Верфи России: "великокняжеские" "Бореи", хищные "Ясени" и корабли-невидимки

Верфи России: "великокняжеские" "Бореи", хищные "Ясени" и корабли-невидимки


30 октября в России отмечается День судостроителя. Дата праздника выбрана не случайно, именно в этот день в 1696 году было принято решение об основании регулярного морского флота.


К концу 2016 года уровень перевооружения армии и флота достигнет 50%, а к 2020 году доля современной техники в войсках должна составлять не менее 70%. Такую задачу поставил президент РФ.

Как сообщил главком ВМФ адмирал Владимир Королев, "около 100 кораблей сегодня выполняют свои задачи в дальней океанской и морской зоне, продолжая более чем трехвековую славную историю Российского флота".

О современных кораблях и подлодках Военно-морского флота, строящихся на судостроительных заводах Северо-Запада России, – в материале ТАСС.

"Великокняжеские" субмарины



Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 955 (шифр "Борей") – основа "морского компонента" стратегических ядерных сил страны.

Эти корабли способны нанести внезапный удар по любой цели в любой точке земного шара межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) "Булава". Их тактико-технические характеристики не раскрываются и составляют гостайну.

Всего на борту корабля размещены 16 ракет, способных забросить 96 ядерных зарядов на расстояние свыше 9 тыс. км. Для самообороны от кораблей противника "Бореи" оснащены шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм.

Эта серия получила "великокняжеские" имена. Возможно, это связано с тем, что закладка головного корабля состоялась в непростое время, в 1996 году, и мэрия Москвы, как вспоминают корабелы, оказала существенную социальную поддержку работникам верфи. Тогда Минобороны РФ решило назвать головной корабль "Юрием Долгоруким" – в честь основателя российской столицы.

В настоящее время на вооружении ВМФ три субмарины:

"Юрий Долгорукий" – головной корабль проекта. На флоте с 2013 года.

"Александр Невский" – построен по модернизированному проекту 09551. На флоте с 2013 года.


"Владимир Мономах" – построен по модернизированному проекту 09551. На флоте с 2014 года.

Всего запланировано построить до 2020 года восемь "Бореев": три из них проекта 955 и пять – модернизированного проекта 955А. "Борей-А" отличается лучшей скрытностью, более современным электронным оборудованием и более комфортными условиями для экипажа.

Хищные "Ясени"



"Севмаш" (входит в состав АО "Объединенная судостроительная корпорация") также ведет строительство подводных лодок четвертого поколения проекта "Ясень".

Эти многоцелевые атомоходы предназначены для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок и наземных объектов противника, а также для патрулирования Мирового океана, контроля и охраны морских коммуникаций. Если задача "Борея" – максимально незаметно достичь "квадрата" в океане и нести боевую вахту в ожидании команды, то "Ясень", по сути, истребитель. Для борьбы с кораблями они имеют на вооружении сверхзвуковые крылатые ракеты и универсальные глубоководные самонаводящиеся торпеды.

Головной подводный крейсер серии "Северодвинск" проекта 885 в июне 2014 года был передан ВМФ России. Корабль был заложен в 1993 году и спущен на воду 15 июня 2010 года.

Еще три – "Казань", "Новосибирск" и "Красноярск" – стоят в цехе Северодвинского машиностроительного предприятия в разной степени готовности.

Согласно госпрограмме вооружения, до 2020 года "Севмаш" должен построить восемь атомных подлодок классов "Ясень" и "Ясень-М", вооруженных крылатыми ракетами.

Известно, что обновленный проект с литерой "М" отличается от классического проекта "Ясень" более совершенным радиоэлектронным вооружением.
В отличие от новейших стратегических подводных ракетоносцев четвертого поколения 955-го проекта типа "Борей", у которых впервые примененная техническая начинка составляет не более 40%, у будущей подлодки "Казань" проекта "Ясень-М" все системы, узлы и механизмы совершенно новые, никогда и нигде прежде не использовавшиеся.

Корпус корабля изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали. Он способен погружаться на 600 и более метров (обычные лодки не более чем на 300 метров – прим. ТАСС), что делает его практически недосягаемым для всех видов современного противолодочного оружия. Максимальная скорость хода – более 30 узлов (60 км/ч).

Субмарины спецназначения



В 2018 году "Севмаш" сдаст ВМФ РФ подводную лодку "Белгород", которая предназначена в качестве носителя необитаемых и обитаемых глубоководных исследовательских аппаратов.

Сейчас в составе ВМФ России известно об одном атомном носителе подводных станций – БС-136 "Оренбург". Именно он принимал участие в исследовательской арктической экспедиции компании "Севморгео" в 2012 году, помогая ученым собирать пробы грунта для определения границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане.

В конце июля 2014 года на Севмаше была заложена атомная подводная лодка специального назначения проекта 09851 "Хабаровск". О проекте известно немногое. Предположительно, подлодка спроектирована специально для ведения гидроакустической разведки.
"Хабаровск", способный обнаруживать цели в море и в воздухе на сотни километров от себя, окажет гигантскую услугу своим "партнерам" – "Ясеням" и "Бореям".

Тихие "Лады"


Головной корабль проекта "Лада"

Подводные дизель-электрические лодки серии "Лада" проекта 677 относятся к четвертому поколению неатомных субмарин. Разработаны в конструкторском бюро "Рубин", строятся на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге. Предназначены для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, а также патрулирования, дозора, охраны коммуникаций в "ближней" морской зоне.

Благодаря применению новых решений в конструкции корпуса, особого покрытия и новейшей радиоэлектроники, они обладают непревзойденной скрытностью. Вооружены "Лады" ракетами "Калибр".

Этой серии особо малошумных подводных кораблей присваиваются имена городов морской славы России. Первая подлодка этого проекта – "Санкт-Петербург" – с 2010 года находится в опытной эксплуатации на Северном флоте. Сейчас в Петербурге ведется строительство второй и третьей лодок серии. Как сообщил ранее заместитель главнокомандующего ВМФ РФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, подлодки проекта "Лада" могут первыми получить воздухонезависимые энергетические установки.

Вторую подлодку этой серии ("Кронштадт") и третью ("Великие Луки") планируется передать российскому флоту в 2019 году. Эти субмарины строятся с учетом замечаний, выявленных в ходе эксплуатации головной "Лады".

"Черные дыры" морей



"Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге построили для Черноморского флота серию из шести субмарин, названных в честь городов воинской славы. Завершающей серию станет подлодка "Колпино". Андреевский флаг на ней планируется поднять 25 ноября.

На форуме "Армия-2016" в начале сентября был подписан контракт на строительство еще одной серии из шести субмарин для Тихоокеанского флота. Ее планируется построить с 2019 по 2021 год.

По сравнению с атомными "Бореями", "Варшавянки" очень малы. Их длина – около 74 метров, ширина – 10 метров, а максимальное водоизмещение не превышает 4 тыс. тонн.

Основное оружие проекта — ракеты "Калибр". В носу у каждой "Варшавянки" находятся шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов, в боекомплект входят 18 торпед или 24 мины, крылатые ракеты комплекса "Калибр-ПЛ".

Впервые боевое применение "Варшавянки" состоялось в декабре 2015 года в ходе военной операции РФ в Сирии. Это был первый в истории подводного флота ВМФ РФ случай нанесения ракетного удара по реальному противнику.

Надводные проекты



В рамках гособоронзаказа "Северная верфь" строит для ВМФ РФ:

Корабли проекта 20380/20385/20386

Серия многоцелевых корветов (сторожевых кораблей) ближней морской зоны. Проект разработан в конце 1990-х – начале 2000-х годов.

В 2018 году флоту передадут сразу три корвета проектов 20380 и 20385. "Гремящий" и "Проворный" относятся к проекту 20385.

"Ретивый" и "Строгий" строятся по проекту 20380, но отличаются от предшественников улучшенным радиотехническим вооружением.

Сейчас в составе ВМФ России находятся четыре корвета проекта 20380. Первый из них, "Стерегущий", вступил в строй в 2008 году. В 2011–2014 годах за ним последовали "Сообразительный", "Бойкий" и "Стойкий".

ВМФ РФ планирует получить больше десяти корветов нового проекта 20386, первый из которых был заложен 28 октября в Петербурге. Планы по строительству этой серии внесены в кораблестроительную программу до 2050 года. Корветы будут многофункциональными и смогут выполнять, в частности, противолодочные задачи.

Фрегаты проекта 22350

Серия многоцелевых фрегатов (сторожевых кораблей) дальней морской зоны. Проект разработан в первой половине 2000-х годов. Это первый крупный боевой корабль, спроектированный в России после распада Советского Союза.

Головной фрегат проекта "Адмирал Горшков" был заложен в 2006 году. С 2014 года он находится на испытаниях, однако до сих пор не вступил в строй.
На втором фрегате, получившем наименование "Адмирал Касатонов", ведутся достроечные работы и швартовные испытания.

Третий фрегат серии – "Адмирал Головко" – планируется спустить на воду в третьем квартале 2017 года.

Средние разведывательные корабли проекта 18280

Контракт на строительство первого в серии судна типа "Юрий Иванов" подписали в 2013 году. Сдача корабля флоту произошла лишь 16 ноября 2015 года.

Всего планируется построить как минимум четыре таких корабля, вслед за Северным флотом их получат Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флоты России.

Эсминец нового поколения

Эскадренные миноносцы проекта 23560 (шифр "Лидер") – проект атомных эскадренных миноносцев для ВМФ России.

В 2013 году ВМФ утвердил "предэскизный" проект перспективного эсминца дальней морской зоны, который представило проектно-конструкторское бюро "Северное" в Санкт-Петербурге.

Техническое проектирование должно начаться до конца 2016 года.



Судостроительный завод в Калининграде "Янтарь" является одним из поставщиков кораблей для ВМФ. В настоящее время строятся:

Десантные корабли "Иван Грен" и "Петр Моргунов". Головной корабль проекта 11711 "Иван Грен" будет передан флоту в 2017 году после завершения всех испытаний и устранения выявленных замечаний и недоработок.

Океанографические исследовательские судна проекта 22010. Головное судно проекта "Янтарь" было передано в 2015 году. Оно предназначено для исследования толщи Мирового океана и его дна.

Сторожевые корабли проекта 11356Р/М – серия многоцелевых фрегатов (сторожевых кораблей) дальней морской зоны. Всего по этому проекту планируется построить шесть кораблей, из них в 2016 году флот получит три – "Адмирала Григоровича", "Адмирала Эссена", "Адмирала Макарова" (он будет передан ВМФ в декабре 2016 года). О закладке шестого фрегата серии – "Адмирала Корнилова" – официально не сообщалось. Однако известно, что корпус корабля уже сформирован более чем наполовину.

Корабли проекта 12700 "Александрит"

Строит Средне-Невский судостроительный завод в Санкт-Петербурге.

Корабли относятся к новому поколению тральщиков. Выполненный из стеклопластика корпус позволяет существенно снизить массу и продлить срок службы корабля.

Представители этого типа смогут бороться с минами с помощью различных тралов, телеуправляемых и автономных необитаемых подводных аппаратов.
Головной корабль проекта 12700 "Александр Обухов" передан флоту.

Второй корабль "Георгий Курбатов" будет спущен на воду осенью 2017 года.

Малые ракетные корабли проекта 22800 "Каракурт"

Как ожидается, ВМФ России получит 18 таких кораблей.

Головной корабль будет сдан в 2017 году, а новая система ПВО будет с 2018 года.

Корабли проекта планируется вооружать ударным ракетным комплексом "Калибр-НК", артиллерийской установкой калибра 76 либо 100 мм.

Корабли строят на заводе "Пелла" в Ленинградской области и на предприятии "Море" в Феодосии, заказ на пять единиц получил Зеленодольский завод им. Горького в Татарстане.
Первоисточник:
http://tass.ru/armiya-i-opk/1521071
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти