Проект боевого модуля «Тайпан» (Украина)

29
Дистанционно управляемые модули для военной техники различных классов в настоящее время являются одним из наиболее активно развивающихся направлений. С завидной регулярностью те или иные разработчики представляют новые образцы подобных изделий. Буквально несколько дней назад широкой общественности был впервые представлен новый боевой модуль украинской разработки. Для усиления огневой мощи бронетехники теперь предлагается использовать систему под названием «Тайпан».

Примечательно, что украинская оборонная промышленность, несмотря на очевидные экономические и социально-политические проблемы, продолжает работу над новыми проектами перспективных образцов вооружения и техники. К примеру, несколько месяцев назад ею был представлен боевой модуль «Вий», предназначенный для установки на различных образцах военной техники. Новое изделие «Тайпан» имеет те же цели, что и чуть более старая разработка, а также похоже на нее некоторыми чертами конструкции. В то же время, применен ряд идей и решений, приведших к значительным отличиям как с точки зрения конструкции, так и в плане боевых возможностей.




Боевой модуль "Тайпан" на броневика AZCAN


Сообщается, что авторами нового проекта являются специалисты государственного предприятия «Спецтехноэкспорт». Эта организация отвечала за общую координацию работ и выполнение некоторых основных частей проекта. Кроме того, к разработке привлекались Киевский и Житомирский бронетанковые заводы. Конкретная роль этих предприятий не уточнялась, но, очевидно, их опыт в деле строительства бронетехники мог быть полезен в рамках нового проекта. К настоящему времени проект «Тайпан» доведен до стадии сборки демонстрационных макетов и опытных образцов.

Информация о новом боевом модуле, а также первые фотографии разработки были опубликованы в середине сентября. Официальный «премьерный показ» боевого модуля нового типа состоялся позже – в ходе выставки ADEX-2016, прошедшей в Азербайджане в конце прошлого месяца. В одном из павильонов выставки присутствовал бронеавтомобиль «Барс» украинской сборки, оснащенный модулем нового типа. Кроме того, на открытой выставочной площадке демонстрировался броневик AZCAN, являющийся результатом сотрудничества Азербайджана и Канады. На крыше этой машины так же был установлен модуль «Тайпан». Как следует из имеющихся материалов, оба броневика получили одинаковые системы вооружения, отличавшиеся лишь окраской.

Опубликованные сведения о проекте «Тайпан» говорят о желании авторов разработки создать по-настоящему современный дистанционно управляемый боевой модуль, возможности которого позволяли бы конкурировать со многими зарубежными образцами своего класса. В то же время, некоторые черты украинского модуля указывают на ограничения технического и технологического характера, которые нельзя было обойти. Тем не менее, итогом работ стало появление оригинальной системы вооружения, которая представляет определенный интерес, как минимум, с технической точки зрения.

По общей архитектуре система «Тайпан» является типичным представителем техники своего класса. Используется сравнительно крупный корпус сложной формы, внутри которого помещаются все основные агрегаты. Модуль оснащается качающейся артиллерийской частью, блоком оптико-электронного оборудования, средствами боепитания и т.д. В официальных сообщениях о разработке особое внимание уделяется новейшей системе управления огнем, которая должна значительно повышать боевую эффективность.

«Тайпан» получил корпус необычной многоугольной формы. Вероятно, такая форма корпуса стала результатом поиска средств дополнительного повышения уровня защиты. Расположение листов под большим углом позволяет в некоторой мере улучшить защиту, а также повысить вероятность рикошетов при обстреле из стрелкового оружия. При этом точные данные о бронировании модуля отсутствуют, хотя данные о весовых показателях всей системы позволяют предполагать, что она получила лишь противопульную защиту.


Модуль на "Барсе"


Непосредственно на погоне корпуса машины-носителя устанавливается горизонтальное днище модуля с приводами наведения. К днищу крепятся нижние листы лба, бортов и кормы. Характерной чертой модуля «Тайпан» является разделение лба, бортов и листов на две части: нижние детали устанавливаются со значительным развалом наружу, а внутренние смонтированы с наклоном внутрь. Подобный агрегат сложной формы имеет лобовой блок небольшой ширины, в центре которого находится окно для вывода вооружения. Сбоку к лобовым деталям крепятся скулы, также выполняющие функции передней части борта. Аналогичным образом сформирована и кормовая часть корпуса. Сверху изделие прикрыто многоугольной горизонтальной крышей сравнительно малого размера.

