Неудачный первенец пятого поколения

Неудачный первенец пятого поколения

О «болячках» знаменитого американского «Хищника»

Эта некогда широко разрекламированная крылатая машина не вызывает особого восхищения у военных аналитиков и авиационных экспертов. Почему? Ответ – в публикуемых ниже материалах двух постоянных авторов «ВПК».

Самый дорогой и самый бесполезный истребитель в мире


На предприятии компании Lockheed Martin в Мариетте (штат Джорджия) в середине декабря прошлого года состоялась выкатка последнего, 187-го серийного самолета F-22 Raptor («Хищник»), собранного для американских военно-воздушных сил.

Он пройдет серию заводских и государственных испытаний, а затем поступит на вооружение ВВС США, в авиапарке которых будет насчитываться 185 истребителей этого типа.

Чем возмущен сенатор Маккейн?
Raptor с бортовым номером 4195 намечено передать военным в начале нынешнего года. В Соединенных Штатах в общей сложности были собраны 195 «Хищников», включая восемь прототипов. За шесть лет службы в ВВС разбились два F-22.

После закрытия производства эти самолеты пройдут через несколько среднесрочных программ усовершенствования. В настоящее время завершается модернизация в рамках программы Increment 3.1. Истребители оснащаются радаром с синтезированной апертурой, а также получают возможность применять малокалиберные бомбы GBU-39B (SDB). Кроме того, на машины устанавливается новое оборудование радиоэлектронной борьбы.

В конце ноября 2011 года Lockheed Martin заключил контракт с Пентагоном на дальнейшую модернизацию (сумма сделки – 7,4 миллиарда долларов), подробности которой не раскрываются. По словам руководителя программы F-22 Джеффа Бабионе, в 2014–2016 годах машины будут доведены до версии Increment 3.2A. На этом этапе предусмотрено лишь обновление программного обеспечения. Благодаря следующему улучшению – Increment 3.2B – в 2017–2020 годах самолеты смогут применять новые виды вооружения.

В общем, история F-22 с передачей ВВС последнего «Хищника» не закончится. Машина продолжит участие в авиасалонах, военных учениях и межконтинентальных перелетах. Но главную свою задачу – завоевание превосходства в воздухе в ходе боевых действий – этот самолет, вероятно, так никогда и не выполнит, навсегда оставшись в памяти знатоков авиационной техники как беспримерно дорогой и бесполезный истребитель в мире.

«Хищник», находящийся на вооружении американских ВВС уже шесть лет, еще не применялся ни в одной военной операции и, за редкими исключениями, не покидал пределов Соединенных Штатов.

Пентагон ранее пояснил, что в настоящее время просто не существует задач для этой машины – для войн в Ираке, Афганистане или Ливии истребитель завоевания превосходства в воздухе просто не нужен. Да и в перспективе, по всей видимости, он тоже не пригодится – США еще не объявляли о планах ведения боевых действий против страны, обладающей развитой авиацией, где возможности F-22 могли бы пригодиться. В целом же на счету самого совершенного американского самолета имеется лишь пара сотен условно сбитых на маневрах машин «врага». Без потерь со стороны самих Raptor.

Кстати, изначально ВВС США хотели приобрести 750 «Хищников», однако вслед за распадом СССР и исчезновением сильного противника, а также резким сокращением оборонного бюджета количество запланированных к покупке истребителей было уменьшено. В 2010 году Пентагон решил принять на вооружение только 187 F-22 и прекратить финансирование производства этих самолетов в 2012-м.

Согласно расчетам Главного контрольного управления США, опубликованным в апреле прошлого года, общая стоимость программы создания и закупки F-22 – 77,4 миллиарда долларов. При этом цена одного самолета в 2010-м достигла 411,7 миллиона. В июле 2009-го командование ВВС США объявило, что один час полета «Хищника» обходится американской казне в 44 тысячи долларов. Аппарат же министра военно-воздушных сил назвал другую цифру – 49,8 тысячи.

Так что не случайно 15 декабря 2011 года Джон Маккейн, член комиссии верхней палаты конгресса США по вооруженным силам, заявил: на Raptor впустую были потрачены миллиарды долларов налогоплательщиков. «F-22 благополучно может стать самой дорогостоящей ржавеющей королевой ангара за всю историю современной авиации», – отметил сенатор.

Трагический полет
16 ноября 2010 года на Аляске потерпел катастрофу Raptor с бортовым номером 06-4125. ЧП послужило основанием для масштабного расследования, которое ВВС США завершили только в декабре 2011-го.

Долгое время считалось, что причиной падения «Хищника» стала гипоксия, которую испытал пилот из-за отказа бортовой системы генерации кислорода. Согласно выводам Комиссии по расследованию летных происшествий (AIB) ВВС США, несмотря на то, что в упавшем истребителе в полете отказало множество устройств, в катастрофе виноват летчик, не сумевший вовремя включить резервную систему подачи дыхательной смеси и переставший следить за поведением машины.

