БАМ-Тында-Сталинград

В 1942 году бамовские рельсы были переброшены на строительство Волжской рокады, сыгравшей важнейшую роль в битве на Волге

БАМ-Тында-Сталинград

Кадр из документального фильма "Волжская рокада".

Об этом оставил воспоминания изыскатель Александр Побожий, первопроходец БАМА, участвовавший во фронтовой стройке на Волге. Приводим отрывки из его книги "Сквозь северную глушь" (М., 1978).


БАМ-Тында-Сталинград

Александр Побожий. Фото: Юрий Лепский/РГ

***

Прокладывать трассу от станции Иловли начали в середине февраля 1942 года. Вскоре наступила распутица, снег превратился в жидкую кашу, потекли ручьи, раскисли дороги. Мы уходили на трассу в потемках и возвращались в темноте вечером, еле волоча по лужам промокшие ноги. До глубокой ночи, при тусклом свете керосиновой лампы, вычерчивали план и профиль будущей дороги.

Земля в глубине не оттаяла, в нее не лезли даже пикетные колышки. Завьялов со своими техниками проводил геологические выработки шурфами - буровое оборудование из Вельска не доставили, оно застряло в пути, а рабочие чертежи для строительства требовались немедленно. Оттаивать мерзлую землю было нечем, геологи с рабочими грызли ее, твердую, как камень, отвоевывая кирками каждый сантиметр.

***

В Саратов, Камышин и Бальцер стали прибывать сформированные на Дальнем Востоке военно-строительные подразделения, соединенные в строительное управление. Они везли с собой самую необходимую, пусть и крайне примитивную технику (вплоть до тачек, топоров и лопат), которой здесь и вовсе не было, и главное - рельсы со скреплениями, некоторое количество мостовых ферм, снятых с участков БАМа Ургал-Известковая и Бам-Тында, а также катушки проводов, аппараты связи и еще многое другое. Все это продвигалось к нам с Дальнего Востока на правах и со скоростью следующих на фронт воинских эшелонов.

Дальневосточники с ходу оседлали почти двести километров трассы.

***

Четырнадцатого июля в Сталинградской области объявили военное положение. Государственный Комитет Обороны приказал закончить строительство Волжской рокады от Иловли до Петрова Вала у Камышина в августе.

С трассы теперь в хутора никто не уходил - спали у насыпей и мостов, где работали. Сколько должен продолжаться рабочий день, все давно забыли. Работали, сколько могли вынести; кто выбивался из сил, ложился отдохнуть под открытым небом, потом снова поднимался - катать тачки, рубить балки, ставить столбы, укладывать рельсы, подбивать под шпалы балласт. Еду варили здесь же, на месте.

БАМ-Тында-Сталинград


***
Вокзалов, конечно, не возводили - вместо них, вровень с землей, немного отступя от путей, рыли землянку, устанавливали телефоны и аппаратуру для дежурных по станции, рядом с этой землянкой копали другую для жилья. Вот и все железнодорожные устройства, не считая, разумеется, пунктов водоснабжения, которые, кстати сказать, нередко размещались на перегоне: насосы качали воду прямо из открытого источника. Все остальные сооружения мы даже не проектировали, оставляя их до лучших времен.

***

Седьмого августа со станции Иловля через новую узловую станцию Петров Вал у Камышина по Волжской рокаде пошли поезда - Сталинград получил связь с железнодорожной сетью страны. К тому времени все другие дороги на Сталинград с запада были перерезаны. По новостройке хлынул подвижной состав с юга. В августе и сентябре 1942 года по нашей линии успели перебросить на север 23 тысячи вагонов с ценнейшим оборудованием и 480 паровозов. Если бы не рокада, весь подвижной состав с грузами из района Сталинград-Гумрак был бы разбит немецкой авиацией или уничтожен нами, чтобы не отдать врагу. По этому же пути к Сталинграду и Дону подвозили войска, боеприпасы и военную технику.

БАМ-Тында-Сталинград
Автор: Юлия Башарова
Первоисточник: https://rg.ru/2016/10/14/rodina-transsib-voina.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. Aleksander 30 октября 2016 07:40
    скорость стройки рокады поразительна!.
    Военные строители всегда выручали армию yes
    1. амурец 30 октября 2016 14:56
      Цитата: Aleksander
      скорость стройки рокады поразительна!.

      Потому и поразительна, что на Баме снимали уже готовую рельсошпальную решётку от станции Бамовская до Тынды и на построенных участках Бама от Тынды. На Ургале снимали рельсошпальную решётку только вдоль главного хода БАМа, так как по ветке Известковая- Ургал-Чегдомын вывозился уголь с шахт Чегдомына, в котором была острая нужда. А работы проводились примерно так.
      Похожие фотографии я видел в Свободном, столице Бамлага. Подобная же "Техника и технологии" использовались при разборе путей, для отправки под Сталинград. Но фотографии я видел в Тынде. Почему это перед войной, а не позже, обратите внимание на шпалы,они не пропитанные.
    2. Игорь В 30 октября 2016 16:10
      Цитата: Aleksander
      скорость стройки рокады поразительна!.
      Военные строители всегда выручали армию yes

      Изыскания, проектирование и пикетирование (разбивку на местности) проводили работники Промжелдорпроекта (если не ошибаюсь), они же руководили железнодорожными батальонами, строившими дорогу. Они не являлись военными строителями и не имели отношения к железнодорожным войскам, но с начала войны были мобилизованы, получили звания и продолжали работать в своей структуре. Наиболее известные их работы, кроме Волжской рокады, - дорога на Воркуту (воркутинский уголь заменил донбасский) и пути к Ладожскому озеру, к Дороге жизни. В конце войны опять работали на БАМе, на участке Комсомольск на Амуре - Советская гавань.
      1. Aleksander 2 ноября 2016 22:04
        Цитата: Игорь В
        Они не являлись военными строителями и не имели отношения к железнодорожным войскам,


        СТАТЬЯ :.
        Саратов, Камышин и Бальцер стали прибывать сформированные на Дальнем Востоке военно-строительные подразделения, соединенные в строительное управление

        Оспорьте
    3. RoTTor 2 ноября 2016 18:54
      Зто жел.дор. войска, а не военные строители
      1. Aleksander 2 ноября 2016 22:05
        Цитата: RoTTor
        Зто жел.дор. войска, а не военные строители


        СТАТЬЯ: .
        Саратов, Камышин и Бальцер стали прибывать сформированные на Дальнем Востоке военно-строительные подразделения, соединенные в строительное управление

        Оспорьте.
  2. ротмистр 30 октября 2016 07:49
    Какую войну выиграли! Сколько вынесли народы населяющие Россию.
  3. parusnik 30 октября 2016 08:03
    Огромную роль сыграла рокада в Сталинградской битве, проложила дорогу к Победе...
  4. igordok 30 октября 2016 09:09
    Помогите разобраться в терминологии.
    Рока́да — железная, шоссейная или грунтовая дорога в прифронтовой полосе, проходящая параллельно линии фронта.
    Но ведь "Волжская рокада" идет из тыла к Сталинграду. Т.е. она перпендикулярна линии фронта. Так почему её называют рокадой.
    1. Игорь В 30 октября 2016 13:08
      Немцы, наступая, перерезали все железные дороги, идущие от Сталинграда на север. Необходимости дороги вдоль Волги до войны не было, так как Волга сама была транспортной артерией. Зимой 41-го выяснилось, что навигация продолжается не круглый год, поэтому было решено строить эту дорогу. Главная часть рокады - Иловля-Петров вал, позволившая соединить район Сталинграда с ж/д сетью страны.
      Рокадой названа потому, что по ней осуществлялись перевозки, свойственные рокаде.
      1. Reptiloid 31 октября 2016 13:59
        Доволен,что,прочитал эту статью и узнал новое для себя.
        БОЛЬШОЕ спасибо автору за рассказ и фотоТакже и комментарии.С уважением.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня