Скоростной десантный катер БК-16: новый участник сирийской операции

В течение длительного времени военные разных стран, специалисты и широкая общественность следили за обновлениями российской группировки авиационной техники и наземных средств, размещенных в Сирии. Сейчас самым актуальным вопросом в контексте сирийской операции является решение боевых задач корабельной группой, пришедшей в восточную часть Средиземного моря. Кроме того, темой для обсуждений уже успела стать переброска к берегам Сирии некоторого количества катеров различных типов. Одно из легких судов было отправлено к новому месту работы всего несколько дней назад.

В первых числах ноября были опубликованы фотографии российского килекторного судна КИЛ-158 (проект 141), шедшего из Черного моря в Средиземное. Судно уже не в первый раз проходило этим маршрутом, однако теперь интерес к нему был связан с грузом, перевозимым на палубе. Частью полезной нагрузки килекторного судна стал катер одной из последних моделей. Изначально появилась версия, согласно которой транспортируемый катер относится к проекту 03610 «Раптор». Тем не менее, вскоре появились иные сообщения. Согласно более поздним сообщениям отечественной прессы, КИЛ-158 перевозило десантный катер проекта 02510 или БК-16. Катера «Раптор» и БК-16 весьма похожи внешне, из-за чего наблюдавшаяся путаница с типами вполне понятна.



Катер БК-16 в движении. Фото ГК "Еврояхтинг" / Euroyachting.ru


Скоростной десантный катер типа БК-16 является одной из последних отечественных разработок своего класса. Подобная техника предназначается для решения транспортных, десантных или боевых задач на реках или в прибрежной морской зоне. Характерными особенностями таких катеров являются возможность перемещения с высокой скоростью, наличие крупного десантного отсека с большим числом сидений, а также возможность подхода непосредственно к берегу с последующей высадкой бойцов. Проектом предусматривается возможность использования различного стрелкового и гранатометного вооружения, состав которого определяется в соответствии с пожеланиями заказчика.

Проект скоростного катера 02510 был разработан в начале текущего десятилетия предприятием «Рыбинская верфь» – одним из структурных подразделений группы компаний «Еврояхтинг». К настоящему времени «Еврояхтинг» и «Рыбинская верфь» вошли в состав концерна «Калашников». При разработке проекта учитывался отечественный и зарубежный опыт в деле создания техники этого класса, что, среди прочего, привело к формированию характерного облика, делающего БК-16 похожим на некоторые другие легкие суда российской и иностранной промышленности. Тем не менее, все работы осуществлялись российскими конструкторами самостоятельно и без помощи зарубежных коллег.

В 2014 году «Рыбинская верфь» построила головной катер нового проекта. Осенью того же года первый БК-16 отправили на Черное море для проведения испытаний. Уже тогда утверждалось, что после завершения всех необходимых проверок катер будет передан одному из специальных подразделений Черноморского флота. В середине 2015 года головной катер проекта 02510 был введен в состав флота. Одновременно с этим предприятие-изготовитель приступило к испытаниям второго катера, постройка которого была завершена к тому времени.

Скоростной десантный катер БК-16: новый участник сирийской операции
Катер на палубе килекторного судна КИЛ-158. Фото Vg-news.ru


Летом и осенью 2015 года катера нового типа были впервые показаны представителям военного и политического руководства страны, а также широкой публике. Первыми площадками для демонстрации техники типа БК-16 стали Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге и военно-технический форум «Армия-2015». В обоих случаях демонстрировались полноценные катера в полной комплектации, пригодные для использования вооруженными силами.

Катер БК-16 предназначается для решения широкого круга задач, связанных с транспортировкой личного состава или грузов, высадкой бойцов на неподготовленное побережье, использованием стрелкового вооружения и т.д. Подобные требования привели к формированию соответствующего облика техники, а точнее, к использованию уже существующих идей и решений, отработанных в некоторых зарубежных проектах и подтвердивших свой потенциал. Подобный подход привел к успешному завершению разработки катера с требуемыми характеристиками, однако прямым его следствием стал характерный внешний вид, делающий катера БК-16 похожими на некоторые другие образцы аналогичного назначения.

Важной особенностью проекта 02510, прямо связанной с требованиями к ходовым характеристикам, является широкое применение в конструкции алюминиево-магниевого сплава. Это позволяет обеспечить требуемую прочность при сравнительно малой массе. Так, при длине 16,45 м, ширине 4 м и высоте 4,33 м порожнее водоизмещение составляет 13 т. Полное – 19,5 т. Нормальная осадка определяется в 0,87 м.


Схема катера. Рисунок концерна "Калашников" / Kalashnikov.com


Форма корпуса катера БК-16 была разработана с целью повышения ходовых характеристик. Компоновка внутренних объемов определена с учетом современных наработок в области скоростных десантных катеров. Носовая часть корпуса отдается под тоннель для высадки десанта на берег. Позади него располагается рубка с рабочими местами экипажа. Наиболее крупным отсеком является центральное десантное отделение, в котором должно устанавливаться целевое оборудование. В корме корпуса помещаются агрегаты силовой установки. Важной особенностью катера проекта 02510 является отсутствие крупных надстроек. В носовой части имеется рубка с остеклением, тогда как крыша десантного отсека выполняет функции палубы.

В конструкции катера предусматривается использование броневых листов, обеспечивающих защиту экипажа и десанта от стрелкового оружия различных типов. В составе остекления используются многослойные пакеты большой толщины, так же защищающие людей.


В кормовом отсеке корпуса размещается силовая установка, построенная на основе двух дизельных двигателей мощностью по 780 л.с. В качестве движителя катер использует набор водометов, помещенных в корме. Силовая установка и движитель позволяют катеру развивать максимальную скорость 42 узла. Экономическая скорость определена на уровне 30 узлов. Дальность плавания по топливу – 400 морских миль.


Вид сверху и схема внутреннего устройства. Рисунок концерна "Калашников" / Kalashnikov.com


Управление катером осуществляется из носовой рубки, внутри которой помещены рабочие места двух членов экипажа. Посты управления оснащаются набором всего необходимого оборудования, позволяющим осуществлять контроль за системами катера, навигацию и т.д. От внешних воздействий экипаж защищен рубкой, имеющей остекление. Лобовая часть рубки выполнена наклоненной вперед, борта устанавливаются с завалом внутрь. Доступ в рубку осуществляется как через десантный отсек или носовой проход, так и через собственные люки в крыше.

В базовой десантной конфигурации катер проекта 02510 оснащается крупным десантным отсеком, помещенным в центральной части корпуса. В имеющемся отсеке вдоль бортов устанавливаются 18 кресел для десанта. Доступ в отделение обеспечивается люком в его кормовой части. Также предусмотрен проход, позволяющий попасть в рубку, а оттуда – в носовой тоннель. При высадке на неподготовленное побережье десантники должны использовать тоннель, оснащенный опускаемой носовой аппарелью и двустворчатой верхней крышкой. Такой способ десантирования упрощает высадку, а также позволяет бойцам максимально быстро приступить к выполнению поставленных задач.

Также были разработаны несколько дополнительных проектов оснащения катера. В центральном отсеке корпуса может размещаться аппаратура командного пункта с 9 рабочими местами, медицинские модули и носилки для раненых, а также пожарное или водолазное оборудование. Таким образом, в зависимости от пожеланий заказчика, предприятие-изготовитель может поставить технику в соответствующей комплектации, предназначенную для решения тех или иных задач.


Боевой модуль на крыше рубки. Фото Bastion-karpenko.ru


По имеющимся данным, для повышения комфорта работы экипажа и десанта в проекте 02510 предусматриваются некоторые идеи бытового характера. В бортах десантного отсека предусматриваются по два иллюминатора прямоугольной формы. При необходимости люди на борту могут использовать койки и гальюн, что в значительной мере повышает удобство работы, а также позволяет увеличить время автономной работы. В существующем виде скоростной десантный катер имеет автономность в 1 сутки.

Проект БК-16 позволяет оснащать скоростные катера вооружением различных типов с требуемыми характеристиками. К примеру, в ходе прошлогодних выставок демонстрировалось следующее вооружение катера. На крыше рубки экипажа монтировался дистанционно управляемый боевой модуль. Конструкция этого изделия позволяет устанавливать и применять пулеметы винтовочного и крупного калибра, а также 30-мм и 40-мм автоматические гранатометы. В составе модуля имеется блок оптико-электронного оборудования, позволяющего вести наблюдение и находить цели в любое время суток.

В составе бортовых ограждений палубы предусматриваются две вертлюжные установки для пулеметов. Демонстрировавшиеся катера несли на этих устройствах пулеметы ПКМ винтовочного калибра. Дополнительные пулеметы винтовочного калибра предлагается монтировать в кормовой части бортов на аналогичной установке. Боевой модуль и набор пулеметов позволяют экипажу катера вести огонь в любом направлении, без мертвых зон. Кроме того, сектора обстрела некоторых вооружений частично перекрываются, дополнительно повышая огневые возможности катера. При необходимости вместе с гранатометами и пулеметами может использоваться личное оружие десанта, однако амбразуры для его применения в корпусе не устанавливаются.


Носовой тоннель для высадки, вид изнутри (слева) и снаружи (справа). Фото Bastion-karpenko.ru


На палубе катера, позади рубки экипажа, монтируется мачта для размещения некоторого радиоэлектронного оборудования. На ней, равно как и на некоторых других участках корпуса, помещаются те или иные антенные устройства. Кроме того, предусматривается использование малогабаритной радиолокационной станции для навигации и обнаружения надводных целей.

На случай аварий или иных подобных ситуаций катер несет набор спасательного оборудования. На бортах предусматриваются крепления для надувных плотов, размещаемых в цилиндрических контейнерах. Также катер имеет несколько наборов креплений для спасательных кругов. По периметру палубы размещается ограждение, повышающее безопасность экипажа.

К настоящему времени судостроительное предприятие «Рыбинская верфь» успело построить и передать заказчику только два катера БК-16. Согласно опубликованным данным, оба изделия выполнены в конфигурации скоростного десантного катера. Они имеют 19 мест для десантников с оружием или специальным оборудованием, а также несут дистанционно управляемые боевые модули и набор пулеметов разных типов. В таком виде техника может использоваться в качестве транспортного средства для специальных подразделений.


БК-16 на воде. Фото Bastion-karpenko.ru


В начале июля этого года пресс-служба концерна «Калашников», структурным подразделением которого не так давно стал завод «Рыбинская верфь», сообщила, что предприятие приступило к серийным поставкам новых транспортно-десантных и штурмовых катеров типов БК-10 и БК-16. Оба катера сведены в т.н. единую боевую группу, применение которой позволяет выполнять различные задачи. Разработка единой боевой группы велась в инициативном порядке при участии специалистов силовых структур. Это позволило учесть в проекте все пожелания и требования потенциального заказчика, тем самым повысив эффективность будущего использования техники.

Согласно сообщениям начала текущего месяца, не так давно один из катеров пр. 02510 / БК-16 на борту килекторного судна КИЛ-158 был доставлен к берегам Сирии. Планы российских вооруженных сил относительно использования этого катера пока официально не объявлялись. При этом известно, что в восточной части Средиземного моря уже присутствуют и используются несколько катеров проекта 03610 «Раптор». Как и в случае с БК-16, подробности использования «Рапторов» не оглашались.

Ввиду отсутствия официальной информации о применении переброшенной в Сирию техники остается только строить прогнозы. В публикациях отечественных и зарубежных средств массовой информации высказываются предположения о возможном использовании катеров БК-16 и «Раптор» в качестве транспортного средства для спецподразделений. Используя такую технику, бойцы спецназа могут быстро прибывать в указанный район, высаживаться на берег и приступать к выполнению поставленных задач. На протяжении последних месяцев неоднократно публиковались неподтвержденные сведения об участии российских спецподразделений в тех или иных операциях. Текущая обстановка в Сирии может способствовать проведению новых подобных операций, в которых средством доставки бойцов на берег станут имеющиеся скоростные катера.


В движении. Фото концерна "Калашников" / Kalashnikov.com


Следует отметить, что катера проектов 02510 и 03610 могут использоваться не только для переброски спецподразделений. Подобная техника может решать многочисленные иные задачи. Так, катера этих типов способны выполнять патрулирование акваторий в прибрежной зоне. Подобные их «функции» можно использовать для охраны объектов, используемых российскими вооруженными силами. Кроме того, к берегам Сирии прибыла корабельная группа ВМФ России, которая тоже может нуждаться в помощи патрульных катеров. Террористы не располагают современной морской техникой, однако флот должен быть готов к ответу на любые угрозы.

Точные цели переброски катера БК-16 в восточную часть Средиземного моря, по понятным причинам, официальными лицами не уточняются. Высказываемые прогнозы могут представлять определенный интерес, однако нет никаких оснований считать, что они полностью соответствуют действительности. Тем не менее, о некоторых особенностях применения новейшей техники можно говорить уверенно. Переброска катеров с целью решения тех или иных задач позволит специалистам военно-морского флота улучшить свои навыки по управлению техникой. Освоение катеров в условиях мирного времени дает заметные результаты, но работа в условиях реального вооруженного конфликта позволит экипажам проверить свои умения, а затем и улучшить их.

С осени прошлого года российские вооруженные силы проводят операцию по борьбе с террористическими организациями, действующими на территории Сирии и представляющими определенную опасность для нашей страны. Основная масса боевой работы легла на Воздушно-космические силы, однако к нанесению ударов по объектам незаконных вооруженных формирований неоднократно привлекался военно-морской флот в лице кораблей и подводных лодок нескольких оперативно-стратегических объединений. Сравнительно недавно было принято решение о привлечении к боевой работе одного из новейших скоростных десантных катеров, который вскоре был доставлен в район боевых действий. Подробности применения такой техники, по-видимому, станут известны только в будущем. Тем не менее, уже сейчас экипажи проверяют свои навыки и осваивают работу в сложных условиях на большом удалении от мест постоянного базирования.


По материалам сайтов:
https://kalashnikov.com/
http://euroyachting.ru/
http://ria.ru/
http://rg.ru/
http://vg-news.ru/
http://svpressa.ru/
http://nevskii-bastion.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти