Свой среди чужих – 6. S35: лучший из шевалье



Одним из самых знаменитых и интересных трофеев немцев после осуществления плана “Гельб” стал французский средний танк S35 Somua.

История машины берет свое начало в январе 1932 года, когда французская армия выдала технические требования на танк типа АМС (Automitrailleuse de Combat — боевая бронемашина). Машина предназначалась не только для поддержки пехоты, но и для борьбы с бронетанковой техникой и укреплениями противника.


За работу рьяно взялась фирма Renault, но в 1934 году ТТЗ (увеличение бронирования, а вследствие этого — веса) пересмотрели, и она по сути оказались не у дел, как и другие фирмы. И чтобы выйти из, казалось бы, тупиковой ситуации, руководство кавалерии обратилось к фирме SOMUA (дочернее от Schneider). Контракт на разработку был заключен в октябре 1934 года.

И уже через 7 месяцев, к середине апреля 1935 года, опытный образец был готов и получил обозначение AMC SOMUA Type AC3. Такая скорость разработки и постройки в первую очередь объясняется тем фактом, что подвеска и трансмиссия частично были заимствованы у чешского танка Lt.35. Этому способствовали инженеры Schneider, которые некоторое время работали на заводах Skoda. По сути, промышленный шпионаж в действии.

Проблемы у нового танка возникли с силовой установкой. Несмотря на то, что фирма SOMUA выпускала для армии тягачи, их двигатели не подходили для нового танка. Проблему помогла решить фирма Javier Sabin. Заявленное вертикальное бронирование было от 25 до 35 мм, крыша МТО и днище от 12 до 20 мм. Хотя испытания в Кубинке трофейного S35 показали иные характеристики: лобовая часть 45 мм, толщина бортов составила 40-45 мм. Вооружение опытного танка (как и четырех предсерийных танков) состояло из 47-мм пушки SA34 и спаренного с ней 7,5-мм пулемета, и монтировалось все это в башне типа АРХ1. Серийные танки получили улучшенную башню модели АРХ 1СЕ с расширенным погоном и новую 47-мм пушку SA35 U34. Бронебойный снаряд с защитным наконечником которой, при скорости 671 м/с пробивал 40-мм лист брони, установленный под углом 30° с дистанции 500 метров, а обычный снаряд с того же расстояния пробивал 33-мм бронелист. Тем не менее башня так и осталась одноместной, что сильно осложнило жизнь командиру танка.

Прототип танка прошел испытания с 4 июля по 3 августа 1935 года. Военные высказали ряд замечаний и предложения, и после внесения изменений (второй этап, с 15 октября по 17 декабря 1935 г.) улучшений выявлено не было. Но потребность в новых танках у кавалерии была большая, и поэтому, не дожидаясь полного прохождения испытаний, был сделан заказ на 50 единиц. Танк получил официальное обозначение Char 1935 S (Танк 1935 S), хотя впоследствии более привычным стало другое название — SOMUA S35.


SOMUA S35

Первые серийные машины из-за спешки вышли с множеством дефектов. По сути, до апреля 1938 года шло дополнительное тестирование. В этом же месяце кавалерия все же приняла S35 на вооружение. Интересной особенностью было наличие дифференциального механизма поворота, управление осуществлялось штурвалом.

Это вылилось в то, что минимальный радиус поворота S35 был больше, чем у танков, имевших бортовые фрикционы, так как нельзя было полностью остановить одну гусеницу. При совершении других маневров данная специфика сохранялась, требовалась хорошая подготовка механика-водителя.

К 1 сентября 1939 г. французская армия располагала 270 танками S35, после объявления мобилизации, а затем и войны Германии, выпуск танков стал возрастать. К 25 июня 1940 г. фирмой SOMUA было выпущено 427 танков S35.

Боевое крещение, как и машины, о которых мы рассказывали в предыдущих статьях, S35 получил во время Французской кампании мая-июня 1940 года. Несмотря на качественное превосходство над немецкими танками, французам не удалось задержать немцев в приграничных сражениях. Например, в битве за Ханнут (Бельгия), проходившей с 12 по 15 мая, и в которой непосредственное участие приняли S35.

Важную роль сыграла немецкая тактика концентрированного удара, и по итогам боев было потеряно более 60 танков данного типа.

Участвовали танки S35 и в битве под Арасом, но успехи были достаточно скромные. А Шарль де Голь получивший в свое распоряжение 36 танков, отзывался о них следующим образом: “…Тем временем я получил на пополнение 3-й кирасирский полк, состоящий из двух эскадронов танков SOMUA. Однако во главе экипажей танков были командиры, которые никогда раньше не стреляли из орудий, а водители имели за плечами в общей сложности не более четырех часов вождения танка…”

К 22 июня 1940 года у французов оставалась примерно сотня танков SOMUA, 23 из которых оставили правительству Петена. Общее число трофейных танков составило 297 единиц. Эти машины получили немецкое обозначение Pz.Kpfw.739(f) и были частично модернизированы. А именно:

— поставлена немецкая радиостанция FuG5;

— командирская башенка получила двухстворчатый люк;

— полностью перекомпоновали боевое отделение, и башня все же стала двухместной.

Свой среди чужих – 6. S35: лучший из шевалье


Pz.Kpfw.739(f)

Несмотря на то, что танк уступал Pz IV по ходовым качествам, по бронированию и вооружению он вполне подходил для действий на фронте.

Танками S35 Somua оснастили пять танковых полков (100, 201, 202, 203, 204 Pz.Rgt. — Panzer-Regiment) и 10 отдельных танковых батальонов (Pz.Abt. 40, 202, 205, 206, 211, 212, 213, 214, 223, 301 — Panzer-Abteilung). В декабре 1940 года был создан 201 Pz.Rgt. двух батальонного состава.

Всего в танковом полку имелось 36 S35 и 82 Н-38/39. В январе 1941 года на территории Франции создается 301-й танковый батальон, а в феврале — 202-й танковый полк (из двух батальонов). А в марте 1941 года эти две части сводят в 100-ю танковую бригаду (Pz.Brig.100). Всего на данный период насчитывалось 295 танков (90 S35 и 205 Н-38/39).

Среди частей, которые имели на вооружение танк SOMUA, также были: отдельный танковый батальон “Wolf” (будущий 211 батальон), 100 учебный танковый батальон (обучение работы с трофейной бронетехникой), 201 и 202 танковые полки. А перед самым вторжением в СССР началось создание 101 бригады трофейных танков (состояла из двух танковых полков 203(Pz.Rgt.203) и 204 (Pz.Rgt.204).

К 1 июля 1941 у немцев было по меньшей мере 472 французских танков (из них 144 S35) в составе 101-й и 101-й танковых бригад в первой линии, не считая машин в 100 учебном батальоне, 211 и 204 полках.


Учебный S35

При формировании 22 танковой дивизии в сентябре 1941 года ее личный состав получил танки S35, но впоследствии они были заменены на чешские Pz.38(t). Был еще 203 танковый полк, из 23 танковой дивизии, но танки там заменили на Pz IV. А танки Somua отправили в Финляндию, где 211 полк (211 Pz.Abt) подчинялся командованию группы армий “Север”. Не все подразделения сражались на Восточном фронте. Часть танков и вовсе были переданы союзникам Германии: Болгарии (~6-7), Венгрия (2), Италия (32), Хорватия (20).

Помимо всего этого, танки S35 поступали на вооружение бронепоездов. К 22 июня 1941 года, для нападения на СССР было сосредоточено шесть штук. Бронепоезда №26, №27 и №28 имели в своем составе по 3 танка, №29, №30 и №31 — по два, всего 15 машин. Платформы снабжались аппарелями для “десантирования” танков.








Немецкий бронепоезд №28






Станция “Столбцы”(Минская область), лето 1941 года. Фото с форума fortification.ru

Первое боевое столкновение с частями Красной Армии случилось для “французов” в Брестской крепости, на Кобринском укреплении (Северный остров) у Восточного форта. Поначалу их применение виделось весьма туманным, т.к. командование не совсем понимало, как использовать бронепоезд № 28 в боях за город Брест и крепость. Ситуацию осложняло еще и то, что у танков полностью отсутствовали снаряды. Проблему устранили фактически накануне войны.

