Чем известен "Атлант" Мясищева?

Чем известен "Атлант" Мясищева?


Уникальный тяжелый транспортный самолет, "потомок" первого советского стратегического бомбардировщика 3M, и с округлым кузовным контейнером поверх фюзеляжа, благодаря которому его называли "летающая бочка", ВМ-Т «Атлант» был создан в ОКБ Мясищева в начале 80-х для выполнения серьезной задачи - транспортировки орбитального корабля «Буран» и ракетоносителя «Энергия» с заводов изготовителей на космодром Байконур.

Как создавали воздушного титана


Чем известен "Атлант" Мясищева?


В разработке масштабной советской космической программы «Энергия-Буран» принимали участие сотни предприятий страны, которые были разбросаны по огромной территории. Все это создавало серьезные проблемы с определением конечного места сборки и доставки частей и агрегатов комплекса к месту старта – на Байконур. Сначала планировалось сосредоточить все главные технологические процессы сборки непосредственно возле космодрома, но данное решение быстро было признано нецелесообразным, так как оно требовало создания здесь очень развитой промышленной инфраструктуры и привлечения на Байконур огромного количества квалифицированных рабочих.

В итоге было принято решение о проведении на месте лишь непосредственно сборки и всей предстартовой обработки, в то время как основной объем работ планировалось выполнять на головных предприятиях.

Наиболее рациональный и испытанный путь перевозки грузов таких больших габаритов по железной дороге был технически неприемлем, их размеры превосходили размеры железнодорожных платформ и не вписывались в железнодорожные проезды под мостами. Транспортировка водным путем по Волге до района Волгоград и дальнейшая постройка одноколейной железной дороги до Байконура была слишком дорога.

Наиболее приемлемым представлялась транспортировка космической системы (отдельными модулями) воздушным транспортом – самолетами ОКБ Антонова О.К. Но ни намеченная модификация уже эксплуатируемого Ан-22 «Антей», ни использование еще только создающегося Ан-124 «Руслан», проблему не решали. С задачей мог справиться лишь проектируемый в то время гигант Ан-225 «Мрия». Но сроки его создания выходили далеко за пределы сроков программы «Энергия – Буран». Более того, стала даже просматриваться дорогостоящая идея постройки сборочного завода аж на космодроме. Оценочная попытка применения двух вертолётов (в связке) оказалась технически невыполнимой. Использование нового вида летательного аппарата, разработанного на ЭМЗ, вертостата, представлялось преждевременным.

Неожиданную и очень незатратную идею внес Генеральный конструктор Владимир Михайлович Мясищев, предложивший модифицировать несший службу в строевых частях Дальней авиации стратегический бомбардировщик 3М. Первый полет 3М совершил 27 марта 1956 года и уже более 30 лет находились в эксплуатации, обеспечивая ядерный паритет СССР и США, но и эта идея тоже была принята скептически.

Мясищев, опираясь на предварительные проработки созданного им ОКБ ЭМЗ и свой опыт, сумел убедить руководство Министерства авиационной промышленности (МАП) и политическое руководство СССР в живучести и минимальной затратности своей идеи.

21 ноября 1977 года вышло соответствующее Постановление за № 1106-323 с очень жесткими сроками. В процессе доработок необходимо было обеспечить безопасный полет модернизированного самолета с четырьмя вариантами габаритной внешней нагрузки различного веса и различной центровки, плюс автономный полет.

Новизна конструкторской мысли заключалась в довольно необычных пропорциях между габаритами самолета-носителя и грузов (диаметр баковых отсеков ракеты составлял 8 метров, тогда как диаметр фюзеляжа самолета всего 3 метра). Конструкторам пришлось увеличить длину фюзеляжа самолета, сделать двухкилевое оперение и провести ряд других доработок, в том числе создать уникальную систему наддува блоков ракеты-носителя.

