Military Review

Anglo-Transvaal war in the illustrations of the magazine "Niva"

18
As a child, I was very lucky, as I now understand, in that I was born in a large old house built in 1882 of the year, and I had an enormous shed with him, and there was nothing in them. Old textbooks storiesTied in neat tutus, Ogonyok and Tekhnika-youthnoy 1943 magazines of the year, behind the boards in the shed, I found a bayonet for the Rifle 1874 Gra, my grandfather hung a Winchester mod under a rain coat. 1895. In a word, for a boy it was a treasure chest. There were some very ancient things: the Matador kerosene lamps with caps of the work in the style of Bernard Palissi, the “Bible in pictures of Gustav Dore” and a lot of files of the Niva magazine. I learned to draw from these publications, but ... not always successfully! He painted the battle of Dora, and the book once, and disappeared somewhere. “Where is the book?” And they answer me that they have handed it over to “Second-hand Bookseller”, because “as you draw from it, you will explain to the guys what they have painted, they will tell them at home, and ... people will say:“ The Bible is read in the Taratyn family! And we have a family of communists! ”Arguments my forces did not have, but then I could draw as much as I wanted from“ Niva ”. However, having become older, I also became stupid at the same time, and also all these thick volumes were handed over to the "Bookseller", although from childhood I was convinced that I would be a historian "like a mother."



This is what the British soldiers of the territorial troops of South Africa looked like before the outbreak of the war. As you can see their uniforms largely corresponded to the theater. That is, this form was in Africa. But in 1899, many British soldiers looked like this.

I would not pass, I could now not go anywhere, but I would stay at home and without any problems I would take a photo from there and read the most interesting articles and reviews. By the way, it was in “Niva” in 1898 for the first time the novel “Resurrection” by L. Tolstoy, and then “The Island of Dr. Moreau” by G. Wells, and I read it all at a very early age.


Surprisingly, during the war, the British actively used the local population of Blacks-Bechuans, Kaffirs and Zuluz against the Boers. But the Boers of the Negroes, for some reason, could not use or did not wish against the English. One of the explanations is this: the freedom-loving Boers were already painfully cruelly exploiting the local Aborigines, so much so that they perceived the British ... as a lesser evil!

My favorite topic in the 1899 magazine of the year was the Anglo-Boer War, the knowledge to which I learned from the novel by Louis Bussenard “Captain Sorvi-golov”. Oh-oh, for a while it was my favorite book, and here we also added live photos and graphics from there. True, the text did not write exactly what was in the novel, but in principle ... the information was not that different. But what were the illustrations there. And so many, many years have passed, I read “VO” and write it myself, and suddenly I meet here about the Anglo-Boer War. But one thing is to read the "rehash" of dozens of authors and quite another - fresh reports with "yatyami", "fit" and other delights of pre-revolutionary grammar. But the main thing, of course, is the image. Therefore, it turned out to be a free day, went to the local museum and filmed “pictures” in two years - 1899 and 1900. For 1901, the magazine is missing, and 1902 was a year “busy” by museum staff. But somehow the queue will come to him too. So, let's watch the Boer War in the way that readers of the all-Russian popular and accessible magazine Niva looked at it. By the way, it was then called “Anglo-Transvaal”, after the name of the Transvaal Republic.


Transportation drills guns. Interestingly, the presence of gold mines and diamond mines allowed the drills to acquire first-class weapons at that time: Mauser rifles in Germany, Le Creusot guns in France, so it is not surprising that the British turned out to be very difficult.


Check out the British from Johannesburg. With the beginning of the war, the Boers besieged a number of English cities. Therefore, from the Cape colony began the general flight of the British.


“Fight of the Boers with the British Train”. The British "entered the battle" into the battle at the very beginning of the war.


"The attack of the Boers on the English convoy." I couldn’t draw horses in my childhood and redrawn this picture many times, replacing horsemen with Indians and cowboys - all depending on what movie was in the theaters. "Sons of the Big Bear" - and these were Indians. "The faithful hand is a friend of the Indians" - cowboys bandits.