Неудачный первенец пятого поколения

Самолет, приписанный к 525-й эскадрилье 3-го авиакрыла (база «Эльмендорф-Ричардсон», штат Аляска), разбился в 160 километрах от Анкориджа в ходе выполнения тренировочного полета. Пилот Джеффри Хэни не успел катапультироваться и погиб. AIB установила, что в 19 часов 42 минуты 18 секунд по местному времени (7.42 утра 17 ноября по Москве) на F-22 произошел отказ системы, отвечающей за забор воздуха из камеры компрессора двигателя и дальнейшую его подачу во вспомогательные системы. Вслед за этим летчик начал снижение и уменьшил тягу двигателя до нуля.

В 19 часов 42 минуты 53 секунды самолет начал вращение вокруг продольной оси и пикирование, а в 43 минуты 24 секунды Джеффри Хэни предпринял неудачную попытку выровнять истребитель и вывести его из пике. Спустя еще три секунды Raptor врезался в землю на скорости в 1,1 числа Маха (около 1,3 тыс. км в час). Вращение F-22 тогда составляло 240 градусов, а угол тангажа был отрицательным – минус 48 градусов.

В результате сбоя системы забора воздуха из камеры компрессора на самолете последовательно отказали или отключились системы создания искусственного климата (ECS), рециркуляции воздуха (ACS), поддержания внутрикабинного давления (CPS), а также бортовые системы генерации инертных газов (OBIGGS) и кислорода (OBOGS). Указанные устройства перестали функционировать в тот момент, когда бортовой компьютер отключил оборудование забора воздуха из компрессора и перекрыл подачу воздуха в связанные системы. Эта процедура является стандартной и производится во избежание пожара, система остается отключенной вплоть до момента посадки.

В случае отказа упомянутой системы бортовая информационно-предупреждающая система (ICAWS) подает сигнал о неполадке за 30 секунд до отключения засбоившего устройства. В соответствии со стандартной процедурой, услышав предупреждающий сигнал, пилот должен переключиться на резервную систему подачи дыхательной смеси (EOS) и увести самолет на посадку на ближайшую базу. Эти же действия летчик обязан проделать и в том случае, если начинает испытывать удушье или недомогание. Этого, однако, не произошло.

В полете ICAWS сработала штатно, и бортовой компьютер отключил подачу воздуха. Спустя пять секунд после этого отключились OBOGS и OBIGGS, что могло послужить причиной удушья пилота, а затем через 50 и 60 секунд отказали системы поддержания внутрикабинного давления и создания искусственного климата. Цепной отказ систем начался, когда самолет находился на высоте 5,8 тысячи метров.

По данным AIB, Хэни начал испытывать трудности с дыханием и отвлекся от управления самолетом, перестав обращать внимание на его поведение и приборы. Предположительно, летчик сосредоточился на восстановлении подачи дыхательной смеси в маску. В пользу этого говорит тот факт, что после начала пикирования истребителя и практически вплоть до столкновения с землей на управление F-22 не подавалось никаких команд. Впрочем, комиссия допустила, что пилот мог потерять пространственную ориентацию и по этой причине не пытался выровнять машину.

При этом возможность потери летчиком сознания комиссия исключила – на момент отказа OBOGS в крови Хэни было достаточно кислорода. Кроме того, истребитель очень быстро снизился до высоты, на которой можно дышать без маски.

Виновник объявлен, причины спорные
После катастрофы специалисты ВВС и компаний-производителей различных систем провели анализ обломков и обнаружили в OBOGS следы угарного газа, а также молекулы авиационного топлива JP-8. Военные медики пришли к заключению, что концентрация угарного газа в дыхательной смеси была крайне мала и не могла привести к гипоксии. Топливо же, концентрация которого оказалась велика, могло попасть в OBOGS уже после столкновения с землей. При осмотре места падения были обнаружены треснувшие топливные баки, из которых вытекло горючее. OBOGS оснащается твердотельным химическим анализатором, однако бортовой компьютер не получал сигнала о значительном изменении состава дыхательной смеси.

Анализ останков пилота показал, что его не отравили, он был здоров и не принимал лекарств или наркотиков. При медицинском обследовании персонала, отвечавшего за планирование полета и техническую подготовку самолета, у двух человек в крови обнаружили лекарственный препарат, который, впрочем, те принимали по предписанию врача, а действие лекарства не могло сказаться на качестве работы.

В ходе расследования в качестве возможной причины катастрофы также рассматривалась возможность потери пилотом сознания из-за перегрузки. В полете истребитель выполнял маневр разворота, при котором перегрузка достигала 2,5 G. Но на предшествовавших тренировках уровень выносливости Хэни определили в 4,8 G. Перегрузка в момент, когда летчик предпринял попытку вывести самолет из пике, равнялась 7,5 G, однако она уже в расчет не бралась, поскольку вскоре после этого машина разбилась.

Таким образом, согласно выводам AIB, несмотря на цепной отказ целого ряда систем, в катастрофе виноват пилот. ВВС сообщили о неправильном управлении летчиком в сложной ситуации, хотя он и был хорошо подготовлен (Хэни совершил 21 вылет продолжительностью 29,7 часа на протяжении 90 дней до катастрофы).

Между тем некоторые пилоты F-22 утверждают, что кольцо включения резервной системы подачи дыхательной смеси расположено крайне неудобно – в нижней левой части кресла. Возможно, Хэни намеревался включить резервную систему, попытавшись дотянуться до нужного кольца (его необходимо потянуть вверх для активации EOS). В пользу этого предположения говорит тот факт, что самолет вошел в пике, начал осевое вращение, а тяга двигателей снизилась до нуля.

На земле был поставлен эксперимент, в ходе которого один из пилотов ВВС США также попытался задействовать резервную систему, в результате чего отклонил ручку управления самолетом от себя и ослабил давление на педали.

AIB ознакомилась с этими доводами, но во внимание их не приняла, сославшись на избыточность инструментальных данных, полученных с бортового самописца. Они были сочтены исчерпывающим доказательством вины пилота.

Меры приняты
Хотя F-22 разбился 16 ноября 2010 года, полеты истребителей были приостановлены 3 мая 2011-го. К этому времени в комиссии, занимавшейся расследованием катастрофы, возобладало мнение, что причиной падения «Хищника» стали отказ OBOGS и гипоксия, которую начал испытывать Хэни. После чего системы генерации кислорода проверялись и на многих других самолетах и вертолетах вооруженных сил США, однако каких-либо неполадок обнаружено не было. F-22 разрешили возобновить полеты 20 сентября прошлого года.

Расследование, связанное с неправильной работой OBOGS, проводилось не впервые. В 2009 году выяснилось, что в период с июня 2008 года по февраль 2009-го были зафиксированы девять случаев гипоксии пилотов F-22. Запрета на выполнение полетов тогда не последовало. Чем завершилось разбирательство, также неизвестно. Позже, с апреля по ноябрь 2010 года имели место еще пять случаев гипоксии, которые, впрочем, не привели к серьезным последствиям. В октябре 2011-го статистика пополнилась еще одним случаем кислородного голодания, после чего полеты F-22 вновь приостановили – на сей раз на неделю.

Ответа на вопрос, что же послужило причиной гипоксии в 15 документально зафиксированных случаях, AIB так и не дала. Каждый раз проводилось обследование пилотов. В крови некоторых из них были обнаружены продукты горения полиальфаолефина (входит в состав антифриза), молекулы моторного масла и пропан. В середине 2011 года командование ВВС США высказало предположение, что на северных базах пилоты зимой запускали двигатели истребителей, находясь еще в ангаре. В результате газы, образующиеся от сгорания топлива, накапливались в помещении и втягивались в систему циркуляции воздуха машины, медленно отравляя летчика.

Будет ли и дальше проводиться расследование, пока не известно. Оснований для его продолжения теперь, получается, больше нет – установлено, что в катастрофе виноват пилот, а не машина. Кроме того, компания Lockheed Martin, производитель F-22, в настоящее время по контракту с ВВС США занимается поиском причин возникновения удушья пилотов и их исправлением. Можно сказать, что все меры по предотвращению катастроф, подобных прошлогодней, приняты.

Вот тебе и американское качество
Впрочем, эта трагедия на авторитете первой серийной машины пятого поколения сказалась слабо – он был, по мнению специалистов, подорван много раньше. Так, в феврале 2010-го ВВС США на некоторое время приостановили полеты всех «Хищников» – выяснилось, что корпус самолета неустойчив к воздействию влаги и легко поддается коррозии. Она на истребителях обнаруживалась и прежде, но в данном случае оказалось, что система отвода лишней влаги от фонаря F-22 конструктивно плоха и со своей задачей не справляется. В результате ржавчина появлялась на некоторых элементах фонаря и даже внутри кабины, что могло послужить причиной неполадок системы катапультирования.

В 2009 году ВВС США в качестве эксперимента направили 12 истребителей Raptor с Аляски на базу Андерсен на Гуаме. Дождливая погода на острове оказалась немилосердной к боевым машинам, и вскоре выяснилось, что в условиях повышенной влажности электронные системы самолетов работают нестабильно, а система охлаждения вычислительных компонентов просто отказывается служить. Был ли исправлен этот недочет, неизвестно. Зато с тех пор F-22 во влажном климате больше ни разу не применялся.

Неудачный первенец пятого поколения

В том же году бывший инженер Lockheed Martin Дэррол Олсен обвинил американскую компанию в создании бракованного F-22. По данным Олсена, на самолеты наносилось несколько лишних слоев покрытия, чтобы истребитель мог пройти все необходимые радиолокационные тесты. Брак же заключается в том, что радиопоглощающее покрытие без особого труда стирается с фюзеляжа под воздействием воды, масла или топлива. В Lockheed Martin обвинения Олсена отвергли, заявив, что при производстве самолета используются стойкие и качественные радиопоглощающие материалы.

Двумя годами ранее была выявлена забавная неполадка в бортовом компьютере «Хищников». В феврале 2007-го ВВС США решили впервые вывести эти истребители за пределы страны, перегнав несколько машин на базу ВВС Кадена на Окинаве. Звено из шести F-22, вылетевших с Гавайев, после пересечения 180-го меридиана – международной линии перемены дат – полностью лишилось навигации и частично связи. На базу ВВС на Гавайях истребители вернулись, визуально следуя за самолетами-заправщиками. Причиной неполадки стала ошибка в программном обеспечении, из-за которой произошел сбой в работе компьютера при смене времени.

И это только те неполадки, о которых ВВС США или Пентагон объявляли официально. При этом не исключено, что существуют и скрываемые недостатки самолета. Например, о случаях с бомбардировщиками B-2, когда растрескивалась металлическая панель в хвостовой части самолета между двигателями, стало известно только после того, как инженеры Northrop Grumman нашли способ исправить положение.

Василий Сычев

Построили, поэксплуатировали и… Прослезились

Когда в декабре минувшего года из цеха завода корпорации «Локхид Мартин» был выкачен последний истребитель F-22, руководитель этого предприятия, расположенного в городе Мариетте штата Джорджия, Шан Купер подчеркнул на торжественной церемонии: «Реализация программы шла весьма непросто, но все специалисты, занятые в ней, наглядно продемонстрировали, что могут успешно строить самый современный самолет в мире».

Американским конструкторам, инженерам, рабочим действительно есть чем гордиться – многоцелевой истребитель Raptor («Рэптор» – «Хищник») стал первым в мире самолетом пятого поколения, подтвердив ведущий статус американского авиапрома в мире. Наглядным показателем успеха может служить хотя бы тот факт, что в России только идут испытания аналогичных опытных машин, а в Китае и вовсе лишь недавно поднялся в воздух первый прототип аналогичного истребителя.

«Рэптор» – высокотехнологичный образец вооружения, чрезвычайно необходимый для проецирования силы, осуществления сдерживания и обеспечения безопасности Соединенных Штатов и их союзников», – подчеркивает вице-президент «Локхид Мартина» и руководитель программы F-22 в корпорации Джефф Бабионе. Правда, обошлось американцам подтверждение высокого статуса в копеечку... Вдобавок в начале 2011 года представители ВВС и авиационной промышленности США заявили: на модернизацию парка «Хищников» в течение нескольких лет будет ассигновано около 16 миллиардов долларов. Следовательно, можно предположить, что в перспективе расходы по программе F-22 достигнут 100 миллиардов долларов, а то и превысят эту отметку.

Из-за весьма приличной стоимости летного часа «Рэптора» в запрос по бюджету на 2012 финансовый год командование ВВС США даже внесло пункт о сокращении учебных часов на подготовку летчиков для F-22 на треть с целью снизить затраты на эксплуатацию истребителей.

Официальный старт программе F-22 был дан в 1991 году, когда корпорация «Локхид», объединившаяся четырьмя годами позже с «Мартин Мариетта», оказалась победителем в тендере ВВС США на перспективный многоцелевой истребитель пятого поколения и получила первый контракт от Пентагона. Программа стала стратегически важной для самого концерна, но особенно для завода в Мариетте, назначенного ответственным за конечную сборку самолетов (в реализации программы также принимали участие предприятия «Локхид Мартина» в Форт-Уорте, штат Техас, и Палмдейле, штат Калифорния). На пике программы – в 2005 году в ней были заняты около 5600 сотрудников корпорации, включая 944 работника на заводе в Мариетте, но на декабрь 2011-го эти показатели составили соответственно 1650 и 930 человек.

Со следующего года начнутся очередные сокращения специалистов, работающих по теме «Рэптора», которых перебросят на другие проекты, включая F-35. Впрочем, предприятию в Мариетте серьезных кадровых изменений опасаться не стоит – не менее 600 сотрудников завода потребуются ежегодно для обеспечения технической поддержки «Хищников», эксплуатирующихся в строевых частях американских ВВС. Кроме того, в начале января сего года командующий ВВС США генерал Нортон Шварц заявил, что оснастка на заводе компании-производителя будет законсервирована и в случае необходимости последняя сможет возобновить выпуск F-22 по цене примерно 200 миллионов долларов за машину.

