Противотанковые САУ Германии времен войны (часть 7) – Nashorn

В середине войны вермахт, остро нуждавшийся в как можно большем количестве истребителей танков, заставлял немецких конструкторов идти на импровизацию. Какие-то импровизации были удачными, какие-то нет. Одной из спешных попыток создания истребителя танков стала адаптация самоходного лафета, который изначально разрабатывался для установки на нем мощной 150-мм полевой гаубицы sFH 18. Назывался данный самоходный лафет - Geschtitzwagen III/IV, так как машина базировалась на шасси среднего танка Pz IV с использованием большого количества узлов танка Pz III. В результате объединения самоходного лафета с 88-мм длинноствольным орудием Рак 43 на свет появилась противотанковая САУ. Машина начала поступать в войска в 1943 году и первоначально называлась Hornisse (Шершень), но с 1944 года ее официальным названием стало Nashorn (Носорог).

В 1943 году на Восточном фронте немецкие войска столкнулись с проблемой развертывания новых противотанковых пушек Рак 43/1 калибра 88 мм. Они должны были составить основу противотанковой обороны вермахта. Данные орудия обладали колесным лафетом и были слишком тяжелыми (масса около 4,5 тонн), по этой причине им не хватало тактической гибкости. Для того, чтобы сменить огневую позицию, приходилось привлекать специальную технику для буксировки и большое количество людей. Всего этого было достаточно для того, чтобы существенно уменьшить достоинства данного орудия.

Именно поэтому в немецкой армии встал на повестку дня вопрос о том, чтобы сделать данное орудие самоходным. Для осуществления этой цели за основу был взят танк Pz IV. При этом орудие было слишком тяжелым для него и даже с использованием широких гусениц удельное давление на грунт было достаточно большим. Поэтому речи о каком-либо серьезном бронировании САУ даже не стояло. В это время Германия уже испытывала дефицит высококачественной стали, поэтому и без того слабое бронирование САУ «Насхорн» ухудшалось использованием незакаленной стали, что делало самоходки более уязвимыми.


Противотанковые САУ Германии времен войны (часть 7) – Nashorn


Высокий силуэт, которым обладала САУ «Хуммель», построенная на базе самоходного лафета - Geschtitzwagen III/IV, был для нее некритичен, так как она вела стрельбу с закрытых позиций. Однако истребителю танков данный недостаток существенно усложнял жизнь, а маскировка машины превращалась для экипажа в весьма нетривиальную задачу. Чаще всего Nashorn использовался с позиций, которые были удалены от противника на расстояние не менее 2 км. В то время как подавляющее большинство истребителей танков обычно использовались с куда меньших дистанций.

Принимая это во внимание, немцы отдавали приоритет в производстве 150-мм самоходной гаубице «Хуммель». Всего за годы войны было построено 724 «Хуммеля» и 494 «Насхорна». Мощное противотанковое орудие с хорошей баллистикой делало «Насхорн» грозным истребителем танков, при этом САУ обладала слишком большими размерами и, в отличие от «Фердинанда», не имела противоснарядного бронирования. Только нехватка специализированных машин заставляла немцев использовать «Носорога» в роли истребителя танков. Ближе к концу войны на смену «Насхорну» пришла более совершенная ПТ-САУ «Ягдпантера».

Особенности конструкции

По требованию Управления вооружений берлинская компания «Алкетт» разработала корпус такой же ширины, что и у бронекорпуса танка PzKpfw III (чуть шире, чем у танка PzKpfw IV). Компоненты и агрегаты новой САУ, включая ведущие колеса, дифференциалы и трансмиссию были взяты от танка PzKpfw III. Двигатель с системой охлаждения, радиаторы и глушители от среднего танка PzKpfw IV Ausf.F. Элементы ходовой части самоходки: поддерживающие и опорные катки, траки гусениц, ленивцы были также заимствованы у PzKpfw IV.

САУ Nashorn оснащалась 12-цилиндровым бензиновым двигателем «Майбах» HL120TRM. V-образный карбюраторный двигатель с развалом цилиндров в 60 градусов имел рабочий объем в 11 867 см3 и развивал максимальную мощность в 300 л.с. при 3 000 об/мин. Двигатель монтировался в центральной части корпуса САУ, а «настил» над ним был максимально усилен для того, чтобы без проблем разместить артиллерийское орудие вблизи центра тяжести «Насхорна».

Противотанковые САУ Германии времен войны (часть 7) – Nashorn


Топливо размещалось в 2-х баках суммарным объемом в 600 литров. Баки были размешены под днищем боевого отделения, а их заливочные горловины были расположены внутри боевого отделения. Таким образом, дозаправку горючим можно было осуществлять даже под огнем противника. Также в днище корпуса находились специальные сливные отверстия, которые должны были в случае аварийных ситуаций выводить топливо из корпуса САУ. Данные устройства закрывались экипажем лишь в случае форсирования водных преград вброд.

Экипаж САУ состоял из 5 человек. Впереди корпуса в изолированной рубке находился механик-водитель САУ, 4 члена расчета, включая командира, находились в боевом отделении рубки. Спереди, сзади и с боков они были прикрыты тонкими бронелистами. Сверху рубка была открытой, при необходимости на нее мог натягиваться брезент.

Просторное боевое отделение было расположено в кормовой части САУ. Ствол пушки находился на высоте в 2,24 м. над землей, что, по меньшей мере, на 0,6 м. превышало стандартный уровень при размещении орудия на его стандартном крестообразном лафете. Именно слишком большая высота была главным недостатком «Насхорна». Боковые стенки боевого отделения были установлены вертикально и имели всего лишь 10 мм. толщины, поэтому не могли обеспечить экипажу надежной защиты. Лобовая плита рубки имела хороший баллистический профиль, но ее бронирование также не превышало 10 мм. Отличительной особенностью САУ были жалюзи воздухозабора двигателя, которые располагались на обоих бортах рубки примерно в середине корпуса машины. Они располагались над надгусеничными полками и были слегка заглублены внутрь боевого отделения. В целом САУ Nashorn была удачным носителем для противотанковой 88-мм пушки, хотя и очень уязвимым при ведении огня прямой наводкой.

Противотанковые САУ Германии времен войны (часть 7) – Nashorn


В рубке САУ Nashorn вместе с верхней частью лафета была установлена 88-мм пушка StuK 43/1 (самоходный вариант орудия Рак43/1) с длинной ствола в 71 калибр. Конструктивно она была аналогична буксируемому варианту орудия, но форма орудийного щита была выполнена скругленной для того, чтобы обеспечить возможность поворота орудия внутри рубки. Пушка обладала рекуператором (рекуперация – возвращение энергии, которая расходуется при технологических процессах), который был смонтирован над орудийным стволом, накатник был размещен под стволом. По бокам орудия находились специальные контрбалансировочные цилиндры. В вертикальной плоскости орудие имело углы наводки от -5 до +20 градусов. Сектор горизонтальной наводки составлял 30 градусов (по 15 градусов в обе стороны).

Основная часть боекомплекта пушки, который состоял из 40 снарядов, была расположена в стеллажах боевого отделения по бортам рубки. У наводчика в распоряжении имелось несколько прицельных приспособлений, в том числе и панорамный артиллерийский прицел. Для самообороны на САУ использовался пулемет MG-34, также у экипажа имелось не менее двух пистолетов-пулеметов MP-40.

Особенности использования

САУ «Насхорн» использовались в составе специализированных дивизионов истребителей танков (Panzerjaeger Abteilung). Такие дивизионы были самостоятельными боевыми подразделениями, которые не входили в организационную структуру танковых дивизий. Все они передавались в распоряжение штабов корпусов или армий и придавались различным частям в виде усиления по мере необходимости.

Противотанковые САУ Германии времен войны (часть 7) – Nashorn


Дивизионы, вооруженные САУ Nashorn обладали высокой мобильностью и, несмотря на слабую бронезащиту экипажа, часто не нуждались в поддержке танков. Помимо этого с их появлением пехотные части вермахта получали в свое распоряжение мобильные и лучше защищенные (в сравнении с полевыми противотанковыми орудиями) средства противотанковой обороны и огневой поддержки. Чаще всего эти противотанковые САУ использовались побатарейно, редко на одном участке фронта можно было встретить всю часть целиком, происходило это только в экстраординарных случаях. Наибольшей эффективности, будучи мощнейшим огневым средством при стрельбе прямой наводкой на дистанции до 3,5 км, САУ добивались при включении в состав дивизиона взвода связи и наблюдения, который должен был своевременно обнаружить противника и оповестить об этом экипажи.

Чаще всего при взаимодействии с танками САУ «Насхорн» следовали за их боевыми порядками на достаточном удалении и стремились подавлять САУ и танки противника из засад и заранее выбранных позиций. Также их часто использовали в роли подвижного противотанкового резерва, состав и сила которого менялись, исходя из обстановки. В целом они служили комбинированным средством обороны и атаки, как во взаимодействии с танковыми, так и с пехотными частями вермахта. По сути, экипажи ПТ-САУ Nashorn, выдерживая определенную дистанцию боя, имели возможность осуществлять различные боевые задачи, быстро переходя от одного тактического приема к другому. Они могли атаковать из засады, использовать метод «ударил-отступил», осуществлять прикрытие ложного отступления и прочее.

Тактико-технические характеристики: Nashorn
Масса: 24 т.
Габаритные размеры:
Длина 8,44 м., ширина 2,95 м., высота 2,94 м.
Экипаж: 5 чел.
Бронирование: от 10 до 30 мм.
Вооружение: 88-мм пушка StuK43/1 L/71, 7,92-мм пулемет MG-34
Боекомплект: 40 снаряда, 600 патронов.
Двигатель: 12-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL 120TRM, мощностью 300 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 40 км/час
Запас хода: 260 км.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. djsa1 19 января 2012 08:36
    Броневик с пушкой,величиной с сарай wink
  2. J_Silver 19 января 2012 12:04
    Полагаю, что жуткая вещь - попадешь в прицел такой штуке, так сразу составляй завещание!
    В атаку ей ползать было незачем, а в обороне и повозиться можно с окапыванием и маскировкой, так что большие габариты вовсе несмертельны...
    J_Silver
  3. 755962 19 января 2012 12:23
    Самым мощным противотанковым вооружением обладала САУ «Nashorn» (Первоначально называлась «Hornisse») или 8.8cm PaK43/1 (L/71) auf Fgst Pz III/IV (Sf) (Sd Kfz 164). Тем не менее для машин такого типа у нее была явно недостаточной броневая защита и слишком высокий силуэт.
    755962
  4. Rico1977 19 января 2012 13:01
    А что о боевом применении слышно? Всё познаётся в бою...
    1. Kars 19 января 2012 13:42
      Отлично показала себя в боях.Очень большим спросом пользовалась в частях,поэтому в основном попадала к СС.Были случаи поражения танков Т-34 с дистанции свыше 3000 м

      Единственный крупный недостаток это высокий силуэт---наследство от базового танка,но приимущества мобильности по сравнению с буксируемой артилерией было ощутимое.
  5. Kars 19 января 2012 15:17
    САУ-истребитель танков 8,8 cm Pak auf GW III/IY "Nashorn" ("Носорог") лейтенанта Альберта Эрнста (519-й тяжелый дивизион истребителей танков) уничтожила 49 советских танков. 23 декабря 1943 года в бою в районе Витебска Эрнст поджег 14 советских танков, сделав при этом всего 21 выстрел. В специальном приказе его назвали "витебским тигром", а 22 января 1944 года он был награжден Рыцарским крестом


    Но что б не было предвзятого мнения о непобедимом оружии ,и в пример что воюют не САУ или танки,а армии,------- САУ того же дивизиона под Витебском
  6. Иван Тарасов 19 января 2012 17:38
    Данная платформа больше подходила для стрельбы с закрытых позиций.
    "Хуммель" был самым оптимальным решением для данной платформы.
  7. loft79 19 января 2012 22:38
    Сложно судить о качествах данной машины. При грамотном размещении в обороне (маскировка, обратные скаты высот) сильное, если близко не подпускать танки. С другой стороны, в Stug или Су-85, при арт-обстреле или авиа-налете прямое попадание для экипажа это "плохо". В Nashor`не экипаж практически открыт. Так, что все зависит от тактики и сил противников.
    1. Kars 20 января 2012 21:19
      Цитата: loft79
      авиа-налете прямое попадание для экипажа это "плохо

      прямое никому не в радость.
      А компоновка с открытым боевым отделением широко применяетса в САУ---Су-76,Арчер,Вулверин,Ахелес,Хелкет,Насхорн,Мардер----уже не упоминаю про САУ артподдержки(Хуммель,Горилла)


      По сравнению с буксируемой пт артилерии аналогичной мощности это лучший вариант.
  8. Андрей77 20 января 2012 16:25
    Сколько такая штука стоит (в пересчете на старые-добрые StuG III)? Война - сражение экономик государств, личная храбрость приветствуется, но не главный козырь.
    1. Иван Тарасов 20 января 2012 20:42
      Исходя из приведенных Вами экономических соображений, сравнивать следует с Pz-IV / 70.
    2. Kars 20 января 2012 21:15
      Ну это легко прикинуть-----шасси у обоих от серийных троек и четверок---для Насхорна-----минус бронирование Штуги и плюс разница в стоимости артсистем----я думаю выйдет примерно одинаково.Только не надо забывать что эти машины имели разное назначение и тактику---так что так огульно их сравнивать не коректно.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня