ПВО Швеции. Часть 1-я



С момента окончания наполеоновских войн в 1815 году Швеция придерживается политики нейтралитета. Сочетание геополитического местоположения страны на Скандинавском полуострове и успешная политика лавирования между враждующими сторонами помогли сохранить свой официальный нейтралитет на протяжении двух мировых войн. Впрочем, иногда этот нейтралитет принимал странные формы. Так, во время Зимней войны 1939-1940 годов Швеция оказывала прямую военные помощь Финляндии. На стороне финнов против Красной Армии воевал полутора тысячный корпус Svenska frivilligkåren из бывших и действующих военнослужащих шведской армии. Швеция также предоставила Финляндии значительные денежные кредиты, посылала оружие, организовывала сбор средств и тёплой одежды. При этом шведские дипломаты настаивали на том, что их страна не является стороной конфликта и продолжает соблюдать нейтралитет.

Во время агрессии Германии против СССР через территорию Швеции, по железной дороге в Финляндию осуществлялись воинские перевозки. Например, в июне-июле 1941 года были переброшены части немецкой 163-й пехотной дивизии вместе с артиллерией и танками. Немецким солдатам, едущим в отпуск из Норвегии и Германии, разрешали проезд через Швецию. Железная руда и легирующие добавки поставлялась Швецией в Германию на протяжении всей войны. В годы Второй мировой войны в вооружённых силах нацистской Германии служили около 12 000 шведов.


К началу Второй мировой войны Швеция обладала наиболее сильными вооружёнными силами среди стран Северной Европы. В сентябре 1939 года шведские Вооружённые силы насчитывали 110 000 человек. К началу активных боевых действий в Северной Европе в Швеции была проведена мобилизация, в начале 1945 года шведские Вооружённые силы включали в себя до 600 000 солдат и офицеров.



В 1939 году началось формирование двух полков ПВО, на вооружении которых состояли 20-мм малокалиберные зенитные автоматы М40, 40-мм зенитные орудия М/36, 75-мм зенитные орудия М30, 75-мм зенитные орудия М37 и 105-мм зенитные орудия М42, а также 1500-мм прожекторы М37. Первые РЛС ER3B появились в Швеции в 1944 году.

ПВО Швеции. Часть 1-я

ЗСУ Lvkv m/43


Для защиты подразделений от ударов с воздуха на марше и в прифронтовой полосе в 1943 году на вооружение была принята ЗСУ Lvkv m/43. Самоходка создана на базе танка Landsverk L-60 и вооружена спаркой 40-мм зенитных автоматов, установленных в открытой сверху башне. Для своего времени это была достаточно мощная ЗСУ. Она состояла на вооружении в Швеции до начала 60-х годов.

Если зенитные орудия фирмы «Бофорс» были одними из лучших в мире, то противопоставить «Люфтваффе» в части военно-воздушных сил шведы ничего не могли. Истребительная авиация ВВС Швеции в годы Второй мировой представляла из себя «сборную солянку» из истребителей американского, британского, голландского и итальянского производства. Ядро истребительной авиации составляли: 40 британских Gloster Gladiator, 60 американских Р-35, 130 итальянских Reggiane Re.2000 и Fiat CR.42bis Falco. К 1941 году практически все эти машины являлись безнадёжно устаревшими.

До 1944 года основным потенциальным противником Швеции считалась Германия, а позже СССР. После окончания боевых действий, в 1945 году, начались поставки американских истребителей P-51D Mustang. Всего ВВС Швеции получили 178 «Мустангов», их активная служба продолжалась до 1954 года. В 1948 году истребительная авиация была усилена полусотней британских «Супермарин» Spitfire PR Mk.19. С 1948 года осуществлялась закупка ночных истребителей «Де Хавилеенд» Mosquito NF.Mk 19 (60 ед.). В 1953 году поршневые деревянные «Москито» в эскадрильях ночных перехватчиков начали заменять двухместные реактивные «Де Хавилеенд» DH 112 Venom.

Послевоенная история шведского авиастроения началась с самолёта J-21, вернее, с выпуска его реактивной версии. С 1943 года в серийном производстве находился истребитель SAAB-21 с поршневым двигателем «Даймлер-Бенц» 605В мощностью 1475 л. с. Это был самолёт с толкающим винтом. В свободной от двигателя носовой части машины была установлена батарея из двух 13,2-мм пулемётов и двух 20-мм пушек, плюс еще два 13,2-мм пулемёта монтировались в хвостовых балках.

После окончания войны стало ясно, что поршневые самолеты уходят в прошлое и на смену им приходят самолеты с турбореактивными двигателями. Чтобы не создавать новый самолет для установки ТРД с нуля и ускорить переучивание летного и технического состава на реактивную технику, было решено использовать для его установки SAAB-21 (также поступили и в ОКБ Яковлева, установив на Як-3 ТРД, в результате чего получили Як-15).


J-21R


Самолёт с реактивным двигателем получил обозначение J-21R . После кратковременного использования J-21R в качестве истребителя было решено использовать самолет только в качестве штурмовика. Век самолетов J-21R оказался недолгим, их эксплуатация продолжалась до 1954 года.

Первым по-настоящему успешным истребителем стал Saab 29 Tunnan. Это был не только первый серийный шведский истребитель со стреловидным крылом, но и первый европейский. Несмотря на необычный внешний вид, обусловленный тем, что турбореактивный двигатель «Гоуст» 45 (RМ-2) имел большой диаметр, самолёт продемонстрировал неплохие лётные данные. Пилотская кабина буквально сидела верхом на подводящем воздуховоде двигателя. Хвостовое оперение размещалось на тонкой хвостовой балке над выхлопным соплом. Оборудование гермокабины и катапультируемое сидение позаимствовали без изменения у J-21R. За своеобразные очертания истребитель получил имя «Туннан» (бык, по-шведски).


Saab 29 Tunnan


По своим боевым характеристикам J-29 примерно соответствовал F-86 «Сейбр». В составе вооружения истребителя имелись 4 встроенные 20-мм пушки. Часть машин получила управляемые ракеты «Сайдуиндер» класса воздух-воздух, которые по лицензии выпускала фирма «СААБ» под обозначением Rb.24. Самолеты состояли на вооружении боевых частей до середины 60-х. Эксплуатация всех модификаций самолета «Туннан» проходила почти без происшествий. Летчики высоко оценивали их летные характеристики, хорошую маневренность и скороподъемность, а обслуживающий персонал - удобное техническое обслуживание. Всего в Швеции построили 661 J-29, что очень немало для средней европейской страны.

Одновременно со строительством и эксплуатацией лёгких истребителей J-29 для ВВС Швеции закупались Hawker Hunter Mk 4. Всего в Великобритании было приобретено 120 «Хантеров». По всей видимости, шведских военных не в полной мере устраивала дальность полёта J-29, в отличие от «Туннана», британский «Охотник», имевший вдвое больший боевой радиус, мог вести боевое патрулирование и барражировать на предполагаемом маршруте полёта вражеских бомбардировщиков. Эксплуатация «Хантеров» в Швеции продолжалась до 1969 года.

С 1958 года в эскадрильях ночных перехватчиков началась замена британских «Веном» шведскими J-32B Lansen. До этого фирма «СААБ» создала истребитель-бомбардировщик J-32А.


J-32B Lansen


По сравнению с ударным вариантом, эта версия имела ряд существенных отличий. Количество 30-мм пушек сократилось с 4 до 2, но зато самолёт получил 4 ракеты воздух-воздух Rb.24. Помимо новой РЛС, перехватчик оснащался таким новшеством, как система управления оружием Sikte 6А на основе ЭВМ. Часть перехватчиков оборудовалась также ИК-станцией AN/AAR-4 фирмы «Хьюз», смонтированной под левым крылом непосредственно перед стойкой шасси. Система управления оружием отображала информацию о целях, поступающих от РЛС и ИК-станции, а также навигационную информацию на экране мониторов в кабинах пилота и оператора. J-32 стал первым истребителем ВВС Швеции, превысившим 25 октября 1953 года скорость звука. В строевые части было поставлено 118 J-32B. Их эксплуатация в варианте перехватчика продолжалась до 1973 года. После чего перехватчики переделали в самолёты-разведчики, РЭБ и буксировщики мишеней.

В конце 40-х инженеры фирмы «СААБ» начали работы по созданию сверхзвукового истребителя. Перед началом проектирования нового истребителя-перехватчика военные потребовали, чтобы этот самолет имел скорость, вдвое большую, чем его предшественник. Самыми сложными моментами в конструировании стали вопросы, связанные с аэродинамикой крыла, его формой и двигателем, в первую очередь конструкция форсажной камеры. Благодаря ряду новшеств и передовых технических решений самолёт должен был обладать высокими лётными данными. Применение треугольного крыла с увеличенным углом стреловидности в корневых частях и малой удельной нагрузкой позволило, несмотря на отсутствие механизации, приземляться со скоростью 215 км/ч. На большинстве вариантов устанавливался двигатель RM6 различных модификаций, являвшийся производимым по лицензии «Вольво Флюгмотор» двигателем «Роллс-Ройс Эйвон».


J-35 Draken


Первый предсерийный истребитель получил имя собственное Draken и обозначение J-35A. Серийное производство самолета развернулось к середине 1959 года. Для своего времени истребитель имел весьма совершенное БРЭО, самолёты модификации J-35A оснащались французской системой управления огнём Thomson CSF Cyrano.

В дальнейшем строевые «Дракены», начиная с модели J-35B, получили систему передачи данных, интегрированную с полуавтоматической системой обзора воздушного пространства STRIL-60, автопилотом «СААБ» FH-5 с вычислителем воздушных параметров «Аренко Электроникс» и прицелом «СААБ» S7B, модифицированным под возможность применения ракет Rb.27 и Rb.28. Бортовая электронная система управления огнем S7B обеспечивает перехват и атаку цели на встречно-пересекающихся курсах. Система управления огнем включает в себя два вычислительных блока для расчета траектории цели и гироскопический оптический визир, который используется как резервный при атаке воздушных целей. РЛС «Эрикссон» PS01/A, обеспечивающей поиск цели и определение дальности, с системой стабилизации по горизонту. На модификации J-35J устанавливается инфракрасный датчик производства «Хьюз», интегрированный, как и РЛС, с прицелом СААБ S7B. Встроенное вооружение самолета состоит из двух пушек «Аден» калибра 30-мм. Кроме того, на 3 подфюзеляжных и 6 подкрыльевых замках могут быть подвешены ракеты воздушного боя: Rb 24, Rb 27 или Rb 28 . Ракеты Rb 27 и Rb 28 представляют собой варианты американской AIM-4 «Falcon».

В 60-е годы в ВВС Швеции прошла реструктуризация, в результате которой существенно сократился истребительный парк. На это пришлось пойти из-за роста стоимости закупки новых самолетов. Данное обстоятельство, а также географические и климатические особенности Скандинавии в значительной степени определили требования, предъявляемые к проектируемому истребителю третьего поколения. Важнейшим требованием ВВС Швеции к боевому самолету 70-х являлось обеспечение высоких взлетно-посадочных характеристик. Проблему рассредоточения авиации в случае начала масштабных боевых действий с СССР предполагалось решать за счет создания большого числа резервных ВПП на специально подготовленных для этого прямых участках автомобильных дорог. Обязательными требованиями к истребителю третьего поколения были названы улучшенные по сравнению с предшественниками взлетно-посадочные характеристики. ВВС поставили условием доведение минимально потребной длины ВПП до 500 м (даже для самолета с боевой нагрузкой). В перегрузочном варианте самолет взлетал с полосы обычной длины. Самолет должен был обладать сверхзвуковой скоростью полета на уровне моря и максимальной скоростью, соответствующей 2 Мах на оптимальной высоте. При создании нового истребителя также ставилось требование обеспечения предельно высоких разгонных характеристик и скороподъемности. Новый истребитель получил переднее высоко расположенное треугольное крыло, снабженное закрылком по всему размаху, и низко расположенное заднее основное крыло с тройной стреловидностью по передней кромке. На зарубежных авиационных специалистов самолет произвел сильное, хотя и неоднозначное впечатление своей оригинальностью технических решений. Его аэродинамическая компоновка, пожалуй, в наибольшей степени соответствовала схеме «тандем», хотя ряд западных аналитиков называл машину и «последним бипланом».

Первый полет серийного самолета AJ-37 Viggen состоялся 23 февраля 1971 года. В отличие от «Дракена» новый самолёт разрабатывался с ударным уклоном. В 1971 году принят на вооружение ВВС Швеции, где использовался до 2005 года. Серийный выпуск AJ-37 продолжался до 1979 года, было построено 110 самолетов этого типа.


AJ-37 Viggen


Последней, наиболее совершенной модификацией «Виггена» стал всепогодный истребитель-перехватчик JA-37. При создании JA-37 была усилена конструкция планера (что было обусловлено повышенными требованиями к возможности ведения ближнего маневренного воздушного боя с высокими перегрузками). В частности, конструкторы увеличили жесткость крыла перехватчика. Применение более мощного пушечного вооружения и более тяжелой БРЛС обусловило возрастание взлетной массы (в конфигурации для ведения воздушного боя) почти на 1 т. Для самолета был создан новый, более мощный двигатель. JA-37 получил встроенную 30-мм пушку «Эрликон» КСА - обеспечивающую снаряду массой 360 г начальную скорость 1050 м/с при скорострельности 1350 выстр./мин. В Швеции для вооружения перехватчика создавались новые ракеты воздушного боя малой и средней дальности. Но работы по ним не были завершены до принятия самолёта на вооружение, и в итоге JA-37 нес импортные ракеты. В качестве оружия ближнего боя использовались американские AIM-9L Sidewinder. Для получения возможности бороться с бомбардировщиками на средних дистанциях воздушного боя в 1978 году Швеция подписала контракт стоимостью 60 млн. фунтов стерлингов на приобретение ракет средней дальности «Скайфлэш» (в английских ВВС эти ракеты поступили на вооружение истребителей-перехватчиков «Торнадо» АDV). По оценке шведских специалистов, во второй половине 70-х «Скайфлэш» являлась наиболее совершенной УР в своем классе среди западных ракет. Подписанию контракта предшествовали двухлетние работы по адаптации БРЭО истребителя JA-37 и ракеты.

БРЭО самолёта может в автоматическом режиме получать данные о местоположении цели от централизованной системы ПВО Швеции – STRIL-60 (швед. Stridsledning осh Luftbevakning , что означает «боевое управление и воздушное наблюдение»). Система управления позволяет истребителям, не используя собственную БРЛС, производить наведение на цель наземными средствами. Также имеется возможность обмена данными о воздушной обстановке в составе группы перехватчиков. Поставки самолетов JA-37 в ВВС Швеции начались в 1979 году и завершились в июне 1990 года. ВВС Швеции получили 149 истребителей этого типа. Последние перехватчики списали в 2005 году.

К разработке истребителя следующего поколения в Швеции приступили в начале 70-х. При этом ставилась цель не только уменьшить зависимость от экспорта американских самолетов, но и продемонстрировать возможность собственной авиационной промышленности создавать современные боевые самолеты, способные оказать конкуренцию американским изделиям. Начиная с 50-х годов прошлого века, шведская авиационная промышленность являлась локомотивом экономики, стимулирующим развитие таких отраслей как: металлургия специальных сплавов, производство композитов, электроника. В дальнейшем фундаментальные наработки и практические достижения активно применялись в других, в том числе и чисто гражданских изделиях, обеспечивая Швеции конкурентоспособность на мировых рынках высокотехнологичной продукции.

В первой половине 1980 года шведское правительство рассмотрело предложения ВВС относительно истребителя национальной разработки, но настояло на оценке вероятности закупки истребителей Дассо Авиасьон «Мираж-2000», Дженерал Дайнэмикс F-16 «Файтинг Фолкон», Макдоннелл-Дуглас F/A-18А/В «Хорнет» и Нортроп F-20 «Тайгершарк». Взвесив все за и против, правительство решило, что страна должна создавать собственный самолет, предоставило фирме «СААБ» возможность продолжить начавшуюся в 1950-х годах традицию разработки истребителей, выполненных по оригинальным аэродинамическим схемам («бесхвостка» или «утка»). После выделения дополнительного финансирования фирма «СААБ» приступила к проектированию самолета и его бортовых систем. Выбор для истребителя JAS-39А аэродинамической схемы «утка» с цельноповоротным ПГО подразумевал обеспечение статической неустойчивости для получения высокой маневренности. Это, в свою очередь, потребовало применение цифровой ЭДСУ. В качестве силовой установки решили использовать один ТРДДФ «Вольво Флигмотор» RM12, представлявший собой лицензионную модификацию двигателя Дженерал Электрик F404J (двигатели семейства F404 применялись на истребителях Макдоннелл-Дуглас F/A-18A/B). Расчетная максимальная взлетная масса истребителя JAS 39А не превышала 11 т. Особое внимание при сохранении высоких боевых характеристик было уделено снижению стоимости приобретения и жизненного цикла истребителей. Это сделало «Грипен» одним из самых недорогих истребителей 4-го поколения. По стоимости для иностранных заказчиков со шведским истребителем может конкурировать только модернизированный МиГ-29.

Первый истребитель JAS-39А Gripen ВВС Швеции получили в ноябре 1994 года. Поставки истребителей «Грипен» разбиты на три партии (Batch 1, 2, 3). По мере совершенствования БРЭО вновь строящиеся самолеты отличались составом оборудования и боевыми возможностями.


JAS-39 Gripen


В состав вооружения одноместного истребителя JAS-39 входит встроенная одноствольная 27-мм пушка «Маузер» ВК27 с боезапасом 120 снарядов. Первоначально истребитель мог нести только УР ближнего боя AIM-9L «Сайдуиндер» (Rb74) с тепловой головкой самонаведения. Но в середине 1999 года для «Грипена» была принята УР средней дальности AMRAAM AIM-120, имеющая в шведских ВВС обозначение Rb99. Помимо американских AIM-120, начиная с модификации JAS-39C, возможно применение французских УР MICA-EM. Следует отметить, что истребитель с самого начала разработки рассматривался как носитель ракет средней дальности. Бортовая РЛС Эрикссон PS-05/A проектировалась под использование ракет, оснащенных активной радиолокационной системой наведения. Самолет «Грипен» может нести четыре УР средней дальности и одновременно атаковать четыре цели. При этом БРЛС способна сопровождать еще 10 воздушных целей. В конце 90-х проводились работы по адаптации оборудования истребителя с целью получения возможности автоматического приёма данных с борта самолёта ДРЛО Saab 340 AEW & C .

В данный момент в ВВС Швеции истребители «Грипен» вытеснили другие перехватчики, состоявшие ранее на вооружении. Хотя по оценкам шведских военных AJ-37Viggen при условии проведения модернизации могли бы эксплуатироваться до сих пор. По всей видимости, это связано с бюджетными ограничениями. По информации Military Balance 2016 в данный момент в боевом составе ВВС Швеции имеется 50 JAS-39A, 13 учебно-боевых JAS-39B, 60 модернизированных JAS-39C и 11 двухместных JAS-39D. В ближайшей перспективе ранние модификации JAS-39A и JAS-39B должны быть заменены JAS-39Е и JAS-39F.


Спутниковый снимок Google earth: истребители JAS-39 Gripen на стоянке авиабазы Роннебю.

