Свой среди чужих – 7. Английский чемодан без ручки

Свой среди чужих – 7. Английский чемодан без ручки


Лето 1942 года. После разгрома конвоя PQ-17 английское командование все-таки решило озаботиться если не завоеванием превосходства на море и в воздухе северного направления, то хотя бы довести дело до определенного паритета. Ведь фактически в небе безраздельно господствовало Люфтваффе, а немецкие подводные лодки безнаказанно собирали урожай среди судов северных конвоев. А «Тирпитц» и его сателлиты по-прежнему вызывали мышечное расслабление у всех лордов Адмиралтейства.

За исключением зоны ответственности Северного флота СССР, там немцам жить и завоевывать победы было проблематично, несмотря на крайнюю слабость СФ и приданных ему соединений.

Так начинается история войны на Восточном фронте нашего героя.

Хендли Пейдж ХП.52 «Хемпден» (англ. Handley Page HP.52 Hampden).

Свой среди чужих – 7. Английский чемодан без ручки


Двухмоторный бомбардировщик-торпедоносец Королевских ВВС Великобритании. Вместе с «Веллингтоном» и «Уитли», «Хемпден» принял участие в раннем этапе войны в Европе, участвовал в первом налёте на Берлин и первом «рейде тысячи бомбардировщиков», налёте на Кёльн.

Наиболее «современный» из британских двухмоторных бомбардировщиков, «Хемпден», прозванный «Летающим чемоданом» (а также «Ручка от сковородки» и «Головастик»), оказался абсолютно неподходящим для современной войны в воздухе, так что слово «современный» не зря оказалось в кавычках. Потери, понесенные частями, на вооружении которых находился этот шедевр авиастроения были настолько серьезными, что «Хэмпден» был сперва разжалован в ночные бомбардировщики, а в конце 1942 года и вовсе снят с вооружения Королевских ВВС.

Начало истории создания «Хэмпдена» относится к 1932 году, когда министерство авиации Великобритании объявило конкурс на создание нового дневного двухмоторного бомбардировщика. Фирма «Хендли Пейдж» выиграла этот конкурс со своим прототипом ПП.52.

Даже сложно представить, что было в конкурентах, если конкурс выиграл настолько слабый самолет.

Первый серийный «Хэмпден» облетали 21 июня 1938 г. От прототипа этот самолёт отличался измененной носовой частью и доработанным крылом. Чуть увеличили объём бомбоотсека, в котором стало возможно было подвешивать две бомбы по 2000 фунтов (907 кг). Ещё для двух 500-фунтовых (227-кг) бомб имелись держатели под крылом.

ЛТХ:
Модификация «Hampden» TB.Mk.I

Размах крыла, м 21,08
Длина, м 16,28
Высота, м 4,55

Масса, кг
пустого самолета — 5400
нормальная взлетная — 8800
максимальная взлетная — 10600

Двигатели: 2 «Bristol Pegasus» XVIII х 1015 л/с

Максимальная скорость, км/ч — 406
Крейсерская скорость, км/ч — 350

Практическая дальность, км — 3300
Боевая дальность с максимальной загрузкой, км — 1920
Практический потолок, м — 6920
Экипаж, чел. — 4
Вооружение: шесть 7,69-мм пулеметов, бомбы до 1250 кг или одна 907-кг торпеда

Состав стрелкового вооружения самолёта неоднократно менялся, механизированные бронированные башни не поместились в узкий фюзеляж, пришлось ограничиться двумя ручными турелями со спаренными пулемётами «303 Виккерс К», для защиты задней полусферы и ещё двумя такими пулемётами в носу — курсовым и в кабине штурмана.

В целом самолет получился… «харрикейноподобный». Медленный, плохо управляемый, со слабым вооружением. Война в воздухе с Германией сделала из «Хэмпдена» желанную цель для немецких летчиков и зенитчиков.

Из 1430 самолетов было потеряно в боях 714.

Но вернемся к осени 1942 года, когда вместе с 210-м дивизионом, оснащенным амфибиями «Каталина», и подразделением разведчиков «Спитфайр» PRIV в советское Заполярье отправились два дивизиона «Хэмпденов» из состава 144-й и 455-й эскадрилий.

До советских аэродромов благополучно добрались 23 «Хэмпдена». 144-й дивизион лишился шести, а 455-й — трех машин. Один торпедоносец, сбившись с курса, приземлился с пустыми баками на норвежском побережье. Экипаж попал в плен. Два самолета разбились в Швеции, еще три перехватили и сбили немецкие истребители. Уже на советской территории два «Хэмпдена» сильно пострадали при вынужденной посадке. Один сел на «брюхо» в Кировской области, а другой — в лесах между Мурманском и Полярным. Их экипажи остались целы.

Один «Хэмпден» был сбит близ Ваенги советским «Харрикейном», пилот которого принял английский самолет за Me-110. «Хэмпден» сел на воду. Спаслись все, кроме нижнего стрелка. Из-за отсутствия информации о прилете англичан еще по крайней мере два самолета были по ошибке обстреляны зенитчиками. Летчики из экипажа майора Фостера не смогли сразу опознать в истребителях, эскортировавших их «Хэмпден» до ближайшего аэродрома в Мончегорске, советские «Аэрокобры» и, согласно инструкции, съели секретные документы. Благо они печатались на тонкой рисовой бумаге.

На счастье или беду, но с «Тирпитцем» английские летчики не встретились. Конвой PQ-18 благополучно (в сравнении с предшественником) пришел в порты СССР, и как бы англичане решили, что с поставленной задачей они справились, пора и до дома.

Но ярко выраженного желания лететь на этих тихоходах обратно никто не выразил. Ибо потери еще по пути в СССР составили 9 самолетов из 32.

Из-за множества повреждений и неисправностей самолеты смогли совершить первый (и единственный) боевой вылет из Ваенги только 14 сентября. «Хэмпдены» под командованием подполковника Мак-Логлина искали надводные корабли противника в Альтен-фьорде, на пути конвоя PQ-18. Но никого не нашли, потому что немцы, как и в случае с PQ-17 предпочитали атаковать конвои подводными лодками и авиацией.

После того, как встал вопрос о возвращении «Хэмпденов», командиру 455-го дивизиона подполковнику Линдеману удалось убедить руководство RAF в нецелесообразности перелета торпедоносцев обратно. Тем временем немецкие бомбардировщики 29 сентября уничтожили на незащищенных стоянках три и серьезно повредили девять «Хэмпденов».

1 октября советская сторона сделала официальное предложение о передаче торпедоносцев. 6 октября премьер-министр Черчилль утвердил решение о предоставлении оставшихся самолетов СССР. По договоренности, «Хэмпдены» перешли 3-й эскадрилье 24-го минно-торпедного авиаполка (МТАП) Северного флота, без английских прицелов, фотокамер и некоторых приборов, считавшихся секретными. Уезжал в Англию и запас торпед Мк XII.

Техники 24-го МТАП быстро восстановили бортовое оборудование самолетов и приспособили узлы подвески под торпеды отечественного производства. Наши торпеды были длиннее английских, поэтому нашим техникам пришлось увеличить бомболюк за счет места штурмана и наварить створки люка. Но такие «доработки» импортной техники уже вошли в норму, потому проблем не вызвали.

Свой среди чужих – 7. Английский чемодан без ручки


22 октября, после приема последних «экзаменов», личный состав английских дивизионов отплыл на родину, а на 17 уцелевших торпедоносцах начала боевую работу 3-я эскадрилья (1-я и 2-я воевали на бомбардировщиках СБ-2 и ДБ-ЗФ). Североморские «Хэмпдены» редко действовали большими группами, чаще они вылетали на охоту парами.

Свой среди чужих – 7. Английский чемодан без ручки


18 декабря состоялся боевой дебют, когда один Ил-4 и один «Хэмпден» вылетели на «свободную охоту» за вражескими кораблями, обнаруженными в районе Танафьорда, и в 11 ч. 33 м. атаковали у входа в фьорд два транспорта с дистанции 4-5 каб. и высоты 30 м. Подтверждений результативности атаки не было.

К 1 февраля 1943 г. в полку осталось только 11 «Хэмпденов». Из-за нехватки запчастей боеспособными было не более пяти. Тогда же на оставшихся машинах провели доработки — крыльевые баки оснастили системой заполнения выхлопными газами для уменьшения пожаробезопасности при простреле, доработали и усилили шасси, верхние турели с 7,69-мм «Виккерсами» заменили башнями УТК-1 с 12,7-мм пулеметом УБТ.

В попытках найти подтверждения результативности боевого применения «Хэмпденов» я смог найти только один достоверно подтвержденный случай.

25 апреля для атаки неприятельских кораблей в район Гамвика вылетели с торпедами пять «Хэмпденов» в сопровождении шести Пе-3. В 13 ч. 00 мин. они атаковали этот конвой, шедший двумя группами в районе Конгсфьорда. По донесениям летчиков и агентурной разведки, были потоплены два транспорта и два сторожевых корабля или тральщика. В воздушном бою были сбиты один Не-115, один Me-110 и два наших Пе-3, а зенитная артиллерия кораблей противника сбила ведущий торпедоносец.

В «Боевой летописи Военно-морского флота» этот случай описан так: «В момент атаки в мотор самолета ведущего группы капитана В.Н. Киселева попал снаряд. Но, несмотря на то, что весь самолет был объят пламенем, североморцы не свернули с боевого курса и, прорвав огневую завесу, поставленную вражескими кораблями, с минимальной дистанции сбросили торпеду по грузовому пароходу «Леезе» вместимостью 2624 брт. Пролетев над мачтами тонущего транспорта, экипаж направил свой самолет на ближайший корабль охранения, но, не долетев до него нескольких десятков метров, торпедоносец упал в воду».

Трем членам экипажа погибшего самолета 24 июля 1943 г. было присвоено звание Героев Советского Союза.

Свой среди чужих – 7. Английский чемодан без ручки


Кроме транспорта «Leesee» 25 апреля был потоплен транспорт «Штурцзее» вместимостью 708 брт.

Это две единственные потери немцев на севере, подтвержденные с обеих сторон, где принимали участие торпедоносцы «Хэмпден».

В начале июля 1943 г. материальная часть 9-го гмтап полностью обновилась. Последний и уже давно неисправный «Хэмпден» был списан 10 июля 1943 г.

Так окончилась служба торпедоносца «Хэмпден» в советских ВВС Северного флота. Что характерно, примерно в это же время «Хэмпден» закончил свою службу и в Королевских ВВС Великобритании.

Были ли у этого самолета положительные стороны?

По мнению летчиков, да. «Хэмпден» обладал очень хорошим обзором. Плюс хорошая механизация крыла, оснащенного предкрылками почти по всей длине, позволяла самолету взлетать, используя всего 550 метров взлетной полосы.

Свой среди чужих – 7. Английский чемодан без ручки

Вид из кабины штурмана

Минусами были откровенная низкая скорость (на 40-50 км/ч меньше, чем у Ил-4), почти в два раза меньшая чем у Ил-4 дальность, самолет был очень строг в управлении и имел неудовлетворительную маневренность, особенно на низких высотах. Причем настолько худшую, что летчикам не рекомендовалось выполнять резкие маневры в горизонтали. Нельзя назвать хорошей и защиту экипажа.

Кому вообще пришло в голову, что это можно использовать как торпедоносец, который должен прорываться через ПВО противника, маневрируя и уклоняясь, останется на совести британцев.

К сожалению, в том числе и из-за нехватки в тот момент торпедоносцев, нашим летчикам пришлось воевать на откровенно слабой и неприспособленной для этого машине. Наверное, потому список погибших экипажей намного больше списка одержанных побед.

Кстати, именно эпизод с участием «Хэмпдена» стал основой для сюжета в фильме «Торпедоносцы». 14 января 1943 года два «Хэмпдена» обнаружили караван из семи судов. Самолет капитана Баштыркова был подбит кораблями охранения при выходе в атаку. Пылающий торпедоносец не свернул с боевого курса и прежде чем упасть в море, успел сбросить торпеду по транспорту. Второй «Хэмпден», ведомый капитаном Киселевым (впоследствии — Герой Советского Союза посмертно), несмотря на повреждения, вернулся на свой аэродром. Командир экипажа А. А. Баштырков и стрелок-радист В. Н. Гаврилов посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.

Правда, в фильме, снятом по материалам корреспондентов «Красной звезды», в качестве самолета принимал участие Ли-2, загримированный под Ил-4. Действительно, не мог же летчик-герой воевать на «иномарке»…

Еще одна страничка в рассказах о том, на чем приходилось воевать нашим предкам. Не самая, надо сказать, радостная. Но увы, это так. Воевали на том, что было, а вот то, что было не всегда являлось отличной техникой — факт.

Можно долго рассуждать (и рассуждают до сих пор) по поводу всего, что приходило к нам (в особенности от англичан) из импортного вооружения. Но факт того, что несколько десятков наших летчиков (не самых плохих, молодых или неподготовленных) просто погибли, не причинив никакого урона врагу из-за того, что воевали на откровенных тихоходных гробах, об этом стоит помнить.

Чья здесь вина, наших, не успевших выпустить больше хороших самолетов, или англичан, присылавших нам откровенный хлам, погибшим летчикам все равно. Подвигом было уже то, что они выходили в бой, рассчитывая на победу, но прекрасно отдавая себе отчет в том, насколько невелики шансы.

И горящие «Хэмпдены» попадали в ледяные объятия северных морей.

Иванников С. Хроника летающего чемодана.
Справочник потерь военно-морского и торгового флотов Германии и ее союзников, понесенных от ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Широкорад А. Торпедоносцы.

Автор: Роман Скоморохов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. a.s.zzz888 8 ноября 2016 07:32
    Когда не хватало своих самолетов, воевали на ВСЁМ, что могло уничтожить врага. Время было такое, а люди - Герои!
    1. казак волгский 8 ноября 2016 08:20
      Настоящие Герои!!! Полностью Солидарен! п.с Немного улыбнул эпизод с поеданием секретных документов - хотя все по Уставу........
  2. Mic1969 8 ноября 2016 08:51
    "Действительно, не мог же летчик-герой воевать на «иномарке»…" А автор не подумал, где бы наши киношники в 1983 году взяли бы Хендли Пейдж ХП.52 «Хемпден» да ещё и действующий, если даже под ИЛ 4 пришлось гримировать ЛИ 2?
  3. костя андреев 8 ноября 2016 09:19
    Роман прежде чем писать про то что герой в кино не мог воевать на иномарке, следует вспомнить такой известный фильм как "два капитана" с Богатыревым. Так там Григорьев идет в атаку на бостоне. Когда был самолет тогда и снимали настоящий, а еще в торпедоносцах по полю катался настоящий отреставрированный ил4.
    Англичане присылали то оружие на котором воевали сами англичане, потому что у них другого не было. Поэтому пришлось им часто воевать на американской технике. Поэтому ваши воздыхания и возмущения по поводу поставок самолётов считаю не справедливыми. Когда смогли то тогда начали поставлять союзники новое онужие.Вы не будете называть митчелы и бостон устаревшими?
    1. RPG_ 8 ноября 2016 12:59
      Что то я не помню что бы они присылали велинктоны или ланкастеры и Москито в лендлизных поставках не видно.
      1. veteran66 8 ноября 2016 16:44
        Цитата: RPG_
        то то я не помню что бы они присылали велинктоны или ланкастеры и Москито в лендлизных поставках не видно.

        Ленд-лиз это американская программа помощи воюющим странам, англичане ничего не обязаны нам были, но всё же делились тем, что было.
        Цитата: RPG_
        велинктоны или ланкастеры
        стратегические бомбардировщики и в программу Л-Л не входили, Москито англичанам самим нужен был
        1. RPG_ 29 ноября 2016 11:55
          Вот тут довольно спорно. Надо читать договор ленд лиза, но британци его как минимум тоже подписывали и должны были что то поставлять в обмен из союза шло сырьё.
          1. veteran66 29 ноября 2016 16:25
            Цитата: RPG_
            Вот тут довольно спорно

            да тут и спорить нечего, Л-Л программа помощи США воюющим против Оси странам, а обратный Л-Л - это это помощь этих стран США в качестве частичной оплаты материалов и сырья, между собой по договору о Л-Л страны не обменивались.
        2. zenion 1 апреля 2017 17:03
          Конечно ничем не обязаны, они разрешили проливать кровь и за них, и за себя.
      2. Альф 8 ноября 2016 19:46
        Цитата: RPG_
        Что то я не помню что бы они присылали велинктоны или ланкастеры и Москито в лендлизных поставках не видно.

        Москито испытывался в ЛИИ, итог был таков, своими словами,-Самолет интересный, но для ВВС РККА не представляет интереса из-за того, что создавался совсем для другой тактики применения.
        Как истребитель-бомбардировщик не пригоден из-за полного отсутствия бронирования, как разведчик слишком высотен, как ночной истребитель-так немцы ночами воевали очень редко.
        По поводу Ланкастеров. На Ланкастерах стояли моторы Мерлин, которых не хватало самим англичанам. Не зря на британских тяжелых бомбардировщиках была такая чехарда с разными типами моторов. Даже выпускаемые по лицензии Паккард V-1650 американцы поставляли британцам.
        Я не говорю, правы были островитяне или нет, но всегда во всех союзах сторона сначала обеспечивала свои потребности и только потом помогала союзнику.
    2. 97110 14 ноября 2016 21:05
      Цитата: костя андреев
      Англичане присылали то оружие на котором воевали сами англичане

      Разгромная критика описываемого двухмоторного моноплана в роли торпедоносца была бы ещё разгромней, сравни Автор его с Суордфишем. Тот как никак Бисмарка подбил. Нешто лучше Хемпдена был одномоторный биплан?
  4. фа2998 8 ноября 2016 11:56
    Цитата: a.s.zzz888
    , воевали на ВСЁМ,

    У Североморцев в свое время была пословица-"Ты мне друг или Хэмпден!"Видать сильно "любили" это английское чудо! hi
  5. Alexey RA 8 ноября 2016 12:32
    Чья здесь вина, наших, не успевших выпустить больше хороших самолетов, или англичан, присылавших нам откровенный хлам, погибшим летчикам все равно.

    Англичане на этом хламе летали сами. Вы же сами пишете, что "Хэмпдены" достались нам в наследство от британских эскадрилий.
    Что же до отечественной промышленности... дело в том, что ВВС ВМФ получал технику "по остаточному принципу". Достаточно взглянуть на то, на чём воевала осенью 1942 года 1-я эскадрилья 24 мтап:
    22 октября, после приема последних «экзаменов», личный состав английских дивизионов отплыл на родину, а на 17 уцелевших торпедоносцах начала боевую работу 3-я эскадрилья (1-я и 2-я воевали на бомбардировщиках СБ-2 и ДБ-ЗФ).

    И это было не только на СФ. На Балтике прикрывавшие Ленинград и Дорогу Жизни флотские иап до 1943 летали на И-16. "Голубев-13-й" умудрился даже провести на "ишачке" бой с FW-190.
    1. samoletil18 8 ноября 2016 17:17
      В 1942 г. было произведено 83 И-16. Причем., это была переделка УТИ-4, превосходившая по боевой мощи все другие типы И-16. Тип-15Б производился в Баку на заводе №458 Баку, после эвакуации из Ростова. Так что в умелых руках осуществить перехват на подходе к цели можно было и на И-16. Хотя, я уверен, что Голубев предпочел бы более современный самолет, но это как у Толстого: "Дубина народной войны поднялась со всей своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил..."
      1. Alexey RA 8 ноября 2016 17:56
        Цитата: samoletil18
        В 1942 г. было произведено 83 И-16.

        У ВВС был значительный резерв "ишачков" - в иап ПВО:
        Весной 1942 г. большая часть ис­требителей И-16 находилась в составе полков ПВО тыловых районов страны. В системе ПВО крупных городов и во­енных объектов использовалось 333 истребителя И-16. Помимо 6-го ИАК ПВО, прикрывавшего Москву и 7-го ИАК ПВО, защищавшего Ленинград, существовал еще 8-й ИАК ПВО, дис­лоцированный в окрестностях Баку. На вооружении подразделений 8-го ИАК ПВО весной 1942 г. имелось 118 самолетов И-16. Кроме того, 13 истре­бителей И-16 имелось в составе 106-й истребительной авиационной дивизии ПВО, защищавшей Бологое и 24 само­лета - на вооружении ответственной за оборону с воздуха Сталинграда 102-й истребительной авиационной дивизии ПВО. Восемь И-16 было в закрывав­шим от налетов самолетов люфтваф­фе Ростов-на-Дону 105-м ИАК ПВО.
        Летом 1942 г. количество И-16 в частях ПВО возросло до 348, но осе­нью сильно уменьшилось - много ис­требителей пришлось отправить на фронт для восполнения потерь. В се­редине 1943 г. в ПВО оставалось 143 И-16, а к концу года - не более сорока. В 1944 г. все И-16 были сняты с воору­жения полков ПВО.

        А полк Голубева в 1943 был перевооружён на Ла-5. Но несколько И-16 в полку сохранилось - и использовалось наиболее опытными экипажами в роли... ночных штурмовиков.
        Желая спасти как можно больше У-2, мы в это время одиночными "ишачками" на высоте 700-800 метров носились над позициями врага и довольно успешно штурмовали прожекторные установки.
  6. амурец 8 ноября 2016 12:47
    Кому вообще пришло в голову, что это можно использовать как торпедоносец, который должен прорываться через ПВО противника, маневрируя и уклоняясь, останется на совести британцев.

    Ну у английских лордов были свои тараканы в голове, они не только этот хлам приняли на вооружение. Тем более что воевать на этих машинах планировали сами, а не поставлять в СССР
    1. Alexey RA 8 ноября 2016 13:05
      Цитата: амурец
      Ну у английских лордов были свои тараканы в голове, они не только этот хлам приняли на вооружение.

      Сразу вспомнился "Болтон Пол "Дифайэнт"... laughing
  7. Fitter65 8 ноября 2016 13:05
    Чья здесь вина, наших, не успевших выпустить больше хороших самолетов, или англичан, присылавших нам откровенный хлам,

    Вот в данном случае англичан винить не надо,данный самолёт они нам не навязывали,по ленд-лизу не поставляли просто оставили на аэродроме ненужный хлам..А вот то что наши,из-за отсутствия нужного количества нормальных самолётов решили этот хлам использовать,извините...
  8. bionik 8 ноября 2016 14:41
    5-е фото в статье с надписью на торпеде "За Киселева"Ещё одно фото с той же надписью.Старшина торпедной группы 24-го минно-торпедного авиаполка А.В. Раков готовит торпеду к установке на самолет Hampden TB.I британского производства. На торпеде — надпись «За Киселева!» — в память о погибшем командире 3-й эскадрильи капитане В.Н. Киселеве.Самолеты-торпедоносцы Hampden TB.I использовались англичанами для охраны северных конвоев и базировались на аэродроме Ваенга под Мурманском, а затем оставшиеся были переданы СССР, 3-й эскадрилье 24-го минно-торпедного авиаполка (МТАП) Северного флота, без английских прицелов, фотокамер и некоторых приборов, считавшихся секретными.
  9. bionik 8 ноября 2016 14:45
    Летчик 24-го минно-торпедного авиаполка ВВС Северного флота заместитель командира эскадрильи капитан Василий Николаевич Киселев.

    Василий Николаевич Киселев (1910—1943) в рядах ВМФ с 1933 г. После окончания летной школы в 1936 г. направлен для прохождения службы в 44-ю разведывательную эскадрилью ВВС КБФ. В 1939 г. переведен на Северный флот в 45-ю ОАЭ, позже развернутую в 118-й ОМРАП. Принимал участие в советско-финляндской войне. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. В составе 118-го МРАП старший лейтенант Киселев (к тому времени – командир звена) совершал вылеты на разведку морских коммуникаций противника, уничтожение вражеских подводных лодок и кораблей, бомбовые удары по войскам, аэродромам и военно-морским базам противника, поиск мин, сброшенных вражескими самолетами. 4 сентября потопил вражескую подводную лодку в горле Белого моря. К концу февраля 1942 г. старший лейтенант Киселев имел на своем счету 201 боевой вылет (из них 79 – ночью). С ноября 1942 г. – в составе 24-го МТАП, командир звена, затем – заместитель командира эскадрильи. Летал на самолетах ДБ-Ф и британских «Хемпден» (Handley Page Hampden TB Mk.I). Совершал вылеты на поиск вражеских конвоев и торпедирование кораблей. К концу апреля 1943 г. на счету экипажа капитана Киселева было уже 4 потопленных судна общим водоизмещение 33 000 тн. 25 апреля 1943 г. авиагруппа из 5-ти торпедоносцев «Хемпден», ведомая капитаном Киселевым, вылетела для атаки вражеского конвоя в районе Конгс-фьорда (север Норвегии). Обнаружив конвой, торпедоносцы, построившись «клином», устремились вперед. В разгар атаки от прямого попадания снаряда самолет В.Н. Киселева загорелся, но летчик не свернул с боевого курса. Штурман сбросил торпеду с минимальной дистанции. Пораженный торпедой транспорт «Леезе» пошел ко дну. Пролетев над мачтами тонущего судна, торпедоносец потерял управление и упал в море. Экипаж в составе командира экипажа капитана В.Н. Киселева, штурмана старшего лейтенанта М.Ф. Покало, воздушных стрелков старшины И.А. Берденникова и сержанта В.И. Жучкова погиб. 24 июля 1943 г. капитану В.Н. Киселеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
  10. Никкола Мак 9 ноября 2016 07:52
    А «Тирпитц» и его сателлиты по-прежнему вызывали мышечное расслабление у всех лордов Адмиралтейства.


    Неизвестно, у кого он ещё вызывал большее "мышечное расслабление" при мысли о выходе в море - у лордов или у офицеров штаба кригсмарине - от боязни его потерять.
    В результате польза от него была только Геббельсу и как пугало - призрак "тирпицизма".
    Лучше бы десяток подводных лодок собрали - и много ещё чего.
  11. помидоркин 9 ноября 2016 11:57
    Вечная память и слава Героям!!!
  12. Molot1979 3 мая 2017 14:26
    Всегда когда слышу такие вопросы, типа "надо бы спросить, почему не обеспечили нужного количества самолетов", хочу прямо в лоб сказать: ну конечно, кабы ты, такой умный, встал на место наркома, уж ты бы столько техники дал - вся страна бы закричала в ужасе "Хватит!!!". Ага? Что там этот Кузнецов? Кто такой этот дилетант Ванников? Вот поставили бы автора статьи, так уже завтра конец бы Гитлеру и всей Германии.
Картина дня