Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 9-я

39


Российская Федерация. Истребительная авиация



Две заключительные части обзора посвящены состоянию системы ПВО России. Первоначально это была одна публикация, но, дабы не утомлять читателей большим объёмом информации, пришлось разбить её на две части. Сразу хочу предупредить: если вы «ура-патриот» и предпочитаете черпать информацию о наших вооружённых силах из официальных СМИ, то эти публикации не для вас, и вы напрасно потратите время и нервы.

Вооружённые силы Российской Федерации (ВС РФ) были созданы 7 мая 1992 года на основе бывших ВС СССР. Наша страна как правопреемник Советского Союза унаследовала большую часть техники и вооружения Советской Армии, и осталась единственной ядерной державой на постсоветском пространстве. Как известно, к 1991 году в СССР было накоплено огромное количество оружия, в полной мере это относилось и к системам ПВО. Краткие сведения о количественном и качественном составе ПВО СССР и истребительной авиации приведены в первой части обзора.

Безусловно, содержать горы оружия, доставшиеся ВС РФ, было весьма накладно, тем более что значительная часть вооружения была устаревшей и сильно изношенной, а в государстве на фоне неразберихи и утраты хозяйственно-экономических связей наблюдался обвальный спад экономики и ощущался острейший дефицит финансов. В этих условиях началось массовое сокращение частей и соединений и списание техники вооружения. В начале 90-х многим на фоне «торжества демократии» казалось, что после падения «железного занавеса» и окончания «холодной войны» исчезнут все противоречия между странами и угроза вооруженного конфликта России с США и НАТО канула в небытие. Отсутствие оценки реальных рисков, чрезмерное доверие к обещаниям «западных партнёров», недальновидность и корыстолюбие нашего высшего политического и военного руководства — всё это привело к тому, что через десять лет после обретения Россией «независимости», наш оборонный потенциал рухнул вниз в несколько раз.

В полной мере это коснулось ВВС и ПВО. В результате раздела советского наследия Россия получила около 65% личного состава и около 50% авиационной техники, РЛС и ЗРК. В середине 90-х началось массовое сокращение истребительных авиаполков, до этого охранявших наши воздушные рубежи. В первую очередь ликвидации подлежали авиаполки, летавшие на Су-15ТМ, МиГ-21«бис», МиГ-25ПД/ПДС, МиГ-23П/МЛ/МЛД. При этом техника передавалась «на хранении», а личный состав увольнялся или переводился в другие части.

Те, кто служил в вооруженных силах в 90-е, прекрасно помнят, какой ущерб был нанесён нашей обороноспособности. Как уничтожались дорогостоящие капитальные оборонные объекты, жилые городки и аэродромы. Истребители ликвидированных иап через несколько лет «хранения» под открытым небом и зачастую без охраны превращались в металлолом. Особенно обидным было то, что часть уничтоженной авиатехники была сравнительно новой и могла бы без проблем использоваться ещё 10-15 лет. Это относиться к достаточно современным по меркам 90-х годов истребителям МиГ-23МЛД. Сейчас мало кто помнит, но до появления в СССР МиГ-29 и Су-27, только истребитель третьего поколения МиГ-23МЛД мог более или менее на равных противостоять американским самолётами четвёртого поколения. В 1990 году в Войсках ПВО СССР, без учета ВВС имелось более 800 МиГ-23. Но в рамках концепции борьбы с аварийностью МО РФ отказалось от однодвигательных истребителей.



В случае модернизации БРЭО и вооружения истребители МиГ-23МЛД могли бы и сейчас успешно использоваться в качестве перехватчиков ПВО. Пилоты НАТО, которым довелось пилотировать «двадцать третий», восторженно отзывались о его разгонных характеристиках.

Конец 90-х начало 2000-х запомнился тем, что в условиях дефицита авиационного топлива большинство пилотов имели критически малый годовой налёт что, безусловно, сказалось на боеспособности ВВС в целом. В 2000-е уже при нынешнем высшем политическом руководстве, продолжилась «оптимизация» и «модернизация» вооруженных сил. Как и раньше, ликвидировались истребительные авиаполки и аэродромы. Особенно сильно это коснулось районов страны расположенных за Уралом. В качестве примера «успешной оптимизации» можно привести Дальний Восток. Так в настоящее время огромную территорию защищают три истребительных авиаполка: 865-й отдельный истребительный авиаполк (Елизово) входящий в состав авиации ТОФа на МиГ-31, 23-й иап (Дземги, Комсомольск-на-Амуре) на Су-27СМ, Су-30М2, Су-35С, 22-й иап («Центральная Угловая», в 9 км юго-западнее международного аэропорта «Владивосток») — Су-35С, Су-27СМ, Су-27УБ, МиГ-31БСМ, Су-30М2. При этом 865-й авиаполк на Камчатке таковым может считаться лишь условно, едва ли в нём наберётся полтора десятка исправных перехватчиков.

Площадь Дальнего Востока России составляет 6 169 329 км², что составляет более 36 % площади всей страны. В общей сложности на аэродромах ДФО базируется примерно 100 истребителей. Достаточно ли этого для защиты такой территории, пусть каждый решает сам.

В 2015 году Военно-воздушные силы и войска ПВО были объединены с войсками Воздушно-космической обороны и составили новый вид вооружённых сил — Воздушно-космические силы. Существующие ВВС по своей организационно-штатной структуре начали формироваться с 2008 года, когда в вооруженных силах приступили к созданию «нового облика». Тогда были сформированы командования ВВС и ПВО, подчиненные вновь созданным оперативно-стратегическим командованиям: Западному, Южному, Центральному и Восточному. В 2009-2010 годах был осуществлен переход к двухуровневой системе управления ВВС, в результате чего количество объединений было сокращено с 8 до 6, а соединения ПВО были переформированы в 11 бригад воздушно-космической обороны. Авиаполки были сведены в авиабазы общим количеством около 70, в том числе 25 авиабаз тактической (фронтовой) авиации, из которых 14 являются чисто истребительными. Стягивание самолётов нескольких зачастую разнородных авиаполков на одну авиабазу мотивировалось «оптимизацией» расходов. При этом деятелей в правительстве и в руководстве МО не волновало, что авиатехника сосредоточенная на немногочисленных авиабазах крайне уязвима для внезапного упреждающего удара, а брошенные аэродромы очень скоро становиться непригодными для использования. После скандального смещения с должности министра обороны Анатолия Сердюкова, начался частичный возврат к проверенным временем организационно-штатным структурам. Всего по состоянию на 2015 год имелось 32 истребительных аэ: 8 — МиГ-29 , 8 — МиГ-31 , 12 — Су-27, 2 — Су-30СМ и 2 — Су-35. При этом истребители МиГ-29, МиГ-31 и Су-27 представлены разными модификациями, существенно отличающимися по своим боевым возможностям.

Вообще, в ВКС РФ ситуация с истребителями, способными осуществлять перехват воздушных целей, во многом тревожная. Формально по количеству состоящих на вооружении самолётов и вертолётов ВВС России уступают только ВВС США. Согласно данным, опубликованным в журнале Flight International, в ВВС России имеется немногим более 3500 летательных аппаратов, что составляет 7% от общего количества всех существующих в мире военных самолетов и вертолётов. Согласно экспертным оценкам, на вооружении с учётом находящихся «на хранении» состоит более 700 истребителей. При этом стоит понимать, что большая часть техники «на хранении» — это машины с выработанным ресурсом, без каких-либо шансов вернуться в строй.

Когда-то МиГ-29 был самым массовым истребителем 4-го поколения в наших ВВС, но за 15 последних лет численность самолетов этого типа сократилась втрое: это объясняется как коррозией и износом планера, вынуждающими постепенно списывать эти лёгкие истребители, так и сильным лобби ОКБ «Сухого» в лице Михаила Погосяна, который проталкивал свои самолеты на вооружение наших ВВС. По данным Military Balance, в строевых полках ВВС РФ уже не осталось МиГ-29 модификации 9-12.

С начала 90-х численность тяжелых перехватчиков МиГ-31 сократилась с 400 самолетов до 130. МиГ-31 — во многом уникальный по своим возможностям перехватчик, но при этом дорогой, сложный в эксплуатации и управлении и довольно аварийный. Но, с другой стороны, МиГ-31 имеет ряд преимуществ над другими истребителями: на нём установлена мощнейшая РЛС, по характеристикам приближающаяся к тем, что стоят на самолетах ДРЛО; дальнобойные ракеты, огромная скорость полета. Самолет способен обнаруживать и перехватывать летящие на малых и сверхмалых высотах крылатые ракеты и самолеты противника. Предполагается, что модернизированный самолет получит новую РЛС «Заслон-М», способную обнаруживать цели на расстоянии до 320 км и поражать на 280 км. Полностью будет изменено прицельное оборудование и оснащение кабин. В качестве «главного калибра» модернизированный перехватчик должен получить новые дальнобойные УР Р-37.



Информация о модернизации МиГ-31 достаточно противоречивая. Официальные лица, курирующие оборонку, заявляли, что до 2020 года на предприятиях ОАО «Сокол» и ОАО «514 авиационный ремонтный завод» должно быть капитально отремонтировано и модернизировано 113 перехватчиков. В конце 2015 года число модернизированных МиГ-31, с учетом самолетов прошедших модернизацию до 2012 года, в ВВС достигло 73 единиц. В 2016 году ожидается поступление 22 модернизированных перехватчиков. По данным Минобороны, в составе ВВС планируется оставить 40 МиГ-31 в модификациях ДЗ и БС, ещё 60 МиГ-31 будет модернизировано до версии БМ. Остальные МиГ-31 планируют списать. Количество запланированных к модернизации МиГ-31 примерно соответствует числу перехватчиков находящихся на данный момент в строевых частях.

МиГ-31 является достаточно узкоспециализированной машиной предназначенной главным образом для борьбы со стратегической авиацией на дальних подступах и с крылатыми ракетами. Костяк истребителей способных выполнять задачи ПВО и завоевания превосходства в воздухе составляют Су-27 различных модификаций. В строевых частях имеется около 180 истребителей данной модели. Из них наиболее «продвинутыми» являются 47 Су-27СМ и 12 Су-27СМ3. Поставки Су-27СМ в строевые части начались после 2005 года. Самолёты модификаций Су-27СМ и Су-27СМ3 до появления Су-30СМ и Су-35С являлись наиболее совершенными истребителями завоевания превосходства в воздухе в наших ВВС.

Основными перспективными направлениями развития истребительной авиации являются поддержание и наращивание боевых возможностей за счет проведения модернизации существующих самолетов и закупки новых машин (Су 30СМ/М2, Су 35С), а также создание перспективного авиационного комплекса ПАК-ФА, испытания которого идут с 2010 года.


Су-30СМ на аэродроме Дзёмги, фото автора


Что касается Су-30, то в ВВС поставляются истребители Су-30М2, построенные на КнААЗ в Комсомольске-на-Амуре, и Су-30СМ постройки ИАЗ в Иркутске. Считается, что Су-30М2 в основном предназначен для замены подлежащих списанию «спарок» Су-27УБ, в то время как Су-30СМ оснащён более совершенным БРЭО и имеет широкую номенклатуру вооружения. В настоящее время промышленность в рамках гособоронзаказа поставила более 60 Су-30СМ и более 20 Су-30М2. В 2016 году заключён контракт на поставку 28 Су-30СМ для ВКС России. Всего к 2020 году в ВС РФ должно быть передано до 180 Су-30М2/СМ. Помимо ВВС, поставки многофункциональных Су-30СМ ведутся также в авиацию ВМФ, где они заменяют Су-24 и используются в целях обеспечения ПВО военно-морских баз.

В 2009 году копания «Сухой» заключила соглашение с Министерством обороны на поставку 48 истребителей Су-35С, срок поставки — к концу 2015 года. До 2021 года ВВС должны получить ещё 50 самолётов. В настоящее время истребители Су-35С состоят на вооружении в 22-м иап базирующемся на аэродроме «Центральная Угловая» (11 самолётов), и в 23-м иап на аэродроме «Дзёмги» (более 20 самолётов). Кроме того истребители Су-35С имеются в испытательных центрах и в центрах боевой подготовки. В феврале 2016 года было объявлено о том, что Россия перебросила на авиабазу Хмеймим в Сирии 4 истребителя Су-35С.


Су-35С на аэродроме «Дзёмги», фото автора


По своим характеристикам, кроме технологии малой заметности и АФАР, Су-35С удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолётам 5-го поколения. По мнению ряда экспертов, Су-35С до начала массовых поставок и освоения ПАК-ФА должен стать промежуточным типом, который может успешно противодействовать иностранным истребителям 5-го поколения. Однако до недавнего времени имеющиеся в строевых частях Су-35С могли вести только ближний воздушный бой, что во многом обесценивало этот, безусловно выдающийся истребитель.

Данная информация не относиться к категории «закрытой», но в провластных СМИ она не озвучивается. Всё дело в том, что «светлые головы» в правительстве заручившись поддержкой президента, решили вести производство новейших ракет воздушного боя на предприятиях «братской» Украины. В производстве перспективных УР в кооперации с российскими предприятиями должны были быть задействованы киевское НПО «Луч» и ГАХК «Артём». В итоге после известных событий на Украине российские Су-35С остались без ракет средней дальности. Для исправления этой ситуации в 2015 году потребовалось вмешательство министра обороны Сергея Шойгу. На селекторном совещании, прошедшем в мае 2015 года в новом центре управления обороной страны им было заявлено следующее, цитата:

«Основная задача на этот год — обеспечить качественное проведение испытаний вооружения данного самолета и доведение его характеристик до требований тактико-технического задания».




В конце декабря 2015 года на центральных телевизионных каналах с большой помпой было сообщено о том, что Су-35С из состава 23-го истребительного авиаполка на аэродроме «Дземги» (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край), 303-й гвардейской смешанной авиационной дивизии 11-й армии ВВС и ПВО Восточного военного округа впервые приступили к несению боевого дежурства по противовоздушной обороне. При этом в телевизионном репортаже можно было разглядеть, что на истребитель были подвешены только старые ракеты средней дальности Р-27 и ракеты ближнего боя Р-73. Понятно, что с таким вооружением вопреки требованию министра обороны Су-35С не в состоянии реализовать весь заложенный в него потенциал. Данный состав вооружения можно считать вынужденной, временной мерой. Тем более что производство последних модификаций Р-27 было тоже локализовано на Украине.

Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 9-я


Только в апреле 2016 года на телеканале «Звезда» были показаны кадры, демонстрирующие истребители Су-35С из состава 23-го истребительного авиационного полка на аэродроме «Дземги» несущие боевое дежурство с подвешенными новейшими ракетами класса "воздух — воздух" средней дальности РВВ-СД ("изделие 170-1") с активными радиолокационными головками самонаведения. Экстренное налаживание производства современных ракет в России потребовало героических усилий производственников и значительных капитальных вложений.

Другой проблемой Су-35С стала большая доля импортных комплектующих. До введения против нашей страны западных санкций это не казалось большой проблемой. Ранее с самых высоких трибун неоднократно заявлялось, что Россия является «энергетической сверхдержавой» и частью глобальной мировой экономики, и нет никакой необходимости производить всё у себя. Возможно, это утверждение справедливо в отношении ширпотреба, но в части производства современных вооружений такая политика является абсолютно ошибочной и недальновидной. В середине 2015 года в Объединенной авиастроительной корпорации отказались комментировать ситуацию, заявив: «Проблем с производством Су-35С у нас нет». В то же время источник, близкий к корпорации «Сухой», пояснил, что ряд комплектующих этого самолета не удастся заменить никогда, цитата:

«В основном там из иностранных компонентов идет всякая «рассыпуха»: арматура, крепёж, регулировочные насосики и так далее. Они копеечные, но нужно время, чтобы начать их делать здесь. Но проблема не в них, а в электронной элементной базе, которую никто даже не собирается у нас производить. Ряд микросхем мы не сможем заменить ничем, поэтому придется их закупать в готовом виде. Это опасно, потому, что они хоть и производятся в странах Азии, но разработаны в западных странах, в первую очередь в США. И никто не может гарантировать, что там нет каких-то закладок и прочей ерунды».


Забавным в этой ситуации стал факт, что, несмотря на обострившиеся отношения между странами, поставки комплектующих с Украины не прекратились и о замене украинских деталей пока речи также не идет, поскольку проблем с ними нет: украинцы продолжают поставки, хотя официально и разорвали сотрудничество с Россией. Но понятно, что параллельно с закупками за рубежом надо начинать разрабатывать и производить российские аналоги. Поскольку неизвестно как ситуация сложиться дальше, ведь в западных странах всё громче раздаются голоса о необходимости ужесточения режима санкций, а то вовсе полной международной изоляции России. Тем более что проблема с импортными комплектующими существует не только для Су-35С.

Несмотря на серьёзные объёмы поставок новых самолётов, с учётом предстоящего списания выработавших свой ресурс машин, парк истребителей в ВКС РФ в ближайшие несколько лет может сократиться до 600 единиц. В течение 5-7 лет по причине износа будет списано до 30% нынешнего списочного состава. Во многом это будет лишь оформлением уже свершившегося факта. Не секрет, что например значительная часть легких истребителей МиГ-29 находится не в лётном состоянии из-за коррозии планера.