Сегодня F-22 постоянно дислоцируются на военно-воздушных базах Лэнгли (штат Вирджиния), Элмендорф (штат Аляска), Холломан (штат Нью-Мексико) и Хикам (Гавайи). Авиаэскадрильи, имеющие на вооружении F-22, на ротационной основе базировались и на ВВБ Кадена (Япония), Неллис (США, штат Невада), «посещали» ОАЭ и Южную Корею.

Однако, как и в случае с любым другим высокотехнологичным образцом вооружения, военной и специальной техники, программу F-22 неизбежно ожидали неудачи. Только начиная с 2005 года, когда «Рэптор» был официально поставлен на вооружение ВВС США, с истребителями произошли десятки аварий различной сложности, в том числе пять крупных, а также две катастрофы, в ходе которых погибли два человека. И это с учетом, что самолет еще даже не попал на войну.

В июне 2011 года даже было принято решение приостановить сборку и поставки «Хищников» до окончательного расследования причин происшествий и внесения необходимых изменений в соответствующие системы самолета. А после того как в ноябре 2010 года разбился F-22, который пилотировал 31-летний капитан Джеффри Хэни, были запрещены «активные» полеты на высотах ниже 25 000 футов (около 7620 м). Расследование данной катастрофы шло более полугода и завершилось в июле 2011-го, но его результаты командование ВВС США обнародовало только в середине декабря 2011 года. Виновником был признан летчик.

Однако решение комиссии, возглавлявшейся бригадным генералом Джеймсом С. Брауном, вызвало ряд вопросов у экспертов, которые особо подчеркнули, что командование ВВС США слишком часто выставляет виновниками авиакатастроф пилотов, опуская факты отказа оборудования или программного обеспечения, способствовавшие возникновению чрезвычайных ситуаций. В частности, в интервью газете «Лос-Анджелес таймс» независимый военный эксперт Уинслоу Т. Уилер отметил: обвинять летчика в том, что он не смог правильно отреагировать на проблему с воздухозаборниками, все равно, что возлагать вину на водителя в том случае, когда возникла неисправность с тормозами и водитель на огромной скорости рухнул с обрыва.

Следует также напомнить о том, что до ноябрьской катастрофы – в феврале 2010 года полеты F-22 также прекращались по причине неполадок – в тот раз с катапультными креслами, а в марте 2008-го у одного из F-22 отслоился и попал в воздухозаборник двигателя кусок радиопоглощающего покрытия. Неудивительно, что на «Рэптор» то и дело обрушивается «дружественный огонь» со стороны критиков в самих США.

Однако особенно активным противником программы F-22 выступает небезызвестный нам сенатор Джон Маккейн, республиканец от Аризоны. Он не только заявил недавно на слушаниях по оборонному бюджету на 2012 финансовый год, что «Хищник» является примером бесполезной траты огромных бюджетных средств. Законодатель заострил внимание на том, что ввиду неграмотной реализации программы ВВС США сегодня оказались перед необходимостью тратить сотни миллионов долларов на поддержание в летной годности парка «Рэпторов», а также прилагать огромные усилия для техобслуживания этих машин, которые, по его словам, «ржавеют изнутри».

Последнее в значительной степени соответствует истине, поскольку в конце 2010-го представители американского правительства официально объявили о наличии такой проблемы и сообщили, что до 2016 года Пентагон выделит 228 миллионов долларов «на решение вопроса коррозии алюминиевых панелей обшивки» самолета. Причина всех этих бед, по мнению Маккейна, кроется в том, что ВВС приняли F-22 на вооружение без проведения достаточного объема испытаний и без трезвой оценки того, во что обойдется эксплуатация парка «Хищников» в последующие годы.

Не правда ли, знакомые нам и так характерные для отечественной практики слова?
Автор: Василий Сычев, Владимир Щербаков


