Вода… кругом вода. О модернизации подводного флота

14
Вода… кругом вода. О модернизации подводного флота

Правительство Великобритании недавно подтвердило, что компанией BAE Systems будет построено в общей сложности семь подлодок класса «Astute» на замену нынешним подлодкам класса «Trafalgar»

Грозные, скрытные, разносторонние, способные нанести точечный или глобальный удар, современные подводные лодки являются предпочтительными платформами вооружения для тех флотов, которые могут себе это позволить. Неудивительно поэтому, что программы строительства новых подлодок и модернизации существующих получили такое широкое распространение в мире.



Со времен окончания Холодной войны флоты, имеющие атомные подводные лодки типа МПЛАТРК (многоцелевая подводная лодка, атомная, торпедная, с ракетами крылатыми), расширили границы операций для этих в высшей степени могущественных платформ. Ранее выполнявшие задачи по обнаружению и слежению за вражескими субмаринами, в особенности за атомными подводными лодками типа ПЛАРБ (подводная лодка, атомная, с ракетами баллистическими), в настоящее время они штатно работают совместно с надводными боевыми кораблями. Таким образом, выполняя свои задачи в открытом море и у побережья, МПЛАТРК существенное повышают разведывательные, оборонительные и атакующие возможности флотов.

Британский флот

Великобритания входит в элитный клуб тех немногих стран, которые имеют на вооружении и МПЛАТРК и ПЛАРБ. Что касается первой категории, то третья новая МПЛАТРК «Artful» класса «Astute» была передана в состав британского флота в марте 2016 года. В министерстве обороны подтвердили, что компанией BAE System на ее верфи в городе Барроу-ин-Фернесс к 2024 году будет построено в общей сложности семь судов этого класса. Подлодки класса «Astute», идущие на смену существующим МПЛАТРК класса «Trafalgar», имеют водоизмещение в подводном положении 7400 тонн, длину 97 метров и ширину корпуса 11,3 метра. Двигательная установка этих МПЛАТРК включает водо-водяной ядерный реактор Rolls-Royce PWR2 и водомётный движитель насосного типа, позволяющий развить под водой максимальную скорость 30 узлов (55,6 км/ч).

Что касается сенсорной системы подлодок класса «Astute», то на них устанавливается стандартный комплект 2076 Stage-2 производства компании Thales, а также оптронная мачта непроникающего типа CM010 этого же производителя. МПЛАТРК «Artful» стала первой подлодкой, оборудованной общей боевой системой Common Combat System (CCS) разработки компании BAE Systems, которая должна быть установлена на первые две подлодки этого класса, построенные ранее, поскольку они до сих пор обслуживались коммерческим программным обеспечением. Что касается вооружения, то подлодки этого класса несут баллистические ракеты класса «поверхность-поверхность» UGM-1O9E Tomahawk Btock-IV компании Raytheon и тяжелые торпеды Spearfish компании BAE Systems. В состав британского флота должны войти еще четыре подлодки этого класса: Audacious, Anson, Agamemnon и Ajax. Согласно заявлению Палаты общин 2013 года, эти суда по графику в период с 2018 по 2024 годы будут вводиться в строй каждые два года. Стоимость проекта несколько раз пересматривалась с момента его одобрения правительством в 1997 году, но, судя по нескольким цифрам британского министерства обороны, публиковавшимся начиная с 2011 года, общая стоимость строительства лодок этого класса, по-видимому, составляет около 11,9 миллиарда долларов.

ВМС США

Как и британский флот американский также имеет на вооружении МПЛАТРК и ПЛАРБ. Американский флот в настоящее время заменяет свой флот МПЛАТРК класса «Los Angeles» новыми подлодками класса «Virginia». Всего запланирована постройка 48 субмарин, их строительство поделено между компаниями General Dynamics Electric Boat и Huntington Ingalls Industries Newport News. По данным исследовательской службы Конгресса, стоимость каждой подлодки составит 2,7 миллиарда долларов. Что касается характеристик лодок этого класса, то на них устанавливается ядерный реактор Knolls S9G, соединенный с водомётным движителем насосного типа от компании BAE Systems, что позволяет развить скорость минимум 35 узлов (64,8 км/ч). В комплекс вооружения входят 12 установок вертикального пуска ракет UGM-109E и четыре пусковых трубы для 28 торпед Mk.48 производства компании Raytheon. Комплексная гидроакустическая система со строго засекреченными техническими характеристиками включает носовую активную/пассивную антенную решетку AN/BQQ-10 от Lockheed Martin, а также буксируемые сонары TB-34 от Lockheed Martin, RB-33 от Chesapeake Science и по бортам оптоволоконные антенные решетки. На сегодняшний день 12 подлодок приняты на вооружение, самая последняя John Warner была передана в состав флота 1 августа 2015 года. Тринадцатая подлодка Illinois в этом классе была спущена на воду в октябре 2015 года и по графику должна быть передана в состав флота 29 октября 2016 года (событие произошло, о нем передали все новостные агенства). На декабрь 2008 года было заказано еще пять подлодок, четыре из которых, Washington, Colorado, Indiana и South Dakota, строятся и пятая Delaware находится в процессе закладки. Исходя из графика выполнения существующих этапов программы, эти первые четыре подлодки могут быть спущены на воду где-то в мае, сентябре, ноябре и октябре 2017 года и переданы в состав флота через год после этих дат. Строительство подлодки South Dakota пока не началось.

Франция

Наряду с Великобританией и Соединенными Штатами Франция также обновляет свой флот МПЛАТРК за счет закупки подлодок класса «Barracuda» водоизмещением 5300 тонн, строительство которых ведет судоверфь DCNS. Для французского флота ведется строительство первой подлодки «Suffren» из шести запланированных. Ожидается, что подлодка «Suffren» будет передана в состав флота в 2017 году, а последняя подлодка «De Grasse» в 2029 году. Французский сенат в 2013 году оценил стоимость всей программы примерно в 7,8 миллиарда долларов. На этих субмаринах будет установлен ядерный реактор K-15 компании Areva-Technatrome и насосный водомётный движитель, позволяющий развить скорость под водой минимум 25 узлов (46 км/ч). Вооружение атомных подлодок этого класса включает крылатые ракеты морского базирования SCALP (Systeme de Croisiere Autonome a Longue Portee-Emploi Genera – многоцелевая автономная крылатая ракета дальнего радиуса действия) компании MBDA, противокорабельные ракеты SM-39 Block-2 «Exocet» также от MBDA и тяжелые торпеды F-21 производства DCNS. Системы вооружения, сенсоры и тактическая информация обрабатываются системой управления боем DCNS/Thales SYCOBS, которая объединяет все сенсоры (включая интегрированный комплект гидроакустических станций Thales S-Cube, гидролокатор предупреждения столкновений с (подводными) препятствиями Seaclear и две оптронные мачты от компании Sagem), обработку загруженных внешних тактических данных, систему запуска и контроля вооружения, а также коммуникационные и навигационные системы.


Тяжелая торпеда F-21


МПЛАТРК класса «Virginia» американских ВМС, идущие на смену МПЛАТРК класса «Los Angeles», предназначены для береговых и глубоководных операций. Производство этих подлодок будет идти по крайней мере до 2043 года

Россия

Первая МПЛАТРК «Северодвинск» нового проекта «Ясень» была передана в состав российского флота после многих задержек, связанных с недостаточным финансированием, в июне 2014 года. Ее строительство на судостроительном заводе «Севмаш» началось еще в 1993 году. Вторая подлодка этого класса «Нижний Новгород» поступила на вооружение в 2016 году. Согласно имеющимся планам должно быть построено еще пять подводных лодок этого проекта, но на данный момент ведется строительство четырех из них: «Казань», «Новосибирск», «Красноярск» и «Архангельск». Последняя подлодка «Пермь» должна быть заложена в 2016 году. Подлодки этого проекта водоизмещением 14021 тонна, длиной 120 метров и шириной 15 метров имеют на борту водо-водяной ядерный реактор разработки ОКБМ им. Африкантова, позволяющий развить скорость под водой 35 узлов (64,8 км/ч). По данным открытых источников, первая подлодка этого проекта успешно прошла испытания на глубине 600 метров. Комплекс вооружения подлодки включает восемь пусковых установок вертикального пуска, которые способны запускать противокорабельные ракеты П-800 «Оникс» разработки ВПК «НПО машиностроения», противокорабельные ракеты 3M-54 Калибр-ПЛ разработки ОКБ «Новатор» и крылатые ракеты морского базирования Х-101 разработки ОКБ «Радуга». Впервые в практике российского кораблестроения десять 533-мм торпедных аппаратов расположены за отсеком центрального поста. Занявшая всю носовую часть сферическая гидроакустическая станция не позволила расположить традиционно в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей этого проекта. Они расположены под углом побортно в районе ограждения выдвижных устройств. Стоимость каждой подлодки оценивается в 1,6 миллиарда долларов.


Поисково-ударная подводная лодка проекта «Кило» в настоящее время состоит на вооружении восьми стран. Строительство подлодок продолжается, поскольку Алжир заказал новейшие подлодки проекта «636 Кило»

Дизельные подводные лодки

Помимо подлодок с ядерными установками все больше внимания уделяется традиционным дизельным подводным лодкам (ДПЛ), особенно это относится к ведущим флотам Ближнего Востока и Северной Африки. Например, две подлодки проекта 636Е «Варшавянка» разработки КБ «Рубин» должны быть поставлены ВМС Алжира в 2018 году; они присоединятся к четырем поставленным ранее подлодкам Проекта «636 Кило» и Проекта «877ЕКМ». Основной задачей семейства подлодок проекта «Кило» является борьба с надводными и подводными судами в относительно неглубоких водах. По общему мнению, эти субмарины довольно бесшумны, поскольку с целью существенного снижения акустических признаков заметности была уменьшена частота вращения гребного вала. Кроме того, для этих лодок была разработана воздухонезависимая энергетическая установка (ВЭУ), но сведений о том, что она будет установлена на алжирские подлодки, не имеется. ВЭУ использует топливные элементы в комбинации с системой получения кислорода, что позволяет лодке оставаться под водой продолжительное время, а также двигаться очень тихо в связи с тем, что она не зависит от охлаждающих насосов, создающих значительный шум. Первые две лодки должны быть поставлены к концу 2018 года.

Также российские подводные лодки состоят на вооружении египетских ВМС. Имеющийся у Египта флот подлодок состоит из четырех устаревших субмарин проекта 633 (классификация НАТО «Ромео») постройки завода «Красное Сормово», модернизированных в 90-е годы. На борту этих подлодок установлены противокорабельные ракеты UGM-84 Harpoon американской компании Boeing. В настоящее время начался процесс замены этих лодок четырьмя ДПЛ класса «Type 209». Первая подлодка этого класса, спущенная на воду в декабре 2015 года, была построена немецкой судоверфью ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS). Предыдущие подлодки этого типа были оборудованы оптоэлектронной мачтой непроникающего типа ISUS-90 от Atlas Elektronik, а также пассивной/активной поисково-прицельной гидроакустической станцией CSU-90 производства Atlas Elektronik и боковыми гидроакустическими антеннами. Эти подлодки могут также оборудоваться системой управления боем MSI-90U Mk.2 разработки норвежской компании Kongsberg. Эта система управления боем также установлена на борту ДПЛ индонезийского флота класса Cakra/Type-209 и, как ожидается, будет установлена на борту индонезийских подлодок класса «Chang Bogo/Type-209».

Израиль

Израиль, тем временем, наращивает свой подводную мощь в рамках программы развития военно-морских сил, в задачи которых теперь входит и защита газовых месторождений на шельфе в Средиземном море. Последовательно на баланс израильских ВМС будут приняты три современные подлодки класса «Dolphin IV», строительство которых ведет подразделение немецкой TKMS, судоверфь Howaldtswerke-Deutsche Werft. Общая стоимость этой программы составляет 1,8 миллиарда долларов и частично субсидируется немецким правительством. Первые две подлодки «Tannin» и «Rahav» уже переданы Израилю, а третья должна быть поставлена в 2017 году. Эти подлодки имеют особый гриф секретности, поскольку в них применена технология ВЭУ, которая позволяет развивать под водой скорость 25 узлов. Комплекс вооружения включает торпеды с управлением по проводам DM-2A4 Seehake от Atlas Elektronik и противокорабельные ракеты UGM-84C от Boeing, а также противовертолетные ракеты «Triton» производства компании LFK-Lenkflugkorpersysteme. Подлодки оборудованы шестью 533-мм и четырьмя 650-мм торпедными аппаратами. Аппараты большего диаметра могут запускать не только торпеды и крылатые ракеты, но также служить в качестве шлюзовой камеры для выхода морских командос из израильского подразделения Flotilla 13.



Боевая готовность шести подлодок класса «Collins» была признана неудовлетворительной в связи с нехваткой личного состава и техническими проблемами. Предусмотрена их модернизация и, в конечном счете, замена двенадцатью новыми ДПЛ

Австралия

ВМС Австралии считаются весьма опытным оператором ДПЛ, обладающим стратегическим расположением и имеющим профессиональные связи с европейскими и азиатскими флотами. Эти и некоторые другие причины заставили австралийский флот начать как модернизацию имеющихся проблемных подлодок класса «Collins», так и программу их замены. По мнению известного австралийского эксперта в области подводных боевых действий: «Дизельные двигатели этих подлодок, как правило, нуждаются в особом внимании, также существует фундаментальная проблема с топливными баками подлодок класса «Collins», которые не предназначены для эксплуатации в очень соленой морской воде побережья Австралии». Судостроительная компания ASC, изготовитель существующих шести подлодок класса «Collins», в следующие десять лет собирается заняться вплотную строительством новых надводных боевых кораблей. И в связи с этим у компании будут ограниченные возможности по реализации программы модернизации подлодок класса «Collins», в рамках которой, по всей видимости, также должны будут дорабатываться аккумуляторные батареи, комплекс вооружения, коммуникационные системы и гидроакустические станции. По словам одного из старших офицеров флота: «Политически чувствительный вопрос модернизации подлодок в Швеции, где они и были первоначально разработаны, в настоящее время прорабатывается». Привлечение испанской судоверфи Navantia для постройки корпусов для двух новых десантных кораблей класса «Canberra» австралийского флота вызвало много критических замечаний политиков, которые заявляли, что по экономическим причинам и с целью обеспечения безопасности все работы по этим судам должны быть проведены в Австралии. Передача контрактов зарубежным компаниям на строительство австралийских подлодок, скорее всего, вызовет серьезные возражения оппозиционных политиков и профсоюзов. Вместе с тем, в октябре 2015 года судоверфь Kockums (подразделение Saab) предложила модернизацию австралийских подлодок на базе усовершенствований, проведенных на ДПЛ класса «Gotland» шведского флота. В настоящее время модернизацией субмарин австралийского флота, которая, как ожидается, завершится в 2019 году, занимается компания Saab.

Наряду с запланированной модернизацией подлодок класса «Collins» австралийский флот уже подыскивает им замену. В апреле 2016 года Австралия выбрала французскую судостроительную компанию DCNS в качестве предпочтительного подрядчика на реализацию программы замены подлодок класса «Collins», получившей обозначение Project Sea 1000. В настоящее время ведутся переговоры между австралийским министерством обороны и судоверфью DCNS, которые должны завершиться в начале 2017 года. В зависимости от итогов этих переговоров компания DCNS начнет выполнение трехлетнего контракта по строительству новых подлодок. Проект французской судоверфи является вариацией на тему подлодок класса «Barracuda», в связи с чем он получил обозначение «Shortfin Barracuda-A1». Традиционные атомные подлодки класса «Barracuda» состоят на вооружении французского флота. Австралии еще предстоит решить, приобретать ли систему управления боем у компании Lockheed Martin или у компании Raytheon. Все двенадцать подводных лодок, которые закупит австралийский флот, будут построены на австралийских судоверфях.


Подлодки класса «Scorpene», спроектированные судоверфью DCNS, состоят на вооружении четырех стран. Прорабатывается проект по сборке четырех таких подлодок в Бразилии


Подводная лодка класса «Tikuna» бразильского флота в ближайшем будущем будет заменена новыми подлодками

Бразилия

В Латинской Америке заметно выделяется своим могуществом бразильский флот. В настоящее время флот, имеющий на вооружении пять ДПЛ класса «Type 209», сотрудничает с французской судоверфью DCNS с целью замены своих традиционных дизельных подлодок атомными подводными лодками класса «Scorpene» разработки DCNS, после чего он присоединится к элитной группе стран, которые имеют на вооружение подобные подлодки. По данным французских СМИ, общая стоимость контракта составляет 9,3 миллиарда долларов. «Я могу подтвердить, что подлодки класса «Scorpene» будут вооружены тяжелыми торпедами F-21, а также системой радиоэлектронного противодействия CANTO, – сообщила представитель компании DCNS Марион Бонне. – Скорее всего, подлодки будут вооружены противокорабельными ракетами, хотя какими именно, пока говорить рано». Строительство первой бразильской подлодки класса «Scorpene», в основном из французских компонентов, уже ведется на бразильской судоверфи Itagual на южном побережье, где также идет строительство новой базы подводного флота. Руководство страны заявляет, что Бразилии необходимы ядерные субмарины для того, чтобы обеспечить в долгосрочной перспективе безопасность протяженного побережья страны и месторождений полезных ископаемых на шельфе. Вероятно, что сегодняшние бразильские политики также хотят повысить статус и влияние страны, особенно в связи с возможным постоянным членством в Совете Безопасности ООН.


Проект первой бразильской атомной подводной лодки Alvare Alberto

Строительство атомной подлодки Alvare Alberto собственной бразильской разработки водоизмещением в подводном положении около 4000 тонн, которое должно было начаться в 2015 году, пока не началось. Известно, что на лодку будет установлен водо-водяной реактор 2131-R бразильской разработки, которые был изготовлен еще в 2013 году. Модель реактора определяет его размещение в средней части корпуса. Французская компания DCNS будет помогать в строительстве корпуса и предоставит также неядерные технологии. Командующий бразильским флотом недавно подтвердил, что приоритет отдается строительству атомных подлодок. Тем не менее, экономические и политические передряги Бразилии, а также обвинения в коррупции главы государственной компании по производству ядерных реакторов, вероятнее всего поуменьшат амбиции страны в сфере строительства собственных атомных подводных лодок.

Во всем мире национальные озабоченности касательно морского суверенитета, безопасности шельфовых месторождений и защиты морских коммуникаций продолжают усиливаться параллельно с ростом возможностей подводных флотов. В связи с этим неизбежен существенный рост числа программ по строительству новых подлодок и модернизации существующих субмарин.

Использованы материалы:
armadainternational.com
www.baesystems.com
www.saabgroup.com
www.naval.com.br
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    1 ноября 2016 07:39
    Хороший обзор.Количество американских АПЛ напрягает.А если посчитать общее количество натовских субмарин то разница просто колоссальная ...флот нуждается в усилении
    1. +2
      1 ноября 2016 10:09
      Цитата: Magic Archer
      Хороший обзор.Количество американских АПЛ напрягает.А если посчитать общее количество натовских субмарин то разница просто колоссальная ...флот нуждается в усилении


      Ну уж не настолько колоссальная - грубо говоря в 2 раза где-то.

      Первая МПЛАТРК «Северодвинск» нового проекта «Ясень» была передана в состав российского флота после многих задержек, связанных с недостаточным финансированием, в июне 2014 года. Ее строительство на судостроительном заводе «Севмаш» началось еще в 1993 году. Вторая подлодка этого класса «Нижний Новгород» поступила на вооружение в 2016 году. Согласно имеющимся планам должно быть построено еще пять подводных лодок этого проекта, но на данный момент ведется строительство четырех из них: «Казань», «Новосибирск», «Красноярск» и «Архангельск». Последняя подлодка «Пермь» должна быть заложена в 2016 году. Подлодки этого проекта водоизмещением 14021 тонна


      Фантастические данные)) "Нижний Новгород" - это АПЛ пр. 945А 1990-го года постройки. Про водоизмещение автор тоже что-то загнался.
      1. jjj
        +1
        1 ноября 2016 12:52
        Все это, за исключением готовности "Вирджинии" и "Северодвинска", я читал еще лет пятнадцать назад. Здесь только опущены развернутая часть по Германии, странам Юго-Восточной Азии, а так же по воздухонезависимым установкам. Это очень старые данные.
        По Британии. Лодки «Astute» оказались неудачными. Вот почему "Трафальгары" тоже с проблемами, так долго оставались в строю. По флотам третьих стран. Там на протяжении нескольких лет шла подковерная борьба между немцами и французами. В итоге французам удалось протолкнуть свои лодки "Scorpene" вместо немецких более лучших пр.209/212/214. Кстати, в статье "Scorpene" названы почему-то атомными лодками
  2. +8
    1 ноября 2016 08:50
    Вторая подлодка этого класса «Нижний Новгород» поступила на вооружение в 2016 году.
    надо же - я что-то пропустил...автор, что за бред?!
    Кроме того, для этих лодок была разработана воздухонезависимая энергетическая установка (ВЭУ), но сведений о том, что она будет установлена на алжирские подлодки, не имеется.
    какая нахрен ВНЭУ для Варшавянок, да еще алжирских fool
    1. +3
      1 ноября 2016 10:06
      И за "баллистические ракеты Томагавк" на британцах. Может крылатые?
  3. +9
    1 ноября 2016 09:04
    Бредовая статья.Где КНР ,Индия,Япония ? Зато в статье есть Бразилия с подводным флотов слабее Греческого.
    "Осведомленность" авторов тоже поражает.Нижний Новгород у авторов стал Ясенем и передан в состав флота laughing
    Ну и.т.д.
    1. +2
      1 ноября 2016 11:08
      Цитата: Одиссей
      Бредовая статья.


      Практически так и есть.

      Статью в раздел МНЕНИЯ.

      Т.е. практически в топку!

      Опять модераторы проспали...
      1. jjj
        +2
        1 ноября 2016 12:55
        Модераторы могут и не владеть ситуацией по подводным силам. Это очень специфическая область
  4. +1
    1 ноября 2016 18:28
    Цитата: alexej123
    крылатые ракеты морского базирования Х-101 разработки ОКБ «Радуга».

    У автора все может быть. Например
    крылатые ракеты морского базирования Х-101 разработки ОКБ «Радуга».
  5. exo
    +2
    1 ноября 2016 22:00
    "...баллистические ракеты класса «поверхность-поверхность» UGM-1O9E Tomahawk Btock-IV "
    Вот,после этих слов,можно дальше и не читать.Полное непонимание темы,автором.Интересно,с каких пор крылатая ракета Томагавк,переместилась в класс баллистических?
  6. 0
    7 ноября 2016 13:23
    А чо, Китай вообще не имеет подлодок?
    1. 0
      7 ноября 2016 15:29
      у китая есть подлодки . а последние очень даже не чего . я не однократно писал что не монстрами надводными надо сейчас заниматься . 50 дизельных . 50 АПЛ где 20 это ракетоносцы . пока это количество мечта . уроки 2 мировой не усвоили . а жаль . hi
      1. 0
        7 ноября 2016 15:42
        не давно в одной статье В.О. полное ура по поводу кузнецова , мол щас он в сирии покажет . и примеры коментов которые говорили что не этим надо заниматься , выдаивали как ошибочное мнение . не понимая локальный конфликт и полномасштабная война , это разные вещи . статья очень сыра . факты не совсем верны но может кто задумается . hi
  7. 0
    21 января 2017 14:56
    Модернизацию подводных плавательных средств и соответственно флота нужно продолжать , но в поиске принципиально новых и эффективных видов движителей. Все уперлись в винты и модернизации подвергается только распределении их по корпусу ПЛ. При этом никто даже не анализирует принципы движения тех же дельфинов или быстроплавающих рыб. К тому же взаимодействие с водной средой несет в себе целый комплекс не только проблемных вопросов , но и возможность использования этих кажущихся проблем в позитивном эффекте . Новые движители по принципу своего процесса кардинально отличаются от современных алгоритмов , которые используются в процессе истечения воды по лопастям винта . И в этих новых алгоритмах заложена возможность не только использования их в движителях . но и энергетических установках , которые будут обеспечивать всю энергетическую и жизненную структуру ПЛ. К сожалению огромные водные пространства нашей планеты так и остаются неосвоенными именно из -за отсутствия технологий ,которые позволяют использовать саму эту жизненную среду.