Неизвестные кузнецы Октября. Как анархисты участвовали в Октябрьской революции

17
7 ноября 1917 года, 99 лет назад, произошла Октябрьская революция. В тех далеких эпохальных событиях принимали участие не только представители партии большевиков, пришедшей к власти и определившей дальнейший ход российской истории, но и революционеры, принадлежавшие к другим политическим силам. Левые эсеры, анархо-синдикалисты, анархо-коммунисты — все они внесли свою лепту в события Октября, но факты об их участии в революции долгое время если не замалчивались, то, по крайней мере, не афишировались. Между тем, те же анархисты сыграли очень важную роль и в процессе подготовки к революционному выступлению, и в самой революции, и в последующем революционном строительстве.

Одним из непосредственных участников Октябрьской революции 1917 года был Владимир Сергеевич Шатов, более известный как Билл Шатов, или просто Билл. Так прозвали Шатова не случайно — долгое время он жил в Соединенных Штатах Америки, куда эмигрировал еще из Российской империи — в поисках лучшей жизни. Выходец из еврейской семьи, проживавшей в Киеве, Владимир Шатов родился 24 декабря 1887 года. Его отец работал в одной из киевских типографий, куда устроился затем и подросший Владимир. В то время наборщики считались «интеллигенцией» рабочего класса. Среди них большой популярностью пользовались революционные идеи, которыми заинтересовался и молодой Шатов. Он поступил в Киевский политехнический институт, однако со второго курса института перевелся в коммерческое училище, где и завершил свое образование. Несмотря на то, что в Киеве начала ХХ века активно действовали анархисты, в частности — радикальная группа чернознаменцев, к которой примыкал и знаменитый убийца Петра Столыпина Дмитрий Богров,



Владимир Шатов в юности сотрудничал не столько с анархистами, сколько с социал-демократами. Первый раз его арестовали еще в 1904 году — в семнадцатилетнем возрасте, а в 1907 году, в возрасте двадцати лет, Владимир Шатов эмигрировал в США. В это время Первая русская революция была уже практически разгромлена, а царские спецслужбы завершали подавление отдельных очагов революционного сопротивления. Большинство революционеров либо были арестованы или погибли, либо «легли на дно», либо поспешили покинуть территорию Российской империи. Среди последних оказался и Владимир Шатов. Он отправился в Соединенные Штаты Америки, где нашли приют многие эмигранты из Российской империи, в первую очередь — из ее западных губерний.

Следующие десять лет жизни Владимира Шатова прошли в США. Он устроился по профессии — наборщиком в одну из нью-йоркских типографий. Для простоты он представлялся Биллом — так его и стали называть американские, а затем и российские товарищи. В США Билл Шатов установил связи с организацией «Индустриальные рабочие мира» (ИРМ). В то время ИРМ, достигшие расцвета на лет десять позже и превратившиеся в крупнейшую революционную профсоюзную организацию Северной Америки, только начинали свой путь. Эта организация появилась в 1905 году в результате недовольства радикально настроенных профсоюзных активистов политикой Американской федерации труда (АФТ) — основного профсоюзного объединения страны. Ядром ИРМ стала Западная федерация шахтеров, представители которой, вместе с целым рядом известных социалистических и анархистских активистов собрались в июне 1905 г. в Чикаго на учредительный съезд новой организации.

Пожалуй, наиболее известным активистом «Индустриальных рабочих мира» был Уильям Хейвуд (1869-1928), также известный как «Большой Билл». На фотографии мы видим его вместе с Биллом Шатовым и другим рабочим активистом — болгарским революционером Георгием Андрейчиным. Сын рабочего, Билл Хейвуд рано осиротел — его отец умер, когда мальчику было три года, а в девять лет Хейвуд проколол правый глаз и на всю жизнь остался слепым на один глаз. Тем не менее, повзрослев, парень отправился работать на шахту. В 1901 году тридцатидвухлетний Уильям Хейвуд был избран секретарем — казначеем Западной федерации шахтеров, в том же году вступил в Социалистическую партию США. В числе основателей ИРМ была и Люси Парсонс (1853-1942) — вдова казненного анархиста Альберта Парсонса, одного из тех американских революционеров, в память о которых и сегодня празднуется 1 Мая.

«Индустриальные рабочие мира» ставили своей целью развитие солидарности рабочего класса в борьбе против классовой эксплуатации. В состав ИРМ вошли рабочие, сочувствовавшие социалистическим и анархистским взглядам. Главным инструментом установления справедливого общественного строя ИРМ считали всеобщую забастовку трудящихся. В отличие от других американских профсоюзов, ИРМ с самого начала приветствовали в своих рядах женщин, иммигрантов и даже афроамериканцев. Вот к такой революционной организации и присоединился в Америке Билл Шатов. Десять лет он участвовал в профсоюзной и политической борьбе в США, а когда в феврале 1917 года в России пала монархия, Шатов, как и сотни других революционеров — эмигрантов, предпочел вернуться на родину.

В Петрограде Билл Шатов присоединился к Союзу анархо-синдикалистской пропаганды (САСП). Эта организация появилась в июне 1917 года и объединила петроградских анархо-синдикалистов. От Союза анархо-синдикалистской пропаганды Билл Шатов и был делегирован в состав Петроградского военно-революционного комитета (ВРК), где стал одним из четырех анархистов. Непосредственно перед октябрьским выступлением Шатов выступал на Первой Всероссийской конференции фабрично-заводских комитетов, где изложил свою политическую позицию. Билл настаивал, что в текущей ситуации необходимо не вести политическую борьбу между отдельными партиями и фракциями, а организоваться как класс и захватить средства производства в свои руки. По мнению Шатова, объединяться было необходимо на экономической основе — как рабочие, а не на политической — как анархисты, эсеры или большевики.



Другим видным анархистом, вошедшим в состав Петроградского военно-революционного комитета, был Ефим Ярчук. На самом деле его звали Хаим Захарьев Ярчук. Он, несмотря на тридцатипятилетний возраст, был одним из старейших участников российского анархистского движения. Ярчук родился в 1882 году в местечке Березно Волынской губернии в бедной семье. В 1903 году он переехал в Белосток, где устроился работать портным. В то время, как известно, Белосток был одним из центров зарождавшегося в Российской империи анархистского движения. Примкнул к анархистам и молодой Хаим Ярчук. Он участвовал в деятельности группы анархистов-коммунистов «Хлеб и воля», открыл анархистскую группу в Житомире. Как и многие его ровесники из среды белостокских анархистов, Ярчук принимал участие в экспроприациях. В конце концов, его арестовала полиция. В 1905 году Ярчука приговорили к двадцатилетней каторге. Первые два года он провел в печально известной Лукьяновской тюрьме («Лукьяновке») в Киеве, а затем семь лет — в Якутии. В 1913 году ему посчастливилось бежать из Сибири.

Ярчук смог покинуть Российскую империю и эмигрировать в Соединенные Штаты Америки. Здесь он примкнул к «Индустриальным рабочим мира» и принимал участие в издании анархо-синдикалистских газет и листовок. Как и Билл Шатов, Ефим Ярчук вернулся в Россию после Февральской революции и стал одним из лидеров Союза анархо-синдикалистской пропаганды «Голос труда». Его избрали делегатом Петроградского Совета для работы в Кронштадте, в чем не было ничего удивительного — среди матросов Балтийского флота были очень сильны анархистские настроения. В Кронштадте Ярчука выбрали членом Исполкома Кронштадтского Совета и включили в состав Военно-технической комиссии. От кронштадтских моряков и Союза анархо-синдикалистской пропаганды Ефим Ярчук и был избран в состав Петроградского военно-революционного комитета.

Третьим ключевым представителем анархистов в составе Петроградского военно-революционного комитета был Илья Блейхман (1874-1921). Как и Ярчук, Блейхман был ветераном анархистского движения и выходцем с запада Российской империи. Он родился в местечке Видзск Ковенской губернии, работал заготовщиком сапожного цеха, жестянщиком, а затем эмигрировал из Российской империи. К анархистам Блейхман примкнул уже за границей — в 1904 году.

В Россию Блейхман вернулся перед началом Первой мировой войны и сразу же перешел на нелегальное положение, занявшись революционной пропагандой в Петрограде. Он стал одним из основателей Петроградской группы анархистов-коммунистов и принимал участие в Февральской революции 1917 года. В марте 1917 года Илью Блейхмана включили в состав Петроградского и Кронштадтского Советов рабочих и солдатских депутатов. Благодаря дару оратора, он достаточно быстро приобрел популярность среди матросов, солдат и рабочих Петрограда и смог оказывать на них влияние. Это, в частности, подтвердилось летом 1917 года, когда в Петрограде прошли мощные выступления анархистов.

О четвертом члене Петроградского военно-революционного комитета «от анархистов» — Генрихе Марковиче Богацком — известно меньше всех. Он также был революционным эмигрантом, долгое время жил в Швейцарии, где даже в 1917 году, после Февральской революции, занял пост секретаря Центрального швейцарского комитета для возвращения политических эмигрантов в Россию. В обязанности Богацкого входило курирование возвращения революционных эмигрантов на родину через территорию Германии. К осени 1917 года Генрих Богацкий и сам вернулся в Россию. Он прибыл в Петроград, где организовал Союз независимых анархистов, от которого и вошел в состав Петроградского военно-революционного комитета.

Неизвестные кузнецы Октября. Как анархисты участвовали в Октябрьской революции
— члены Петроградского военно-революционного комитета

Таким образом, из 106 членов Петроградского военно-революционного комитета всего четыре человека были анархистами. Однако куда большую роль анархисты играли «на практике» — они принимали самое непосредственное участие в штурме Зимнего дворца, в установлении контроля над Петроградом. Анархист-коммунист Константин Акашев, впоследствии ставший одним из первых командиров советской военной авиации, смог проникнуть за линию обороны и увести от Зимнего дворца две артиллерийские батареи Михайловского артиллерийского училища. Другой анархист, Иустин Жук, командовал Красной гвардией Шлиссельбурга и также принял самое непосредственное участие в революционных событиях. Отрядами балтийских матросов, штурмовавших Зимний дворец, командовали Анатолий Железняков (знаменитый «матрос Железняк») и члены ВРК Илья Блейхман, Ефим Ярчук и Билл Шатов.

Однако, революция оказалась неблагосклонна к тем анархистам, которые играли в ней важнейшую роль. Анатолий Железняков находился в сложных отношениях с большевиками, несмотря на то, что героически воевал на фронтах Гражданской. 25 июля 1919 года в бою с войсками Шкуро бронепоезд, которым командовал «матрос Железняк», попал в засаду. Железняков был тяжело ранен и на следующий день 26 июля скончался. Ему было всего 24 года. 3 августа 1919 года его перезахоронили на Ваганьковском кладбище, рядом с легендарным командиром Киквидзе. Иустин Жук, ставший членом Военного совета Карельского фронта, в том же 1919 году погиб в бою с белыми, не дожив до 33 лет.

Илья Блейхман продолжал возглавлять Петроградскую федерацию анархистов-коммунистов и в 1918 году был арестован большевиками. Правда, тогда режим был еще относительно мягким, поэтому Блейхмана выпустили на свободу — но уже с подорванным здоровьем. В 1921 году он умер в возрасте 47 лет. Ефим Ярчук тоже активно участвовал и в послереволюционном анархо-синдикалистском движении, арестовывался ВЧК, участвовал в организации похорон Петра Кропоткина в 1921 году. В 1922 году Ярчук уехал за границу, но затем поверил в то, что в Советском Союзе он не будет подвергаться репрессиям, и в 1925 году вернулся на родину. Дальнейшая его судьба неизвестна. Аналогичным образом сложилась и жизнь Генриха Богацкого — он также участвовал в анархистском движении на территории Советского Союза, но о его судьбе после 1923 года ничего неизвестно.

Пожалуй, самым заметным после революции деятелем из анархистов — членов Петроградского ВРК стал Билл Шатов. 8 мая 1919 года он был назначен начальником внутренней обороны Петрограда, командовал дивизией, воевавшей против войск Юденича, получил Орден Красного знамени. После окончания Гражданской войны Шатов работал в самых разных народных комиссариатах на ответственных постах, а в 1927 году был назначен начальником строительства Туркестано-Сибирской железной дороги. Это был очень ответственный и важный пост. Строительство Турксиба шло ударными темпами, в том числе и благодаря кипучей активности Владимира Шатова, который лично контролировал темпы строительства и появлялся на всех важнейших участках. За участие в строительстве Турксиба Шатов был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

После Турксиба Шатов руководил Сибжелдорстроем, Главжелдорстроем, был заместителем народного комиссара путей сообщения Советского Союза. В 1933 г. Шатов возглавил работы по строительству железной дороги Москва — Донецк, а в 1936 г. был направлен руководить строительством железной дороги Нельды — Джезказган в Казахской ССР. Но в 1937 г. Владимира Шатова арестовали. Опального революционера доставили в Москву и приговорили к длительному сроку заключения. По одним данным, Шатов умер в 1943 году в лагере, по другим — был расстрелян в том же 1937 году по приговору «тройки» УНКВД по Новосибирской области. Как бы там ни было, но в 1955 году Владимир Шатов был полностью реабилитирован.

Еще раньше, чем Шатов, в 1931 году, по обвинению в шпионаже, был расстрелян Константин Акашев — один из создателей советской военной авиации, в 1920-1921 гг. возглавлявший Главвоздухофлот Советской России.

Внеся огромный вклад в Октябрьскую революцию и победу красных в Гражданской войне, анархистское движение было практически уничтожено уже в первые годы советской власти. Большевики так и не захотели найти общий язык с ближайшими союзниками по революционной борьбе. Причем трагическая судьба, как мы видим, ждала даже тех анархистов, кто принял новую власть и верой и правдой служил ей на военной или гражданской службе.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    7 ноября 2016 07:52
    Большевики так и не захотели найти общий язык с ближайшими союзниками по революционной борьбе.
    ...Каждая политическая партия хотела устроить жизнь по своему...Нужен был компромисс, между всеми политическими силами..но его никто не хотел...
  2. +2
    7 ноября 2016 16:39
    Любая власть, когда начинает строить государственность, обязательно сталкивается с теми силами, которые не хотят ей подчиняться, к тому же периодически выступают с оружием в руках. Ясно, что власть их подавляет. Так и с анархистами. Последующие репрессии против анархистов, якобы принявших советскую власть, тоже оправданы. Потому что классовая борьба переместилась с полей гражданской войны в идеологическую сферу, что не менее опасно. Анархисты, не признавали никакой государственности, продолжали гнуть свою линию, которая шла в разрез с диктатурой пролетариата, без которой СССР в капиталистическом окружении никак нельзя было обойтись.
  3. 0
    7 ноября 2016 20:53
    А ведь они могли не допустить узурпации Октября...
  4. +1
    7 ноября 2016 21:32
    Когда пишут о большевиках - это понятно. Хотя коммунизм это утопия, но в СССР действительно было много хорошего. Но анархисты? Кто-нибудь представляет себе гипотетическую ситуацию в которой они стали бы во главе страны, и последствия такой власти?
    1. 0
      7 ноября 2016 22:17
      Позволю себе высказаться по по теме. Сначала об СССР... а может короткий отрезок времени со средины 50 до конца 70 это просто оправдание власти перед народом за страшную цену победы над Германией? Если исключить Хрущевские очереди за хлебом то сделано было многое. Теперь об анархии. Государство как " крыша" для народа и страны склонна к преувеличению своей роли, к возвеличиванию своей непогрешимости и к усилению карательных мер к " крышуемому" народу. Анархисты отрицая государство как таковое , в мечтах готовили приход безклассового, безсословного, безэлитарного общества равных возможностей и персональной ответственности. Поторопились они . Ошиблись на пару столетий. Так или иначе народы придут к истинному самодержавию, когда действительно сами будут держать власть и решать как им жить.
      1. 0
        7 ноября 2016 22:42
        Цитата: коноправ
        Государство как " крыша" для народа и страны склонна к преувеличению своей роли, к возвеличиванию своей непогрешимости и к усилению карательных мер к " крышуемому" народу.

        Когда государство перестает быть "крышей" для народа и страны, то на его место приходят либо бандиты, либо другое государство.
        Цитата: коноправ
        в мечтах готовили приход безклассового, безсословного, безэлитарного общества равных возможностей и персональной ответственности. Поторопились они . Ошиблись на пару столетий.

        Пара столетий для изменения природы человека - это даже не капля в море.
        1. 0
          7 ноября 2016 22:59
          Коммунисты за два поколения изменили образ мышления руского народа. Либералы за 20 лет вырастили новое поколение американизированых недоумков. Но корни наши глубоко, наши корни в нашем езыке. Стоит открыть эту кладовую, дать словам правильный смысл, научить понимать то что мы сами говорим и страна изменится как по волшебству. Мы говорим ТАКТИКА, не понимая смысла. А смысл в том что ТАК ТИКАТЬ ( двигаться) .Мы говорим ДРЯНЬ, подразумевая отбросы , в реальности это Добро Рекущее духовность. Надо просыпаться , поРА.....
          1. +3
            7 ноября 2016 23:04
            Цитата: коноправ
            наши корни в нашем езыке

            - Езык - это сильно yes
            Цитата: коноправ
            Мы говорим ТАКТИКА, не понимая смысла. А смысл в том что ТАК ТИКАТЬ ( двигаться) .Мы говорим ДРЯНЬ, подразумевая отбросы , в реальности это Добро Рекущее духовность

            - уй, ёёёёёё...
            - а ныняшняя лошадь произошла от Пржевальского (это к вопросу о том, как именно тИкать)
            - верните минусы... ну хоть на пару минут... laughing



            PS: админы, разработчики! А gif-ки как не работали, так и не работают... это бага или фича? wink
            1. 0
              7 ноября 2016 23:15
              Язык , это то что " в роте" . А Езык это способ общения родов, племён, народов, цивилизаций. Рискну предположить, что езык как природный феномен существует независимо от его носителей, как магнитное поле земли независимо от компасных стрелок. Что мы в сущности знаем о мiре в котором живём? Только внешние его проявления - тепло, холодно, светло , дождливо. Английскую речь и правописание я изучал и в школе и в училище, но ни бум-бум. Отторжение, внутреннее сопротивление. Но во сне говорю по английски . Объяснения не нахожу. Так что.....век живи, век учись, пока до дурака возвысишься.
              1. 0
                7 ноября 2016 23:28
                Цитата: коноправ
                Язык , это то что " в роте" . А Езык это способ общения родов, племён, народов, цивилизаций

                - круть... где-то я уже слышал эту музыку laughing
                - про Бритву Оккама слыхали? Дык вот - не изобретайте сущностей, а то эта бритва вас того... по фаберже wink

                Цитата: коноправ
                Английскую речь и правописание я изучал и в школе и в училище, но ни бум-бум. Отторжение, внутреннее сопротивление. Но во сне говорю по английски . Объяснения не нахожу

                - наверное, то, что во сне, вам просто снится
                - для того, чтобы уметь говорить по-ангельски, надо пытаться (снова и снова) говорить по-ангельски (как, впрочем, и на любом другом языке)
                - погружение в среду говорящих на языке плюс необходимость общения с ними делает чудеса. Это уже мой личный опыт.

                А вообще, дико выбешивает, когда слова начинают коверкать, да еще базу псевдонаучную под это подвести норовят request
                1. 0
                  7 ноября 2016 23:36
                  Юношеский максимализм однако...Ну да ладно. Всегда следую одному правилу -Если я о чем-то не ведаю, это не означает того, что этого не существует.
                  1. 0
                    7 ноября 2016 23:44
                    Цитата: коноправ
                    Если я о чем-то не ведаю, это не означает того, что этого не существует

                    - а если дважды два - пять, то существуют ведьмы
                    - которых, как известно, не существует
                    - а вообще, следуя вашей логике, можно в два счета до психиатра доскакать. Не рекомендую, неприятные люди no

                    Цитата: коноправ
                    Юношеский максимализм однако

                    - нашли, блин... вьюноша laughing
                    1. 0
                      7 ноября 2016 23:50
                      Хочется вести дискурсию на более высоком уровне. И кто сказал что ведьм не существует? Вас дезинформировали! Ведьма это ВЕДАЮЩАЯ МАТЬ , усвоившая нравственные основы воспитания, способная дать правильные понятия об окружающем , владеющая приемами сохранения жизни и здоровья подрастающего потомства.
  5. 0
    7 ноября 2016 22:09
    Опыт человечества показывает, что анархические идеи способны реализоваться либо в теории, глубоко-глубоко оторванной от реальной жизни, либо в пределах небольшой коммуны, где все держится на личных связях.

    Везде, где надо выходить на государственный уровень решения проблем, анархисты либо проваливаются с треском, как было с анархическими военными образованиями в Испании 1936-1939г., либо принимают меры вовсе не анархического характера, как в махновском гуляй-поле. Это даже в таком незатейливом деле, как война/грабеж.

    А примеров реальной организации анархистами в масштабах крупнее одной коммуны/деревни чего-то созидательного - такого мир вовсе не знал.
    1. +1
      8 ноября 2016 15:26
      "либо в пределах небольшой коммуны, где все держится на личных связях. "///

      Верно. Анархизм требует наличия высокоорганизованных, честных, справедливых людей.
      В небольших коммунах такое (иногда!) возможно. И в союзе таких коммун.
      В России анархисты ошибочно думали, что крестьяне готовы к такой самоорганизации.
      Деревни как-бы можно превратить в анархистские общины. Но это была иллюзия,
      которая провалилась.
  6. 0
    8 ноября 2016 11:43
    Подобные статьи только укрепляют мои тезисы, в которых я постоянно говорю, что Октябрь 1917 года был сотворен не одними большевиками, а в союзе с эсерами и анархистами, которых в Советах было большинство. Речь шла о перехвате власти у буржуазии, а уж потом разбираться с попутчиками. Эсеры и анархисты при всей своей идеологической пестроте все-таки признавали существование мелкой буржуазии в виде крестьян-единоличников, фермеров и "малого" бизнеса(кустарей-одиночек), причем в качестве основы общества как равной пролетариату. В общем, размежевание все равно должно было произойти и 1930-е после НЭПа всех попутчиков "перековали" или ликвидировали.
  7. 0
    22 ноября 2016 14:40
    Подобные статьи только укрепляют меня во мнении, что Февраль и Октябрь 1917, - это действия сил, организованных для уничтожения Русского государства в любом виде, хоть монархии, хоть "демократии", хоть чего либо еще.