Самураи против Пентагона

Рассуждения об основных направлениях российской геополитики и ее приоритетах на современном этапе немыслимы без анализа ситуации на Дальнем Востоке и перспектив ее развития. Основное внимание в этом регионе уделяется нашими экспертами Китаю, что естественно, ибо не может не вызывать тревогу стремительное и сочетающееся с демографическим ростом военно-экономическое развитие КНР при убыли населения по нашу сторону границы. Но есть еще одна страна, чей боевой и главное – духовный потенциал мы, думается, недооцениваем. Озабоченная военной угрозой со стороны предельно милитаризованной Северной Кореи и не располагающая ядерным оружием Япония сегодня не вызывает у российских экспертов серьезных опасений. Справедливо ли это?

За ответом обратимся к истории самураев. Для наглядности наши рассуждения о системе ценностей этого во многом уникального служилого сословия построим на сравнении с менталитетом европейских рыцарей.

Древних японских воинов называли буси – вооруженные люди. История относит их появление к VII–VIII столетиям. В Европе тогда царили «темные» века, возникшие на обломках Римской империи варварские королевства трещали под ударами арабской конницы. Слово «самурай» в военной среде стало употребляться примерно с X века и переводится как служить. Тогда же сформировалась тактика, просуществовавшая почти в неизменном виде до XVI века и выражавшаяся в стремлении воинов к одиночным схваткам. За службу господин должен был кормить самурая, предоставлять ему дом, а порой и землю. Схожие процессы происходили на Западе, где к XI веку утвердилась вассально-ленная система, рыцари также стремились свести сражение к одиночным поединкам и, как и их дальневосточные коллеги, отличались презрением к простолюдинам.


Своего расцвета европейское рыцарство и самураи достигли в период феодальных войн, красной нитью проходящих через Средневековье. На первый взгляд, перед нами схожие тенденции и направления в развитии военных сословий и, казалось бы, общность менталитетов. Однако есть существенное различие. Оно заключается в отношении к смерти и восприятии мира в целом.

Рыцарь, как и самурай, был готов умереть без страха на поле боя, ибо христианское миросозерцание давало ему надежду на будущую жизнь в Царствии Небесном. В эпоху Крестовых походов многие верили, что если погибнут в битве с мусульманами, то непременно попадут в рай, что им и обещал в 1095 году папа Урбан II, вдохновивший европейских воинов на борьбу за освобождение гроба Господня. В какой-то степени виноваты здесь сами христианские миссионеры, утверждавшие Спасителя среди германских племен, для которых война была естественным состоянием и разговоры о любви и прощении не имели смысла. Поэтому Христа проповедовали как Бога победы, что, безусловно, способствовало крещению германцев.

Рыцари не боялись смерти, но и не стремились к ней, и в этом их существенное отличие от самураев. Кроме того, в эпоху феодальной раздробленности и междоусобных войн на Западе и в Японии складывается принципиально различное отношение к плену. Для рыцаря он не являлся чем-то предосудительным. Да и противники не горели желанием убить друг друга, скорее захватить для последующего выкупа. Пленный рыцарь, как правило, находился у своего победителя на положении почетного гостя. В Стране восходящего солнца все было иначе. Войны велись на уничтожение противника, плен считался несмываемым позором.

Смысл жизни – смерть

Для японского воина смерть не являлась антиценностью. Самурай не просто не боялся умереть, он стремился к гибели.

Самураи против ПентагонаНечто подобное встречается и в христианстве, если обратиться к словам апостола Павла: «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение». Однако в данном случае сходство внешнее. Апостол видит свое Отечество на небе, понимая, что здесь, на земле, он только странник. Тем не менее православные авторы никогда не писали о необходимости самоубийства, напротив, Церковь осуждает добровольный уход из жизни. Добавим, что ментальные установки дружинников, а позже дворян, детей боярских и казаков, также построенные на христианской системе ценностей, отличались готовностью наших воинов умереть за веру и Отечество, но исключали стремление к самоубийству. Даже когда русский воин шел на верную смерть, то, как правило, это выражалось в желании исполнить евангельскую заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Стремление к самоуничтожению чуждо и исламу: с позиции веры средневекового воина-мусульманина его храбрая смерть в войне с неверными гарантирует райские обители, но ритуального расставания с жизнью и эта традиция не знает.

Для самурая гибель была не просто ценностью. Японская воинская культура создала целую эстетику смерти, совершенно чуждую западному менталитету. Самурай должен был расстаться с жизнью красиво, пройдя через изощренную процедуру ритуального самоубийства – сэппуку.

Чем было обусловлено подобное стремление к самоуничтожению? Причин несколько.

Ключ к пониманию ментальных установок самурая дает термин «буси», означающий не просто воина, а человека меча и учености. Самурай с детских лет не только обучался владению оружием, но и получал приличное по средневековым меркам образование. Это выгодно отличало японского воина от европейских рыцарей периода раннего Средневековья.

Менталитет самурая во многом сформировался под воздействием дзен-буддизма, в основе которого так называемые четыре благородные истины, первая из которых гласит: «Существование есть страдание». Для преодоления страдания следует убить в себе их источник – желания. Человек, сумевший добиться этого, становится буддой – просветленным и достигает нирваны.

В каком-то смысле буддизм, с точки зрения европейца, призывает к небытию, а само бытие есть иллюзия, вследствие чего в данной религиозной системе моста между временем и вечностью нет. Подобные мировоззренческие установки, воспринятые самураями, делали их земную жизнь и связанные с ней ценности ничего не значащими: раз жизнь – иллюзия, следовательно, смерть не трагедия.

Теперь о синтоизме. Это сугубо национальная религия японцев переводится как «путь богов». Она основана на культе предков, а в нем не просто почитание умерших, но и формирование в сознании воина представлений о цельности и единстве бытия, что также по сути приводит к отрицанию смерти и притупляет страх перед ней.

Сами японцы, и самураи прежде всего, верят, что их император – потомок богини Аматэрасу. Отсюда чувство превосходства над другими народами Индокитая и одна из составляющих (наряду с мощным экономическим стимулом) стремления в годы Второй мировой войны объединить этот регион под своей властью. Религиозная доктрина синтоизма основана на вере в ками – божественные существа, пронизывающие вселенную. После смерти самурай также становится ками. Строго говоря, японский воин считал, что он не умирает, а просто меняет форму бытия.

Как самурай мог сохранить абсолютное спокойствие в момент сэппуку – весьма мучительной формы ухода из жизни? Здесь на помощь воину приходил дзэн, медитативная практика которого позволяла отречься от самого себя и тем самым избавиться от страха смерти. При полном понимании того, что человек делает.

Еще одна причина, повлиявшая на мировоззрение самураев, заключается в их преданности роду. Западный рыцарь, как и русский дружинник, благодаря христианству воспринимал себя как уникальную личность и исходя из этого осознавал неповторимую ценность собственной жизни, дарованной Богом, жертвовать которой можно только в крайнем случае, например защищая Отечество или сражаясь за веру. В японской воинской традиции неизвестны подвиги, совершенные за прекрасную даму или ради личной славы. Основные поведенческие доминанты самурая – преданность роду и господину. Последнее – следствие проникновения конфуцианства в культуру Японии, влияние которого, впрочем, несравнимо с буддизмом и синтоизмом.

Кроме того, нужно принять во внимание длительную гражданскую войну, сотрясавшую страну с 1467 по 1568-й, когда смерть стала некой прозаической реальностью, неотъемлемым спутником жизни самурая. Для сравнения: кровопролитная Война Алой и Белой розы в Англии длилась 32 года.

Плюс специфические географические особенности Страны восходящего солнца: ее островное положение, обеспечивавшее относительную недоступность для иноземцев, горный ландшафт с фактически изолированными друг от друга областями консервировали мировоззренческие установки самураев и делали их не особенно восприимчивыми к внешнему воздействию. Пожалуй, в этом одна из причин духовной цельности и неизменности японского менталитета.

Самурайскому роду нет переводу

Сегодняшние японцы чтят традиции на уровне внешних символов, но несут ли они в себе менталитет воинов прошлого? Думается, да. В V веке великий христианский мыслитель Блаженный Августин говорил: нет прошлого, настоящего и будущего, существуют настоящее прошедшего, настоящее настоящего, настоящее будущего. Увы, в России иное восприятие времени, мы давно разорвали связь с бытием, упустили незримую нить из прошлого и потому легко взрывали храмы, а ныне рассказываем анекдоты про недавно ушедших вождей, каждые полвека переписываем собственную историю. Для нас прошлое – это «они», а не «мы».

На долю Страны восходящего солнца выпало немало потрясений: в 1867 году рухнула власть сегуната, началась реставрация Мэйдзи, в результате которой привилегии самураев были уничтожены. Япония вступила на путь бурного военно-экономического развития и внешней европеизации, подобно той, что испытала Россия в первой четверти XVIII столетия. Казалось бы, самураев ожидала участь нашего дворянства после петровских реформ. Ведь именно тогда появились две России: маленький и уютный мир барских усадеб, в котором по-французски говорили лучше, нежели по-русски, и враждебное ему необъятное крестьянское царство.

Однако историческая судьба Страны восходящего солнца сложилась иначе. Лишенные сословных привилегий, в значительной массе пережившие нищету и унижения, самураи не только выстояли, но и привнесли в военно-техническую мощь страны свой дух. Дело в том, что японскому обществу оказались близки их мировоззренческие установки, основанные на общей для всего населения религиозной традиции. Заметим, что крушение империй (трех христианских – Российской, Австро-Венгерской, Германской и одной мусульманской – Османской) в результате Первой мировой войны стало следствием в том числе религиозного индифферентизма и нежелания умирать за прежние идеалы.

В 1945 году Япония оказалась в более тяжелой, нежели названные страны, военно-экономической и политической ситуации. Однако никаких признаков революции в Стране восходящего солнца не наблюдалось, а вера в императора оставалась непоколебимой, несмотря на то что янки заставили Хирохито публично выступить с опровержением его божественного происхождения. Показательно, что американцам практически не удавалось брать пленных. Японцы предпочитали смерть неволе, один пленный приходился на 120 убитых (у американцев – 1 к 3). Ярким проявлением самурайского духа стали камикадзе, среди которых далеко не все были потомками сословия воинов. Для рационально мыслящих американцев действия этих летчиков стали потрясением, недаром они поручили крупнейшему своему антропологу Рут Бенедикт написать книгу, посвященную менталитету японцев, и уже в 1946-м была издана ее глубокая, написанная в кратчайшие сроки работа «Хризантема и меч».

Интересная деталь: в императорской армии не было традиции награждать лучших при жизни, и это считали в порядке вещей. Такое отношение невозможно представить в любой европейской или американской армиях.

Быть может, ментальные установки японцев, унаследованные ими от эпохи самураев, постепенно уходят в небытие в нынешней эпохе постмодерна, когда мир приходит к единому знаменателю в культуре, когда стираются не столько государственные границы, сколько национальные и религиозные особенности народов? Вряд ли. Есть основания полагать, что самурайский дух жив и сегодня. Не на уровне внешних символов и антуража, как на Западе или в России, а именно в качестве составной части менталитета и доминанты поведения. Подавляющее большинство жителей Страны восходящего солнца по-прежнему исповедует синтоизм – систему ценностей, определявшую образ мыслей самураев много веков назад.

Напомним также, что с 90-х годов японские военнослужащие участвовали в миротворческих операциях – в Анголе, Руанде, Мозамбике, на Голанских высотах, в Восточном Тиморе, в 2004 году в качестве американских союзников оккупировали Ирак, то есть имеют реальный боевой опыт.
Автор: Игорь Ходаков
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/33167


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 36

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. почти дембель 30 октября 2016 15:58
    В 45-м этих самураев сдалось в плен нашей армии около 600 тыс. чел. И куда же их самурайский дух делся после атомной бомбардировки амеров? Да они должны по крайней мере ненавидеть матрасников до икоты, но вместо этого перенимают их образ жизни...Национальная гордость аж зашкаливает.
    1. Dart2027 30 октября 2016 17:52
      Цитата: почти дембель
      Да они должны по крайней мере ненавидеть матрасников до икоты

      А это ещё вопрос. США сильнее Японии и это факт, но вот какова будет реакция японцев если они почувствуют возможность рассчитаться большой вопрос.
      Цитата: почти дембель
      В 45-м этих самураев сдалось в плен нашей армии около 600 тыс. чел

      Сдаться по приказу и сдаться по собственному желанию - это разные вещи. Как ни крути, а держаться до последнего они умели.
    2. kalibr 30 октября 2016 18:50
      Традиция японских военных кланов такова: побежденный клан всегда сдается сильнейшему, чтобы сохранить себя, жен,детей и ждать, 100, 200 лет ждать, чтобы отомстить. У них есть поговорка - "Что сгибается, может подняться, что не сгибается - ломается!"
      1. дядя Мурзик 31 октября 2016 12:02
        да ладно можно и пятьсот лет подождать! lol
      2. kalibr 31 октября 2016 12:15
        Для японцев время не имеет значения.
        1. дядя Мурзик 31 октября 2016 14:07
          трус всегда себе найдет оправдания,будь хоть он японцем,хоть китайцем! laughing
          1. kalibr 1 ноября 2016 10:29
            Мы не были трусами в 91-ом, но почему-то проиграли, как и японцы в 45-ом. Только они проиграли войну, а мы проиграли мир.
    3. Su24 30 октября 2016 19:28
      Цитата: почти дембель
      Самурай с детских лет не только обучался владению оружием, но и получал приличное по средневековым меркам образование. Это выгодно отличало японского воина от европейских рыцарей периода раннего Средневековья.


      Лол, никаких рыцарей в раннем Средневековье ещё не было. Время рыцарей наступает только в конце XI века.

      Цитата: почти дембель
      В 45-м этих самураев сдалось в плен нашей армии около 600 тыс. чел.


      Надо полагать, что большинство их были асигару, а не самураи. + К тому времени сам император выступил с приказом сдаться, т.е. они выполняли приказ божества.
      1. Su24 30 октября 2016 19:51
        Очень не полная статья. Чтобы рассказать о самураях надо в первую очередь более-менее глубоко изложить буддизм и синтоизм, только в этом случае может быть ясна этическая основа японских воинов. Автор лишь частично коснулся этой темы.
        +Не рассмотрено современное состояние японского общества вообще и наследников самурайского сословия в частности.
    4. sub307 30 октября 2016 20:05
      почти дембель
      " Да они должны по крайней мере ненавидеть матрасников до икоты, но вместо этого перенимают их образ жизни...Национальная гордость аж зашкаливает."
      И каким макаром японцы "перенимают их образ жизни"? Ездят японцы вроде на своих японских машинах, чайные свои церемонии тоже вроде по японски справляют, электроникой своей пользуються..., даже "лопают" по японмки - палочками. В этом случае дорогой "почти дембель вполне уместно напомнить "дедушку" Крылова - "...чем кумушек считать, трудиться, не лучшель на себя кума оборотиться...". Если уж у Вас "национальная гордость" зашкалила ...то для начала "метните в окно" свой компьютер в знак протеста против всего ненашего, в особености "ненавистного матрасовского" майкрософта.
  2. амурец 30 октября 2016 16:21
    Показательно, что американцам практически не удавалось брать пленных. Японцы предпочитали смерть неволе, один пленный приходился на 120 убитых (у американцев – 1 к 3). Ярким проявлением самурайского духа стали камикадзе, среди которых далеко не все были потомками сословия воинов

    Когда-то давно, я читал книгу К.Симонова "Далеко_ на Востоке." О Халхин-Голе". Меня поразила сцена передачи японских военнопленных,когда на них одевали бумажные "колпаки позора"
    <<Как-то странно и тяжело было смотреть, как тем из раненых, кто сам не мог приподнять голову, грубо приподнимали ее и нахлобучивали на нее пакет, а следующий, тот, кто мог поднимать голову, уже сам приподнимался на локтях и вытягивал шею навстречу пакету.

    Полковник Харада проходил мимо меня. Я задержал его и спросил: что они делают с пленными? Он быстро остановился и произвел на своем лице два необыкновенно быстрых движения: сначала он быстро улыбнулся. Это был жест по отношению ко мне - он отвечал на мой вопрос. Потом эта улыбка так же быстро исчезла, и нижняя губа полковника оттянулась в надменную гримасу. Кивнув на пленных и сделав очень короткий и очень презрительный жест в их сторону, он сказал:

    - Это надевают на них для их пользы, чтобы им было не стыдно смотреть в лицо офицерам и солдатам императорской армии.>>К. Симонов.
  3. parusnik 30 октября 2016 16:21
    Есть основания полагать, что самурайский дух жив и сегодня.
    ...С учётом того как японцы легли под американцев,самурайский дух жив ... smile
  4. exo 30 октября 2016 16:31
    Дух выветрился,уже давно. Несамостоятельный народ,хотя и с амбициями.
    exo
  5. Стилет_71 30 октября 2016 18:30
    Прочитал в свое время "Книгу пяти колец" Миямото Мусаси. Меня поразила фраза " Путь Воина есть решительное, окончательное и абсолютное принятие смерти...". Долго пытался осознать и понять ее значение, так сказать примерить на себя. И только сопоставив с цитатой из Евангелии "...все, взявшие меч, мечом погибнут" понял, основная мысль заключена в том, что человек взявший в руки оружие и готовый его применить против других людей, даже в самых благородных и высоких целях, должен быть готов, неизбежно погибнуть насильственной смертью. Т. е. человек вступая в вооруженную борьбу, заранее должен примириться с собственной смертью. Если он готов идти на такую жертву и принимает это "решительно, окончательно и абсолютно", то это и значит следовать "Пути воина". Такого человека гибель в бою не страшит, смерть для него каждодневная реальность.
    В Японии в силу исторических, социальных и географических особенностей развития народа и страны (этногенеза) традиция следования "Пути война" прочно вошла в культуру. Появился социальный слой людей (самураев) воспитанных в этой традиции и сознательно ее придерживающихся.
    В любом человеческом обществе, в любом кодексе поведения есть определенная градация действий и образа жизни. Она выражается в общепринятом для данного общества или кодекса понятийном аппарате. Один человек жил и делал вот так - это хорошо, поэтому он вознагражден, другой человек жил и делал по другому - это плохо, поэтому он наказан.
    В большинстве случаев на отрицательном конце этой градации, в качестве наказания находится смерть, с последующим посмертным наказанием (ад, тартар, плохая карма и т.д.). Однако это слабая мотивация для людей совершенно не страшащихся смерти (а иногда стремящихся к славной гибели) и уверенных в том, что после нее они присоединяться к предкам, следовавшим общему для них "Пути". Закономерно, что в таком обществе место на отрицательном конце шкалы занял позор. Опозорить себя, свой род и своих предков, вот что самое страшное для самурая. Причиной позора, могло быть недостойное поведение, поражение, плен, что в условиях воинственной культуры понятно. Поэтому как средневековые католики устраивали покаянные шествия с самоунижением моральным и физическим, стремясь спасти душу и избежать смерти и вечных мук, так и самураи соглашались принять смерть, явление понятное и нестрашное, стремясь избежать самого ужасного с их точки зрения - позора.
  6. burigaz2010 30 октября 2016 19:30
    Японцы, японцы, японцы, наикрутейшие воины самураи, а уж мифические ниндзя это вообще невероятные супербойцы! А их недосабля катана разлекламированная как чудо меч! Ну не надоело ещё! Ничего что рыцарь или русский гридень при встрече с этим самураем помер бы очень быстро, от смеха!!! Ниндзя полукрестьяне кроме сказок что конкретно из себя представляют? А уж чудо меч катана из плохого железа и с интересным эфесом без яблока? Попробуйте рубануть одной рукой без заднего упора ладони! Чур кино и прочую рекламу не упоминать!
    1. Su24 30 октября 2016 20:04
      Цитата: burigaz2010
      Ничего что рыцарь или русский гридень при встрече с этим самураем помер бы очень быстро, от смеха!!!


      Если не умер бы раньше от меча.

      Цитата: burigaz2010
      Попробуйте рубануть одной рукой без заднего упора ладони!


      Тащемта, такие мечи для двойного хвата предназначались. Центр тяжести специально смещён вперёд.
      1. burigaz2010 30 октября 2016 20:16
        Цитата: Su24
        Цитата: burigaz2010
        Ничего что рыцарь или русский гридень при встрече с этим самураем помер бы очень быстро, от смеха!!!


        Если не умер бы раньше от меча.

        Цитата: burigaz2010
        Попробуйте рубануть одной рукой без заднего упора ладони!


        Тащемта, такие мечи для двойного хвата предназначались. Центр тяжести специально смещён вперёд.


        А вы толщину и вес этой катаны знаете? При ударе даже по обычной кольчуге попробуйте шашку взять! У самураев для войны был другой меч , лень копаться в инете, о- дати или ко- дати! А катана так типо придворной шпаги!!!
    2. Dart2027 30 октября 2016 20:14
      Цитата: burigaz2010
      А уж чудо меч катана из плохого железа и с интересным эфесом без яблока? Попробуйте рубануть одной рукой без заднего упора ладони

      Про железо можно прочитать в кодексе Бусидо:
      Помни, что во время поединка меч может попасть по доспехам и шлему, и, как правило, он повреждается от удара. Поэтому важно иметь запас. Так, когда ты берешь с собой слуг, нужно взять и оруженосца, который понесет запасной меч для тебя, в то время как меч самого оруженосца понесет тот, кто носит сандалии, либо конюх.

      То есть сами самураи к качеству своих клинков относились без лишнего пафоса. А вот про эфес Вы зря - просто катана это двуручный клинок.
      Цитата: burigaz2010
      мифические ниндзя это вообще невероятные супербойцы

      Ниндзя - это аналог современных разведчиков и диверсантов. Для них главным было не умение махать кулаками, а умение скрытно проникнуть, выведать и сбежать. Настоящий ниндзя увидев нынешние фильмы про них точно бы умер от смеха.
      1. burigaz2010 30 октября 2016 20:35
        Цитата: Dart2027
        Цитата: burigaz2010
        А уж чудо меч катана из плохого железа и с интересным эфесом без яблока? Попробуйте рубануть одной рукой без заднего упора ладони

        Про железо можно прочитать в кодексе Бусидо:
        Помни, что во время поединка меч может попасть по доспехам и шлему, и, как правило, он повреждается от удара. Поэтому важно иметь запас. Так, когда ты берешь с собой слуг, нужно взять и оруженосца, который понесет запасной меч для тебя, в то время как меч самого оруженосца понесет тот, кто носит сандалии, либо конюх.

        То есть сами самураи к качеству своих клинков относились без лишнего пафоса. А вот про эфес Вы зря - просто катана это двуручный клинок.
        Цитата: burigaz2010
        мифические ниндзя это вообще невероятные супербойцы

        Ниндзя - это аналог современных разведчиков и диверсантов. Для них главным было не умение махать кулаками, а умение скрытно проникнуть, выведать и сбежать. Настоящий ниндзя увидев нынешние фильмы про них точно бы умер от смеха.
        1. burigaz2010 30 октября 2016 20:38
          Понимаете уважаемые клинок хоть трехручным может быть, при ударе по твердой поверхности если нет упора сзади он все равно проскальзывает! Написал уже обычный гроссмессер посмотрите!
          1. Dart2027 30 октября 2016 23:29
            У топоров почему-то обходятся без упора.
            1. Mavrikiy 31 октября 2016 05:52
              Цитата: Dart2027
              У топоров почему-то обходятся без упора.

              А Вы не вспомните вес и ЦТ боевого топора?
              1. Dart2027 31 октября 2016 06:44
                Вес примерно такой же как и у мечей, иначе им будет невозможно пользоваться.
            2. burigaz2010 31 октября 2016 21:48
              Только Топор и Секира это ударник, а катана эо режущее оружие!
              1. Dart2027 31 октября 2016 22:11
                Ну Вы же сами писали про удар.
                Цитата: burigaz2010
                клинок хоть трехручным может быть, при ударе по твердой поверхности если нет упора сзади он все равно проскальзывает

                А вообще доводилось читать, что навершие на эфесе - это противовес для лучшего баланса оружия, а уж потом все остальное.
                1. burigaz2010 1 ноября 2016 15:40
                  Извините неправильно сформулировал, топор при ударе обычно направлен по линии удара, а изогнутые лезвия смещаются вдоль нее! Получается рез.
                2. burigaz2010 1 ноября 2016 15:44
                  Обычно клинок без всякого яблока можно сбалансировать! Просто оно как раз выполняет роль упора ладони, и плюс им тоже можно нехило треснуть! В одном фильме неплохо при обучении сказали"рукоять не уступит острию"!
                  1. Dart2027 1 ноября 2016 19:46
                    Цитата: burigaz2010
                    и плюс им тоже можно нехило треснуть

                    Да, если не ошибаюсь вооруженных двуручными мечами учили бить навершием рукояти, когда из-за тесноты было невозможно воспользоваться остриём..
                    Я могу поверить, что упор необходим, когда длина эфеса сравнима с длиной ладони, но в то, что можно таким образом потерять меч рассчитанный на двуручную хватку, да и еще место остается - это как же он должен скользить-то?
  7. burigaz2010 30 октября 2016 19:31
    Да возьмите обычный гроссмессер и сравните!
  8. burigaz2010 30 октября 2016 19:33
    Дух японцев, три раза ха, когда то может и был? Но сейчас на них посмотрите!
  9. Molot1979 31 октября 2016 05:28
    Хотя бы один пример самурайского духа сегодня, пожалуйста. Что, нет? Ну тогда все построения автора - его личное мнение, он просто в это верит.
    Ужасно насмешил факт, что японцы участвовали в оккупации Ирака и теперь имеют боевой опыт. Срочно всем прятаться! Вот укропы тоже участвовали, даже постреляли там чуток, и что, это сделало их хоть сколько-то сильнее?
    Я так и не понял, чего автор увидел страшного в Китае. Вообще-то демографический взрыв там уже закончился. Да, их намного больше, чем нас, но их население стареет, да и гендерный перекос имеет место быть - с момента, когда с помощью УЗИ стало возможно определять пол будущего ребенка, девочек рождалось намного меньше, чем мальчиков. Что в недалеком будущем обещает большие проблемы. Да и не стремятся китайцы на север, холодно тут и неудобно для жизни. Их на юг тянет, в Австралию и Индонезию. Вот в Индонезии 15 лет назад было порядка 100 миллионов китайских мигрантов. Во сколько десятков раз это больше всех кнровцев, живущих в России? Так что сказки про миллионы китайцев. ползком пересекающих границу - это сказки и есть, причем глупые. В обозримом будущем КНР России не угрожает, там своих проблем хватает.
  10. spech 31 октября 2016 07:43
    вот зачет такое пихать в тему "вооружение" am , тут надо в альтернативную историю.
    Как жаль что минусы убрали recourse
  11. koosss 31 октября 2016 11:32
    у современных японцев вряд ли найдется что-то общее с самураями, кроме внешности)
  12. voyaka uh 31 октября 2016 11:44
    Почему обязательно "Самураи против Пентагона"?

    Может оказаться: "Самураи вместе с Пентагоном - против Китая".
    Если Японию Китай сильно зажмет, то японцы могут очнуться от послевоенной
    спячки. Оружие у них есть и очень современное. Промышленность первоклассная.
    Нужны будут только добровольцы.
  13. Hiss 31 октября 2016 12:34
    что подобная статья делает в разделе "вооружение"? "мнение" - обычное. даже "аналитикой" не отдает. слишком "сыро" и размыто.
  14. геолог 10 декабря 2016 10:20
    По моему философия японцев для нас непостижима и слишком сложна. Этот народ играет в игру го, которая сложнее шахмат, делает великолепные машины и т.д. Мы в своей массе физически сильнее, но это заслуга родителей и сурового климата, а в плане ума и духовности нужно у них учиться и учиться...
Картина дня