"Transportation of horses by sea from the metropolis to Africa." Horses are very sorry, is not it?


"Killed a nigger, nigger killed, killed a Negro ..." However, in the signature of another magazine - "Boer patrol kills the messenger Kafra in the service of the English army." Why not the other way around?


"The prayers of the Boers before the battle." Fig. E. Zimmer. It should be noted here that the photos at that time were printed with great difficulty in the magazine. They were retouched several times. Therefore, sometimes it was easier to print a drawing made as a photo. The piety of the Boers was also emphasized by Louis Bussenar.


"Boers bury the dead British." Very good photo or picture from the point of view of the PR. That, they say, what they are, these boers, are good. And indeed, many people felt sympathy for them in Russia.


Boers dragging the Long Tom cannon up the hill. Again, Bussenar has about this gun. And what was she like? The 155-mm cannon of the company Le-Creusot, with its high power, is something like the Russian 152-mm cannon 1877 of the year, but even more powerful. So is it any wonder that the British wanted to destroy this instrument with all their might?


“Transportation of guns by bulls. According to fig. from nature. Interestingly, in Africa, our journalists worked and ... drew from life, and messages were sent from Natal by telegraph. And no one bothered them!


"Bur on horseback fully armed." Another my favorite drawing from Niva. And by whom only he had not visited me - an Indian, and a knight, and a musketeer. But note that in his hands is not a “Mauser”, but the English “Martini-Henry” rifle, rather old, single-shot, and under the lead bullet of the Boxer cartridge in paper wrapper.


"Reconnaissance of the British in the area of ​​the river Modder." But about this Bussenar did not write that the British used the latest advances in technology and, for example, corrected the fire of their guns by telegraph from a balloon.


This “picture” managed to keep the original signature, but in this case the content itself is more important. Children bring ammo to borax! For that time, it was just an incredible level of heroism.


And here it is written, about how our volunteers formed the Red Cross Hospital and together with the nurses went to Africa. No, after all, our women are the true heroines. Go to hell knows where to look after the devil knows who and ... why by and large, in a strange feast to take a hangover? But ... let's go! They considered it their duty! “Your lot is a white burden, but this is not a throne, but work. Oiled clothes and pain and itching! "


General Cronier is the “evil genius” of his fatherland. Well, French Colonel Willebois-Murray said to him: "The British will surround you." And he said to him: “I was a general, when you hadn’t even learned to ride a horse!” Here God punished him for his conceit!


"The troops of General Cronje surrender to the British"


Dum-dum bullets. Everything seems to be understandable, but ... the British shot from Lee-Metford rifles - the shop and the shutter of the system of James Lee, and cutting in the barrel of William Metford. The Lee-Metford rifles had shell bullets and did not turn around when they hit the target. Louis Bussenar writes about the same thing, calling his modern bullets humane. Dum-dum bullets are bullets from old Martini-Henry rifles. In the linear parts of them there were no, but they were part of the Indian sepoys and parts of the colonial volunteers. But, again, as an example of PR, this is excellent information. The experts knew the truth, and the dum-dum was presented to the general public. Moreover, the bullets of the Russian rifle Berdan №2 - also ... "dum-dum". Any cylindrical lead bullet when hit the target unfolds in this way! When the “Berdankas” were taken from the warehouses in World War I, the Germans also raised a hype in the press: “Russians are shooting at forbidden bullets”. That's just at one time such bullets for some reason did not bother anyone.


