Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Каронимика — это наука (от греческого "КАРАБОС" — корабль, "ОНОМА" — имя). Первоначально термин звучал как «карабонимика», но впоследствии было принято более благозвучное название. Каронимика изучает историю и происхождение корабельных названий, показывает истоки именования судов, традиции и системы наименований на флотах.

Основные традиции и принципы наименования кораблей русского военно-морского флота были заложены его создателем — Петром Первым. К началу 20 века эти традиции сложились в определенную систему номинации: подбор названий кораблей в соответствии с его классом, назначением, боевыми и мореходными качествами.

Именно Петр Великий закрепил законом, что выбор имен военных кораблей является исключительной привилегией главы государства.

Первым русским венным кораблем принято считать 22-пушечный трехмачтовый галиот, построенный в 1669 г. на Оке. Указ царя Алексея Михайловича гласил: "Кораблю, который в селе Дединове сделан… прозвание дать "Орлом". Поставить на носу и корме по орлу, и на знаменах… нашивать орлы же".

«Орел» — первое корабельное имя в отечественном военно-морском флоте. Орел же был и сегодня снова есть геральдический символ государства российского, изображался на государственном гербе, на первых морских флагах.

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

"Орел" картины художника Маслакова.

То, что Петр Первый взял на себя разработку правил именования судов и кораблей, вопросов не вызывает. После своей первой заграничной командировки, где он познакомился с иностранной системой геральдики, Петр начал революционную работу не только по созданию флота российского, но и по составлению его геральдики, в которую входило не только имя корабля, но и герб, и девиз.

Можно сказать, что государь император даже несколько увлекся эмблемами, символами и аллегориями. Что сказалось на именах кораблей того времени. Чтобы понять, что имел в виду автор имени корабля, иной раз необходимо было понимать и знать суть девиза. Например, корабль "Бомба" имел девиз "Горе тому, кому достанусь", "Черепаха" — "Терпением увидишь делу окончанье", "Три рюмки" — "Держи во всех делах меру".

«Три рюмки», наверное, самый эпичный по названию русский корабль…

Так как основой для российской каронимики стала книга "Символы и эмблематы", выпущенная в Амстердаме в 1705 году, то многие вещи и принципы Петр просто позаимствовал оттуда. Книга была издана на русском языке по специальному заказу «плотника Алексеева». Она содержала более восьми сотен рисунков с девизами и краткими аннотациями, разъяснявшими систему символико-аллегорических элементов.

Не стоит, наверное, удивляться тому, что первый линейный корабль построенный в Воронеже получил не простое имя. «Гото Предистинация» («Божье предзнаменование») являло собой смесь латыни и немецкого.

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого


Тем не менее, начало массовому строительству кораблей и именованию оных было положено.

А там, где есть массовость, рано или поздно появляется система.

Система именования российских кораблей стала принимать конкретные очертания к 1720-1730 годам, когда Петр Первый приступил к созданию Балтийского флота.

Естественно, много кораблей получали имена религиозного содержания. «Двенадцать апостолов», «Гавриил», «Ягудиил», «Архангел Михаил», «Богоявление господне», «Три иерарха», «Святой Павел», «Святое пророчество».

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Линейный корабль "Три святителя"

Участник средиземноморской эскадры адмирала Сенявина, флаг-офицер Свиньин в своих дневниках писал так:

"Никогда так не поражает странность имен некоторых наших кораблей, как при ответах капитанов, когда опрашиваемы они бывают ночью часовыми. На вопрос "Кто идет?" капитан должен назвать имя своего корабля, и потому как странно слышать, что идет "Святая Елена", "Зачатие Святой Анны"…

Конечно, сегодня такой практики нет, и нет давно. Но думаю, что имена вроде «50 лет шефства комсомола", "Имени XXVI съезда КПСС", "Имени 70 лет ВЧК КГБ" звучали бы ничуть не страннее «Трех иерархов».

Помимо религии, имена кораблей увековечивали победы русского оружия. Так, уже в 1710-х годах появились «Азов», «Полтава», «Лесное», «Гангут». Эта традиция продолжится до конца империи и (к счастью) переживет ее.

В 1703 г. на петербургских верфях строились фрегаты "Петербург", "Кроншлот", "Дерпт", "Нарва". Далее были "Рига", "Выборг", "Пернов", "Ингерманланд", "Москва", "Астрахань", "Дербент". За исключением «Москвы» все корабли олицетворяли собой победы русского государства и приобретение новых территорий, либо возвращение утраченных.

Одна из главных традиций каронимики, заложенная Петром Великим, — это преемственность корабельных названий, особенно тех из них, которые заслужили это право в боях.

На Балтике повторялись имена периода Азовской флотилии — "Лизет", "Мункер", "Дегас", "Фалк", "Луск" ("Рысь"), "Фалк" ("Сокол"), "Елифант" ("Слон"). Там же, в составе Балтийского флота, до 1725 г. дважды повторились "Нарва", "Выборг", "Шлиссельбург".