Правильность выбранной концепции впоследствии была еще раз подтверждена при проектировании самого тяжело в мире транспортного самолета Ан-225 «Мрия», который мог перевозить по воздуху грузы массой до 200 тонн. Опыт эксплуатации самолетов ВМ-Т «Атлант», а затем и Ан-225 «Мрия» подтвердил правильность концепции разработки и эксплуатации сложных компоновок летательных аппаратов, включающих в себя различные крупногабаритные составные части, со значительно отличающимися массовыми, аэродинамическими, и жесткостными характеристиками.

Менее чем через год 3 марта 1978 года генеральный конструктор В.М. Мясищев и начальник сектора аэродинамики С.Г. Смирнов привезли в ЦАГИ проработанные плакаты (по правилам того времени) всех пяти полетных вариантов будущего транспортировщика. После доклада и обсуждения, в котором участвовали начальник ЦАГИ академик Г.П. Свищев, его заместитель академик Г.С. Бюжгенс и начальник лаборатории 2 (аэродинамика) д.т.н. В.Г. Микеладзе проект был утвержден. Это маленькое совещание сэкономило для страны очень большие деньги.

На эту тему в ОКБ шутили:

Для перевозки этой тары
Был непригоден метод старый.
Сидели, думали, и вот:
Вам двухэтажный самолет.
Хотя дешевле во сто крат
Большой-большой аэростат.

Построить самолет довелось уже ученику авиаконструктора Мясищева - главному конструктору В.А. Федотову в цехах того же ЭМЗ, но уже имени его именитого учителя. Дополнительно была создана и отработана на стендах даже система дозаправки топливом в полете.

Вскоре все (пять) конфигураций самолета поднялись в небо:

29.04.1981 г. – автономный вариант

06.01.1982 г. – с водородным баком РН (D=7,78 м, L=44,46 м, G=31,5 т). Именного его можно было увидеть на МАКС-2015.

21.12.1982 г. – с головным и хвостовым обтекателями ((D=7,75 м ,L=15,67 м, G=15,0 т)

01.03.1983 г. – с планером ВКС без киля (размах крыла: 23,8 м, L=38,45 м, G=50,5т)

15.03.1983 г. – с блоками состоящими из кислородного бака, приборного и двигательного отсеков и головной части РН (D=7,75 м, L=26,41 м, G=30,0 т)

Во всех полетах экипаж возглавлял старший летчик мясищевского коллектива заслуженный летчик-испытатель А.П. Кучеренко.

Для каждой из компоновок были проведены исследования по аэродинамике, устойчивости и управляемости. Для каждого варианта груза было определено его наивыгоднейшее размещение на фюзеляже по длине и высоте. При этом обеспечивалось минимальное лобовое сопротивление, получение нужных центровок и многие другие необходимые характеристики. Также были проведены исследования аэродинамической интерференции между самолетом и грузами, выявившие картину распределения местных воздушных нагрузок на поверхности фюзеляжа и грузов. По сути, каждый вариант самолета имел свои особенности управления. Большой груз, размещенный на «спине» Атланта, сильно влиял на его аэродинамику. Поэтому все полеты проходили в большом напряжении. Да и критики в адрес этого самолета всегда было много. Многие думали, что такая машина просто не поднимется в воздух. Другие смеялись: “самолет-дирижабль”. Кто кого везет?

"Буран" на "плечах" Атланта

Чем известен "Атлант" Мясищева?


Космические корабли «Буран» перевозились самолётом ВМ-Т на космодром Байконур (аэродром Юбилейный) с подмосковного аэродрома Раменское, а блоки ракеты-носителя «Энергия» — с куйбышевского аэродрома Безымянка. Агрегаты загружались на самолёт c помощью специального подъёмно-козлового устройства.

На двух построенных «Атлантах» в 1980-х годах было совершено порядка 200 рейсов по доставке на Байконур всех крупногабаритных элементов космических комплексов «Энергия» и «Буран», обеспечив успешный космический полет ВКС «Буран» 15 ноября 1988 г. К сожалению, в 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а 25 мая 1993 года программа окончательно закрыта Решением Совета главных конструкторов при НПО «Энергия». При этом, существуют слухи, что официального закрытия как такового не было — якобы, прекратить эту программу может только президент РФ.

Прошедшая испытания «Мрия» возила «Буран» по всему миру, демонстрируя свои возможности на авиационных шоу в Европе и Америке. Секретность, стоящая вокруг космической программы, скрыла от общественности истинного героя этих транспортных перевозок. Кстати, до сих пор многие считают что именно «Мрия» перевозила «Буран», а про ВМ-Т даже не слышали.

В дальнейшем в ОКБ ЭМЗ им. В.М. Мясищева разработаны проекты использования ВМ-Т «Атлант» в качестве носителя платформы для воздушного старта ВКС: для запуска крылатого гиперзвукового разгонщика; для бросковых испытаний различных аэрокосмических систем.

В настоящее время один из экземпляров ВМ-Т можно увидеть на аэродроме 360-го Авиационного ремонтного завода в поселке Дягилево в Рязани, еще один самолет находится в городе Жуковском на территории ЭМЗ имени В. М. Мясищева.

В 2013 и 2015 годах ВМ-Т показывали посетителям на статической экспозиции Московского международного авиакосмического салона (МАКС).
Первоисточник: http://uacrussia.livejournal.com/54777.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 30
  1. ziqzaq 23 октября 2016 15:03
    Да, было время.... Все о космосе мечтали... Но пришел горби, и мечтать стали о хлебе...
    1. Котище 23 октября 2016 15:49
      Да гордость за прошлое! Трагедия настоящего. Но всеравно необходимо двигаться в перед к победам будующего!
      1. NordUral 23 октября 2016 18:11
        Котище! С кем двигаться? С деятелями из ЕР? С ними мы скоро будем мечтать о миске похлебки. Стане нужны новые Грозный и Сталин, иначе так и будет.
        1. dmi.pris 23 октября 2016 18:56
          Зато деятели из ЕР никогда не будут думать о миске похлебки.Извините что не в тему..А вот интересно.что всё же с воздушным стартом..Понятно,что с "Мрии"больше не стартануть,но всё же-тему закрыли или нет?
          1. Котище 23 октября 2016 21:12
            Мрию продали Китаю, следует предполагать, что буквально через лет пять копии "Мадеин чина" стартанут.
            1. KaPToC 24 октября 2016 09:46
              Следует предполагать ... Китайцы не осилят копирование Мрии.
        2. Котище 23 октября 2016 21:22
          Кого выбираем?
          Кого выбрали?
          Кого будем выбирать?
          Если честно проблема, из кого выбирать!
          Где найти великого грузина Сталина или грозного Ивана IV Рюриковича?
          По правде, я согласился бы на Александра III.
          За партию власти не голосовал и не буду. Бояр не жалую, но считаю, что Путин на своем месте. И в будущее России верю.
          Вот такой каламбур!
          1. NordUral 25 октября 2016 10:58
            Путин на своем месте, но лучше бы нового Сталина. Или метаморфоза Путина в Сталина. Страна заждалась благотворных перемен.
        3. Fitter65 24 октября 2016 12:35
          Цитата: NordUral
          Котище! С кем двигаться? С деятелями из ЕР? С ними мы скоро будем мечтать о миске похлебки. Стане нужны новые Грозный и Сталин, иначе так и будет.

          Ну,Сталин тоже не сразу стал тем кем мы его знаем.Так что всему своё время.Конечно хочется всего и сейчас,но каждому в своё время и его ДнепроГЭС ,и его Магнитка,и его борьба с троцкизмом...уже то что на нас брызжут ядом разные Европы говорит что идём правильным Путём.Крым вернули?Ну так и Грозный не сразу Сибирь присоединил,да и Иосиф Виссарионович утерянные территории не сразу возвернул.Западные в 1939-40г.Кое-чего в 1945.А прогаженные в далёком 1905 году восточные территории тоже в 1945г. так что надо помнить то что было,гордится тем что есть,и стремиться ДЕЛАТЬ(а не ждать когда тебе принесут на блюдечке с голубой каёмочкой)своё будущее.Как делали в 1920-30-40 и 50-е гг наши деды и отцы.
          1. AUL 24 октября 2016 13:42
            Котище
            За партию власти не голосовал и не буду. Бояр не жалую, но считаю, что Путин на своем месте.