Центральный проем лба корпуса предназначен для установки качающейся артиллерийской части. На приводах вертикальной наводки предлагается закреплять вооружение и блок оптико-электронного оборудования. Примечательно, что все внешние агрегаты модуля находятся только в лобовом окне. Корпус не имеет никаких иных выступающих элементов или отверстий, за исключением нескольких люков для обслуживания.

Внутри корпуса, как следует из имеющихся данных, размещается набор оборудования, необходимого для обеспечения работы вооружения. Прежде всего, это ящики для боекомплекта. Из некоторых официальных сообщений о проекте может следовать, что внутри корпуса могут помещаться несколько ящиков, предназначенных для транспортировки боеприпасов разных типов. Также часть объемов должна отдаваться под установку приводов горизонтального и вертикального наведения.

При создании проекта «Тайпан» особое внимание уделялось системам наведения. В качестве уникальной черты этой разработки авторы проекта указывают применение вентильных электродвигателей и безлюфтовых планетарных редукторов. Сообщается, что такое оборудование обеспечивает точное наведение вооружения на цель как при высоких, так и при сверхмалых скоростях перемещения модуля или вооружения. Контроль за работой электромоторов осуществляется имеющейся системой управления огнем, которая также обеспечивает двухплоскостную стабилизацию вооружения.

По объективным причинам, украинская промышленность не имеет возможности создавать и выпускать артиллерийские системы ряда требуемых типов. Из-за этого авторы проекта «Тайпан» были вынуждены поступить так же, как и их коллеги, создавшие модуль «Вий». В качестве оружия для перспективного модуля была выбрана существующая пушка с приемлемыми характеристиками. Вооружением «Тайпана» стала двуствольная автоматическая пушка ГШ-23Л, созданная еще несколько десятилетий назад и изначально предназначавшаяся для использования на авиационной технике. Интересно, что в своем официальном пресс-релизе предприятие «Спецтехноэкспорт» не указывает тип использования оружия, а также именует его «двуствольным пулеметом». Вряд ли стоит заострять внимание на причинах такого описания проекта.


Боевой модуль при поднятой пушке, видны некоторые агрегаты артиллерийской установки


Напомним, авиационная пушка ГШ-23 была создана в начале пятидесятых годов, но многочисленные сложности потребовали длительной доводки, из-за чего она была принята на вооружение только в середине шестидесятых. Пушка использует выстрел 23х115 мм со снарядами различного назначения. Характерной особенностью орудия является применение двух стволов и автоматики системы Гаста. Пороховые газы одного из стволов при выстреле обеспечивают перезарядку второго. При выстреле второго ствола осуществляется перезарядка первого. Такая автоматика позволяет показывать скорострельность на уровне 3 тыс. выстрелов в минуту. Пушка с литерой «Л» отличается от базовой версии наличием локализаторов, отводящих пороховые газы. Длина такого изделия составляет 1537 мм, масса – 51 кг.

При применении в составе боевого модуля «Тайпан» пушку ГШ-23Л предлагается монтировать на качающейся установке, связанной с приводами вертикального наведения. Ствольная коробка пушки при этом располагается внутри корпуса, а блок стволов выводится наружу. Во избежание случайных повреждений стволы, за исключением дульных тормозов, прикрыты кожухом многоугольной формы. Для улучшения охлаждения кожух имеет перфорацию. Размеры кожуха подобраны таким образом, чтобы не мешать перемещению стволов при стрельбе. Кроме того, исключается прямое взаимодействие кожуха и пороховых газов, истекающих из отверстий дульного тормоза.

По данным разработчика, при оснащении модуля «Тайпан» двуствольной 23-мм автоматической пушкой обеспечивается эффективная стрельба на дальность до 1,8 км. Имеется возможность смены типа используемых боеприпасов в соответствии с параметрами атакуемой цели.

В официальном пресс-релизе от компании-разработчика упоминается возможность создания новых модификаций модуля с иным вооружением. В отличие от базовой версии, такая техника может получать пулеметы калибра 7,62 или 12,7 мм, а также 30-мм автоматический гранатомет. Огневые характеристики и объемы боекомплекта в таких случаях изменяются соответственно типу вооружения.

Непосредственно над вооружением размещаются крепления для установки оптико-электронного оборудования, необходимого для поиска целей и наведения оружия. На продемонстрированном образце боевого модуля все подобные приборы монтируются внутри общего прямоугольного кожуха, на передней стенке которого присутствуют три объектива разных размеров. Имеются видеокамера и тепловизор, а также лазерный дальномер. Видеосигнал с дневной и ночной камер, а также данные от дальномера выдаются на пульт управления оператора.


Вид спереди


Одним из главных нововведений проекта «Тайпан» является оригинальная система управления огнем, призванная решать широкий круг задач и тем самым повышать боевую эффективность модуля. Заявлена возможность определения метеоусловий, взаимного положения боевой машины и цели, а также других параметров, на основании которых рассчитываются поправки для стрельбы. За счет СУО обеспечивается непосредственное наведение оружия, выбор применяемых боеприпасов, наблюдение за местностью и т.д. Также предусматривается возможность автоматического сопровождения указанной оператором цели.

СУО имеет несколько основных режимов работы. В зависимости от обстановки и поставленной задачи можно использовать простое и стабилизированное наблюдение, ручное и автоматическое сопровождение цели, а также подсвет объекта при помощи лазерного дальномера. Последний режим позволяет боевой машине с модулем «Тайпан» обеспечивать применение высокоточного вооружения. Предполагается, что такой набор режимов позволит максимально расширить круг решаемых задач.

В качестве источника питания для боевого модуля предлагается использовать бортовые системы машины-носителя. При этом имеется и собственная аккумуляторная батарея, емкости которой, как утверждается, хватает на три часа непрерывной работы.

Контроль за работой «Тайпана» осуществляется при помощи пульта с органами управления и монитором, установленного на рабочем месте оператора. Предусматривается возможность управления боевым модулем с удаленного пульта. Для этого все необходимые приборы могут удаляться на 500 м от модуля. Соединение элементов комплекса осуществляется при помощи оптоволоконного кабеля.

Габариты боевого модуля пока не уточнялись. В то же время, названа минимально возможная масса системы. В зависимости от комплектации и других факторов, «Тайпан» весит не менее 350 кг.


Краткое описание "Тайпана"


По утверждениям разработчиков, проект дистанционно управляемого боевого модуля «Тайпан» создавался только украинской промышленностью. В частности, электронные системы и программное обеспечение для них, как указывается в пресс-релизе предприятия «Спецтехноэкспорт», созданы Украиной.

Предполагается, что система «Тайпан» может быть предложена зарубежным покупателям. При этом на международном рынке эта разработка, по мнению авторов, может иметь определенный успех и даже составить конкуренцию современным зарубежным образцам систем аналогичного назначения. Более того, уже имеются некоторые заказы. Пока не названные покупатели проявили интерес к новому модулю, что привело к появлению заказов общей стоимостью около 2 млн долларов США.

Перспективный боевой модуль «Тайпан», разработанный украинской оборонной промышленностью, представляет большой интерес с точки зрения техники и технологий. Согласно официальным данным, авторам проекта удалось решить ряд важнейших задач, что привело к появлению определенных боевых возможностей. Главным плюсом нового образца в таком случае является система управления огнем, имеющая несколько режимов работы и способная повысить эффективность боевого применения оружия. Кроме того, плюсом можно считать возможность адаптации конструкции модуля для применения различного вооружения. Это позволяет заказчику получить систему с оружием, наиболее полно соответствующим его требованиям.

Тем не менее, как всегда бывает с новыми разработками, «Тайпан» не лишен недостатков. Первым в глаза бросается отсутствие пулеметного вооружения. Модуль получил только двуствольную автоматическую пушку, что серьезно ограничивает его боевые возможности. Из-за этого экипаж машины-носителя будет вынужден использовать против незащищенной техники или живой силы противника малокалиберную артиллерию, мощность которой избыточна для таких целей. Одновременно с этим оператору модуля придется смириться с излишним расходом 23-мм снарядов.

Еще один минус предложенного комплекса связан с типом выбранного оружия. Вряд ли стоит оспаривать тот факт, что авиационная пушка ГШ-23Л является достаточно мощным и эффективным оружием, однако для достижения максимальных характеристик она должна использоваться в исходной роли. Установка такого оружия на наземной технике влечет за собой массу проблем. В первую очередь, необходимо отметить неприспособленность орудия к такому использованию. Авиационные пушки разрабатываются в соответствии с иными требованиями эксплуатационного характера. В частности, орудие подвергается повышенному загрязнению, что может приводить к отказам во время стрельбы. Избавиться от этого недостатка без кардинальной переработки конструкции попросту невозможно.


AZCAN с другого ракурса


Также следует признать избыточность огневых характеристик. ГШ-23Л способна делать более 3 тыс. выстрелов в минуту – около 25 выстрелов из каждого ствола в секунду. Для авиации такие параметры важны, однако в случае с наземной техникой чрезмерная скорострельность приводит только к неприемлемо высокому и нецелесообразному расходу боекомплекта. Это, в свою очередь, требует увеличивать ящики для боеприпасов или вводить в системы управления режимы ограничения длины очереди. Таким образом, проблема излишней скорострельности может быть решена, однако требует дополнительных усилий, необходимость которых может быть предметом отдельного спора.

Помимо технических проблем проект «Тайпан» может столкнуться с производственными и экономическими. В настоящее время Украина имеет весьма ограниченный промышленный потенциал, что может самым негативным образом сказываться на темпах выпуска оружия и техники. Кроме того, одним из главных элементов перспективного боевого модуля является авиационная пушка, производство которой у Украины отсутствует. Таким образом, ряд объективных факторов может затормозить выпуск новых модулей даже при получении контрактов на их поставку. Затягивание производства или даже срыв установленных сроков вряд ли смогут поспособствовать появлению новых заказов.

Проект перспективного боевого модуля, не так давно представленный украинской промышленностью, представляет определенный интерес. Согласно официальным сведениям об этой разработке, в ней использован ряд нового оборудования, позволяющего значительно повысить боевую эффективность в сравнении с другими аналогичными комплексами. Тем не менее, реальность полноценного и массового серийного производства модулей «Тайпан» пока связана с серьезными сомнениями. Специфическая ситуация в стране самым серьезным образом ограничивает возможности промышленности, мешая развертыванию производства.

Определенные трудности производственного характера привели к установке на модуль автоматической пушки, которая далеко не самым лучшим образом подходит для наземной техники. Характерные минусы, связанные с неверным выбором вооружения, могут дополнительно ударить по реальным перспективам проекта.

Согласно опубликованным данным, боевой модуль «Тайпан» уже стал предметом контракта на поставку серийных изделий. Тем не менее, в связи с существующей ситуацией и особенностями перспективной техники, появление договора может оказаться последним успехом проекта. Слишком много объективных факторов разного рода «выступают» против него. Поэтому пока проект «Тайпан» лучше рассматривать в качестве интересной разработки, показывающей желание некоторых предприятий освоить новые идеи, а также выйти на международный рынок. Реальные перспективы нового проекта пока остаются под большим вопросом.


По материалам сайтов:
http://spetstechnoexport.com/
http://ukroboronprom.com.ua/
http://korrespondent.net/
http://pravda.com.ua/
http://strangernn.livejournal.com/
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    25 октября 2016 06:01
    Что то он мне напоминает ford f 650, на верника решили поддержать американского производителя взяв за базу его.

  2. +3
    25 октября 2016 06:23
    Странно что они не поставили четыре ствола....Например от "Шилки"..Да,прямо бы башню и влепили..Если влезет на внедорожник..Це перемога.
    1. +1
      25 октября 2016 13:08
      Цитата: dmi.pris
      Странно что они не поставили четыре ствола....Например от "Шилки"..Да,прямо бы башню и влепили..Если влезет на внедорожник..Це перемога.

      Если ставить башню от "шилки" - то тогда можно будет сэкономить на двигателе.

      Бггг... сразу вспоминаю ролик из Тундры, где "шилка" с выведенным из строя движком довольно шустро уползает с перекрёстка за счёт отдачи от своей стрельбы. smile
  3. +9
    25 октября 2016 06:45
    Можно конечно и дальше стебаться, но при внимательном прочтении статьи , виден ряд неплохих идей конкретно по модулю, которые неплохо было бы обсосать и перехватить.
    1. +2
      25 октября 2016 12:37
      пожалуй начинать надо обсасывание и перехватывание с выстрела "семёрки" гранаты ПГ-7В,она самая распространённая и её много, очень много, мегамного, ГИГА......, ну и далее по нарастающей
  4. +2
    25 октября 2016 06:55
    А пушки со складов планируют добывать?
    1. +1
      31 октября 2016 12:44
      Конечно. Больше не откуда.
  5. +2
    25 октября 2016 07:33
    Скорее всего со складов. Для использовании на бронетехнике, нужно занижать темп стрельбы и вводить жидкостное охлаждение, как сделано на МИ-35. Вообще и у нас нечем вооружать такие автомобили.. 23мм пушек я не припомню ,а 30мм типа 2А42 избыточны по весу и отдаче. в Нато специально сделали 30мм снаряд на базе патрона 200мм. 30х115мм. и 30мм орудие на базе 20мм и ставят его на бронемашины и Апач.
    1. +1
      25 октября 2016 13:05
      Цитата: Zaurbek
      Вообще и у нас нечем вооружать такие автомобили.. 23мм пушек я не припомню ,а 30мм типа 2А42 избыточны по весу и отдаче.

      Как вариант - спарка: "корд" (или КПВТ) + АГС. Один для пробития лёгкой брони, второй - для работы по пехоте осколочными.
    2. 0
      25 октября 2016 13:09
      ЗУ 23-2 что несуществует?
      Бери да моделируй модуль с нее,только зачем,если сейчас тенденция к увеличению калибра установок для машин поддержки пехоты.
      Умнее было бы ставить на этот недоделанный Тайпан 12,7 или 14,5,а не авиапушку с низким ресурсом и неизбежными проблемами при ее применении на земле.
  6. +2
    25 октября 2016 08:18
    А это так и есть. Эти поделки (машины) делает для протоукров "Strait manufacturing" канадская контора во главе с Германом Гуторывым. Имеет 5 или 6 филиалов по миру. Америка, Канада, Эмираты, Ирак, Афганистан, Украина и пытался в России филиалить но поперли. Бывший гражданин Украины. Этот иудей и на Камазе отметился при создании Тайфунов. Ужасно любит деньги. Делает все поделки на базе различных фордов и шевиков. Сидит на контрактах с Африкой, был контракт с американской армией. И тут вона как ..на историческую родину потянуло. ВСЕ машины слеплены абы как и почти ни одна из них не проходила и никогда не пройдёт даже испытания. Бумаги с сертификатами на них в основном липа. Ховнецо лепят такое ,что ух..!!! Паупасы не жалуются, а уж "протоукры" тем более. Побольше бы они такого закупали.
  7. 0
    25 октября 2016 08:31
    В качестве уникальной черты этой разработки авторы проекта указывают применение вентильных электродвигателей и безлюфтовых планетарных редукторов.
    -----------------------------
    Сразу "нет". Дальше можно не обсуждать.
    1. +1
      25 октября 2016 10:01
      Но согласитесь, что она все же "уникальна", хоть и в минус. Так что авторы не соврали, а сказали правду по своему.
      Выглядит симпатично и вызывающе... выставочный образец, кружка юных моделистов, но не более.
      1. 0
        25 октября 2016 13:24
        не знаю что там уникального нашли, уникальность боевого блока (модуля) это когда решается обширный круг задач устанавливая его на любую лёгкую технику, к примеру Бахча-у, вот это уникальность, в 100мм БК входят как классические снаряды так и УР Аркан с прицельной дальностью 5000 метров, 30-ка и пулемёт, вооружение всё сбалансировано, вполне тыкается на БМД,БМП,БТР даже на КамАЗы и Уралы, ..
        а вчём этот тайпан уникален? винтельными Эмоторами систем наведения? это по ходу работа детских техкружков в Пионерском Доме в советское время, 23-мм спарка? что интересно собрались ею делать, точно стрелять не получиться, раскачка на четырёх скатах будет значительной при такой высоте приложения сил, одиночным палить-в кого? не смешите на предмет уникальности. на той территории где скачат в пропасть уже здравомыслящих нет, они все свалили оттуда
  8. 0
    25 октября 2016 08:51
    Гроб на колёсах.
  9. 0
    25 октября 2016 09:25
    А название, судя по всему, пришло от какого то зробитчантна-добровольного помогальщика из страны кенгуру (тайпан - самая ядовитая сухопутная змея в мире, родом оттуда). Довольно много их таких упоротых сторонников мудана, которые волонтерили дистанционно - клепали сайты, переводили на английский и бабками помогали.
  10. +1
    25 октября 2016 12:40
    Цель таких машин перестрелять по дальности и мощи ПК и НСВ и уничтожение укреплений...более менее из наличия для этих целей подходит КПВТ или авиационная 23-мм пушка ВЯ (Волкова-Ярцева) которая входит в ЗСУ-2-23. Пушка, конечно предпочтительнее... Но ни то, ни то на Украине не производят...
  11. +1
    25 октября 2016 13:02
    Вряд ли стоит оспаривать тот факт, что авиационная пушка ГШ-23Л является достаточно мощным и эффективным оружием, однако для достижения максимальных характеристик она должна использоваться в исходной роли. Установка такого оружия на наземной технике влечет за собой массу проблем.

    Кроме пыли и слишком большой скорострельности есть ещё одна проблема - обслуживание. Авиационная пушка работает в довольно щадящем режиме "час полёта - 4-6-8 на земле" и обслуживается на аэродроме не экипажем, а профессиональными техниками ("обслуживание и ремонт авиационных вооружений"). Сможет армия обеспечить такой же режим эксплуатации и качество обслуживания. Или опять часть забот переложат на плечи экипажа, а техники по вооружению будут заниматься только особо запущенными случаями?

    Был же опыт с ТНШ - как только земля подсохла и пошла пыль, так у Т-60 остался рабочим только пулемёт.
  12. 0
    25 октября 2016 14:08
    Производство пушки на Украине отсутствует, производство снарядов отсутствует. Скорострельность 3 тыс. выс/мин. Какая башка изобрела это чудо?
    1. 0
      25 октября 2016 14:35
      Цитата: десантура6
      Производство пушки на Украине отсутствует, производство снарядов отсутствует. Скорострельность 3 тыс. выс/мин. Какая башка изобрела это чудо?

      Как всегда - агент Путина.
      Мечтающий оставить неньку без снарядов. laughing
  13. 0
    25 октября 2016 16:32
    Вот кто то хорошо сказал ,что машины такого класса создаются для катания реперов по своим родным районам в ночное время.
  14. +1
    25 октября 2016 16:39
    Посмотрите как "шикарно" она забронирована. Выдам тайну, даже на штатной крышке бензобака наклеена стальная пластинка величиной с монету...На пластмассу ! На суперклей ! Только "никому" а то вороги прознают !!!
  15. +1
    25 октября 2016 17:41
    Вид, конечно, футуристичный. "Гостья из будущего". Думаю, калибр и орудия и боеприпасы выбраны не случайно. Запас их, наверняка, присутствует на складах в достаточном количестве. Чем не грех и воспользоваться в военное время. Помните одесские танки НИ? На них тоже ставили все что под рукой было. И в блокадном Ленинграде на старенькие Т-26 трехдюймовки лепили.
    1. 0
      25 октября 2016 18:48
      Цитата: Вождь краснокожих
      И в блокадном Ленинграде на старенькие Т-26 трехдюймовки лепили.

      Позанудствую: не "трёхдюймовки" (это название прочно закрепилось за дивизионными орудиями), а полковушки. Калибр тот же, но ствол вдвое короче.
      1. 0
        26 октября 2016 02:21
        Более чем вдвое короче - 16,5 калибров против 40 у образца 1902/30 гг. И начальная скорость у полковушки 370 м/с против 660 м/с.
  16. 0
    25 октября 2016 22:32
    Скаклы в своем репертуаре - выдрали со своих нелетающих, выработавших ресурс самолетов и вертолетов пушку, и налепили его на свой бронеавтомобиль. Ничего своего у них нет. По хорошему, надо поставить одноствольную пушку с темпом 600 в/мин со спаренным пулеметом 7,62. Но это же надо по-новому все делать, а скаклы это не умеют.
    И вообще, увидев лобовое стекло с сеткой, у меня рука-лицо. Это же, черт побери, бронестекло!!! Зачем бронестеклу сетка?!!! От камней защищаться? Тем более сетка хороша для Израиля, где не бвает снега и льда на лобовухе. И как собираются чистить лобовуху от снега и льда великие укровоены?
    1. +2
      31 октября 2016 21:53
      1. сетки они лепят везде
      2
      выдрали со своих нелетающих, выработавших ресурс самолетов и вертолетов пушку, и налепили его на свой бронеавтомобиль.

      Не так: с НЕсвоих (советских)..на НЕсвой(канадский). Вот это действительно в их репертуаре!
  17. 0
    20 февраля 2017 15:32
    Проект боевого модуля «Тайпан» (Украина)

    гладко было на бумаге, да забыли про овраги - теперь эту поговорку можно использовать для проектов , разрабатываемых в той стране