятся использовать пушку, если есть озабоченность по поводу косвенного ущерба в густонаселенных районах».

Полковник Маккарти в мае этого года командовавший авиагруппой из 550 человек, дислоцированных на турецкой авиабазе Инжирлик в поддержку сирийской демократической армии, отметил, что A-10 даже еще точнее умной бомбы. Поэтому, когда есть какая-то причина предполагать, что гражданские лица могут быть в зоне, тогда A-10 является лучшим инструментом для этого. В ситуации когда «нет способа узнать, есть ли там гражданские лица или нет, мы не рискуем использовать бомбу. Это тот случай, когда мы будем преследовать врага пушкой... Это оружие низких косвенных потерь, у него высокая точность и оно стреляет осколочно-фугасными зажигательными снарядами, так что никто не уйдет от нее при попадании».

Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть 2
Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть 2

Пушка GAU-8/A штурмовика А-10. Отметим сдвинутую вправо от оси симметрии самолета носовую стойку шасси

Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть 2

Пушка GAU-8 рядом с Фольксваген Жук

Пушка GAU-8/A с технической точки зрения представляет собой оружие эпохи Холодной войны, при этом очень важно для выполнения задач НАП, что штурмовик A-10 был спроектирован фактически вокруг нее. В 1968 года компания General Electric (в настоящее время General Dynamics Ordnance and Tactical Systems) в инициативном порядке начала работу над пушкой, специально предназначенной для уничтожения танков и других бронированных целей, еще до того, как был задуман сам самолет НАП. Как и в предыдущем семействе пушек Vulcan в новой пушке был использован принцип Гатлинга, при этом калибр был увеличен до 30 мм, а число стволов до семи. С самого начала из-за физических размеров и мощности было понятно, что любой будущий самолет НАП должен проектироваться фактически вокруг подобного вооружения. В 1971 году был выдан контракт на разработку 30-мм пушки в качестве основной системы вооружения нового самолета. В 1972 году компания Fairchild выиграла конкурс и в 1973 году получила контракт на изготовление опытных образцов штурмовика A-10 с установленной пушкой GAU-8/A Avenger.

Компании Fairchild и General Electric совместно работали над проблемой установки в самолет крупной системы вооружения, имевшей длину 6,4 метра от дульного среза до задней части оружейного барабана. Из-за могущества и сил отката пушки было желательно совместить ось стреляющего ствола (положение на шесть часов относительно всего блока стволов) с осью симметрии самолета. Как следствие, возникла необходимость сместить носовую стойку шасси вправо от оси симметрии самолета A-10 на 0,4 метра. В итоге блок стволов пушки был помещен в специальном обтекателе под носовой частью. Пушка с беззвеньевой системой питания и цилиндрическим барабаном подачи снарядов проходит по оси самолета под кабиной и заканчивается, почти касаясь передней стенки переднего топливного бака в средней части фюзеляжа.

Для пушки GAU-8/A была разработана новая линейка боеприпасов: осколочно-фугасный зажигательный, бронебойный зажигательный и практический. Они имели одинаковую баллистику и отличались алюминиевыми гильзами для снижения веса, тогда как с целью продления срока службы ствола обычные медные ведущие пояски были заменены пластиковыми. В настоящее время снаряды изготавливаются в США компаниями General Dynamics Ordnance and Tactical Systems (GDOTS) и AlliantTech Systems (в настоящее время Orbital ATK). Система имеет боекомплект 1174 снаряда, общая масса которых составляет 816 кг. Использование алюминиевых гильз взамен латунных или стальных гильз привело к снижению массы полностью снаряженной системы на 237 кг.

Для пушки Avenger доступны несколько типов 30-мм боеприпасов, включая PGU-13/B (осколочно-фугасный зажигательный), PGU-14A/B (бронебойный зажигательный) и PGU-15/B (практический). В осколочно-фугасном снаряде используется стандартный взрыватель M505 и взрывчатая смесь с префрагментированным корпусом, что эффективно при обстреле легких машин и материальных объектов. Бронебойный зажигательный снаряд имеет легкий корпус, внутри которого имеется подкалиберный сердечник из обедненного урана. Кроме того что обедненный уран имеет отличные бронебойные свойства, он является природным самовоспламеняющимся материалом, который обладает зажигательным воздействием. Бронебойный снаряд с сердечником из обеденного урана никогда не используется в мирное время, но в военное время стандартно применяется против бронированных машин. Практический снаряд моделирует внешнюю баллистику осколочно-фугасного снаряда, он используется при подготовке пилотов и артиллерийской подготовке.

Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть 2
Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть 2

Пушка GAU-22/A для нового самолета F-35A. На все три варианта этого истребителя будет установлена пушка Equalizer

Пушка GAU-22/A Equaliser

Поскольку F-35 является многозадачным самолетом, он не строился вокруг пушки как в случае со штурмовиком A-10. Пушка GAU- 22/A Equaliser представляет собой четырехствольный вариант 25-мм авиационной пушки GAU-12/U Equaliser с вращающимся блоком стволов, которая установлена на AV-8B Harrier II морской пехоты и ганшипе AC-130U «Spooky» командования специальных операций ВВС США. Компания General Dynamics Ordnance and Tactical Systems разработала пушечную систему внутренней установки для традиционного варианта F-35A, предназначенного для ВВС США, а съемный пушечный блок Missionised Gun System для варианта F-35B с укороченным взлетом и посадкой и палубного варианта F-35C, предназначенных для КМП и ВМС США соответственно.

Установка включает спиральный беззвеньевой механизм питания с 220 25-мм снарядами. Оба варианта пушки GAU-22/A прошли критический анализ конструкции в июле 2005 года, и первый экземпляр был изготовлен в январе 2006 года. Первые стрельбовые испытания прошли в феврале этого же года. В 2008 году был выдан контракт стоимостью 9 миллионов долларов на начальное производство пушки GAU-22/A для истребителя F-35.

Существующая авиационная пушка GAU-12/U ведет огонь семейством боеприпасов Bushmaster. В самолете AV-8B Harrier II пушка GAU-12/U приводится в действие пневматическим двигателем, вращающимся со скоростью 9000 об/мин за счет отбора воздуха от двигателя; он подсоединен к пушке через понижающий редуктор, чтобы получить нормальную скорострельность. В самолете AC-130U пушка GAU-12/U устанавливается в систему хранения и обработки боеприпасов ASHS производства компании Meggitt Western Design. Это самая большая из производимых система беззвеньевой подачи боеприпасов, поскольку имеет вместимость 3000 снарядов (масса 1497 кг). Система ASHS поддерживает скорострельность 1800 выстрелов в минуту и может перезаряжаться со скоростью 400 снарядов в минуту. Общая масса системы, обслуживаемой двумя операторами, составляет 628 кг.

Для пушки GAU-22/A был выбран 25-мм тонкостенный бронебойный снаряд PGU-48/B FAP с вольфрамовым сердечником, изготавливаемый швейцарской компанией Rheinmetall Waffe Munitions Schweiz. Снаряд двойного назначения PGU-48/B FAP способен пробивать легкую броню при обстреле наземных целей, а также генерировать большое количество осколков в воздушном бою. Снаряд удовлетворяет самым строгим требованиям безопасности.

Предыдущая статья серии:
Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть1

Использованы материалы:
www.lockheedmartin.com
www.darpa.mil
www.gd-ots.com
www.baesystems.com
www.shephardmedia.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
Перевод: Alex Alexeev

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. demiurg 27 октября 2016 14:16
    Когда ставили на миг-27 6 стволов по 30 мм, на миге при стрельбах все разлеталось. Как американцы решили эту проблему?
    1. Котище 27 октября 2016 17:40
      МиГ-27 это глубокая переработка истребителя МиГ-23, в связи с чем как платформа для штурмовика был достаточно неудачен. Летчики его не любили как раз из-за слабости конструкции и выкрутасов при взлете и посадке.
      С появлением Су-25, "27" начали "дарить" союзникам.
      По поводу "шипганов" это оружие против партизан и неболее. Любая автоматическая пушка класса С-60 (без радилокационной начинки), однозначно его приговор. В принципе, что доказал Вьетнам.
      1. mav1971 27 октября 2016 20:03
        Цитата: Котище
        МиГ-27 это глубокая переработка истребителя МиГ-23, в связи с чем как платформа для штурмовика был достаточно неудачен. Летчики его не любили как раз из-за слабости конструкции и выкрутасов при взлете и посадке.
        С появлением Су-25, "27" начали "дарить" союзникам.
        По поводу "шипганов" это оружие против партизан и неболее. Любая автоматическая пушка класса С-60 (без радилокационной начинки), однозначно его приговор. В принципе, что доказал Вьетнам.


        Во Вьетнаме был А-10????????????
        1. Котище 27 октября 2016 22:22
          Шипганы создавались на базе грузовых С-47. А10 штурмовмк.
    2. iouris 29 октября 2016 01:11
      Применили правильные технологические решения.
      Конструкторы МиГ-27 вообще не заморачивались по этому поводу. То же относится к МиГ-31. Интересно, что на Су-24 установлены 23-мм пушки. Кстати, МиГ-23 ещё и носитель СППУ-23. Таким образом, на одном самолёте использовались два типа авиационных пушек. Это явная глупость.
      МиГ-27 вообще был один из самых "отказных" самолётов ВВС, а уж при стрельбе отваливались даже провода в ШР-ах. Обнаружить возникающий переменный контакт в двигательных ШР-ах было архитрудно.
  2. psiho117 27 октября 2016 20:36
    Мда, даже оценивать нечего - о чём статья то? Почему так мало?
    Осталось ощущение, что повествование просто прервано на середине.
    Тогда где "Продолжение следует"?..
  3. Лт. запаса ВВС 27 октября 2016 22:59
    Лучший вариант непосредственной поддержки на поле боя, это беспилотники-крылатые ракеты, которые могут патрулировать воздушное пространство и при необходимости уничтожить цель, если такой необходимости нет, тогда эти беспилотники-крылатые ракеты возвращаются на аэродром и приземляются на ВПП(их можно заправить и по ноной поднять в воздух).
    1. Котище 28 октября 2016 05:31
      Тогда уж, просто ударные дроны с ракетами и др. вооружением.
      Баражирующая над окопами крылатая ракета это круто, но нерационально и банально дорого.
      А например небольшие дроны разведки с ударными функциями на уровне взвода вскором времени будет более чем необходимость. Только управляться они должны из подразделения и действовать в интересах этой группы.
  4. iouris 29 октября 2016 01:03
    Непосредственная авиационная поддержка - это беспилотники. БПЛА обеспечивают высокоточное обнаружение наземных целей, которые немедленно уничтожаются средствами сухопутных войск, и решение других задач. При отсутствии войсковых средств ПВО могут работать пилотируемые ЛА. Как-то так.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня