Загадки Большого Кургана (Часть 2)

Первое, что бросилось в глаза археологам при входе в переднюю камеру – это штукатурка, которая оказалась в прекрасном состоянии. На полу можно было разглядеть множество остатков мебели из дерева. Передняя камера оказалась невероятно большого размера и к тому же была буквально усыпана различной погребальной утварью. Внимание исследователей привлекло к себе отверстие, которое образовалось между двумя стелами из мрамора. Как оказалось, между ними лежала рельефная пластина из золота. Рядом с входом в усыпальницу был найден горит из золота, внутри которого археологам удалось обнаружить стрелы. Около горита были обнаружены наколенники из бронзы с нанесенной на них позолотой. На полу лежали сосуды из-под масла, сделанные из алебастра. У одной из стен была обнаружена восхитительная пектораль из золота, неподалеку были найдены две медузы, также сделанные из золота.

Загадки Большого Кургана (Часть 2)

Вход в музей в Вергине.

Обкладка, сделанная из золота, была в форме пластины, которая делилась на три части. Две из этих частей украшали прекрасные рельефы фигур, а третья часть, бывшая самой большой по размеру, украшалась орнаментом, заканчивавшимся в верхней части фигурой воителя. Все рельефы объединялись сюжетом, изображающим воинов, которые облачись в доспехи и вооружились мечами. Они ведут кровопролитное сражение с неприятелями. В то же время женщины и дети ищут укромное место у алтарей с изображениями богов. Логически размышляя, можно придти к выводу, что изображен захват города: победители врываются в храмы. Учёные сразу же предположили, что изображается падение Трои – самый излюбленный сюжет для всех греческих мастеров. Позднее, изучив рельеф детальнее, исследователи усомнились в этом, так как ни одного из персонажей не удалось сопоставить с каким-либо героем. Скорее всего, это сюжет какой-то другой битвы, о которой нам ничего не известно.



Горит и поножи в гробнице.

Ни для кого не секрет, что настолько богатые гориты использовали вожди скифов, несколько штук подобных горитов были найдены в южной части России, на местах скифских поселений. В Карагодеуашхе археологами были найдены семь похожих горитов – скорее всего, они были сделаны по одной и той же матрице. Это было подтверждено советской ученой А.П. Манцевич. Из этого мы можем сделать вывод, что этот горит являлся военной добычей македонян после их сражения со скифскими войнами. Как известно, царь Филипп II в 339 году до н. э. сражался с царём Атеем и разбил его. Македонские воины захватили огромную добычу. Скорее всего, именно в этот момент горит и попал к ним.


Горит в музее. Слева золотая пектораль.

После того, как саркофаг в передней камере был вскрыт, исследователей ожидал ещё ряд приятных сюрпризов. Внутри лежала ещё одна урна, но на этот раз она была меньше по размеру. Исследователи сразу же вынули её и приступили к вскрытию. Внутри лежали кости, которые накрывала парча пурпурно-золотого цвета. Нити из золота были в хорошем состоянии, но пурпур грозил вот-вот исчезнуть. Исследователи сразу же сделали фотографии. Спасение этой ткани было очень трудным занятием. Группе реставраторов во главе с Т. Маргаритовым удалось это сделать. Но была ещё одна находка, уникальность которой просто невероятна. В урне вместе с останками лежала женская диадема из золота – одно из самых уникальных украшений, доставшихся нам от древности. Главной чертой этого украшения было не её роскошь, а изящество, с которым было выполнено это украшение.


Изображение сцен битвы на горите.

Стебли из золота украшали множество завитков, бутоны, ножки которых также выполнены из золота. Всю композицию венчали пальметки и изображение пчёл над цветами – всё это в совокупности и создало это уникальное произведение искусства.


Диадема.

Подробно рассмотрев все находки, ученые пришли к выводу, что ими была найдена царская усыпальница. Это была самая большая из всех македонских усыпальниц, внутри она была расписана известным художником, а находки представляют собой огромную ценность, как в прямом, так и в переносном смысле. Важность находок позволяет предполагать, что гробница принадлежит главе царского рода. В пользу этого говорит найденная учёными диадема из золота и серебра. Концы этого украшения скреплялись Геракловым узлом, позволявшим регулировать размер объёма.


Возможно, так выглядел царь Филипп в своем уникальном железном панцире.

Датировка находок не вызывает труда. По мнению ученых, они относятся к третьей четверти IV в. до н. э., а точнее к периоду между 350 и 325 г. до н. э.
При условии того, что датировка верна, можно прийти к выводу, что данная усыпальница принадлежит царю Филиппу II - отцу знаменитого Александра Македонского. Работы антропологов говорят нам, что останки принадлежат мужчине в возрасте от 40 до 50 лет, а, как известно, Филипп был убит в возрасте 46 лет. Группа археологов из Англии провели восстановление черепа. Сразу же проявилось сходство с изображением царя. Также на правой височной кости было обнаружено углубление, которое когда-то было раной от стрелы. Останки из второй урны, как и предполагалось, судя по диадеме, оказались женскими. Это молодая девушка в возрасте от 23 до 27 лет, скорее всего, была одной из жен Филиппа, но какой именно, пока не известно. Таким образом, удивительные сокровища, найденные археологами в Вергине, позволили пролить свет не только на цивилизацию македонян, но и на всю эпоху эллинизма IV века до н. э.


«Гробница царевича»

Однако на этом работы не закончились. Позднее археологам удалось обнаружить ещё одну усыпальницу (Гробница III), которая располагалась северо-западнее от первой усыпальницы. Учёными сразу же было выдвинуто предположение, что в ней покоится один из членов царского рода. Эта усыпальница была небольших размеров, но в ней также было две камеры. К сожалению, роспись фасада гробницы не сохранилась, так как она проводилась не по штукатурке, как в остальных гробницах, а по панели из дерева или по коже. Однако была обнаружена небольшая фреска, располагавшаяся в передней камере. На ней была изображена двухупряжная колесница. Конечно же, эту фризу мы не можем поставить в один ряд с той чудесной росписью, которая была обнаружена в других усыпальницах, но всё же она также принадлежит руке великого мастера, знавшего толк в своём деле.


Роспись с изображением колесницы.

Внутри камеры находилось множество предметов. На полу было обнаружено множество остатков от органических материалов. В одном из углов камеры были найдены кубки, сделанные из серебра. Практически все из них были в прекрасном состоянии. В общей сложности археологами были обнаружено 28 предметов. После того, как они были обработаны, выяснилось, что они не такого высокого качества, как находки из Гробницы II, но некоторые из них представляли не меньшую ценность. Часть из этих предметов имели очень необычную, можно даже сказать оригинальную форму, которая была не характерна для изделий из серебра. Однако, несмотря на всё это, исследователями были обнаружены несколько шедевров. Например, патера с изображением головы барана на конце ручки. Это является прекрасным примером металлообработки, существовавшей в IV веке до н. э.


Бронзовая масляная лампа.

Однако это не единственные предметы, которые заслуживают пристального внимания к себе. Например, был обнаружен позолоченный наконечник меча. Также были найдены пять позолоченных скребков (стригилей), сделанных из бронзы. Также удалось найти наголенники, на которые была нанесена позолота. В ужасном состоянии было обнаружено какое-то подобие одежды из кожи или из затканной ткани из золота. Были обнаружены останки человека после кремации. Их опоясывал венец, сделанный из золота, листьев дуба и жёлудей. Этот прекрасный венец не был столь же массивен как тот, что был обнаружен в Первой Гробнице, но несмотря на это его также можно признать одним из удивительнейших венцов из золота, доставшимся нам от древности.


Помещение музея: находки из гробниц.

Практически со стопроцентной вероятностью можно предположить, что в усыпальнице также располагалось ложе из дерева, которое также украшала резьба из слоновой кости. Из груды обломков было отсеяно всего два элемента ложа. Скорее всего, это были украшения ножек ложа. Кропотливая работа Г. Петкусиса позволила учёным восстановить некоторые элементы рельефа и орнамента. Как выяснилось, на рельефе был изображён Пан, с левой стороны изображалась дионисийская пара. Видно, что мужчина зрелых лет держит в руке факел, одновременно с этим он опирается на плечи юной женщины.


Роспись одной из гробниц в Вергине: траурная процессия.

Тщательная работа антропологов позволила установить, что в усыпальнице покоится юноша в возрасте от 12 до 14 лет. Только то, что данная гробница была построена специально для усопшего юноши, позволяет причислить её к царским гробницам. Если у кого-либо все же оставались какие-либо сомнения, то найденные археологами сокровища должны были полностью развеять все страхи: следует помнить о найденной усыпальнице, которая была сделана во всех традициях высокого искусства.

Некоторые из историков высказывают предположения, что данная усыпальница принадлежит Александру IV, сыну прославленного Александра Македонского. Как известно, он был объявлен царём после смерти своего отца, а умерщвлен в 310 – 309 г. до н. э.


Портрет Филиппа II из слоновой кости, высота 3,2 см.

Несмотря на все те удивительные находки, работа в Вергине не останавливалась. В 1982 году археологам удалось раскопать городской театр, в котором и был убит Филипп II, а его сын был провозглашён царём. В 1987 году было сделано ещё одно потрясающее открытие. Была найдена ещё одна усыпальница. После вскрытия внутри учёным удалось обнаружить огромное количество погребальной утвари. Как выяснилось, данная гробница относится к VI веку до н. э. Из этого мы можем сделать вывод, что это самая ранняя гробница, которую удалось обнаружить в древней македонской столице. Также при раскопках на глубине были обнаружены блоки из известняка, составлявших крупную постройку. Как выяснилось, это оказалась погребальная камера. К сожалению, здесь уже побывали грабители. Но, несмотря на это, в одной из камер учёным повезло обнаружить уникальную находку – это оказался трон из мрамора с выполненным на нём орнаментом. Он стоял в самом дальнем углу гробницы. На его спинке был нанесён рельеф с изображением растений и изображение Плутона и Персефоны на колеснице. Рядом с троном находилась скамейка, которая предназначалась специально для ног. Учёные предполагают, что данная усыпальница принадлежит женщине. Скорее всего, она также принадлежала к царскому роду. После смерти её тело также подвергли кремации. После этого останки поместили в ларец.


Золотые серьги из погребения в Вергине.

Сегодня все эти артефакты, найденные при раскопках в Вергине, являются экспонатами музея в Вергине и музея археологии в Фессалониках. Каждый, кто смотрит на них, конечно же, видит в них нечто свое, однако одно несомненное – очень высокий уровень тогдашней греческой культуры, несколько позднее, а именно после походов Александра Македонского на Восток, ставшей основой для культуры эпохи эллинизма.
Автор: Дмитрий Гориславский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 47

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. V.ic 2 ноября 2016 06:13
    Слава археологам! Истории слава! Вот насколько данный материал соответствует тематике сайта?
    1. sergeyzzz 2 ноября 2016 07:56
      Как не соответствует? А как-же боевая колесница на картинке? wassat
      1. V.ic 2 ноября 2016 11:02
        Цитата: sergeyzzz
        А как-же боевая колесница на картинке?

        Это уже в части касающейся живописи. А если касаемо достоверности, то где "водитель кобылы", не вместно же "потомку богов" вожжами "божественные длани" терзать?
    2. tanit 2 ноября 2016 13:01
      Данный раздел сайта носит название История, если Вы не заметили. hi
      А данный материал соответствует тематике куда больше, чем материалы про очереди за хлебом или украденные рельсы узкоколеек. smile
      1. V.ic 2 ноября 2016 16:44
        Цитата: tanit
        анный раздел сайта носит название История, если Вы не заметили. А данный материал соответствует тематике

        ...если Вы не смогли заметить, то объясню свою точку рения: в изложенной выше статье имеется археология в чистом виде: вскрытие гробницы, выемка находок, последующее описание объекта, консервация находок, описание находок, составление отчета (без оного невозможно узаконить в науке и в культуре результата раскопок) и в финале, после законодательного оформления документов на объект, миру будет явлен очередной "объект культурного наследия".
        1. tanit 3 ноября 2016 10:29
          Продолжу Ваш перечень. А так же -описание найденных доспехов и части снаряжения, не свойственного македонянам, и предположение о том, как оно попало в курган. hi Фрески, следы от ранения на виске...Не, я понимаю, что про вред-пользу православия , оно, конечно к тематике сайта больше всего имеет отношение...
          То есть, то что выдается в 50-ти процентов статей в рубриках Мнение и Аналитика - имеют гораздо больше прав на публикацию?
          С Уважением, но тогда уж объективно -жалуйтесь и в остальных рубриках, про не соответствие статьи сайту.
  2. parusnik 2 ноября 2016 07:35
    Спасибо, Дмитрий..Интересная статья..
  3. tveritianin 2 ноября 2016 09:31
    Два раза посетил этот холм-музей. Видел все своими глазами и решил, что еще раз обязательно туда поеду в очередное посещение Греции. Все увиденное - просто фантастика!!! Обязательно посещу еще раз. За статью огромное спасибо автору
  4. Monster_Fat 2 ноября 2016 10:44
    А, где "загадки"?
  5. 2-0 2 ноября 2016 11:01
    Люди, можно сказать человеки!!!
    Ну объясните мне неграмотному хоть кто-нибудь (вопрос остаётся без ответа уже наверное лет 10). Я вижу колесницу на стене! Из чего у колесницы была ось и ступицы. Ну скажите хоть кто-нибудь...
    Я вот вижу в старом "Бен-Гуре" гонки на четвериках, со скоростью км 40 в час, рассказывают про гонки в Риме и Константинополе. ОСИ и СТУПИЦЫ из чего?
    Опустим обозные телеги. Меня интересуют боевые колесницы ажно о дву- или четырёх-конь!
    2-0
    1. kalibr 2 ноября 2016 14:07
      Те, что до нас дошли - из березы!
      1. 2-0 2 ноября 2016 14:10
        Где и как нашли?
        2-0
        1. kalibr 2 ноября 2016 14:24
          У нас на территории РФ. Об этом были материалы в том числе и в электронных СМИ. Я вот так навскидку Вам не скажу где именно. Но слово "береза" запало. Потом... нашли же разобранную колесницу в гробнице Тутанхамона. Об этом должен быть материал на сайте каирского музея египтологии. Потом есть же книга в Англии "War chariots" там тоже должно быть. Она есть на сайте изд-ва Оспрей.
          1. Лебедев Сергей 2 ноября 2016 19:23
            Навскидку скажу: Синташта, Южный Урал.
          2. 3x3zsave 2 ноября 2016 21:24
            Да ладно, Вячеслав, где березы, и где Древний Египет, даже с учетом глобальных климатических изменений!
            1. kalibr 2 ноября 2016 21:34
              Я разве написал про березу в Египте? Я написал "у нас, на территории РФ". Про Египет я написал - "надо узнать"!
              1. 3x3zsave 2 ноября 2016 22:23
                Сорри за Египет, увлёкся! Но на предмет березы в качестве осей и ступиц, все равно терзают сомнения, хрупковат материал для несущей конструкции при постоянных горизонтальных и вертикальных динамических нагрузках.
              2. 3x3zsave 2 ноября 2016 22:37
                Сейчас пытаюсь вспомнить, что вообще из деловой древесины может произрастать в этом регионе, но кроме ливанского кедра в голову приходят только финиковые пальмыи всякие "смоковницы бесплодные"
                1. Оператор 2 ноября 2016 23:07
                  Лучшим материалом для боевых колесниц на территории нашего Причерноморья у ариев считался кавказский ясень.
                  1. 2-0 3 ноября 2016 15:34
                    Ариев какой гаплогруппы?
                    2-0
            2. Оператор 2 ноября 2016 21:35
              Район возникновения боевых колесниц - юг Урала и Сибири, 3 тысячи лет до нашей эры, на пути миграции ариев из Восточной Европы в Среднюю Азию, Китай, Иранское нагорье, Индостан и Анатолию.

              Спустя 1,5 тысячи лет анатолийские гиксосы (ассимилированные ариями местные семиты) на боевых колесницах вторглись в Египет и правили там порядка сотни лет, после чего египтяне взяли на вооружение изобретение ариев.
  6. Рик Шар 2 ноября 2016 14:20
    Доцента на Вас нет,он бы знал как хранить ценности...Я когда в школе учился ненавидел грабителей гробниц,а ныне и к Христу в за пазуху влезли...
    1. kalibr 2 ноября 2016 14:25
      В Японии именно поэтому указом императора запрещено раскапывать древние гробницы-кофуны. Распопали лишь несколько, по личному разрешению императора. Но их тысячи! И никто даже пальцем не касается!
      1. 2-0 2 ноября 2016 15:38
        Вячеслав....не надо, а... Не все владеют англицким в свободной форме, поэтому - не надо так скромно-вызывающе...

        По поводу осей из берёз - я же сказал, опустим обозные телеги, меня вот эти интересуют, чтоб у лошадей дым из ноздрей, серпы на колёсах у персов и дорийцы сквозь троянский строй как нож в масло, и кровища кругом, кишки там и внутренности на серпоносных колесницах персов... бошки-руки-ноги кругом отрубленные валяются, красота - сам написал, аж мурашки пошли от представления.

        По поводу указа императора. Знаете Вячеслав, смотря на европеоидные физиономии (с поправками на поколения японских женщин естественно) генералитета и адмиралов Японии, ну хоть начала 20 в., поневоле задумаешься, что указом император обезопасил страну от всякого-разного... Может и вправду освоение европейцами Японии и что есть самураи - проходило, не совсем так, как нам рассказывают. Причём, я настоящих японцев видел, страшные макаки, а вот самураи... дело совсем другое.

        Колесницу-то нашли, почти игрушечную, ладью тоже нашли, плавать то нельзя на ней.
        2-0
        1. kalibr 2 ноября 2016 16:10
          Я не хотел Вас обидеть ссылкой на английскую книгу. Извините. Насчет осей... надо посмотреть из чего оси египетских колесниц. Я вот так навскидку не помню. И английскую книжку тоже надо искать. Насчет макак... кто его знает. Есть много фото самураев 19 века, которые смотрятся вполне по-европейски, но это ничего не значит. Язык относится к алтайской языковой группе. Это несомненно. То есть японцы потомки древних алтайцев. А кто были древние алтайцы???
          Про колесницы Вы и впрямь написали хорошо. Надо себе поставить тему колесниц в план будущих статей. Но... сначала списаться с Каиром, что потребует времени.
          1. 2-0 2 ноября 2016 17:46
            Да я и не обиделся, так, захоботился....

            Нееее, суть не в этом. Это разные кадры - самураи, даже не самураи, а аристократия и простые японцы. В аристократии видно - папы явно европеоиды. Копать просто никто не хочет, тёмная там история. Поверьте, простые японцы, не в обиду будет им сказано - это мелкий, обезьяноподобный народ. А вот лощёные хари аристократии это совсем другое.

            Давайте про колесницы. Самое главное, не картинки а состав упряжи - жуть какие будут сюрпризы, и устройство колесницы. Особенно как четверик таскал колесницу на одного и она не взлетала...
            2-0
            1. kalibr 2 ноября 2016 19:19
              А это что найдется! Выше себя и источников не прыгнешь!
            2. 3x3zsave 2 ноября 2016 21:30
              А Вы не можете допустить что этот четверик был не крупнее зебр или тарпанов, не зря же конницы у египтян не было, не успели вывести породу способную вынести человека?
              1. 2-0 2 ноября 2016 23:08
                Ничё не знаю. В "Бен-Гуре" и "Александре" нормальные коняги. Гоните колесницы серпоносные по тестикулам!!!!
                2-0
                1. rasteer 3 ноября 2016 06:56
                  Хы я плачу wassat Во времена Александра и Рима Голливуда не было, и изобрести чудеса технической мысли было не кому. Вы еще "Астерикс на Олимпийских играх" с Шумахером вспомните. laughing
            3. Severomor 3 ноября 2016 10:31
              Цитата: 2-0
              Давайте про колесницы. Самое главное, не картинки а состав упряжи - жуть какие будут сюрпризы, и устройство колесницы. Особенно как четверик таскал колесницу на одного и она не взлетала...

              Может лучше сразу поставим памятник "Неизвестному кочевнику" и будем его вспоминать если не сможем что-то объяснить )))
          2. Оператор 2 ноября 2016 21:24
            Китайцы и японцы разные в генетическом плане народы:
            первые однородны по доминантной гаплогруппе O (90%), вторые неоднородны - доминантные гаплогруппы D (38%) и O (35%).

            Поэтому часть японцев ближе к европоидам (D, родственна северо-африканской E), а часть к монголоидам (О, родственна монгольской С).
        2. rasteer 2 ноября 2016 20:39
          А где вы в Японии были то что мелких страшных макак видели? Был сам в Японии люди як люди рост как у европейцев от 1,6м до 2м. Мелкими только старики смотрятся те что до войны и сразу после нее родились. Собственно значительное улучшение питания сделало свое дело.
          Опять таки возможно именно с разницей в качестве питания связаны и внешние различия на фото самураев и простых японцев. Да японцы действительно отличаются от тех же корейцев и тем более народов северного Китая и Монголии. Тут возможно сыграла роль изоляция и смешение с первыми обитателями островов айнами. Впрочем в сравнении с северными народами типа чукчей разница не столь заметна.
          1. rasteer 2 ноября 2016 20:48
            По поводу материала для оси колесницы точно не скажу а вот ступицы делали из бронзы что в общем-то логично, бронзовые подшипники скольжения до сих пор в ходу.
            Вот фото из музея Афин корпус понятно реконструкция. но бронзовые детали настоящие.
            1. 2-0 2 ноября 2016 22:55
              О! А ось - круглая, чтобы в ступицах не блокировало, тут-то и порылась собака... Скорость-то не тележная - прорыв боевого порядка фаланги или легиона - никаких клинов и виражей.
              2-0
              1. 2-0 3 ноября 2016 17:10
                ЁЁЁ, забыл! КОЛЁСА!!! со спицами, перетягами, ободами. Вячеслав - устройство колеса не забудьте!!!
                2-0
          2. Комментарий был удален.
          3. 2-0 2 ноября 2016 22:58
            А я с Вами "rasteer" спорить не буду. Питание и образ жизни великая вещь.
            Я лишь посоветую посмотреть старые японские фильмы и хронику. Да хоть того-же Куросаву - "Семь самураев". С учётом, что Вы правильно отметили про стариков.

            Вице-адмирал Мису- русско-японская.... Типичный японец, верно? Низкий покатый лобик, узковатые глаза, мелкая растительность на роже, скулы, все совпадает, верно? И таких рож в генералитете Японии начала 20 в. - пруд-пруди.
            2-0
            1. rasteer 3 ноября 2016 07:09
              Я вам приведу два фото на одном фото самураи на другом коряки и на них видно, что европеоидный тип лица присутствует на ряду с азиатским.

              1. 2-0 3 ноября 2016 11:35
                Так а вывод то какой?
                Причём коряки не показатель - геологи, географы...
                2-0
                1. rasteer 3 ноября 2016 13:13
                  Вывод не морда красит человека, а человек морду laughing
                  А если серьезно. Тут где-то Оператор про свои галлогруппы любимые писал, и в кое веки оно сходится. Японцы как нация это смесь европейцев, китайцев и манжур. Благодаря долгой изоляции из этой смеси вышел японец.
                  1. 2-0 3 ноября 2016 15:49
                    Ага, скажите это японцам.Зарубят-на... Какие такие европейцы-китайцы? По всем книгам - это была закуклившаяся нация смело отбившая Хубилая и далее развивавшаяся исключительно самобытно. Откуда, правда, тогда такие интересные рожи?
                    2-0
        3. 3x3zsave 2 ноября 2016 21:47
          Второй абзац - хорош!!! Нет, кроме шуток! Давайте замутим совместно что-нибудь военно-историческое в духе Яна или, на крайняк, Сабатини? Вячеслава, вот, позовем в консультанты... smile
  7. 2-0 2 ноября 2016 23:11


    О, министр! Типичная японская... лицо! Особенно лобная часть и надбровные дуги.
    2-0
  8. 2-0 2 ноября 2016 23:14


    Мать, мать - маршал!!!
    2-0
    1. rasteer 3 ноября 2016 07:18
      Подобные рисунки не отражают реальность тем более у Ойама была травма лица один глаз был широко открыт
  9. 2-0 2 ноября 2016 23:19


    Ну и в заключение - незабвенный Того, слегка по молодости. Типичный японец!!!!!!!!
    2-0
  10. avaks111 4 февраля 2017 07:01
    Не слишком ли высоки технологии изготовления ювелирных изделий для 4-го века до нашей эры?
Картина дня