            Т.е. царь-то хороший, это бояре плохие? Странная, мягко говоря, у вас логика!
            AUL
        4. ЯРС 24 октября 2016 21:59
          Цитата: NordUral
          Котище! С кем двигаться? С деятелями из ЕР? С ними мы скоро будем мечтать о миске похлебки. Стане нужны новые Грозный и Сталин, иначе так и будет.

          а с какой партией предложите работать? с парнасом что ли? Угомонитесь либерал....
          1. NordUral 25 октября 2016 11:16
            У вас оригинальное представление о либералах. Уже по моему красному флагу со Сталиным на нем ясно должно быть, за кого я. Хотя коммунистом никогда не был, но в этот раз голосовал за коммунистов (только эта партия, как ит в 17-м может возродить страну, хотя для этого ей самой нужны перемены).
            1. serega.fedotov 26 октября 2016 17:55
              [quote=NordUral](только эта партия, как ит в 17-м может возродить страну, хотя для этого ей самой нужны перемены).
              Возродись сейчас Маркс/Энгельс/Ленин/Сталин,современные комуняки первые их замочат!А потом и обратно закопают...поглубже....да под железобетон!!! Ибо их личному бизнесу помешают!!!!!
              КПСС не только ВОВ выиграла но и страну в унитаз спустила!
              Что в ЕР ,что в КПРФ почти все "старички" так или иначе в развале СССР замешаны,поскольку одни институты,спец дачи.места теплые.и тп,А главное к их рукам во время развала страны много прилипло!
              К ЕР надо относиться как "руке голосуюшей" ВВП ,только надо иметь в виду: неважно кто завтра прийдет к власти ,эти "избранники"будут опять "партией власти"
              Мое мнение: ВВП великий и ужасный,не потому что он великий и ужасный,а потому что остальные клоуны и деб....лы!
            2. аксакал 29 октября 2016 12:45
              Цитата: NordUral
              Хотя коммунистом никогда не был

              - а с какого ляда переобулся? Неудача на капиталистическом поприще? Была бы удача- был бы либералом. Последовала неудача - стал коммунистом, хотя горделиво сам и признает:
              Цитата: NordUral
              Хотя коммунистом никогда не был

              Насчет перемен - китайцы проклинают так - что бы тебе жить в эпоху перемен. Вас эти перемены не достали? Например, в той же системе образования то ЕГЭ или как там его? введут, то отменят... Давайте уже без перемен, нужно просто хорошо работать! ПРОСТО ХОРОШО И МНОГО РАБОТАТЬ! Вот и все. А перемены задвиньте куда-нибудь
    2. Пломbeer 24 октября 2016 22:21
      Че вы все на горби поклеб гоните-там целый аппарат руководящий жил давно при капитализме- а мы плановые пятилетки гоняли себя обслуживая и им нефтебаксы на очень достойную себе и родственникам прожизнь обеспечивали. Сейчас та-же история- только дармоедов в разы больше и нормальных профсоюзов нет,которые накорню-бы зарубали повалье говнотруженников отделившейся азии
      1. NordUral 25 октября 2016 11:17
        Именно так, с 1953 пошло ползучее разложение верхушки.
  2. амурец 23 октября 2016 15:11
    На двух построенных «Атлантах» в 1980-х годах было совершено порядка 200 рейсов по доставке на Байконур всех крупногабаритных элементов космических комплексов «Энергия» и «Буран», обеспечив успешный космический полет ВКС «Буран» 15 ноября 1988 г.

    Сколько раз смотрел на эти полёты по телевизору, столько раз удивлялся мастерству пилотов,перевозящих такие грузы.
    1. Iline 23 октября 2016 15:52
      Глядя на самолёт 3М на земле трудно себе его представить в полёте. А видя в воздухе трудно представить себе довольно неказистую на первый взгляд конструкцию на земле.
      В Самаре один раз видал ВМ -Т в деле воочию. Завораживающее зрелище надо признаться. И ведь умели и могли создавать подобное когда надо в сжатые сроки.
  3. Гражданский 23 октября 2016 18:21
    Цитата: ziqzaq
    Да, было время.... Все о космосе мечтали... Но пришел горби, и мечтать стали о хлебе...

    Буран-Энергия... как же было это давно
  4. Баракуда 23 октября 2016 18:47
    Буран с Мрией видел, даже лазил , правда чуть нас не застрелили ( под Киевом на Антоновских аэродромах, Буча-Беличи,Академгородок.. ). Я хоть и вырос-учился под гул СУ-МиГов-Русланов и Ту-95.
    Но Мясищева творение никогда. Во махина !! Достойная уважения, как и создатель. К стати ТУ-160 , без Мясищева не обошелся, там много идей и наработок слямзили.
  5. Rus2012 23 октября 2016 19:02
    Секретность, стоящая вокруг космической программы, скрыла от общественности истинного героя этих транспортных перевозок. Кстати, до сих пор многие считают что именно «Мрия» перевозила «Буран», а про ВМ-Т даже не слышали.

    ...в году 87 доводилось видеть эти машины в Жуке, когда вел работы на филиале ЭМЗ там же.
    Да и в середине 80хх, многие проживающие в окрестностях Жуковского, наблюдали полеты этих "тяжеловозов" с "Буранами" и отсеками на спине...
  6. tinibar 23 октября 2016 19:04
    Совершенно с Вами согласен! Но для этого нужно выучить русский!
  7. Сергей333 23 октября 2016 20:03
    Цитата: Баракуда
    К стати ТУ-160 , без Мясищева не обошелся, там много идей и наработок слямзили.

    Раньше всё было государственное, зачем разрабатывать дважды и тратить на это государственные деньги. Тогда поступали просто команда передать документацию туда-то и всё.
  8. Zaurbek 23 октября 2016 21:02
    Подвели эту машину велосипедное шасси и соответственно короткий бомболюк. Куда не поместились КР.
    1. Инжeнeр 24 октября 2016 08:39
      вообще-то подвели машину двигатели
      1. Zaurbek 25 октября 2016 12:08
        И двигатели тоже, но в первую очередь при переходе стратегов на КР, они не поместились в бомболюк. На Ту-95 его расширили , а на 3М не позволила велосипедное шасси. Хотя чисто как летательный аппарат 3М совершеннее чем Ту-95
  9. perevozthikov 24 октября 2016 10:07
    В настоящее время один из экземпляров ВМ-Т можно увидеть на аэродроме 360-го Авиационного ремонтного завода в поселке Дягилево в Рязани, еще один самолет находится в городе Жуковском на территории ЭМЗ имени В. М. Мясищева.

    Правильнее было-бы написать "нельзя увидеть", если нет связей туда проникнуть.
  10. avg-mgn 24 октября 2016 16:31
    Цитата: KaPToC
    Следует предполагать ... Китайцы не осилят копирование Мрии.
    Совершенно не внятно, почему? Понятно, что Китай готов скупить рабочие технологии и проекты по всему миру, но - если не не нужен им мусорный бачок, ибо есть свои, они юани не вложат (менталитет, однако!).
  11. Alekseits 29 октября 2016 12:30
    Цитата: ziqzaq
    Да, было время.... Все о космосе мечтали... Но пришел горби, и мечтать стали о хлебе...

    Какой, нах... горби? Это для запада он горби, а для нас он горбатый. Был и останется.
  12. колдун 19 ноября 2016 17:31
    Цитата: Котище
    Кого выбираем?
    Кого выбрали?
    Кого будем выбирать?
    Если честно проблема, из кого выбирать!
    Где найти великого грузина Сталина или грозного Ивана IV Рюриковича?
    По правде, я согласился бы на Александра III.
    За партию власти не голосовал и не буду. Бояр не жалую, но считаю, что Путин на своем месте. И в будущее России верю.
    Вот такой каламбур!

    все правильно говорите товарищ не кого у руля поставить из всей этой пи..з...добратии кроме Путина

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня