«Сом»: как русская подлодка затонула в Швеции

Аландские острова, 2015 год. Видеозапись затонувшей субмарины, сделанную глубоководным аппаратом поисковой группы Ocean X Team, первыми посмотрели шведские военные. «Тут очень чистая и холодная вода, — рассказали дайверы. — Подлодка сохранилась в ней практически в неизменном виде, и поначалу мы засомневались — может, она современная»? Выяснилось все быстро: на глубине 87 м действительно лежали останки российской подлодки, но затонувшей еще 99 лет назад. На боку отчетливо читалось: «СОМЪ».

«Сом»: как русская подлодка затонула в Швеции

За Первую и Вторую мировые войны, а также Советско-финскую, на Балтийском море в походах погибли 46 российских и советских подлодок. Большинство из них не найдены до сих пор.

1905 Японское море

29 апреля, находясь в боевом патрулировании в 70 милях южнее Владивостока, моряки заметили пару двухтрубных японских миноносцев. Капитан «Сома» князь Владимир Трубецкой отдал команду на погружение и выход в атаку. Однако заметили опасность и сигнальщики японцев. Корабли развернулись и быстро набрали полный ход, и когда подлодка поднялась «под перископ», находились уже вне ее досягаемости. И хотя схватка не состоялась, встреча оказалась запоминающейся: по данным историка флота Эдуарда Игнатьева, это было первое столкновение русской субмарины с реальным противником.

1873−1901 Лимерик — Нью-Йорк

Новорожденный «Сом» носил имя «Фултон», в честь конструктора, который еще в 1800 году создал одну из первых работающих моделей подводных лодок. На его «Наутилусе» впервые использовались горизонтальные рули и гребной винт, имелся запас сжатого воздуха и даже раздельные двигатели для надводного и подводного хода.

Одним из последователей Роберта Фултона оказался бежавший в США ирландский националист Джон Холланд. Судя по всему, он знал всего две страсти — любовь к механике и ненависть к англичанам, и после впечатляющих известий о первых опытах боевого применения подлодок они слились в одну. В субмаринах Холланд увидел средство разгромить непобедимый «Гранд-Флит». Земляки Холланда быстро оценили эту возможность, и «Братство фениев» стало спонсором его первых разработок. При их поддержке инженер одну за другой создал несколько моделей, экспериментируя с конструкциями и двигателями. Но главная находка случилась в 1881 году, когда Холланд разместил на подлодке аппарат для метания мин, прообраз торпедных аппаратов всех последующих поколений. И если над первой моделью Холланда еще подшучивали, дескать, «один чудак из Лимерика построил себе плавучий гроб», то оснащенная тремя торпедами «Холланд-6» уже была принята на службу ВМФ США.

Но с успехом пришли и проблемы. В 1900 году у изобретателя возник конфликт с инвесторами, купившими его Holland Torpedo Boat Co. Холланда выдавили из компании и, когда он ушел в отставку, стерли память о нем даже из названия, превратив фирму в Electric Boat Co. «Фултон», построенный в 1901 году, стал девятой и последней подлодкой Холланда, работу над которой он успел довести до конца.

«Сом»: как русская подлодка затонула в Швеции

Судьба других субмарин серии сложилась вполне буднично. В 1918 году «Белуга», «Пескарь», «Стерлядь» и «Щука» были захвачены немцами в порту Ревеля и отправлены на слом. В 1919 году «Лосось» и «Судак» затопили англичане на внешнем рейде Севастополя. Они были подняты Экспедицией подводных работ особого назначения в 1932 году и тоже сданы в металлолом.

«Сом»: как русская подлодка затонула в Швеции


1904 Вашингтон — Кронштадт

От предыдущей модели подлодка заимствовала завидную устойчивость. Холланд отказался от вертикального погружения за счет впуска воды, перейдя к быстрому наклонному движению за счет двигателя и горизонтальных рулей. Боекомплект включал три торпеды, на корме устанавливалась пневматическая пушка для динамитных снарядов.

«Фултон» — еще не «Сом» — был построен на верфях в Нью-Джерси и в 1902 году совершил переход в Вашингтон, прекрасно показав себя даже во время невероятно сильной бури. Американские военные покупать новую серию не спешили, зато подлодкой заинтересовались в России.

С началом Русско-японской войны военно-морскому ведомству страны пришлось резко изменить свои планы. Балтийский завод приступил к срочной постройке нескольких тяжелых субмарин серии «Касатка». Наряд на изготовление легких подлодок получил Невский завод, который заключил контракт на покупку «Фултона» и производство серии его аналогов.

Несмотря на объявленный США нейтралитет, разобранный «Фултон» под видом парового котла отправился в Кронштадт, а оттуда — на верфи Петербурга. 31 мая 1904 года «Фултон» стал «Сомом» и был зачислен в состав Сибирской флотилии, а в 1904—1907 годах к нему присоединились шесть новых субмарин, тоже получившие «рыбьи» имена — «Щука», «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось» и «Судак».

1904 Петербург — Владивосток

По первоначальному замыслу вице-адмирала Карла Иессена, отряд подводных миноносцев должен был действовать непосредственно в японских портах. Но планы не сбылись, виной чему и недоверие флотоводцев к молодому «подплаву», и конструктивные недоработки субмарин, и просто неразбериха. Задача подводникам была поставлена более скромная: «Несение дозорной службы, ближняя разведка и охрана побережья вблизи крепости».

Впрочем, и это оказалось тяжелым испытанием. Качка и недостаток вентиляции, протечки и влажность — привычная атмосфера подводных походов того времени. Небольшие, плотно забитые объемы не позволяли организовать даже спальных мест, и моряки валились, не раздеваясь, где придется. Бортовые механизмы были ненадежны, торпеды быстро разъедала коррозия.

На этом фоне «Сом» выделялся в лучшую сторону. Уже после войны, подводя итоги действиям российских подлодок, конструктор Михаил Беклемишев отметил слаженные действия его экипажа и командира, хорошую управляемость и точность торпедной стрельбы.

1905−1914 Японское море

После войны «Сом» и его собратья продолжили службу на Тихом океане. Они использовались для обучения личного состава и дозоров, а заодно прошли серию модернизаций. Были обновлены многие механизмы, субмарины получили более совершенные перископы, а в 1909 году были оснащены новыми двигателями.

В том же 1909 году в петербургский Морской корпус поступил потомственный казак Хрисанф Бугураев. Неизвестно, чем так увлекло его море, но, бросив блестящую карьеру кавалериста, он стал гардемарином. Бугураев служил на линкоре «Андрей Первозванный», в 1910 году даже успел совершить плавание на крейсере «Аврора», а затем поступил в Учебный отряд подводного плавания (УОПП). В 1916 году на время отлучки командира «Сома» он будет исполнять его обязанности — в первый и в последний раз.

В самом начале Первой мировой «Сом» успел побывать в составе Черноморского флота, проводя дозоры на дальних подступах к Одесскому порту. Но уже летом 1915 года подлодку снова доставили в Петербург — теперь Петроград. После сборки и испытаний «Сом» перешел на свою последнюю базу, в Мариехамн, столицу финских Аландских островов.

1915−1916 Балтийское море

Аландские острова перегораживают вход в Ботнический залив и позволяют контролировать Северную и Восточную Балтику. Мариехамн стал западным форпостом Балтийского флота, где находилась и плавбаза подводных лодок «Святитель Николай». Российские субмарины действовали совместно с несколькими английскими, которые сумели форсировать блокированные немцами Балтийские проливы.

«Сом»: как русская подлодка затонула в Швеции

Подводная лодка Джона Холланда «Фултон» («Сом») стала основой для создания субмарин классов А (США), Holland (Великобритания), «Сом» (Россия) и № 1 (Япония), а также субмарин О-1 (Нидерланды) и Hajen (Швеция).

«Сом»: как русская подлодка затонула в Швеции


В 1915—1916 годах союзники осуществляли совместное патрулирование моря, хотя и для Великобритании, и для Германии этот театр оставался второстепенным. Несмотря на несколько славных баталий у Готланда и в Рижском заливе, задача подводников сводилась в основном к тому, чтобы не допустить проникновения немцев в Финский залив и удерживать контроль над грузовыми перевозками.

К этому времени «Сом» оставался на службе уже больше десяти лет. Назначенному исполнять обязанности командира Бугураеву уже доводилось ходить на подлодках этого класса, однако целый год до того он провел на субмаринах вчетверо тяжелее. Новый вахтенный «Сома» Борис Саско был подводником и вовсе начинающим, с курсов УОПП он выпустился лишь в апреле того же года.

1916 Аландские острова

10 мая «Сом» проводил патрулирование и, находясь между маяком Свартклаббен и островом Архольма, заметил шведский транспорт «Онгерманланд». Швеция оставалась нейтральной, однако продолжала осторожные поставки в Германию. Поэтому досмотр был процедурой обычной, и капитан транспорта приготовился выполнить требования военных, чей перископ следовал параллельным курсом в легком дневном тумане. Внезапно подлодка повернула к судну и через минуту оказалась перед его форштевнем.

Таран в то время был грозным оружием надводных кораблей, крушивших субмарины. «Сом» нарвался на такой удар сам. По словам эксперта по истории подводного флота Андрея Николаева, лейтенант Бугураев мог использовать небоевую ситуацию для учебного маневрирования, но неверно оценил ход корабля и подводной лодки.

Стремясь избежать столкновения, он отдал команду на срочное погружение, однако задел корабль корпусом. «Сом» получил дополнительный толчок и, подгоняемый рулями, быстро ушел на глубину. На 20 м должна была сработать система продувания балласта, но из-за большой скорости погружения она могла просто впустую израсходовать запас сжатого воздуха. И если удар о пароход не привел к появлению пробоины, Бугураев, Саско и 16 матросов «Сома» оставались живы, пока не закончился воздух.

«Категоричных выводов делать не стоит, — добавляет Андрей Николаев. — Ошибки командования возможны, но также возможно, что авария произошла из-за технического сбоя. А может быть, пароход осуществил опасное изменение курса. Это лишь одна из версий, и установить истину будет можно лишь тогда, когда «Сом» будет поднят».

2015 Аландские острова — Москва

По-настоящему розысками погибших кораблей дайверы Деннис Эсберг и Питер Линдберг увлеклись после того, как им удалось обнаружить место гибели шхуны «Йёнчёпинг». Всё в том же 1916 году она несла груз шампанского и коньяка ко двору Николая II, но была торпедирована немецкой подлодкой. В 1998-м останки корабля были подняты на поверхность вместе с 2400 бутылками настоящего брюта Heidsieck & Co Gut Americain. Шампанское великолепно сохранилось и на аукционах было нарасхват, несмотря на рекордно высокую стоимость. С тех пор Эсберг, Линдберг и их единомышленники из Ocean X Team продолжают работать «археологами моря». На счету команды — не один десяток находок, но целой подводной лодки им прежде не попадалось.

В 2014 году дайверы работали на судне iXplorer, обследуя дно близ Аландских островов, где, по указаниям некоторых источников, можно было найти кое-что интересное. «У нас были координаты, и мы приступили к поискам, даже не зная, что именно можем найти, — рассказал Деннис Эсберг. — Затонувших кораблей там полно, но то, что нам попалась подводная лодка, оказалось совершенно неожиданным».

Такой экспонат с радостью увидят у себя историки, моряки и музейщики многих стран. Однако первую скрипку в подъеме «Сома» должна сыграть, видимо, Россия. И действительно, желание поучаствовать в этой операции озвучили несколько общественных организаций, государственных лиц и даже пара министерств. Однако в Ocean X Team об этом ничего не слышали. «Из России, — сказал Деннис Эсберг, — к нам пока не поступало ни одного обращения».

Серия «Сом»

Производство: Невский судостроительный завод, Elecric Boat Co., 1904−1907 гг.

Представители: «Сом» (1901 г.), «Белуга», «Лосось», «Пескарь», «Стерлядь», «Судак», «Щука».

Водоизмещение: надводное 105 т, подводное 124 т.

Размеры: 19,8 х 3,6 х 2,9 м.

Глубина погружения: 30 м.

Полный надводный ход: 8,5 узла, 430 миль (ДВС, 160 л.с.).

Полный подводный ход: 6 узлов, 40 миль (электродвигатель, 70 л.с.).

Вооружение: 457-мм трубный ТА (боезапас 3 торпеды).
Автор: Роман Фишман
Первоисточник: http://www.popmech.ru/technologies/230141-som-kak-russkaya-podlodka-zatonula-v-shvetsii/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. bionik 12 ноября 2016 07:30
    "Сомъ" в плавучем доке.
  2. 2-0 12 ноября 2016 08:48
    "С радостью увидят у себя.....", "Подъём...."! Не могу утверждать наверняка, т.к. РФ это не Российская империя, но объявить место воинским захоронением-то, Россия может наверное, и тогда никто туда не сунется.
    Лодка сгнила, что там поднимать?
    2-0
    1. Котище 12 ноября 2016 11:30
      И все-таки, это наша история и память. На месте нашего правительства я задумался о подъеме корабля и его реставрации, хотя бы для будующих поколений!
      Честь имею.
    2. Serg Koma 13 ноября 2016 10:10
      Цитата: 2-0
      Лодка сгнила, что там поднимать?

      Судя по видео https://www.youtube.com/watch?v=0m-P6Q48sL0 сохран лодки на удивление хороший.
      ЭПРОН, во времена когда ещё не было акваланга, успешно производил подъём "одноклассников" (и не только )
      Интересными работами 1932—1933 гг. были подъем подводных лодок «Судак», «Лосось» и «Налим» с глубины 57 м в районе Севастополя.
      Не думаю что сумма потраченных средств(если без "распила") будет выше стоимости уникального музейного экспоната. Судя по видео лежит на ровном киле, серьёзных повреждений не заметно.
      По поводу экипажа - перезахоронение на Родине.

      P.S. Как версия. После того как "швед" застопорил ход(а возможно для большей эффективности дать "задний ход"), п/л не могла в подводном положении правильно рассчитать положение надводного судна.
      1. Serg Koma 13 ноября 2016 12:56
        СОМЪ на Дальнем Востоке
      2. 2-0 13 ноября 2016 20:24
        Это у "Сома" на дне, сохран, может быть, очень хороший. Металл корродирован. При поднятии лодка или рассыпется в труху, или быстро разрушиться на воздухе.

        По поводу реставрации - легче новую построить (лично моё мнение).
        2-0
  3. rudolff 12 ноября 2016 09:09
    Только вдумайтесь, 100 тонн водоизмещения! И на таких воевали на всех флотах. Знаменитая Малютка или сверхмалая Пиранья примерно в два раза крупнее.
  4. амурец 12 ноября 2016 10:10
    Несмотря на объявленный США нейтралитет, разобранный «Фултон» под видом парового котла отправился в Кронштадт, а оттуда — на верфи Петербурга. 31 мая 1904 года «Фултон» стал «Сомом» и был зачислен в состав Сибирской флотилии
    Оказывается не только в СССР напильником умели пилить, но и в США.
    Но с успехом пришли и проблемы. В 1900 году у изобретателя возник конфликт с инвесторами, купившими его Holland Torpedo Boat Co. Холланда выдавили из компании и, когда он ушел в отставку, стерли память о нем даже из названия, превратив фирму в Electric Boat Co. «Фултон», построенный в 1901 году, стал девятой и последней подлодкой Холланда, работу над которой он успел довести до конца.

    Тогда не пойму почему лодки АГ 602 проекта носили название системы Холланд и прошли не только ПМВ но и ВМВ в России а потом в СССР на Чёрном море, если, как пишет автор Фултон (Сом) была последней лодкой Нолланда.
    https://topwar.ru/22385-podvodnye-lodki-tipa-ag-a
    merikanskiy-holland.html
  5. Simpsonian 12 ноября 2016 11:08
    "ВНЕЗАПНО" швед просто протаранил ПЛ когда она погружалась, чем "нейтральные" шведы в общем гордятся

    такой таран, с такими же последствиями, был не один

    передайте афтору об этом, вдруг он не знал
    1. kig 12 ноября 2016 13:31
      Давайте не будем изобретать версии, к тому же их всего две: намеренный таран или столкновение при неудачном маневрировании. Если же вам известны факты, то пожалуйста их в студию. Официальные же сведения такие:
      10 мая 1916 года в 4 часа утра ПЛ «Сом», осуществлявшая патрулирование в Аландском море, погибла при подводном столкновении со шведским пароходом «Онгерманланд»[sv]. Столкновение произошло между маяком Svartklubben[sv] и островом Архольма[sv]. Как засвидетельствовал капитан парохода, он заметил перископ, возвышающийся над водой на 1 м, на расстоянии 150 м. Лодка шла параллельным курсом, а затем повернула к пароходу. Решив, что корабль хотят осмотреть, капитан застопорил ход. Перископ внезапно скрылся под воду, а лодка ударила пароход в подводной части. Больше лодка не показывалась. Вместе с лодкой погиб и её боевой экипаж — 2 офицера и 16 нижних чинов. Командовал лодкой 25-летний лейтенант Хрисанф Константинович Бугураев.
      По другой версии подводная лодка была намеренно протаранена шведским пароходом для того, чтобы избежать досмотра груза.
      kig
      1. Simpsonian 12 ноября 2016 13:42
        давайте не будем... шведы этими эпизодами открыто гордятся (пароход был безружный), и ПЛ сами себя не таранят yes
        1. kig 13 ноября 2016 02:46
          Пример шведской гордости этими эпизодами, пожалуйста. Если они "открыто гордятся", то найти их нетрудно. Ждем с нетерпением.
          kig
          1. Simpsonian 13 ноября 2016 03:00
            Ну если найти из нетрудно, то сам легко и найдешь...
            например открыто гордились при обсуждении этой темы на ютюбе
      2. Simpsonian 12 ноября 2016 13:46
        не смотря на то что такие же досмотры делали все воюющие стороны (а немцы позже перешли вообще к неограниченной подводной войне) они были русскими досмотрами в ПМВ очень недовольны
        в ВОВ нейтральные шведские ВМС атаковали глубинными бомбами уже советские ПЛ, когда те пытались топить немецкие транспорта перевозившие в Рейх ШВЕДСКУЮ железную руду
        1. kig 13 ноября 2016 02:58
          "Уничтожать все транспорты и неприятельские военные корабли, за исключением
          военных кораблей шведского флота, атаки которых запрещаются" (Хроника боевых
          действий БФ за 1941 и 1942 гг. М.: Воениздат, 1947.).
          В итоге уже первая из подошедших к шведским терводам ПЛ Щ-317
          последовательно потопила сначала финский транспорт и повредила датский, а
          затем у восточного побережья о. Эланд потопила первый в ходе войны
          шведский транспорт "Ада Гортон" (2405 брт), и случилось это 22 июня 1942 г
          июля «Щ-317» безрезультатно атаковала шведский транспорт «Галеон» и была контратакована шведским эсминцем «Эреншельд».
          kig
          1. Simpsonian 13 ноября 2016 03:31
            Возможно, если дело было ночью и флаг рассмотреть было невозможно

            А про то что когда идет война, побережье противника блокируется, когда-либо слышал?

            Похоже что искать ничего не нужно - сами из тех кто гордиться...
            1. kig 15 ноября 2016 06:56
              Это я к тому, что шла война на суше и на море, и шведский ВМФ выполнял задачу - защита своего морского судоходства. Так же как и наш ВМФ выполнял задачу по нарушению вражеского судоходства. Про флаг совершенно верно подмечено - и не видно, и фиг его знает кто этот флаг на самом деле одел. Также и эсминец: слышен шум винтов, виден след торпеды, а чья это лодка - советская, английская, польская или и вовсе немецкая - разберемся потом.

              А примеров гордости вы, значит, не нашли ...
              kig
              1. Simpsonian 15 ноября 2016 16:46
                Если разобраться сразу (а это не сложно), в то время атаковать судоходство могли только советские и немецкие, резон был только у советских.

                шведы в ВОВ не просто эскортировали немецкие суда перевозившие шведскую железную руду, они целенаправлено занимались противолодочной борьбой, воевали на финском фронте силами больше дивизии (помимо добровольцев в СС) и даже под своими шведскими опознавательным знаками (как и не под своими) сбивали самолеты советских ВВС над Финляндией, пока в 1944 ими не был основательно пробомблен правительственный квартал Стокгольма (о чем они упоминать наоборот очень не любят, хотя казалось бы ... )

                примеры их гордости значит не искали, хотя и было написано где.
                1. kig 19 ноября 2016 03:46
                  Подскажите где, сам поищу, интересно
                  kig
                  1. kig 19 ноября 2016 04:05
                    и вообще я что-то не пойму, о чем мы спорим?
                    kig
                  2. Simpsonian 20 ноября 2016 23:54
                    Цитата: kig
                    например открыто гордились при обсуждении этой темы на ютюбе
  6. пищак 12 ноября 2016 15:19
    Как-то неубедительно звучит версия о внезапном "самотаране( ну не верю, что командир ПЛ был такой уж профан, каким пытаются представить его шведы!)"-больше похоже на ложь во спасение от "рылопухих( и наверняка не заинтересованных в досмотре груза и списка пассажиров)" и коварных "нейтралов"?!
    Как пел незабвенный Владимир Семёнович-"...вперёд 500, назад 500..", а выживший, конечно же, представит свою "правдивую версию"...
    ЗЫ Тоннаж найденной подлодки весьма мал и сохран неплохой, судя по отзывам и видео( фото в начале статьи-это ж ведь не "Сомъ") в Сети, но как поведут себя торпеды при вероятном подъёме и надо ли это России, ведь это место воинского захоронения-внутри погибший российский экипаж?!
    1. DimerVladimer 14 ноября 2016 12:50
      Цитата: пищак
      Как-то неубедительно звучит версия о внезапном "самотаране( ну не верю, что командир ПЛ был такой уж профан, каким пытаются представить его шведы!)"-больше похоже на ложь во спасение от "рылопухих( и наверняка не заинтересованных в досмотре груза и списка пассажиров)" и коварных "нейтралов"?!

      Все возможно.
      Очень не высокого мнения были английские подводники о русском подплаве в годы ПМВ (да и ВМВ).
      Для усиления действий подводных лодок, перебрасывали англичане на Балтику подводные силы, по согласованию с царским правительством. Есть соответствующие оценки действий и воспоминания.
      1. Simpsonian 15 ноября 2016 16:52
        А возможно что это у парохода руль заклинило? Или у его шведского капитана голову?

        О немецком подплаве английские подводники еще более низкого мнения, причем до сих пор.

        ПС. даже использовали суда-ловушки
      2. JääKorppi 12 декабря 2016 22:19
        Пусть о плохом плавсоставе Русских подводников расскажут утопшие британские моряки с эсминца Vittoria!!
  7. Альф 12 ноября 2016 17:07
    Вот ! Уже тогда кровавые русские вынашивали планы захвата мирной Швеции. Уже тогда русские подводные лодки бороздили побережье Швеции. Значит, правы шведы видевшие русские ПЛ у себя под берегом в 2015, 14. laughing
    1. амурец 13 ноября 2016 00:38
      Цитата: Альф
      Вот ! Уже тогда кровавые русские вынашивали планы захвата мирной Швеции. Уже тогда русские подводные лодки бороздили побережье Швеции. Значит, правы шведы видевшие русские ПЛ у себя под берегом в 2015, 14. laughing

      И не только бороздили побережье Швеции. АПЛ Дмитрий Донской всплывала возле королевского дворца в Стокгольме. Трём свидетелям медэкспертизу на предмет наличия алкоголя в крови не проводили, но говорят от них сильно пахло "Столичной и Беломором."
  8. JääKorppi 12 декабря 2016 22:16
    Лодку хорошо бы поднять!! Конечно воинское захоронение! Но можно было бы предать погибших прошедшей войны родной земле и установить монумент морякам - героям Первой мировой! А из лодки получился бы шикарный музей. А ещё есть мнение и мне кажется оно более основательно, что пароход, везший груз для Германии в нарушение блокады, умышленно протаранил нашу лодку!!
Картина дня