На постоянной основе истребители базируются в Лидчёпинге (Скараборгское авиакрыло (F 7)), в Роннебю (Блекингское авиакрыло (F 17)), Лулео (Норрботтенское авиакрыло (F 21)). На авиабазах для истребителей оборудованы хорошо защищённые капитальные укрытия. В случае начала или угрозы военных действий самолёты должны быть рассредоточены по запасным взлётным полосам, в числе которых предполагается использовать специально подготовленные участки шоссе. Судя по всему, интенсивность полётов истребителей ВВС Швеции не слишком высока. По крайней мере, на спутниковых снимках на стоянках рядом с ВПП можно наблюдать минимальное количество самолётов.

В целом, оценивая JAS-39 Gripen, стоит признать, что шведам удалось создать вполне достойный лёгкий истребитель, способный конкурировать с модернизированными истребителями 4-го поколения. Однако назвать этот самолёт чисто шведским нельзя. В «Грипене» используются элементы БРЭО, двигатель и вооружение разработки и производства США. Без сотрудничества с американскими военно-промышленными корпорациями «Грипен» никогда бы не состоялся и, по всей видимости, это последний истребитель, построенный в Швеции. Создание действительно современных боевых самолётов, отвечающих всем современным требованиям и способных на равных противостоять истребителям 5-го поколения, создаваемым в России и КНР, для Швеции экономически и технологически является неподъёмной задачей.

Продолжение следует…

По материалам:
http://weapons-world.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st035.shtml
http://saab.com/air/gripen-fighter-system/gripen/gripen/
http://saab.com/stories/2014-11/ready-for-combat/
http://saab.com/land/weapon-systems/ground-based-air-defence-missile-systems/BAMSE/
Автор: Сергей Линник


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 25

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. DrVintorez 11 ноября 2016 15:22
    Спасибо, позновательно!
    Грипен без форсажа способен преодолеть сверхзвук. без форсажа, без подвесок, с минимумом топлива. lol
    1. xetai9977 11 ноября 2016 15:30
      Грипен отличный самолёт. Вообще шведская техника, в том числе и бытовая, всегда была очень качественная и добротная.
      1. DrVintorez 11 ноября 2016 15:51
        я думаю ставить грипену оценки не стоит. самолет не принимал участия в боевых действиях (и, надеюсь, не примет). идея самолета-автомата калашникова не нова: миг21 прекрасно её реализовывает до сих пор, но у шведов это вроде как получается, даже для 4 поколения, за что им "респект и уважуха".
        1. EvilLion 18 ноября 2016 01:15
          Gripen - это Intel Pentium современных типов в мире истребителей, вроде уже и не полное дно, но и на норм. самолет не тянет. Зато красивый.
    2. avt 11 ноября 2016 19:11
      Цитата: DrVintorez
      Спасибо, позновательно!

      Да , реально сериалы по ПВО выдает интересные и иллюстрированные весьма добротно. good
      Первым по-настоящему успешным истребителем стал Saab 29 Tunnan. Это был не только первый серийный шведский истребитель со стреловидным крылом, но и первый европейский.
      Ну так можно сказать продолжение сумрачного тевтонского гения от Мессершмита, практически в ноль следующий за 262-м аэроплан , со вполне себе аглицким движком.Собственно и USA и СССР реально попользовались трофейными наработками и инженерным персоналом их разрабатывавшими.
      avt
      1. амурец 12 ноября 2016 00:27
        Цитата: avt
        Собственно и USA и СССР реально попользовались трофейными наработками и инженерным персоналом их разрабатывавшими.

        Да! Согласен, но американцам и англичанам досталась большая часть сливок. А как снимались эти сливки рассказывается и показывается об операции Пепер клип в американских книгах фильмах и в книге Борис Черток "Ракеты и люди" с нашей стороны.
      2. zyablik.olga 12 ноября 2016 03:47
        Цитата: avt
        Да , реально сериалы по ПВО выдает интересные и иллюстрированные весьма добротно.

        Это потому, что Серёжа в отличие от "даманцевых" нахватавшихся верхушек и сыплющих аббревиатурами действительно имеет представление о том, что пишет и к тому же не страдает "ура-патриотизмом".
    3. Mister X 13 ноября 2016 11:40
      Какие все-таки они красивые, эти шведские самолёты!
      И у каждой - своё собственное, узнаваемое "лицо".

      Сергей,
      не в курсе чем закончилась история модернизации ВВС Украины?
      Шведы предлагали Украине то ли купить JAS 39 Gripen в лизинг, то ли взять их в аренду.
      Говаривали даже о лицензированном производстве Грипенов на Львовском авиаремонтном.
      1. Bongo 14 ноября 2016 11:35
        Цитата: Mister X
        Сергей,
        не в курсе чем закончилась история модернизации ВВС Украины?

        Только ремонт и "малая модернизация" старых советских самолётов на своих авиаремонтных предприятиях.
        Цитата: Mister X
        Шведы предлагали Украине то ли купить JAS 39 Gripen в лизинг, то ли взять их в аренду.
        Говаривали даже о лицензированном производстве Грипенов на Львовском авиаремонтном.


        Вряд ли это возможно, во первых на Украине нет для этого денег, а во вторых никто в нынешней ситуации открыто летальное оружие поставлять не будет. Поскольку вместе с "Грипенами" надо отправлять УР американского производства.
  2. амурец 11 ноября 2016 16:07
    Сергей! Не ожидал эту статью! Интересно.
    До 1944 года основным потенциальным противником Швеции считалась Германия, а позже СССР.
    Не пойму как Швеция могла считать врагом Германию, если у них были тесные военно- промышленные связи и часть конструкторских бюро Германии после ПМВ находилось в Швеции. Вот что СССР считалось врагом Швеции, помимо фактов приведённых в статье,добавлю ссылку не относящуюся к теме статьи, но говорящую о провокациях Швеции в нашем воздушном пространстве.http://alexcheban.livejournal.com/36
    023.html
    1. Хапфри 11 ноября 2016 18:57
      Не пойму как Швеция могла считать врагом Германию, если у них были тесные военно- промышленные связи и часть конструкторских бюро Германии после ПМВ находилось в Швеции

      Так же как и СССР. Правда Швеция сотрудничала в меньшей степени.
    2. Bongo 12 ноября 2016 03:14
      Цитата: амурец
      Не пойму как Швеция могла считать врагом Германию, если у них были тесные военно- промышленные связи и часть конструкторских бюро Германии после ПМВ находилось в Швеции.

      Скажем так, шведское руководство реально смотрело на вещи. Сотрудничество не исключало агрессии, у на с ведь тоже по состоянию на 22 июня 1941 года с Германией был пакт о ненападении и "тесные союзнические отношения".
      1. амурец 12 ноября 2016 05:58
        Цитата: Bongo
        Скажем так, шведское руководство реально смотрело на вещи. Сотрудничество не исключало агрессии, у на с ведь тоже по состоянию на 22 июня 1941 года с Германией был пакт о ненападении и "тесные союзнические отношения".

        Сергей! Привет! В этом отношении я согласен с тобой, но какой чёрт заставил Швецию провокационно вести себя с 50-х годов прошлого столетия. То что там были добровольческие части, воевавшие с СССР на стороне Гитлера я не беру в расчёт, потому что любой адвокат докажет, что это не политика правительства,а частная инициатива типа ЧВК. А вот полёты разведчиков, начиная с 50-х годов ХХ века, это уже политика и деяния государства.
        О статье? Честно скажу, про Швецию не ожидал, но ещё раз, статья свежая и интересная. Мне как-то понадобился материал, про шведские танки после ПМВ, кое как нашёл. По правде сказать, я и не думал что в Швеции может быть такое ПВО, страна то нейтральная.
        1. Bongo 12 ноября 2016 06:35
          Цитата: амурец
          Сергей! Привет! В этом отношении я согласен с тобой, но какой чёрт заставил Швецию провокационно вести себя с 50-х годов прошлого столетия.

          Привет!
          Несмотря на то, что Швеция позиционировала себя как нейтральная страна, в случае конфликта СССР с США и НАТО нет никаких сомнений кому бы оказывали помощь шведы. В свою очередь Швеция надеялась на американскую поддержку в случае противостояния с СССР. В годы холодной войны, относительно этого наверняка была негласная секретная договорённость с американцами. Возможно это соглашение действует до сих пор.
          Цитата: амурец
          По правде сказать, я и не думал что в Швеции может быть такое ПВО, страна то нейтральная.

          Дождись второй части, ты ещё про их РТВ, АСУ и ЗРК не читал.
          1. амурец 12 ноября 2016 06:41
            Цитата: Bongo
            Дождись второй части, ты ещё про их РТВ, АСУ и ЗРК не читал.

            Сергей! У меня в первой части челюсть отвисла, когда ты написал о многоуровневой системе передачи данных о целях и распределении целей в группе.
    3. alexmach 12 ноября 2016 16:36
      Ну видимо такова офицальная позиция. В реальности Швеция была союзником немцев.
  3. Вождь краснокожих 11 ноября 2016 23:07
    Вот яркий пример самобытного развития военного потенциала отдельно взятой страны, без оглядок на всякого рода союзы и альянсы. Браво, шведам!
    1. alexej123 12 ноября 2016 00:57
      Двигло лицензионное, Дженерал Электрик. Это половина если не больше.
      1. амурец 12 ноября 2016 01:33
        Цитата: alexej123
        Двигло лицензионное, Дженерал Электрик. Это половина если не больше

        Я сам обратил на это внимание, а когда копнулся глубже, так шведы для авиации, ставили только лицензионные двигателя, сами разработок не вели.
        1. Вождь краснокожих 12 ноября 2016 11:09
          Окей, согласен... Но кто их остановит? Только финансовые ограничения. Захотят - российские купят, захотят - ролсы англицкие. И никто капать на мозги не станет.
  4. sivuch 12 ноября 2016 12:55
    Сергей ,ты ,вроде бы ,про J-22 ничего не написал . А ведь шведский авиапром по сути дела с него и начался .Вполне добротная была машина . И Реджина на 41 год был вполне приличным истребителем ,по крайней мере -по своим ЛТХ
    1. Bongo 13 ноября 2016 02:06
      Цитата: sivuch
      ергей ,ты ,вроде бы ,про J-22 ничего не написал . А ведь шведский авиапром по сути дела с него и начался .Вполне добротная была машина . И Реджина на 41 год был вполне приличным истребителем ,по крайней мере -по своим ЛТХ

      Игорь, привет!
      Твоё замечание конечно справедливо! Откровенно говоря я про J-22 Бо Лундберга забыл. request Впрочем к моменту начала массового производства этого самолёта его ЛТХ уже явно не блистали, в первую очередь из-за слабого двигателя. Да и опоздал он, в 1944 году исход войны уже был ясен.Да и не могла пара сотен истребителей оказать серьезное влияние на ход боевых действий если бы кто-то из "больших мальчиков" напал на Швецию. Кроме того ты наверное заметил, что военный период я затронул вскользь. Нельзя объять необъятное... request
  5. Zaurbek 13 ноября 2016 10:49
    При полной локализации Гриппен стал бы хорошим экспортным продуктом. А при снятии Ф-16 с производства, ниша вообще освободится (если Китай в расчет не брать)
  6. Type 63 17 ноября 2016 01:40
    Был еще поршневой самолет J-22, первый самолет шведской разработки
  7. iouris 22 апреля 2017 13:09
    Цитата: "С момента окончания наполеоновских войн в 1815 году Швеция придерживается политики нейтралитета." Конец цитаты. Вопрос: как в современном мире можно проводить активную проамериканскую антироссийскую политику, и оставаться нейтральным государством? Само понятие давно и безнадёжно устарело. Швеция и Швейцария - это пункты, из которых осуществляется управление политическими процессами даже в военное время.
Картина дня