Армия России. РХМ-6. Новейший элемент защиты



Приятно быть в числе первых, рассказывая и тем более показывая что-то действительно новое. Признаюсь, был удивлен отсутствием этой машины на форуме "АРМИЯ-2016", и вот нате — добро пожаловать в войска на посмотреть.

Так как приближается день РХБЗ, то кое-что мы просто решили "прижать" к этому дню. Еще одну новинку в наших войсках РХБЗ. А вот о РХМ-6 расскажем и покажем с удовольствием.


Итак, знакомьтесь, РХМ-6. Новейшая машина, разработанная и произведенная для нужд наших РХБЗ.

Если отвлечься на минутку, то стоит сказать, что военные химики, они как многие другие, за кадром. Пока не припечет. Так что "в случае чего" (уже достал, наверное, этим термином), именно химики могут оказаться на первых рубежах.

Весь вопрос, с чем и на чем.

В чем главное отличие РХМ-6 от предшественника, РХМ-4?

Суть проста. РХМ-4 — это просто бронированный способ доставки в точку Х расчета для взятия проб, анализов и прочего. Расчет делает замеры, берет пробы, если что-то не понравилось, устанавливает флажки "заражено" вокруг или вдоль зоны заражения и дальше везет пробы в полевую лабораторию, где уже отдельно подготовленные люди делают с пробами все необходимое. Это если коротко.

РХМ-6 — это нечто совсем иное. Первое, и главное, ее отличие в том, что она способна не просто выдвинуться в район предполагаемого заражения, но в нем работать. Не руками и ногами бойцов, а своим оборудованием. Но обо всем по порядку.



Кто служил в РХБЗ и понимает, сразу найдет отличия от РХМ-4. Они заключены в этих, с позволения сказать, коробах и ящиках на броне.

Главное чудо установлено в коробе позади башни. На видео будет показано, как это все работает в динамике, а здесь вот:





Это новейший комплекс по получению и обработке информации о возможных заражениях и выбросах ОВ. Один глаз — это видеокамера, второй — радар, работающий в УКВ-диапазоне, сканирующий окружающую среду в радиусе 3 км от места расположения машины.

Полученные данные передаются на приемное устройство, с которого уходят на спектрограф, который в состоянии сделать вывод, чем нагадил противник. Как, на основе чего — простите, не посвятили. Да и незачем, собственно. Главное — кому надо знать, те знают.


Так выглядит монитор этого чуда. Если хорошо изогнуться, то можно получить информацию о том, что это сделано в Томске. Монитор, естественно, сенсорный и противоударный.

Наружный блок способен работать как в определенном направлении, так и на 360 градусов. Либо можно задать ему сектор, в котором он будет вести сканирование.

Единственное ограничение: система работает только когда машина не в движении.

Тем не менее, РХМ-6 способна выдвинуться в любую точку местности, в которую позволит шасси БТР-80 (а значит, почти всюду) и работать в радиусе 3 км не только определяя возможное заражение или атаку с применением ОВ, но и делать выводы о характере этих ОВ.


Это система уже в рабочем режиме, осталось только ввести данные с метеостанции, которая находится на борту.


С помощью этой замысловатой антенны происходит прием данных на аппаратуру АМК.




Это блок обработки поступающей информации.

Когда РХМ-6 движется, работает другая система, которая тоже позволяет, пусть и в значительно меньшем объеме получать данные о возможных заражениях и, что немаловажно, о радиационной обстановке.








Здесь расположены датчики комплексов ИМД, АСП и КПХР, позволяющие вести разведку местности на ходу и сигнализировать об ухудшении радиобиологической обстановки.

РХМ-6 также оборудована навигационным комплексом "Контроль-2". Этот комплекс позволяет не только определить местоположение машины или проложить маршрут, но и объединить до 14 машин в одну сеть. И задать маршрут движения для каждого расчета автоматически.

То есть несколько расчетов могут двигаться и занимать позиции, закрывая район поиска и обнаружения, находясь вне зоны прямого контакта, но не допуская разрывов в цепи поиска.



Прибор хоть по размерам и уступает привычным GPS-навигаторам, но превосходит их по точности в несколько раз. Плюс опять же пресловутая армейская прочность. Испытал, кстати, во время движения, когда снимал через стекло. Машину неслабо так швырнуло на ухабе, и, так как я держал камеру, то сами понимаете, по законам физики пошел в другую сторону. Аккурат в навигатор головой. После проверили, навигатор был в порядке. Могло быть и хуже, там перед мордой ПНВ расположен... В общем, камера и БТР плоховато приспособлены друг для друга.

То, что на фото почти все приборы отключены, объясняется просто. Пока коллеги с видеокамерами суетились вокруг машины, отданной им за растерзание, я, учитывая приятный ветерок и минус 4 по Цельсию, просто залез в другую машину.

Не зря, кстати, РХМ-6 прозвали "лимузином". По сравнению с РХМ-4 места там намного больше. Несмотря на то, что и возможности возросли. Аппаратуры тоже изрядно поболе, но она стала меньше в размерах. А отопитель так и вообще прелесть.









Я со своей не миниатюрной комплекцией, с фотоаппаратом в одной руке и маленькой камерой в другой почти свободно (ну сильно "почти", конечно) смог пройти с места командира машины до бокового люка. А если бы не съемочная аппаратура, то сделал бы это довольно бодро.

Конечно, плавность хода не лимузиновская, но... На этой машине не по званым обедам кататься.

В заключение пара слов о комплектации РХМ-6.

Оборудование:
— Дозиметр-радиометр ИМД-2НМ.
— Измеритель мощности дозы ИМД-23 или ИМД-24.
— Газосигнализатор ГСА-14.
— Прибор ПХРДД-2Б.
— Комплект приборов КПХР-3.
— Автоматический сигнализатор АСП-13.
— Система информационно-навигационная «Контроль-2Д» (14Ц834).
— Система навигации СН-РХР или ТНА-4-4-4.
— Аппаратура Т-236-В.
— Радиостанции Р-163-УП, Р-163-50У или Р-168-25У-2.
— Комплект отбора проб КПО-1.
— Комплект метеорологический АМК.
— Автономный прибор специальной обработки АПСО.

Боевой расчет, чел. — 3.
Масса в боевом положении, т — 13,5.
Масса в положении для транспортирования, т — 13,2.
Кратность ослабления мощности дозы гамма-излучения — 2,3.
Скорость ведения РХ разведки, км/ч — до 50.
Скорость ведения биологической разведки, км/ч — до 20.
Базовое шасси — БТР-80.
Максимальная скорость движения, км/ч:
— по шоссе — 80;
— на плаву — 9.
Запас хода по топливу, км — 600.

Вот такой обзор. Но мы с темой РХБЗ на этом не закончили, ко Дню военного химика, как и обещали, выложим еще один рассказ про еще одну новинку. Он как раз к празднику будет хорош.
Автор: Роман Скоморохов, Роман Кривов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. казак волгский 1 ноября 2016 07:39
    Давно назревшее обновление техники РХБЗ. Спасибо за статью. С утра - хорошие новости.
  2. Самаритянин 1 ноября 2016 08:39
    Отличный сюжет, приятно читать!
    И видео:
  3. androv 1 ноября 2016 08:51
    Спасибо Роман! Очень интересно и весьма содержательно.
  4. Лопатов 1 ноября 2016 09:27
    Это новейший комплекс по получению и обработке информации о возможных заражениях и выбросах ОВ. Один глаз — это видеокамера, второй — радар, работающий в УКВ-диапазоне, сканирующий окружающую среду в радиусе 3 км от места расположения машины.

    Там ИК-Фурье-спектрорадиометр. Как работает- расскажет Яндекс. Но это- не радар. Система применяет пассивный метод дистанционного зондирования атмосферы. Есть ещё активный метод оптического мониторинга- лидарный (то есть "лазерный радар")
    Короче, оптика.
    1. Aqela 1 ноября 2016 14:43
      Спасибо за комментарий. Познавательно. good
  5. sgapich 1 ноября 2016 12:09
    Хорошая зверюга! Прокатиться бы. Пока служил так только на БРДМ-2РХБ ездил. К счастью только на учениях.
  6. Aqela 1 ноября 2016 14:37
    Впечатляет! Особенно порадовала лаконичность и достаточная очевидность интерфейсов.
Картина дня