Military Review

Dragon-horse: the “new man” of changing Japan. (A dramatic story in several parts with a prologue and an epilogue) Part One

8
Prologue


“From the moment one person knows the truth, and until when everyone else recognizes it, sometimes a person’s life is not enough”
(M.I. Kutuzov)


It has always been and will be as MS said. Kutuzov: first, someone knows the truth, and all the rest follow him, but how often does this one have to endure on this path ?! But twice, three times his position is complicated at critical moments. stories. After all, before you, as they say in the East, there are always two bridges in life. One you need to go, the other burn. The question is which one to burn and which one to switch?


Monument to Sakamoto Ryoma in Kochi.

Such people are known among many nations and their names are often either covered with mud (for the time being) or recorded in gold on the tables of history. There were such people in Japan, and many, but for some reason it happened that for the Japanese, the significant figure of a person who was not afraid to accept the new in the difficult moment of his country’s life, abandoning the old, became Sakamoto Ryoma, which means in Russian Dragon Horse.

Dragon-horse: the “new man” of changing Japan. (A dramatic story in several parts with a prologue and an epilogue) Part One

Old Japan was leaving, but left us the memory of the photos. Here is one of the samurai in home dress. It is possible that Sakamoto's father looked like that.

He appeared on the stage of history at that crucial moment when Japan was recovering from the long absolutism of the Tokugawa era and was becoming accustomed to contemporary modernity. He was neither a glorified warrior nor a powerful daimyo ruler, but for some reason many Japanese honor his name, believing that by his example he pointed the right way to new generations. When the Japanese elite shuddered, anticipating the beginning of a new bloody terror in the country, the person we’re talking about later wanted to lead Japan through peaceful changes, and not follow the example of Tokugawa Ieyasu, ruthlessly destroying all his opponents. It would be interesting to put this story as a play with bright Japanese costumes, meaningful poses, and memorable dialogues. Of course, not all the events shown in it took place at the same time and, of course, they took place in different places. Surprisingly, however, as far as everything that happened then reminds everything that happened and here just yesterday, and in something even goes on ...


Samurai and his attendant.

Act One: Sakamoto Ryoma and Blood Debt
"New Year's Eve
A dream saw - I keep it a secret
And I smile ...
(Show)


Sakamoto Ryoma, the second son of Sakamoto Heinati, was born on November 15 1835 of the year, exactly 235 years after the famous Battle of Sekigahara, which separated Japan forever between the time before it and the time after. The Sakamoto family was descended from a commoner samurai from Tosa, and they moved to the city of Kochi from the village. In the city she became engaged in usury and became rich with time, after which she acquired the rank of govt - lower samurai. Then Ryoma's father received a rank and abandoned the family business, apparently always ashamed of him in his heart.


Photo Sakamoto Ryoma.

All samurai Tosa were divided into two groups. Supporters of Yamanauti, who supported the Tokugawa battlefield, were called jсиshi, or the highest samurai, and the rest were called goshi, or "rural warriors." Arrogant rulers constantly humiliated and oppressed gosti, these persecutions were reflected even in the laws by which samurai gosi had to wear special shoes; wooden geta sandals were forbidden to wear. It is not difficult to understand that such an appeal of Yamanauti with his subjects, from which they suffered more than 200 years, during the peaceful period of Tokugawa’s rule, aroused a desire for revenge in all the states.


Onna-Bougay - a female warrior In the history of Japan, they were not uncommon.

Ryoma's father was well-versed in both martial arts and versification, and in calligraphy. Ryoma's mother died very young, and he was very attached to his sister, who was only three years older than him, but she rode horseback, no worse than men, fired from a bow and fencing on swords and naginata.


Equestrian exercise yabusame. Not only men were keen on this, but also women.

Ryoma often stayed with his uncle, a successful merchant, in whose house he became acquainted with the world of commerce. Diverse education and the ability to ask questions as much as possible taught the young man to think and reason.

And then a terrible thing happened: in 1853, four warships of the American commander Perry entered the Tokyo Bay and demanded from the emperor permission to stop in the Japanese ports to all other American ships. Bakufu Tokugawa - the supreme government of Japan, located in Edo, failed to defend the ban imposed by several years earlier on parking in Japanese ports for all foreign ships and decided to open borders and submit to the demands of the US government. It was surprising, however, only a few. A few years before, the Dutch, who came from the only country whose ships were allowed access to the port of Hirato, reported bakufu about the outcome of the Opium War 1839-1842, in which China suffered a humiliating defeat from foreigners. And they knew that the position of Japan in Asia was quite precarious and there was little sense from its isolation. But despite the fact that Bakufu made the only right decision (since there was absolutely nothing for the Japanese to oppose the Perry guns) to accept the inevitable invasion of foreigners, this caused a strong reaction from all those who used to consider the land of Japan sacred.


One of the black ships of Commodore Perry. Japanese drawing.

In 1854, Ryoma came to Edo to study at the famous fencing school. Samurai capital literally boiling with indignation, talk of war was heard everywhere. It is not surprising that when a collection of warriors was announced in the Khan (district) of Tosa to protect the coast of Sinagawa, Ryoma joined the patrol detachment. He was nineteen years old, and he understood that the world was changing.


Japanese woman helps a samurai to dress up in armor. So the stories that the samurai did not need the help of a servant to put on their armor were not based on anything. Although, of course, some poor Ashigaru could do it himself, and for a European, all the warriors with swords were samurai.

In 1856, under the terms of the agreement with the US government, Consul General Harris came to Japan. He sought a US-Japan trade agreement; and advisers to bakufu, having come to the conclusion that it was impossible to refuse him, sent a letter to the emperor in Kyoto with a request to allow them to open the country. But the court of the emperor Komei adhered to traditional views, and refused to bakufu. The situation was aggravated by an internal conflict over the inheritance of the title of shogun, because of which the Tokugawa clan was split into two camps.


But the wives of Western Knights did not help their husbands to dress. Although they sewed clothes for them, they embroidered pennants and helmet ornaments.

Then, in 1858, Ia Naosuke of Hikone Khan, being the confidant of the Shogun, entered into a trade agreement with America without Kyoto’s permission and resumed the persecution of the opposition. Not tolerating such a clear manifestation of dictatorship, the conservative samurai killed Yi right at the gates of Edo Castle at the beginning of 1860. In the same year, young Sakamoto graduated from the martial arts school and returned to Tosa, gaining fame as a young but budding sword master.


Mon Sakamoto Ryoma.

In Tosa, meanwhile, supporters of the “sacred land” formed the party Tosakinnoto, which without hesitation dealt with everyone who dared to oppose it. And here Ryoma decided to join the party of ultranationalists. Then he returned to Edo again and entered Chiba's fencing school. Here he wanted to meet with Katsu Rintaro Kaishu or Yokoi Shonan - the most famous supporters of the opening of the borders of Japan. The intentions of Ryohm, a member of the ultranationalist party, looked rather suspicious, but Kaisu nevertheless agreed to meet with him. When Ryoma was led into the reception room, Kaisu said: “You're here to kill me. Let's first talk about what is happening in the world, and then do as you know. ” Both were skilled swordsmen, but weapons never bared.


Katsu Kaishu.

Act Two: Sea and Cannons
"Weighted down
Pages of books on the tray.
Spring wind ...
(Quito)


Katsu Kaishu was born in 1823 year in the family of Katsu Kokichi and was a member of the Tokugawa clan in Edo. But although he served bakufu, Katsu Kaishu was so poor and, in order to make ends meet, he decided to open a school of Dutch. At the age of twenty-five, he was sent to the bakufu naval defense department. Knowing about the Dutch culture, Katz understood well what was happening in Asia. Many young people learned from him - and not only the children of bakufu officials, but also the inhabitants of the provinces who wanted to learn at least something about the big world around Japan.


American warship. Japanese drawing.

In 1860, Katsu crossed the Pacific Ocean on the Japanese Canrin Maru, bound for the United States to conclude a trade agreement. In 1862, by the time he met Sakamoto Ryoma Katsu, he was engaged in marine affairs fleet to the bakufu.

After a long conversation, Ryoma decided to become a Katsu student too. In his diary, Katzu wrote: “Sakamoto came to my house with his friend Tiba Sutaro, a swordtail. From early evening until midnight, I talked with them about the reasons why we have to look at the world in a new way, about the need to create a new fleet to protect Japan from the colonialists. He [Ryoma] admitted that he wanted to kill me, but after my lecture he was ashamed of his ignorance, realizing that he could not imagine Japan’s position in Asia, and announced that he would be my student. And then he will make every effort to create a fleet ... After the meeting, Ryoma explained to his friend that he had come to settle accounts with me. I just laughed. He is not without dignity and, in the end, has shown himself to be a decent person. ”


At the entrance to the cadet training center for the navy in Kobe.

Formerly, the sea school in Tsukiji was open only to those who were going to serve bakufu, but Kaishu decided to open a new school of naval officers in Kobe specifically for capable provincial youth. Kaisa was convinced of the need to establish such a school of advisers to bakufu, influential daimyo and court aristocrats.

It was difficult to achieve agreement, since each proposal became another reason for conflict between supporters and opponents of the opening of borders. While Kaisa was in Kyoto, some samurai attacked him, but his bodyguard saved his master. Continuing to fight for the new naval school, Kaisyu invited the shogun Tokugawa Iemoti himself to board his own steam vessel. On this ship, he received permission to create a naval school in Kobe.

Of course, one of the first to enter this school was Sakamoto Ryoma. Kaisa was only happy about this circumstance, as Ryoma was well able to raise the morale of the students. Bakuku's financial support was not enough for the needs of the school, and Ryoma went to his friend Daimyo Echiten and asked him to invest money in the school. In many ways, Ryoma soon became the leader of Kaisa's disciples.

When foreign ships were threatened with reprisal by stubborn nationalists from Choshu, who fired on the ships of the United States, France and the Netherlands in 1863 in Shimonoseki, the adviser to Bakuf ordered Katsu Kaisu to negotiate and settle the matter with representatives of foreign powers. Together with Ryoma and other students, Katsu went to Nagasaki and entered into a discussion with foreigners, hoping to resolve the conflict in peace, but these negotiations did not lead to an agreement, it was only possible to postpone further actions for two months. Ryoma did not return with him to Edo, but visited his second mentor, Yokoi Shonan, in Kumamoto.

Shonan came from a low-ranking samurai family in Kumamoto. For his ideas, he was accused of a “non-Samurai approach,” and was forced to return to his home. Visiting Syonan Ryoma, complained that Thyushu was thrown to Bakufu at the mercy of the alien fleet, but in response he advised him to be patient and not to rebel, but to behave cautiously. “That which bends can straighten,” he said. “That which does not bend breaks sooner or later!”

Meanwhile, supporters of the idea of ​​expelling foreigners in Tosa and Taoshu resorted to terror to intimidate supporters of bakufu in Kyoto. One by one, those who were supporters of bakufu were killed; Bakufu police retaliated, and soon blood was shed all over Kyoto.


Mon Shimazu from Satsuma. But this is not a cross, but ... bit!

A year earlier, Shimazu Hisamitsu of Satsuma, a loyal vassal of bakufu, did not hide his hostility towards the movement against bakuf that unfolded in Tosu. He sought to reorganize the government and was even recommended as a shogun’s advisor. But reforms are reforms, and arrogance is arrogance. As a result, bakufu refused to provide Hisamitsu with a government vessel when he needed to return to Satsuma.

He therefore had to go home by land, and just during this trip one of his entourage killed Englishman Charles Richardson in Namamugi because the stranger did not show respect and did not step aside, letting Hisamitsu retinue pass.

This incident caused a storm of indignation among the British. In Satsuma Bay, they appeared demanding the reparation and punishment of those responsible. Lord Satsuma refused, but soon regretted it, since the British warships began shelling the city of Kagoshima. During the negotiations, Satsuma agreed to fulfill the demands of the foreigners. After the incident between the British and Shimazu established quite friendly relations. This did not surprise anyone in Japan: throughout the history of the country, countless daimyo united with former enemies, who had proved their strength and power to them, and nobody considered it reprehensible! Lord Satsuma knew how to recognize someone else's power and enlisted the help of the British in modernizing his troops! Well, and the British did not go for it with a kind heart, by no means. Thus, they wanted to undermine the influence of the French, who were more and more crowded around bakufu.

In July, 1863, an extremist from Choshu, was attacked by a group of synsengumi - bakufu police; This happened at Ikedai inn in Kyoto. The head of the police, Kondo Isami, with four Swordsmen, made his way into the room where the secret meeting was held by the supporters of isolation from Choshu and Tosa, and killed five. The rest of the warriors were waiting for him outside and killed eleven more, so only a few managed to escape. The case in Ikedai only inflamed the members of the joi in Choshu; they gathered an armed detachment and at the beginning of 1864, they approached the emperor's residence in Kyoto to capture it.


Guns coastal batteries in Shimonoseki.

The warriors from Khan Aizu, with the assistance of the Satsuma detachment, stopped the onslaught of the attackers right at the gates of the imperial palace. This episode made bakufu think about the influence of the Khans Tosa and Satsuma on the emperor Ko-mei. The shogun Iemoti considered the most effective removal from the game of the powerful daimyo Choshu and Satsuma so that they would not unite against the bakufu.


Japanese wooden tools. Yes, there were such!

Meanwhile, in August, 1863, the British ships shelled the capital of Satsuma, Kagoshima, since the payment of compensation for the murder of a British merchant had expired. This led to large casualties among the civilian population, because the fire was fired from naval guns through blocks of houses built of wood and paper. Emperor Komei ordered the punishment of Choshu khan, but first the ships of four states began military operations in the Kan-mon strait and began shelling the coastal bastions of Choshu on Shimonoseki. Under heavy fire from the ships, the bastions were silenced one by one; the English marines shot their defenders out of guns or taken prisoner.


Shimonoseki coastal batteries fire on European ships. From the collection of the city museum in Shimonoseki.


The European international squadron (Denmark, France, England and the United States) shelled Shimonoseki. Painting by Jacob Edward van Hemskerk van Best.

A punitive bakufu detachment led by Tokugawa Yoshikatsu left Osaka for Choshu in September. Shortly before this, in August, Katsu Kaishu ordered Sakamoto Ryoma to visit one of the senior officers of this punitive detachment, hailing from Khan Satsuma, and talk to him.

To be continued ...
Author:
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik 9 November 2016 07: 52
    +4
    I look forward to continuing, an interesting article ...
  2. Mikado
    Mikado 9 November 2016 08: 43
    +3
    Yes, I also look forward to continuing. Beautiful old photos - where you will still see such ones, you will not specifically search the Internet. I heard about leather guns, about wood - for the first time. good
    1. ruskih
      ruskih 9 November 2016 20: 17
      +2
      Yes, Nikolay, I agree that the old photos good You just can’t see. And drew attention to the photo of a woman warrior, in my opinion, she is amazing!
      I also look forward to continuing, for me this is an unfamiliar Japan. Traveling with a reputable author is an exciting experience.
      1. kalibr
        9 November 2016 22: 39
        +2
        Especially for you, I inserted another such beauty into the following text. And how beautiful it sounds - "onna-bugeysya" - "woman-warrior".
        1. ruskih
          ruskih 10 November 2016 09: 24
          +1
          Thanks, Vyacheslav love ! She really delighted me, elegant even in such an outfit. What a face! These color photos can hide flaws, but here everything is unadorned.
          To be honest, I myself am surprised that I became interested in this military theme of Japan. So someone, a very interesting storyteller.
  3. Penzuck
    Penzuck 9 November 2016 08: 52
    +2
    We carefully look at the photo of Katsu Kaisu and see some similarities with SAMIM (GDP)! wassat
  4. bbss
    bbss 9 November 2016 10: 52
    +2
    Historical analogies suggest themselves ... The Japanese understood well that it was unprofitable to be a sheep among wolves.
  5. Jääkorppi
    Jääkorppi 23 November 2016 09: 02
    0
    Thank you very much, but it’s difficult to understand the political trends, a person unfamiliar with the history of Japan.

Дракон-конь: «новый человек» изменяющейся Японии. (Драматическая история в нескольких частях с прологом и эпилогом) Часть первая

Пролог

«С того момента, как истину познает один человек, и до того, когда ее узнают все остальные, не хватает порой и жизни человека»
(М.И. Кутузов)


Всегда было так и будет, как говорил М.С. Кутузов: сначала кто-то один познает истину, за ним подтягиваются и все остальные, но сколько порой этому первому приходится на этом пути претерпеть?! Но вдвое, втрое его положение осложняется в переломные моменты истории. Ведь перед тобой, как говорится на Востоке, в жизни всегда два моста. Один тебе надо перейти, другой сжечь. Вопрос в том, какой сжечь, а какой перейти?



Памятник Сакамото Рёма в Коти.

Такие люди известны у многих народов и их имена часто либо залиты грязью (до поры до времени), либо записаны золотом на скрижалях истории. Были такие люди и в Японии, и много, однако почему-то случилось так, что для японцев знаковой фигурой человека, не побоявшегося в трудную минуту жизни своей страны принять новое, отказавшись от старого, стал Сакамото Рёма, что означает в переводе на русский «Дракон-конь».

Дракон-конь: «новый человек» изменяющейся Японии. (Драматическая история в нескольких частях с прологом и эпилогом) Часть первая

Старая Япония уходила, но оставила нам о себе память на фотографиях. Вот один из самураев в домашнем облачении. Возможно, что так выглядел и отец Сакамото.

Он появился на подмостках истории в тот переломный момент, когда Япония оправлялась от длительного абсолютизма эпохи Токугава и привыкала к тогдашней современности. Он не был ни прославленным воином, ни могущественным правителем-даймё, но почему-то многие японцы чтят его имя, считая, что своим примером он указал правильный путь новым поколениям. Когда японская элита содрогнулась, предчувствуя начало нового кровавого террора в стране, человек, о котором далее пойдет речь, захотел повести Японию путем мирных изменений, а не следовать примеру Токугава Иэясу, безжалостно уничтожавшего всех своих противников. Эту историю было бы интересно поставить как пьесу с яркими японскими костюмами, многозначительными позами, и запоминающимися диалогами. Разумеется, не все события, показанные в ней, происходили одновременно и, уж конечно, они имели место в разных местах. Удивительно, однако, насколько все происходившее тогда напоминает все то, что имело место и у нас буквально вчера, а в чем-то даже еще и продолжается…


Самурай и сопровождающие его слуга.

Действие первое: Сакамото Рёма и «долг крови»
«В новогоднюю ночь
Сон увидел – храню его в тайне
И улыбаюсь…
(Сёу)


Сакамото Рёма, второй сын Сакамото Хэйнати, родился 15 ноября 1835 года, спустя ровно 235 лет после знаменитой битвы при Сэкигахара, навсегда разделившей Японию на время «до нее» и время «после». Семья Сакамото вела свой род от незнатного самурая из Тоса, и в город Коти перебрались из деревни. В городе она занялась ростовщичеством и со временем разбогатела, после чего приобрела чин госи – низшего самурая. Тогда отец Рёма получил чин и забросил семейное дело, видимо, всегда его в душе стыдясь.


Фотография Сакамото Рёма.

Все самураи Тоса делились на две группы. Сторонников Яманоути, поддержавших на поле битвы Токугава, называли дзёси, или высшие самураи, а остальных – госи, или «сельские воины». Надменные властители постоянно унижали и притесняли госи, эти гонения отражались даже в законах, по которым самураи госи должны были носить особую обувь; деревянные сандалии-гэта носить им запрещалось. Нетрудно понять, что подобное обращение Яманоути с подданными, от которого те страдали более 200 лет, на протяжении мирного периода правления Токугава возбудило желание мести во всех госи.


Онна-бугейся – женщина–воин. В истории Японии они были отнюдь нередки.

Отец Рёма был сведущ как в боевых искусствах, так и в стихосложении, и в каллиграфии. Мать Рёма умерла совсем молодой, и он очень привязался к сестре, которая была всего тремя годами старше его, но не хуже мужчин ездила верхом, стреляла из лука и фехтовала на мечах и нагинатах.


Конное упражнение ябусамэ. Этим также увлекались не только мужчины, но и женщины.

Рёма частенько гостил у своего дяди, преуспевающего купца, в доме которого познакомился с миром торговли. Разностороннее образование и возможность сколько угодно задавать вопросы научили юношу мыслить и рассуждать.

А затем случилось ужасное: в 1853 году в Токийский залив вошли четыре военных корабля американского командора Перри и потребовали у императора разрешения останавливаться в японских портах всем прочим американским судам. Бакуфу Токугава – верховное правительство Японии, находившееся в Эдо, не сумело отстоять введенный несколькими годами ранее запрет на стоянки в японских портах для всех иностранных кораблей и решило открыть границы и подчиниться требованию правительства США. Удивило это, правда, лишь немногих. За несколько лет до этого голландцы, выходцы из единственной страны, кораблям которой был разрешен доступ в порт Хирато, доложили бакуфу об исходе Опиумной войны 1839-1842 гг., в которой Китай потерпел унизительное поражение от чужестранцев. И там знали, что положение Японии в Азии достаточно шатко и от ее изоляции толку уже немного. Но несмотря на то, что бакуфу приняло единственно правильное решение (поскольку противопоставить пушкам Перри японцам было абсолютно нечего) смириться с неизбежностью вторжения иностранцев, это вызвало бурную реакцию всех тех, кто привык считать землю Японии священной.


Один из «черных кораблей коммодора Перри. Японский рисунок.

В 1854 году Рёма приехал в Эдо, чтобы учиться в знаменитой школе фехтования. Самураи столицы буквально кипели от возмущения, повсюду слышались разговоры о войне. Неудивительно, что когда в хане (районе) Тоса был объявлен сбор воинов для охраны побережья Синагава, Рёма записался в патрульный отряд. Ему было девятнадцать лет, и он понимал, что мир изменяется.


Японка помогает самураю обряжаться в доспехи. Так что рассказы о том, что самураям не требовалась помощь слуги, чтобы надеть свои доспехи, ни на чем не основаны. Хотя, конечно, какой-нибудь бедняк асигару вполне мог это сделать и сам, а для европейца все воины с мечами были самураями.

В 1856 году по условиям договора с правительством США в Японию прибыл генеральный консул Таунсенд Харрис. Он добивался заключения американо-японского торгового соглашения; и советники бакуфу, придя к выводу, что отказать ему невозможно, отправили в Киото императору письмо с просьбой разрешить им открыть страну. Но двор императора Комэй придерживался традиционных взглядов, и бакуфу отказал. Ситуацию усугубил внутренний конфликт по поводу наследования титула сёгуна, из-за которого клан Токугава оказался расколотым на два лагеря.


А вот жены западноевропейских рыцарей своим мужьям одеваться не помогали. Хотя и шили им одежду, вышивали им вымпелы и нашлемные украшения.

Тогда в 1858 году Ии Наосукэ из хана Хиконэ, являясь доверенным лицом сёгуна, заключил торговое соглашение с Америкой без разрешения Киото и возобновил преследования оппозиции. Не стерпев столь явного проявления диктатуры, консервативные самураи убили Ии прямо у ворот замка Эдо в начале 1860 года. В том же году молодой Сакамото закончил обучение в школе боевых искусств и вернулся в Тоса, приобретя известность в качестве молодого, но подающего надежды мастера меча.


Мон Сакамото Рёма.

А в Тоса тем временем сторонники «священной земли» образовали партию Тосакинното, которая без колебаний расправлялась с каждым, кто осмеливался противостоять ей. И тут Рёма решил примкнуть к партии ультранационалистов. Затем он опять вернулся в Эдо и поступил в школу фехтования Тиба. Здесь он захотел встретиться с Кацу Ринтаро Кайсю или Ёкои Сёнан – самыми известными сторонниками открытия границ Японии. Намерения Рёма, члена партии ультранационалистов, выглядели довольно подозрительно, но Кайсю все-таки согласился с ним встретиться. Когда Рёма провели в комнату для приема гостей, Кайсю заявил: «Ты здесь, чтобы убить меня. Давай же сначала поговорим о том, что творится в мире, а потом делай, как знаешь». Оба были искусными фехтовальщиками, но оружия так и не обнажили.


Кацу Кайсю.

Действие второе: Море и пушки
«Придавлены гирями
Страницы книг на лотке.
Весенний ветер…
(Кито)


Кацу Кайсю родился в 1823 году в семье Кацу Кокити и был приближенным клана Токугава в Эдо. Но хотя он и служил бакуфу, Кацу Кайсю был так беден и, чтобы сводить концы с концами, решил открыть школу голландского языка. В возрасте двадцати пяти лет его направили в управление морской обороны бакуфу. Имея представление о голландской культуре, Кацу хорошо понимал, что происходит в Азии. У него училось много молодежи – и не только детей чиновников бакуфу, но и жители провинций, которые хотели узнать хоть что-нибудь об окружающем Японию большом мире.


Американский военный корабль. Японский рисунок.

В 1860 году Кацу пересек Тихий океан на японском судне «Канрин-мару», направлявшемся в США для заключения торгового соглашения. В 1862 году к моменту знакомства с Сакамото Рёма Кацу он занимался делами морского флота в бакуфу.

После долгого разговора Рёма решил тоже стать учеником Кацу. В своем дневнике Кацу записал: «Сакамото пришел ко мне в дом со своим другом Тиба Сутаро, меченосцем. С раннего вечера до полуночи я рассуждал с ними о причинах, по которым мы обязаны смотреть на мир по-новому, о необходимости создания нового флота для защиты Японии от колониалистов. Он [Рёма] признался, что хотел убить меня, но после моей лекции устыдился своего невежества, поняв, что не представляет себе положения Японии в Азии, и объявил, что будет моим учеником. А потом приложит все старания, чтобы создать флот... После встречи Рёма объяснил и своему другу, что приходил рассчитаться со мной. Я только рассмеялся. Он не лишен достоинства и, в конце концов, показал себя порядочным человеком».


У входа в центр подготовки кадетов для военно-морского флота в Кобэ.

Прежде морская школа в Цукидзи была открыта только для тех, кто собирался служить бакуфу, но Кайсю решил открыть новую школу морских офицеров в Кобэ специально для способной молодежи из провинций. Кайсю убеждал в необходимости основания такого учебного заведения советников бакуфу, влиятельных даймё и придворных аристократов.

Добиться согласия было трудно, поскольку каждое предложение становилось очередным поводом для конфликта между сторонниками и противниками открытия границ. Во время пребывания Кайсю в Киото на него напал какой-то самурай, но его телохранитель спас своего хозяина. Продолжая бороться за новую морскую школу, Кайсю пригласил самого сёгуна Токугава Иэмоти на борт собственного парового судна. На этом корабле он и получил разрешение создать морскую школу в Кобэ.

Разумеется, одним из первых в эту школу поступил Сакамото Рёма. Кайсю только радовался этому обстоятельству, так как Рёма хорошо удавалось поднимать боевой дух учеников. Финансовой поддержки бакуфу не хватало на нужды школы, и Рёма поехал к знакомому даймё Этидзена, и попросил его вложить в школу деньги. Во многих отношениях Рёма вскоре стал лидером учеников Кайсю.

Когда иностранные корабли стали угрожать расправой упрямым националистам из Тёсю, обстрелявшим суда США, Франции и Голландии в 1863 году в Симоносэки, советник бакуфу приказало Кацу Кайсю провести переговоры и уладить вопрос с представителями иностранных держав. Вместе с Рёма и другими учениками Кацу отправился в Нагасаки и вступил в дискуссию с иностранцами, надеясь разрешить конфликт миром, но эти переговоры не привели к соглашению, удалось только отложить дальнейшие действия на два месяца. Рёма не вернулся с ним в Эдо, а побывал у второго своего наставника Ёкои Сёнан в Кумамото.

Сёнан происходил из семьи самурая низкого ранга в Кумамото. За свои идеи он был обвинен в «несамурайском подходе», вынужден был вернуться к себе домой. В гостях у Сёнан Рёма посетовал, что бакуфу бросило Тёсю на милость чужеземного флота, но в ответ тот посоветовал ему набраться терпения и не бунтовать, а вести себя осторожно. «То, что сгибается, может и распрямиться, – сказал он. – То, что не гнется, рано или поздно ломается!»

Между тем приверженцы идеи изгнания чужеземцев в Тоса и Тёсю прибегли к террору, чтобы запугать сторонников бакуфу в Киото. Один за другим были убиты те, кто являлся сторонником бакуфу; полиция бакуфу наносила ответные удары, и вскоре по всему Киото ручьями проливалась кровь.


Мон Симадзу из Сацума. Но это не крест, а… удила!

Годом ранее Симадзу Хисамицу из Сацума, преданный вассал бакуфу, не скрывал враждебности по отношению к движению против бакуфу, развернувшемуся в Тосу. Он добивался реорганизации правительства и даже был рекомендован на пост советника сёгуна. Но реформы – реформами, а спесь – спесью. В итоге бакуфу отказалось предоставить Хисамицу правительственное судно, когда ему понадобилось вернуться в Сацума.

К себе домой ему поэтому пришлось добираться по суше, и как раз во время этого путешествия один из его приближенных убил англичанина Чарлза Ричардсона в Намамуги за то, что чужестранец не выказал почтения и не посторонился, пропуская свиту Хисамицу.

Этот инцидент вызвал бурю возмущения у британцев. В заливе Сацума они появились с требованием возмещения и наказания виновных. Властитель Сацума отказался, но вскоре пожалел об этом, поскольку британские военные корабли начали обстрел города Кагосима. В ходе переговоров Сацума согласился выполнить требования иностранцев. После случившегося между британцами и Симадзу установились вполне дружеские отношения. Никого в Японии это не удивляло: на протяжении истории страны бесчисленное множество даймё объединялось с прежними врагами, доказавшими им свою силу и власть, и предосудительным это никто не считал! Властитель Сацума умел признавать чужую силу и заручился помощью британцев в модернизации своих войск! Ну, а британцы пошли на это не от доброго сердца, отнюдь. Таким образом им хотелось подорвать влияние французов, все больше и больше теснившихся вокруг бакуфу.

В июле 1863 году на экстремистов из Тёсю напал отряд синсэнгуми – полиции бакуфу; это произошло на постоялом дворе Икэдая в Киото. Сам начальник полиции Кондо Исами с четырьмя меченосцами пробился в комнату, где проводили тайное собрание сторонники изоляции из Тёсю и Тоса, и убил пятерых. Остальные воины его ожидали снаружи и перебили еще одиннадцать человек, так что сбежать удалось лишь немногим. Случай в Икэдая только распалил членов Дзёи в Тёсю; они собрали вооруженный отряд и в начале 1864 года подступили к резиденции императора в Киото, чтобы захватить ее.


Орудия береговых батарей в Симоносэки.

Воины из хана Аидзу при содействии отряда Сацума остановили натиск нападавших у самых ворот императорского дворца. Этот эпизод заставил бакуфу задуматься о влиянии ханов Тоса и Сацума на императора Ко-мэй. Сёгун Иэмоти считал самым действенным выведение из игры могущественных даймё Тёсю и Сацума, чтобы они не объединились против бакуфу.


Японские деревянные орудия. Да, были и такие!

Между тем в августе 1863 года британские корабли обстреляли столицу Сацума, Кагосиму, так как срок уплаты возмещения за убийство британского торговца истек. Это привело к большим жертвам среди мирного населения, ведь огонь велся из морских орудий по кварталам домов, построенных из дерева и бумаги. Император Комэй распорядился наказать хан Тёсю, но прежде корабли четырех государств приступили к военным действиям в проливе Кан-мон и принялись обстреливать береговые бастионы Тёсю на Симоносэки. Под шквальным огнем с кораблей бастионы умолкали один за другим, их защитников английские морские пехотинцы расстреливали из ружей или брали в плен.


Береговые батареи Симоносэки ведут огонь по европейским кораблям. Из коллекции городского музея в Симоносэки.


Европейская интернациональная эскадра (Дании, Франции, Англии и США) обстреливает Симоносэки. Картина Якоба Эдуарда ван Хемскерка ван Беста.

Карательный отряд бакуфу во главе с Токугава Ёсикацу вышел из Осака в Тёсю в сентябре. Незадолго до этого, в августе, Кацу Кайсю велел Сакамото Рёма навестить одного из старших офицеров этого карательного отряда, родом из хана Сацума, и поговорить с ним.

Продолжение следует…
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik 9 ноября 2016 07:52
    Жду продолжения, интересная статья...
  2. Микадо 9 ноября 2016 08:43
    Да, тоже жду продолжения. Прекрасные старые фото - где такие еще увидишь, целенаправленно в интернете искать не будешь. Про кожаные пушки слышал, про деревянные - в первый раз. good
    1. ruskih 9 ноября 2016 20:17
      Да, Николай, согласна, что старые фото good ,так просто не увидишь. А обратили внимание на фото женщины- воина , по моему, она восхитительна!
      Тоже жду продолжения, для меня это незнакомая Япония. А путешествовать с уважаемым автором увлекательное занятие.
      1. kalibr 9 ноября 2016 22:39
        Специально для Вас вставил еще одну такую красотку в следующий текст. А как красиво звучит - "онна-бугейся" - "женщина-воин".
        1. ruskih 10 ноября 2016 09:24
          Спасибо, Вячеслав love ! Меня она действительно восхитила, изящна даже в таком облачении . А лицо какое! Это цветные фото могут скрыть изъяны, а здесь всё без прикрас.
          Если честно, то я сама себе удивляюсь, что мне стала интересна эта военная тема Японии. Значит кто то, очень интересный рассказчик.
  3. Penzuck 9 ноября 2016 08:52
    Внимательно смотрим на фото Кацу Кайсу и видим некоторое сходство с САМИМ( ВВП)! wassat
  4. bbss 9 ноября 2016 10:52
    Напрашиваются исторические аналогии... Японцы хорошо поняли, что овцой среди волчар быть невыгодно.
  5. JääKorppi 23 ноября 2016 09:02
    Большое спасибо, но трудно разобраться в политических течения, человеку незнакомому с историей Японии.
Картина дня