Зенитки против танков. Часть 3-я

Зенитки против танков. Часть 3-я


Великобритания

Британская зенитная артиллерия оказалась абсолютно не готова к большой войне. Зенитных орудий в 1939 году в войсках было мало, и в большей своей части они являлись устаревшими. В британском флоте в годы войны широко использовались 20-мм автоматические зенитные пушки Oerlikon. Но англичане не спешили активно внедрять их в сухопутные части ПВО, так как по своими характеристикам «эрликоны» не намного превосходили многочисленные зенитные установки пулемётов калибра 12,7-15-мм. В 1942 году на базе крейсерского танка Cruiser Mk.VI была создана ЗСУ Crusader AA Mk II, вооруженная двумя 20-мм автоматическими пушками. Установленные в открытой сверху башне спаренные зенитные автоматы имели суммарный темп стрельбы 900 выстр/мин. Досягаемость по высоте составляла 2000 м. Начальная скорость бронебойного снаряда - 890 м/с. ЗСУ могла бороться не только с воздушными, но и с легкобронированными наземными целями. Такая возможность обеспечивалась наличием двух прицелов: зенитного и для стрельбы по наземным целям. После того как танк «Крусейдер», шасси которого было использовано для создания самоходной установки, был снят с производства, ее продолжали выпускать на шасси танка «Кромвель». В целом зенитная самоходка получилась достаточно удачной и использовалась вплоть до окончания боевых действий. Неизвестно, сколько лёгких танков и немецких БТР удалось подбить огнём 20-мм спарок, но в уличных боях при уничтожении огневых точек на чердаках и верхних этажах зданий они действовали достаточно успешно.


В 1944 году с использованием наработок польских оружейников, которые сумели сбежать в Великобританию вместе с чертежами, была создана лёгкая 20-мм зенитка Polsten. По своим баллистическим характеристикам и темпу стрельбы она была равноценна зенитным автоматам «Эрликон». Но при этом «Польстен» получился существенно проще и дешевле.


20-мм зенитная установка Polsten


Установка имела рекордно малую массу в боевом положении, всего 231 кг, что было почти вдвое меньше германской 2,0 cm FlaK 30. Боепитание осуществлялось из 30-ти зарядных магазинов. Помимо одинарных установок, выпускались строенные и счетверённые орудия, а также ещё более облегчённый разборный вариант зенитки для парашютно-десантных войск. Зенитные установки «Польстен» активно использовались на завершающем этапе боевых действий в Европе и Азии. Так как авиация противника к тому моменту в воздухе появлялась редко, в основном им приходилось поддерживать огнём действия своих сухопутных подразделений. В Бирме 20-мм автоматам удалось подбить несколько японских лёгких танков, в Европе на счету расчётов «Польстенов» имелись немецкие полугусеничные БТР и САУ на базе легкобронированных тягачей.

Британское правительство после длительных испытаний во второй половине 30-х приобрело в Швеции лицензию на производство 40-мм зенитных орудий Bofors L60. По сравнению с флотскими «пом-помами» того же калибра это орудие имело большую дальность эффективного огня и досягаемость по высоте. При этом было существенно легче, проще и надёжней. Осколочный 900-граммовый снаряд (40х311R) покидал ствол Bofors L60 со скоростью 850 м/с. Темп стрельбы — около 120 выстр./мин. Досягаемость по высоте — до 4000 м.

Зенитное орудие устанавливалось на четырёхколёсной буксируемой повозке. В случае острой необходимости стрельбу можно было вести прямо с лафета, т.е. «с колес» без установки опор, но с меньшей точностью. На огневой позиции станина лафета опускалась на землю для большей устойчивости.


40-мм британский «Бофорс»


В отличие от немецких и советских расчётов 37-мм зенитных автоматов, британским расчётам 40-мм «бофорсов» очень редко доводилось вести огонь по наземным целям. Хотя эти орудия в начальный период войны обладали неплохим противотанковым потенциалом. 40-мм бронебойные снаряды могли пробить 50-мм броню на дистанции 500 метров.


ЗСУ Carrier SP 4x4 40-мм AA 30cwt


Гораздо чаще, чем буксируемые установки для стрельбы по бронетехнике, применялись 40-мм зенитки смонтированные на «грузовых» ЗСУ Carrier SP 4x4 40-мм AA 30cwt. Самоходка была создана путём монтажа зенитного орудия на шасси четырехколесного грузовика повышенной проходимости Morris.