And this is how our royal family looked at the turn of the century. Then it seemed to them that everything would be fine. They did not know their fate ...
Author:
18 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. V.ic
    V.ic 27 October 2016 07: 00 New
    +10
    Here for this article, I plus you without any nit-picking! This is not archeology (to which I have an indirect relationship), but, indeed, the reflection of events that took place in the history of events ... Thank you, the topic is very interesting!
    "Transvaal, Transvaal, my country,
    And you are all on fire!
    Under a tree
    Thoughtfully the drill sat.
    .................................
    I have ten sons
    Three are already alive
    And they fight for freedom
    Six young rest "
    ......................................
    1. dumpy15
      dumpy15 27 October 2016 10: 08 New
      +5
      These Boer militias have successfully resisted the British army for 2 years:


  2. parusnik
    parusnik 27 October 2016 07: 32 New
    +9
    the knowledge to which I gathered from Louis Bussenard’s novel “Captain Tear-Off Head”.
    ... For this book, we lined up in the library .. Tracked who it was on hand .. Thank you for the article ..
  3. Volga Cossack
    Volga Cossack 27 October 2016 07: 41 New
    +7
    Captain Sorvi - Head - Favorite Book of Childhood - for the first time from it, I learned that the Russian Volunteers fought on the side of the Boers, though there is a line of everything. Special thanks for the illustration.
  4. igordok
    igordok 27 October 2016 07: 58 New
    +6
    It would seem that a small Anglo-Boer War, but became the ancestor (officially): concentration camps, khaki. As well as the widespread use of armored trains, bullets "doom-doom."
    1. The comment was deleted.
    2. Dym71
      Dym71 27 October 2016 11: 11 New
      +12
      Quote: igordok
      It would seem that a small Anglo-Boer War, but became the ancestor (officially): concentration camps, khaki. As well as the widespread use of armored trains, bullets "doom-doom."

      Your list can be supplemented:
      Concentration camps and the massive use of barbed wire, scorched earth tactics;
      Khaki, as well as trenches, machine-gun nests, offensive "chain", the use of terrain for both defense and attack;
      Armored trains and the total superiority of multi-loaded rifles, machine guns, artillery with breech loading;
      The canonical rule on the advantage of defense over attack, expressed by the ratio of losses (1: 4 in favor of the defending Boers);
      The sniper war caused a sign prohibiting three of them from lighting one match: the drill noticed the first flash, the second aimed, and the third;
      The last “white man war”, where the indigenous troops were forbidden to take direct part in hostilities, as they could kill or injure the white master;

      And another interesting fact: the first historian of the Boer War was Arthur Conan Doyle, who served as a military doctor in the imperial forces, as did his imperishable character Dr. Watson, a friend, assistant and biographer of Sherlock Holmes.
      1. voyaka uh
        voyaka uh 27 October 2016 11: 22 New
        +3
        And here is our good friend -
        Winston Churchill in the Boer War.
        Was captured, escaped


      2. vladimirw
        vladimirw 27 October 2016 12: 20 New
        +1
        very interesting, thank you
      3. vladimirw
        vladimirw 27 October 2016 12: 22 New
        +1
        Thank you, I read these comments with interest. It is a pity that in 1904 it was not used in the Russian army
  5. Mikado
    Mikado 27 October 2016 08: 53 New
    +3
    Good quality article from the author! You will plunge into that era, including, and how the war was perceived in Russia!
  6. voyaka uh
    voyaka uh 27 October 2016 10: 56 New
    +2
    Excellent article.
    I also loved as a child, "Captain Tear Off-Head." And there was also "Peter Maritz - a drill from Transvaal."
    It's funny that I happened to visit these places. He was on a business trip to Johannesburg.
    Traveled to Pretoria. But time was not at the museums, to my great regret. But I managed to admire nature.
    The climate there is perfect: beauty, steppes, all year round neither cold nor hot.
  7. voyaka uh
    voyaka uh 27 October 2016 11: 01 New
    +5
    To illustrate.
    English rifle Lee Metford
  8. voyaka uh
    voyaka uh 27 October 2016 11: 05 New
    +5
    But the Boers fought with such Mauser rifles
    ("Afrikaner", descendants of immigrants from Holland)
  9. voyaka uh
    voyaka uh 27 October 2016 11: 16 New
    +6
    And here, probably, the first Maxims looked like,
    by which the British ultimately
    broke the war and managed to defeat the Boers.
    In the photo (figure)) Maxim of the Swiss army.

  10. vladimirw
    vladimirw 27 October 2016 12: 18 New
    +1
    thanks, interesting
  11. Altona
    Altona 28 October 2016 18: 35 New
    +1
    As if partly written about me. I don’t even know how to comment.
    1. Altona
      Altona 29 October 2016 06: 49 New
      0
      Please also scan lithographs from old magazines and put them out.
      1. kalibr
        29 October 2016 07: 38 New
        +1
        I promise that this will be done, but it is very difficult, it requires a lot of free time, which I have not enough and a number of “attendant circumstances” (I came and the department is closed!).

Англо-трансваальская война в иллюстрациях журнала «Нива»

В детстве мне очень повезло, как я это теперь понимаю, в том, что родился я в большом старинном доме постройки 1882 года, и был при нем огромный сам, много всяких сараев, а в них чего только не было. Старые учебники истории, связанные в аккуратные пачки, журналы «Огонек» и «Техника-молодежи» 1943 года, за досками в сарае отыскался штык-тесак к винтовке «Гра» 1874 г., у деда под дождевиком висел «Винчестер» мод. 1895 г. Словом, для мальчишки это была сокровищница. Были и совсем древние вещи: керосиновые лампы фирма «Матадор» с колпаками работы в стиле Бернара Палисси, «Библия в картинках Густава Доре» и множество подшивок журнала «Нива». С этих-то изданий я и учился рисовать, но… не всегда удачно! Нарисовал битву из Доре, а книга — раз, и куда-то исчезла. «Где книга?» А мне отвечают, что сдали ее в «Букинист», потому «как ты вот из нее рисуешь, будешь ребятам пояснять, что нарисовал, они дома расскажут, а… люди скажут: «В семье у Таратыновых библию читают! А у нас семья коммунистов!» Доводы мои силы не возымели, но зато уж из «Нивы» я рисовать мог сколько угодно. Однако, став постарше, я заодно стал и глупее, и тоже все эти толстые тома сдал в «Букинист», хотя с детства был убежден, что буду историком, «как мама».

Англо-трансваальская война в иллюстрациях журнала «Нива»

Вот так выглядели британские солдаты территориальных войск Южной Африки до начала войны. Как видите их униформа в значительной степени соответствовала ТВД. То есть форма такая в Африке была. Но в 1899 году многие британские солдаты выглядели вот так.

Не сдал бы, мог бы сейчас никуда не ходить, а сидел бы дома и без проблем переснимал фото оттуда и читал интереснейшие статьи и обзоры. Кстати, именно в «Ниве» в 1898 году вышел впервые роман «Воскресение» Л. Толстого, а затем «Остров доктора Моро» Г. Уэллса, и я все это прочитал в очень раннем возрасте.


Англо-трансваальская война в иллюстрациях журнала «Нива»

Удивительно, но англичане в годы войны активно использовали местное население негров-бечуанов, кафров и зулузов против буров. А вот буры негров, почему-то против англичан использовать не могли или не пожелали. Одно из объяснений таково: уж больно свободолюбивые буры жестоко эксплуатировали местных аборигенов, настолько, что англичан они воспринимали… как меньшее зло!

Любимой моей темой в журнале 1899 года была англо-бурская война, знания к которой я почерпнул из романа Луи Буссенара «Капитан Сорви-голова». О-о-о, какое-то время это была моя любимая книга, а тут к ней добавились еще и живые фото и графика «оттуда». Правда, в тексте писалось не совсем то, что в романе, но в принципе… не так уж и сильно информация различалась. Но зато какие там были иллюстрации. И вот прошло много-много лет, я читаю «ВО» и сам пишу на него, и вдруг встречаю здесь материал про англо-бурскую войну. Но одно дело читать «перепевы» десятков авторов и совсем другое — свежие репортажи с «ятями», «фитой» и прочими изысками дореволюционной грамматики. Но главное, конечно, изображения. Поэтому как выдался свободный день, пошел в местный музей и отснял «картинки» за два года — 1899 и 1900. За 1901 год журнал отсутствует, а 1902 год был «занят» работниками музея. Но до него как-нибудь очередь тоже дойдет. Итак, давайте смотреть англо-бурскую войну так, как на нее смотрели читатели общероссийского популярного и доступного журнала «Нива». Кстати, называлась она тогда «англо-трансваальская», по названию республики Трансвааль.

Англо-трансваальская война в иллюстрациях журнала «Нива»

Перевозка бурами пушек. Интересно, что наличие золотоносных рудников и алмазных копей позволило бурам приобретать первоклассное по тому времени вооружение: винтовки Маузера в Германии, пушки Ле-Крезо во Франции, так что неудивительно, что справится с ними англичанам оказалось очень сложно.

Англо-трансваальская война в иллюстрациях журнала «Нива»

Отъезд англичан из Йоханнесбурга. С началом войны буры осадили ряд английских городов. Поэтому из Капской колонии началось повальное бегство англичан.

Англо-трансваальская война в иллюстрациях журнала «Нива»

«Бой буров с блиндированным поездом англичан». «Блиндированные поезда» англичане ввели в бой уже в самом начале войны.

Англо-трансваальская война в иллюстрациях журнала «Нива»

«Нападение буров на английский обоз». Коней я в детстве рисовать не умел и много раз перерисовывал эту картинку, заменяя всадников и индейцами и ковбоями — все в зависимости от того, какой в кинотеатрах шел фильм. «Сыновья Большой Медведицы» — и это были индейцы. «Верная рука друг индейцев» — ковбои-бандиты.

Англо-трансваальская война в иллюстрациях журнала «Нива»

«Перевозка лошадей морем из метрополии в Африку». Лошадей очень жалко, не так ли?

Англо-трансваальская война в иллюстрациях журнала «Нива»

«Убили негра, убили негра, убили негра…» Впрочем, в журнале подпись другая — «Бурский патруль убивает гонца-кафра на службе английской армии». Почему не наоборот?

Англо-трансваальская война в иллюстрациях журнала «Нива»

«Молитва буров перед боем». Рис. Э. Циммера. Здесь надо отметить, что фотографии в то время в журнале печатались с огромным трудом. Их ретушировали по нескольку раз. Поэтому иной раз было проще напечатать рисунок, сделанный как фотография. Набожность буров подчеркивал и Луи Буссенар.

Англо-трансваальская война в иллюстрациях журнала «Нива»

«Буры хоронят убитых англичан». Очень хорошее фото или рисунок с точки зрения ПР. Вот, мол, какие они, эти буры, хорошие. И действительно, симпатии к ним в России испытывали очень многие.

Англо-трансваальская война в иллюстрациях журнала «Нива»

Буры затаскивают на гору пушку «Длинный Том». Опять-таки, у Буссенара есть об этой пушке. А что она собой представляла? 155-мм орудие фирмы Ле-Крезо, причем большой мощности, что-то вроде русской 152-мм пушки 1877 года, но еще мощнее. Так что надо ли удивляться, что англичане хотели всеми силами это орудие уничтожить.

Англо-трансваальская война в иллюстрациях журнала «Нива»

«Перевозка пушек быками. По рис. с натуры. Интересно, что в Африке работали наши журналисты и… рисовали с натуры, а сообщения посылали из Наталя по телеграфу. И никто им не мешал!

Англо-трансваальская война в иллюстрациях журнала «Нива»

«Бур на коне в полном вооружении». Еще один мой любимый рисунок из «Нивы». И кем только он у меня не побывал — и индейцем, и рыцарем, и мушкетером. Но обратите внимание, что в руках у него не «маузер», а английская винтовка «Мартини-Генри», порядком старая, однозарядная и под свинцовую пулю патрона Боксера в бумажной обертке.

Англо-трансваальская война в иллюстрациях журнала «Нива»

«Рекогносцировка англичан в районе реки Моддер». А вот об этом Буссенар не писал, что англичане использовали последние достижения техники и, например, корректировали огонь своих орудий по телеграфу с воздушного шара.

Англо-трансваальская война в иллюстрациях журнала «Нива»

У этой «картинки» удалось сохранить оригинальную подпись, но в данном случае само содержание важнее. Дети подносят бурам патроны! Для того времени это был просто немыслимый уровень героизма.

Англо-трансваальская война в иллюстрациях журнала «Нива»

А вот здесь написано, о том, как наши добровольцы сформировали госпиталь Красного Креста и вместе с медсестрами поехали в Африку. Нет, все-таки наши женщины — это истинные героини. Ехать черт знает куда, ухаживать черт знает за кем и… зачем по большому счету, в чужом пиру принимать похмелье? Но… поехали! Посчитали своим долгом! «Твой жребий — бремя белых, но это не трон, а труд. Промасленная одежда и ломота и зуд!»

Англо-трансваальская война в иллюстрациях журнала «Нива»

Генерал Кронье — «злой гений» своего отечества. Ну говорил же ему французский полковник Виллебуа-Маррей: «Окружат вас англичане». А тот ему: «Я был генералом, когда вы еще верхом не научились ездить!» Вот Бог его за самомнение наказал!

Англо-трансваальская война в иллюстрациях журнала «Нива»

«Войска генерала Кронье сдаются англичанам»

Англо-трансваальская война в иллюстрациях журнала «Нива»

Пули дум-дум. Все вроде бы понятно, но… англичане стреляли из винтовок «Ли-Метфорд» — магазин и затвор системы Джеймса Ли, а нарезка в стволе Уильяма Метфорда. У винтовок «Ли-Метфорд» пули были оболочечные и не разворачивались при попадании в цель. О том же пишет и Луи Буссенар, называя современные ему пули гуманными. Пули «дум-дум» — это пули старых винтовок Мартини-Генри. В линейных частях их уже не было, но их имели части индийских сипаев и части колониальных добровольцев. Но, опять же, как пример ПР, это отличная информация. Правду знали специалисты, а широкой общественности преподносился «дум-дум». Более того, и пули русской винтовки Бердана №2 — тоже… «дум-дум». Любая цилиндрическая свинцовая пуля при попадании в цель разворачивается таким вот образом! Когда в Первую мировую войну со складов были взяты «берданки», немцы тоже подняли шумиху в печати: «Русские стреляют запрещенными пулями». Вот только в свое время такие пули никого почему-то не смущали.

Англо-трансваальская война в иллюстрациях журнала «Нива»

А вот так выглядела наша царская семья на рубеже веков. Тогда им казалось, что все будет хорошо. Своей судьбы они не знали…
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. V.ic 27 октября 2016 07:00
    Вот за ЭТУ статью плюсую Вам и без всяческих придирок! Это не археология (к которой имею опосредствованное отношение), но, действительно, отображение имевших место в истории событий... Спасибо, тема весьма интересная!
    "Трансвааль, Трансвааль, страна моя,
    И ты вся горишь в огне!
    Под деревом развесистым
    Задумчив бур сидел.
    .................................
    Сынов всех десять у меня
    Троих уж нет в живых,
    А за свободу борятся
    Шесть юных остальных"
    ......................................
    1. dumpy15 27 октября 2016 10:08
      Вот такие ополченцы-буры успешно сопротивлялись британской армии на протяжении 2 лет:


  2. parusnik 27 октября 2016 07:32
    знания к которой я почерпнул из романа Луи Буссенара «Капитан Сорви-голова».
    ...За этой книгой, мы в очередь выстраивались в библиотеке..Отслеживали у кого она на руках..Спасибо, за статью..
  3. казак волгский 27 октября 2016 07:41
    Капитан Сорви - Голова - Любимая Книга детства - впервые из нее именно и узнал что Русские Добровольцы на стороне Буров воевали- правда там строчка всего . За иллюстрации отдельное спасибо
  4. igordok 27 октября 2016 07:58
    Казалось-бы небольшая Англо-Бурская война, но стала родоначальником (официально): концлагерей, хаки. А так-же широким использованием бронепоездов, пуль "дум-дум".
    1. Комментарий был удален.
    2. Dym71 27 октября 2016 11:11
      Цитата: igordok
      Казалось-бы небольшая Англо-Бурская война, но стала родоначальником (официально): концлагерей, хаки. А так-же широким использованием бронепоездов, пуль "дум-дум".

      Ваш список можно дополнить:
      Концлагеря и массовое применение колючей проволоки, тактика выжженной земли;
      Хаки, а так же окопы, пулемётные гнёзда, наступление "цепью", применение складок местности как для обороны, так и для атаки;
      Бронепоезда и тотальное превосходство многозарядных винтовок, пулемётов, артиллерии с казённым заряжанием;
      Ставшее каноническим правило о преимуществе обороны над нападением, выраженное соотношением потерь (1:4 в пользу оборонявшихся буров);
      Снайперская война из-за которой возникла примета, запрещающая прикуривать втроём от одной спички: первую вспышку бур замечал, по второй прицеливался, а в третью - попадал;
      Последняя "война белого человека", где туземным войскам было запрещено принимать непосредственное участие в боевых действиях, так, как они могли убить или ранить белого господина;

      И ещё один интересный факт: первым историком Англо-Бурской войны стал Артур Конан Дойль, который служил военврачом в имперских войсках, как и его нетленный персонаж доктор Ватсон - друг, помощник и биограф Шерлока Холмса.
      1. voyaka uh 27 октября 2016 11:22
        А вот и наш добрый знакомый -
        Уинстон Черчилль на Англо-Бурской войне.
        Был в плену, совершил побег


      2. vladimirw 27 октября 2016 12:20
        очень интересно, спасибо
      3. vladimirw 27 октября 2016 12:22
        спасибо, с интересом ознакомился с этими замечаниями. Жаль , что в 1904 в русской армии это все не использовалось
  5. Микадо 27 октября 2016 08:53
    Хорошая качественная статья от автора! Окунаешься в ту эпоху, в том числе, и как войну воспринимали в России!
  6. voyaka uh 27 октября 2016 10:56
    Отличная статья.
    Я тоже любил в детстве "Капитан Сорви-Голова". И была еще "Питер Мариц - бур из Трансвааля".
    Забавно, что мне довелось побывать в этих местах. Был в командировке в Иоханнесбурге.
    Ездил в Преторию. Но время не было на музеи, к величайшему сожалению. А вот природой успел полюбоваться.
    Климат там идеальный: красота, степи, круглый год ни холодно, ни жарко.
  7. voyaka uh 27 октября 2016 11:01
    Для иллюстрации.
    Английская винтовка Ли-Метфорд
  8. voyaka uh 27 октября 2016 11:05
    А вот с такими винтовками Маузер сражались буры
    ("африканеры", потомки переселенцев из Голландии)
  9. voyaka uh 27 октября 2016 11:16
    А вот так, вероятно, выглядели первые Максимы,
    с помощью которых англичане в конечном итоге
    переломили войну и сумели разгромить буров.
    На фотке (рисунке) ) Максим швейцарской армии.

  10. vladimirw 27 октября 2016 12:18
    спасибо, интересно
  11. Altona 28 октября 2016 18:35
    Как будто отчасти про меня написано. Даже не знаю как и прокомментировать.
    1. Altona 29 октября 2016 06:49
      Просьба ещё отсканировать литографии из старых журналов еще и выложить.
      1. kalibr 29 октября 2016 07:38
        Я обещаю, что это будет сделано, но это очень сложно, требует много свободного времени, которого у меня мало и ряда "сопутствующих обстоятельств"(я пришел, а отдел закрыт!).

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня