Многоцелевой F/A-18E/F «Advanced Super Hornet»: в чём новый «Супер-Шершень» превзойдёт F-16C Block 60 и F-35? (Часть 1)


F/A-18F «Advanced Super Hornet»


Все без исключения модификации многоцелевого тактического истребителя F-16A/C стали самыми распространёнными, лёгкими в обслуживании и эффективными в бою машинами поколения «4» и «4+/++». «Фальконы», предназначенные как для действий в роли лёгкого перехватчика в системе ПВО, так и для проведения ударных операций по подавлению ПВО противника и уничтожению наземных целей, успели достойно зарекомендовать себя в ходе многочисленных военных учений и конфликтов на Ближневосточном и Европейском театрах военных действий. Наиболее совершенные модификации этого истребителя - F-16Е/А Block 60 (ВВС США и ОАЭ), F-16I «Sufa» (ВВС Израиля или «Хель Хаавир») и F-16D Block 70/72 (предлагаются ВВС Индии в качестве замены устаревшего тактического авиапарка) уже давно относятся к машинам переходного поколения и оснащаются БРЛС с АФАР AN/APG-80/83 SABR, новейшими контейнерными оптико-электронными прицельными комплексами типа «Advanced Targeting Pod» (ATP).

Кроме того, в рамках индийского контракта присутствует такая жизненно важная в ближнем воздушном бою опция, как современная высокоинформативная нашлемная система целеуказания типа «Helmet Mounted Display System» (HMDS), которой «Локхид Мартин» пытается привлечь привыкших к нашей «Суре/Суре-М» индусов. Но лётный состав ВВС Индии, искушённый такими технически совершенными сверхманевренными машинами, как Су-30МКИ и предстоящими к серийному производству FGFA, вряд ли обратят внимание на F-16IN даже после установки на него сетецентрического оборудования от F-35A. Другое дело - ВВС Тайваня. Здесь под страхом успехов Китайской Народной Республики в области проектирования оперативно-тактических баллистических и крылатых ракет активно модернизируют устаревший авиапарк из 145 многоцелевых истребителей F-16A/B Block 20 методом установки БРЛС AN/APG-83 SABR, обладающих высокой пропускной способностью по сопровождению целей, захвату и режимом синтезированной апертуры. Этот контракт принесёт в копилку «Lockheed Martin» ещё почти 4 млрд. долларов. И ещё десятки, а может, и сотни миллиардов долларов корпорация получит за счёт контрактов по модернизации и пополнения авиапарка машин, находящихся на вооружении ВВС таких азиатских и европейских государств, как Турция, Египет, Греция, Бельгия, Нидерланды и т.д.


Следующей наиболее продаваемой сегодня машиной является F-35A, которая всего через 5 лет заполонит военно-воздушные силы огромного количества стран-друзей США. Чего только стоят британский, турецкий и австралийский контракты. Малая радиолокационная сигнатура, оснащение 2-мя мощными оптико-электронными прицельными комплексами типа AN/AAQ-37 DAS и AAQ-40, а также бортовой АФАР-РЛС вызывают огромный интерес у денежных заказчиков. Так, огромные ставки на машину F-35I делаются в ВВС Израиля, которые всеми силами пытаются сохранить паритет со значительно усилившейся ПВО таких государств, как Иран. Но лётно-технические характеристики этого истребителя не совсем соответствуют его заоблачной стоимости (под 90 млн. долларов). Зная, что в ближнем бою «Лайтнинги» проигрывают почти всем истребителям поколения «4+» (включая F-15E, F-16C, «Тайфун», МиГ-29СМТ и Су-30С), оборонные ведомства далеко не каждого государства будут рассматривать F-35A в качестве приоритетного выбора.

Объективная оценка «Фальконов» и «Лайтнингов» даёт все поводы причислять их к так называемым «самолётам первого дня войны», которые могут преодолевать или уничтожать более-менее мощную ПВО противника для проведения воздушной операции на его территории. Но существует и ещё один, более изощрённый и многофункциональный вариант истребителя переходного поколения, способный оперировать в не менее сложной воздушной обстановке, который берёт начало от популярнейшего семейства палубных многоцелевых истребителей F/A-18C «Hornet» и F/A-18E/F «Super Hornet». К его обзору мы возвратимся в конце статьи, а сейчас рассмотрим основные модификации.

«ШЕРШНИ» ПЕРВЫМИ ПЕРЕДОВУЮ ЭЛЕМЕНТНУЮ БАЗУ ПОЛУЧИЛИ И СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ ОСВОИЛИ

Для замены устаревающих палубных многоцелевых штурмовиков A-7A/B «Corsair-II» и истребителей F-4S «Phantom-II» в 1975 году началась программа разработки перспективного палубного многоцелевого истребителя-штурмовика, способного достойно дополнить палубный истребитель-перехватчик F-14A «Tomcat». Тогда уже ни в Минобороны, ни в кругах ВМС США не возникало никаких сомнений в том, что новая машина должна быть, во-первых, сверхзвуковой, во-вторых, иметь маневренные качества на уровне лучших американских и зарубежных аналогов, ведь «Tomcat» ни в коем случае не был предназначен для ведения ближнего воздушного боя, и легко проигрывал даже истребителю-бомбардировщику МиГ-23МЛД, не говоря уже о проектируемых МиГ-29А и Су-27. Генеральным подрядчиком разработки и постройки первого опытного образца «Хорнета» стала именитая компания «McDonnell Douglas», которая выполнила 2/3 работ по новому проекту, остальную треть выполнила «Northrop».

Последняя сыграла ключевую роль в разработке палубного «Хорнета», применив конструкцию прототипа лёгкого двухдвигательного многоцелевого истребителя YF-17 «Cobra», который изначально создавался не для флота, а для ВВС США с целью замены тяжёлых F-15A. Замены последних, по объяснимым причинам их высоких ТТХ, так и не произошло. Зато уже 18 ноября 1978 года в небо поднялся первый лётный образец будущего F/A-18A «Hornet», который дал начало целому семейству палубных машин, радующих лётный состав американских АУГ простотой пилотирования, а обслуживающий персонал - неприхотливостью в ремонте и подготовке к полёту. Даже первые «Хорнеты» являлись более простыми и менее затратными машинами, чем F-14A: на их обслуживание уходило примерно в 3,5 раза меньше времени, чем на все подготовительные процедуры тяжёлого и большого «Томкэта». Конечно, списание F-14D «Super Tomcat» в 2006 году - решение более чем бездумное, учитывая его скоростные показатели, модернизационный потенциал и большую боевую живучесть силовой установки, но так уж случилось, что командование ВМС высказалось в пользу уже готовых, более технологичных и лёгких в использовании «Супер Шершней», «железо» которых было более свежим, а двигатели - экономными. О перспективном звене американских «палубников»- F/A-18E/F расскажем немного позже, а сейчас посмотрим, что дали штатовским флоту и Корпусу морской пехоты стандартные F/A-18A/B/C/D.

Начало поступления на вооружение Военно-морских сил США, в мае 1980 года, F/A-18A «Hornet» ознаменовало переход палубной компоненты американской тактической авиации на совершенно новый уровень бортового радиоэлектронного оборудования. Впрочем, в какой-то мере, это касалось и всей американской тактической авиации. «Хорнет» получил одну из наиболее совершенных БЦВМ тех времён - AN/AYK-14(V), построенную на модульной основе вокруг 16-битного центрального процессора серии AMD 2900 с возможностью поддержки 32-битных шин передачи данных. Данный ЦП способен работать на практическом потолке в 23-23,5 при температурах от -54 до +71 °С. В зависимости от типа выполняемых операций его частота могла варьироваться в пределах 0,3 - 2,3 миллионов инструкций в секунду (MIPS). Процессор подобной модели устанавливался уже на глубоко усовершенствованные модификации «Томкэта» - F-14D, а также на палубные самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2C «Hawkeye», что говорит о достойном технологическом опережении даже таких машин, как F-14A F-15A/C. Процессор был разработан в 1976-м году отделением «Control Data Aerospace Division».

Машина получила бортовую РЛС от компании «Raytheon» AN/APG-65 с щелевой антенной решёткой (ЩАР), способную сопровождать на проходе 10 воздушных целей и захватывать 2. Зона обзора РЛС составляет 120 градусов по азимуту и около 150 град по углу места. Цель с ЭПР порядка 2 м2 обнаруживается на расстоянии 60 км и «захватывается» на точное автосопровождение (при отсутствии РЭБ) на 50 км. AN/APG-65 имеет также режим «воздух-поверхность» и «воздух-море», благодаря которому стало возможным обнаружение надводных кораблей на дальности до 150 км, а также наземных целей на удалении до 50-70 км. Многорежимность AN/APG-65 в связке с БЦВМ даёт все основания для причисления «Хорнета» к поколению «4+». Также подобный вывод можно сделать после ознакомления с номенклатурой вооружения F/A-18A, которая, как для начала и середины 80-х гг., просто отличная. В неё входили: тяжёлые тактические противокорабельные ракеты AGM-65F «Maverick», ПКР «Harpoon», противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM и УАБ с полуактивной лазерной ГСН GBU-10. В качестве же вооружения для завоевания превосходства в воздухе могли применяться последние версии ракет класса «воздух-воздух» «Sparrow» - AIM-7M (с дальностью до 100 км в ППС) и AIM-9M «Sidewinder» (до 18 км).

Оцифровка бортового радиоэлектронного оборудования вызвала неплохой спрос на F/A-18A: с «McDonnell Douglas» были заключены крупные контракты со стороны Австралии, Канады и Испании, для ВВС которых в общей сложности было закуплено 285 машин. Большой интерес заказчиков вызывали инерциально-навигационная система (ИНС) AN/ARN-118 TACAN, продвинутая система предупреждения об облучении (СПО) AN/ALR-50, оснащённая накопителем с загруженными типами облучающих РЛС, а также станция радиоэлектронной борьбы. Стоит отметить, что на то время наша тактическая авиация серьёзно уступала американской в плане БРЭО. Так, к примеру, если БРЛС истребителя перехватчика МиГ-31 - «Заслон» с ПФАР была технологически совершенней, нежели AN/AWG-9, то станции предупреждения об облучении у фронтовой авиации СПО-15ЛМ «Берёза» с не столь высокоинформативным блоком-индикатором в разы уступали таким штатовским СПО, как TEWS (F-15C) и AN/ALR-50. Бортовые же радиолокаторы Н019 (МиГ-29А) и Н001 (Су-27) не имели режима «воздух-земля». Канал работы с морскими и наземными целями появился лишь на последних модификациях РЛС Н001ВЭ в конце 90-х гг., да и ориентированы эти РЛС изначально были на вьетнамский и китайский рынки вооружения для комплектации Су-30МКВ/МКК/МК2.

Следующей машиной в линейке «Шершней» идет F/A-18C «Hornet». Процент оцифрованного БРЭО в этой машине составил почти 100%. Кроме того, были внедрены дополнительные конструктивные элементы, которые сделали «плюс» в 4-м поколении самолёта ещё заметней. В конструкции планера F/A-18C были впервые применены радиопоглощающие материалы в кромках воздухозаборников, что позволило частично снизить радиолокационную сигнатуру «Хорнета». А для минимизации излучения от БРЭО, расположенного на приборной панели пилота, фонарь проходит специальную процедуру магнетронного вакуумного нанесения экранирующего индий-оловянного оксида. Это значительно уменьшает вероятность пеленгации «Хорнета» пассивными средствами радиоэлектронной разведки, когда первый выполняет операцию по целеуказанию (в режиме радиомолчания).

Теперь касаемо усовершенствования компьютеризированного БРЭО F/A-18C. Во-первых, обновлённый «Хорнет» получил новую БЦВМ AN/AYK-14 XN-8+, производительность которой значительно выше, чем у исходной версии. Во-вторых, была внедрена специализированная система MSI (Multi-Sensor Integration), превращающая СУО истребителя в продвинутый высокоточный комплекс, который собственными радиолокационными и оптико-электронными средствами точно определяет координаты обнаруженных целей, а затем выдаёт целеуказание для ракетного вооружения. Особенность MSI в том, что она обладает шиной данных, которая собирает информацию о целях от бортовой РЛС AN/APG-73, телевизионных и пассивных радиолокационных ГСН ракет семейства «Maverick» и HARM, от системы предупреждения об облучении и приданных оптико-электронных прицельных комплексов AN/AAS-38 «Nitehawk» и ATARS. Информация от всех датчиков и визиров с помощью БЦВМ XN-8+ суммируется и анализируется, исходя из помеховой обстановки и точности лоцирующих систем, после чего более точные координаты отображаются на многофункциональном индикаторе пилота F/A-18C «Hornet». Концептуальное сходство с MSI имеет отечественная специальная вычислительная подсистема СВП-24 «Гефест», но её элементная база на 15 лет более современна.

Огромные возможности и гибкость применения MSI в режимах «воздух-земля» и «воздух-воздух» «Хорнеты» продемонстрировали в ходе нескольких военных операций в Ираке и Югославии. Для сложных и разноплановых миссий чаще использовалась двухместная модификация F/A-18D, состоящая на вооружении КМП США. Наличие второго пилота-оператора систем значительно снижало психологическую нагрузку на экипаж во время проведения длительного воздушного патрулирования с одновременным нанесением ракетно-бомбовых ударов по наземным целям. Так, во время операции «Буря в пустыне» несколько флотских F/A-18C, вылетевших на задание по уничтожению наземной инфраструктуры Сухопутных войск Ирака, столкнулись в воздухе с 2 «Чэнду» F-7 ВВС Ирака, которые были быстро перехвачены благодаря простоте смены режимов работы бортовой РЛС.

Позднее, начиная с 1995-года, F/A-18D КМП США, развёрнутые на итальянской авиабазе Авиано, а с 1997-го - на венгерской АвБ Тацар, поддерживали ОВВС НАТО на Югославском театре военных действий вплоть до 1999-го года. За более чем 3 года натовской агрессии «Хорнеты» эскадрилий VMFA-332/-533 совершили более 700 боевых вылетов, основными целями которых стало закрытие воздушного пространства для полётов тактической авиации югославских ВВС, а также нанесение ракетно-бомбовых ударов по подразделениям СВ Югославии и подавление ПВО. Здесь двухместные «Хорнеты» имели огромное преимущество - возможность работы по наземным целям в сложной метеорологической обстановке в ночное время суток. К примеру, в ходе воздушной операции «Deliberate Force», американские F/A-18D для уничтожения сербских стратегических военных объектов применяли 454-килограммовые управляемые авиабомбы GBU-16 с полуактивной лазерной головкой самонаведения. В то же время метеорологические условия не способствовали использованию лазерного целеуказателя со средних высот, поскольку над Балканским полуостровом установилась плотная слоисто-дождевая облачность, да и сербские ЗРК «Нева» и «Куб» легко доставали натовскую авиацию на средних высотах. Поэтому большая часть вылетов выполнялось в ночное время суток в режиме следования рельефу местности с небольшим подъёмом до 500 - 600 м (до нижней кромки облаков) в момент нанесения бомбового удара. Полёты с огибанием рельефа стали возможны благодаря передовой инерциально-навигационной системе версий AN/ASN-130/139, GPS-приёмнику и режиму картографирования рельефа местности в более высоком разрешении, что стало возможным на новой БРЛС AN/APG-73.

Новшеством F/A-18D стала установка разведывательного оптико-электронного комплекса ATARS, который имел модуль передачи тактической информации по радиоканалу на наземный командный пункт (КП). Это один из первых действующих сетецентрических элементов в структуре воздушной компоненты Корпуса морской пехоты США, который мог предоставить исчерпывающую информацию о наземном объекте противника для наземных подразделений КМП, либо сил специальных операций ССО. Что касается бортовой РЛС AN/APG-73, то она является модернизированной версией AN/APG-65 с увеличенным в 1,2 раза энергетическим потенциалом и повышенной чувствительностью приёмника сигнала. Но за счёт интеграции в состав вооружения «Хорнета» ракет AIM-120 AMRAAM с активной радиолокационной ГСН целевая канальность увеличилась с 1-й до 2-х воздушных целей.

ДАЖЕ «ХОРНЕТ» ВЕРСИИ «C/D» МОЖЕТ ПОХВАСТАТЬСЯ ВЫСОКИМИ ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ, НЕКОТОРЫМ ИЗ КОТОРЫХ МОГУТ ПОЗАВИДОВАТЬ ПИЛОТЫ «ФАЛЬКОНОВ» И ДАЖЕ «РАФАЛЕЙ»

Учитывая, что аэродинамическая схема и материалы исполнения планера у модификаций F/A-18A/B и F/A-18C/D практически одинаковые, остановимся на рассмотрении F/A-18C. Данная машина обладает наиболее мощными среди «Хорнетов» турбореактивными двухконтурными двигателями, которые позволяют полностью использовать все положительные аэродинамические качества планера, который представлен 46,6% алюминиевых элементов, 16,7% - стальных, 12,9% - титановых, 9,9 - композиционных материалов и 10,9% - иных лёгких и прочных материалов. Благодаря этому масса пустого истребителя составляет 10810 кг (всего на 350 кг больше, чем более малоразмерный «Rafale»,- 10460 кг). Нормальная взлётная масса в варианте «истребителя-перехватчика» составляет 15740 кг, благодаря чему нагрузка на крыло площадью 37,16 м2 составляет 424 кг/м2. Но несмотря на это, F/A-18C весьма хорошо и стабильно «ведёт» себя при маневрировании как на горизонталях, так и на вертикалях. Угловая скорость установившегося разворота у «Хорнета» на скоростях 600 - 900 км/ч меньше, чем у различных модификаций F-16C, но на малых скоростях (от 150 до 300 км/ч) ситуация резко меняется. F/A-18C значительно быстрей выходит на предельный угол атаки до 50 - 55 градусов при ускоренном замедлении, в то время, когда «Фалькон» может выйти лишь на 25-27 (заложенные программным обеспечением системы управления) градусов и теряет нормальную управляемость. Возможно, это благодаря наличию больших аэродинамических наплывов у корневой части крыла, площадь которых составляет 5,55 м2. Также высокой угловой скорости разворота способствует хорошая тяговооружённость в 1,037 кгс/кг, достигаемая двумя ТРДДФ F404-GE-402 с суммарной форсажной тягой 16330 кгс.

По отзывам пилотов ВВС, ВМС и КМП США, в любом раскладе ближнего воздушного боя победителем будет выходить F/A-18C, способный порой выполнять головокружительные манёвры. Более подробные ЛТХ машины можно рассмотреть по детальному рассказу лётчика испытателя ВМС США Джона Тогаса, опубликованному в июньском номере журнала «Flight» за 2003-й год. Здесь Д. Тогас делится с обозревателями опытом, полученным во время программы по переучиванию с F/A-18C на F-16C в составе 310-й истребительной эскадрильи на АвБ Военно-воздушных сил США «Люк». В качестве машины для переучивания на «Фальконы» использовался учебно-боевой истребитель F-16N «Viper» с немного лучшим, чем у строевых, показателем тяговооружённости в 1,1 кгс/кг. Сразу отметим, что F-16C получил среди лётного состава ВВС весьма напрягающее прозвище «lawn dart» (пахарь газонов) ввиду высокого уровня аварийности в тактических истребительных эскадрильях.

По словам Джона Тогаса, на малых и сверхмалых скоростях в 120 - 160 узлов, при углах атаки от 25 до 50 градусов «Хорнет» чувствует себя великолепно и не теряет управляемость вплоть до ограничения по подъёмной силе. Воздушный поток при этом срывается чрезвычайно редко, редко происходит и потеря устойчивости. Очень интересной особенностью «Шершня» является возможность выполнения манёвра «Пируэт», который происходит на скорости, близкой к сваливанию (180 км/ч): при угле атаки 35 градусов машина начинает вращение по крену, что напоминает «полёт молотка» с 1/4 «бочки». Подобные манёвры выполняются «Рафалем», «Тайфуном», нашими Су-30СМ, Су-35С и Т-50, но абсолютно трудны в выполнении для F-16C или F-15C/E. В «догфайте» (БВБ) наличие такого маневренного качества может впоследствии решить исход противостояния. Итак, при использовании ракет класса «воздух-воздух» AIM-9X Block II «Sidewinder», «Хорнет» способен переиграть множество истребителей противника.


Маневренные возможности F/A-18C/D


Джон Тогас также отметил отличную стабильность работы системы управления на критических режимах полёта: несмотря на то, что маневренность машины на малых скоростях значительно выше, чем у F-16C, для этого не требуется реализация перегрузки в 9 ед., программно она ограничивается 7,5 ед, хотя конструктивно может доходить и до 10 G. Из-за большей площади сечения миделя F/A-18C имеет слегка худшие разгонные качества, а также скороподъёмность; скорость его разворота по крену может составлять 220 - 230 град/с, что также меньше 300 град/с (F-16C), но учитывая все плюсы этой машины, вышеуказанные недостатки выглядят каплей в море. Отдельным пунктом стоит программное обеспечение, препятствующее сваливанию истребителя и входу в штопор. Лучшей, чем «Хорнет» машиной, по собственному опыту, Тогас считает «Супер Хорнет».

Отличные маневренные характеристики «Хорнета» обеспечиваются не только за счёт планера и наплывов с высокими несущими свойствами, но и благодаря большой площади рулей высоты (цельноповоротного горизонтального оперения), которые заметно крупнее установленных на многие другие тактические истребители. А превосходная управляемость на больших углах атаки возможна не только за счёт продвинутой цифровой системе управления, но и благодаря смещённому вперёд, относительно рулей высоты, хвостовому вертикальному оперению. Такая конструкция позволила избавиться от попадания рулей направления в аэродинамическую тень крыла на больших углах атаки. Вертикальные стабилизаторы и рули направления имеют 20-градусный внешний развал, что способствует дополнительному снижению эффективной поверхности рассеяния (радиолокационной сигнатуры) F/A-18C.

Конфигурация вооружения F/A-18C/D стала заметно богаче: в номенклатуре появились УРВВ средней и большой дальности типа AIM-120C-5/7, УРВВ ближнего боя AIM-132 ASRAAM, тактические ракеты большой дальности AGM-84H SLAM-ER и другое ракетное вооружение, с помощью которого можно провести воздушную операцию любой сложности. Для этого на 9 внешних точках подвески может быть размещено до 7031 кг вооружения. Следующими в линейке идут F/A-18E/F «Super Hornet» и «Advanced Super Hornet».

Проектные работы по F/A-18E/F стартовали в конце 1992-го года по запросу Министерства обороны США, сделанному в 1987-м году для кардинального улучшения боевых качеств палубного авиапарка ВМС. Инициирование программы было начато в связи с отсутствием отрыва F/A-18C «Hornet» от более тяжёлых палубных F-4S по критерию «нагрузка/дальность». За работы взялись лучшие оружейники из Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США DARPA («Defense Advanced Research Projects Agency»), а также специалисты из компании-разработчика «McDonnell Douglas» и ВМС. Самыми значительными изменениями стали: увеличение площади крыла до 46,45 м2, увеличение наплывов у корневой части крыла и придание им более правильной формы закругления (у F/A-18C наплывы были представлены волнообразным переходом), изменение овальных воздухозаборников на прямоугольные, которые стали одними из главных «стелс»-элементов конструкции планера F/A-18E/F, оснащение более мощной силовой установкой и перспективным бортовым радиоэлектронным оборудованием. Аэродинамическое качество усовершенствованного планера возросло с 10,3 до 12,3 ед. и превзошло почти все имеющиеся американские тактические истребители 5-го поколения (F-22A - 12 ед., F-35A - 8,8 ед. и F-35C - 10,3 ед.), остановившись на уровне Т-50 ПАК-ФА.

Суммарная тяга 2-х новых турбореактивных двухконтурных двигателей «General Electric F414-GE-400» на форсаже составила 18780 кгс, благодаря чему возросли форсажная тяга на мидель (с 2437 кг/ м2 у F/A-18C до 2889 кг/м2 у F/A-18E/F), увеличились и разгонные показатели истребителя. Нагрузка на крыло при нормальном взлётном весе возросла на 10% (до 476 кг/м2) из-за утяжеления конструкции, но благодаря более мощным двигателям тяговооружённость и маневренность «Супер Хорнета» не только не пострадали, но ещё и возросли.

Также имеет место быть 36%-процентное увеличение площади горизонтального оперения (рулей высоты) «Супер Хорнета», 54%-процентное увеличение рулей направления с большими углами отклонения до 40 градусов, что было выражено в скачке маневренности машины.

Это отлично видно в видеоподборке эпизодов выполнения F/A-18E/F «Super Hornet» манёвров с резкими разворотами в плоскости тангажа и выходом на предельные углы атаки при скоростях 300 - 350 км/ч. Сравнивая эти эпизоды с подборкой по F/A-18C, мы можем заметить, что любой элемент сложного пилотирования у «Супер Хорнета» выглядит гораздо резче, плюс - машина быстрее и лучше отзывается на движения ручки управления. У «Хорнета», напротив, и маневрирование более «вязкое», и достигаемые предельные углы атаки менее значительны.

Продолжение следует,,,
Автор: Евгений Даманцев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 39

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. sergeyzzz 8 ноября 2016 07:34
    Хорошо американцы бабло рубят на поставках новых самолётов и модернизации старых, главное потенциальных покупателей правильно запугать.
  2. Евгений,поправьте меня пожалуйста,но ф18 это самолет исключительно для авианосца, и в этом была американская ошибка-самолет вышел удачным,но в силу своей специфики купить его могли те кто имел авианосцы. Поэтому и появились его так сказать сухопутные версии-в первую очередь для продаж за границу.
    1. кволту 8 ноября 2016 08:49
      у финнов есть ф-18 по телеку показывали но все равно с крюком)) может чтоб центровку не нарушать
      1. EvilLion 23 января 2017 08:46
        В принципе, гак можно использовать и на земле, хотя бы вместо парашютов тормозных.

        Тут плох не гак, а избыточная прочность.
    2. avt 8 ноября 2016 09:18
      Цитата: Изгоняющий либероидов
      ф18 это самолет исключительно для авианосца, и в этом была американская ошибка-самолет вышел удачным,но в силу своей специфики купить его могли те кто имел авианосцы.

      Финны например , так с посадочными гаками и разъезжали , ну не догадались аналог ,,Нитки"сделать. laughing Ну а если поискать историю создания аэроплана и подумать ? Вот с самого начала конкурса , где конкурентом предтечи ,,Шершня"YF-17 был YF-16. В голову не закралась мысль о том , что вполне себе удачный одномоторный F-16 хорошо раскрутили по миру ?
      avt
      1. Titsen 8 ноября 2016 12:53
        Цитата: avt
        Финны например , так с посадочными гаками и разъезжали , ну не догадались аналог ,,Нитки"сделать.


        А зачем им Нитка?

        Перегрузками посадочными лётчиков гробить?!
      2. ArikKhab 14 ноября 2016 18:34
        F-4 тоже с гаками с сухопутных аэродромов летали примерно так в 20 разных стрнах
    3. voyaka uh 8 ноября 2016 11:46
      У Канады, Швейцарии на вооружение Хорнеты.
  3. Imigrantt 8 ноября 2016 08:41
    Он меркнет на фоне наших Сушек и Мигов последнего поколения 4++ !!!!
    1. костя андреев 8 ноября 2016 09:04
      Это вы с дивана определили?
      У моего друга есть американский джип форд, так это очень надежная удобная вещь. Не думаю что самолет американцы сделают хуже.
      1. Александр12 8 ноября 2016 10:18
        Ну если бы Форд выпускал самолеты, то сравнение было бы уместно. А так все равно, что сказать если пекарь отлично печет булочки, то он и в слесарном деле мастер.
      2. Imigrantt 8 ноября 2016 14:01
        У меня кадиллак но это автомобиль!!! А мы говорим о самолётах! Думаю не уместным начинать прения по этому вопросу))))))))) Вы сударь не путайте член с пожарной колокольней!!!! Имею честь!
    2. МорякЧФ 8 ноября 2016 09:35
      Не думаю,может быть наши более манёвренны в ближнем бою,но в электронной части мы по-прежнему отстаём хотя уже и не так явно как 20 лет назад.
  4. PSih2097 8 ноября 2016 10:27
    тяжёлые тактические противокорабельные ракеты AGM-65F «Maverick»

    "Мэверик" никогда не была ПКР, это тактическая ракета класса "воздух-поверхность" с дальностью в 20 - 30 км (а для ПКР это ну очень мало, носитель зайдет в зону ПВО задолго до границы пуска)...
    А вот что пишут буржуи про нее:
    Выбор тактики нанесения ударов по кораблям с использованием УР "Maverick" зависит от состава группы ударных самолетов. Так, в случае выполнения атаки одиночным самолетом полет к цели должен производиться на предельно малых высотах в режиме радиомолчания. При этом ударный самолет необходимо вывести в точку, от которой цель может быть гарантированно обнаружена бортовыми средствами. В данном случае летчик, как правило, выводит свой самолет в заданную точку с использованием автономной инерциальной системы навигации. При входе в зону обнаружения цели он осуществляет ее визуальный поиск или, маневрируя своим самолетом в горизонтальной плоскости, просматривает район ее расположения с помощью тепловизионной ГСН ракеты. Опыт испытаний УР "Maverick" AGM-65F над океаном показывает, что при средних условиях (небольшая облачность, дневное время, волнение моря 2 балла) летчик может обнаружить цель визуально, включить необходимые переключатели, маневром самолета ввести цель в поле зрения ГСН ракеты, перейти на прицеливание по тепловизионному индикатору, распознать, захватить цель и пустить ракету практически до входа в зону действия корабельных средств ПВО.
    Directory of U.S. Military Rockets and Missiles
    Jane's Defense Equipment
    Federation of American Scientists. Conventional Weapons

    А вот ПКР это "Гарпун" с дальностью пуска 140 - 250 км.
    1. Alexey RA 8 ноября 2016 14:19
      Цитата: PSih2097
      "Мэверик" никогда не была ПКР, это тактическая ракета класса "воздух-поверхность" с дальностью в 20 - 30 км (а для ПКР это ну очень мало, носитель зайдет в зону ПВО задолго до границы пуска)...

      С дальностью у "Мэйверика" всё нормально. Аналогичные по предназначению и МГХ специализированные лёгкие ПКР, типа "Си Скьюа" или "Пингвин", имеют примерно ту же дальность. А поскольку целями этих ПКР будут лёгкие корабли и катера (корветы, МРК, РКА), ПВО которых обеспечивают ЗРК БД, а то и ПЗРК, то захода в зону ПВО для пуска не будет.
      Проблема "Мэйверика" в другом - в системе наведения. Из трёх типов систем принцип "выстрелил и забыл" можно обеспечить только для ИК-версии. Но у этой ГСН есть проблемы с распознаванием цели на фоне + перезахват самой излучающей цели. Остальные системы наведения (лазер или ТВ) требуют участия оператора во время всего полёта ракеты к цели.
  5. Оператор 8 ноября 2016 10:46
    Аэродинамическое качество F-35A "Пингвин" равно 8,8 единиц - это что-то с нечто laughing

  6. evge-malyshev 8 ноября 2016 11:32
    Ничего не скажешь - хорошая машина Super Horntet. Advanced, видимо, будет не хуже. Можно только позавидовать супостатам.
    1. Alexey RA 8 ноября 2016 14:38
      Цитата: evge-malyshev
      Ничего не скажешь - хорошая машина Super Horntet. Advanced, видимо, будет не хуже. Можно только позавидовать супостатам.

      Дык... будь у нас нормальные авианосцы (1153 или 1143.7) - и про наши корабельные истребители можно было бы сказать то же самое. А так... сделали малую партию под единственный ТАВКР с экзотическим взлётом - и забили на модернизации. А когда спохватились, то оказалось проще заменить Су-33 на МиГ-29.
  7. voyaka uh 8 ноября 2016 11:51
    Ф-18 действительно получился хорошим. К нему привыкли. Аварийность низкая.
    Командование ВМФ поэтому опасается его заменять на Ф-35С.
    И запороли хорошо прошедший все испытания реактивный беспилотник Х-47.
    1. Alexey RA 8 ноября 2016 14:32
      Цитата: voyaka uh
      Ф-18 действительно получился хорошим. К нему привыкли. Аварийность низкая.

      Дык... если 33 года вылизывать самолёт, то можно снизить аварийность до приемлемых значений.
      И да, я помню о "вдоводеле" F-104 с его 40-летней службой и 30-46% потерь в лётных происшествиях.
      1. ArikKhab 14 ноября 2016 18:09
        аварийность F-104 сильно отличалась от страны к стране
        1. Vlad.by 11 апреля 2017 14:56
          Это да, аварийность Су30 в Индии и даже в Малайзии - отличаются. А уж от России - тем более.
    2. капрал 8 ноября 2016 20:08
      Цитата: voyaka uh
      И запороли хорошо прошедший все испытания реактивный беспилотник Х-47.

      А Х-47 к Ф-18 каким боком конкурент? Один разведчик, другой-ударник.
      1. voyaka uh 9 ноября 2016 01:24
        На Х-47 можно было отработать все вопросы взлета-посадки беспилотников на авианосец,
        всю логистику, чтобы потом легче было перейти на беспилотные ударники. Это теперь отложено на потом.
  8. 52гим 8 ноября 2016 17:03
    Нормальный оружейный продукт.На роль хита не тянет, но деньги приносит.
    1. okko077 9 ноября 2016 00:59
      Тянет, вы не угадали! Основная фишка этого самолёта в простоте технического обслуживания, и в низких трудозатратах при подготовке к полёту и боевому применению. На этом самолёте впервые реализована комплексная программа по сокращению трудозатрат на наземную подготовку и поиск неисправностей. Самолёт проектирования с учётом этих требований.Это первый серийный самолёт , где эксплуатационные вопросы оптимизировались на этапе проектирования....До такого " хита " многие ещё не доросли ....
  9. mgero 8 ноября 2016 20:02
    Если наши самолёты не уступают, то Маркетинг у нас дедсадовского уровня. То что амис умеют хорошо продавать, это Делает и их сильнее, и покупателей ставят в зависимой ситуации.
  10. люся 9 ноября 2016 00:14
    Дошёл до .......истребителю-бомбардировщику МиГ-23МЛД........ и понял, это опять Е.Даманцев.
    1. Razvedka_Boem 9 ноября 2016 06:47
      "Самолёты типа МиГ-23 могли применяться как для борьбы с воздушными целями, так и для бомбо-штурмовых ударов по земле, для чего предусматривалось его переоборудование силами инженерно-технического состава, сводившееся в основном к замене внешних держателей наружной подвески (внутреннего грузоотсека на самолёте не предусматривалось). Максимальный вес взятого на борт оружия доходил до двух тонн."
      "Советские МиГ-23МЛД участвовали в войне в Афганистане. Полк этих самолетов прикрывал Кабул, а затем Баграм в 1986-87 годах. Полк "работал" в основном по наземным целям."
      1. люся 10 ноября 2016 00:53
        Razvedka_Boem Сегодня, 06:47

        МиГ-23млд является истребителем.
        Для общего развития для ИАС( по вооружению).
        1. К примеру свисток МиГ-21бис являлся носителем АБ со спец. боеприпасом, и в КБП ИА(истребительной авиации) есть упражнения БПАСП по наз. целям. Но летчик-истребитель летает в зону на пилотаж, ВБ и маршрут на перехват,и несколько раз в году на полигон, и не пашет землю на полигоне НУРСАМи, чугуном и выполняет три раза за год имитацию перехвата(визуально) ВЦ Р-60М .
        2.Недоразвитым ИБашником на базе МиГ-23 сделали МиГ-23БН из которых в СССР формировали ибап. А чистым ИБашником сделали МиГ-27, а навороченным МиГ-27к.
        3. МиГ-23млд перебазировали в ДРА, для выполнения БЗ по ПВО в/границы с Пакистаном, и Ираном.
        Да, МиГ-23млд привлекали для нанесения бомбовых ударов, в основном по плановым целям с ЦУ САБами( с извлеченным парашютом) Ми-8мт, с Н не ниже 5000м, но не для БШУ.
        В ДРА МиГ-23млд составом полка не базировались, т.к не было необходимости держать 3 эскадрильи.
        4. Частенько за речку ходили МиГ-21 из Кокайты, иногда составом полка. Но 115 полк был ИАП, и в удоств. личности у летчика 115 ИстребительногоАП было вписано летчик-истребитель, и готовили его по КБП ИА.
        Так что не путайте летную подготовку, с типом ЛА.
        5. В планах БП авиации, приказах, ПБР, БР объединений, ВО ИАПолки на вооружении которых находятся истребители, - выполняют БЗ по ПВО во взаимодействии с силами ПВО.
        6. БД в ДРА , это война с папуасами, имеющими стингеры, а СА СССР готовилась воевать на ЦЕТБД с много эшелонированной зональной, объектовой ПВО , ИА, и не нанесением БШУ чугуном по РЛП, КП, мостам, заводам и пароходам.....
        Удачи!
        1. Razvedka_Boem 10 ноября 2016 05:50
          И вам того же.
        2. Razvedka_Boem 10 ноября 2016 06:23
          БД в ДРА , это война с папуасами

          Вы только тем, кто там был, так не говорите.
          1. EvilLion 23 января 2017 08:52
            С точки зрения пилотов нормального самолета, а не МиГ-21 с прицельными приспособлениями уровня ВМВ она такая и есть. И неважно что там думает пехтура, которая, впрочем, всё равно натаскана так, что потерь больших не несет. Заявлять тут можно, что угодно, но максимальный военный успех маджахедов это разгром одного батальона в 85-ом. И это тоже признак папуасов.
  11. Razvedka_Boem 9 ноября 2016 06:48
    Давно не было таких подробнных обзоров. Несомненно "+".
  12. Ajevgenij 10 ноября 2016 23:16
    Хорошая информативная статья. Побольше бы таких. Или , точнее поменьше мути в эфир бы пускали. Спасибо, было интересно читать.
  13. люся 12 ноября 2016 12:55
    Цитата: Razvedka_Boem
    БД в ДРА , это война с папуасами

    Вы только тем, кто там был, так не говорите.


    Я об этом говорил с теми кто( 982-го иап ВВС ЗакВО аэр. Вазиани. ) там был 30 лет назад, т.к для летчика-истребителя не 1-го класса МиГ-23млд, 1 год в Шинданде, это вычеркнутым из летной жизни год по невыполнению КБП и отставанию в повышении классной квалификации.

    Если обидел, то считайте, что Люся говорит сам себе.
  14. ArikKhab 14 ноября 2016 18:04
    "Все модификации истребителя F-16A/C стали самыми распространёнными, лёгкими в обслуживании и эффективными в бою машинами поколения «4»", но.... "F-16C получил среди лётного состава ВВС весьма напрягающее прозвище «lawn dart» (пахарь газонов) ввиду высокого уровня аварийности в истребительных эскадрильях."
  15. EvilLion 23 января 2017 09:24
    "Супершершень" по сути был новой машиной с похожим, но заметно увеличенным в размерах фюзеляжем.
    С точки зрения маневренности F/A-18 в общем-то кроет F-16 как бык овцу, но тут уже разница как между core i3 и core i5. Хороший самолет стоит хороших денег, да и 2 движка простоты в обслуживании не добавляют. Видимо, некоторым минусом является динамика, как известно, по максимальной скорости среди 4-го поколения F/A-18 чемпион с конца. Но тут уж недостатки продолжение достоинств, большая площадь управляющих поверхностей и очень высокая подъемная сила, что для палубного базирования критично, разгону прямо противопоказаны. Впрочем, в отличие от "непревзойденного охранника своего аэродрома" МиГ-29 с запасом топлива у "шершня" все в порядке, 4930 кг позволяют слетать на пару тыщ километров и даже пару ракет прихватить.

    Самое странное в F/A-18, что будучи, возможно, самым удачным американским истребителем 4-го поколения, он как-то не особо распиарен.
  16. ArikKhab 13 апреля 2017 12:02
    ИМХО, были у американцев и однодвигательные самолеты превосходившие Ф-16, тот же Ф-20 Tigershark . Жалко в серию не пошел, весьма неплохой агрегат был
Картина дня