Тенденции разработки гусениц современных боевых машин

52
Тенденции разработки гусениц современных боевых машин


Во времена миротворческих операций и борьбы с терроризмом, частично проводимых вне городов и населенных пунктов, самые современные разработки в технологии гусениц должны передаваться в войска без задержки для того, чтобы сделать боевую задачу успешной и спасти жизни солдат.



Легкие и тяжелые гусеничные машины и основные боевые танки (ОБТ) играют важную роль, особенно в труднопроходимой местности. Они демонстрируют высочайшие характеристики и эксплуатационную готовность, гарантируя собственное превосходство и выживаемость, являющиеся залогом успеха боевой задачи.

Для того чтобы описать тенденции развития современных гусениц для транспортных средств, лучше всего начать с гусениц для ОБТ LEOPARD 2. Эти гусеницы представляют собой текущее положение уровня технологии и являются хорошим примером для описания того, какие соображения привели к дальнейшему развитию гусениц, и какие результаты были действительно достигнуты. Следующие наблюдения будут ограничены разработками, проводимыми немецкой компанией Diehl Defence Holding GmbH.


Трак гусеницы 570 FT: 1. Соединительная скоба трака 2. Соединительный винт 3. Трубчатый корпус 4. Резиновый башмак 5. Снегозацеп 6. Внутренняя соединительная деталь 7. Внутренняя соединительная деталь 8. Соединительный винт

Основные боевые танки

Серийно выпускаемыми стандартными гусеницами для танка LEOPARD 2 являются гусеницы Track Type 570 FT от Diehl Defence. Это звенчатая гусеница (с двойным пальцем), каждое звено которой представляет собой моноблочный корпус с центральной цельнолитой направляющей (гребнем). Зазоры между корпусами представляют собой изогнутые выемки. Это снижает вертикальную ударную нагрузку на опорные катки при накате на препятствие. Внутреннего резинового покрытия здесь нет, так как оно не обеспечивает требуемых свойств при низких температурах, а также это увеличивает массу звена гусеницы и негативно влияет на её эксплуатационный ресурс, вдобавок увеличивая стоимость производства.

Постоянные силы, действующие через опорные катки при движении по наклонным участкам и при поперечном ускорении машины, а также при движении в повороте, или ударные нагрузки при преодолении неподвижных препятствий, действуют на корпус самого трака, а не на центральную направляющую (гребень), так как она является его составной частью. В отличие от трака, у которого центральная направляющая расположена на центральной соединительной скобе, такое решение значительно снижает нагрузку на палец трака. Вдобавок, центральная направляющая – со своим большим моментом сопротивления изгибу – обеспечивает идеальную жесткость корпуса трака в его критическом центральном сечении.

На торцевой поверхности резиновой накладки был сохранен принцип вставки, но он претерпел модернизацию в виде байонетной фиксации.


Резиновый вкладыш с системой Quick Fit

Это уменьшает длину отрезка, необходимого для установки и снятия, приблизительно на треть (система «Quick Fit»), и таким образом значительно облегчает любую необходимую замену резиновой накладки.

Пальцы имеют новую конструкцию: они круглые по всей длине и не имеют лысок на своих концах. В этом случае полное поперечное сечение круглых пальцев имеется в том месте, где могут появиться трещины и даже изломы, и которое по-настоящему подвергается большим поперечным и изгибающим нагрузкам. Конструктивный вырез, сделанный для перехода от круглого сечения к плоскому и являвшийся концентратором напряжений в этом месте, был, таким образом, устранен. Сохранено высокое качество поверхности круглой заготовки, поэтому стало возможным – без учета формы пальца - выбирать оптимальную глубину твердости приповерхностного слоя для условий реальных нагрузок. На конце пальца в глухом отверстии установлена шпилька. Она центрирует соединительную скобу, обеспечивая таким образом правильное установочное положение. Благодаря перекрытию осей и пальца, скобы оси работают так же, как дополнительный фиксирующий элемент скобы, которая выталкивается пальцами трака. Это особенно важно для траков без центральных соединительных скоб, когда в случае любой внезапно возникшей поперечной силы – например, в случае какой-либо аварии или поломки – может произойти отрыв соседних звеньев гусеницы. Внешняя скоба имеет скругление внутри профиля сечения. Фиксация опорной поверхности скобы достигается за счет трения в посадочной поверхности.


Соединительные скобы круглых пальцев и пальцев с лысками

Масса гусеницы Track Type 570 FT от Diehl System составляет 185,6 кг/м. Полный комплект гусениц для танка LEOPARD 2 имеет длину примерно 30 метров и массу 5592 кг.

Дальнейшие и более перспективные разработки гусеницы для танка LEOPARD 2 были реализованы в модели Track Type 570 PO от компанииDiehl Defence. В ней реализованы все передовые решения и практический опыт, полученный за последние годы исследований. Целью этой разработки было получение значительного снижения веса при сохранении прежнего срока эксплуатации.




Гусеницы немецкого танка Leopard 2A6

В отличие от всех предыдущих гусениц с соединительными скобами, зацепление с зубьями ведущего колеса более происходит не за внешние скобы, а за корпус самого трака. Это обеспечивает значительное снижение нагрузок на пальцы, то есть ударных изгибающих сил во время зацепления гребнями. Подверженное разрушению резиновое покрытие пальца также становится разгруженным (воспринимает меньшие силы) благодаря равномерному распределению общей эксплуатационной нагрузки, возникающей при тяговом усилии.

Внешняя скоба в настоящее время крепится только слева, ее задача – соединять соседние траки гусеницы. Больше нет никакой необходимости в дополнительном объеме металла для компенсации износа скобы при зацеплении с зубьями ведущего колеса и, таким образом, есть возможность спроектировать скобу почти симметрично. Она работает как ленточный прижим, который замыкает на палец более уравновешенные касательные и радиальные силы. Поэтому скоба уже, тоньше и легче своего предшественника. В процессе эксплуатации гусеницы на палец действуют меньшие крутящий момент и силы. Вследствие этого могут быть использованы более легкие инструменты, а также обеспечивается большая безопасность при проведении ремонта. Еще одно преимущество состоит в том, что износу подвержены только резиновые накладки и корпуса траков. Здесь дополнительный износ создается на контактных поверхностях ведущих колес. Благодаря конструкции интервала зубчатого зацепления, существует зона с очень низким растягивающим усилием, что в принципе позволяет снизить износ резинового вкладыша. Так как в этом месте имеется достаточный объем материала для компенсации износа и местное упрочнение на большую глубину, срок эксплуатации этого компонента очень большой. Вследствие зубчатого зацепления в корпусе трака размер накладок траков, однако, необходимо уменьшить на 10%. Это ведет к более высокой удельной поверхностной нагрузке на накладки, которая в свою очередь служит причиной увеличения износа накладки. Это может быть частично компенсировано совершенствованием используемой резиновой смеси. Во время испытаний было обнаружено, что износ ножки зуба на ведущих колесах увеличился. Впрочем, возможно это может быть исправлено соответствующим подбором материалов и оптимизацией формы зуба.

Главным преимуществом гусеницы Track Type 570 PO является ее малый вес. Комплект этих гусениц более чем на 650 кг легче серийного комплекта. Это позволяет принять меры по повышению боевой эффективности и не брать в расчет в дальнейшем увеличение полной массы машины.

Сегодня этот принцип уже применен в двух- и даже в трехзвенчатых гусеницах с соединительными скобами, например в гусеницах серии 129 для машин MLRS, ULAN и PIZARRO и для некоторых вариантов M113.


Трак гусеницы 570 PO



Трак гусеницы Track Type 622 для машины WIESEL: 1. Скоба 2. Соединительный болт 3. Трубчатый корпус с вулканизированной резиновой подушкой

Конструкция легких гусениц

В качестве своей первой легкой гусеницы компания Diehl разработала гусеницу для транспортера вооружения WIESEL. Эта гусеница заменила резиновую гусеничную ленту компании Clouth. Недостатком этих резиновых гусениц был усталостный износ стальных тросов, вызванный изгибающими силами в поперечных связующих элементах. После пробега более чем 3000 км это стало причиной обрыва траков без каких-либо предшествующих внешних признаков. Так как другие меры по исключению обрывов ни к чему не привели, эти гусеницы, в конце концов, были заменены на новые звенчатые гусеницы с концевыми скобами Track Type 622 от Diehl. Впервые стала возможной успешная разработка гусеницы стального литья с вулканизированными резиновыми накладками, которая немного тяжелее резиновой гусеницы, применяемой прежде. Гусеница приводится в движение за счет роликов центральной направляющей. Ширина гусеницы составляет 20 см; погонная масса – 17,4 кг/м. Резиновая накладка может быть заменена в случае выработки ресурса.

Экстремальные требования, предъявляемые к американским высокотехнологичным экспедиционным боевым машинам EFV (проект закрыт) для морской пехоты первоначально привели к разработке легких гусениц, изготовленных из алюминия. Однако обнаружилось, что алюминий является неподходящим материалом для гусениц, так как только сталь имеет надежный безопасный запас по пиковым нагрузкам и силам в граничной области. Имея массу примерно 82 кг/м, вновь разработанная легкая стальная гусеница близка к алюминиевой гусенице, у которой погонная масса составляет приблизительно 75 кг/м. Каждый трак гусеницы состоит из двух трубчатых корпусов с очень тонкими стенками, в которых установлены обрезиненные полые пальцы. Они связаны между собой двумя концевыми скобами и центральной скобой, прикрученной болтом к центральной направляющей (гребню). Все детали оптимизированы по массе. Резиновые накладки вставляются посредством системы Quick Fit.

Опыт, полученный в процессе испытаний этой гусеницы для экспедиционной боевой машины EFV, повлиял на подобную разработку гусеницы для новой БМП PUMA. Она состоит из двух легких стальных трубчатых корпусов с двумя стальными полыми пальцами с резиновыми втулками. Они соединяются между собой двумя концевыми скобами и центральной стальной скобой, объединенной в одну деталь с центральной направляющей (гребнем). Вследствие этого оптимизированные по массе детали оказались легче на 40% по сравнению с аналогичными стандартными траками. Резиновые накладки вставляются посредством системы Quick Fit и фиксируются на месте защелкивающейся осью. Это снижает вероятность потери резиновых накладок, а при их замене весьма значительно снижает время на обслуживание и ремонт по сравнению со временем, требующимся для откручивания прикрученных болтами накладок.

Даже в отношении резины для ходовых накладок может быть реализованы значительные улучшения. Впервые компании Diehl удалась разработка эластомерного материала, который имеет превосходные характеристики для быстрой езды по дорогам (проблема нагрева), а также по труднопроходимой местности (разрушение от острых камней). WIESEL стала первой в немецкой армии машиной, оснащенной новым типом ходовых накладок. Это позволяет значительно увеличить пробег, например в Афганистане.

Это резиновая смесь также предназначена для применения в машине PUMA. При погонной массе значительно менее 100 кг/м гусеница Track Type 464 в настоящее время не имеет себе равных по рабочим параметрам.


Продукция компании Diehl Defence

Сплошные (непрерывные) гусеничные ленты

До сих пор сплошные гусеничные ленты применялись только на легких машинах, имеющих соответственно небольшую мощность двигателя. Так, тяжелый вариант Hagglunds BV 206S, имеет общий вес 7,1 тонны и мощность двигателя 130 кВт/177 л.с. В этой машине мощность привода теоретически распределена на четыре гусеницы. Имеется несколько производителей такого типа сплошных гусеничных лент. Все эти гусеницы имеют стальные поперечные стяжки, к которым приложена сила тяги от ведущего колеса. Поперечные силы от гусеницы действуют на опорные катки за счет ее направляющих зубьев (гребней).

Тяговое усилие воспринимается стержнями из арамидно-нейлонового стекловолокна или металлокорда, заключенного в резиновый кожух. Наряду со стержнями могут быть использованы стальные канаты (WIESEL 1). Обрезинивание обеспечивает защиту нагруженных элементов от коррозии и каких-либо повреждений, тогда как профилированная беговая рабочая поверхность передает все усилия на грунт, со временем изнашиваясь. Как правило, ленточные гусеницы являются сплошными (непрерывными), что делает их замену более трудоемкой, так как в этом случае один из бортов машины должен быть поднят или даже должна быть частично разобрана ходовая часть. Едва ли возможно выполнять такие работы в условиях эксплуатации. Главное преимущество этих гусениц заключается в небольшой массе и в тихом ходе, недостатком же является низкая ремонтопригодность. В случае какого-либо повреждения должна быть заменена вся гусеница, провести ремонт на машине, заменив лишь отдельное звено, невозможно.


Гусеница для Track Type 464 БМП PUMA: Ширина - 500 мм, Размер звена - 183,5 мм, Вес - 95 кг/м, Ресурс – 6000-7000 км (38 тонн), 4000 –5000 км (43 тонны); трубчатый корпус со стальной внутренней рабочей поверхностью из литейного чугуна или штампованный; стальная скоба; рабочая резиновая накладка (система быстрой установки quick fit)



Место разъединения, гусеница от Diehl


Разъемное направляющее колесо и гусеница от компании Soucy на машине M113

Исключение сделано для гусеницы от Diehl на машине BV206. Она может состоять из двух, трех или четырех сегментов, которые соединяются в патентованных конечных точках при помощи специальных скоб. Это очень сильно облегчает любую установку и монтаж гусеницы на машину, ее транспортировку и хранение. Отдельные сегменты можно штабелировать и перевозить в компактном виде.

Недавно канадская компания Soucy group также начала предлагать потенциальным клиентам сплошную гусеничную ленту для M113. Таким образом, эта компания отважилась войти в тот сектор, в котором до сих пор царствовали стальные гусеницы. Эта сплошная гусеничная лента значительно легче, чем звенчатая гусеница (примерно 26 кг/м вместо 64 кг/м у звенчатой гусеницы). Она также нравится потребителем своим тихим ходом. Таким образом, например, было измерено снижение уровня шума приблизительно на 10 децибел(A); во время замеров внешнего шума машины уровень звука был на более чем 10 децибел(A) ниже, чем у стандартной машины, использованной для сравнения. Установка гусеницы на поднятую машину является сравнительно трудоемкой. С целью выполнения этой задачи направляющее колесо сделано из двух частей.

В настоящее время компания Soucy group разработала сплошную гусеничную ленту для БМП BRADLEY, и в этом отношении также имеет смелость войти в сферу, которая до сих пор была исключительной привилегией звенчатых гусениц. Результаты этих разработок, безусловно, представляют большой интерес.

Использованы материалы:
www.diehl.com
www.baesystems.com
www.soucy-group.com
www.william-cook.co.uk
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    10 ноября 2016 06:51
    Летняя резина для европейских шоссе. А как по нашим сугробам и грязьке?
    1. +7
      10 ноября 2016 07:29
      Цитата: Nick1953
      Летняя резина для европейских шоссе. А как по нашим сугробам и грязьке?

      Как-как? Автопёхом- по автостраде. Потому до сих пор в России хорошие дороги не строят, чтобы враг не прорвался

      Это наши танки грязи не боятся
      1. jjj
        +2
        11 ноября 2016 10:25
        Посмотрел на картинке, где две гусеницы у "Леопардов" рядом. Такое ощущение, что танки на слипах как машинки в Формулах. Так и представилось как во время боя по радио передают экипажам:
        - Ганс, на пит-стоп, резина оквадрачена.
        - Фриц, береги резину, надо продержаться хотя бы еще пару кругов...
        А по теме - полезная информация
        1. +1
          16 ноября 2016 20:31
          Тут ещё не отмечен такой фактор резиновых башмаков ,в бою они сгорают, а на камнях просто крошатся ,в мороз становятся каменными и скользят,но для гейропы вполне !
  2. +2
    10 ноября 2016 08:42
    трубчатый корпус со стальной внутренней рабочей поверхностью из литейного чугуна или штампованный
    Видимо должно быть "из литого чугуна"
    1. +1
      10 ноября 2016 21:52
      В металлургии есть понятие "литейный чугун" только это как фарш для котлеты- полуфабрикат. И получается или гусеницы из фарша или перевод хромает.)))
    2. +1
      12 ноября 2016 06:31
      Цитата: Чёрный Полковник
      трубчатый корпус со стальной внутренней рабочей поверхностью из литейного чугуна или штампованный
      Видимо должно быть "из литого чугуна"

      Правильно будет литейный, его много марок. Но гусеницы обычно штампуют из стали Гадфильда.
  3. +2
    10 ноября 2016 08:44
    судя по фоткам внутри танкового трака еще и втулка какая то стоит, а так гуска годная, длинна шарнира большая ,стираться будет меньше, но вот как палец выбить не могу понять, там с обоих сторон эти бонки торчат, правда зачем их выбивать, траки и так можно заменить выкинув разбитый вместе с пальцем. интересны так же и сплошные гусеницы, я так понимаю это типа транспортерной ленты уже и на тяжелые машины начали ставить. У нас только на снегоходы их выпускают и ставят.
    1. +1
      10 ноября 2016 09:59
      Цитата: Вольный ветер
      я так понимаю это типа транспортерной ленты уже и на тяжелые машины начали ставить. У нас только на снегоходы их выпускают и ставят.

      Впервые я увидел подобные гусеницы на комбайне Кедр.Гусеницы были , если не изменяет память фирмы Бриджстоун. К сожалению своих фото не сохранилось, а в интернете не нашёл. Нашёл фото похожей гусеницы
      1. +5
        10 ноября 2016 11:59
        Мы делали альтернативный вариант ходовой на резиновой армированной гусенице для сварочного агрегата - хорошие результаты показал на обычных грунтах, меньше масса сразу на пол тонны, по сравнению с металлической. Но металлическая лучше ходит по каменистым грунтам - резиновую быстро съедает.
        1. 0
          11 ноября 2016 11:14
          Цитата: DimerVladimer
          Мы делали альтернативный вариант ходовой на резиновой армированной гусенице для сварочного агрегата - хорошие результаты показал на обычных грунтах, меньше масса сразу на пол тонны, по сравнению с металлической. Но металлическая лучше ходит по каменистым грунтам - резиновую быстро съедает.

          У нас был один комбайн, вроде как эксперементальный, поля суглинок и супесь, поэтому проблем не было.
    2. +4
      10 ноября 2016 11:30
      Цитата: Вольный ветер
      но вот как палец выбить не могу понять, там с обоих сторон эти бонки торчат,

      Там ничего выбивать не надо. Раскручивается винт соединяющий межтраковые муфты, муфта открывается и так 4 раза подряд и пожалте ставить новый трак в обратном порядке. hi
      1. 0
        10 ноября 2016 21:42
        у япов на комацу бульдозерах стоят с80-хгг . воен говорили просто: сложно менять вполе(втулки. резинки-манжеты итп сочленения.
        Всё делалось под конкретного Ваньку. а сейчас генералы хотят воевать в белых перчатках.
        А поставленную задачу любой ценой?
    3. +2
      10 ноября 2016 12:09
      Цитата: Вольный ветер
      но вот как палец выбить не могу понять


      Не надо выбивать - размыкаются крепления и меняется трак целиком, никаких вращающихся, выпадающих, стирающихся втулок - втрое больший ресурс.
  4. +2
    10 ноября 2016 09:50
    а где рассказ про Российские гусеницы?
    1. +3
      10 ноября 2016 10:09
      А про них автору неинтересно-что там рассказывать-сплошное железо.
      1. 0
        10 ноября 2016 11:31
        Цитата: guzik007
        А про них автору неинтересно-что там рассказывать-сплошное железо.

        Там резиновые накладки съёмные.
        1. +3
          10 ноября 2016 12:16
          Цитата: Серый брат
          Там резиновые накладки съёмные.


          Правильный термин - асфальтоходные башмаки.
          На абрамсе их и внутри устанавливают, что бы резиновый амортизирующий бандаж опорного катка, катился по внутренней резиновой накладке - в результате в боевых условиях, такая гусеница подвержена возгоранию и огонь перекидывается на бандаж катка.
      2. +1
        10 ноября 2016 11:33
        Цитата: guzik007
        А про них автору неинтересно-что там рассказывать-сплошное железо.

        Не правда. В 80=х были аналогичные конструкции гусениц на тяжелой гусеничной технике.
        Встречались и с "забиванием пальцевв" типа ПТ-76, МТЛБ и подобных.
        1. +1
          10 ноября 2016 12:40
          Цитата: К-50
          Встречались и с "забиванием пальцевв" типа ПТ-76, МТЛБ и подобных.

          Пальцы пальцам рознь.
          К примеру, МТ-ЛБ. Старые- литые, с "плавающими пальцами". Которые с выработкой ресурса начинали самопроизвольно выползать. И на каждой остановке механ с кувалдой ходил и забивал их на место.
          Потом появились кованые с обрезиненными пальцами. И проблема их "самоотвода" пропала.
          1. +2
            10 ноября 2016 12:45
            Цитата: Лопатов
            Старые- литые, с "плавающими пальцами". Которые с выработкой ресурса начинали самопроизвольно выползать. И на каждой остановке механ с кувалдой ходил и забивал их на место.

            Вот и мне приходилось кувалдой их обратно запихивать. Гусянки типа ПТ-76. Не очень устойчивы были к боковым нагрузкам. На крутом склоне могли и "разуться".
            1. +1
              10 ноября 2016 13:03
              У МТ-ЛБшных кованых свои недостатки были- тяжело снять. Но приходилось. Не любит камней. Повертелся на месте, поймал камень между двумя гребнями- получай полуснятую гусянку 8)))

              А вообще насчёт "ничего интересного"... Та же МТ-ЛБ. Два типа, ранние литые с открытым шарниром и плавающими пальцами; поздние кованые с закрытым шарниром и обрезиненными пальцами
              Плюс возможность установки дополнительных грунтозацепов.
              Плюс уширенная гусеница для снегоболотоходного МТ-ЛБВ
      3. +3
        10 ноября 2016 11:52
        Цитата: guzik007
        А про них автору неинтересно-что там рассказывать-сплошное железо.


        На российские ОБТ заимствована конструкция с двойным пальцем - не знаю точный ресурс, но подняли его значительно - почти не уступает немецким "гуслям".
        1. 0
          23 декабря 2022 16:01
          При перегибах через колесо двойные пальцы проворачиваются в шарнирах примерно на вдвое меньший угол.
  5. +4
    10 ноября 2016 10:12
    Статья для спецов, узких спецов, прям совсем узких. Не каждый механик с интересом её прочитает. И автору надо было описать тенденции развития и сравнение, всё это малёха попроще и тогда вполне читабельно.
  6. +2
    10 ноября 2016 11:16
    Только мне "леопардовые" гусеницы подозрительно напомнили Т-64? Только без резиновых подушек.
    1. +2
      10 ноября 2016 12:02
      ]
      Цитата: Polkovodetz
      Только мне "леопардовые" гусеницы подозрительно напомнили Т-64? Только без резиновых подушек.


      Дык с леопардика брали за образец.
      Вы удивитесь - на Абрамсе - аналогичные.
      Все заимствуется.
      1. 0
        10 ноября 2016 13:20
        есть вопрос: а самоочищение гусеницы при такой конструкции траков не будет ли хуже?
      2. +6
        10 ноября 2016 14:27
        Цитата:"Дык с леопардика брали за образец"
        Разработка Леопард 1 стартовала в 1957 году. ВНЕЗАПНО в том же 1957 Объект 430 (из которого вырос Т-64) уже проходил заводские испытания. Еще более внезапно, на нем уже стояли гусеницы с параллельным шарниром разработки ХКБМ. Конструкция гусениц впоследствии не менялась.
        1. +1
          8 декабря 2016 14:08
          Цитата: Polkovodetz
          Разработка Леопард 1 стартовала в 1957 году. ВНЕЗАПНО в том же 1957 Объект 430 (из которого вырос Т-64) уже проходил заводские испытания. Еще более внезапно, на нем уже стояли гусеницы с параллельным шарниром разработки ХКБМ. Конструкция гусениц впоследствии не менялась.


          Вот фото объекта 430 - на нем обычная мелкозвенная гусеница.
          И ГДЕ ВЫ ВИДИТЕ С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ШАРНИРОМ?


          В кубинке фото объект 430 - с обычной мелкозвенной гусеницей с низким ресурсом.
          Или вы не понимаете отличий, а значит дилетант, или просто враль.
        2. +1
          8 декабря 2016 14:28
          В 1957 г. фирма «Краусе-Маффей» приступила к разработке танка, первые образцы которого были приняли на вооружение под названием «Леопард» в 1963г. ... Многотопливный дизель мощностью 830 л.с. обеспечивал скорость 65 км/ч, запас хода достигал 600 км. Двигатель составляет один агрегат с силовой передачей, может быть заменен в полевых условиях за 15 мин. Силовая передача гидромеханическая, подвеска индивидуальная, торсионная, гусеницы с резинометаллическим шарниром.
          http://russianwar.ru/?Germaniya:Leopard

          Я не знаю, кто что проектировал в ХКБМ, но Леоперды с РМШ шли сразу, а РМШ в Т-64 появился значительно позже.
    2. 0
      10 ноября 2016 13:29
      А зачем вот эти выточки на пальцах? Площадь трущихся поверхностей сокращена, эти полости будут заполнены грязью, сиречь абразивом.
      1. 0
        3 мая 2017 23:25
        Если актуально еще. Это не выточки, это резина, чтобы палец не выскакивал из звена, мягче ходил в нем и в какой-то мере амортизировал звено от скобы.
  7. +2
    10 ноября 2016 11:45
    Любопытно.
    Еще бы знать декларируемый производителем ресурс цельной гусеницы (это первичный параметр), без этого сложно оценить преимущество в массе (это второстепенный параметр).

    То что резиновые армированные гусеницы - весьма тихие и легкие - понятно.
    Но их ресурс резко снижается на каменистом грунте, зато несколько выше на песчаном грунте, в водопесчанной взвеси, кислотных средах, по сравнению с металлической звенной гусеницей.
  8. +3
    10 ноября 2016 12:31
    Интересненький обзор. Новизны нет, но для непосвященных вполне сойдет. На эту тему инженер ХТЗ защищал кандидатскую диссертацию. При всей видимой простоте темы, там масса тонких мест для узких специалистов. Гусеница Т-64 с параллельным шарниром сегодня в слегка измененном виде стоит на Т-90, сменив тип гусеницы от Т-72. На сегодняшний день гусеница Т-90 является самой эффективной по проходимости.
    1. +1
      10 ноября 2016 13:22
      Подобные гусеницы впервые у нас применили на Т-80, если мне сколерос не изменяет, танк рвал старые гусянки, а-ля дт-75, как тузик тряпку. Затем подобные гусянки и на другие машины стали ставить, так как ходовые характеристики были отличные.
      1. +5
        10 ноября 2016 14:45
        Цитата: Вольный ветер
        Подобные гусеницы впервые у нас применили на Т-80,

        Да, нет на Т-64...
        Цитата: Вольный ветер
        танк рвал старые гусянки

        Тут то же не то... старая гусеница, с последовательным зацеплением, более "мягкая" и плохо удерживает натяжение, что при больших скоростях приводит к возникновению "волны" на верхней ветке гусеничной цепи, которая сносит все, что ей попадается, а это надгусеничные полки с ящиками ЗИП и дополнительными баками, гусеница с параллельным звеном более "жесткая" и более подходит для движения на больших скоростях.
        1. 0
          10 ноября 2016 17:19
          на Т-80, еще раз повторяю
          1. +1
            10 ноября 2016 21:38
            Цитата: Вольный ветер
            на Т-80, еще раз повторяю

            Да Вы хоть НАПОВТОРЯЙТЕСЬ, историю танкостроения Вам не переписать. Т-64, с подобной гусеницей неплохо так ездил в начале 60-х годов,

            а первые опытные Т-80 („объект 219 сп 1“), в середине 70-х, еще пользовались гусеницами Т-64,

            пока для них не разработали ходовую ходовую часть...
    2. +1
      10 ноября 2016 14:40
      Цитата: ARES623
      Гусеница Т-64 с параллельным шарниром сегодня в слегка измененном виде стоит на Т-90,

      Там стоит от Т-80, а она имеет отличие. А вот гибрид Т-80 и Т64 установлен........на "Армате"...Вон траки на корме, между буксирными "серьгами"
      1. +2
        11 ноября 2016 09:14
        Цитата: svp67
        Там стоит от Т-80, а она имеет отличие. А вот гибрид Т-80 и Т64 установлен........на "Армате"...Вон траки на корме, между буксирными "серьгами"

        Т-80 создавался на основе газотурбинного прототипа Т-64, поэтому ходовая на "80" от "64" изначально, но в ходе совершенствования подверглась облегчению. Принципиального отличия нет - обе явились уходом от последовательного шарнира к параллельному.
  9. 0
    10 ноября 2016 14:29
    на гражданской технике применяются "неразборные " гусеницы и "разборные ""как во всем мире так и у нас. У разборной гусеницы открутить можно башмаки, саму гусеничную ленту можно только резать или вырезать сломанный палец затем забить самодельный палец. Плюсы такой гусянки, потеря башмаков для нее не критична, большой высоты грунто зацепы 10-20 см. Минус , грунтозацепы прямые...... гололеда боятся как огня, если не дай бог еще и на обледеневшем склоне то можно и с жизнью попрощаться . Пришлось как то лететь на т-330 с горы боком, хорошо нога с педали газы слетела и клык успел в землю вогнать, у тракторов что бы добавить обороты нужно отпустить педаль газа. Так же и скорость небольшая с которой эти гуски могут ходить. И неразборные гусеницы, ну раньше на всех наших танках и легких средних тракторах стояли. Трак и и пальцы. дешево и сердито но и свои есть заморочки
  10. +1
    10 ноября 2016 14:48
    Пока ничего нового, как цевочное зацепление, так и гребневое в нашем танкостроении применялось и применяется. Так же как и гусеницы с параллельно соединенным звеном.
  11. +5
    10 ноября 2016 19:55
    Цитата: Вольный ветер
    И неразборные гусеницы, ну раньше на всех наших танках и легких средних тракторах стояли. Трак и и пальцы.


    Какие-такие "неразборные"? Вот они-то и были самые разборные. Кувалда и выколотка в ЗИПе ходовой части. Как-то "разулись" на упражнении "змейка на спуске". Танк скатился вниз на одной гусенице. По быстрому разбили гусеницу на несколько звеньев, сволокли вниз, соединили и накинули. Всё это силами экипажа, минут за 15. Если бы развинчивали-завинчивали соединительные скобы, время ушло бы раза в четыре (оптимистично) больше. И не выпадают пальцы, - они стоят в гусенице головками к корпусу танка, на корпусе приварен специальный башмак, об который "вылезшие" пальцы забиваются обратно. Обрыв гуски происходит когда палец лопается. Это я, как старый танкист могу точно сказать. (Т-34-85 и Т-55, КДВО 1971-73г ) Хотя уже было у нас несколько машин с резино-металлическими шарнирами, но тогда они ещё не были паралельными . С их ремонтом дела не имел, но возни было побольше, по отзывам, хотя ресурс у них тоже был больше и ход танка с ними был помягче.
    1. 0
      10 ноября 2016 21:50
      Много прожил-молодец!!!!!
    2. 0
      10 ноября 2016 21:55
      я не виноват, ну называются гусянки не разборными, ну что тут поделаеш request
    3. +1
      12 ноября 2016 12:43
      Цитата: ingenera
      И не выпадают пальцы, - они стоят в гусенице головками к корпусу танка, на корпусе приварен специальный башмак, об который "вылезшие" пальцы забиваются обратно. Обрыв гуски происходит когда палец лопается. Это я, как старый танкист могу точно сказать

      Респект Вам, как ветерану. "34" машина - Вещь!!! У нас она была в качестве дежурного тягача, только без башни. А по службе пришлось юзать БМП с параллельным РМШ, да МТЛБВ с такими же пальцами, как на "34", только с головками пальцев наружу. Так что если не уследил за новым пальцем, то можешь и разуться на ходу. Потом появляется выработка и палец уже не выскакивает. При этом с открытым шарниром гусеничная лента изнашивается в разы быстрее, особенно если в грунте преобладает песчаник. С параллельным РМШ гусянка чинится без проблем, ну может чуть сложнее, чем просто палец забить, т.к. надо при затяжке клиньев создать определенный угол между сводимыми траками. Пару раз потренируешься и достаточный навык в "кармане".
    4. 0
      2 февраля 2017 17:49
      Цитата: ingenera
      С их ремонтом дела не имел, но возни было побольше,

      Забивать тяжелее было - таки шестигранник, плюс время на открутку-закрутку гаек, да и сама она тяжелее. На Т-62 в Польше "тренировался"
  12. 0
    13 ноября 2016 13:53
    Цитата: амурец
    в России хорошие дороги не строят, чтобы враг не прорвался


    Пока противник рисует карты наступления, мы меняем ландшафты, причём вручную. Когда приходит время атаки, противник теряется на незнакомой местности и приходит в полную небоеготовность. В этом смысл, в этом наша стратегия. ©
  13. 0
    16 ноября 2016 17:10
    Не танкист. Другая военная специальность есть, но это танкистам. "В мороз кто танк не заводил, тот матюгатся не умеет" .. (шутка не про т-80).
    1. 0
      17 ноября 2016 15:35
      Цитата: трассер
      Не танкист. Другая военная специальность есть, но это танкистам. "В мороз кто танк не заводил, тот матюгатся не умеет" .. (шутка не про т-80)

      Береги предпусковой подогреватель, и сможешь изъясняться на Великом и литературном, без повышенного давления и воспоминаний о маме.
  14. 0
    6 апреля 2017 16:08
    Я предпочитаю читать о технике на сайте https://tankwg.ru/, обзоры там классные.