В прошлом сокращение числа перехватчиков МиГ-31 планировалось компенсировать после начала массовых поставок ПАК ФА. В 2012 году озвучивалось, что ПАК ФА до 2020 года планируется закупить более 50 шт. Но уже сейчас ясно, что эти планы подвергнуться существенной корректировке в сторону уменьшения. Буквально несколько дней назад заместитель министра обороны Юрий Борисов на встрече с журналистами в Рыбинске (Ярославская область) заявил:

«У нас есть Су-35 (самолеты поколения 4++). У него очень хорошие возможности, которые долгое время будут востребованы. Не все выжато из этой машины. Мы будем продолжать испытания Т-50. Не исключаю, что могут быть пересмотрены первоначальные планы его закупки».


По информации, просочившейся в СМИ, военные заказали только 12 истребителей, и после ввода их в эксплуатацию определятся с тем, сколько самолетов данного типа смогут себе позволить, хотя ранее твердо рассчитывали приобрести 52 самолета. Очевидно, что это связано с финансовыми ограничениями в условиях экономического кризиса и неготовность ряда узлов, БРЭО и систем вооружения комплекса ПАК ФА.

Стоит понимать, что даже самые совершенные истребители нуждаются в наведении и координации действий. С 1989 года на вооружении состоит самолёт ДРЛО и У А-50. Он может применяться для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения командных пунктов и штабов о воздушной и надводной обстановке, применяться для управления самолётами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить воздушным командным пунктом. Самолёты ДРЛО незаменимы для своевременного обнаружения низколетящих воздушных целей на фоне земли. В составе ВКС РФ имеется 15 самолётов ДРЛО А-50, недавно их дополнили 4 модернизированных А-50У.


Самолёт ДРЛО А-50У


Первый А-50У был поставлен в 2011 году. На постоянной основе российские «летающие радары» базируются в европейской части страны. На Дальнем Востоке они появляются очень редко, только во время проведения крупных учений.

Продолжение следует…

По материалам:
http://myzarya.ru/forum1/index.php?showtopic=6074
http://inosmi.ru/nationalinterest_org/
https://www.gazeta.ru/army/2015/12/23/7987061.shtml
http://dokwar.ru/publ/voenny_vestnik/armii_mira/sravnenie_vvs_rossii_i_ssha/3-1-0-872
http://www.ausairpower.net/APA-NOTAM-081109-1.html
https://www.gazeta.ru/politics/2015/02/05_a_6400845.shtml
http://defense-update.com/features/2010/february/triumf_fielded_19022010.htm
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. avt
    +8
    25 октября 2016 15:22
    Ну как то да- очень жаль сгнившие МиГ-23и 27 на ,,хранении" , не последнюю роль сыграли сторонники двухдвигательной схемы. Ну и судьба ПАКФА реально зависла . Походу пресловутая погоня за ,,поколением 5" дала , причём и в USA, покамест эффектную, но не эффективную реально на порядок в отношении имеющимся машину. request Ну вцелом начало нормальное good вполне ,ждём продолжение .
    1. +3
      25 октября 2016 18:04
      Цитата: avt
      Ну и судьба ПАКФА реально зависла .

      ... очень интересно где ? ... помниться все идет своим чередом ... в 2018 испытания с новым двигателем ... сейчас идут испытания БРЭО и вооружения ... ну и по теме:
      Сразу хочу предупредить: если вы «ура-патриот» и предпочитаете черпать информацию о наших вооружённых силах из официальных СМИ, то эти публикации не для вас, и вы напрасно потратите время и нервы.
      ... ух как интересно ... то есть это для "избранных" ... а, не простых людей-человеков ? ... а, кто дал право делить на тех или иных ? ... и расклеивать ярлыки автору ? ... может статья в средствах массовой информации, которым является Военное обозрение пишется для читателей ? ... нет, не так ? ... а, как тогда ... наличие мнения на тот и иной счет и является правом каждого и при том неотъемлемым и возможность его высказывать в том числе в комментариях к публикации, аргументируя должным образом, а по сути повествования автора, получается кто с ним не согласен, то не прав и не думай даже читать, а уж тем паче комментировать ... о непредвзятости данной публикации уже можно судить по первым строчкам ... дальше будет больше ...
      Площадь Дальнего Востока России составляет 6 169 329 км², что составляет более 36 % площади всей страны. В общей сложности на аэродромах ДФО базируется примерно 100 истребителей. Достаточно ли этого для защиты такой территории, пусть каждый решает сам.
      ... очень интересно ... может всеж необходимо брать за единицу ВВО, то есть Восточный военный округ ? ... взять и поделить количество ЛА на площадь территории, очень мило ... со своей стороны поделю площадь на количество жителей и получу 2,2 человека на 1 квадратный километр ... а, глухую тайгу на удалении от границы на 1500 км. тоже нужно прикрыть истребительной авиацией каждый квадратный километр ? ... вопрос весьма забавный ...
      Однако до недавнего времени имеющиеся в строевых частях Су-35С могли вести только ближний воздушный бой, что во многом обесценивало этот, безусловно выдающийся истребитель.
      Данная информация не относиться к категории «закрытой», но в провластных СМИ она не озвучивается. Всё дело в том, что «светлые головы» в правительстве заручившись поддержкой президента, решили вести производство новейших ракет воздушного боя на предприятиях «братской» Украины.
      ... мда ... вот это пассаж ... а, ведомо ли автору ... что Р-27 разработки 1972-78 годов прошлого века ? ... нет не известно ? ... и принималась на вооружение в СССР 1983 -1985 годах при СССР тогда же т разворачивалось серийное производство ... о каком Российском руководстве принявшем решение производить ее на Украине идет речь ? ... в общем натягивание совы на глобус, других слов нет ...
      В середине 2015 года в Объединенной авиастроительной корпорации отказались комментировать ситуацию, заявив: «Проблем с производством Су-35С у нас нет». В то же время источник, близкий к корпорации «Сухой», пояснил, что ряд комплектующих этого самолета не удастся заменить никогда, цитата:
      ... вот очень хотелось бы увидеть ссылку на этот источник ! ... "источник, близкий к корпорации «Сухой»" - это не устраивает ... факты должны быть ! ...
      По информации, просочившейся в СМИ, военные заказали только 12 истребителей, и после ввода их в эксплуатацию определятся с тем, сколько самолетов данного типа смогут себе позволить, хотя ранее твердо рассчитывали приобрести 52 самолета. Очевидно, что это связано с финансовыми ограничениями в условиях экономического кризиса и неготовность ряда узлов, БРЭО и систем вооружения комплекса ПАК ФА.
      ... ну как же ... а, опытная эксплуатация в войсках не предусмотрена автором ... сразу надо 100500 в войска ... а, выводы о "неготовности" высосаны из пальца ... опять без каких либо фактов ... в общем весьма сырой и лишенный фактических подтверждений материал ... построенный на эмоциях и большим количеством мягко говоря отсебятины ...
      1. avt
        +2
        25 октября 2016 18:17
        Цитата: Inok10
        ... очень интересно где ? ..

        request
        Буквально несколько дней назад заместитель министра обороны Юрий Борисов на встрече с журналистами в Рыбинске (Ярославская область) заявил:

        «У нас есть Су-35 (самолеты поколения 4++). У него очень хорошие возможности, которые долгое время будут востребованы. Не все выжато из этой машины. Мы будем продолжать испытания Т-50. Не исключаю, что могут быть пересмотрены первоначальные планы его закупки».

        По информации, просочившейся в СМИ, военные заказали только 12 истребителей, и после ввода их в эксплуатацию определятся с тем, сколько самолетов данного типа смогут себе позволить, хотя ранее твердо рассчитывали приобрести 52 самолета. Очевидно, что это связано с финансовыми ограничениями в условиях экономического кризиса и неготовность ряда узлов, БРЭО и систем вооружения комплекса ПАК ФА.
        Причём ограничение то он озвучил не
        Цитата: Inok10
        . а, опытная эксплуатация в войсках не предусмотрена автором .

        А вполне себе ранее запланированный объём заказа.Так что вопросы то есть . именно о количестве в целом, а не
        Цитата: Inok10
        опытная эксплуатация в войсках

        request
        1. +1
          25 октября 2016 18:49
          Цитата: avt
          А вполне себе ранее запланированный объём заказа.

          ... пример F-35 весьма нагляден и поучителен ... по сему говорить о количестве серийных Т-50, это ставить телегу впереди лошади ... не завершены госиспытания и не пройдена опытная эксплуатация войсковая ... а, опираться в выводах на "По информации, просочившейся в СМИ" неизвестный источник с неизвестной достоверностью ... как и вывод в статье:
          Очевидно, что это связано с финансовыми ограничениями в условиях экономического кризиса и неготовность ряда узлов, БРЭО и систем вооружения комплекса ПАК ФА.
          ... пустозвонство и голословность ... в таких случаях необходимо добавить что это мнение автора персональное и не более того ...
          1. avt
            +2
            25 октября 2016 20:14
            Цитата: Inok10
            а, опираться в выводах на "По информации, просочившейся в СМИ" неизвестный источник с неизвестной достоверностью ...

            what
            Буквально несколько дней назад заместитель министра обороны Юрий Борисов на встрече с журналистами в Рыбинске (Ярославская область) заявил:

            «У нас есть Су-35 (самолеты поколения 4++). У него очень хорошие возможности, которые долгое время будут востребованы. Не все выжато из этой машины. Мы будем продолжать испытания Т-50. Не исключаю, что могут быть пересмотрены первоначальные планы его закупки».
            Ну если зам министра
            Цитата: Inok10
            неизвестный источник с неизвестной достоверностью ...

            request Опять же Вы сами упоминаете
            Цитата: Inok10
            ... пример F-35 весьма нагляден и поучителен ...
            1. +1
              25 октября 2016 22:44
              Цитата: avt
              Ну если зам министра

              ... Зубастый ... неа ... не зам министра .... зам министра:
              «У нас есть Су-35 (самолеты поколения 4++). У него очень хорошие возможности, которые долгое время будут востребованы. Не все выжато из этой машины. Мы будем продолжать испытания Т-50. Не исключаю, что могут быть пересмотрены первоначальные планы его закупки».
              ... приведено дословно ... hi
              ... а, вот из статьи вдогонку цитате зам министра:
              По информации, просочившейся в СМИ, военные заказали только 12 истребителей, и после ввода их в эксплуатацию определятся с тем, сколько самолетов данного типа смогут себе позволить, хотя ранее твердо рассчитывали приобрести 52 самолета. Очевидно, что это связано с финансовыми ограничениями в условиях экономического кризиса и неготовность ряда узлов, БРЭО и систем вооружения комплекса ПАК ФА.
              ... так, что не зам министра это сказал ... а, "домыслил" автор статьи ... по "информации просочившейся" ... данному материалу место в рубрике Мнение, а не как не в Вооружение, если он написан на основании "просочившейся информации" и "источник, близкий к корпорации «Сухой»" ... объективность и достоверность информации статьи = 0 ... hi
              1. +2
                26 октября 2016 07:45
                Цитата: Inok10
                домыслил" автор статьи ... по "информации просочившейся" ... данному материалу место в рубрике Мнение, а не как не в Вооружение, если он написан на основании "просочившейся информации"

                Открою вам тайну. Статьи в СМИ пишутся в жанре публицистика, что и предпологает рассуждения автора. Это не чертежи и не руководство по эксплуатации.
      2. +4
        26 октября 2016 09:09
        Цитата: Inok10
        ух как интересно ... то есть это для "избранных" ... а, не простых людей-человеков ?

        Ух как вас это зацепило, видимо автор попал в "больное место". lol К сожалению Серёжа в отъезде и не может принять участия в дискуссии, но уверена, его бы тоже это позабавило!

        Цитата: Inok10
        а, ведомо ли автору ... что Р-27 разработки 1972-78 годов прошлого века ? ... нет не известно ? ... и принималась на вооружение в СССР 1983 -1985 годах при СССР тогда же т разворачивалось серийное производство ... о каком Российском руководстве принявшем решение производить ее на Украине идет речь ? ... в общем натягивание совы на глобус, других слов нет ...

        Может быть вам стоило внимательней читать? fool Речь ведь идёт о совсем другой новой ракете средней дальности, подвеска старых ракет стала вынужденной мерой.
        Цитата: Inok10
        . вот очень хотелось бы увидеть ссылку на этот источник ! ... "источник, близкий к корпорации «Сухой»" - это не устраивает ... факты должны быть ! ...

        Источники приведены в конце публикации.
        Цитата: Inok10
        . ну как же ... а, опытная эксплуатация в войсках не предусмотрена автором ... сразу надо 100500 в войска ... а, выводы о "неготовности" высосаны из пальца ... опять без каких либо фактов ... в общем весьма сырой и лишенный фактических подтверждений материал ... построенный на эмоциях и большим количеством мягко говоря отсебятины .

        Вам уже неоднократно предлагали написать собственную статью, без "отсебятины". Где она?
        1. 0
          27 октября 2016 02:33
          Цитата: zyablik.olga
          Ух как вас это зацепило, видимо автор попал в "больное место".

          ... по себе не судите ... ваше "больное место" известно давно ... laughing
          Цитата: zyablik.olga
          Может быть вам стоило внимательней читать?

          ... вот уж действительно ... нужно быть внимательнее, но не мне, а Вам :
          Цитата статья:
          Тем более что производство последних модификаций Р-27 было тоже локализовано на Украине.
          ... а, где оно должно было быть ? ... если Р-27 времен СССР ... lol
          .... шах и мат ... bully
          1. Комментарий был удален.
    2. +2
      26 октября 2016 00:32
      не последнюю роль сыграли сторонники двухдвигательной схемы.
      Понятно, что два двигателя в плане живучести лучше чем один. Но во всём мире, прекрасно эксплуатируется однодвигательный и сравнительно не дорогой F-16. Который довольно не плохо справляется с задачами, не требующими "стратегического планирования", во многих странах (особенно в тех, где деньги умеют считать)
      1. +3
        26 октября 2016 09:43
        не всё так радужно по движкам, всё дело в моторесурсе, если первые РД-33 имели 350-400 часов в номинальном режиме толко сравнительно недавно доведённый до 4000 часов, к сравнению, у одногодки полосатой прайтах сотка составлял 4000 тысячи, но это ещё не всё, чрезвычайные режимы пожирают моторесурс почти в половину номинального, а истребители это самые обильные пожиратели такового, что б компенсировать этот недостаток на лёгкие истребители пришлось устанавливать два двигателя, так что если б тот же РД-33 ставить на МиГ-21, то моторесурс его едва был бы в ходе эксплуатации 50-60 часов, в этом всё и дело
        1. +2
          26 октября 2016 09:53
          Цитата: Крымский партизан 1974
          не всё так радужно по движкам, всё дело в моторесурсе, если первые РД-33 имели 350-400 часов в номинальном режиме толко сравнительно недавно доведённый до 4000 часов, к сравнению, у одногодки полосатой прайтах сотка составлял 4000 тысячи, но это ещё не всё, чрезвычайные режимы пожирают моторесурс почти в половину номинального, а истребители это самые обильные пожиратели такового, что б компенсировать этот недостаток на лёгкие истребители пришлось устанавливать два двигателя, так что если б тот же РД-33 ставить на МиГ-21, то моторесурс его едва был бы в ходе эксплуатации 50-60 часов, в этом всё и дело

          Привет, партизан! У тебя есть время в инете зависать? А как же ремонт на Мичурина?
          Что касается ресурса, у нас с есть общий знакомый, который служит на Дзёмгах. Познакомишься с ним когда приедешь. Так вот он рассказывал дикие вещи про двигатели для Су-27 которые приходили с ремонта при Сердюкове.
          1. +2
            26 октября 2016 17:50
            Привет Сергеевна. ремонт пока "стал на ремонт", сажню роем, сезон такой, ... а так, похолодало , надо протапливать Парковую, вот вечерами протапливаю, и утром тоже,
            а на счёт движек, это не секрет, и даже не сердюковщина виновата, тут много причин и все они тянутся ещё с союза, как нибудь с Серёгой обсудим что б он статью набросал, реальные люди по теме когда есть, то и ссылок не надо всяким идиотам
    3. +2
      26 октября 2016 10:42
      Спасибо автору за добросовестный труд. Побольше бы таких циклов на сайте
  2. +4
    25 октября 2016 16:10
    Площадь Дальнего Востока России составляет 6 169 329 км², что составляет более 36 % площади всей страны. В общей сложности на аэродромах ДФО базируется примерно 100 истребителей. Достаточно ли этого для защиты такой территории, пусть каждый решает сам.

    Привет! Сергей! Хуже чем ожидалось. Не статья, а состояние ПВО. Слов больше нет.
    1. +3
      25 октября 2016 16:42
      Цитата: амурец
      Не статья, а состояние ПВО.

      Анализ замечательный, статья читается на одном дыхании. И, да не всё так прекрасно, как нам рисуют СМИ.
    2. +3
      26 октября 2016 14:36
      Цитата: амурец
      Привет! Сергей! Хуже чем ожидалось. Не статья, а состояние ПВО. Слов больше нет.

      Николай, здравствуйте! Серёжа отзывался о вас как о бывшем сослуживце и очень компетентном специалисте. К сожалению его отправили в командировку, вернётся наверное только к выходным. Как он и предполагал со стороны упоротых урялок много грязи. А ведь ещё вторая часть не вышла, про ЗРК.
  3. +1
    25 октября 2016 16:19
    Тем более что производство последних модификаций Р-27 было тоже локализовано на Украине.

    А разве их не КТРВ (точнее, «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел» им. И.И.Торопова») делает?
    http://vympelmkb.com/category/products/rvozduh-vo
    zduh/

    А вешают Р-27 потому что их не жалко. ЕМНИП, у РВВ есть ограничение по количеству взлётов-посадок.
    1. +2
      26 октября 2016 14:49
      Цитата: Alexey RA
      А разве их не КТРВ (точнее, «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел» им. И.И.Торопова») делает?
      http://vympelmkb.com/category/products/rvozduh-vo
      zduh/

      В большинстве источников указано (например здесь: http://militaryrussia.ru/blog/topic-103.html) Что, на протяжении 2001 – 2011 годов серийное производство Р-27 велось на ГАХК "Артем" (Киев) при участии разработчика ГосМКБ «Вымпел» .
  4. +3
    25 октября 2016 17:22
    Но в рамках концепции борьбы с аварийностью МО РФ отказалось от однодвигательных истребителей

    Это был только повод... Настоящая причина - не было денег на содержание даже более ценных и современных самолетов. Ну и конечно, пресловутая "разруха в головах". 23-е и 27-е можно было бы продать в начале 90-х, было бы желание и нормальное руководство, и не только в Минобороны....
  5. +2
    25 октября 2016 17:30
    Дела конечно не радужные и проблемы есть,но при желании властей,в России можно сделать ВСЕ. Что то самим,что то просто украсть и скопировать .Ведь скопировали же даже США,нашлемную систему целеуказания,разработанную в СССР.
  6. +1
    25 октября 2016 17:45
    В 2009-2010 годах был осуществлен переход к двухуровневой системе управления ВВС, в результате чего количество объединений было сокращено с 8 до 6, а соединения ПВО были переформированы в 11 бригад воздушно-космической обороны. Авиаполки были сведены в авиабазы общим количеством около 70, в том числе 25 авиабаз тактической (фронтовой) авиации, из которых 14 являются чисто истребительными. Стягивание самолётов нескольких зачастую разнородных авиаполков на одну авиабазу мотивировалось «оптимизацией» расходов. При этом деятелей в правительстве и в руководстве МО не волновало, что авиатехника сосредоточенная на немногочисленных авиабазах крайне уязвима для внезапного упреждающего удара, а брошенные аэродромы очень скоро становиться непригодными для использования.

    Есть и другой взгляд на эти же события: после стягивания нескольких полков на один аэродром внезапно выяснялось, что эти самые полки реально могут выставить порядка одной эскадрильи. И на старом месте они по причине некомплекта л/с (особенно в ТЭЧ) тихо-мирно умирали. Именно после объединения таких вот "бумажных" полков и получались потом новые полки крышесносного состава - одна эскадрилья на МиГ-31 и МиГ-31БМ, другая - на Су-35, третья - на Су-27СМ и Су-30М2 (это не выдумка, а реальный состав одного из иап).
    И, кстати, площадки рассредоточения у сердюковских авиабаз были предусмотрены (авиационные комендатуры).
    1. +4
      26 октября 2016 09:33
      Цитата: Alexey RA
      И, кстати, площадки рассредоточения у сердюковских авиабаз были предусмотрены (авиационные комендатуры).

      А толку? Видели мы эти комендатуры и аэродромы. Перед глазами пример Периясловки под Хабаровском. После вывода оттуда Су-24 в Хурбу, аэродром превратился в руины. И таких примеров масса, так, что рассредотачивать просто некуда.
      Цитата: Alexey RA
      Именно после объединения таких вот "бумажных" полков и получались потом новые полки крышесносного состава - одна эскадрилья на МиГ-31 и МиГ-31БМ, другая - на Су-35, третья - на Су-27СМ и Су-30М2 (это не выдумка, а реальный состав одного из иап).
      Наверное это 22-й полк под Владивостоком?
      1. +2
        26 октября 2016 10:35
        Цитата: zyablik.olga
        Наверное это 22-й полк под Владивостоком?

        Он самый. Меня ещё при обсуждении поступления Су-35 в этот полк (на bmpd) убил его состав - лебедь, рак и щука. Только МиГ-29 не хватает для полного счастья.
  7. +1
    25 октября 2016 20:30
    украинцы продолжают поставки, хотя официально и разорвали сотрудничество с Россией.

    В отличие от западных микросхем, на Украине не производится вообще ничего такого, чего не может производить Россия. Другое дело, что это не хотят никто производить, т.к. полно мелкой рассыпухи, технически относительно сложной, но морально устаревшей и требующийся в малых количествах. В таком случае затраты на освоение всего этого вообще никогда не окупятся.
  8. +3
    25 октября 2016 21:40
    Отличная статья! Собственно, как вся серия. Вот с чем можно поспорить так это с необходимостью покрытия истребителями всей территории ДВ. У России не та плотность населения чтобы голую территорию защищать, но в этом вопросе я дилетант, так что могу быть неправ.
    1. +3
      26 октября 2016 00:37
      У России не та плотность населения чтобы голую территорию защищать
      В данном случае не важно голая или нет. Территория суверенного государства всегда должна быть защищена, даже если это голая ледяная пустыня. Это признак сильной державы.
      1. +6
        26 октября 2016 09:52
        Цитата: Orionvit
        В данном случае не важно голая или нет. Территория суверенного государства всегда должна быть защищена, даже если это голая ледяная пустыня. Это признак сильной державы.

        Это реально проблема для России. Дисбаланс между населением экономикой и территорией очень не стандартные, не типичные для других стран мира. Это к вопросу о том, можем ли мы жить "как у них". Нет, не можем. Просторы России надо защищать, а просторы эти огромны. В результате на одного жителя РФ нам нужно больше солдат и вообще силовиков, чем в компактной Германии или даже США или Канаде. Если бы нас было как китайцев... В итоге мы имеем чрезмерную нагрузку на каждого жителя и на экономику. На один кв.километр территории у нас самое низкое количество военных, но на одного жителя у нас военных очень много - больше только в Израиле, КНДР и еще нескольких странах. И это реальный тормоз нашего развития, но без этого - никуда. Не защищая свою землю мы не выживем. Нашим бы правителям лучше было бы подумать как извлечь пользу для экономики из такой повышенной милитаризации. Как обратить этот недостаток - в достоинство? А ведь это возможно. Та же ПВО - контроль воздушного пространства нужны? Нужны! Дак отадйте все управление воздушным движением в руки военных, не тратьте деньги на параллельные гражданские структуры занятые теми же задачами.
    2. +2
      26 октября 2016 09:37
      Цитата: Lapkonium
      Отличная статья! Собственно, как вся серия. Вот с чем можно поспорить так это с необходимостью покрытия истребителями всей территории ДВ. У России не та плотность населения чтобы голую территорию защищать, но в этом вопросе я дилетант, так что могу быть неправ.

      А вы поинтересуйтесь какое прикрытие у Хабаровска, Благовещенска, Николаевска, Советской Гавани, порта Ванино и Южно-Сахалинска. Это крупнейшие населённые пункты Дальнего Востока. Или их прикрывать не надо? И ещё задайтесь вопросом кто был верховным главнокомандующим, когда ликвидировались аэродромы с истребителями в окрестностях этих городов.
      1. +3
        26 октября 2016 12:16
        Цитата: zyablik.olga
        А вы поинтересуйтесь какое прикрытие у Хабаровска, Благовещенска, Николаевска, Советской Гавани, порта Ванино и Южно-Сахалинска. Это крупнейшие населённые пункты Дальнего Востока.

        Лучше не надо! Наводнение 2013 года в Низовьях Амура показало, что будет, если разрушаться Зейская и Бурейская ГЭС. А они ни чем не прикрываются. Попадание в плотины вызовет техногенную катастрофу. Снесёт Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск. Уже в 1970 году ПВО Комсомольска было мощнее, чем сейчас на всём ДВ. Кому интересно: поищите состав 11-ой Отдельной Армии ПВО. Она защищала Дальний Восток.
  9. +4
    25 октября 2016 22:55
    Статье +. Объективные данные без "шапкозакидательства". Некоторые вопросы, затронутые в статье безусловно требуют обсуждения и об этом говорили предыдущие комментаторы. Что ж, автор имеет право на собственную точку зрения. У кого то она другая. Но то, что наша "оборонка" весьма уверенно буксует практически по всем направлениям становится уже очевидным даже самым упоротым "уря-патриотам". Очень обидно, что весь этот колоссальный труд всей огромной страны по созданию достойных вооруженных сил мы успешно прокакали за 20 лет бездарного существования и предательского руководства. Теперь спохватились, но как бы поздно не было. 20 лет готовили в ВУЗах юристов и экономистов, а теперь сетуем, что инженеров нет. А ведь их вырастить и воспитать надо. На это десятилетия уходят. Да и сейчас ситуация не намного лучше. Все это импортозамещение хваленое существует только в виртуальной реальности - в головах нашего руководства и на экранах ТВ. В действительности в науке и технике все гораздо хуже нежели нам представляется. Ну и толку с того, что какой-то завод (например судостроительный) работает в 3 смены, как нам привыкли тут тыкать в лицо. Толку с него, если он выпускает моторные лодки и буксиры. Была бы международная обстановка поспокойнее уже давно пора бы всю эту "кодлу" разогнать, да сменить социально-экономический строй. Но сейчас нельзя. А то вдруг придется еще и Родину защищать. Да еще и голыми руками. Будем потерпеть.
    1. +3
      26 октября 2016 00:40
      20 лет готовили в ВУЗах юристов и экономистов, а теперь сетуем, что инженеров нет.
      Пока не всё потеряно, так как инженерная школа ещё осталась. При наличии государственной воли, всё можно поправить. Но если ещё годков 7-10 ничего не делать, вот тогда действительно придётся начинать с нуля.
  10. 0
    26 октября 2016 11:10
    Р-37 разве ещё производят? Думал, уже списывают потихоньку, а тут перспективная к МиГу.
    1. +4
      26 октября 2016 14:30
      Цитата: Лесной
      Р-37 разве ещё производят? Думал, уже списывают потихоньку, а тут перспективная к МиГу.

      Ради интереса забила в "поисковик" - Ракета Р-37. Вот что пишут про неё на сайте "Ракетная техника": МиГ-31БМ оснащаются новой системой управления вооружением и радиолокационной станцией, которые позволят обнаруживать и одновременно сопровождать до десяти воздушных целей на дальности 320 километров. Серийное производство ракеты Р-37 ( РВВ-БД) началось в 2014г. Так что автор не ошибся.
      Вы наверное с ракетой Р-33 перепутали?
      1. +2
        26 октября 2016 21:24
        Вполне. Благодарю за уточнение!
    2. 0
      26 октября 2016 16:10
      Правильнее сказать -уже производят ? Производство ракет Р-33 (изд.410) было налажено на Долгопрудненском заводе (ДМЗ) ,ее модернизацию Р-33С -в Тушино (изд.520) . А вот кто делает Р-37 -непонятно ,кроме общих слов о 2014 годе ничего нет
      1. +3
        26 октября 2016 22:32
        А вот кто делает Р-37 -непонятно

        как непонятно? люди, которые проживают на одной шестой части суши, и ещё много чего делают, и ночью тоже делают повышая ,кроме защитных технических устройств и аппаратов, демографию
  11. 0
    1 ноября 2016 15:54
    Цитата: Orionvit
    не последнюю роль сыграли сторонники двухдвигательной схемы.
    Понятно, что два двигателя в плане живучести лучше чем один. Но во всём мире, прекрасно эксплуатируется однодвигательный и сравнительно не дорогой F-16. Который довольно не плохо справляется с задачами, не требующими "стратегического планирования", во многих странах (особенно в тех, где деньги умеют считать)

    "Грач" тоже сравнительно не дорогой, а скольких летунов домой вернул на 1 двигателе!
    1. +2
      2 ноября 2016 02:37
      Цитата: Dwarfik
      "Грач" тоже сравнительно не дорогой, а скольких летунов домой вернул на 1 двигателе!

      В статье речь идёт о истребителях ПВО, при чём здесь "Грачь"? what