Время — главный и самый страшный враг деревянных кораблей. Порой гниль в спокойное мирное время была более эффективна, чем огонь любого сражения. И корабли, естественно, умирали. Но имена не забывались, продолжали жить.

После смерти Петра Великого заложенные им традиции и данные им указания выполнялись исправно. так, в конце 1729г. Адмиралтейств-коллегия писала:

"Корабль "Штандарт" хотя оный именем… императорского величества указом для памяти велено было хранить, но за гнилостью никак в хранение содержать его не можно, …вместо оного "Штандарта" для памяти того имени, такой… сделать новый".

Из Указа Адмиралтейств-коллегии, ноябрь 1929 года.

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

"Штандарт" в наши дни

Петровская практика передачи имен кораблей от одного поколения к другому, привела к образованию династии — цепочек "одноименцев".

За все время существования русского флота больше других повторялись следующие названия:

"Надежда" — 22
"Москва" — 18
"Нарва" — 14
"Меркурий" — 11
"Выборг" — 10
"Полтава", "Самсон" — 8
"Не тронь меня", "Азов" — 7
"Ингерманланд" — 6
"Штандарт" и "Гангут" — 5

Некоторые имена до сих пор живы, перейдя из российского императорского флота через советский ВМФ снова в российский.

Заслугой Петра Первого, помимо создания флота (то есть величайшая заслуга), стало и формирование определенной системы каронимики.

Линейным кораблям и фрегатам, давались названия в честь мест, где русские войска и флот одерживали победы, городов и земель, а также святых.

Корабли среднего класса крестились именами святых или какими-либо аллегорическими именами.

Гребные и парусно-гребные суда, скампавеи, галеры, прамы носили названия птиц, рыб, зверей, а также рек.

Увеличивался флот, появлялись суда различных назначений, и каронимика приобретала новое содержание.

После смерти Петра традиции именования кораблей тоже претерпели изменения. Петровские «загибы» и иностранные имена в основном исчезли, наиболее часто применялись имена святых и славянских князей («Владимир», «Святослав», «Ярослав», «Всеволод»).

В качестве имен фрегатов появляются прилагательные («Твердый», «Храбрый», «Стойкий»).

Отдельной главой стали имена дома Романовых: 110-ти пушечный корабль «Петр I и II», «Принцесса Анна», «Слава Екатерины». «Слава Екатерины», правда, просуществовала недолго. По личной просьбе самой императрицы ее переименовали в «Преображение Господне». Были два «Графа Орлова» (1770 и 1791).

После войны 1812 года к именам побед на бортах кораблей русского флота, на короткое время добавились новые: «Париж», «Фершампенуаз», «Лейпциг», «Кульм», «Красной». Примерно к середине 19 века начали забываться петровские победы — например, «Лесное» и «Фридрихштадт».

А в начале 19 века в именах впервые появились признаки серийности. — например, три «богини»: фрегаты «Аврора», «Паллада» и «Диана».

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Фрегат "Паллада" картина художника Боголюбова

В середине века среди имен фрегатов и корветов утверждаются разнообразные «Варяги», «Витязи», «Осляби» и «Пересветы», будущие крейсеры и броненосцы.

Забавно, но уже тогда политика начала проникать и в мир кораблей. Был такой линейный корабль Черноморского флота «Султан Махмуд» (1837), названный в честь турецкого монарха и в ознаменование заключения Адрианопольского мира 1829 года.

В русском флоте было несколько каронимов, перешедших от трофейных кораблей. Наиболее известен «Ретвизан». Это имя (в переводе «Справедливость») носил шведский линейный корабль, захваченный в ходе Выборгского сражения 1790 года и включенный в состав русского флота.

Впоследствии его получили еще два парусных (1818 и 1839) и один винтовой (1855) линейные корабли. Наиболее известен последний носитель этого имени — эскадренный броненосец американской постройки (1901), погибший при обороне Порт-Артура.

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого


Два имени не просто произвольно возобновлялись из поколения в поколение, а официально передавались вместе с Георгиевскими флагами, выстраивая схему преемственности.

«Азов», названный в честь одной из петровских побед, получило второе рождение после Наваринского сражения 1827 года. Отличившийся в нем линейный корабль с этим именем дал флоту новое сочетание: «Память Азова». Так стали называть корабли, которым переходил Георгиевский флаг «Азова». Это были два парусных линейных корабля (1831 и 1848) и броненосный крейсер (1890).

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого


Два года спустя, в 1829 году, бриг «Меркурий» отличился в сражении с двумя турецкими линейными кораблями и тоже получил Георгиевский флаг. Так получилось второе почетное имя, переходящее вместе с флагом: «Память Меркурия». Его носили корвет (1865), парусно-винтовой крейсер (1883), а с 1907 года так именовали бронепалубный крейсер «Кагул». В 1965-1995 годах на Черноморском флоте СССР служило малое гидрографическое судно «Память Меркурия» (продано частному владельцу, затонуло неподалеку от Севастополя в 2001-м).

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого


Последней вехой в российской императорской каронимике стал 1917 год. Но о последовавших временах стоит рассказать отдельно.

К тому времени флот уже создал более-менее стройную, хотя и не лишенную исключений систему наименования кораблей. Она сочетала в себе вертикальную традицию передачи исторических имен с горизонтальным разделением между классами кораблей, а также интенсивно развивалась, изобретая каронимы для кораблей новых классов.

Линейные корабли (броненосцы и дредноуты) именовались:

— в честь монархов правящего дома (от «Петра Великого» до «Императрицы Марии»);

— группой религиозных каронимов («Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Георгий Победоносец», «Двенадцать апостолов», «Три святителя», «Сисой Великий», «Андрей Первозванный»);

— в честь побед России («Полтава», «Чесма», «Гангут», «Петропавловск», «Бородино», «Наварин», «Севастополь»).

Исключения составляли традиционные имена вроде «Слава», «Победа», «Орел» и относящийся к символам монархии «Цесаревич».

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Линейный корабль "Императрица Мария"

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Броненосец "Чесма"

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Броненосец "Полтава"

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Броненосец "Слава"

Новый крейсерский класс потребовал и новых имен и правил.

1. Крейсеры забрали себе всю характерную доимперскую и легендарную каронимику: «Варяг», «Рюрик», «Аскольд», «Олег», «Богатырь», «Рында», «Светлана», «Витязь», «Баян», «Новик», «Боярин», «Громобой», а также «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах».

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Крейсер "Баян"

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Крейсер "Богатырь"

Исключение составили «Ослябя» и «Пересвет», которые были броненосцами.

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Броненосец "Ослябя"

2. Крейсерами же были освоены «адмиральские» имена. Это выразилось в серии легких крейсеров, названных в честь Нахимова, Корнилова, Спиридова, Грейга. Традиция эта была сравнительно молодой: первые «адмиралы» (в виде броненосных фрегатов) появились на флоте только в 1860-х годах.

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Броненосный крейсер "Нахимов"

3. Была сохранена оригинальная серия «богинь»: после 1905 года построили новую «Палладу» взамен погибшей в Порт-Артуре, а вернувшиеся с войны «Аврора» и «Диана» продолжили службу.

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Крейсер "Диана"

4. Легкие крейсеры 2 ранга стали именовать по названиям драгоценных камней («Жемчуг», «Изумруд», «Алмаз»).

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Легкий бронепалубный крейсер "Жемчуг"

В виде исключения крейсеры называли в честь побед — «Очаков» и «Кагул», они же «Кагул» и «Память Меркурия» после Севастопольского восстания 1905 года.

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Бронепалубный крейсер II ранга «Новик»

Эсминцы и миноносцы.

Миноносцы в основном именовались прилагательными, но оттянули на себя и имена прославленных офицеров флота: «Капитан Изыльметьев», «Лейтенант Пущин», «Инженер-механик Зверев».

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Миноносец "Лейтенант Пущин"

Малые миноносцы, помимо разного рода «Донских казаков» и «Сибирских стрелков», собрали имена национальных меньшинств империи («Финн», «Трухменец») и переняли от клиперов середины 19 века имена вроде «Всадник» и «Гайдамак».

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Миноносец "Финн"

Явным исключением стал миноносец принципиально нового типа, восходящий к крупным минным крейсерам и получивший потому крейсерское имя «Новик». Но «Новики» по своим характеристикам были уже иным классом, классом эскадренных миноносцев.

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Эскадренный миноносец типа "Новик"

Канонерские лодки и вспомогательные корабли.

Мир канонерских лодок, как и мир их именбыл обширен. Прилагательные, национальные меньшинства («Гиляк», «Кореец», «Хивинец»), животный мир («Бобр», «Сивуч») или погодные явления («Шторм», «Вьюга»).

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Канонерская лодка "Кореец"

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Канонерская лодка "Сивуч"

Во второй половине 19 века была построена серия броненосных лодок с оригинальными мифологическими именами («Перун», «Вещун», «Колдун», «Русалка», «Чародейка»). Имели место даже конфликты с церковью, отказавшей в церемонии официального крещения кораблям с языческими именами.

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Канонерская лодка "Русалка"

Минные заградители именовались в честь российских рек («Амур», «Енисей», «Аргунь»).

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Минный заградитель "Енисей"

Последними свою систему именования получили подводные лодки. Субмарины главным образом именовались рыбами и морскими гадами. Более поздние подлодки типа «Барс» заложили еще одну традицию — по именам хищных зверей. Она будет частично восстановлена на российском флоте после 1992 года.
Единственным крупным исключением стала «шефская» субмарина «Фельдмаршал граф Шереметьев», построенная на деньги рода Шереметьевых.

Систематичность присвоения имен в сериях в целом все же хромала. Ровные серии (например, однотипные броненосцы «Полтава», «Севастополь», «Петропавловск», наследовавшие им одноименные дредноуты или линейные крейсеры типа «Измаил») сменялись совершеннейшим винегретом.

Отличным примером являются пять однотипных броненосцев: «Бородино», «Князь Суворов», «Орел», «Император Александр III» и «Слава».

В малых сериях «Император Павел I» мог соседствовать с «Андреем Первозванным», а стандартный «Адмирал Макаров» — с той самой «Палладой» и «Баяном».

Проанализировав каронимы Российского императорского флота, можно сделать следующие выводы.

Флот не имел привычки обвешиваться многосоставными наименованиями, более характерными для позднесоветского периода.

Так, «адмиральские» серии крейсеров обозначали не воинское звание, а принадлежность к касте флотоводцев. Именно «адмиральские», а не «маршальские» или «генеральские». Исключение за все время существования российского императорского флота было сделано только для Суворова.

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Броненосец "Суворов"

Забавно, но «захапав» для именования кораблей названия сухопутных побед, флот, не пускал на борта имена армейских военачальников. Отечественная война 1812 года дала имя броненосцу «Бородино». И все.

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Броненосец "Бородино"

Правители допетровского периода популярностью во флоте под конец существования империи не пользовались. Исключением были разве что «Дмитрий Донской», «Олег» и «Владимир Мономах», а «Александр Невский», наоборот, исчез.

Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого

Крейсер "Олег"

Какой бы ни была, точной или неточной, каронимическая система Российского императорского флота, она была полностью разрушена двумя революциями. Но стоит заметить, что советская послевоенная система каронимики в процессе развития восстановила часть имперской традиции именования.
Автор: Роман Скоморохов
Первоисточник: http://www.kalanov.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 41

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Ретвизан 7 ноября 2016 15:39
    У России очень конфликтная преемственность(времена такие были и будут).
    И очень характерны взлеты и падения. Флот и имена кораблей отражают бурную историю самой страны.
    1. Котище 7 ноября 2016 20:48
      Спасибо Автору и Вам уважаемые коллеги за коментарии! Пробежался и всем поставил "+".
      Единственно дополню, что ряд кораблей после поражения в Русско-Японской войны строилось на добровольные пожетвования населения Российской Империи, в связи с чем названия присваивал не император Николай II, а члены фонда Комитета по усилению флота. Откуда и взялись наименования сословий и народов России. К примеру: Эсминцы "Войсковой" - названый в честь солдат и офицеров армии собравших 350 тысяч рублей, "Донской казак"- 900 тысяч рублей, "Забайкалец" - 500 000, "Туркменец-Ставропольский" -330 000, "Финн" - 333 297 и др. Обособленно стоят "Эмир Бухарский" в честь Абдулахада эмира Бухары, который пожертвовал 1 миллион рублей, "Украина" по желанию помещика Орлова-Денисова со взносом в 400 000 и "Доброволец" в честь остальных меценатов.
      Из генералов в Российской Империи был удостоин чести 'наименовнием кораблем посмертно' "Генерал Кондратенко", герой обороны Порт-Артура.
      Кроме того, были серии в честь континентов "Европа", "Азия" и "Африка", в честь рек "Двина", "Десна", "Исеть", островов "Занте", "Левкас", "Цериго", "Стирсуден", города "Выборг", "Измаил" и "Анапа".
      Но моя самая сокровенная мечта увидеть в современном флоте России корабль с гордым именем "Не тронь меня"!
  2. Alex_59 7 ноября 2016 15:49
    Но стоит заметить, что советская послевоенная система каронимики в процессе развития восстановила часть имперской традиции именования.
    А в наши дни, снова разброд и шатания. Лодки проекта 971 переименовали из традиционных "рыб" в города. Ракетный крейсер "Слава" - в "Москву". Сторожевики именуются то адмиралами (11356, 22350), то миноносными прилагательными (20380). А ведь адмиралами именовали только БПК и крейсера, а СКР в советское время унаследовали миноносную традицию имен. Интересно, если мы доберемся до постройки собственных эсминцев или крейсеров, какие им имена давать будем, если адмиральские все уйдут на СКР? А еще пойдут СКР проекта 22160, вообще непонятно в честь кого даются имена. Имена "плохой погоды" вроде снова стали давать МРК. А исторических имен вроде "Азов", "Чесма", "Синоп" - вообще нет. Тральщики всегда были номерными, а теперь им тоже имена стали давать, видимо понимая, что будет штучный товар, не построим мы столько тральщиков, сколько в СССР делали - можно и имена присваивать.
    1. Alexey RA 7 ноября 2016 18:50
      Цитата: Alex_59
      Ракетный крейсер "Слава" - в "Москву".

      Хе-хе-хе... сразу вспомнился КРЛ "Молотов", переименованный в "Славу" после известного разоблачения антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова. Был Вячеславом, а стал просто Славой.
      Цитата: Alex_59
      Сторожевики именуются то адмиралами (11356, 22350), то миноносными прилагательными (20380).

      А это как раз нормально. Ибо 11356 и 22350 уже приблизились к большим БПК (и ЭМ), типа тех же 1155 ("адмиральско-маршальским"). А для 20380 названия от пр.1135 - в самый раз.
      Цитата: Alex_59
      А ведь адмиралами именовали только БПК и крейсера, а СКР в советское время унаследовали миноносную традицию имен.

      11356 и 20380 с их ЗРК и УВП под КР в класс "сторожевых кораблей" уже как-то не влезают.
      Цитата: Alex_59
      А исторических имен вроде "Азов", "Чесма", "Синоп" - вообще нет.

      Может ждут новых ЭМ?
      1. Alex_59 8 ноября 2016 07:08
        Цитата: Alexey RA
        11356 и 20380 с их ЗРК и УВП под КР в класс "сторожевых кораблей" уже как-то не влезают.

        СКР - это по нашему, а по "ихнему" - фрегат. 11356, 20350 и 20380 - это все корабли одного класса - фрегаты. 20380 корветом обозвали по недоразумению. Нигде в мире корабли с такими возможностями и размерами корветами не считаются.
        Цитата: Alexey RA
        Может ждут новых ЭМ?

        Ну разве только так.
    2. altman 8 ноября 2016 18:30
      Про тральщики и небольшие корабли. Пусть носят имена достойных героев Великой Отечественной войны. По моему мнению каждый корабль должен иметь имя, а не буквы и цифры. Мало ли героев катерников, подводников. Пусть их имена и носят небольшие корабли. Пусть их имена и дальше звучат, не только в книгах по истории.
  3. Евдоким 7 ноября 2016 16:01
    Очень интересно было читать, жду продолжения.
  4. паниковский 7 ноября 2016 16:31
    Очень хорошая статья, спасибо автору-Николаю Александровичу Каланову. Ну и Роме Скоморохову спасибо, за то, что нарыл и опубликовал на сайте.
  5. svp67 7 ноября 2016 17:13
    Помнится у Леонида Соболева был рассказ про тральщик "Сахар", особо интересно и смешно было читать, как он это имя получил. Цельна комиссия почти день заседала.
    1. Андрей из Челябинска 7 ноября 2016 18:34
      Цитата: svp67
      Помнится у Леонида Соболева был рассказ про тральщик "Сахар"

      Очаровательный (но вполне реальный) военно-морской анекдот: во времена ПМВ англичане строили много тральщиков, в том числе было два однотипных с именами "Зулус" и "Нубиец". И надо же было такому случиться, что у одного из них взрывом оторвало корму, а другому - нос.... Предприимчивые британцы, недолго думая, "срастили" их друг с другом. Получившийся корабль назвали "Зубиец" laughing
      Вроде как абсолютная правда:)))
      1. dmmyak40 8 ноября 2016 02:21
        Боюсь ошибиться, но Вильсон в своей книге упоминает эсминцы "Зулу" и "Нубиен" . В результате давшие "Зубиен".
      2. Alexey RA 8 ноября 2016 10:47
        Можно вспомнить отечественный ЭМ "Володарский", к которому на флоте приклеилась кличка "Орфодарский": после столкновения 06.09.1929 г. с ЭМ "Войков" "Володарскому" пришлось "пришивать" носовую часть от ЭМ "Орфей".
  6. Андрей из Челябинска 7 ноября 2016 17:16
    Очень интересна статья
    Исключение составили «Ослябя» и «Пересвет», которые были броненосцами.

    Просто были изрядные колебания в том, к какому классу их причислить. Например Крестьянинов с Молодцовым пишут, что
    "24 июля 1895 г чертежи были представлены императору Николаю 2, который разрешил постройку "двух броненосных крейсеров по 12 674 т"

    Таким образом, запросто может быть так, что в период выбора имени эти корабли еще числились в крейсерах:)
    1. rjxtufh 7 ноября 2016 22:27
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Например Крестьянинов с Молодцовым пишут, что
      "24 июля 1895 г чертежи были представлены императору Николаю 2, который разрешил постройку "двух броненосных крейсеров по 12 674 т"

      Раньше вы просто виляли, как уж на сковородке. А теперь банально врете. Вот вам скрин из Крестьянинова с Молодцовым:

      Ясно написано, что Николай 2 разрешил строить броненосцы "по типу французского Шарлемань". При этом французкие броненосцы типа Шарлемань были эскадренными броненосцами. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Charlemagne_%28189
      5%29)
      Ни о каких "двух броненосных крейсерах" речь там не шла.
      1. Андрей из Челябинска 8 ноября 2016 10:53
        Знаете, rjxtufh, Вы мне уже почти нравитесь. Знаете, в чем Ваша принципиальная ошибка? Вы своих собеседников меряете по себе. Вы сплошь и рядом выдаете собственные измышлизмы за исторические факты, и потому Вам кажется, что также поступают и остальные.
        Цитата: rjxtufh
        Раньше вы просто виляли, как уж на сковородке. А теперь банально врете.

        Нюанс в том, что я никогда не вру в обсуждениях дел давно минувших дней. Ошибаться - да, случается, а вот врать - никогда. И если бы Вы это были в состоянии понять, то не сели бы так смачно в лужу, как Вы это сделали только что.
        Вы ПРАВИЛЬНО цитируете Крестьянинова и Молодцова. Один нюанс - Вы цитируете их монографию "Эскадренные броненосцы типа "Пересвет"", опубликованную в Мидель-шпангоуте №12бис от 2007 г. И Вам невдомек, что Крестьянинов и Молодцов с тех пор опубликовали издание улучшенное и дополненное - книгу "Броненосцы типа "Пересвет". "Богатырская трагедия"" изданное в 2013 году,

        а там говорится следующее:

        В общем, rjxtufh, я конечно понимаю, что Вы - не читатель, Вы - писатель, но шли бы Вы уже... матчасть учить.
        1. rjxtufh 8 ноября 2016 14:05
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Знаете, rjxtufh, Вы мне уже почти нравитесь.

          Я живу этим. Только мысль о достижении такого светлого будущего еще держит меня на этом свете.
          Чихать я хотел на ваше мнение обо мне, проще говоря.
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Вы сплошь и рядом выдаете собственные измышлизмы за исторические факты, и потому Вам кажется, что также поступают и остальные.

          Ой, да. сплошные измышлизмы. Ой, выдаю.
          Но у вас проблемка. Вы мои "измышлизмы" ничем опровергнуть не можете. Ну, нет у вас ничего для этого. А я вас на ваших "фактах" ловлю с завидной регулярностью. Вот хотя бы в вашей серии старей о пересветах.
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Нюанс в том, что я никогда не вру в обсуждениях дел давно минувших дней.

          Вот сейчас я просто смеюсь, как ребенок.
          Цитата: Андрей из Челябинска
          издание улучшенное и дополненное

          Ага. Значит уже не смеюсь и беру свои слова назад. С извинениями.
          Что касается Молодцова и Крестьянинова, то впредь предлагаю мне ссылки на их "работы" не приводить. Не заслуживают доверия.
          Цитата: Андрей из Челябинска
          но шли бы Вы уже... матчасть учить.

          Какую? Вся, какая была и мне интересна, мною изучена. А до уровня "изобретателя фактов" я еще пока не дошел.
          1. Андрей из Челябинска 8 ноября 2016 17:19
            Цитата: rjxtufh
            Ага. Значит уже не смеюсь и беру свои слова назад. С извинениями.

            Ну, хоть в кои-то веки что-то путное сказали....
            Остальное, увы, как всегда.
            1. rjxtufh 8 ноября 2016 18:08
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Остальное, увы, как всегда.

              А что должно быть НЕ как всегда? Что изменилось то?
              Как не были пересветы броненосцами-крейсерами, а были ЭБР 2 класса (в России просто ЭБР). Так и были ими. А что там пишут на эту тему Молодцов с Крестьяниновым, так это сейчас уже никому не интересно.
          2. паниковский 9 ноября 2016 20:11
            Цитата: rjxtufh
            Чихать я хотел на ваше мнение обо мне, проще говоря.

            Дядя, если вам чихать на мнение тех, с кем приходите общаться, то зачем вам этот сайт?
            1. rjxtufh 9 ноября 2016 21:58
              Цитата: паниковский
              если вам чихать на мнение тех, с кем приходите общаться

              Далеко не на всех. Только лишь на избранных. Крайне небольшое количество.
        2. rjxtufh 8 ноября 2016 15:39
          Цитата: Андрей из Челябинска
          а там говорится следующее:

          Кстати, в приведенном вами скрине имеется противоречие. Авторы начинают с того, что Балтийский завод представил МТК прокт броненосца по типу французского Шарлемань. А Шарлемань был эскадренным броненосцев. А потом вдруг неожиданно откуда-то возникают чертежи "двух броненосных крейсеров по 12674 т", которые подписал Николай II.
          Не логично. Скрин, приведенный мною выше, куда логичнее.
          Ну, а дальше (подчеркнута ниже) обычная сплетня "для интереса публики". Она неофициальная поэтому никакого интереса из себя не представляет.
          Про расход угля на скринах откровенный бред. Хотя, возможно так в МТК и считали. Уровень "профессионализма" там был еще тот.
      2. Alexey RA 8 ноября 2016 11:02
        Цитата: rjxtufh
        Ясно написано, что Николай 2 разрешил строить броненосцы "по типу французского Шарлемань".

        Хе-хе-хе... а если не обрезать цитируемый Вами абзац, то в его последнем предложении говорится::
        Интересно, что в ряде документов МТК 1895 года эти корабли именовались «трехвинтовыми стальными броненосны­ми крейсерами в 12 674 т».
        © В.Я.Крестьянинов, С. В. Молодцов. Броненосцы типа "Пересвет".
        Как в старые добрые "цусимские" времена - когда в споре сторон, отстаивавших две противоположные точки зрения, в качестве доказательств шли ссылки на один и тот же источник. smile
        1. rjxtufh 8 ноября 2016 14:08
          Цитата: Alexey RA
          то в его последнем предложении говорится::
          Интересно, что в ряде документов МТК 1895 года эти корабли именовались «трехвинтовыми стальными броненосны­ми крейсерами в 12 674 т».
          © В.Я.Крестьянинов, С. В. Молодцов. Броненосцы типа "Пересвет".

          Это не более, чем слухи. Кто-то где-то что-то и чем-то назвал. Это совершенно не имеет значения. Важно то, что Николай II разрешил строить броненосец по типа французского Шарлеман.
  7. kumaxa 7 ноября 2016 17:22
    такие названия кораблей перечислены. вроде все погибшие корабли при цусиме и порт-артуре ! я книжку читал и статьи в тм на эту тему. имена кораблей приведенные в статье взбудоражили память от прочитанных книг!спс за фотоматерьялы.
  8. BAI 7 ноября 2016 17:29
    Как корабль назовете. так он и поплывет.
    BAI
  9. рюрикович 7 ноября 2016 18:20
    Плюс. Познавательно для тех, кто не в теме,но интересуется yes
    Есть одна неточность: если уж упоминать переходящие имена, то изображенные на фотографиях броненосцы "Полтава" и "Чесма" являются одним и тем же кораблём. Первоначально броненосец носил имя "Полтава",с этим именем он оказался затоплен в Порт-Артуре,поднят японцами,отремонтирован и аж до 1916 года ходил под именем "Танго". После чего в силу нехватки кораблей в российском флоте и ненужности в силу старости японскому флоту( но получить за хлам деньги желание было) был куплен Россией и получил имя "Чесма". А вместе с ним были куплены назад крейсер "Варяг"(поднятый японцами после приснопамятного боя у Чемульпо и получивший имя "Сойя") и крейсер "Пересвет"(поднятый в том же Порт-Артуре и ставший японским "Сагами"),проектируемый и построенный как броненосец-крейсер,но из-за слабости крейсерских характеристик переведённый в эскадренные броненосцы. hi
    Да, и "Русалка" была не каконерской лодкой, а броненосной лодкой,по сути монитором yes
    ПС А "Полтава" стала "Чесмой",потому что это имя уже носил дредноут типа "Севастополь"
    1. Монархист 7 ноября 2016 20:37
      Погодите,а броненосец"Русалка"которая исчезла в конце19 в -монитор,как Вы говорите,?
      1. рюрикович 7 ноября 2016 21:01
        Да, это и есть та самая броненосная лодка "Русалка". А начинались они с мониторов типа "Ураган",фактически повторявших американские аналоги. Развитие пошло увеличением водоизмещения и количества башен. Так появились двухбашеннае лодка "Смерч", а за ней "Русалка" и "Чародейка",которые были чуть лучше первых мониторов. Уже ставшее нарицательным имя тогда не прижилось в силу своих понятий в русском флоте и эти всё равно низкобортные корабли именовали "броненосными лодками", а в силу низкой мореходности отнесли к кораблям береговой обороны.Так что по сути это были обычные мониторы. Дальнейшим развитием стали уже трёхбашенные фрегаты "Адмирал Лазарев" и "Адмирал Грейг", и по-моему ещё и "Адмирал Спиридов". Они имели ещё большее водоизмещение,лучшую мореходность и мощнейшее вооружение. Но это уже были не низкобортные мониторы, эти могли уже и в более свежую погоду выходить в море
        1. рюрикович 7 ноября 2016 21:08
          Цитата: рюрикович
          и по-моему ещё и "Адмирал Спиридов"

          Извиняюсь, ещё был "Адмирал Чичагов",и он вместе со "Спиридовым" был двухбашенным, а "Лазарев" с "Грейгом" трёхбашенные hi
  10. Alexey RA 7 ноября 2016 18:34
    Забавно, но «захапав» для именования кораблей названия сухопутных побед, флот, не пускал на борта имена армейских военачальников. Отечественная война 1812 года дала имя броненосцу «Бородино». И все.

    Был ещё БРБО "Генерал-Адмирал Апраксин" - будущий "Окиносима".
    1. рюрикович 7 ноября 2016 19:11
      За то в советское время сухопутных начальников хватало вдоволь. Чего стоит серия БПК пр.1134-А и серия БПК пр.1155, где с адмиралами и городами соседствовали "Маршал Тимошенко","Маршал Ворошилов","Маршал Василевский","Маршал Шапошников", а также крейсер Северного флота пр.1164 "Маршал Устинов" soldier
    2. rjxtufh 7 ноября 2016 21:56
      Цитата: Alexey RA
      Был ещё БРБО "Генерал-Адмирал Апраксин"

      А еще броненосец "Потемкин" (с перечислением титулов).
      А еще "Суворов".
      1. Alexey RA 8 ноября 2016 11:14
        Цитата: rjxtufh
        А еще броненосец "Потемкин" (с перечислением титулов).

        "Князь Потёмкин-Таврический". Кстати, Суворова тоже записали как "Князь Суворов", а не как "Генералиссимус Суворов". Не любили на флоте сухопутные звания. smile
  11. Монархист 7 ноября 2016 20:49
    Цитата: Alexey RA
    Цитата: Alex_59
    Ракетный крейсер "Слава" - в "Москву".

    Хе-хе-хе... сразу вспомнился КРЛ "Молотов", переименованный в "Славу" после известного разоблачения антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова. Был Вячеславом, а стал просто Славой.
    Цитата: Alex_59
    Сторожевики именуются то адмиралами (11356, 22350), то миноносными прилагательными (20380).

    А это как раз нормально. Ибо 11356 и 22350 уже приблизились к большим БПК (и ЭМ), типа тех же 1155 ("адмиральско-маршальским"). А для 20380 названия от пр.1135 - в самый раз.
    Цитата: Alex_59
    А ведь адмиралами именовали только БПК и крейсера, а СКР в советское время унаследовали миноносную традицию имен.

    11356 и 20380 с их ЗРК и УВП под КР в класс "сторожевых кораблей" уже как-то не влезают.
    Цитата: Alex_59
    А исторических имен вроде "Азов", "Чесма", "Синоп" - вообще нет.

    Может ждут новых ЭМ?

    Цитата: Alexey RA
    Цитата: Alex_59
    Ракетный крейсер "Слава" - в "Москву".

    Хе-хе-хе... сразу вспомнился КРЛ "Молотов", переименованный в "Славу" после известного разоблачения антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова. Был Вячеславом, а стал просто Славой.
    Цитата: Alex_59
    Сторожевики именуются то адмиралами (11356, 22350), то миноносными прилагательными (20380).

    А это как раз нормально. Ибо 11356 и 22350 уже приблизились к большим БПК (и ЭМ), типа тех же 1155 ("адмиральско-маршальским"). А для 20380 названия от пр.1135 - в самый раз.
    Цитата: Alex_59
    А ведь адмиралами именовали только БПК и крейсера, а СКР в советское время унаследовали миноносную традицию имен.

    11356 и 20380 с их ЗРК и УВП под КР в класс "сторожевых кораблей" уже как-то не влезают.
    Цитата: Alex_59
    А исторических имен вроде "Азов", "Чесма", "Синоп" - вообще нет.

    Может ждут новых ЭМ?

    Согласен:11356 -приличный БПК"маршальской" серии,а нынешние20380 тоже малость "перерос"СКР
  12. rjxtufh 7 ноября 2016 22:11
    Цитата: Роман Скоморохов
    Была сохранена оригинальная серия «богинь»: после 1905 года построили новую «Палладу» взамен погибшей в Порт-Артуре, а вернувшиеся с войны «Аврора» и «Диана» продолжили службу.

    Почему-то всегда забывают Светлану.
    В РИФ было 4 крейсера-стационера. Светлана и серия "Паллада" из 3-х кораблей. Которые представляли собой промасштабированную под установку 3-х машин Светлану. От этого корабли серии "Паллада" были крупнее, но их назначение было тем же. От этого и имена одного ряда.
  13. троица 8 ноября 2016 00:35
    читал и "цусиму", и "порт артур", а вот фотографий тех кораблей не видел. Статья интересная, автору спасибо за нее и за фотографии кораблей.
  14. амурец 8 ноября 2016 01:17
    Но стоит заметить, что советская послевоенная система каронимики в процессе развития восстановила часть имперской традиции именования.
    Вот в Советское время серии эсминцев почему-то носили названия героических миноносцев Русско-Японской и ПМВ, а сейчас забыли; Стерегущий, Страшный, Безупречнный
    1. Котище 8 ноября 2016 04:48
      Куда историчнее и честнее, чем неизвестные обывателю "кабинетные адмиралы и маршалы СССР", как к примеру: "Адмирал Кулаков"?. Уж если брать то брать военачальников чьи имена звучат: Ушаков, Истомин, Макаров. Еще бы в честь Октябрьского или Тризубца крейсер назвали.
      1. Alexey RA 8 ноября 2016 11:41
        Цитата: Котище
        Еще бы в честь Октябрьского или Тризубца крейсер назвали.

        Были и такие: БПК пр.1134-А "Адмирал Октябрьский" (списан в 1993 г.) и БПК пр.1155 "Адмирал Трибуц" (до сих пор в составе ТОФ).
  15. Region-25.rus 8 ноября 2016 23:08
    Вот робяты..даже на ВО уже куча статей была - ну не являются "Ослябя", "Победа", "Пересвет" броненосцами! Это броненосные крейсера! По вооружению да - почти броненосцы, но по бронированию.. Океанские рейдеры ставить которые в линию полноценных броненосцев было ошибкой! Что показала Цусима (((( soldier Кстати на "Авроре" до сих пор эта досадная ошибка висит внутри. Хоть исправили броненосец береговой обороны "Генерал-адмирал Апраксин". то висела табличка "Крейсер 1 ранга "Светлана"
  16. ignoto 9 ноября 2016 10:15
    Не менее интересна тема и носовых корабельных украшений.
    Например, на носу крейсера "Баян"-пятиконечная звезда.
    А носовые украшения броненосца "Ретвизан" и "Яшима" практически полностью идентичны. С чего бы это ?
Картина дня