В бой танки пошли 23 июня. Скорее всего их запросили для усиления штурмующих, т.к. использование «Штугов», днём ранее особых успехов не принесло. По имеющейся информации, два танка были подбиты на Кобринском укреплении у Северных ворот гранатами и из зенитного орудия (скорее всего это 76,2 мм орудие 3-К 393 ОЗАД), третий танк все же прорвался во двор цитадели и был подбит орудием из района 333 СП. Два из трех танков были эвакуированы. По другим данным, три танка использовались 26 июня, но также без особого успеха.


Танк Pz.Kpfw.739(f) у Северных ворот Брестской крепости


Танк Pz.Kpfw.739(f) при штурме Восточного форта

Сломить же сопротивление защитников Восточного форта удалось только, сбросив на форт 29 июня 1800 кг. авиабомбу.

В дальнейшем танки S35 использовались эпизодически. Это было осенью 1941, скорее всего, в районе Смоленска.


Танк Pz.Kpfw.739(f), Восточный фронт, сентябрь 1941 год


Танк Pz.Kpfw.739(f), Восточный фронт, подбитый на подступах к Москве, 1941 год

Весной 1942 года в составе 22-й танковой дивизии эти танки штурмовали Севастополь. А чуть позже в боях под Сталинградом, где один танк попал к нам в качестве трофея.


Трофейный Танк Pz.Kpfw.739(f)

К началу лета 1943 года на центральном участке Восточного фронта оставалось только два танка S35. Остальные несли службу во Франции (67), Югославии (43), в Скандинавии (32), и 15 единиц оставалось на вооружении бронепоездов.

211 батальон (211 Pz.Abt), который как писалось выше прибыл в Финляндию еще летом 1941 года. Танки S35 выполняли роль командирских машин во взводах, оснащенных Н-39. Большую часть времени машины находились в корпусном резерве, вплоть до лета 1944 г. находясь на Кандалакшском направлении в районе Куолоярви. Для отражения наступления Красной Армии финны и немцы были вынуждены использовать всю имеющуюся бронетехнику, и 211 полку пришлось туго.

В ночь с 9 на 10 сентября рота S35 была послана для усиления немецких частей на кандалакшском направлении. Передвигаясь по дороге Миоккалахти-Куолаярви немецкие танки попали в “засаду” трех советских Т-34-76, которых сами же немцы хотели заманить в засаду, но из-за темного времени суток советские танки просто проскочили опасный участок. Возникла неразбериха, и та и другая сторона приняла вражеские танки за свои. Экипажи “тридцатьчетверок” среагировали быстрее, и тут же первый S35 получает три снаряда, спустя минуту подожгли второй танк, экипажи остальных танков решили за благо покинуть свои машины и ретироваться. По одним данным советским частям досталось 6 неповрежденных танков, по другим 8. После беглого осмотра было принято решение включить уцелевшие трофейные танки в состав наступающих частей. Их заправили, снабдили экипажами из запасного полка и отправили в бой. Уцелевшие после боя танки были отправлены в Кубинку.

Помимо Восточного фронта, танки S35 засветились и на других фронтах. Немцы также переоборудовали 60 танков в гусеничные тягачи, которые использовались на обоих фронтах (Западном и Восточном).

Размеры:
Длина корпуса, мм — 5380.
Ширина корпуса, мм — 2120.
Высота, мм — 2630.
Клиренс, мм — 420.

Бронирование:
Тип брони: стальная литая, гомогенная.
Лоб корпуса (верх), мм/град. - 36 / 22°.
Лоб корпуса (низ), мм/град. — 36 / 0—90°.
Борт корпуса (верх), мм/град. - 35 / 22°.
Борт корпуса (низ), мм/град. — 25+10 / 0°.
Корма корпуса (верх), мм/град. — 25 / 30°.
Корма корпуса (середина), мм/град. — 35 / 0°.
Корма корпуса (низ), мм/град. — 25 / 30°.
Днище, мм — 20.
Крыша корпуса, мм — 12—20 / 82—90°.
Лоб башни, мм/град. — 56.
Маска орудия, мм/град. — 56.
Борт башни, мм/град. - 46 / 22°.
Корма рубки, мм/град. — 46 / 22°.
Крыша башни, мм — 30 / 72—90°.

Вооружение:
Пушка 47-мм SA 35 U34.
Боекомплект: 118 снарядов.
Пулемёт: 1 × 7,7-мм mle.1931.

Подвижность:
Мощность двигателя, л. с. — 190 при 2000 об./мин.
Скорость по шоссе, км/ч — 37.
Запас хода по шоссе, км — 260.
Запас хода по пересечённой местности, км — 128.

Удельное давление на грунт, кг/см² — 0,75.
Преодолеваемый подъём, град. — 35.
Преодолеваемая стенка, м — 0,75.
Преодолеваемый ров, м — 2,15.
Преодолеваемый брод, м — 1,0.

Резюме: S35 как танк по сравнению с аналогами к началу Второй мировой войны отличался сравнительно высокими характеристиками вооружения и броневой защиты. 47-мм пушка SA 35 U 34 была способна эффективно поражать любые типы немецких танков, толщина брони которых в период Французской кампании не превышала 30 мм. При этом в её боекомплекте имелся сравнительно эффективный осколочный снаряд, вдвое превосходивший по заряду взрывчатого вещества советский 45-мм О-240 и уступавший в то время лишь снарядам 75-мм или 76-мм орудий.

Бронирование S35 при толщине вертикальных поверхностей корпуса около 40 мм рассчитывалось на защиту от противотанковых орудий первого поколения, имевших калибр около 37 мм.

Если брать за уровень именно 1940 год, то S35 был, наверное, лучшим средним танком. Совокупность неплохого вооружения и брони позволяет так сказать. Но с массовым появлением на полях сражений Т-34, S35 ушел в историю.

Источники
AFV Weapons Profile 36 Chars Hotchkiss, H35, H39, and Somua 35.
Trackstory 01 — Somua S 35.
Walter J. Spielberger — Beute-Kraftfahrzeuge und-Panzer der deutschen Wehrmacht (Band 12 der Reihe «Militarfahrzeuge»).
Бронеколлекция № 1998-04 (19). Бронетанковая техника Франции и Италии. Коломиец М., Мощанский И. 1939-1945.
Спасибухов Ю. Бронеколлекция № 2004-03 (54). Французские танки Второй мировой войны (часть 1).
Торнадо. Армейская серия 16. Бронетехника Франции 1940 г.
Военная летопись. Трагедия Бреста. Боевые действия на территории Белоруссии. 22 июня — 23 июля 1941 года.
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/f/.
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/france/somua_s35.htm .
http://fortification.ru/forum/index.php?topic=245.0.
http://photo.qip.ru/users/modeller11.photofile/200737469/all/?mode=xlarge.
http://samlib.ru/n/nikolaj_b_d/nnikolaj_b_dtrofei.shtml/stat.shtml.
Автор: Александр Прокурат


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 39

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Дюк 7 ноября 2016 06:12
    Танк Pz.Kpfw.739(f)




    1. ARA90rN 7 ноября 2016 10:39
      Плюсик, но пихать все найденные фото в статью не было смысла.
      1. jjj 7 ноября 2016 12:24
        Маленький все-таки. Фактически, - трактор с пушкой
        jjj
  2. Товарищ_Сталин 7 ноября 2016 07:00
    Сама по себе французская концепция одноместной башни ущербна и тупикова. Если даже в Т-34-76 был тесно двоим танкистам, то я не понимаю, как немцы при модернизации S35 умудрились впихнуть в башню второго члена экипажа. Понятно, что из этого ничего хорошего не вышло, что и показал бой на кандалакшском направлении.
    1. avt 7 ноября 2016 09:28
      Цитата: Товарищ_Сталин
      Сама по себе французская концепция одноместной башни ущербна и тупикова.

      Добавьте старенькую подвеску и трансмиссию , от которой отказались сами чехи, перейдя на 38-й и утверждение
      Если брать за уровень именно 1940 год, то S35 был, наверное, лучшим средним танком.
      звучать будет с добавлением - лучший среди худших французов. А статья good хорошая . Сразу видно - автор неровно дышит к этому образцу. laughing Очень понравились фото бронепоезда! good
      avt
  3. Zaurbek 7 ноября 2016 10:28
    Они есть в музее в Кубинке?
    1. ARA90rN 7 ноября 2016 10:38
      Да, фото в топике как раз из Кубинки
  4. Slon_on 7 ноября 2016 10:40
    Полагаю, что САМОА был наиболее удачной моделью французского танкостроения после Рено. Остальное - все унылое , сами понимаете, что. В полной мере это касается и послевоенного танкостроения.
    И еще история применения этого танка французами - яркий пример как неплохое оружие при бездарном командовании превращается в металлолом.
    1. ARA90rN 7 ноября 2016 11:38
      Там даже дело не всегда в командовании. Выше есть цитат де Голя, о том что он получил подразделение с не подготовленными экипажами. К слову у нас летом 1941 года была подобная ситуация. Когда экипажи новых Т-34-76 и КВ-1 просто не знали как на них воевать/обслуживать и ремонтировать.
      1. klaus16 7 ноября 2016 14:03
        Погодите. Год ввода в строй француза - 35ый. Т3 ввели в 37ом. У француза 47мм орудие, у Т3 - 37мм. По броне тоже заявка не плохая. Но французы бои просирали. Значит просто пользоваться не умели? Выходит так?
        1. Alexey RA 7 ноября 2016 14:54
          Цитата: klaus16
          Погодите. Год ввода в строй француза - 35ый. Т3 ввели в 37ом. У француза 47мм орудие, у Т3 - 37мм. По броне тоже заявка не плохая. Но французы бои просирали. Значит просто пользоваться не умели? Выходит так?

          У французов была та же проблема, что и у нас в 1941.
          У них были "старые" кавалерийские Division Légère Mécanique (DLM) формирования середины-конца 30-х (1934-1935, 1937 и 1939-1940 г.г. соответственно) и "новые" пехотные Division Cuirassée (de réserve) (DCu/DCR) формирования 1940 года - аналог наших МК первой и второй волны. DCR имели танки, мотопехоту без транспорта, артиллерию без тяги и близкий к нулю тыл и ремонт.
          Наиболее боеспособные танковые части Франции с началом "горячей" фазы были переброшены в Бельгию, где и бодались с Гепнером. И когда Гудериан прорвал северный фланг Линии Мажино, то французы начали лихорадочно перебрасывать мотомехчасти для парирования этого прорыва. В результате, соединения вводились в бой с марша, по частям, да ещё и не в полном составе - пехотные командиры раздёргивали дивизии для подпирания пехоты. И никакие тактические успехи, типа подвигов французских Колобановых (Бийот, Латапье), не могли переломить общую картину.
          Короче говоря, неумение пехотных командиров высшего звена пользоваться крупными танковыми соединениями наложилась на недоукомплектованность, необученность и недостаточную слаженность большей части танковых соединений (всех DCR и одной DLM).
  5. iouris 7 ноября 2016 11:57
    Ещё одно подтверждение, что без передовой чехословацкой военной промышленности, в частности, заводов "Шкода" Германия не смогла бы начать войну против Польши, Франции и СССР.
    1. avt 7 ноября 2016 12:49
      Цитата: iouris
      что без передовой чехословацкой военной промышленности, в частности, заводов "Шкода" Германия не смогла бы начать войну против Польши, Франции и СССР.

      Медицинский факт - горбатились чехи на немцев вплоть до прихода Советской Армии и по всей номенклатуре , ну кроме судостроения bully Даже евреям в Палестину досталось не кисло , а главное ,,ложка к обеду" Cталиным подогнана была.
      avt
      1. ignoto 7 ноября 2016 14:16
        По поводу судостроения. Когда эта территория находилась в составе Австро-Венгрии , "Шкода" изготавливала и корабельные орудия,самыми мощными из которых были 12" орудия линкоров серии "Вирибус Унитис".
  6. rjxtufh 7 ноября 2016 12:53
    Надпись на табличке в музее "Средний танк ...".
    Какой же это средний танк? Типичный французский кавалерийский танк. В СССР танки этого класса назывались "оперативными" (БТ, Т-50), в Британии, "крейсерскими". У немцем одноклассниками были Pz.KpfW.III по модель Ausf. M включительно.
    И автор:
    Цитата: Александр Прокурат
    Если брать за уровень именно 1940 год, то S35 был, наверное, лучшим средним танком.

    В 1940г. еще не было средних танков. Вообще. Ни в одной стране мира.
    Первые появились только лишь в 1942г.
    1. kytx 7 ноября 2016 14:02
      имхо тогда был переходный период и классифицировали все по своему разумению, скорей не было понятия "средний танк" в том смысле который мы в него вкладываем сейчас
      1. rjxtufh 7 ноября 2016 19:29
        Цитата: kytx
        тогда был переходный период

        Переходный период начался в 1942г.
        Закончился он в разных странах по-разному. В Германии, в конце 1943г. И т.д.
  7. hohol95 7 ноября 2016 15:37

    Подорван партизанами в Ленинградской области в 1943 году.
  8. hohol95 7 ноября 2016 15:40
    А про испанские бронемашины использовавшиеся вермахтом будет статья?
  9. hohol95 7 ноября 2016 15:45
    Вот ещё один Шевроле ААС1937.
    1. rjxtufh 7 ноября 2016 19:36
      Цитата: hohol95
      Вот ещё один Шевроле ААС1937.

      Очень похоже на БА со снятой башней и спаркой зенитных пулеметов в боевом отделении. Курсовой пулемет тоже снят.
      Хотя в инете фото подписано, как Chevrolet 1937 + Zwillinglafete MG-34.
      1. hohol95 8 ноября 2016 08:25
        Подножки для посадки в машину у наших БА были другими! А именно такие у испанских ААС 1937!
        1. rjxtufh 8 ноября 2016 09:20
          Да, все эти различия я видел. Но как кстати РККА были бы такие машины, с пулеметными спарками винтовочного калибра или ДШК. А не с башнями и сорокапятками.
          1. hohol95 8 ноября 2016 11:19
            С ДК (до модернизации Шпитальным) хотели выпускать предвестника БА-10 - БА-6М (к перевооружению на ДК планировали и БТ-5), но ДК на них не хватило - трудности с производством! А применение ШКАС или спаренных ДТ планировали на ПБ-4 или ПБ-7 (плавающие машины), но они в серию не пошли из-за многочисленных недостатков!!! Со спаренными ДА-2 были только БТ-2!
            1. rjxtufh 8 ноября 2016 14:44
              Цитата: hohol95
              БТ-5

              Цитата: hohol95
              Со спаренными ДА-2 были только БТ-2!

              Мне кажется на БА пулеметные спарки (или ДШК) были бы куда уместнее. И на охрану дорог их, разбавлять ими колонны. Немецким летчикам было бы уже не так вольготно.
              1. hohol95 8 ноября 2016 16:33
                Из ДШК наши БА не подбили бы ни одной итальянской танкетки в Испании! И ни одного танка и бронемашины во время Великой Отечественной Войны! Пытались на Д-8/Д-12 ставить зенитные турели - ничего не вышло - убрали! За счёт 45-ки наши БА-3/БА-11 могли бороться из засады с бронецелями до 1942 года! И использовались на Ленинградском направлении до 1945 года! И в 1945 году японцы им мало что могли противопоставить (флот и авиация - хорошо, но до определённого момента)! А ведь Халхин-Гол был в 1939 году! Найдите книгу "БРОНЯ НА КОЛЁСАХ" и почерпнёте много нового!
                1. rjxtufh 8 ноября 2016 18:21
                  Цитата: hohol95
                  И ни одного танка и бронемашины во время Великой Отечественной Войны!

                  Это не было их "работой". Мне часто вообще непонятно, что было их "работой". Зачем они такие были нужны. Они ведь полноприводными не были, с шоссе им съезжать было опасно.
                  Ну, а раз на шоссе, тогда в ПВО. В охрану этих шоссе от немецкой авиации. Вот теми самыми пулеметами.
                  Цитата: hohol95
                  За счёт 45-ки наши БА-3/БА-11 могли бороться из засады с бронецелями до 1942 года!

                  Не фантазируйте. Могла, но только теоретически. И только летом. В другое время года уверено передвигаться они могли только по шоссе.
                  Цитата: hohol95
                  И использовались на Ленинградском направлении до 1945 года!

                  Вот в том-то и беда.
                  Цитата: hohol95
                  И в 1945 году японцы им мало что могли противопоставить

                  И здесь не фантазируйте.
                  Цитата: hohol95
                  Найдите книгу "БРОНЯ НА КОЛЁСАХ" и почерпнёте много нового!

                  Не думаю. Хотя книгу я не читал. Но предполагаю, что там стандартный набор советских баек. О том, что летом вентилятор гораздо круче кондиционера.
                  1. hohol95 8 ноября 2016 20:36
                    Вы, как автор памятников ПИСЬМА - КНИГУ НЕ ЧИТАЛ, НО ОСУЖДАЮ! Не либерализм вы себя ведёт! К чужому мнению не прислушиваетесь! Как британцы делили технику свою - ТАК ВЫ И ДЛЯ ТЕХНИКИ ДРУГИХ СТРАН БРИТАНСКУЮ ГРАДАЦИЮ ЛЕПИТЕ! А что могли противопоставить японцы в плане ПТО? В 1939 году у ни была 37мм пто пушки и 75 мм полевые! А в 1945? Напомните мне! У них были 88мм, или 128мм или 75мм с длиной ствола калибров 50?
                    1. rjxtufh 8 ноября 2016 21:36
                      Цитата: hohol95
                      Как британцы делили технику свою - ТАК ВЫ И ДЛЯ ТЕХНИКИ ДРУГИХ СТРАН БРИТАНСКУЮ ГРАДАЦИЮ ЛЕПИТЕ!

                      Например танковую?
                      Напомнить, когда британцы от старой структуры отказались?
                      Цитата: hohol95
                      А что могли противопоставить японцы в плане ПТО?

                      37-мм пуки ПТО этим "монстрам" вполне затало. Броня-то у них была противопульная.
                      Против авиационных пуль, снарядов и осколков, в самый раз. Против 37-мм пушки ПТО, кранты. Поэтому и предлагал определить БА в мобильные ПВО.
                      Вот, как на фото.
                      1. hohol95 8 ноября 2016 23:03
                        Ниша советские БА - РАЗВЕДКА, ПОДДЕРЖКА СВЯЗИ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ И ОХРАНЕНИЕ! Да бросали их в 1941 в лобовое по танковому! Броня и у иностранных БА была не противоснорядной!
                      2. rjxtufh 9 ноября 2016 00:41
                        Вы вообще то, что я вам пишу читаете?
                  2. hohol95 8 ноября 2016 23:20
                    "Не читал, но осуждаю — изначально, фраза анонимного члена Союза Писателей СССР, сказанная в отношении Б. Л. Пастернака."
                    Так и вы о книге Коломийца М. В. "Броня на колёсах" - НЕ ЧИТАЛИ, НО ОСУЖДАЕТЕ "БАЙКИ"!
                    "В 5.00 22 июня 1941 года командир танкового полка 5-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса полковник Богданов поставил задачу на проведение разведки взводу из 6 бронемашин БА-10 старшего лейтенанта Суровцева. Машины вышли из расположения части в 6.25. При подходе к местечку Л. командир взвода организовал в лесу, по обе стороны от шоссе, засаду. Машины замаскированы так, что с расстояния 200 метров их было трудно заметить.
                    В 10.00 показалось до взвода немецких мотоциклистов, которые были уничтожены огнем БА-10 с дистанции 200-300 м. Через 40 минут на дороге показался легкий танк, двигавшийся с большой скоростью. Командир одной из бронемашин первым же выстрелом из орудия поджег его. Спустя 7 минут к засаде приблизились еще два танка, которые также были уничтожены огнем БА-10. Десятью минутами позже к месту, где стояли подбитые танки и мотоциклы, подошла колонна из 15 танков и мотоциклистов. Своим внезапным огнем БА-10 вывели из строя 3 танка и большое количество мотоциклов, чем вынудили остальные немецкие машины повернуть обратно. С подходом к местечку Л. главных сил 7-й танковой дивизии 39-го танкового корпуса немцев взвод старшего лейтенанта Суровцева отошел к своим. Таким образом, в результате грамотно организованной засады 6 бронемашин БА-10 подбили и уничтожили 6 немецких танков и большое количество мотоциклов."
                2. faiver 10 ноября 2016 20:19
                  А на какие БА у нас ставился ДШК? когда ДШК успел побывать в испании? и кто сказал что за все время ВОВ с помощью ДШК не вывели из строя ни одной единицы бронетехники?
                  а по части вооружения БА зенитным вооружением согласен с кочегаром, толку и пользы от нескольких тысяч средних БА было бы куда больше...
                  1. hohol95 14 ноября 2016 16:45
                    Почитайте на досуге книгу Коломийца М. В. "Броня на колёсах" !
                    С ДК (до модернизации Шпитальным) хотели выпускать предвестника БА-10 - БА-6М (к перевооружению на ДК планировали и БТ-5), но ДК на них не хватило - трудности с производством! А применение ШКАС или спаренных ДТ планировали на ПБ-4 или ПБ-7 (плавающие машины), но они в серию не пошли из-за многочисленных недостатков!!! Со спаренными ДА-2 были только БТ-2!
                  2. hohol95 14 ноября 2016 16:55
                    Во так воевал танк Т-40 вооружённый ДШК:
                    "29 июня (1941 год) в 8.40, доставляя приказ наштаполка, на опушке леса северо- восточнее с.Баюны, взвод тов. Житарева столкнулся с группой немецких танков и пехоты, прорвавшихся с юго-востока. Используя малые размеры своих танков, тов. Житарев произвел смелую атаку спешно окапывающейся группы немецкой пехоты и расчета артиллерийского орудия, рассеяв их по окрестностям пулеметным огнем своих трех танков с трех направлений. После чего взвод подвергся нападению двух немецких пулеметных танкеток, открывших массированный огонь из засады, прикрывая беспорядочный отход собственной пехоты. Тов. Житарев принял бой, и в течение приблизительно 15-20 минут, маневрируя, вел безуспешный обстрел немецких танкеток из пулеметов своих танков, получая в ответ такие же бесполезные удары немецких пуль. Видя тщетность таких попыток, тов. Житарев принял решение использовать трофейную противотанковую пушку, развернув ее в сторону противника и произвел из нее 10-12 выстрелов. Один из снарядов пробил борт немецкой головной танкетки под башней и поджег ее. Оба немецких танкиста сгорели внутри. Вторая танкетка, используя дымовую завесу, скрылась в южном направлении. С нашей стороны потерь не было».
      2. hohol95 8 ноября 2016 08:30
        И крюки (рымы) для буксировки на наших БА были ниже, а на таком уровне стоял сигнал клаксона!
    2. hohol95 8 ноября 2016 08:50
      И на советских БА не было такого характерного "выноса под "яблоко" курсового пулемёта.
  10. кудесник 7 ноября 2016 20:33
    танк не впечатлил. уж очень похож на рено-логан с задними дверями от ЗИЛа. ну не законодатели танковой моды французы. fellow
  11. Mushroom 7 ноября 2016 20:42
    управлении-говорят быстро приехали и забрали куда то видимо в Москву-из за интересной брони-ее вязкости - утащили пыром.я же нашел там в лесу случайно броне-лист разорванный как фольгу и уходящий с поверхности под землю-видимо это часть лобового какого то листа-около 60 мм в толщину-порванный как лист бумаги-видно взорвался боекомплект или танк угодил на фугас-смотрел на эту сталь ржавую-думал все как можно так бахнуть чтоб разорвать вот такой вот лист!!!-Остальное видно растащили на металолом мужики из близлежащей деревни...
  12. Комментарий был удален.
Картина дня