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 48
  1. Аскет 18 января 2012 09:18
    Как говорится поспешишь людей насмешишь. Пора им китайский J-20 закупать
    или или слезно молить Россию подкинуть парочку "сушек" Т-50 на бедность.
    В Индии кстати Т-50 основной самолет ВВС, а индусы с головой и деньгами пока ещё дружат.
    Очередная история создания дорогостоящей пропиаренной вундервафли. Видимо рейгановская СОИ ничему не научила
    1. gor 18 января 2012 11:33
      а разве т-50 доведён до ума что можно говорить о том что он лучше?и если он лучше то в чём уточните.т-50 ещё сырой самолёт и основные трудности я так думаю впереди.ф-22 в 91 по моему уже летал.вот сами и посчитайте сроки отставания
      gor
      1. Snake831 18 января 2012 16:07
        Да хотя бы планером и двигателями лучше!Вот чем!Раптор не менее сырой!Фактически его производство похоже на клепание опытных образцов!Да вот только расплата за PR рано или поздно наступает!Это ж не посудная лавка в конце концов!
        1. Kazak_30 19 января 2012 12:11
          США было необходимо показать что они впереди планеты всей, поэтому они и запустили откровенно сырой образец в серию. Если бы довели до ума то в серию он пошел бы не так давно ИМХО!
          Kazak_30
        2. gor 21 января 2012 19:31
          а какие двигатели выдают 30 тон тяги в бесфорзажном режиме?уточните пожалуйста .и кто сказал что планер на т-50 лучше?опять уточните пожалуйста
          gor
      2. Banshee 19 января 2012 13:33
        Да, но Т-50 не кинулись клепать сотнями. Факт?
        1. gor 21 января 2012 19:32
          потому-что он настолько хорош что хватит только два штука.один в индию и другой на месте останеться)))))))))))))))))))
          gor
          1. Кап-3 ссср 27 января 2012 08:42
            Потому, что его нужно нормально довести до ума, а не пиариться как с Ф-22.
      3. Кап-3 ссср 27 января 2012 08:40
        Еслиб наши также поспешили с популизмом, Т-50 можно былобы выставить раньше. Ф-22 досихпор находится в стадии доводки. Так что отставание не настолько велико как вам бы этого хотелось.
    2. Kazak_30 19 января 2012 12:21
      Ну на счет дружбы с головой у Индии под большим вопросом!!! Они вместо МИГ-35 и F-35 выбрали еврофайтеры и еще какойто французкий истребитель. Вот тебе и дружба с головой.
      Kazak_30
  2. Sibiryak 18 января 2012 09:25
    PR - самое быстрорастуще направление в США, и видимо еще самое перспективное! Словоблудство одним словом!
  3. Игорек 18 января 2012 09:39
    История этого самолета,как в той поговорке:Гладко было на бумаге,да забыли про овраги.
    Игорек
    1. tronin.maxim 18 января 2012 09:41
      В которых тонут не в первый раз.
  4. dzvero 18 января 2012 10:21
    на борткомпютер наверное windows war был установлен
    http://www.pustoty.net/showthread.php?t=9425
    1. Cross 18 января 2012 10:38
      Скорее "Висту" по ошибке впихнули)))

      lol
      Cross
  5. datur 18 января 2012 10:30
    Игорек,это да но сих бюджетом lklz них не смертельно fellow
  6. Arkan 18 января 2012 10:44
    Самолёт хороший,дорогой,высоко уже нелетает,на час полёта требует 30 ч/ч обслуживания.Жаль что американцы их так мало построили,хотелось бы чтобы у всех врагов такие были.---------Иногда об F-22 говорят, что он «на вес золота», что буквально соответствовало финансовым рынкам на февраль 2006 года — стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого F-22A) в этот период составляла те же 350 млн долларов].

    При этом, F-22 не является самым дорогим самолётом в мире — самым дорогим является малозаметный бомбардировщик B-2 Spirit, каждый из которых обошёлся ВВС США без учёта НИОКР в 1,157 млрд долларов, а с учётом НИОКР — в 2,1 млрд долларов.

    По данным Главного контрольного управления (GAO) США, на конец 2010 года полная цена одного самолёта F-22 достигла 411,7 млн долларов[37][38].
    1. urzul 18 января 2012 14:16
      .Жаль что американцы их так мало построили
      Вы форум и страну не попутали??;)))
      1. Arkan 19 января 2012 00:32
        ))) Нет уважаемый.Я родился в СССР,и с его распадом невоспринимаю своих родствеников с Кубани иностранцами,впрочем как и остальных россиян.
        1. urzul 19 января 2012 13:22
          А в США тоже что ли родственники?
          1. Arkan 20 января 2012 03:00
            С чего Вы взяли?
      2. Banshee 19 января 2012 13:37
        Не, все в порядке... Я согласен с этим высказыванием. Если бы у всех наших врагов были на вооружении самолеты 5 поколения, которые боятся воды, ржавеют, которые не во всяком климате можно использовать, у которых наглухо глючит навигация...

        Можно было бы на МиГ-21 с ними воевать на равных.
        1. Arkan 21 января 2012 02:40
          Рад что чувство юмора ещё присуще славянам.Конечно же мой пост -- насмешка над этим,иногда,летающим чудом (незнаю как можно это непонять).
    2. Snake831 18 января 2012 16:12
      Такое ощущение что у них в КБ мастера спецэффектов из Голливуда сидят+спецы по PR!
  7. киргиз 18 января 2012 11:16
    Вобщем в прое...ывании денег на оборонку мы не чемпионы, но думаю отличемся ненамного
    1. Kazak_30 19 января 2012 12:14
      Они хоть и прое****ют деньги но техника в войска идет. А мы... Откровенно хорошую поставить не можем! Жаль!
      Kazak_30
  8. 755962 18 января 2012 12:22
    В феврале 2011 года сообщалось, что начиная с 2012 года ВВС США потратят на модернизацию F-22 до 16 миллиардов долларов в течение нескольких лет.Какой то баксовый пылесос придумали .
    755962
    1. Maroder 18 января 2012 23:44
      У них печатный станок, все равно быстрей работает.
      Maroder
  9. Dimka off 18 января 2012 12:26
    как всегда - больше понту чем оно а самом деле есть. Пиндостан одним словом.
  10. саруман 18 января 2012 12:36
    История с "Раптором" напоминает мне историю с танком Т64. Танк Т64 - прорывная машина нового поколения, с лучшими на тот момент характеристиками. Танк получился достаточно дорогой и сложный в производстве, а также в эксплуатации, несмотря на массовое производство. Во время эксплуатации выявились многочисленные недостатки. Т64, также как и "Раптор" на экспорт никогда не поставлялся, и практически не имеет опыта боевого применения.
    Первым быть всегда трудно.
    1. Kazak_30 19 января 2012 12:16
      Если мне не изменяет память, F-22 проходил обкатку во время войны в Сербии но 3 из 5 сбили в первый же бой и пентагон отозвал их обратно. Где читал не помню, могу и ошибаться!
      Kazak_30
    2. Evgen2509 26 января 2012 00:54
      Только вот за т 64 последовали т72-й, т80 и т90, которых без него бы не было. А при создани F35 опыт сонздания F22 почти не использовался. Результат - наследники Т64 массово строились и эффективно применялись и применяются, а F35 все никак не доделают, сроки срываются, а цена растет (изначально должен был быть дешевле F16), программа под угрозой срыва...

      Так вот...
      Evgen2509
    3. Кап-3 ссср 27 января 2012 08:47
      Потому и надо сначала довести до ума, а потом штамповать сотнями.
  11. bereg 18 января 2012 13:33
    стремление к невидимости а про сам самолет не кто не вспомнил, у т50 в первую очередь думали о планере, ну а китай вообще не думает тока капирует
    bereg
  12. Skiff 18 января 2012 14:29
    Какая разница сколько стоит F-22, или сколько они потратили своей вечнозелёной бугаги,сатанисты из СШП нажатием кнопочки нарисуют сколько хочешь труллиардов .
    А насчет китайского самолёта 5-го поколения J-XX, то они еще его не сделав заявили что наш ПАКФА Т-50 и F-22 вообще самолёты 4-го поколения wink
    Вот сатанисты кричат что наш самолёт круче всех , китайсы пищат что наш самолет ваще почти 6-го поколения, только наши скромно молчат и работают, время рассудид.
    Skiff
    1. gor 21 января 2012 19:35
      да скромно молчат что нет аналогов))))))))))
      gor
  13. snek 18 января 2012 16:53
    Может и неудачный, но уже много лет как единственный.
    snek
  14. altman 18 января 2012 17:01
    а хранцузы объявили, что пятое поколение - фигня, они сразу шестое будут проектировать и строить wink
  15. bereg 18 января 2012 17:21
    типо мираж 6000 или рафалярап lol
    bereg
  16. DimOK 18 января 2012 17:57
    Было бы интересно посмотреть воздушный бой между этими машинами.Вот тогда можно будет и говорить чей лучше.
  17. Ботановед 18 января 2012 21:37
    С другой стороны - много выгод:
    1- обкатывают технологии. По другому их и не обкатаешь.
    2- в боевых действиях живучесть истребителя не имеет критического значения - от С-300 или "Тора" хоть на "Рапторе", хоть на Су-25 - один хрен, полный рот земли.
    3- как правильно отмечалось, пиар. Зато пиарят конкретную вещь, а не чертежи и политические заявления МО.
    4- поднимают техническую планку войны на такой уровень, что большинство стан молча прогибаются под диктовку "самой сильной армии", понимая, что альтернатива противостояния - партизанская война (как в Венесуэле).

    Да и войны сегодня не выигрываются одним самолетом. "Супер Тукано" те же штаты не стесняются для Афгана закупать, как и наши Ми-17.
  18. APASUS 18 января 2012 21:56
    Американцы еще раз доказали ,что реклама двигатель торговли .Если вложить грамотно денег в рекламу,то купят какашку с крыльями!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  19. Torus 18 января 2012 23:46
    Будет весело, если лет через 5 они снимут их все с вооружения из-за коррозии ;)

    Зато, наверное, начнут делать 6-е поколение... ценой лямов эдак в 800 их денег ;) основное отличие от 5-го поколения - нержавеющий lol

    в общем, похоже, что и там пилят не по детски...
  20. salman5151 19 января 2012 00:57
    Статья напоминает басню "Лиса и виноград".
  21. kPoJluK2008 19 января 2012 07:04
    "Не правда ли, знакомые нам и так характерные для отечественной практики слова?"

    Первый раз слышу!!!
    МиГ-31 вообще всю жизнь на севере в минусовую температуру и высокую влажность более 30 лет, че то первый раз слышу подобное...
    kPoJluK2008
    1. Banshee 19 января 2012 13:43
      Так МиГ-31 - то ж самолет... Просто самолет. А тут речь идет о шедевре самолетостроения 5 поколения.

      Через пару лет будет как анекдот: "Купили ...ктототам... в Америке F-22. Через год вызывают гарантийную комиссию. Вот, мол, в крыльях дырки, кузов сгнил, так сказать... Чо делать? Амеры в полном удивлении, типа, что вы с ним делали? Ответ: Летали... Главный амероинженер: Да вы охренели, в дождь на нем летать! Не, нафиг, не гарантийный случай!"
  22. Uralm 20 января 2012 04:43
    ну сделали самолетики на 100 миллиардов че им жалко что-ли. Деньги просто напечатанные. Внешний долг только у них перевалило за 13 триллионов. еще 100 триллионов напечатают и все как эти. будут продавать нефть и все остальное за эти пустые деньги
    Uralm
  23. Хабар 20 января 2012 15:29
    Лоханулись амеры с самолётом,не вовремя создали,негде применить,пока мы свой создадим их уже сгниёт(надеюсь)или устареет.Всё таки первыми быть не всегда полезно.Так что наш самоль,в любом случае будет лучше,есть на что ориентироваться.
  24. Uralm 20 января 2012 21:30
    не лоханулись. опыт приобрели. как наш. говорил. Опыт, сын ошибок трудных, и гений парадокса друг! обидно за счет всех нас! Во Пиндосы! Не зря они покупали во время перестройки даже Филологов. Все лучшие умы. зачем им надо? Да за деньги наши. Потом понял, лучше бы Ельцин. Горбачев, были Лучшими Филологами! Мозгов Значит Больше было бы.
    Uralm
  25. Patos89 21 января 2012 03:05
    Как кто из вас полетает пусть отпишет как. Каждый клоп свое болото хвалит а по поводу индусов посмотрите архивы они вначале хотели американские самолеты закупать но с 1 условиям что те строят завод у них и там работать будут индусы американцы послали их куда подальше и индусы выбрали россию которая согласилась на эти условия . а потом появица новый индуский самолет хобот истороя с т-90 повторица
    Patos89
  26. otter 28 января 2012 17:29
    Думаю , что у США , нет истребителя пятого поколения. Борт пятого поколения, как-раз и должен отвечать всем требованиям пятого поколения, ну а данный агрегат с большой натяжкой, пытается им соответствовать. Ну как у нас , откаты, лобби и тд. и тп.
    otter
  27. 443190 23 февраля 2012 09:06
    Сначала запустим в серию свой самолет а потом будем сравнивать да статьи строчить. Что сейчас кричать. Амеры вон тоже кричали про свое чудо юдо....Но одно дело эксплуатация и обслуживание самолета в условиях завода изготовителя а совсем другое в строевой части. Так что без реального сравнения действующих массовых аппаратов все сводится к тупому сравнению заявленных характеристик и журнальных статей. Поживем увидим.
    443190
  28. elinnyGync 8 июня 2013 18:31
    Всем здравствуйте
    Модернизация Росфиннадзора будет осуществляться кадровыми минфиновцами
    Продолжаются кадровые изменения в руководстве Росфиннадзора. Они направлены на формирование команды, которая должна решить основную задачу ведомства – обеспечение необходимого контроля за использованием бюджетных средств, выделяемых на расходы государства. Эти преобразования осуществляются в соответствии с президентским посланием законодателям от декабря 2012 года, в котором Владимир Путин заявил о необходимости реформ в системе внутреннего контроля федеральных органов исполнительной власти.
    Для проведения преобразований в Росфиннадзоре было решено привлечь людей, обладающих компетентными знаниями по реализации проектов модернизации в государственном секторе. Подобный опыт успешно состоялся в Министерстве финансов – в программе по развитию Федерального казначейства. Поэтому решением министра финансов Антона Силуанова Росфиннадзор начал укрепляться его старыми коллегами - кадровыми минфиновцами. Первой главной задачей нового руководства Росфиннадзора станет осуществление коренной реформы внутри службы.
    В рамках этого процесса на пост главы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора был назначен опытнейший финансист, создававший в 90-х Федеральное казначейство, - Александр Смирнов. С 2005 года Александр Смирнов был заместителем председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, а до этого выполнял обязанности первого заместителя министра по налогам и сборам.
    На место заместителя Смирнова был назначен еще один кадровый минфиновец, профессиональный управленец Денис Бриль. С 1992 года он работал в Главном управлении федерального казначейства Минфина России, в 2005 году возглавил управление ведомственных программ Федерального казначейства, затем – управление внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности ведомства. На новой должности именно Бриль будет отвечать за развитие системы внутреннего контроля Федерального Правительства.
    elinnyGync

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня