"Терминаторы", "Аллигаторы" и "Коровы": чем воюет армейская авиация России



28 октября в России отмечается День армейской авиации ВКС РФ. Основным предназначением этого рода войск является уничтожение наземных малоразмерных бронированных целей противника, огневая поддержка наземных сил, переброска десанта и проведение разведки.

В состав армейской авиации в настоящее время входит несколько видов вертолетов, многие из которых считаются одними из лучших в своем классе.


В настоящее время идет переоснащение частей на новые и модернизированные вертолеты. В течение 2015 года в войска поступило 158 новых или отремонтированных на предприятиях оборонно-промышленного комплекса машин. В соответствии с госпрограммой вооружений до 2020 года в войска должно поступить более 1 тыс. современных вертолетов.

С 2015 года войска получают новую модификацию Ми-8 для работы в условиях Арктики — Ми-8АМТШ-ВА. В апреле 2016-го Минобороны РФ заключило контракты на поставку до конца 2018 года тяжелых транспортных вертолетов Ми-26 и первой серийной партии учебно-боевых вертолетов Ми-28УБ.

О боевых вертолетах, стоящих на вооружении ВКС РФ, — в материале ТАСС.

Штурмовой вертолет Ми-8АМТШ "Терминатор"

"Терминаторы", "Аллигаторы" и "Коровы": чем воюет армейская авиация России


Вертолет Ми-8АМТШ разработан на базе многоцелевого вертолета Ми-8АМТ. "Терминатор" — неофициальная кличка, под которой прототип этой машины демонстрировался в 1999 году на авиасалоне в британском Фарнборо. Вертолет принят на вооружение ВВС России в 2009 году.

Военно-транспортные вертолеты семейства Ми-8 — одни из самых популярных в мире. Они используются более чем в 90 странах мира. С 1991 года инозаказчикам было поставлено более 1,5 тыс. машин.

В народе Ми-8 получил прозвище "Коля" или "Мыколка". Первый полет Ми-8 совершил 24 июня 1961 года. Серийно производится с марта 1965 года. Выпущено более 12 тыс. экземпляров.

Экипаж — три человека. Максимальная скорость — 250 км/ч, дальность полета — до 800 км, практический потолок – 6 тыс. м. Может брать на борт до 32 десантников или 12 раненых на носилках либо до 4 тонн груза на внешней подвеске или в кабине.

Ранние представители семейства Ми-8 летают еще со времен войны во Вьетнаме и хорошо зарекомендовали себя во всех локальных конфликтах последних 40 лет.

Разработано более 130 модификаций Ми-8, включая значительно модернизированные варианты — Ми-8МТ, Ми-17, Ми-171 — для гражданских и военных эксплуатантов.

Ударный вертолет Ми-24 "Крокодил"



В настоящее время Ми-24 состоит на вооружении порядка 45 стран. В общей сложности в 1991–2014 годах иностранные заказчики получили 171 боевую машину.

Вертолет принимал участие в боевых действиях в Памирских горах, в ущельях Кавказа, в тропических лесах Экваториальной Африки и в знойных азиатских пустынях. Боевая слава к нему пришла в Афганистане, где он получил прозвище "Крокодил".

Ми-24 стал символом транспортно-боевого вертолета. Наибольшей популярностью с 1991 года пользовались модели Ми-24П с пушечным вооружением. Также поставлялись и Ми-24В, оснащенные счетверенным пулеметом 12,7 мм.

Ми-24 предназначен для огневой поддержки войск на поле боя, высадки тактических десантов, может выполнять транспортные функции. Разработан в конце 1960-х. Первый полет совершил 19 сентября 1969 года. Вертолет серийно выпускался с 1970 по 1989 год, в общей сложности произведено около 3 тыс. 500 экземпляров.

Тяжелый многоцелевой вертолет Ми-26 "Летающая корова"



Ми-26 — самый тяжелый в мире из класса многоцелевых транспортных вертолетов. За свои габариты винтокрылая машина получила неофициальное название "Летающая корова".

Первый полет совершил 14 декабря 1977 года. Серийно производится с 1980 года. Выпущено порядка 300 экземпляров.

Ми-26 предназначен для выполнения транспортных, эвакуационных, противопожарных и других задач. В зависимости от модификации экипаж может состоять из пяти-шести человек. Максимальная скорость — 270 км/ч, максимальная дальность полета с основными баками — 800 км, практический потолок — 4,6 тыс. м. Способен нести на борту до 85 десантников или 60 раненых на носилках либо до 20 тонн груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске.

В 2009 году Ми-26Т транспортировал 27-метровый катамаран Alinghi 5, а затем пассажирский самолет Ту-134. Таких операций не выполнял ни один вертолет за всю историю вертолетостроения.

Всего иностранным заказчикам было передано 12 машин. Разработано порядка 15 модификаций, эксплуатируются по меньшей мере десятью странами мира.

Ударный вертолет Ми-28Н "Ночной охотник"



Ми-28Н "Ночной охотник" — модификация ударного вертолета Ми-28 для круглосуточного боевого применения. Этот вертолет обладает хорошей маневренностью и большой ударной мощью. Единственная в России пилотажная группа на вертолетах "Беркуты" выступает на Ми-28Н.

Опытный образец совершил первый полет 14 ноября 1996 года. Серийное производство вертолета ведется с 2006 года. Выпущено около 100 экземпляров.
Он был принят на вооружение ВКС России в 2009 году.

С установкой новой РЛС вертолет стал всепогодным, способным "видеть" днем и ночью, за что Ми-28Н прозвали "Ночной охотник". Предназначен для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей.
Экипаж — два человека, возможно размещение двоих пассажиров. Максимальная скорость — 324 км/ч, практическая дальность — 500 км, практический потолок — 5,7 тыс. м. Оснащен пушкой калибра 30 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами, а также авиабомбами.

В настоящее время иностранным заказчикам поставляются Ми-28НЭ. Машины этого типа состоят на вооружении Ирака и Кении, строятся по заказам Египта и Кении.

Транспортно-боевой вертолет Ми-35М



Ми-35 — "наследник" легендарного Ми-24. В нем решения, заложенные в предыдущей серии, довели до максимума. Существенно были улучшены летно-технические характеристики, эффективнее использованы все виды вооружения в круглосуточном режиме и в различных условиях. В том числе — использование машины в условиях жаркого климата и высокогорья.

Получил неубирающееся шасси, улучшенную электронику, рулевой винт в виде буквы Х. Такая форма винта обеспечивает меньшую шумность.
Первый полет совершил в 1995 году (по другим данным — в 1998-м). Серийно производится с 2005 года. Выпущено более 100 экземпляров.
Экипаж машины состоит из двух-трех человек. Максимальная скорость — 300 км/ч, практическая дальность — 420 км, практический потолок – 4,8 тыс. м. Вооружен двухствольной пушкой калибра 23 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами, а также авиабомбами. Может перевозить до восьми десантников или четырех раненых на носилках.

Всего инозаказчики получили 92 такие винтокрылые машины. Помимо России эксплуатантами вертолета являются Венесуэла, Ирак, Бразилия и Азербайджан.

Ударный вертолет Ка-50 "Черная акула"



Многоцелевой ударный вертолет Ка-50 "Черная акула" разработан в опытно-конструкторском бюро им. Н.И. Камова.

Первый полет совершил 17 июня 1982 года. Серийно выпускался с 1993 по 2009 год. По данным из открытых источников, всего произведено 15 единиц. Вертолет с соосным расположением несущих трехлопастных винтов, двумя газотурбинными двигателями, прямым крылом, развитым вертикальным и горизонтальным оперением и убирающимся в полете трехопорным шасси. До 30% от общей массы конструкции "Черной акулы" составляют композиционные материалы. Управляется одним пилотом. Максимальная скорость — 390 км/ч, практическая дальность — 1160 км, практический потолок — 5500 м. Вертолет вооружен пушкой калибра 30 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами весом до 2 тонн на четырех узлах подвески.
"Черная акула" состоит на вооружении ВВС России с 1995 года, в другие страны вертолет не поставлялся.

Разведывательно-ударный вертолет Ка-52 "Аллигатор"



Многоцелевой ударный вертолет Ка-52 "Аллигатор" является модернизацией "Черной акулы". Разработан в Москве конструкторским бюро ОАО "Камов". Предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолетов противника в любых погодных условиях и в любое время суток. Может обеспечивать огневую поддержку десанта, производить патрулирование и сопровождение военных колонн.
Первый полет совершил 25 июня 1997 года. Серийно производится с 2008 года по настоящее время. Выпущено более 70 единиц. С 2011 года стоит на вооружении ВКС РФ, за рубеж не поставлялся.

Вертолет с соосным расположением несущих трехлопастных винтов, двумя газотурбинными двигателями, прямым крылом, развитым вертикальным и горизонтальным оперением и убирающимся в полете трехопорным шасси. Существует модификация Ка-52К корабельного базирования.
Экипаж "Аллигатора" состоит из двух человек. Максимальная скорость — 300 км/ч, практическая дальность — 1160 км, практический потолок — 5500 м. Оснащен пушкой калибра 30 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами весом до 2 тонн на четырех узлах подвески.
Единственный в мире боевой вертолет, в кабине которого пилоты сидят рядом, а не друг за другом. Таким образом удается добиться высокой слаженности действий летчиков.

Вертолеты семейства "Ка" принципиально отличаются от милевских тем, что у них так называемая соосная система расположения винтов: несущих винтов два и расположены они один над другим, тогда как рулевого винта нет вовсе. Камовские машины обладают катапультными креслами для пилотов.
Первоисточник: http://tass.ru/armiya-i-opk/2368795


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 20

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. 501Legion 30 октября 2016 15:22
    При чем тут Сирия и Черная Акула ? в заголовке одно в теме. просто описание вертолётов
    1. evge-malyshev 30 октября 2016 16:37
      Цитата: 501Legion
      При чем тут Сирия и Черная Акула ?

      В заголовке "темы", как Вы выражаетесь, про Сирию нет ни слова. Правда и слово "воюют" в заголовке лишнее.
  2. svp67 30 октября 2016 15:33
    "Терминаторы", "Аллигаторы" и "Коровы": чем воюет армейская авиация России
    Из этого списка, пока что в бою отметились только "Терминаторы", у "Аллигаторов" то есть Ка-52К еще все впереди. А основная нагрузка легла и ложиться на "Крокодилов"- Ми24 и "Пчел"- Ми8, вот кто во истину "рабочие лошадки" нашей армейской авиации.
    1. свой1970 30 октября 2016 17:06
      клички только у любимых -у остальных......народ их просто не знает.....
      И не дай бог - что окажется что-то вроде "голозадый фердинанд"... feel
      1. dauria 30 октября 2016 20:16
        клички только у любимых -у остальных......народ их просто не знает.....


        за всю службу ни разу не слышал этих "народных" названий. Было местное название Ми-2 - "полуботинок" или "мухлобойка", Ми-24 "селёдкой " звали. Ми-6 - "сарай" или "кичколдак", "кичик" (тоже местное)
  3. LÄRZ 30 октября 2016 16:21
    Ну вот ещё кое-что
    *************************************************

    Перспективный вертолет, создающийся в России, в ходе испытаний достиг эксплуатационной скорости 405 километров в час, заявил начальник 220-го военного представительства Минобороны РФ полковник Евгений Полуянов.

    «Установленные композитные лопасти — гордость последних разработок Московского вертолётного завода — уже сейчас позволили в тестовых полётах достичь скорости более 405 километров в час», — сказал Полуянов в радиоэфире Русской службы новостей в субботу.

    При этом он подчеркнул, что «это уже эксплуатационная скорость, а не только рекордная» (которые достигаются на ограниченных по времени участках полёта).

    «И перспективы, конечно существуют», — отметил Полуянов.
    По его словам, скоростной вертолёт, «одна из «крайних» прорывных разработок Московского вертолётного завода».Проект создан на базе вертолёта Ми-24, уточнил специалист.Заместитель министра обороны России Юрий Борисов 12 октября текущего года сообщил журналистам, что серийное производство испытывающихся сегодня перспективных скоростных вертолетов может начаться в рамках новой госпрограммы вооружений 2018-2025 года.

    «Серийное производство — это вопрос какого-то недалекого будущего, предмет будущей государственной программы вооружений, которая начинается у нас в 2018 году. Такими планами мы хотим озадачить «вертолеты России» и будем ожидать от них результатов», — сказал Борисов.По его словам, уже давно идет разговор с вертолетчиками о создании линейки перспективных скоростных вертолетов с базовой грузоподъемностью 10-12 тонн и крейсерскими скоростями более 350-360 километров в час, а максимальными — более 400 километров в час.

    «К счастью, есть уже определённый научно-технический задел, летающая лаборатория уже достигла оговоренных скоростей, что дает уверенность, что мы в разумные сроки будем ожидать первый экспериментальный образец, который подтвердит все заявленные технические характеристики», — добавил Борисов.
    Как подчеркнул замглавы военного ведомства, модернизационный потенциал российских вертолетов, которые составляют основу армейской авиации, в настоящее время практически уже исчерпан.

    «Нам нужно новое качество, которое достигается новыми скоростями, новой тактикой применения армейской авиации в бою, развитием авиационных средств поражения», — заключил Борисов.
    *************************************************
    Это чуток поинтересней.
    1. iouris 31 октября 2016 12:39
      АвиаБайка.
      Главком читает в акте о лётных испытания вертолёта: "... на скорости свыше 230 км/ч лётчик испытывает неприятный зуд в ..... (слово из ... букв) . Задаёт вопрос исполнителю : "Вы что не могли на латыни это слово обозначить?" Ну, побежали, стали разбираться, взяли в секретной части исходник. Оказалось, чёрт попутал машинистку. В исходнике было: "...неприятный зуд в ухе".
      За что купил, за то и продаю.
    2. epsilon571 23 ноября 2016 03:29
      По его словам, скоростной вертолёт, «одна из «крайних» прорывных разработок Московского вертолётного завода».Проект создан на базе вертолёта Ми-24


      Соврал твой Полуянов, вертолёт Ми -24 был разработан в КАБЭ "Миля", а завод только доработал и подготовил к серийному производству. Ненужно принижать заслуги выдающихся конструкторских школ, которых в России, как всем известно две - КАБЭ "Миля" и "Камова".
      Чувствую что шарага "Вертолёты России" и тут приложило свою руку, не дают им покоя лавры прославленных конструкторских бюро, а потому и выставляют себя чуть ли не единственными разработчиками присваивая чужое. Сердюкова вам в помощь, правда говорят что и он уже покинул сию сомнительную организацию , так -как там и без него уже всё разворовали.
      1. LÄRZ 23 ноября 2016 17:11
        Цитата: epsilon571
        Соврал твой Полуянов, вертолёт Ми -24 был разработан в КАБЭ "Миля", а завод только доработал и подготовил к серийному производству. Ненужно принижать заслуги выдающихся конструкторских школ, которых в России, как всем известно две - КАБЭ "Миля" и "Камова"

        Ну заслуги КБ Миля и Камова никто и не принижает. У обоих мощнейший научный потенциал и опыт в разработке и выпуске вертолётов.
        заявил начальник 220-го военного представительства Минобороны РФ полковник Евгений Полуянов.
        Т. е. заявление сделал "военпред", представитель заказчика, а не разработчика.
        .Проект создан на базе вертолёта Ми-24, уточнил специалист.
        Если он создан на базе Ми-24, значит был доступ к технической документации, которую предоставили "милевцы" (ну не выкрали же её у них). Наверняка были переданы и какие-то "наработки". Возможно, "милевцы" банально "зашиваются" и им не хватает людей для проектирования, доводки и выпуска вертолётов этого направления. Ну продвинулся в этом направлении Московский вертолётный завод, что ж в этом плохого? Как говорится: "На одних козырях играем". А лавры создателей Ми-24 никто и не думал у "милевцев" отбирать, как и принижать их заслуги в создании ЭТОГО вертолёта. Ведь основа, база, их: Ми-24.
  4. varela 30 октября 2016 17:09

    Военлётов - с праздником!
  5. a.hamster55 30 октября 2016 17:37
    Вот посмотрел бы я на того , кто сказал бы экипажу КОРАБЛЯ МИ-26 , про корову... И весь полёт возле рампы с ведром...
    1. LÄRZ 30 октября 2016 19:23
      Да не может быть никаких КОРОВ! Ведь они все- ЛАСТОЧКИ!
  6. Bersaglieri 30 октября 2016 17:48
    Ка-50 не воюет.
    Только в Торжке в учебке и есть. Или уже списали даже.
    1. maxim947 30 октября 2016 18:42
      В Чечне воевал и очень хорошо зарекомендовал. Один минус КА-50, 52 дороговаты
    2. a.hamster55 30 октября 2016 20:40
      В Торжке всё есть, даже музей техники , но нет "учебки" - есть центр переучивания .... И К-50 на праздники выкатывают
    3. Ингвар 72 31 октября 2016 18:37
      Цитата: Bersaglieri
      Ка-50 не воюет.

      А жаль, машина очень хорошая.(по отзывам вертолетчиков). Летные характеристики намного лучше, чем у Ка-52. Все минусы сводятся к одному - один пилот, и нивелируются современной электроникой.
  7. Evgesh91 30 октября 2016 17:51
    у Ка-50 390 км/ч?
  8. LÄRZ 30 октября 2016 19:15
    Оцените! [media=http://https://youtu.be/uo6mfAvcLLA]
  9. Zaurbek 31 октября 2016 07:44
    В Ми-8х запутался я, какие то идут с х образным винтом и новыми основными лопастями, а какие то с старым- трех лопастным. И все новые. Какой то из заводов отстал в развитии?
  10. sgapich 3 августа 2017 13:00
    Цитата: Zaurbek
    В Ми-8х запутался я, какие то идут с х образным винтом и новыми основными лопастями, а какие то с старым- трех лопастным. И все новые. Какой то из заводов отстал в развитии?


    А разве х-образный рулевой винт не на Ми-28 стоит?
Картина дня