Covenanter: танк Второй мировой, никогда не участвовавший в сражениях

Крейсерский танк Mk.V «Ковенантер» (Tank Cruiser Mk.V «Covenanter») — британский крейсерский танк периода Второй мировой войны. Был создан в 1939 году, представлял собой дальнейшее развитие серии английских крейсерских танков, должен был прийти на замену Tank Cruiser Mk.III и Tank Cruiser Mk.IV. Всего с 1939 года был выпущен 1771 танк Covenanter. Все они использовались главным образом в учебных целях, танки не отличались надежностью и были признаны неудачными.

Ни одна из этих боевых машин не приняла участия в боевых действиях в годы Второй мировой войны, став самым массовым танком тех лет, который так и не вышел на поля сражений. При этом часть танков была переделана в командирские машины, БРЭМ и мостоукладчики. Несмотря на то, что ни один из танков Covenanter не принимал участия в боевых действиях, до наших дней сохранился всего один целый экземпляр, который сегодня можно встретить в экспозиции английского танкового музея в Бовингтоне.

Танк получил свое название в честь пресвитерианцев (covenanters) — шотландской религиозной фракции на британских островах, которая существовала во времена Войны трех королевств. Это был первый английский крейсерский танк, которому после создания было присвоено имя. Боевая машина была сконструирована в Лондоне инженерами компаний Midland и Scottish Railway на замену крейсерскому танку Cruiser Mk. IV. По сравнению с последним, Covenanter был лучше бронирован. Танк был запущен в производство в 1939 году еще до постройки машин экспериментальной партии. По этой причине проблемы его конструкции было выявлены лишь после того, как боевая машина была запущена в массовое производство.


Covenanter: танк Второй мировой, никогда не участвовавший в сражениях


В 1939 году от английских военных поступил заказ на создание нового, хорошо бронированного, «тяжелого» крейсерского танка, который должен был прийти на смену боевой машине Cruiser IV. Производство уже спроектированных танков А16 и А14 конструкции Nuffield было очень сложным и дорогим, поэтому в том же 1939 году более легкий в освоении и дешевый крейсерский танк (по спецификации генштаба A13 Mk III Cruiser Mark V) был рекомендован к запуску в производство. Новый танк не имел ничего общего с другими модификациями А13, за исключением подвески от А13 Christie.

Танк вооружили орудием QF 2 Pounder и одним пулеметом, также он получил подвеску от А13 Christie на низком корпусе, «стандартную броню» 30 мм и планетарную рулевую трансмиссию. Все вертикальные части корпуса танка должны были изготавливаться из бронеплит толщиной 30 мм. Чтобы сохранить низкий силуэт танка, в подвеске использовались шатуны и низкопрофильный двигатель. Силовая установка специально для данной боевой машины была форсирована до 340 л.с.

Компоновка крейсерского танка Covenanters была классической. Силовая установка располагалась в корме корпуса, там же были места для топливных баков. Боевое отделение занимало среднюю часть танка, а отделение управления, которое было сопряжено с боевым, занимало переднюю часть корпуса боевой машины. Башня с 40-мм орудием QF 2 Pounder и спаренным с ним пулеметом находилась в средней части корпуса. Экипаж танка состоял из 4-х человек, все они за исключением механика-водителя располагались в боевом отделении. Для посадки и высадки членов экипажа в крыше башни имелся большой люк, крышка которого не поднималась вверх, как обычно, а сдвигалась назад. Еще один люк, предназначенный для механика-водителя, располагался в передней части корпуса.



Работы над созданием танка вели компании London, Midland and Scottish Railway Company (LMS). Стоит отметить, что данные компании не имели полноценного опыта создания и выпуска военной техники, однако были привлечены к участию в британской политике конверсии производства. Конструкторы отдали предпочтение цельносварному корпусу, отказавшись от клепанного, что несколько уменьшало вес боевой машины. Башня была разработана компанией Nuffield совместно с Henry Meadows, последняя компания создала низкопрофильный двигатель для данного танка. 17 апреля 1939 года еще до выпуска хотя бы одного опытного образца поступил первый заказ на 100 боевых машин. При этом, хотя в танке использовались некоторые элементы и решения от компании Nuffield, в последней предпочли также создать свою версию танка, которая получила название А13: Cruiser Mk.VI Crusader.

Из-за стремительно надвигающейся войны конструкция танка Covenanter так и не прошла доводку. Были проблемы с двигателем и компоновкой его отсека. 12-цилиндровый двигатель был слишком широким и не оставил места для радиаторов, которые пришлось расположить в передней части боевой машины. Такое решение привело к серьезным проблемам с охлаждением и перегревом. Система труб охлаждения двигателя, которая шла к радиаторам в передней части танка, нагревала и боевые модули. В танке было очень жарко, что исключало его использование в боевых действиях в Северной Африке, куда были в итоге отправлены Cruiser Mk.VI Crusader, а также американские боевые машины.

Вообще, моторно-трансмиссионное отделение и его теснота и стали главным бичом этого танка. Конструкторы перестарались с попыткой уменьшения высоты корпуса. МТО было настолько сильно сжато, что места там оставалось на один лишь двигатель, а другие агрегаты пришлось разносить по всему танку. К тому же очень тесная компоновка МТО серьезно осложняла процесс обслуживания и эксплуатации танка. Так воздушные фильтры оказались на крыше МТО, их пришлось защищать специальными бронированными коробами. Радиаторы системы охлаждения вынесли в носовую часть корпуса, они располагались с левой стороны и также прикрывались дополнительными броневыми накладками, толщина которых составляла 25 мм. Ящик с запчастями и инструментом хранился на крыше МТО и надгусеничных полках.



Коснулись изменения и конструкции трансмиссии. Инженеры решили отказаться от доступной на тот момент времени трансмиссии Willson, а также рулевого управления. Вместо них на танке появились планетарные рулевые элементы. В этой связи пришлось уменьшать размер вентиляторов, установленных в трансмиссионном отсеке. Опытный образец танка был готов в 1940 году и продемонстрировал неплохие результаты на испытаниях, но уже тогда у машины были проблемы с охлаждением двигателя. Серийные поставки танков не осуществлялись вплоть до сражения под Дюнкерком, а производство башен отставало от производства корпусов.

Несмотря на тот факт, что британские экспедиционные силы во Франции остро нуждались в новых танках с лучшим бронированием, поставки танка Covenanter не удавалось осуществить вплоть до июня 1940 года. Задержка производства была связана с развертыванием выпуска корпусов и башен новой конструкции, к чему предприятия Англии оказались просто не готовы. Танк отличало наличие шестигранной башни достаточно сложной формы. При этом британские инженеры решили применить не только двускатные борта с толщиной брони 30 мм, но и наклонную крышу, в центре которой размещался перископический прибор наблюдения Mk.IV, который прикрывался 11-мм бронированным «стаканом». Второй подобный прибор, который предназначался для заряжающего, был расположен спереди справа. Для улучшения обзорности в бортах башни имелись смотровые приборы со специальными стеклоблоками.

Странностью представленной башни было то, что конструкторы вспомнили о рациональных углах наклона брони, но почему-то это касалось лишь бортов и кормы башни. Лобовая деталь башни так и осталась расположенной практически под прямым углом. В лобовой части башни, имевшей толщину 30 мм, был выполнен вырез под установку стандартной английской 2-фунтовой пушки (QF 2 pounder) с длиной ствола 52 калибра и одного 7,92-мм пулемета BESA. В качестве дополнительного вооружения мог использоваться зенитный пулемет Bren, который устанавливался на специальном складном штыре.



Также процесс запуска танка в производство усугублялся нехваткой квалифицированных сварщиков, поэтому пришлось обратиться даже к аварийному варианту со сборкой клепаных корпусов, что привело к росту массы танка на 100 килограмм. Вместо сварки при запуске в серийное производство вернулись к клепке. Первые серийные танки военные начали получать уже после поражения Франции и завершения французской кампании британских экспедиционных сил.

К этому момент в Управлении механизации пришли к мнению, что танк Covenanter непригоден к использованию в боевых действиях. Причин такого решения было несколько, главная из них была связана с охлаждением двигателя танка. Трубопровод, который шел от МТО к радиаторам, проходил через боевое отделение, создавая для экипажа дискомфортные условия работы из-за повышения температуры внутри корпуса танка. Помимо этого, размещение основных элементов системы охлаждения в носовой части боевой машины было признано не самым удачным конструкторским решением. Максимальная скорость серийных танков должна была составлять 50 км/ч, но на испытаниях редко удавалось достичь 48 км/ч. Выросшая до 18,2-18,3 тонн масса танка негативно влияла на проходимость, ходовые качества и исключала путь дальнейшего развития и наращивания боевых возможностей машины.

В дальнейшем проводилось 4 этапа модернизации танка, все они были направлены на улучшение работы силовой установки, однако решить проблему комплексно так и не удалось. И хотя повоевать танку так и не пришлось, Covenanter был признан британцами очень хорошей учебно-боевой машиной, которая идеально подходила для подготовки личного состава. Все танки, за исключением лишь нескольких экземпляров, эксплуатировались исключительно на территории Великобритании с осени 1940 года по конец 1943 года включительно. В частности эти танки находились на вооружении Гвардейской танковой дивизии и 1-й Польской Бронетанковой дивизии во время их формирования в Великобритании. При этом в этих частях танки были заменены на другие боевые машины еще до отправки подразделений на фронт. Исключение составляли лишь несколько мостоукладчиков, построенных на базе танка Covenanter, эти инженерные машины сохранялись в обеих дивизиях и использовались во время наступления через Бельгию и Нидерланды.



Мостоукладчики Covenanter Bridgelayer были созданы в 1941 году. Эти боевые машины представляли собой серийные танки, с которых была демонтирована башня. На ее месте устанавливался раскладной мост типа «ножницы» длиной чуть более 10 метров и шириной 2,9 метра. Мост выдерживал максимальную нагрузку — до 24 тонн. Такая модификация оказалась удачной и в течение 1942-1943 года в мостоукладчики переделали несколько десятков уже готовых крейсерских танков. Помимо польской бронетанковой дивизии они также использовались в составе 1-й чехословацкой бронетанковой бригады во время высадки в Нормандии. А несколько таких мостоукладчиков получила армия Австралии. В 1942 году они использовались австралийцами в Бирме.

В боевых действиях был потерян всего один танк Covenanter, да и тот был уничтожен на территории Великобритании. Машина была потеряна во время авианалета немцев на город Ковентри 31 мая 1942 года. К концу 1943 года танк был признан устаревшим и слабо вооруженным, он не мог бороться с немецкими танками, особенно новыми «Пантерами» и «Тиграми». Каким-то образом решить эту проблему без кардинальной переделки конструкции танка было нельзя. Поэтому машину признали устаревшей, тогда же поступил приказ об их утилизации. Исключение составляли лишь модификации танка, которые выполняли различные вспомогательные функции.

Тактико-технические характеристики Cruiser Mk.V «Covenanter»:
Габаритные размеры: длина корпуса — 5790 мм, ширина — 2620 мм, высота — 2240 мм.
Боевая масса — 18,3 т.
Бронирование — 7-40 мм.
Силовая установка — 12-цилиндровый двигатель Meadows D.A.V мощностью 340 л.с.
Максимальная скорость — 50 км/ч (по шоссе).
Запас топлива — 420 л.
Запас хода — 160 км.
Вооружение — 40-мм пушка QF 2 Pounder и 7,62-мм пулемет BESA.
Боекомплект — 131 снаряд и 3750 патронов.
Экипаж — 4 человека (командир, механик-водитель, наводчик и заряжающий).

Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/cruiser_a13_mk3.htm
http://tanki-v-boju.ru/tank-kovenanter-mk-v-covenanter
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:GB60_Covenanter/История
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 42

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Хапфри 8 ноября 2016 15:37
    Автор ставит танку невысокую оценку, тогда как важным аспектом является выучка экипажа и грамотное использование техники с одной стороны и наличие такого "второстепенного" оборудования как надежная рация и приборы наблюдения, прицелы с другой. Английская двухфунтовка имела хорошие бронебойные характеристики , могла бороться с большинством немецких танков начала войны.
    1. Alexey RA 8 ноября 2016 16:09
      Цитата: Хапфри
      Английская двухфунтовка имела хорошие бронебойные характеристики , могла бороться с большинством немецких танков начала войны.

      Проблема в том, что у немцев была ещё пехота и ПТА. А вот для борьбы с ними двухфунтовке остро не хватало осколочных снарядов. Ибо приводить к молчанию обнаруженную "колотушку" или пулемётное гнездо бронебойными... smile
      1. Никкола Мак 9 ноября 2016 08:28
        Немцы, видимо вовремя спохватились насчёт "нормального" снаряда для борьбы с чем-то помимо танков.
        Pz 4 получил короткую 75 мм именно из этих соображений. И далее на "Тигр" как тяжёлый танк прорыва поставили именно 88 - хотя была мысль о более "пробивной" 75.
        А вот англичане явно перед войной видели "дуэли танков" как основной тип боя.
        Даже "Черчилль" планировался сначала с 40 мм QF2.
        Но реально оказалось, что 50 -80 процентов танков поражалось именно противотанковой и иной артиллерией.
        И по идее борьба с ней была большим приоритетом, чем борьба собственно с танками.
        1. Alexey RA 10 ноября 2016 11:17
          Цитата: Никкола Мак
          Pz 4 получил короткую 75 мм именно из этих соображений. И далее на "Тигр" как тяжёлый танк прорыва поставили именно 88 - хотя была мысль о более "пробивной" 75.

          С "Тиграми" не всё так однозначно.
          Помните первые штаты шверепанцерабтайлунгов? Те самые, в которых кроме самих "тигров" были "противопехотные" Pz.III.Ausf.N с "окурками". Похоже, немцы поначалу не особо верили в "противопехотность" 8,8-см и на всякий случай решили подстраховаться.
          1. Никкола Мак 10 ноября 2016 15:04
            Это естественно, что при введении нового класса техники возникают разные мысли о её месте и штатах.
            Тем более что первоначальная классификация Pz 4 как "тяжёлого" устарела при пересечении советской границы. И как и где должен воевать "Тигр" возникали вопросы - это была машина нового типа.
            Но всё таки всё закончилось чисто "тигриным" отдельным тяжелотанковым батальоном. С концепцией распределения его поротно приданному подразделению (или по другому). В него Тигры и должны были "встраиваться" и получать поддержу - в том числе других танков и артиллерии.
            В батальоне остались только необходимые ему на марше (зенитки), и некоторые вспомогательные силы.
            Штатные роты получила только "элита" ("Гроссдойчланд" и "эссовская тройка").
            1. rjxtufh 10 ноября 2016 20:09
              Цитата: Никкола Мак
              Тем более что первоначальная классификация Pz 4 как "тяжёлого" устарела при пересечении советской границы.

              Pz.IV в немецкой армии НИКОГДА не был тяжелым танком.
              Сначала, по модель F1 включительно, это был "пехотный" танк. А далее это был немецкий ЛЕГКИЙ (даже не средний) танк. Немецким тяжелым танком был Тигр.
              Техника примерно аналогичного Pz.IV уровня в войсках союзников (Шерман, Т-34/85) считалась средними танками. Хотя сами американцы позиционировали Шерман, как "пехотный" танк. И под новую классификацию делали уже Першинг.
              Цитата: Никкола Мак
              И как и где должен воевать "Тигр" возникали вопросы - это была машина нового типа.

              Никакого особо "нового типа" Тигр не был. Сначала он проектировался, как "танк прорыва". А потом, уже по ходу дела был слегка переделан и перепозицирован, как немецкий тяжелый танк. В войсках союзников аналогов Тигру не было.
        2. rjxtufh 10 ноября 2016 20:17
          Цитата: Никкола Мак
          Pz 4 получил короткую 75 мм именно из этих соображений.

          Pz.IV по модель F1 включительно был типичным "пехотным" танком с соответствующим вооружением. На этом "посту" его сменил Pz.KpfW.III Ausf. N.
          Цитата: Никкола Мак
          И далее на "Тигр" как тяжёлый танк прорыва

          Сначала танк прорыва. А потом тяжелый танк. Не всё вместе.
    2. Монархист 8 ноября 2016 16:48
      Помнится в дневниках Полевого приводится отзыв Катукова по поводу Матильды: надёжная броня,вооружение,но проходимость паршивая. У "Ковенантера"смотрим: запас хода не высок, бронирование не очень,а в придачу экипажу гарантирована"Африка"
      1. Alexey RA 8 ноября 2016 17:50
        Цитата: Монархист
        Помнится в дневниках Полевого приводится отзыв Катукова по поводу Матильды: надёжная броня,вооружение,но проходимость паршивая.

        Дарёному коню, как известно... smile
        Особенно когда у этого среднего/пехотного "коня" бронирование соответствует (лобовая проекция) или лишь немного уступает (борта и корма) тяжёлому КВ. А уж какой был у "Моти" ресурс движка...
        А если сравнить по проходимости "Мотю" и КВ - ещё неизвестно кто выиграет. smile
        1. Котище 8 ноября 2016 18:10
          Большенство гусенец Матильд в СССР модернизировали в полевых условиях, наваривая шипы.
        2. Zaurbek 10 ноября 2016 09:11
          Ну он то е не дареный, а за золото...
      2. rasteer 8 ноября 2016 20:25
        Африка в танке в России .. счастье. wassat
        Проблема этого танка исключительно британская, новаторство и анахронизм в одном флаконе. Просто в Ковене не смогли устаканить эту феерию разума. hi
      3. aba 8 ноября 2016 23:40
        а в придачу экипажу гарантирована"Африка"

        Тогда бы их к нам надо было поставлять на зимний период. wink
        aba
    3. Котище 8 ноября 2016 18:19
      Танк из категории казаться, а не быть! good
      Какой смысл в хвалить пушку, если база, ходовая, двигатель и бронирование были до такой степени неудачные, что несмотря на то, что их наклепали почти 2000 шт. в первую линию они не попали.
      Не зря сами британцы говорили о нем "хорош на 3/4, но 1/4 плохого ставит на нем полный крест". crying
      1. Хапфри 8 ноября 2016 21:56
        Какой смысл в хвалить пушку, если база, ходовая, двигатель и бронирование были до такой степени неудачные, что в первую линию они не попали.

        Англичане до 44-го не вели масштабных сухопутных операций. Незначительный размах боевых действий в Африке, а впоследствии и на Сицилии позволял переоснастить части более удачными Грантами а впоследствии и Шерманами.
    4. свой1970 8 ноября 2016 20:37
      танк настолько хорош что его побоялись в бой пускать - этого достаточно чтоб понять что это трактор,мафынка, ездилка, поповозка - но не танк...Танки в бой пускать не боятся....
      1. Хапфри 8 ноября 2016 21:58
        .Танки в бой пускать не боятся....

        У нас и Т-60 в бой пускали , и выпустили их тысяч 7... просто у англичан не было такой острой необходимости
        1. Alexey RA 10 ноября 2016 11:18
          Цитата: Хапфри
          просто у англичан не было такой острой необходимости

          Необходимость была - если уж они М3 Ли считали за танк.
          Просто "ковенантер" оказался непригодным для боевого применения даже в условиях нехватки танков.
  2. rjxtufh 8 ноября 2016 16:21
    Цитата: Юферев Сергей
    Странностью представленной башни было то, что конструкторы вспомнили о рациональных углах наклона брони, но почему-то это касалось лишь бортов и кормы башни. Лобовая деталь башни так и осталась расположенной практически под прямым углом.

    Это не так. Лобовая броня состоит из "принимающей", 2-х "наклонных" и "рикошетирующей" брони. Итого 4 участка.

    К сожалению не нашел ответ на очень важный для себя вопрос, были ли у танков этой модели амортизаторы в ходовой части? В следующей можели были. А в этой?
    1. rasteer 8 ноября 2016 20:30
      Цитата: rjxtufh
      Это не так. Лобовая броня состоит из "принимающей", 2-х "наклонных" и "рикошетирующей" брони. Итого 4 участка.
      Вот же кочегар зажег угля. wassat
      Простите что есть что в вертикальном лобовом листе?
      Маска не в счет, если че wink Хотя конечно она велика, но и дрява одновременно.
      Мы про башню говорим если что.
      1. rjxtufh 8 ноября 2016 22:03
        Цитата: rasteer
        Простите что есть что в вертикальном лобовом листе?

        Нет, это есть в лобовой броне платформы.
        1. rasteer 8 ноября 2016 22:21
          но писалось то о башне. Логика британского танкостроения при создании этой башни проявилась на все сто.
          При одинаковой толщине брони рациональные углы получили все листы кроме лобового.
          1. rjxtufh 8 ноября 2016 23:03
            Цитата: rasteer
            но писалось то о башне

            Мною не писалось.
            Цитата: rasteer
            При одинаковой толщине брони рациональные углы получили все листы кроме лобового.

            Еще непонятно, какова толщина "принимающего" листа.
            1. rasteer 9 ноября 2016 13:42
              Цитата: Юферев Сергей
              Странностью представленной башни было то, что конструкторы вспомнили о рациональных углах наклона брони, но почему-то это касалось лишь бортов и кормы башни. Лобовая деталь башни так и осталась расположенной практически под прямым углом.

              Перечитайте еще раз автор писал про башню а вы приводя эту цитату пишите про углы лобовой брони.
              Вся броня башни была 30мм.
              Что в вашем сленге означает принимающий лист?
              1. rjxtufh 9 ноября 2016 13:57
                Цитата: rasteer
                Перечитайте еще раз автор писал про башню

                Зачем?
                Цитата: rasteer
                Вся броня башни была 30мм.

                Я про башню не писал.
                Цитата: rasteer
                Что в вашем сленге означает принимающий лист?

                Вот тот, который спереди. Перпендикулярный земле.
                Его расположение действительно необычное. Обычно этот лист делался на подбашенной коробке. У того же КВ-1, например. Или у немецких танков.
                У Т-34 он тоже имелся. И даже там же. Но только был значительно уже. И, к тому же, был совершенно не "принимающим", т.к. делался из неброневой стали. Т.е. конструкция защиты "морды англичанина" лучше. Хотя в принципе примерно такая же, как и у "первого в мире танка с наклонными бронелистами Т-34". ВЛД "англичанина" сделана ломаной, с рикошетирующим участком. У Т-34 этого нет, только наклонный лист.
                1. rasteer 9 ноября 2016 20:16
                  Зачем?
                  А зачем приводить цитату про башню? Если хочется поговорить о корпусе wink
                  Не знаю зачем эта деталь понадобилась бритам в таком виде. Видимо как всегда полет фантазии. Пока искал в чем смысл этих бронестрингов выяснил интересные подробности про бронирование Ковена: а именно двухслойное бронирование причем внутренний слой из не броневой стали. Кстати ВЛД имел толщину 28см деленную пополам между слоями.
                  Про рикошетность ВЛД это красиво, только вот вероятность рикошета в вертикальные передние листы рубки мехвода и башни, а также под колпаки защиты радиаторов был велика. Колпак радиатора кстати всего 25мм ХЗ какой стали. В общем не танк, а недоразумение даже для англичан оказался.
                  1. rjxtufh 9 ноября 2016 22:03
                    Цитата: rasteer
                    А зачем приводить цитату про башню?

                    Ну, извините меня. Если сможете.
                    Цитата: rasteer
                    В общем не танк, а недоразумение даже для англичан оказался.

                    Но схема бронирования весьма оригинальная. Не могу сказать, что очень уж хорошая. Но оригинальная, это точно.
    2. kalibr 8 ноября 2016 22:17
      У него же было шасси типа Кристи. То есть амортизаторы были.
      1. rjxtufh 8 ноября 2016 23:07
        Цитата: kalibr
        У него же было шасси типа Кристи. То есть амортизаторы были.

        У советских подвесок типа Кристи амортизаторов не было.
        А у британских, что, у всех были?
        1. hohol95 8 ноября 2016 23:54
          А пружины входящие в состав ходовой это не амортизаторы?
          1. rjxtufh 9 ноября 2016 00:43
            Цитата: hohol95
            А пружины входящие в состав ходовой это не амортизаторы

            М-да.
            Пружины, это пружины. А амортизаторы, это амортизаторы. Детали совершенно разного назначения.
            На Крусайдере, Кромвеле и Комете амортизаторы были. А вот на более ранних моделях, включая Ковенантер, непонятно.

            1. hohol95 14 ноября 2016 16:41
              Если вы о дополнительном гидравлическом амортизаторе, то он появился на "Крестоносцах" !
              1. rjxtufh 14 ноября 2016 17:50
                Цитата: hohol95
                сли вы о дополнительном гидравлическом амортизаторе, то он появился на "Крестоносцах" !

                О каком дополнительном? Об обычном амортизаторе. Том, что рядом с пружиной.
                На Т-34 их не было. На британских танках они были.
                Это они с Крусэйдера пошли?
    3. hohol95 8 ноября 2016 23:47
      Ходовая типа "КРИСТИ" была на всех крейсерах от Мк 3 до Кометы, кроме Мк1 и Мк 2 ( у них была ходовая, как у Валентайна).
  3. 52гим 8 ноября 2016 17:18
    Не в обиду Автору-так себе статья.имхо.
  4. guzik007 8 ноября 2016 17:31
    Извините конечно,но... танк с противопульным,клепаным бронированием мог бы еще противостоять немецким трофейным ,чешского производства...но стать "основным"...это ни в какие ворота.
    Из разряда-ради красного словца(заголовка) ,не пожалеет и отца(правду-матку)
    1. Alexey RA 8 ноября 2016 17:41
      Цитата: guzik007
      Извините конечно,но... танк с противопульным,клепаным бронированием мог бы еще противостоять немецким трофейным ,чешского производства...

      Это вряд ли. Потому как бронепробиваемость орудий чехов была на уровне "колотушек" - и даже лучше. А ведь именно колотушки поставили крест на танках с противопульным бронированием.
      1. guzik007 8 ноября 2016 19:30
        Викерманна почитайте,он начинал компанию именно на трофейном чешском т-38(насколько не изменяет память. Броня клепаная,25 мм...противопульная...
        1. Хапфри 8 ноября 2016 22:07
          именно на трофейном чешском т-38(насколько не изменяет память. Броня клепаная,25 мм...противопульная...

          Лобовую броню нарастили в 41-м до 50 мм, к 37-мм колотушке появились новые подкалиберные снаряды , да и трофейным танк грубо говоря не был ибо производился в протекторате Чехия. Или как он там назывался. Но был частью Рейха. В Чехии вообще много чего делали.
  5. voyaka uh 9 ноября 2016 13:41
    У англичан успешно развилась линия: Кромвель - Комета - Центурион.
    Комета (на фотке). Она не успела повоевать - война кончилась.
    А уж из Кометы сделали отличный Центурион - короля сражений 50-х - 60-х.
  6. rasteer 9 ноября 2016 20:31
    Нашел пару интересных фото с Ковеном

    1. rasteer 9 ноября 2016 20:35

      и еще одно фото не несущее полезной информации laughing
Картина дня