В меньшем количестве строились ЗСУ Crusader III AA Mark. По огневой мощи они даже превосходили своего прародителя – крейсерский танк «Крусейдер». В Северной Африке, помимо своего прямого назначения, британские 40-мм ЗСУ оказывали огневую поддержку пехоте и боролись с немецкой бронетехникой. Их огневые возможности в 1941-1942 годах позволяли успешно уничтожать лёгкие и средние немецкие танки.

В годы Первой мировой в Великобритании на вооружение поступило 76,2-мм зенитное орудие Q. F. 3-in 20cwt. Оно было запущено в производство в 1914 году и первоначально оно предназначалось для вооружения кораблей. В межвоенный период орудие подверглось модернизации с целью повышения боевых характеристик. Для повышения эффективности стрельбы взамен шрапнели была принята осколочная граната с дистанционным взрывателем массой 5,7 кг, покидавшая ствол со скоростью 610 м/с. Скорострельность орудия — 12-14 выстр./мин. Досягаемость по высоте — до 5000 м. По меркам конца 20-х середины 30-х годов Q. F. 3-in 20cwt являлась очень неплохой зениткой, но к моменту вступления Великобритании в войну орудие явно устарело.


76,2-мм зенитное орудие Q. F. 3-in 20cwt


Всего в Англии произвели около 1000 76-мм зенитных орудий модификаций: Mk II, Mk IIA, Mk III и Mk IV. Кроме британских вооруженных сил, орудия поставлялись в Австралию и Канаду. Для повышения мобильности существовал вариант на специальной четырехопорной платформе, вместе с которой зенитка могла перевозиться в кузове тяжелого грузовика.

Несмотря на явное несоответствие современным требованиям, зенитная пушка до момента снятия с вооружения пользовалась популярностью в войсках. Данное обстоятельство объясняется сравнительно небольшой массой и простой конструкцией.

Орудие Q. F. 3-in 20cwt было основным в батареях ПВО Британского экспедиционного корпуса во Франции. При эвакуации остатков Британского экспедиционного корпуса все 3-дюймовые зенитки были уничтожены или достались врагу в качестве трофеев. 76-мм зенитные орудия неплохо себя проявили в боях с японцами. Несмотря на отсутствие в боекомплекте бронебойных снарядов, осколочные гранаты с взрывателем, поставленным на замедленное срабатывание, показали неплохие результаты против легкобронированных японских танков.

В 1938 году на испытания поступили первые образцы 94-мм (3,7-дюймовой) зенитки. В 1939 году орудия, получившие обозначение 3.7-Inch QF AA, начали поступать на вооружение батарей ПВО. Вскоре они серьёзно потеснили старые «трёхдюймовки». К 1941 году орудия данной марки стали основой зенитной артиллерии Великобритании. 94-мм зенитки обладали отличной досягаемостью по высоте и хорошим поражающим действием снаряда. Осколочный снаряд массой 12,96 кг с начальной скоростью 810 м/с мог уничтожать цели на высоте до 9000 м.


Зенитное орудие 3.7-Inch QF AA


3.7-Inch QF AA являлось очень мощным орудием, теоретически способным пробить лобовую броню любого серийного танка, участвовавшего во Второй мировой войне. Но для стрельбы по наземным целям оно применялось редко. Столкнувшись в Северной Африке с убийственной мощью немецких «восемь-восемь», англичане попытались использовать свои тяжелые зенитки аналогичным образом, при этом наведение на цель осуществлялось через канал ствола. Впрочем, того же эффекта достичь им не удалось. Этому препятствовал значительный вес повозки с орудием - 9317 кг и отсутствие подходящих прицелов. 94-мм зенитные пушки неплохо себя проявили в качестве орудий береговой обороны и в как средство контрбатарейной борьбы. Другие британские зенитные орудия большего калибра в силу чрезмерного веса были чисто стационарными системами, непригодными для целей ПТО.

США

В конце 30-х годов американские вооруженные силы находились в стадии реорганизации, технического переоснащения и перевооружения. Только боевые корабли ВМС имели более или менее адекватное зенитное прикрытие. Зенитное вооружение сухопутных подразделений соответствовало реалиям 20-х годов.

В американском флоте получили широкое распространение лицензионные 20-мм зенитные установки «Эрликон», обозначаемые как 20 mm/70 (0.79") FFS. Эти зенитки в США были чисто флотской системой и на берегу использовались мало. Армейские генералы предпочли 12.7-мм пулемёты «Браунинг» М2, близкие к 20-мм пушкам по дальности ведения огня и бронепробиваемости, но при этом весившие и стоившие меньше. Ограниченной серией (всего 110 машин) в США для ПВО сухопутных войск строили ЗСУ Т10 со спаренными 20-мм пушками. В 1938 году в войска начала поступать автоматическая 37-мм зенитка. Её создание велось Джоном Браунингом с середины 20-х годов. После смерти конструктора процесс доводки затормозился и орудие запустили в серийное производство незадолго до начала Второй мировой.


37-мм зенитное орудие М1А2


После создания улучшенного лафета орудие получило обозначение М1А2. Конструкция зенитки являлась вполне работоспособной, но её подвёл недостаточно мощный боеприпас, из-за которого было затруднено поражение скоростных современных самолётов. После начала боевых действий в Европе британцы обратились с просьбой использовать часть американских производственных мощностей под выпуск 40-мм зениток «Бофорс» для Великобритании. Испытав их, американские военные убедились в превосходстве этих зениток над 37-мм отечественными. Массовое поступление Bofors L60 в зенитные армейские части США началось в 1942 году, после того как на американских предприятиях было налажено производство этих орудий по заказу Великобритании. Ускорить налаживание производства зениток помог комплект технологической документации, переданный англичанами. Фактически лицензия на орудия в США была получена от фирмы «Бофорс» уже после начала их массового поступления в войска.

Для повышения мобильности и возможности сопровождения войск зенитные автоматы устанавливались на грузовики. Наиболее распространенной «грузовой» самоходкой стала ЗСУ на базе 2,5-тонного шасси грузовика GMC CCKW-353. Эти машины использовались в Северной Африке и в Италии для уничтожения наземных целей.

Опыт боевых действий показал необходимость бронированной ЗСУ на танковом шасси, способной действовать в одних боевых порядках с танками. Испытания такой машины, вооруженной двумя 40-мм автоматами в открытой сверху башне, установленной на шасси лёгкого танка М24, провели весной 1944 года. Но доводка ЗСУ затянулась и до окончания войны в войска успели поставить очень незначительное количество.

В 1939 году на вооружении сухопутных подразделений противовоздушной обороны армии США не было современных зенитных орудий среднего калибра. Имеющиеся в количестве 807 единиц 76,2-мм зенитные пушки М3 не соответствовали современным требованиям. Их характеристики были невысокими, орудие являлось сложным и металлоёмким в производстве. Зенитная пушка М3 была создана на базе орудия береговой обороны времён Первой мировой и абсолютно не соответствовала современным реалиям. Больше всего нареканий вызывал абсолютно неприемлемый вес орудия - 7620 кг. Для сравнения: советская 76-мм зенитная пушка образца 1931 года (3-К) была почти вдвое легче — 3750 кг, превосходя американское орудие по эффективности, будучи значительно дешевле.


76-мм зенитное орудие М3


Станина для орудия представляла собой цокольное основание с рядом длинных балок, на которые и был положен мелкоячеистый металлический сборный пол. Металлическая площадка оказалась очень удобной для работы расчёта, но её сборка и разборка при смене позиций была сложной и трудоёмкой, требовала много времени и сильно ограничивала мобильность артиллерийской системы в целом. К моменту вступления США в войну в 1941 году зенитки М3 участвовали в обороне Филиппин от японцев. Несколько батарей трёхдюймовок задержались в других районах Тихого океана, оставаясь в строю до 1943 года.

Для замены тяжелых и устаревших 76-мм зениток в 1941 году начались поставки 90-мм орудий М1. Калибр нового зенитного орудия был выбран исходя из массы снаряда, снаряд такого калибра считался пределом того веса, с которым мог нормально управляться обычный солдат. Орудие имело достаточно высокие характеристики, осколочный снаряд массой 10,6 кг разгонялся в стволе длиной 4,5 м до 823 м/с, обеспечивая досягаемость по высоте более 10000 м. Но оно также было слишком тяжелым, так как унаследовало от М3 конструкцию разборной станины. При перебазировании процесс складывания всех элементов станины и платформы на одноосное шасси был очень длительным и сложным. К тому же орудие не имело прицелов для ведения огня по наземным целям, а ствол не мог опускаться ниже 0°.


90-мм зенитное орудие М2


В целях повышения мобильных качеств и возможности уничтожения наземных целей в 1942 году в США разработали 90-мм орудие М2. Конструкция лафета М2 была создана заново. Низкий огневой стол опирался при стрельбе на четыре опорные балки. Вес орудия в боевом положении снизился до 6000 кг. Для защиты расчёта появился броневой щит. Устройство пушки позволяло использовать её и для стрельбы по наземным подвижным и неподвижным целям. Максимальная дальность стрельбы 19000 м делала её эффективным средством контрбатарейной борьбы.

К августу 1945 года американская промышленность произвела 7831 90-мм зенитное орудие разных модификаций. После высадки американцев в Нормандии, зенитки М2 обеспечивали ПВО сухопутных подразделений. Достоверных данных о том, что они привлекались для борьбы с немецкими танками, нет, но огневую поддержку сухопутных войск и контрбатарейную борьбу 90-мм зенитные орудия осуществляли.

Артиллерийская часть 90-мм орудия использовали при создании ПТ САУ М36 на шасси среднего танка «Шерман». Эта противотанковая самоходная установка активно использовалась в боях в северо-западной Европе с августа 1944 до самого конца войны. ПТ САУ M36 благодаря мощной длинноствольной 90-мм пушке оказалась единственным сухопутным средством американцев, способным эффективно бороться с немецкими тяжёлыми танками, поскольку танк M26 Pershing, вооружённый такой же пушкой, поступил в войска практически к самому концу войны.

Британские и американские зенитные пушки среднего и крупного калибров практически не использовались для борьбы с вражеской бронетехникой. В 1941-1942 годах, как у британцев, так и у американцев наблюдался острый дефицит современных дальнобойных зенитных орудий. К тому же, как британские, так и американские зенитки, обладающие значимым противотанковым потенциалом, имели низкую мобильность. После высадки в Нормандии и Италии, когда основные силы вермахта были перемолоты или связаны на Восточном фронте, у союзников имелось достаточное количество противотанковых орудий и танков. Кроме того, основным противотанковым средством англичан и американцев после 1944 года была авиация, днём и ночью уничтожавшая коммуникации противника, в силу чего немецкие танки не могли воевать без горючего и боеприпасов.

Продолжение следует...

По материалам:
http://www.navweaps.com
http://zonwar.ru/index.html
Автор: Сергей Линник


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. GEV67 3 ноября 2016 15:20
    Всегда прикольно было видеть тазики на саксонских солдатах...
    1. Bongo 3 ноября 2016 15:24
      Цитата: GEV67
      Всегда прикольно было видеть тазики на саксонских солдатах...

      У американцев они тоже были

      Изначально тарелкообразная форма касок предназначалась для защиты от рубящих сабельных ударов пехотинцев во время кавалерийских атак.
      1. Alexey RA 3 ноября 2016 18:14
        Цитата: Bongo
        Изначально тарелкообразная форма касок предназначалась для защиты от рубящих сабельных ударов пехотинцев во время кавалерийских атак.

        ЕМНИП, в ПМВ считалось, что поля каске нужны для защиты носителя от летящей сверху шрапнели.
    2. 97110 3 ноября 2016 16:13
      Цитата: GEV67
      на саксонских солдатах...

      саксонцы обходились штальхельмами, им тазики были ни к чему.
    3. hohol95 3 ноября 2016 21:00
      Саксонцы - это НЕМЦЫ! А англы - САКСЫ!
      1. rjxtufh 3 ноября 2016 22:47
        Цитата: hohol95
        Саксонцы - это НЕМЦЫ! А англы - САКСЫ!

        Замечание достаточно верное.
  2. амурец 3 ноября 2016 15:57
    Массовое поступление Bofors L60 в зенитные армейские части США началось в 1942 году, после того как на американских предприятиях было налажено производство этих орудий по заказу Великобритании. Ускорить налаживание производства зениток помог комплект технологической документации, переданный англичанами. Фактически лицензия на орудия в США была получена от фирмы «Бофорс» уже после начала их массового поступления в войска.

    Сергей! Мне непонятен такой момент. В справочнике офицера- зенитчика автомат обозначен как 40-мм американская автоматическая зенитная пушка М-1( по типу Бофорс). Нигде не нашёл, поставлялись ли эти пушки по ленд-лизу в СССР?
    1. Bongo 3 ноября 2016 16:10
      Цитата: амурец
      Сергей! Мне непонятен такой момент. В справочнике офицера- зенитчика автомат обозначен как 40-мм американская автоматическая зенитная пушка М-1( по типу Бофорс). Нигде не нашёл, поставлялись ли эти пушки по ленд-лизу в СССР?

      Николай, привет! Поставлялись, порядка 5000 зенитных орудий.
      1. Монархист 3 ноября 2016 16:47
        Когда-то мальчишкой слышал:якобы американские зенитки стояли лишь в Москве и Мурманске. Интересно узнать,где их использовали?
      2. rjxtufh 3 ноября 2016 22:49
        Цитата: амурец
        Нигде не нашёл, поставлялись ли эти пушки по ленд-лизу в СССР?

        Думаете, что если в справочнике есть, а они там действительно есть, то это просто так? Ошибаетесь.
      3. амурец 4 ноября 2016 01:50
        Цитата: Bongo
        Николай, привет! Поставлялись, порядка 5000 зенитных орудий.

        Сергей привет! Понял.
    2. Alexey RA 3 ноября 2016 18:17
      Цитата: амурец
      В справочнике офицера- зенитчика автомат обозначен как 40-мм американская автоматическая зенитная пушка М-1( по типу Бофорс)

      Хихикс... очень правильное название. Ибо от оригинального "Бофорса" там остался только калибр - янки даже снаряды новые сделали.
    3. Авиатор_ 3 ноября 2016 18:32
      Поставлялись. До сих пор в экспозиции, посвящённой Великой Отечественной Войне, в Оренбургском парке им. Фрунзе стоит такая зенитка, правда, под вывеской "61К", несмотря на то, что зениток 61К там ещё 2 штуки рядом. Но дирекции музея всё по хрену, хотя я им по эл. почте писал про несоответствие.
  3. Alexey RA 3 ноября 2016 17:56
    Массовое поступление Bofors L60 в зенитные армейские части США началось в 1942 году, после того как на американских предприятиях было налажено производство этих орудий по заказу Великобритании. Ускорить налаживание производства зениток помог комплект технологической документации, переданный англичанами. Фактически лицензия на орудия в США была получена от фирмы «Бофорс» уже после начала их массового поступления в войска.

    Не совсем так.
    Работы по американизации "Бофорса" действительно начались до официального получения лицензии: по британским чертежам и формально - для Британии. Для этого задействовали даже канадское отделение лифтовой компании "ОТИС" - им выдали заказ на стволы.
    Но свою лицензию янки получили до начала серийного производства "Бофорсов" - в июне 1941. И они продолжили налаживать производство орудия уже для себя (и не только - ставшие теперь официально американскими "бофорсы" после налаживания серии пошли в том числе и в Британию).
    First, the Bofors company reduced their price to a flat ~600,000 for license to manufacture the naval mount, an Army mobile AA gun and carriage (the latter as covered by u.s. patent No. 2,103,670) and ammunition for both these guns. Blueprints, manufacturing drawings, and the services for one year of two production experts were also to be supplied. Secondly, the Army agreed, on 4 June 1941 to pay half the cost of this license, or a total of $300,000.

    "Крайслеру" сотоварищи потребовался год с момента получения официальной лицензии, чтобы переработать конструкцию и технологию шведской пушки "ручной работы" под американский конвейер. Что поделать, конвейер не терпит операций "просверлить по месту после сборки" или "после сборки и проверки работы при необходимости разобрать и доработать напильником" - а именно этого требовала полученная от шведов технологическая документация.
    1. Alexey RA 3 ноября 2016 18:26
      Вот краткая хронология получения лицензии и заказов на "Бофорсы: в июне 1941 флот заключил контракт с "Бофорсом" на покупку лицензии на одноствольное и спаренное орудие водяного охлаждения для себя и одноствольное орудие воздушного охлаждения - для Армии.
      B июне же был выдан первый контракт на производство орудий и повозок для них.
      In June came the long-expected Navy contract with Aktiebolaget Bofors which was to serve both the Army and the Navy. Under this contract, the Bofors 40mm A.A gun might be made for the American services as follows: Water-cooled for the Navy; twin mounts for the Navy: air-cooled for the Army; field carriages, under u. s. Patent 2,103,670, for the Army; and ammunition. June, 1941, also saw the signing of the contract for 2,236 gun carriages from Firestone, another with Chrysler for 2,236 gun mechanisms and a third with otis-Fensam of Canada, for 4,472 gun barrels. These were the first actual contracts covering quantity American production of this materiel.

      Почему лицензию получал флот? А потому что правительство США решило не устраивать нездоровой межведомственной конкуренции и поручило переговоры и закупку флоту. А армия должна была лишь оплатить половину стоимости патента.
      Так что фактически лицензия на орудия в США была получена от фирмы «Бофорс» задолго до начала их массового поступления в войска - в том же месяце, в котором был выдан первый заказ на "Бофорсы".
      1. Осьминог 4 ноября 2016 11:59
        Спасибо за рассказ.

        Что лично я не могу понять - почему американцы, с самого Джона Мозеса начиная, упоролись в системы с длинным откатом, в то время как остальные - немцы, шведы, японцы - развивали короткий откат и не парились. В случае сансея Намбу справились в крайне сжатые сроки и в несопоставимых условиях работы промышленности. При этом система с мощным патроном - тот же Бофорс - была известна как минимум с 32-го года, так что аргумент "для мощной баллистики нужен длинный откат" уже явно не заходил. Ставился ли вообще вопрос "До какой ширины можно расточить пятидесятку?"?
  4. Alexey RA 3 ноября 2016 18:06
    К августу 1945 года американская промышленность произвела 7831 90-мм зенитное орудие разных модификаций. После высадки американцев в Нормандии, зенитки М2 обеспечивали ПВО сухопутных подразделений. Достоверных данных о том, что они привлекались для борьбы с немецкими танками, нет, но огневую поддержку сухопутных войск и контрбатарейную борьбу 90-мм зенитные орудия осуществляли.

    90-мм зенитки широко использовались также в армейской береговой обороне. Причём армейцы использовали их не только по прямому назначению: часть 90-мм орудий была сведена в двухорудийные AMTB - противоторпеднокатерные батареи, защищавшие входы в проливы и гавани от катеров противника.
    Например, вход в Жемчужную гавань - ГВМБ ТОФ - прикрывали:
    AMTB No. 1 / 2-90 mm/ F / 1943-1945
    AMTB No. 2/ 2-90 mm/ F/ 1943-1946
    ИЧХ, такие батареи возводились даже у баз на материковой части США (например, в Сан-Диего), причём в 1943 году.

    А вот во флотской БО 90-мм зенитки использовались по прямому назначению: в Marine Defense Battalions эти зенитки были сведены в батареи ПВО.
  5. rjxtufh 3 ноября 2016 22:46
    На самом деле тема британских ПВО в рунете испахана слабо. В отличие от немецких и советских. Поэтому почитать на эту тему всегда полезно и интересно.
    1. Bongo 4 ноября 2016 02:04
      Цитата: rjxtufh
      На самом деле тема британских ПВО в рунете испахана слабо. В отличие от немецких и советских. Поэтому почитать на эту тему всегда полезно и интересно.

      Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я
      Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 2-я
      hi
      1. rjxtufh 4 ноября 2016 09:59
        Автор тот же.
        За ссылки, спасибо.
        1. Bongo 4 ноября 2016 10:39
          Цитата: rjxtufh
          За ссылки, спасибо.

          Обращайтесь! hi Надеюсь понравилось?
          1. rjxtufh 4 ноября 2016 11:24
            Еще не читал, только просмотрел.
            Порадовало уже даже то, что весьма подробно.
            Вдумчиво прочту позже.
  6. 52гим 4 ноября 2016 08:31
    Добротный цикл статей, спасибо!
  7. sigdoc 4 ноября 2016 19:44
    Хочу отдельно автору выразить благодарность, тема давно очень интересовала!
Картина дня