В России создан новый материал для ракеты-носителя «Союз»

Для выполнения запусков «Союза-СТ» с Гвианского космического центра холдинг «РТ-Химкомпозит» (входит в Ростех) создал катализаторы и один из основных материалов при производстве ракеты – борное волокно, сообщает пресс-служба компании.

В России создан новый материал для ракеты-носителя «Союз»


«Разработанные катализаторы работают в приводе турбонасосных агрегатов специального катализатора ракеты-носителя. Борное волокно, в свою очередь, используется при изготовлении металлических композиционных материалов для каркасов космических аппаратов», – говорится в релизе.


«Для "Союз-СТ" мы создали уникальную и единственную в России научно-испытательную базу, где проводятся изучение эффективности и контрольные испытания по аттестации и паспортизации промышленно выпускаемых катализаторов, а также высококонцентрированного пероксида водорода различных марок. Специально разработанное волокно обладает уникальной прочностью 3200 МПа, коэффициентом вариации менее 15, деформацией при растяжении 2,8% и при этом в диаметре остается 140 мкм», – цитирует пресс-служба гендиректора холдинга Кирилла Шубского.

Отмечается, что разработанная предприятием технология производства специальных катализаторов «используется в агрегатах двигателей ракет-носителей "Союз", "Прогресс", "Союз-ФМ", "Союз-2"».

«Другая разработка "РТ-Химкомпозита" – борное волокно – один из наиболее востребованных армирующих материалов с высокими характеристиками. Используется в изготовлении металлических композиционных материалов на основе алюминия в качестве матрицы, которые успешно применяются при изготовлении лент-препрегов. Такие ленты используются и в авиации для изготовления горизонтального и вертикального стабилизаторов, хвоста, каркаса лонжерона, элементов крепежа», – говорится в сообщении.

В пресс-службе отметили также, что «последние разработки холдинга широко применяются при создании космической техники и обеспечивают выполнение задач федеральной космической программы, в том числе в части пилотируемых космических полетов как с традиционных космодромов, так и с космодрома Куру в Южной Америке, где уже состоялось 15 успешных запусков ракеты-носителя "Союз-СТ"».

Использованы фотографии: http://rostec.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 46

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Дамир 8 ноября 2016 09:32
    Ну вот опять по странному совпадению не видать и не слыхать "радетелей за Россию", да и про эти, как их... полимеры... про бензоколонку то-же что-то как-то не слышно... была бы статья в духе "Российским ученым не удалось..." пляски до утра бы стояли... со всем набором комментов....
    1. Зяблицев 8 ноября 2016 09:49
      Как бы сказал на это Турчинов - украинские лучше, чем российские... laughing

      А если серьезно, всегда приятно читать про что новое создаваемое Российскими специалистами на Российском же производстве!
    2. Самаритянин 8 ноября 2016 09:54
      Добавлю и свои 5 коп. Отчет за неделю:
    3. ЛукичЪ 8 ноября 2016 10:03
      Цитата: Дамир
      Ну вот опять по странному совпадению не видать и не слыхать "радетелей за Россию"

      тогда скоро вот такие вылезут
      1. Дамир 8 ноября 2016 10:08
        м-да Уважаемый ЛукичЪ... как и комментировать такое без обсценной лексики не понятно... два бана уже есть, хватит пока...
        1. Lord_Bran 8 ноября 2016 10:33
          Забыли упомянуть, что строили тоже украинцы. С помощью спец. приёма "кенгуру".
          1. Дамир 8 ноября 2016 10:38
            Могли и строить.. спецы и весьма серьезные на украине были..
        2. parkello 8 ноября 2016 16:52
          Дамир,как я вас понимаю...у самого тоже два бана за то же самое . в смысле за "волшебные русские слова" winked я даже комментировать перестал после того . ибо реальносказать нечего получается .
          1. Дамир 8 ноября 2016 16:58
            Что!?!?!? У нас модераторы и в греческом настолько сильны???? как жить (комментировать) дальше... fellow
            1. parkello 9 ноября 2016 17:16
              не знаю,если они сильны еще и в греческом ,но в русском таки да laughing я вообще то редко когда выражаюсь . в тот день видать выпил много , и на кого то сорвался . ну-у...пришлось остывать 2 недели . теперь когда пью к ноуту не подхожу ,ну или только на фейсбук торчу . там можно выражаться в полной мере ,весомо и ёмко bully
              1. Дамир 9 ноября 2016 17:21
                Да тоже на одного укропитека сорвался... а до этого прибалтику помянул в сопряжении с глаголом.... э-ээээ.... ну обозначающим событие потери вещи военно-связистким образом...
                1. parkello 9 ноября 2016 17:26
                  бывает да. winked у меня тоже нервишки шалят , я человек прямой,если что прямо в глаза скажу что я о нем (них,ней) думаю .и не стану заморачиваться с выбором слов . ну-у и прямо говорю,извините мол,языками не владею . в смысле на уровне ...как могу ,как умею...зато по делу . воот. feel ну всякое бывает. а так стараюсь ни с кем не вступать в диалоги и споры. на улице в морду дам сразу.а тут на просторах инета как то не тянет,хотя иной раз когда выпью то теряю терпение .
                  1. Дамир 9 ноября 2016 17:29
                    да не то чтобы нервы шалили... просто выпросил.... иногда нужно, невзирая на... но не знание законов не освобождает от ответственности...
  2. hirurg 8 ноября 2016 09:32
    ААА ну да, это же борное волокно!
    Ясно! Что ничего не ясно.
    Хоть сравнительные характеристики дали бы.
    1. Гигант мысли 8 ноября 2016 10:02
      Статья для узких специалистов, но всё равно приятно, что наша техническая мысль не стоит на месте, и выдаёт такие вот передовые материалы, которые не все страны могут осилить их производство, а Россия с "порванной экономикой" нате вам выдаёт такие ноу-хау.
    2. Храмов 8 ноября 2016 10:03
      Хирург, зачем тебе сравнительные характеристики? Если ни чего не ясно!!! Лишь бы ныть, блин.
      Создали и молодцы. Значит надежность носителей будет выше.

      Создавшие это волокно не умеют вырезать аппендицит и не требуют сравнительных характеристик скальпелей.
      Хирург, каждый занимается своим делом.
      1. hirurg 8 ноября 2016 10:19
        1.Хирург, зачем тебе-не тебе а..я с Вами водку пока не пил.
        2.Если Вы тупо читаете, ничего не пытаясь понять(ну хотя бы насколько прочнее, лучше вообще или не) Я стараюсь понять
        3.Если я высказываю свою точку зрения, то вовсе не означает нытье.(кстати за вами такие выражения по отношению к посетителям сайта не в первый раз). Давайте как то поуважительнее,,)))
        4. Зачем мне, не Вам судить. Пути как говорится ...
  3. болот 8 ноября 2016 09:33
    Борное волокно кажется давно используется,правда на баллистических ракетах.
    Еще в 1985 в журнале Юнный Техник была статья -с названием и годом может ошибаюсь-Тканная ракета.
    1. hirurg 8 ноября 2016 09:38
      Юный техник говорите? Баллистические говорите?))
      Улыбнуло.
      1. GrBear 8 ноября 2016 10:08
        Улыбнуло? Это Вы зря. В свое время Юный техник и куча других журналов, которые "рисовали" технику будущего, были объектом пристального изучения спецслужбами "продвинутых" государств.
        У молодняка мышление может дать такие "выверты", что Эйнштейн будет хлопать в ладоши hi
  4. Altona 8 ноября 2016 09:36
    Про пороха новые написали бы что-нибудь, что разрабатывается в виде нового топлива.
  5. Холуай 8 ноября 2016 09:47
    Какая Гвиана? Какой Куру? Все деньги за Ракеты и запуски Арестованы во Франции! Рабочие с нищинскими зарплатами Сидят! Ростех вообще связь с реальностью потерял!
    1. sdc_alex 8 ноября 2016 10:08
      Просто ради смеха поставлю вам "плюсик".
      Спасибо, улыбнуло. good
    2. x.andvlad 8 ноября 2016 10:23
      Ну это не навсегда. А разработки и развитие технологий по-любому нужны.
      Да и в статье написано ясно: ...в том числе в части пилотируемых космических полетов как с традиционных космодромов, так и с космодрома Куру в Южной Америке...
      Так что, не одним Куру живем.
  6. Alex_Rarog 8 ноября 2016 09:56
    Хорошо что развиваемся!
  7. Горменгаст 8 ноября 2016 10:05
    Это в пенсионной системе РФ проблемы, а с пенсионными ракетами как раз все в порядке. В следующем году как раз отметим 60-летие первого пуска Р-7.

    К сожалению, из этого проистекают два взаимоисключающих момента:
    1. Р-7 - отличная ракета - отработанная, надежная, дешевая, имевшая значительный запас для модернизации.
    2. Россия не может создать новую ракету, не уступающую советской. Ангара - это показуха; она никуда не летает. Водород есть уже у индийцев и китайцев, а в России - его как не было, так и нет.
    1. sdc_alex 8 ноября 2016 10:13
      Цитата: Горменгаст
      Россия не может создать новую ракету, не уступающую советской.

      Ну что Вы так переживаете. Скоро у Турчинова, всей страной, в складчину, ракеты закупать начнем. fellow
      Как только консервы из ежей доедим! laughing
      1. Горменгаст 8 ноября 2016 10:36
        Скоро у Турчинова, всей страной, в складчину, ракеты закупать начнем


        По клиническому высказыванию Турчинова могу только предполагать, что он начитался украинской же прессы, объявившей "Антарес" украинской ракетой laughing Хотя там украинского - только первая ступень, без двигателя; правда, ступень целиком. Понятно, что без российского двигателя - хоть всего себя ступенями обделай - никуда не полетишь.

        Ну что Вы так переживаете.


        Напрягает, что китайцы нас практически обошли. Великий поход-5, успешно слетавший 3 ноября, это Энергия в миниатюре. Кислородно-керосиновые боковушки + водородный центр. И по грузоподъемности уже превосходит и Протон-М и Ангару А5. sad
        1. KCA 8 ноября 2016 15:22
          Китай да, обошел, вот только завод криогенный ему Россия построила, в планах строительство ещё 4-х, так что ракеты они делают водород+кислород, а вот с топливом, как и керосин-кислород, без России нивкак, создание двигателей, просто уверен, тоже не обошлось без братской помощи РФ
          KCA
    2. guzik007 8 ноября 2016 10:40
      2. Россия не может создать новую ракету, не уступающую советской. Ангара - это показуха; она никуда не летает. Водород есть уже у индийцев и китайцев, а в России - его как не было, так и нет.
      ----------------------
      Странное утверждение. Ибо зачем наступать на чужие грабли? Вспомните ,от чего закатился век "Цеппелинов"
      1. Горменгаст 8 ноября 2016 10:46
        Вспомните ,от чего закатился век "Цеппелинов"


        Пока тупые политики и гнусные зеленые будут препятствовать созданию ЯРД, водород останется в космонавтике самым энергоемким горючим.
        1. guzik007 8 ноября 2016 10:48
          водород останется в космонавтике самым энергоемким горючим....
          --------------------------
          И самым опасным...
        2. Штык 8 ноября 2016 12:49
          Цитата: Горменгаст
          Пока тупые политики и гнусные зеленые будут препятствовать созданию ЯРД, водород останется в космонавтике самым энергоемким горючим.

          Ядерные двигатели для открытого космоса. Ни один здравомыслящий человек, не будет использовать их на ракетах носителях. По крайней мере на современном уровне развития науки и техники.
    3. kas1 8 ноября 2016 12:15
      А куда он делся? Носитель Энергия для Буранов,там водород,кислород. Электрогенераторы все мощные имеют водородное охлаждение и т.д.
    4. saturn.mmm 8 ноября 2016 13:09
      Цитата: Горменгаст
      Ангара - это показуха; она никуда не летает.Водород есть уже у индийцев и китайцев, а в России - его как не было, так и нет.

      А зачем водород? Ангара и на керосине летает.
  8. Lumumba 8 ноября 2016 10:29
    Цитата: Горменгаст
    2. Россия не может создать новую ракету, не уступающую советской. Ангара - это показуха; она никуда не летает.


    А с заделом "старых" ракет что делать прикажете? Проверенную временем и приносящую деньги технологию на помойку выбросить?

    Цитата: Горменгаст
    Водород уже есть у индусов и у китайцев


    Конечно есть, только вот в бравурных новостях не пишут о стоимости обслуживания и количестве обслуживающего персонала, требущегося для обслуживания криогенных систем. О беспрецедентных мерах безопасности, требуемых для работы с жидким водородом тоже там не напишут. О рисках разворотить полкосмодрома тоже читать не будут. И о чудовищных сопутствующих расходах тоже никому читать будет не интересно. Или вы думаете, что водород можно "просто налить в бак"? Львиную долю стоимости космической программы "Буран" составляло именно криогенное оборудование и его обслуживание на космодроме. Так что показуха, это скорее в Китае и Индии.

    Вы знаете о том, что запуск водородной ракеты стоит в три раза больше запуска "керосиновой" и в четыре "гидразиновой"? Нет? Ну так я вас просвящу: это значит что дешевле сделать как минимум два запуска "обычными ракетами", чем колотить понты водородными. Два, Карл!

    Вот зачем минусы отменили на сайте...
    1. Горменгаст 8 ноября 2016 10:52
      А с заделом "старых" ракет что делать прикажете? Проверенную временем и приносящую деньги технологию на помойку выбросить?


      Ничего подобного! Об этом гласит п. 1.

      Вы знаете о том, что запуск водородной ракеты стоит в три раза больше запуска "керосиновой" и в четыре "гидразиновой"? Нет? Ну так я вас просвящу: это значит что дешевле сделать как минимум два запуска "обычными ракетами", чем колотить понты водородными. Два, Карл!


      Водород:
      1. Существенно поднимает полезную нагрузку, поэтому вся приведенная цифирь принуждается приведению к знаменателю эффективности ракетной системы.
      2. Уменьшает количество потребных степеней, то есть, опять-таки, снижает стоимость, и повышает наднжность (чисто математически хотя бы)
      3. Только водород, и то на пределе технических возможностей, обеспечивает выведение ПН в одну ступень. А это - мечта космонавтики.

      Оптимальная одноразовая ракетная система - это первая ступень - керосин (где плотность топлива важнее удельного импульса) + вторая ступень - водород.
      1. Штык 8 ноября 2016 12:57
        Самый лучший вариант, это пара водород + фтор. Фтор-водородное топливо превосходит кислородно-водородное примерно на 5% по удельному импульсу и вдвое по плотности. Но трудности технического плана - фтор жутко агрессивен, не позволяют пока использовать этот сильнейший окислитель в ракетостроении. hi
        1. KCA 8 ноября 2016 15:17
          и на выхлопе получится фтороводород, фторная кислота, которая даже стекло проедает, посему хранится в полиэтиленовых бутылках
          KCA
          1. Штык 8 ноября 2016 19:26
            Работы по фторо-водородному топливу не ушли дальше испытаний модельных камер сгорания двигателей, когда специалисты наконец полностью оценили возможный урон наносимый окружающей среде даже не аварией «фторной» ракеты, а просто утечкой окислителя, которой, как показала практика, трудно избежать. Работы над фтороаммиачными и фтороводородными блоками были прекращены.Интересно отметить, что американские работы по использованию фтора в качестве окислителя для носителей и космических аппаратов были закрыты по тем же причинам, хотя и немного раньше.
  9. guzik007 8 ноября 2016 10:43
    Другая разработка "РТ-Химкомпозита" – борное волокно – один из наиболее востребованных армирующих материалов с высокими характеристиками. Используется в изготовлении металлических композиционных материалов на основе алюминия в качестве матрицы,
    -------------------------------------------------
    Если я правильно понял,то детали,"скрученные" из этого волокна дополнительно армируются аллюминием ,может порошковой технологией,либо анодированием,либо еще что покруче.
    В общем это хорошая новость.
    1. Оператор 8 ноября 2016 11:19
      Борное волокно в виде микроскопических волокон добавляется в расплавленный алюминий.

      В принципе из этого металлического композита можно делать стандартные несущие баки многоступенчатых ракет-носителей. При этом можно вдвое снизить паразитный вес конструкции и увеличить вес полезной нагрузки с 4 до 10 процентов от стартового веса.

      Применение борометалла также дает возможность прейти на использование однокомпонентного криогенного топлива метан+кислород, обладающего лучшим удельным импульсом, более дешевого и технологичного, чем двухкомпонентное смешанное топливо керосин+кислород.

      В результате стоимость вывода в космос полезной нагрузки снизится на порядок.
      1. guzik007 8 ноября 2016 11:37
        Так вот где собака порылась! спасибо за ответ.
  10. Lumumba 8 ноября 2016 12:55
    Цитата: Горменгаст
    Водород:
    1. Существенно поднимает полезную нагрузку, поэтому вся приведенная цифирь принуждается приведению к знаменателю эффективности ракетной системы.
    2. Уменьшает количество потребных степеней, то есть, опять-таки, снижает стоимость, и повышает наднжность (чисто математически хотя бы)


    Математически и по расчётам всё всегда красиво, на то она и математика. А вот когда дело доходит до практического использования, появляются нюансы, малоинтересные теоретикам, зато обеспечивающие головной болью инженеров и практиков. Экономическая целесообразность? Безопасность? Накладные расходы? Не-е-ет не слышал.

    Для использования водородных ступеней необходимо строить целые криогенные заводы и хранилища на космодроме. Это стоит немалых денег, кушает прорву электроэнергии, а потому радикально влияет на стоимость запуска.

    Цитата: Горменгаст
    . Только водород, и то на пределе технических возможностей, обеспечивает выведение ПН в одну ступень. А это - мечта космонавтики.


    "Мечта космонавтики" это не криогенные ступени (суть чрезмерно дорогие и опасные технологии уровня 60-х годов), а многорежимные двигатели (ТРД - ГПВРД, ТРД(ПВРД) - ГПВРД - РД и т. п.), системы "воздушный\стратосферный старт" и т. д.
  11. Tusv 8 ноября 2016 13:01
    Не понял? Мы же недавно брату мусью индейскую народную национальную избу нарисовали на запуск Союзов с Куру, пока счета не разморозят
  12. Вадим237 8 ноября 2016 20:37
    "Специально разработанное волокно обладает уникальной прочностью 3200 МПа" - Из этого волокна можно бронежилеты самого высокого класса делать, у танковой брони прочность на разрыв 2048 МПа - из которой сделан танк Т 14
Картина дня