"Князья" подводного флота России



2 ноября 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 "Юрий Долгорукий", головного корабля проекта 955 "Борей" — первой серии атомных субмарин, которые строятся в России после распада СССР.

В настоящее время в составе флота три подлодки этого проекта. Всего до 2021 года запланировано построить восемь таких ракетоносцев, причем пять из них — модернизированного проекта 955А. В декабре на "Севмаше" будет заложена восьмая субмарина этого проекта.


"Бореи" должны стать основой морской составляющей ядерной триады России и в будущем полностью заменить "стратегов" предыдущего поколения — 667БДР "Кальмар" на Тихоокеанском флоте и 667БДРМ "Дельфин" на Северном.

О том, как в составе российского флота появились стратегические субмарины проекта 955 и на что они способны, — в материале ТАСС.

Подъем с глубины

В 1985 году появилось постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, согласно которому в ЦКБ "Рубин" начались проектные изыскания по двум вариантам атомного подводного крейсера четвертого поколения — проекту 955 (шифр "Борей-I") и проекту 935 ("Борей-II"). Руководил работами генеральный конструктор С.Н. Ковалев.

Первые субмарины 955-го проекта — дети "лихих 90-х". Головной корабль серии "Юрий Долгорукий" был заложен на Северодвинском машиностроительном предприятии в 1996 году тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым и главой РАО "ЕЭС" Анатолием Чубайсом. Лодке прочили быструю постройку, однако до спуска на воду прошло более 10 лет.

Корабль модернизировался дважды. Сначала из-за неудачи в испытании главного ракетного комплекса "Барк" субмарина потеряла в "весе" — было решено, что вместо 100-тонных ракет на лодке будут размещены 36-тонные ракеты "Булава". Это потребовало изменения проекта ракетного отсека лодки.
Чтобы сэкономить средства, решили использовать при постройке первых кораблей имевшийся на "Севмаше" задел по корпусным конструкциям недостроенных подлодок "Рысь" и "Кугуар" проекта 971.

Корабли 955-го проекта с ракетой "Барк" должны были быть размером с самые большие и мощные лодки в мире проекта 941 "Тайфун". С "Булавой" они оказались меньше.

В 2000-е годы обвальное сокращение гособоронзаказа вызвало трудности с выплатой заработной платы работникам "Севмаша", где строили лодку. Однако новое руководство страны во главе с президентом РФ Владимиром Путиным стало уделять должное внимание вопросам национальной безопасности и поддержке "оборонки". Судостроители получили возможность реализовать свой научный и технический потенциал, не опасаясь закрытия своих предприятий по финансово-экономическим причинам.

Строительство "Юрия Долгорукого" возобновилось, формирование его корпуса завершили в 2004 году.

Тактико-технические характеристики "Борея"

Двухкорпусная подводная лодка: экипаж, реактор, турбины, ракетные шахты, другие важнейшие системы и механизмы находятся в прочном корпусе, способном выдерживать большое давление воды; снаружи находится "легкий" корпус, придающий субмарине обтекаемую форму.

Согласно открытым источникам, длина лодки проекта 955 составляет 170 м, ширина — 13,5 м, осадка — 10 м. Надводное водоизмещение подлодки — 14 720 т, подводное — 24 тыс. т. Максимальная глубина погружения — до 400 м; надводная скорость — 15 узлов, подводная — до 29 узлов. Автономность плавания — 90 суток, экипаж — 107 человек.

Субмарина оснащена одновальной паротурбинной атомной энергетической установкой мощностью около 50 тыс. лошадиных сил, разработанной в ОКБМ им. И.И. Африкантова. Тепловая мощность водо-водяного реактора ОК-650В — 190 МВт.

Вывод "Юрия Долгорукого" из цеха №55 северодвинского завода в спусковой плавучий док "Сухона" датируется 15 апреля 2007 года. Лодку спустили на воду 12 февраля 2008-го, а девять месяцев спустя, 21 ноября, на ней был произведен физический пуск реактора.

Швартовные испытания подводного крейсера начались 17 марта 2009-го, с 19 июня по 10 июля корабль прошел первый этап ходовых испытаний. Второй этап стартовал в августе того же года.

"Булава" для "подводного князя"

"Князья" подводного флота России


На субмарине установлен ракетный комплекс Д-30 (16 пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет "Булава") и торпедные аппараты калибра 533 мм. Первоначально лодки проекта 955 должны были быть вооружены ракетами Р-39УТТХ "Барк", разработанными в Государственном ракетном центре им. В.П. Макеева.



Принятие на вооружение комплекса Д-30 с "Булавой" намечалось на 2004-2005 годы, однако серия неудачных пусков заставила пересмотреть программу, и по срокам она сдвинулась. Оказалось, что унификация с наземным комплексом затруднительна, и, хотя наработки по последнему нашли широкое применение в "Булаве", все-таки пришлось проектировать ракету заново.

Для испытаний новой ракеты доработали головную лодку проекта 941. С борта ТК-208 "Дмитрий Донской" 23 сентября 2004 года провели бросковые (на высоту 40 м) испытания из-под воды. Затем в период с 27 сентября 2005 по 9 декабря 2009 года "Дмитрий Донской" осуществил 11 пусков, из них три удачных и два частично удачных.

В октябре 2010-го "Дмитрий Донской" выполнил пару удачных пусков "Булавы". 28 июня 2011 года ракета успешно стартовала с "Юрия Долгорукого". В рамках программы совместных государственных испытаний пуски "Булавы" с головного "Борея" выполнили в августе и октябре 2011-го. А 28 декабря был осуществлен залп двумя ракетами.

Эти ракеты являются достойным ответом на любую ПРО, где бы она ни находилась. В каком бы океане ни пытались нас обложить, "Борей" прорвет эту оборону. Эта лодка является главным борцом за мир. Когда мы сформируем полный состав "Бореев" и "Ясеней", мы будем ощущать себя надежнее при любых капризах геополитической ситуации
Дмитрий Рогозин


"Борей" может запустить "Булаву" из-под толщи арктического льда. Лодкам старых проектов типа "Кальмар" и "Дельфин" для этого необходимо было проломить корпусом лед и только после этого начать подготовку к запуску ракет. Как отмечают военные эксперты, такой маневр сильно демаскирует крейсер при подготовке к ракетной атаке.

"Бореи" могут стрелять с ходу без подготовки. Такая возможность появилась благодаря "старому" проекту лодки с ракетным комплексом "Барк". На нем конструкторы создали систему пуска ракет из-подо льда, когда за несколько секунд до выхода ракеты из ракетной шахты стартуют несколько неуправляемых боеприпасов. Именно они расчищают дорогу главному ударному комплексу лодки, взрываясь при соприкосновении со льдом.

Будущие "князья"



О том, что России необходимо иметь группировку морских стратегических ядерных сил из атомных лодок четвертого поколения, Владимир Путин заявил в ноябре 2011 года. Тогда Минобороны РФ и ОСК подписали очередной контракт по разработке проекта 955А, исполнителем работ по которому выступает ЦКБ "Рубин".

Как подчеркивал глава государства, "речь не идет о милитаризации российского бюджета". "По сути, средства, которые мы выделяем, — это "плата по счетам" за те годы, когда армия и флот хронически недофинансировались, когда практически не осуществлялись поставки новых видов вооружений. В то время как другие страны последовательно наращивали свои "военные мускулы", — отметил президент.

В настоящее время сданы флоту три субмарины:

К-535 "Юрий Долгорукий" (заводской номер 201, шифр проекта 09550). Заложен 2 ноября 1996 года. Из-за недостатка финансирования и необходимости переоборудования под ракеты "Булава" формирование прочного корпуса было завершено лишь спустя 10 лет. Спущен на воду 13 февраля 2008 года и передан ВМФ РФ 10 января 2013-го.

К-550 "Александр Невский" (заводской номер 202, построен по модернизированному проекту 09551). Заложен 19 марта 2004 года, спущен на воду 6 декабря 2010 года, передан ВМФ 23 декабря 2013-го.

К-551 "Владимир Мономах" (заводской номер 203, проект 09551). Заложен 19 марта 2006-го, спущен на воду 18 января 2013 года, передан флоту 10 декабря 2014 года.

Следующие ракетоносцы строятся по проекту 09552 "Борей-А". Они отличаются лучшей скрытностью, более современным электронным оборудованием и более комфортными условиями для экипажа.

Четыре субмарины находятся в стадии строительства:

"Князь Владимир" (заводской номер 204) заложен 30 июля 2012 года.

"Князь Олег" (заводской номер 205) заложен 27 июля 2014 года.

"Генералиссимус Суворов" (заводской номер 206) заложен 26 декабря 2014 года.

"Император Александр III" (заводской номер 207) заложен 18 декабря 2015 года.

Восьмой подводный ракетоносец (заводской номер 208, субмарина получит имя "Князь Пожарский") планируется к закладке 23 декабря 2016 года. Ожидается, что подводная лодка "Князь Владимир", первая из строящихся по улучшенному проекту "Борей-А", войдет в состав ВМФ России через два года.

"Борей-А" — корабль с улучшенными характеристиками, речь идет о модернизации проекта с учетом самых последних научно-технических достижений. Таким образом, проекты "Борей" и "Борей-А" обеспечивают дальнейшее совершенствование и развитие отечественного подводного ракетоносного флота на ближайшие десятилетия
Игорь Вильнит
Автор: Роман Азанов, Анна Юдина
Первоисточник: http://tass.ru/armiya-i-opk/3751479


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 52

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. НЕКСУС 6 ноября 2016 15:08
    Вопрос-Когда до ума доведут Булаву? Без главного калибра,Бореи не могут являться частью ядерной триады. И второй момент - Были разговоры,что Борей-А будет оснащаться 20 пусковыми шахтами. Или все переиграли и все последующие Бореи-А будут иметь 16 шахт...
    1. лысова 6 ноября 2016 17:25
      Да нет. Бореи-А уже строятся с 20-тью шахтами. Вооружение – 16 ПУ ракет Р-30 «Булава», на лодках проекта 955А – 20ПУ, 8х533 торпедных аппаратов.
      1. НЕКСУС 6 ноября 2016 17:31
        Цитата: лысова
        Да нет. Бореи-А уже строятся с 20-тью шахтами. Вооружение – 16 ПУ ракет Р-30 «Булава», на лодках проекта 955А – 20ПУ, 8х533 торпедных аппаратов.


        Усовершенствованный проект новых стратегических атомных подводных лодок (АПЛ) 955А ("Борей-А") не предполагает увеличение баллистических ракет "Булава" на борту, их останется 16, сообщил РИА Новости высокопоставленный представитель военно-промышленного комплекса (ВПК) России.

        Ранее практически все российские и иностранные СМИ сообщали, что новые российские субмарины проекта 955А, в отличие от проекта 955, будут иметь на вооружении 20 ракет "Булава".

        "Проект 955А имеет отличия от классического "Борея" (проект 955), но не в количестве ракет на борту — их осталось 16. Соответственно, и водоизмещение лодки осталось прежним", — сказал представитель ВПК.

        В то же время, подчеркнул он, проект 955А, безусловно, имеет большие отличия. "В частности, лодки этого проекта отличаются более низким уровнем физических полей, соответственно скрытностью, более современными средствами связи, обнаружения. В них улучшена обитаемость экипажа, живучесть", — сказал представитель ВПК.

        Нет. Вот заявление представителя ВПК о том,что оставят 16 ПУ на Бореях-А.
        1. лысова 6 ноября 2016 17:48
          Честно говоря, по большому счёту, какая нам будет разница сколько их там (16-20) - сам понимаешь, всему живому recourse . Конструктора лодок с маеевцами не могут решить вопрос. Толи лодку изменять, толи Булаву уменьшать, а это уже совсем другое. Поэтому и делают долго - восемь лет.
          1. НЕКСУС 6 ноября 2016 18:06
            Цитата: лысова
            Конструктора лодок с маеевцами не могут решить вопрос. Толи лодку изменять, толи Булаву уменьшать, а это уже совсем другое. Поэтому и делают долго - восемь лет.

            Все намного банальнее...товарищ Соломонов просто решил "сьесть" больше чем может проглотить ,влезая в морскую тематику. А на тот момент разрабатывался Барк ,с забрасываемым весом в 3 тонны против 1,2 у Булавы. При этом,если бы наше МО не было таким упертым и снизило требуемый забрасываемый вес с трех тонн до 2 например,то сегодня у нас бы была лучшая МБР морского базирования в своем классе.
            А Соломонова просто жадность сгубила.
            1. лысова 6 ноября 2016 18:18
              Точно- согласен. Что он там говорил про каких то 200-от, утраченных ракетных технологий?- не в курсе?
              1. НЕКСУС 6 ноября 2016 19:00
                Цитата: лысова
                Что он там говорил про каких то 200-от, утраченных ракетных технологий?- не в курсе?

                Он говорил о уничтожении кооперации времен СССР ,а так же о несопоставимости промышленных и научных мощностей России и СССР. То есть сказал о том,что всем известно и так. Просто это такой способ оправдаться на тему провала Булавы. Другими словами -плохому танцору...
                1. лысова 6 ноября 2016 19:30
                  ОК-спасибо.
      2. лысова 6 ноября 2016 17:33
        Примерно так . Только в процессе работ, постоянно всё меняют - дорабатывают.
        1. Дюк 7 ноября 2016 05:19
          Подводные лодки России: «Борей» проекта 955

  2. Rokossovsky 6 ноября 2016 16:15
    Эммм... Прошу прощения. Я немного не понимаю цели этой статьи. Копипаст с Википедии разбавлен картинками и видео из интернета! В чём смысл-то?! request
    Статью нужно было публиковать 4 дня назад в разделе Новости!
  3. Старый26 6 ноября 2016 16:40
    Цитата: НЕКСУС
    Вопрос-Когда до ума доведут Булаву? Без главного калибра,Бореи не могут являться частью ядерной триады. И второй момент - Были разговоры,что Борей-А будет оснащаться 20 пусковыми шахтами. Или все переиграли и все последующие Бореи-А будут иметь 16 шахт...

    Была такая идея. Однако решили не менять и оставить 16 шахт
    1. НЕКСУС 6 ноября 2016 16:50
      Владимир приветствую!
      Цитата: Старый26
      Была такая идея. Однако решили не менять и оставить 16 шахт

      Что-то я эту новость пропустил. Скорее всего это решение на прямую исходит из решения модернизации Булавы ...
      При этом весьма интересен вопрос самих носителей,именно Бореев. 8 штук на 5 флотов(с учетом арктического флота)...не думаю,что такое количество РПКСН достаточно. Но заявлений по продолжению этой серии пока нет. Отсюда возникает мысль,что после 20-го года возможно появится проект новой РПКСН и возможно с новыми ракетами морского базирования. Ведь о МАПЛ Хаски уже говорят...не вижу причин появления приемника Борея-А.
  4. Старый26 6 ноября 2016 17:16
    Цитата: НЕКСУС
    Что-то я эту новость пропустил. Скорее всего это решение на прямую исходит из решения модернизации Булавы ...
    При этом весьма интересен вопрос самих носителей,именно Бореев. 8 штук на 5 флотов(с учетом арктического флота)...не думаю,что такое количество РПКСН достаточно. Но заявлений по продолжению этой серии пока нет. Отсюда возникает мысль,что после 20-го года возможно появится проект новой РПКСН и возможно с новыми ракетами морского базирования. Ведь о МАПЛ Хаски уже говорят...не вижу причин появления приемника Борея-А.

    Приветствую, Андрей! Эта "Новость" по времени соответствует закладке 4-го корпуса. Со слов директора завода Севмаш было принято решение оставить 16 шахт по нескольким причинам. Одна - минимизация изменений в проекте. Вторая - положения маячившего на горизонте СНВ-3
    1. НЕКСУС 6 ноября 2016 17:25
      Цитата: Старый26
      Одна - минимизация изменений в проекте.

      А как на счет Булавы-М в свете этих самых минимальных изменений? Или мы станем свидетелями натягивания Соломонова на глобус ,с последующим выворачиванием его мехом во внутрь? Ведь модернизация плохо летающей Булавы может не стать той прививкой,которая излечит эту МБР от болезней.
  5. Старый26 6 ноября 2016 17:25
    Цитата: НЕКСУС
    8 штук на 5 флотов(с учетом арктического флота)...не думаю,что такое количество РПКСН достаточно.

    Андрей! Какие ПЯТЬ ФЛОТОВ? У нас РПКСНы только на 2-х флотах
    1. НЕКСУС 6 ноября 2016 17:43
      Цитата: Старый26
      Андрей! Какие ПЯТЬ ФЛОТОВ? У нас РПКСНы только на 2-х флотах

      Владимир,я это знаю...только я беру общее количество флотов ,и сути то это не меняет.8 Бореев даже на два флота это мало. Дельфины с Синевой до посинения модернизировать не получится...а проект 667БДРМ на сегодняшний день -это основа нашей морской триады.
      1. jjj 7 ноября 2016 12:46
        А на Каспии разве не флотилия?
        jjj
  6. Старый26 6 ноября 2016 17:34
    Цитата: НЕКСУС
    А как на счет Булавы-М в свете этих самых минимальных изменений? Или мы станем свидетелями натягивания Соломонова на глобус ,с последующим выворачиванием его мехом во внутрь? Ведь модернизация плохо летающей Булавы может не стать той прививкой,которая излечит эту МБР от болезней.

    Пока никто не говорит о модернизации "Булавы" до "Булавы-М", Даже если она и будет, вряд ли это повлечет изменения ПУ. Модернизация имеет свои четко очерченные параметры и вряд ли ее будут делать так, чтобы БРПЛ изменила свои габаритные размеры
    1. НЕКСУС 6 ноября 2016 17:58
      Цитата: Старый26
      Пока никто не говорит о модернизации "Булавы" до "Булавы-М"

      Разработчик российских стратегических ракетных комплексов корпорация «МИТ» (Московский институт теплотехники) работает над модернизацией межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава», заявил в четверг генеральный конструктор корпорации «МИТ» Юрий Соломонов.

      Как раз не просто говорят,а уже ведутся такие работы.
      1. rudolff 6 ноября 2016 18:22
        Андрей, я уже писал об этом. Булава М не модернизация по сути, а попытка исправить положение, довести наконец машину до приемлемого уровня. М - это новая строка финансирования, в том числе на партию испытательных изделий и новые ЛТИ.
        1. НЕКСУС 6 ноября 2016 19:02
          Цитата: rudolff
          Андрей, я уже писал об этом. Булава М не модернизация по сути, а попытка исправить положение, довести наконец машину до приемлемого уровня. М - это новая строка финансирования, в том числе на партию испытательных изделий и новые ЛТИ.

          Рудольф,друже,а что это как не модернизация? Изменения в конструкции изделия -это она самая и есть.А за бесплатно это никто делать не будет. Только боюсь у Соломонова фокус аля Ф-35 тут не пройдет.
          1. rudolff 6 ноября 2016 19:20
            Модернизация, это совершенствование и улучшение существующего. А здесь исправление и доделывание. Просто под Булаву и тем более под испытания денег уже не выбить, кроме ранее запланированных. А под Булаву М запросто, новая тема как-бы. Соломонов хороший коммерсант.
            1. НЕКСУС 6 ноября 2016 19:27
              Цитата: rudolff
              Просто под Булаву и тем более под испытания денег уже не выбить, кроме ранее запланированных. А под Булаву М запросто, новая тема как-бы.

              Прости,но это те же яйца,только вид сбоку. Как это не называй,но суть то все равно выглядит плохо. Денежки просят,а результата ноль. Зато на всех углах трубят о том,что наши АПЛ самые тихие,самые ядерные и самые страшные...при этом забывают видать сказать,что у Бореев с главным калибром полный затык.
              И в довесок к этому можно глянуть на количество Дельфинов и заявленную серию 955-х...и тогда возникает к нашему МО вопрос-Ребята,вы это вообще о чем? Если о ядерном щите страны,то это точно не про Бореи с Булавой.
              1. rudolff 6 ноября 2016 19:48
                Для нас да, те же фаберже вид сбоку. Но с точки зрения бюджетных расходов, это принципиальная разница. Разные статьи финансирования. Доделывание выдается за нечто новое. Я не зря упомянул, что Соломонов хороший коммерсант. Помните скандально знаменитую аферу с московской монорельсовой дорогой? Сейчас думают, как тихонько разобрать ее. Но мало кто знает, что эта дорога детище лично Соломонова и Лужкова, а руководил ОАО ММД сын Соломонова Михаил. Денег закопано немерено, отдачи ноль. Булаву не напоминает?
                1. НЕКСУС 6 ноября 2016 20:48
                  Цитата: rudolff
                  Я не зря упомянул, что Соломонов хороший коммерсант.

                  Вот в сферу разработки вооружения комерсантов,всяких манагеров и просто Сердюковых-воров близко подпускать нельзя...пока этого не поймем,будем и дальше строить Ясени по 20 лет,МБР разрабатывать ,которые не летают и тд..
                  Это тот вопрос,когда я очень жалею,что нет дяди Берии сейчас,который бы таких деятелей предприимчивых на глобус натягивал и якорь по самые гланды запихивал в теме проктологии,дабы отбить всякую охоту у них вредить стране.
                  1. rudolff 6 ноября 2016 21:37
                    В 98-м году МИТ был на грани полного развала. У Соломонова были огромные связи и не менее большие амбиции. Он не только вытащил свой институт, но и превратил его в госкорпорацию, этакого монстра, со своими НИИ, КБ, заводами, цехами, лабораториями. Но... во многом за счет обороноспособности страны. Теперь мы имеем МИТ и БРПЛ, которая фактически не стоит на боевом дежурстве и формально даже не принята на вооружение.
                    1. НЕКСУС 6 ноября 2016 21:51
                      Цитата: rudolff
                      Теперь мы имеем МИТ и БРПЛ, которая фактически не стоит на боевом дежурстве и формально даже не принята на вооружение.

                      Вот я о том и говорю. А разговоров о Бореях столько,будто вот вот наклепаем 8 штук и все,матрассы пойдут сдаваться. А о том ,что с делами на флоте ,прости,полный абзац,об этом как-то не принято говорить.
                      Спустили Варшавянку...Ура! Вот сейчас мы покажем! Передали флоту МРК...Ура! Мы их Калибрами завалим!
                      При этом сидим ржем над тем,что в США авианосец построили,но негодуем,что над нашим Кузей смеются. Американцы построили атомный многоцелевик ,а мы Казань все ждем не дождемся.Но зато у нас Булава самая ядерная в мире.
                      Французы,немцы,англичане строят серьезные АПЛ и надводные корабли,а мы три корвета почти готовых индусам продаем,тк ГТУ у нас отечественного нет. Но зато мы всех порвем и нагнем.
                      Эсминец Лидер у нас в макете,но мы угораем над Замволтом и Берками у берегов Крыма.
                      Но говорить о проблемах в наших флотах не патриотично. Проще кричать УРА! И говорить о том,что у нас Булава летает, МРК способны утопить эсминец ,и что КУЗЯ -это на самом деле авианосец.
                      1. rudolff 6 ноября 2016 22:18
                        Ну-у... даже добавить нечего!
                        drinks
                    2. Удав КАА 6 ноября 2016 23:20
                      Цитата: rudolff
                      Теперь мы имеем МИТ и БРПЛ, которая фактически не стоит на боевом дежурстве и формально даже не принята на вооружение

                      Вернулся из загранкомандировки и что же я вижу!?
                      Волчара! Ты же был кремень-информацинно подкован! И куда это все подевалось?
                      Булава...Так ее наши же Глакомы благословили...
                      Согласно сообщениям СМИ, БРПЛ Р-30 "Булава" принята на вооружение ВМФ России 10.01.2013 г. - одновременно с подъемом Флага на головном рпкСН К-535 "Юрий Долгорукий" пр.955 "Борей".

                      То есть, ее формально приняли на вооружение, а фактически ... она летает через раз. Что крайне напрягает. ИМХО.
                      1. rudolff 6 ноября 2016 23:46
                        Нет, дружище, не так все просто. Я специально следил за этом и помню то заявление Шойгу: "Само завершение государственных испытаний и принятие атомной подводной лодки "Юрий Долгорукий" в состав ВМФ говорит о том, что все вопросы решены, в том числе и по ракетному комплексу "Булава". А до этого были и другие: фактически принята, де факто принята, документы в оформлении. Извини Удав, но я человек военный и этого словоблудия не понимаю. Вначале составляется акт, далее акт утверждается Госкомиссией, ну и наконец следует Указ Президента о принятии БРПЛ на вооружение. Ты что-нибудь слышал об этом?! Шойгу докладывает Путину, что по Булаве нет проблем, как хочет народ, так пусть и понимает. Но Указа не было! История с Булавой напоминает мне историю с Саяно-Шушенской. Не нашлось дураков подписать акт приема ее в эксплуатацию. Подписал уже Чубайс перед распродажей РАО ЕЭС. Может потому и проблемы с БД/БС Бореев, что юридически Булавы на вооружении нет.
                      2. НЕКСУС 7 ноября 2016 00:24
                        Цитата: Удав КАА
                        Булава...Так ее наши же Глакомы благословили...

                        Нет Саша...Главкомы прокричали: УРА!, но Булава НЕ ПРИНЯТА НА ВООРУЖЕНИЕ. И в этом Рудольф прав.
                        Если бы это изделие хорошо летало и заявленные ТТХ были бы подтверждены,Шойгу давно бы отрапортовал главному...а нет. Не было рапорта такого,и думаю ,что не будет. А будет полет погон и звезд. И с тех кто безответственно орал :Ура! ,спросят. А прореживание рядов глав состава ВМФ уже идет. Вспомни Балтику.
                      3. rudolff 7 ноября 2016 01:03
                        Андрей, Шойгу вообще не может доложить главнокомандующему о принятии БРПЛ на вооружение! Вообще! Только о готовности к принятию, да и то, только если он возглавляет Госкомиссию. О принятии на вооружение может заявить только сам Президент или иное лицо от его имени или со ссылкой на Указ. Такова процедура по МБР/БРПЛ. То заявление Шойгу в день принятия Долгорукого, просто шоу для народа.
  7. Старый26 6 ноября 2016 18:08
    Цитата: НЕКСУС
    Владимир,я это знаю...только я беру общее количество флотов ,и сути то это не меняет.8 Бореев даже на два флота это мало. Дельфины с Синевой до посинения модернизировать не получится...а проект 667БДРМ на сегодняшний день -это основа нашей морской триады.

    Пока что мы ограничены параметрами договора СНВ-3. Да, время неумолимо со временем конечно и БДРМы уйдут в небытие. Но пока что есть возможность модернизации. Небезызвестный Данкомм в свое время иносказательно упомянул о "матери и двух сыновьях". Мать - это "Синева", один из сыновей - "Лайнер". Второй "сын" проявился если верить ему в прошлом, начале этого года - это "Лидер". Правда информация была в СМИ всего однажды, но тем не менее, такая информация есть.
    Поэтому на какое-то время БДРМы не окажутся без боекомплекта, а дальше, поживем-увидим,
    1. НЕКСУС 6 ноября 2016 18:16
      Цитата: Старый26
      Мать - это "Синева", один из сыновей - "Лайнер". Второй "сын" проявился если верить ему в прошлом, начале этого года - это "Лидер". Правда информация была в СМИ всего однажды, но тем не менее, такая информация есть.

      А почему Вы не рассматриваете вариант реанимации проекта Барк ,но не с забрасываемой частью в 3 тонны,а скажем в 2? Я не спорю,что Синева -это замечательная МБР ,что признает и супостат,но я уже говорил,что есть возможных два направления...первый-реанимация проекта БАРК с уменьшением забрасываемой БЧ...и второй-,продолжение работ по Синеве-2 (Не Лайнер) с возможностью сухого старта. А в успешную модернизацию Булавы я не верю.
      1. Удав КАА 6 ноября 2016 23:48
        Цитата: НЕКСУС
        А в успешную модернизацию Булавы я не верю.

        МИТ – разработчик «Булавы» - для того, чтобы расположить к себе руководство Минобороны, пошел на создание гиперзвуковой маневрирующей платформы для боеголовок этой ракеты. Чтобы успешно преодолевать ПРО такая ракета (дальность – 8000 км) должна иметь максимальную высоту полета 24 мили (примерно 45 км), тем самым, по расчетам разработчиков, за счет непрогнозируемой и весьма высокоэнергетической, «рваной», траектории полета практически стать неуязвимой для средств поражения перспективной американской ПРО.
        Но кто запретит американцам разместить ракеты-перехватчики на надводных кораблях и подводных лодках, и сбивать русские ракеты чуть ли не в момент выхода их из-под воды,

        Как уйти от этой угрозы? МИТ-овцы решили уменьшить активный участок выведения БРПЛ! В 4 раза по сравнению с жидкостными БРПЛ и в 2 раза по сравнению с Трайденто -2 . Как этого добиться? Облегчить ракету, Отсюда -- относительно легкая (36,8т), несущая всего 1,150т боевой нагрузки -- без СППРО! но маневрирующие ГЗББ, ракета -- Булава-30. Но ББ управляются на конечном участке с помощью ОЭГСН, и корректура "развозки" осуществляется ГЛОНАСом. Так что КВО в 200м -- это не бред амерской пропаганды! Учитывая, что ВЯВ на Н=2,0 км -- самый эффективный способ применения СБП!-- можно 200м принебречь...
        ИМХО.
        1. НЕКСУС 7 ноября 2016 00:14
          Цитата: Удав КАА
          Как этого добиться? Облегчить ракету, Отсюда -- относительно легкая (36,8т), несущая всего 1,150т боевой нагрузки -- без СППРО! но маневрирующие ГЗББ, ракета -- Булава-30.

          Саша,приветствую.
          Но Булава по сути то летает через раз. Доведут ли ее до ума большой вопрос.Я думаю,что для Соломонова эта задача непосильная. Не удивлюсь,если разработку замены Булаве отдадут макеевцам,которые на протяжении всего этого времени,пока Булаву учили летать ,сиднями не сидели.И у них есть относительно готовый ответ на этот вопрос.
          В любом случае,от переделки либо МБР либо конструкции ПЛ не обойтись и это факт.
          8 Бореев это ни о чем. При том,что Дельфины то не вечные. А по 885 -му что? Глухо.
          А на бумажке то все красиво и без облачно. Бумажка все стерпит.
        2. rudolff 7 ноября 2016 00:20
          Удав, все верно, но... Сами американцы признают, что ни на начальном, ни на конечном участке траектории полета МБР/БРПЛ средства ПРО неэффективны. В первом случае, слишком мало времени на реагирование, да и перехватчики должны быть в непосредственной близости от точки запуска или по траектории. А во втором появляются проблемы со средствами преодоления ПРО: маневрирующие, ложные ББ и т.д. Идеальная мишень, это ракета на среднем участке траектории, а для этого элементы ПРО должны быть вынесены в космос. Над чем собственно сейчас американцы и работают. А сбивать БРПЛ на активном участке над всей акваторией Северного ледовитого... Ну это из той же оперы, что пасти все наши РПКСН на выходе из Кольского и торпедировать на предстартовой при занятии пускового коридора. На бумаге красиво, а в море нереально.
  8. Старый26 6 ноября 2016 19:33
    Цитата: НЕКСУС
    А почему Вы не рассматриваете вариант реанимации проекта Барк ,но не с забрасываемой частью в 3 тонны,а скажем в 2? Я не спорю,что Синева -это замечательная МБР ,что признает и супостат,но я уже говорил,что есть возможных два направления...первый-реанимация проекта БАРК с уменьшением забрасываемой БЧ...и второй-,продолжение работ по Синеве-2 (Не Лайнер) с возможностью сухого старта. А в успешную модернизацию Булавы я не верю.

    Если честно, то не помню, чтобы был хотя бы один случай реанимации проекта через 20 лет.
    Кроме того, габариты (даже не масса) "Барка" таковы, что в существующие лодки он не влезет. Он на 4 метра длиннее "Булавы" и на 0,4 метра больше по диаметру. Стартовая масса была.... сами знаете на сколько десятков тонн. Это значит, что те, чей корпус еще не сформирован надо будет перепроектировать заново. А те, которые построены или у кого корпус уже сформирован - что с ними делать? На разделку или на завод, разбирать и переделывать?

    "Барк" с забрасываемым весом в 2 тонны? Если переделывать полностью ракету под габариты нынешних шахт, то на это уйдет уйма времени, значительно больше, при условии модернизации "Булавы". Со старыми габаритами - смотрите выше.

    Работы по "Синеве" с сухим стартом... Те ТТХ, что я встречал говорят о том, что длина этой ракеты 14,8 метров против 12,1 у "Булавы". Значит опять переделки...
    1. НЕКСУС 6 ноября 2016 19:48
      Цитата: Старый26
      Кроме того, габариты (даже не масса) "Барка" таковы, что в существующие лодки он не влезет. Он на 4 метра длиннее "Булавы" и на 0,4 метра больше по диаметру.

      Владимир,в тех габаритах при забрасываемом весе в 3 тонны это справедливо...но я не зря акцентировал Ваше внимание на уменьшении веса БЧ у Барка до 2 тонн,что и уменьшит и сами габариты ракеты.
      Цитата: Старый26
      А те, которые построены или у кого корпус уже сформирован - что с ними делать? На разделку или на завод, разбирать и переделывать?

      На сегодняшний день мы имеем плохо летающую Булаву с тремя носителями во флоте,которые по эффективности ,вместе взятые ,не превышают те же Дельфины,а скорее всего наоборот ,сильно проигрывают. На бумаге у нас есть МБР Булава с отменными ТТХ,а по факту что?
      Варианта два-либо "пилить" МБР,либо дорабатывать ПЛ напильником. Что тут более затратно большой вопрос.
      Цитата: Старый26
      "Барк" с забрасываемым весом в 2 тонны? Если переделывать полностью ракету под габариты нынешних шахт, то на это уйдет уйма времени, значительно больше, при условии модернизации "Булавы". Со старыми габаритами - смотрите выше.

      Смелое заявление...а теперь берем и вспоминаем какой год разрабатывается Булава . Если это не "куча времени" но тогда да,можно еще 20 лет подождать.
      Цитата: Старый26
      Работы по "Синеве" с сухим стартом... Те ТТХ, что я встречал говорят о том, что длина этой ракеты 14,8 метров против 12,1 у "Булавы". Значит опять переделки...

      Владимир,неужели Вы так и не поняли,что при провале Булавы,не получится сейчас и рыбку сьесть и гусаром остаться. Необходимость в новой МБР вместо Булавы -это свершившийся факт. А вот как этот вопрос будет решать наше МО очень большой вопрос.
    2. rudolff 6 ноября 2016 20:09
      Владимир, Синева длиннее Булавы, но меньше в диаметре. Миасс предлагал уменьшить длину, увеличив диаметр первой и второй ступеней. Прибавка в 0,1 м в диаметре, это не мало,
      учитывая длину ступеней,порядка 2-3 кубов. Сам считал. Если немного подшаманить с шахтными амортизаторами, транспортно-пусковым контейнером можно еще несколько сантиметров украсть. Это вполне возможно и так уже делали, например при переходе с Р-29 РМ на РМУ2. Подгоняли "обвес" шахты под новые габариты. Плюс обещанный "сухой" старт. Ничего добавлять не надо, у Булавы такой же способ старта и аккумуляторы давления
      уже предусмотрены. Кстате, за счет этого можно еще немного сэкономить в топливе, не надо запускать двигатели первой ступени
      непосредственно в шахте, плюс наличие первоначального стартового импульса. Ну и забрасываемый вес. У Булавы 1,15т, против 2,8т у Синевы. Даже если этот
      вес снизить на треть, все-равно будет существенно выше, чем у Булавы, а собственный вес и габариты существенно уменьшаться. Внесение существенных изменений в КБСК 3Р-21 не требуется. Проек Р-29 РМУ3 Синева 2 вполне жизнеспособен и абсолютно реалистичен.
  9. ФРЕГАТEН 6 ноября 2016 19:36
    "Борей" может запустить "Булаву" из-под толщи арктического льда. Лодкам старых проектов типа "Кальмар" и "Дельфин" для этого необходимо было проломить корпусом лед и только после этого начать подготовку к запуску ракет. Как отмечают военные эксперты, такой маневр сильно демаскирует крейсер при подготовке к ракетной атаке.....................ну не совсем так.....торпеда ( а при фактическом начале БД) и с ЯБП пускается по курсу......и когда корабль достигает места взрыва ...к полынье образовавшейся. как раз заканчивается предстартовая и производится ПУСК ...а дальше...- Привет участникам соревнований! ))
  10. Старый26 6 ноября 2016 21:22
    Цитата: rudolff
    Ну и забрасываемый вес. У Булавы 1,15т, против 2,8т у Синевы. Даже если этот
    вес снизить на треть, все-равно будет существенно выше, чем у Булавы, а собственный вес и габариты существенно уменьшаться. Внесение существенных изменений в КБСК 3Р-21 не требуется. Проек Р-29 РМУ3 Синева 2 вполне жизнеспособен и абсолютно реалистичен.

    Возможно, что проект "Синева-2" вполне жизнеспособен. С Андреем мы говорили в том, что реанимация "Барка" кмк нереальна. А насчет забрасываемого веса "Синевы". Обычно не обращают внимания на то, что пишут в тех же изданиях ГРЦ. А там есть очень интересная фраза. Забрасываемый вес "Синевы" - 2,8 тонны - это максимальный забрасываемый. Но у нас обычно ставят знак равенства между дальностью и максимальным забрасываемым весом... Ну это так, к слову. Если же взять все известные и публикуемые в корпоративных изданиях параметры, плюс договорные параметры... Короче характеристики немного ниже, но ненамного. А 2,8 тонны ЕМНИП "Синева" может забросить на 6500 км (по подсчетам).

    Что касается "Булавы-М", да, абсолютно согласен. Это способ получить деньги на весь цикл:разработка, испытания...
    1. rudolff 6 ноября 2016 22:06
      С Барком все понятно, поезд ушел и реанимировать проект не будут. Но остается открытым вопрос о перспективной БРПЛ, которой занимается Миасс. Возможно это будет твердотопливная и тогда работы по Барку не канут в лета, а может и Синева в новой ипостаси. Как знать.
      Касательно дальности с максимальным ЗВ, так такой же вопрос и к Булаве (там действительно есть сомнения) можно адресовать. Эти хитрости разработчиков все знают. Но для Синевы 6500... Вы не правы, Владимир. Все-таки РМУ2, это не РМ. Да и не так легко ее на такую короткую дистанцию запустить. У ней апогей более, чем в два раза выше Булавы. Рекорд дальности тоже за ней, 11547 км.
      Я Андрею как-то высказывал сомнения относительно забрасываемого веса Булавы на максимальную дистанцию и о дистанции по настильной. Может проект Рубеж потому и нарисовался, что выдумывать ничего особо и не надо. В основе всего тополинного семейства РСД-переростки.
      1. НЕКСУС 6 ноября 2016 22:50
        Цитата: rudolff
        С Барком все понятно, поезд ушел и реанимировать проект не будут.

        Саму ракету возможно нет,но технологию и замысел ,считаю реанимируют. Хотя бы потому,что замену Булаве нужно произвести оперативно в короткий сравнительно срок. А что это будет,Синева-2 ли или "похудевший" Барк большой разницы для боеспособности подводной триады нет.
        Важна эффективность и надежность,коими Булава не располагает.
      2. Удав КАА 7 ноября 2016 00:26
        Цитата: rudolff
        У ней апогей более, чем в два раза выше Булавы.

        Рудольф, Булава по нормальной баллистической на Д мах летит с апогеем =1000км. Что для любой МБР -- плохо: чем выше -- тем дальше ее увидит ПРО!!! У жидкостной МБР разгонный участок до Н=350 км, но уже с Н=200 км ее видно на Д=1600 км. А Тополь и Булава на 45-50 км по квазибаллистике может идти к цели...И 3х150 кт ББ вполне прилично. И взять их у амов на сегодня -- нечем! GBYработает на участке выведения около 20 мин! Патриот -- по Скадам имел 17,0% успешности...
        И потом, ну не "технологично" сегодня стрелять на Д мах!
        МБР на 10 000 км летит 26 минут!!!, а вот от "пистолетного выстрела" с маршрута развертывания или из залива Св.Лаврентия -- и глазом моргнуть не успеют, не то что объявить: "Боевая тревога! Ракетная атака!!!"
        1. rudolff 7 ноября 2016 00:49
          Извини Удав, я тебя не понял. Пусть мой особист в гробу перевернется, но... Вероятные телеметрические параметрыТополь-М при запуске на различную дальность примерно такие: на 11 000 км скорость в конце активного участка 7,3км/с, высота активного участка 300 км, тангаж 6 градусов, далее балистический восходящий участок с апогеем 550 км. На дальность 8 800 км высота в конце активного 200 км, тангаж 5 градусов, высота в апогее 350 км. В последнем случае траекторию иногда называют настильной.
          Параметры высоты в конце активного участка и в апогее у жидкостных ракет
          выше в два и более раза. Системы наведения включают инерциальную, астрокоррекцию по небесным светилам, в последнее время добавилась спутниковая ГЛОНАСС. Управление на активном участке газодинамическими рулями, далее работой двигателей платформы разведения (если многоблочная БЧ) и на нисходящем участке ниже 120 км возможно управление по тангажу и рысканью отдельных боеголовок с помощью аэродинамических рулей. Удав, откуда ты взял параметры этой квазибалистики?
          1. Удав КАА 7 ноября 2016 01:09
            Цитата: rudolff
            Удав, откуда ты взял параметры этой квазибалистики?

            Да как обычно, в записной книжке, по-моему отсюда:
            (http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news
            /5/)
  11. Старый26 7 ноября 2016 08:11
    Цитата: rudolff
    Рекорд дальности тоже за ней, 11547 км.

    Совершенно верно. Вот только с какой нагрузкой, с каким количеством ББ? По скромным подсчетам - при двух ББ. Как в принципе и с Р-39. Она на максимум улетала ЕМНИП на 9500-9800 км, но опять же с 2 ББ
  12. jjj 7 ноября 2016 12:50
    Так бывает занятно почитать, когда знатоки "Википедии" на полном серьезе обсуждают стратегические направления развития оборонной мощи государства
    jjj
    1. Petio 9 ноября 2016 23:15
      Интересные данные но думаю что даже при существующих проблемах Булавы вряд ли кто-то рискнет проверять ее вероятность успешного пуска на себя. Так что даже с проблемами она выполняет свою сдерживающую функцию
Картина дня