Первые воздушные налеты Советской авиации на Берлин. 1941 г.

Первые воздушные налеты Советской авиации на Берлин. 1941 г.

Полковник П.Н. Преображенский с экипажем своего корабля

В ответ на начало массированных воздушных налетов немецко-фашистской авиации на Москву Ставка Верховного Командования приняла решение приступить к бомбардировке столицы фашистской Германии – г. Берлина. Инициаторами этой идеи выступили Народный комиссар ВМФ СССР адмирал Н.Г. Кузнецов и генерал-лейтенант авиации С.Ф. Жаворонков. Ставка согласилась с их мнением, и в результате детальной проработки вопроса выбор пал на 1-й минно-торпедный авиационный полк (мтап) 8-й авиабригады ВВС Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) под командованием полковника Е.Н. Преображенского.



Подготовка бомбардировщика к боевому вылету

Он лично возглавил особую группу, собранную из всех пяти авиационных эскадрилий первого полка, которая в начале августа 1941 г. перебазировалась на один из четырех самых больших островов Моонзундского архипелага – о. Саарему (Эзель, Моонзундский архипелаг).

С аэродрома Кагул (о. Эзель), который к тому времени располагался в тылу противника, тактический радиус дальних бомбардировщиков ДБ-3ф обеспечивал возможность нанесения ударов с воздуха по Берлину. Но столицу фашистской Германии можно было достичь не только с учетом предельного радиуса действия самолетов 1-го мтап, но и при условии выполнения полета только в ночное время суток и в основном над водной поверхностью[1].

После первого пробного разведывательного полета с острова по маршруту группы из пяти ДБ-3ф под командованием капитана А.Я. Ефремова было принято окончательное решение на бомбардировку столицы Третьего рейха.

Вечером 7 августа один за другим взлетели тринадцать максимально груженных крылатых машин. Флагманом шел Е.Н. Преображенский, вторую группу вел В.А. Гречишников, третью возглавлял А.Я. Ефремов. По маршруту шли на высоте 7 км, температура за бортом была отрицательная, стекла кабин и очки шлемофонов членов летных экипажей обмерзали, периодически пользовались аварийными кислородными приборами.

В историческом вылете над Берлином побывало пять самолетов полка, остальные экипажи отбомбились по Штеттину. О неожиданности действий морских авиаторов говорит тот факт, что наутро немецкие радиостанции сообщили в эфир о попытке 150-ти самолетов Великобритании прорваться к Берлину.


Экипаж бомбардировщика ДБ-3

Англичане ответили так: «Германское сообщение о бомбежке Берлина загадочно, так как в ночь с 7 на 8 августа английская авиация со своих аэродромов не поднималась ввиду неблагоприятных метеоусловий»[2].

После первого налета на Берлин появился приказ Наркома обороны СССР (И.В. Сталина) от 8 августа 1941 г. № 0265: «В ночь с 7 на 8 августа группа самолетов Балтийского флота произвела разведывательный полет в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолетов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города»[3].

Реакция германского командования на первую бомбардировку советской морской авиацией Берлина была следующая: «Дополнением к директиве ОКВ № 34 от 12 августа 1941 года, подписанной начальником штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии фельдмаршалом Кейтелем, штабу группы армий «Север» предписывалось: «Как только позволит обстановка, следует совместными усилиями соединений сухопутных войск, авиации и военно-морского флота ликвидировать военно-морские базы противника на островах Даго и Эзель. При этом особенно важно уничтожить вражеские аэродромы, с которых осуществляются воздушные налеты на Берлин. Координация проведения подготовительных мероприятий поручается командованию сухопутных войск»[4].

В дальнейшем морские летчики продолжили воздушные бомбардировки столицы третьего рейха. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 г. наиболее отличившиеся летчики: полковник Е.Н. Преображенский, капитаны В.А. Гречишников, А.Я. Ефремов, М.Н. Плоткин и штурман флагманского экипажа капитан П.И. Хохлов были удостоены звания Героя Советского Союза. Многие представители летно-технического состава 1-го минно-торпедного авиаполка были удостоены высоких государственных наград.

Всего балтийскими летчиками на столицу Германии было совершено восемь налетов, последний из которых состоялся в ночь на 4 сентября 1941 года. Авиационная группа выполнила 86 самолетовылетов, при этом 33 самолета (что составило 38%) дошли до цели и бомбили Берлин. Остальные самолеты по разным причинам нанесли бомбовые удары по запасным целям – Штеттину, Кольбергу, Мемелю, Виндаме, Данцигу, Либаве[5]. В результате налетов в Берлине было зарегистрировано 32 очага пожара. За период бомбовых ударов по Берлину наши потери авиагруппы полковника Е.Н. Преображенского составили 18 самолетов и 7 экипажей[6].

Первый воздушный налет дальнебомбардировочной авиации на Берлин в ночь с 10 на 11 августа 1941 года

Помимо авиации КБФ столицу фашистской Германии бомбила 81-я авиационная дивизия дальнего действия (аддд)[7]. Она была сформирована в соответствии с приказом Наркома обороны СССР № 0052 от 15 июля 1941 г. (основание – решение Государственного Комитета Обороны СССР от 14 июля 1941 г.)[8].

Ее командиром стал один из первых Героев Советского Союза комбриг М.В. Водопьянов. Дивизия включала в свой состав: управление, 432-й и 433-й авиационные полки.

В составе каждого полка предусматривалось иметь по 5 эскадрилий тяжелых бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8) в составе трех кораблей каждая, одну эскадрилью истребителей охраны типа Як-1 или ЛаГГ-3 в составе 10 самолетов и батальон аэродромного обслуживания.

На формирование управления 81-й авиационной дивизии и 432-го авиа­ционного полка были обращены личный состав и материальная часть недавно сформированного 412-го тяжелобомбардировочного авиационного полка (тбап) на ТБ-7[9]. Командиром полка назначен один из опытнейших пилотов дальней авиации полковник В.И. Лебедев.

81-я дивизия, обладая особым статусом в Военно-воздушных силах, непосредственно подчинялась командующему ВВС Красной армии генерал-лейтенанту авиации П.Ф. Жигареву. Вопросы ее боевого применения находились в компетенции Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. По его распоряжению, в качестве ответной меры за массированные налеты люфтваффе на Москву, дальняя авиация (вслед за 1-м минно-торпедным авиационным полком 8-й авиабригады ВВС КБФ) должна была подвергнуть бомбардировке военные объекты столицы третьего рейха.

В первой декаде августа 1941 г. командование ВВС доложило в Ставку Верховного Главнокомандующего (СВГК) о полной готовности дивизии к боевой работе по Берлину. По личному указанию И.В. Сталина в ночь с 8 на 9 августа было подготовлено специальное распоряжение Государственного Комитета Обороны (ГКО): «Т-щу Водопьянову. Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии т. Водопьяновым с 9.VIII на 10.VIII или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налет на Берлин. При налете кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбежки г. Кёнигсберг. И. Сталин 8.8.41»[10].

На основании этого документа командующий ВВС Красной армии П.Ф. Жигарев издал соответствующий приказ. Одновременно штабом ВВС совместно с 5-м управлением Главного управления ВВС (авиации дальнего действия) были разработаны боевые задания 81-й аддд по обеспечению пролета и возвращения бомбардировщиков через линию фронта.

Удар по столице фашистской Германии, вслед за ВВС КБФ, должны были наносить экипажи 432-го (на ТБ-7) и 433-го (на Ер-2) дальнебомбардировочных полков (дбап) 81-й авиадивизии.

Для выполнения боевой задачи первоначально были задействованы 12 ТБ-7 и 28 Ер-2. 10 августа самолеты перелетели на военный аэродром «подскока» г. Пушкин (28 км южнее Ленинграда). После очередной технической ревизии состояния машин количество отобранных бомбардировщиков уменьшилось до 10 ТБ-7 (выбор пал только на дизельные машины) и 16 Ер-2, составившие основу 1-й и 2-й эскадрилий 432-го дальнебомбардировочного полка (приказ командующего ВВС № 0010 от 9 августа 1941 г.). Примерно 8 »еров» были включены в состав «оперативной группы» того же авиаполка под командованием заместителя командира полка капитана А.Г. Степанова.

Общее руководство организацией первого налета дальнебомбардировочной авиации (ДБА) на Берлин было возложено на командующего ВВС Красной армии генерал-лейтенанта авиации П.Ф. Жигарева, непосредственное командование авиагруппой бомбардировщиков – на комбрига М.В. Водопьянова.

В 18.00 10 августа экипажи эскадрилий были собраны для постановки задачи (аэродром г. Пушкин). Генерал П.Ф. Жигарев зачитал обращение Верховного Главнокомандующего к личному составу дивизии, одновременно был отдан приказ иметь на каждом воздушном корабле максимальный боекомплект и полную заправку топливных баков. Основу боеприпасов составляли фугасные (ФАБ-100, -250, -500, -1000), зажигательные (ЗАБ-50) и ротационно-рассеивающие (РРАБ-3) авиабомбы.

Крайняя ограниченность по времени, и строжайшая секретность планируемого мероприятия исключили возможность своевременного доведения до руководства Северной зоны ПВО и противовоздушной обороны Краснознаменного Балтфлота сведений о предстоящем полете наших самолетов. Это обстоятельство сыграло над участниками налета на Берлин злую шутку. Подавляющее большинство личного состава подразделений зенитной артиллерии и экипажей истребительной авиации не были знакомы с силуэтами ТБ-7 и Ер-2, что позволяло принимать их за вражеские бомбардировщики.


ТБ-7 в полете

Вследствие возникших технических проблем на Берлин ушло лишь 10 бомбардировщиков (7 ТБ-7 и 3 Ер-2), до цели долетели 7 тяжелых самолетов. Итоги боевой работы экипажей дальнебомбардировочной авиации отражены в таблице.


Список кораблей 81-й аддд, вылетавших на боевое задание
10 августа 1941 г. [11]



При налете ТБ-7 на район Берлина было сброшено 20 ФАБ-250, 3 ФАБ-500 и 3 РРАБ-3, Ер-2 – около 20 ФАБ-100.


Бомбардировка объектов Берлина

12 августа на страницах газеты «Красная звезда» появилась оптимисти­ческая заметка под названием «Налет советских самолетов на район Берлина» с соответствующим текстом: «В ночь с 10 на 11 августа имел место новый налет советских самолетов на военные объекты в районе Берлина. Сброшены зажигательные и фугасные бомбы большой силы. В Берлине вспыхнули большие пожары и наблюдались серьезные взрывы. Все наши самолеты вернулись на свои базы, за исключением одного самолета, который разыскивается»[12]. Представленная советской общественности информация была далека от истины, но пропаганда в условиях войны работала по своим законам жанра. Истинное положение дел оказалось под грифом «совершенно секретно».

Результаты первого воздушного налета на Берлин дальнебомбардировочной авиацией были отражены в специальном приказе Наркома обороны СССР № 0071 от 17 августа 1941 г. «О результатах и недостатках в организации налета 81-й авиадивизии на район Берлина»[13]. В целом, воздушная бомбардировка военных объектов столицы нацистской Германии была признана успешной. За личное участие в налете Нарком обороны объявил благодарность комбригу М.В. Водопьянову, командирам воздушных кораблей: А.А. Курбану, М.М. Угрюмову, А.И. Панфилову, В.Д. Видному (Бидному), Б.А. Кубышко и всему личному составу экипажей.

Отдельные участники (летчики и бортмеханики) первого воздушного налета дальней авиации на Берлин удостаивались правительственных наград. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 августа 1941 г. были награждены: орденом Красного Знамени – подполковник А.А. Курбан; майоры Г.М. Молчанов, М.М. Угрюмов; капитаны Э.К. Пусэп, А.Г. Степанов; старшие лейтенанты А.П. Бурилин, М.И. Антипов; лейтенанты В.М. Малинин, Б.А. Кубышко, А.И. Панфилов; А.Х. Ковалев; орденом Красной Звезды – капитаны Ж.С. Сагдиев, Г.Н. Федоровский; воентехник 1-го ранга А.Г. Гаинутдинов[14].

В то же время последовали кадровые решения. Своих должностей лишились: комбриг М.В. Водопьянов (отсутствие достаточных командных навыков и опыта в организаторской работе, необходимой в командовании соединениями) и начальник штаба 81-й авиадивизии полковник И.Н. Лышенко (не справился с должностными обязанностями). Новым комдивом был назначен полковник А.Е. Голованов (бывший командир 212-го авиаполка), начальником штаба – подполковник Н.И. Ильин.

В процессе подготовки и выполнения полета был выявлен ряд существенных недостатков, потребовавший принятия незамедлительных мер. Полки авиадивизии были пополнены тяжелыми бомбардировщиками ТБ-7 с моторами АМ-35 и АМ-35А, самолетами Ер-2 с моторами АМ-37 и самолетами ДБ-3 с дополнительными баками для организации полетов в глубокий тыл противника.

Последующие налеты на столицу третьего рейха были более тщательно спланированы и заранее согласованы с руководством Северной зоной ПВО и КБФ.

Несмотря на сложности в организации первого налета, дальнебомбардировочная авиация до 5 сентября 1941 г. произвела 10 налетов на Берлин и другие города Германии: Кенигсберг, Штеттин, Данциг и Свинемюнде, сбросив на них 21,5 тонны бомб.


[1] Герасимов В.Л. Воздушные удары по Берлину морскими авиаторами Балтики // Бомбардировки Берлина и других городов Германии советской авиацией в 1941 году / Материалы работы круглого стола 15 ноября 2011 г. М., 2012. С. 7.

[2] Алексин В.И. Мы бомбили столицу «третьего рейха» в 41-м // Независимое военное обозрение, 1998. № 32.

[3] Герасимов В.Л. Советские морские летчики первыми потушили огни Берлина // Военно-исторический журнал, 2001. № 8. С. 26.

[4] Виноградов Ю.А. Под крыльями – Берлин. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2005. С. 180 – 181.

[5] Герасимов В.Л. Воздушные удары по Берлину морскими авиаторами Балтики. С. 11.

[6] Боевая деятельность авиации ВМФ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941 – 1945 гг.: Ч. 2. Военно-воздушные силы Краснознаменного Балтийского флота в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1963. С. 120.

[7] Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. М.: Издательство «Наука», 1978. С. 57.

[8] Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 4. Оп 11. Д. 62. Л. 226 – 227.

[9] Приказ НКО СССР № 0052 от 15 июля 1941 г. «О сформировании 81-й авиационной дивизии дальнего действия» (п. 3).

[10] Октябрь, 1970. № 5. С. 173 – 174.

[11] Использована таблица из книги Медведь А., Хазанов Д. Дальний бомбардировщик Ер-2. «Самолет несбывшихся надежд». М.: Яуза, Эксмо, 2012 с некоторыми авторскими доработками.

[12] Красная звезда, 1941. 12 августа. С. 2.

[13] РГВА. Ф. 4. Оп. 11. Д. 62. Л. 303 – 304.

[14] Красная звезда, 1941. 21 августа. С. 1.
Автор: Алексей Лашков
Первоисточник: http://mil.ru/winner_may/history/[email protected]


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik 30 октября 2016 16:14
    Немцы не могли поверить ,что налёты на Берлин совершила советская авиация и обвинили англичан..Англичане опровергли информацию немцев,заявив что в эти дни английская авиация боевых полетов не совершала..
  2. Авиатор_ 30 октября 2016 17:01
    Да, в авиации дизель не пошёл, хотя на него возлагались большие надежды. Конструктор авиамоторов Чаромский так и не довёл двигатель, впрочем, в мире это не удалось никому.
    1. Альф 30 октября 2016 21:05
      в мире это не удалось никому.

      Не совсем так. Авиадизели немцы применяли на Ю-86 и д.р. самолетах.
      Применявшиеся в гражданской авиации варианты двигателя Jumo-205 зарекомендовали себя как очень надёжные. Во время войны из за тяжелых условий эксплуатации и ряда нарушений при эксплуатации и техническом обслуживании мотoресурс двигателей снизился с 200 до 70 часов. Но в случаях, когда на самолётах летали опытные пилоты и двигателя обслуживались такими же опытными техниками моторесурс доходил до 200 часов и Jumo-205 по своей надёжности превосходил все немецкие поршневые авиационные двигателя того времени. Серийное производство Jumo-205 осуществлялось с 1933 по 1943 год.
      1. Авиатор_ 30 октября 2016 21:23
        Благодарю за инфу про Ю-86, не знал. Однако крупных серий с дизелями у нацистов не было, да и производство в 1943 прекратилось.
        1. Альф 30 октября 2016 22:20
          Цитата: Авиатор_
          Благодарю за инфу про Ю-86, не знал.

          Не за что, всегда рад помочь.
          Цитата: Авиатор_
          Однако крупных серий с дизелями у нацистов не было,

  3. амурец 30 октября 2016 17:02
    Очень хорошо написал о лётчиках АДД И, Шелест в своей Книге " Крылатые люди". В ней есть и о первых налётах на Берлин. Кстати, в технической литературе, да и И.И. Шелеста есть мнение, что было ошибкой использовать ТБ-7 с дизелями. Моторы были не доведены, имели детские болезни и постоянно отказывали. Если судить по книге Мелькумова "Авиационные дизели" то к началу ВМВ, только немцы довели до ума Дизели ЮМО-204. Созданные для дирижаблей дизели ДБ-602,оказались тяжёлыми для самолётов и использовались на торпедных катерах.
    1. gladcu2 31 октября 2016 19:10
      амурец

      С учётом наших после знаний, говорить о ошибках нужно и полезно.

      Дальнюю авиацию в таком состоянии и степени подготовки экипажей вообще нельзя было отправлять на Берлин.

      Дальнюю надо было обкатывать на ближних рубежах до момента понимания необходимости дальних походов. Тогда и людей и технику сохранили бы. А то что бомбовые удары могли быть полезны на не стратегической глубине, то это бесспорно.

      О степени подготовки экипажей и бомбовые ударов можно судить из книги командующего дальней Голованова.

      Очень были эти полеты сложные и технически не совершенны. Лучше бы дали время на обкатку и не шли на поводу применения дальней, как средства политической рекламы.

      Но эта критика на основе после знаний. Это извинение для ура патриотов.
      1. амурец 1 ноября 2016 00:43
        Цитата: gladcu2
        Очень были эти полеты сложные и технически не совершенны. Лучше бы дали время на обкатку и не шли на поводу применения дальней, как средства политической рекламы.

        Это не претензии к лётчикам АДД, это претензии к тем людям кто принимал решения по техническим проблемам. Первое: если с бензином всё таки более- менее было всё понятно, то поведение дизтоплива на больших высотах при низкой температуре нигде исследовано не было. Отсюда вытекает второе: топливоподачи на больших высотах, при низких температуре и давлении окружающего воздуха невозможно смоделировать в термобарокамере. Добавлю ещё выпадение парафина из топлива что приводило к отказу топливных фильтров, а применение чистого керосина невозможно по той простой причине,что это приводило к задиру плунжеров и отказу топливной аппаратуры. Поэтому и считаю что ставить дизели на серийные дальние бомбардировщики было неразумным.
  4. мичман 30 октября 2016 17:16
    В моем училище помню на 3-ем курсе занятия по двигателям вел преподаватель, который служил в этом авиационном полку техником. После войны закончил высшее училище и был полковником. Мы его очень уважали. Честь имею.
    1. RoTTor 2 ноября 2016 18:36
      Какое училище окончили?
  5. tiaman.76 30 октября 2016 19:51
    интересно франки делали налет на берлин в 1940? ну про поляков я молчу
    1. Альф 30 октября 2016 21:08
      Цитата: tiaman.76
      интересно франки делали налет на берлин в 1940?

      Насколько я знаю-нет. Не до этого им было, уж больно быстро они отступали, им бы вермахт остановить...
      Цитата: tiaman.76
      ну про поляков я молчу

      Они бы, может быть, и рады были, но на чем ?
      1. svp67 30 октября 2016 21:15
        Цитата: Альф
        Насколько я знаю-нет. Не до этого им было, уж больно быстро они отступали, им бы вермахт остановить...

        У них как то времени для того что бы совершить такой налет было предостаточно, все же с сентября 1939 года до активных боевых на их направлении прошло не мало времени. И тут вопрос, а на чем они могли совершить такие налеты? Была ли у них техническая возможность такое сделать? То есть прорвать эшелонированную оборону германской ПВО

        «Потез» 540ВП. Радиус действия: 1250 км

        «Амио» 143 м Радиус действия: 1746 км

        «Мартин» 167A. Радиус действия: 1947 км.

        «Бреге» 693А.2 Радиус действия: 1350 км

        «Амио» 354В.4 Радиус действия: 2500 км

        «Блок» МВ.174А. Радиус действия: 1650 км

        «Фарман» F.222.1Bn. Радиус действия: 2000 км

        «Блок» MB.200В.4 Радиус действия: 1000 км

        «Блок» МВ.175В.З Радиус действия: 1600 км




        Цитата: Альф
        Они бы, может быть, и рады были, но на чем ?

        Что, то мне кажется, что у них то точно времени на это не хватило, ведь фактически уже 16 сентября централизованного сопротивления не было.
        1. Альф 30 октября 2016 22:31
          У них как то времени для того что бы совершить такой налет было предостаточно, все же с сентября 1939 года до активных боевых на их направлении прошло не мало времени.

          Логично. Но ! До 10 мая 1940 года была Странная война, где стрелять в сторону германских войск запрещалось, а потом им действительно не до ударов по Берлину. До мая 40-го только британцы занимались решением проблемы обеспечения населения Германии "туалетной бумагой".
          1. tiaman.76 30 октября 2016 22:54
            думаю...франки не пытались бомбить берлин что бы парижу не досталось особо..а быстро поняли что достанется по ходу военных действий если что и столицу сдали как известно..а вот лондон попал под раздачу..
  6. Даос 30 октября 2016 20:37
    На эту тему и на песню Мельницы классный клип ребята в своё время сделали...
  7. voyaka uh 31 октября 2016 13:32
    Немцы так до конца войны и были уверены, что
    это был обычный налет англичан.
    А так как бомберы никуда особо не попали, то и не взволновались
    особо. Для советских же летчиков это был без сомнения трудный рейд.
  8. DimerVladimer 1 ноября 2016 09:05
    По сравнению с масштабами действий англичан - действия дальне-бомбардировочной авиации ВВС РККА, носили больше пропагандистский характер, чем наносили реальный ущерб.
    ТБ-7 (Пе-8) из месяца в месяц количество колебалось в пределах 30 самолетов.
    Ер-2 несли мизерную бомбовую нагрузку на такую дальность, ДБ-3ф (Ил-4) аналогично.
    Из них на цель выходило до 33% из-за несовершенного штурманского оборудования и технических отказов.
    Если брать многомоторыне бомбардировщики типа Пе-6, то в среднем, ежемесячно выпускался один самолет Пе-8 (ТБ-7), примерно столько же терялось по техническим причинам, в результате количество боеготовых самолетов этого типа, редко превышало 22-27 машин. Все же качество авиационного моторостроения оставляло желать лучшего, до появления турбонагнетателей американского производства, на наддув должен был работать отдельный двигатель, расположенный внутри фюзеляжа ТБ-7.
    В целом налеты советской дальнебомбардировочной авиации, носили не систематический характер и не нанесли какого либо заметного ущерба экономике третьего Рейха.
    По крайней мере мне не удалось встретить каких либо упоминаний об этом в соответствующих мемуарах связанными как с ПВО третьего Рейха, так и с экономикой.
    В то же время, действия авиации англичан, а с 1943 года - американских ВВС, идут по нарастающей - от нескольких сотен до полутора тысяч самолетов за один налет, отвлекают большие средства на противодействие и наносят все возрастающий урон.
    Действия американской дальнебомбардировочной авиации требуют отдельного рассмотрения, особенно в плане анализа и выделения ключевых объектов для авианалетов - очень интересная тема и актуальная до сих пор (именно в плане выбора цели и разрушения экономической инфраструктуры).

    Читающие и сами знают, налеты союзников ослабляли экономику рейха и внесли неоспоримый вклад в общую победу - помогли сберечь сотни тысяч жизней солдат.
Картина дня